Научная статья на тему 'Взаимосвязь творческих характеристик личности и типов реагирования на конфликт (на примере врачей и учителей)'

Взаимосвязь творческих характеристик личности и типов реагирования на конфликт (на примере врачей и учителей) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
975
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVITY / ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ / PERSONAL RISK TENDENCY / ТИПЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА КОНФЛИКТ / TYPES OF RESPONSE TO A CONFLICT / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВРАЧ-БОЛЬНОЙ / INTERPERSONAL INTERACTION "DOCTOR PATIENT" / УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК / "TEACHER DISCIPLE"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кашапов Мергаляс Мергалимович, Рескайя Юлия Константиновна

В работе предпринята попытка на примере врачей и учителей выявить взаимосвязь личностных характеристик, таких, как творческие способности и личностная готовность к риску, и типов реагирования на конфликт (решение, агрессия, уход). В ходе исследования проведен теоретический анализ конфликтного поведения, его сущности, динамики, видов, а также причин возникновения; изучены типы реагирования на конфликт, их специфика в образовательной и медицинской сфере. Важные понятия творчество и риск, мы рассмотрели как в педагогической, так и во врачебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION BETWEEN CREATIVE CHARACTERISTICS OF A PERSON AND TYPES OF RESPONSE TO A CONFLICT (BY THE EXAMPLE OF DOCTORS AND TEACHERS)

The paper attempts to identify the correlation between personal characteristics, such as creative thinking and personal risk tendency, and types of response to a conflict (solution, aggression, escape) using teachers and doctors as subjects. During the research, the authors have made a theoretic analysis of a conflict behavior, including its content, dynamics, classes and causes of appearance; moreover, they have studied the types of response to a conflict, their particularities in education and medicine spheres. Conceptions of risk and creativity are also crucial in this research and have been studied in both educational and medical practices.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь творческих характеристик личности и типов реагирования на конфликт (на примере врачей и учителей)»

Психология. Социальная психология

УДК 159.9

М.М. Кашапов, Ю.К. Рескайя

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ И ТИПОВ РЕАГИРОВАНИЯ НА КОНФЛИКТ (НА ПРИМЕРЕ ВРАЧЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ)*

В работе предпринята попытка на примере врачей и учителей выявить взаимосвязь личностных характеристик, таких, как творческие способности и личностная готовность к риску, и типов реагирования на конфликт (решение, агрессия, уход). В ходе исследования проведен теоретический анализ конфликтного поведения, его сущности, динамики, видов, а также причин возникновения; изучены типы реагирования на конфликт, их специфика в образовательной и медицинской сфере. Важные понятия творчество и риск, мы рассмотрели как в педагогической, так и во врачебной деятельности.

Ключевые слова: творческие способности, личностная готовность к риску, типы реагирования на конфликт, межличностные отношения в системе врач-больной, учитель-ученик.

Актуальность исследования. В настоящее время единственным способом социального развития становится сотрудничество: только совместная деятельность позволяет достигать максимальных результатов при минимальных затратах. Поиск современных средств организации сотрудничества -это актуальная проблема как в образовательной системе, субъектами которой выступают ученики, учителя, родители и администрация школы, так и в системе медицинского обслуживания.

Пациент вправе рассчитывать на позитивные результаты и поддержку медицинского персонала, а ученик хочет понимать объяснения учителя и получать хорошие оценки. Зависимость людей друг от друга ставит проблему межличностных отношений в центр существования человека. Согласно определению А.Л. Журавлёва, межличностные отношения - это объективно переживаемые и в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми [8]. По мысли А.В. Петровского, это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; это - система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, посредством которых люди воспринимают и оценивают друг друга [21].

Большой резонанс в свое время получили исследования феномена группового единомыслия ^гоирШтк), убедительно показавшие, что стремление группы к единодушию и групповому согласию порождает «единомыслие», вследствие которого ухудшается качество принимаемых группой решений, что порой приводит к трагическим ошибкам [25]. Такие межличностные отношения не должны иметь место в профессиях «субъект-субъектного» взаимодействия: это может негативно отразиться на учениках. К примеру, коллектив учителей придет к групповому согласию, что такой-то ученик плохой. Однако плохих учеников не бывает - к каждому из них требуется индивидуальный подход. Коллективное же мнение приводит к неверной оценке потенциала ученика, что отрицательно отражается на его учебе и личности в целом. Негативное отражение «единомыслия» во врачебной деятельности проиллюстрируем следующим образом: при постановке диагноза зачастую собирают консилиум. В ходе обсуждения вырабатывается мнение большинства, с которым остальные соглашаются, что довольно часто приводит к ошибочному диагнозу. Проблема подобных ситуаций - в недостаточной профессиональной и личностной готовности к риску и низком уровне творческих способностей. Если бы специалист рискнул и высказался иначе, чем другие, доказав свою позицию, не совершилась бы ошибка. Здесь причина - в боязни конфликта. Однако многие исследователи считают, что конфликт может быть конструктивным и вести к позитивным изменениям в группе [28]. Некомпетентность в управлении конфликтами, может быть решена, если медперсонал и педколлектив будут постоянно совершенствовать творческое мышление, что, способствовало бы эффективному преодолению барьеров в межличностных отношениях [9-12; 13].

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-06-10823а).

2015. Т. 25, вып. 4 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Мэри Паркер Фоллетт [30] одна из первых в 1924 г. выдвинула идею «конструктивного конфликта» и определила три типа разрешения конфликтов: «доминирование» - победу одной стороны над другой; «компромисс» - соглашение; «сотрудничество» достигнутое благодаря оптимальному разрешению противоречий: ни одна сторона ничем не жертвует и обе выигрывают. В последнее время в связи с модернизацией системы российского образования и изменяющимися условиями социального бытия нельзя не заметить, что изменился социально-психологический портрет людей, работающих педагогами и врачами. Это особые профессиональные группы. Учителя обеспечивают детей интеллектуальным ресурсом, качеством которого определяются экономические перспективы, социальное и культурное благополучие общества. Процесс формирования опыта и знаний - потенциально конфликтен, поскольку влечет за собой социально-психологические изменения участников образовательного процесса. В связи с этим остро встает вопрос о необходимости конфликтной компетентности специалистов, владеющих мастерством не только решения конфликтов, но и обучения этому своих подопечных.

Таким образом, профессионал, работающий в системе субъект-субъектных отношений становится результативистом, для коллег - источником разнообразного позитивного опыта. К нему всегда можно обратиться за помощью в решении той или иной проблемной ситуации. Результативист -это специалист, овладевший профессиональным поведением как обучающим фактором. Своими высокопрофессиональными действиями он демонстрирует образцы оптимального, креативного, конструктивного поведения [12].

Установление взаимосвязи типов реагирования на конфликт с творческими способностями и готовностью к риску позволяет рассматривать конфликтное взаимодействие как источник личностного и профессионального роста и повышения эффективности межличностных отношений. В этом случае конфликт воспринимается и осмысливается субъектом не как угроза, а как подарок энергии, которую можно использовать в качестве творческой силы [9-11; 14; 15].

В.И. Андреев пишет о том, что человек вынужден реагировать на постоянно происходящие в обществе изменения, но часто бывает не готов к ним. Чтобы выжить в ситуации постоянных изменений и адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, развить в себе способность к творчеству [1] как неотъемлемому условию профессионального мастерства специалиста. В основе творческой профессиональной деятельности лежит профессионально-творческое мышление. Сфера профессионального труда в быстро меняющихся условиях жизни требует развертывания творческого профессионального мышления [17].

У врачей творческие способности характеризуют готовность специалиста к принятию и порождению принципиально новых идей. Как пишет А.А. Деркач, врач действует в условиях проблемной нестандартной ситуации, заданной неповторимостью организма и личности пациента, поэтому творчество не является побочным продуктом врачебной деятельности, оно - сама ее сущность [6].

Многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность тоже требуют вариативных подходов к анализу и решению задач. Доминирующий в школах авторитарный стиль управления и преподавания существенно затрудняет внедрение творческого процесса и не способствует возникновению новообразований [16]. Новый продукт, по определению М. Фоллетт, является оригинальным и неожиданным истепень его новизны может быть разной: в диапазоне от минимального отклонения от созданного ранее и вплоть до важного нововведения [30]. В творческой атмосфере у учеников и учителей образуется новый продукт, который может повышать инновационный потенциал системы образования.

Ещё одна неотъемлемая характеристика этих специальностей - готовность к риску. Риск ради спасения жизни в медицинской практике - неизбежная необходимость, связанная с применением новых методов профилактики, диагностики и лечения с использованием новых лекарственных средств и иммунологических препаратов. Риск необходим характеристика в ситуациях, когда врач должен отступить от стандартного алгоритма выполнения своих обязанностей. Люди, неспособные переносить неопределенность, избегают стрессогенные ситуации и реагируют на них торопливо и резко [31],что во врачебной деятельности совершенно недопустимо. Ю.С. Филатова провела анализ конфликтной компетентности врача на разных этапах профессиональной деятельности и разработала положения об оптимальных моделях взаимодействия врач-больной, а также обосновала однозначно положительное влияние длительности трудового стажа на коммуникативную компетентность врача [26].

Каждый учитель тоже регулярно сталкивается с педагогическим риском, в контексте которого ему необходимо принять педагогическое решение. Обоснованность и надежность позитивного прогноза - это средство снижения педагогического риска, неизбежно возникающего в процессе осуществления инновационной деятельности.

Знакомясь со спецификой работы в медицинской и педагогической сферах, можно сделать вывод об их некоторой схожести. Обе требуют творческого характера и предполагают постоянный выбор из вариантов, то есть объективно сопряжены с риском. Обе профессии (врача и педагога) относятся к типу «человек-человек» и по характеру труда являются профессиями творческого класса. Особенно важным для нас является поиск взаимосвязи между ними и типом реагирования на конфликт.

Объект исследования - стратегии, выбираемые личностью в конфликтной ситуации.

Предмет исследования - стратегии разрешения конфликтных ситуаций, обусловленные личностными характеристиками.

Цель исследования состоит в эмпирическом изучении влияния личностных характеристик на тип реагирования в конфликте (на примере врачей и учителей).

Исследование включает следующие эмпирические задачи:

1 Анализ литературных данных по проблеме межличностных конфликтов в профессиональной деятельности и различий в выборе стратегии поведения в конфликтах, основанных на личностных характеристиках.

2. В выборе стратегии поведения в конфликте выявить различия между врачами и учителями.

3. Установить взаимосвязи между личностными характеристиками и типами реагирования на конфликт.

Гипотезы исследования

Основная гипотеза: различия в выборе стратегии разрешения конфликтных ситуаций обусловлены, прежде всего, творческими характеристиками личности.

Гипотеза 1: Испытуемые с более низким уровнем творческих способностей чаще выбирают стратегии, не ведущие к конструктивному решению конфликта, что означает выбор типа реагирования на конфликт- агрессии.

Гипотеза 2: У врачей, в равнении с учителями, более высокий уровень личностной готовности к риску.

Характеристика выборки

Исследование проводилось в школах г. Ярославля, а также в Государственном учреждении здравоохранения ГУЗ клиническая больница КБ № 8, Негосударственном учреждении здравоохранения (НУЗ) дорожная клиническая больница на станции Ярославль ОАО «РЖД»; ГУЗ областная клиническая онкологическая больница. В качестве испытуемых участвовали 40 врачей и 40 учителей.

Методики исследования

Методика «Диагностика ведущего типа реагирования» (М.М. Кашапов, Т.Г. Киселева)

Задача данной методики - выяснить ведущий тип реагирования в конфликтных ситуациях.

Методика содержит 42 утверждения, каждое из которых - возможная ответная реакция на предложенную ситуацию. Обучающимся предлагается оценить по 4-балльной шкале, насколько характерен для них каждый из предлагаемых способов поведения».

Необходимо к каждому предложению отметить вариант ответа, наиболее характерный для испытуемого. На каждый вопрос выбирается только один ответ. Задание не ограничено во времени.

Методика на определение творческой личности (О.А. Шляпникова, М.М. Кашапов)

В опроснике содержится 48 утверждений; каждое из которых оценивается испытуемым по дихотомической шкале. Перед началом исследования испытуемому дается следующая инструкция:

«В этом опроснике содержится ряд утверждений, каждое из которых Вам предлагается оценить, примерить на себя. Если Вы согласны с тем, что данное высказывание можно отнести к Вам, ставьте «+», если нет, то «-».

В бланк ответов испытуемый заносит «+» или «-», после чего подсчитываются результаты в соответствии с ключом. Исходя из значения полученных баллов, интерпретируется уровень способностей творческой личности.

Методика диагностики степени готовности к риску (А.М. Шуберт)

Эта методика показывает не только готовность рисковать, но и насколько риск необходим и целесообразен. Тест Шуберта позволяет также выявить причины ошибок в повседневной жизни, чем позволяет корректировать стиль поведения для достижения большего успеха с меньшими затратами.

Процедура обработки результатов

Статистическая обработка результатов, полученных в ходе исследования, производилась следующими методами: Сырые данные по обеим методикам были занесены в Microsoft Office Excel. Данные таблицы Microsoft Office Excel обработаны в программе Psychometric Expert v5.0. Обработка данных и статистический анализ результатов также проводились в системе PsychometricExpert v5.0, использовалась процедура r-критерия Спирмена. Расчёт U-критерия Манна-Уитни для независимых выборок проводился в SPSS.

Результаты

Наша гипотеза о том, что различия в выборе стратегии разрешения конфликтных ситуаций, обусловлены личностными характеристиками, подтвердилась.

В табл. 1, отражающей результаты корреляционного анализа учителей, представлена обратная связь между способностями творческой личности и типом ее реагирования на конфликт - агрессией. Это свидетельствует о том, что у человека низкий уровень способностей творческой личности. Также мы пронаблюдали связь между типами реагирования на конфликт - уходом и решением. Такая взаимосвязь может удостоверять в том, что учителя выбирающие стратегию решения, склонны и к выбору ухода от конфликта.

Таблица 1

Корреляционный анализ педагогов

Уровень личностной готовности к риску Способности творческой личности Агрессия Уход Решение

Уровень личностной готовности к риску

Способности творческой личности 0,05

Агрессия 0,04 -0,45**

Уход 0,21 -0,07 0,31*

Решение 0,07 -0,08 0,33* 0,38**

отмечены значимые различия; р < 0,01; отмечены значимые различия; р < 0,05.

Таблица 2

Корреляционный анализ врачей

Уровень личностной готовности к риску Способности творческой личности Агрессия Уход Решение

Уровень личностной готовности к риску

Способности творческой личности 0,51***

Агрессия 0,06 -0,14

Уход -0,13 0,01 0,17

Решение 0,23 0,05 0,11 0,28*

отмечены значимые различия; р < 0,001; отмечены значимые различия; р < 0,05.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2015. Т. 25, вып. 4

В табл. 2 представлены результаты внутригруппового корреляционного анализа испытуемых врачей. Можно установить, что существует взаимосвязь между уровнем личностной готовности к риску и уровнем способностей творческой личности: человек с высоким уровнем личностной готовности к риску имеет и более высокий уровень творческих способностей. Также мы наблюдаем связь между типами реагирования на конфликт уходом и решением: врачи, выбирающие стратегию решения, склонны и к выбору ухода от конфликта.

Вторая часть нашего исследования посвящена установлению различий в проявлении степени готовности к риску между медицинскими работниками и педагогами. Сравнение было проведено с помощью статистического критерия и-критерия Манна - Уитни. В результате мы установили достоверность различий средних показателей уровня личностной готовности к риску (табл. 3).

Таблица 3

Различия в проявлении степени готовности к риску между врачами и педагогами

Диагностика уровня личностной готовности к риску Шуберт Способности творческой личности Шляпникова Кашапов Агрессия Уход Решение

MannWhitney U 558 798 654 688 678

Значимость 0,02* 0,985 0,159 0,28 0,239

*

отмечены значимые различия; р < 0,05.

Обсуждение результатов

Всё вышесказанное установлено на основе статистических результатов, которые представлены также в табл. 1. Для подсчета использовался коэффициент корреляции Спирмена. Как видно из табл. 1, результаты по шкале агрессия и способности творческой личности связаны между собой и имеют обратную связь (г = -0,45; p < 0,01). Наличие таких данных свидетельствует о том, что для учителей, имеющих более высокий уровень творческих способностей, вероятность выбора агрессии как типа реагирования на конфликт - низкая.

Такие результаты подтверждают наше предположение о том, что испытуемые с низким уровнем творческих способностей чаще выбирают стратегии, не ведущие к конструктивному решению конфликта, а значит выбор типа их реагирования на конфликт - это агрессия. Педагог всегда стоит перед выбором решения коммуникативных задач как основания педагогической деятельности, и для эффективности их выполнения ему необходимо проявлять педагогическое творчество. Так что умение решать конфликтные ситуации присуще именно педагогам с творческими способностями.

Обратная взаимосвязь творческих способностей и агрессии обусловлена также тем, что многообразие педагогических ситуаций, неоднозначность их требуют вариативных подходов к анализу и оптимальному решению вытекающих из них задач. Когда профессиональное мышление сливается с творческим, педагог способен действовать в инвариантной системе принятия решений, позволяющей предпринимать наиболее эффективные педагогические действия, в свою очередь предполагающие конструктивное решение конфликта. Творчески работающий учитель создает свою педагогическую систему, что без наличия определённого уровня творческих способностей невозможно. И в этой системе результат возможен только при условии, что с возникновении конфликта не будет применяться такой тип реагирования на него как агрессия.

Ещё один фактор обратной взаимосвязи творческих способностей и типа реагирования на конфликт заключается в том то, что педагогу зачастую приходится интерпретировать внешний облик ученика, как комплекс многочисленных информационных сигналов о его национальной и социальной принадлежности, психических качествах, уровне культуры, и этот анализ невозможен без включения творческого мышления. Насколько точна будет оценка личности ученика, зависит от уровня творческих способностей педагога, и качество этого анализа напрямую связано с поведением учителя в конфликтной ситуации. Воспринимая ученика полноценно, то есть в совокупности различных факторов, которые детерминируют его поведение, учитель способен подняться над ситуацией и принять наиболее позитивное разрешение межличностного взаимодействия.

Одновременно с представленными выше данными получены результаты, позволившие установить следующую корреляцию между типом реагирования на конфликт решением и уходом (г = 0,38; p < 0,01). Эти результаты можно интерпретировать следующим образом: специфика коммуникации педагога состоит в том, что взаимодействие происходит с детьми и подростками. У этих возрастных категорий есть свои особенности поведения: такие как кратковременность реакций с критическим выходом, низкий уровень самоконтроля, эмоциональность, - из чего можно сделать вывод, что в общении с такими возрастными категориями тип реагирования на конфликт уход имеет особенно важное значение.

Взаимосвязь ухода и агрессии (г = 0,31; p < 0,05), решения и агрессии (г = 0,33; p < 0,05) обусловлены, по нашему мнению, синдромом эмоционального выгорания. Это довольно распространенное явление, симптомами которого являются общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы; частые нервные срывы; постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет; чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности, что и может приводить к редкому использованию агрессии как типа реагирования на конфликт. Это может быть знаком психологической некомпетентности педагога, что, вероятно, приведет к нарушению психического здоровья школьника. Вот почему образовательные учреждения сегодня нуждаются в сохранении и укреплении психологического здоровья и воспитанников, и педагогов.

Вышесказанное подсчитано с помощью коэффициента корреляции Спирмена. Как видно из табл. 2, результаты по шкалам способности творческой личности и уровень личностной готовности к риску имеют между собой прямую связь (г = 0,51; p < 0,001). Результаты взаимосвязи между уровнем способностей творческой личности и уровнем личностной готовности к риску можно объяснить, с одной стороны, тем, что в профессиональной деятельности врача встречаются ситуации, вынуждающие действовать вопреки намерению, плану. А это требует наличия творческих способностей и также личностной готовности к риску. Таким образом, можно сделать вывод, что возможность работать в экстремальных ситуациях обусловлена наличием творческих способностей врача. При высоком их уровне врач может ставить профессиональные задачи и брать на себя ответственность, связанную с большим риском, что напрямую обусловлено личностной готовностью к риску и творческими способностями. Во врачебной деятельности это зачастую является залогом спасения жизни.

Ситуация неопределенности требует от врача мыслить быстро и неординарно, оценивать прогнозируемый результат, что, безусловно, невозможно без творческих способностей. Риск по самой своей природе, как мы можем заключить, всегда сопряжен с ситуацией неопределённости. Действовать эффективно и максимально верно при этом возможно лишь при условии, что профессионал обладает высоким уровнем творческих способностей, детерминирующих его профессионально-творческое мышление. И немаловажно, что профессионально-творческое мышление не позволяет профессионалу останавливаться в своем развитии, и побуждая личность дальше развивать интеллект, приобретать знания, расширять кругозор, находить дальнейшие пути самореализации.

Анализ табл. 2 показал взаимосвязь между типами реагирования на конфликт - уходом и решением (г = 0,28; p < 0,05). Наличие таких данных можно объяснить невозможностью постоянного решения всех конфликтов в медицинском обслуживании. Что является причиной выработки стратегии ухода от конфликта.

Во второй части нашего исследования установлена достоверность различий средних показателей уровня личностной готовности к риску ^ = 558; p < 0,02). Данное различие обусловлено спецификой профессиональной деятельности педагога и врача. В медицинской сфере ситуации, связанные с риском, встречаются периодически, в образовательной же сфере их количество минимально. Но это не единственная причина таких результатов. Полученные эмпирические данные детерминированы не только количеством рисков, но и тем, что педагогический риск не должен быть высоким, так как в профессиональной деятельности педагоги, работающие эффективно, имеют оптимальный уровень готовности к риску. Врачи же, напротив, из-за экстремальности профессиональных ситуаций должны иметь высокий личностный уровень готовности к риску.

Выводы

1. Основная гипотеза, что различия в выборе стратегии разрешения конфликтных ситуаций обусловлены творческими характеристиками личности, подтверждена. У учителей выявлены следующие особенности: личностная характеристика как творческие способности имеет обратную связь

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2015. Т. 25, вып. 4

с типом реагирования на конфликт - агрессией; на уровне тенденции обнаружена взаимосвязь между типом реагирования на конфликт уходом и личностной готовностью к риску. У врачей установлена связь творческих способностей и готовности к риску, на уровне тенденции найдены обратная взаимосвязь между уходом и готовностью к риску; а также прямая связь между типом реагирования на конфликт уходом и творческими способностями.

2. Гипотеза о том, что испытуемые с более низким уровнем творческих способностей чаще выбирают стратегии, не ведущие к конструктивному решению конфликта, что означает выбор типа реагирования на конфликт - агрессии, подтвердилась на выборке учителей, тогда как на выборке врачей такой взаимосвязи было не выявлено (только на уровне тенденции). Выбор стратегии разрешения конфликта как агрессия имеет обратную связь с творческими способностями. Педагоги, имеющие высокий уровень творческих способностей, реже прибегают к стратегии - агрессия.

3. Предположение, что врачи имеют более высокий уровень личностной готовности к риску, чем учителя, было статистически проверено и оказалось верным. Причиной этого предположения послужило то, что в медицинской сфере ситуации, связанные с риском, встречаются с большей периодичностью, чем в сфере образовательной. Также это связано с тем, что педагогический риск не должен находится на высоком уровне, так как в профессиональной деятельности педагоги, работающие эффективно, имеют оптимальный уровень готовности к риску; врачи же, напротив, из-за экстремальности профессиональных ситуаций должны иметь высокий личностный уровень готовности к риску.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань.: Изд-во Казан. ун-та, 1998. 320 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. 5-е изд. СПб. Питер, 2013. 512 с.

3. Буртовая Е.В. Конфликтология: учебное пособие. М.: Юнити, 2003. 512 с.

4. Грановская P.M. Конфликт и творчество в зеркале психологии. М.: Генезис, 2002. 573 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2014. 576 с.

6. Деркач А.А. Акмеология: учебникМ.: РАГС, 2002. 650 с.

7. Дидковская Л.Г., Яшкина Н.В. Причины конфликтов и пути их преодоления // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. 2009. № 7. С. 7-15.

8. Журавлев А.Л. Социальная психология: учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002. 102 с.

9. Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций: учеб. пособие. М.; Ярославль: Ремдер, 2003. 183 с.

10. Кашапов М.М. Основы конфликтологии: учеб. пособие. Ярославль: Яросл. гос. ун-т. 2006. 116 с.

11. Кашапов М.М. Приемы решения предконфликтных ситуаций // Конфликтология: хрестоматия / сост. Н.И. Леонов. 4-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ; Воронеж: Издательство «МОДЭК», 2011. С. 364-373.

12. Кашапов М.М. Психология творческого процесса в конфликте: монография. Ярославль: Яросл. гос. ун-т. 2011. 296 с.

13. Кибанов Л.Я., Коновалова В.Г., Белова О.Л. Управление конфликтами и стрессами. М.: Проспект, 2015. 88 с.

14. Леонов Н.И. Основы конфликтологии: учеб. пособие. Ижевск: Удмуртский университет, 2000. 122 с.

15. Леонов Н.И. Конфликтология: учеб. пособие. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2006. 232 с.

16. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009. 215 с.

17. Маркова А.К. Психология профессионализма М., 1996. 308 с.

18. Михайлова Е.К. Педагогическая рискология: монография / Рос.гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб.: Образование, 1995. 93 с.

19. Мясищев В.Н. Психология отношений // Избранные психологические труды. М.: Воронеж, 2005. С. 41-42.

20. Петрова И.А. Конфликт «врач - пациент»: технологии управления и нормативное урегулирование // Правовые вопросы в здравоохранении. 2013. № 3.

21. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 206 с.

22. Переверзин В. Толерантность в свете философско-эстетических идей М. Бахтина // Полярная звезда. 1996. 125 с.

23. Ратников В.П. Конфликтология. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2011. 543 с.

24. Соснин В.А. Теоретические и практические подходы к урегулированию конфликтных ситуаций в зарубеж-нойконфликтологии // Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. М., 2004. Вып. 6. С. 45.

25. Тейлор Ш., Пипл Л., Сирс Д. Социальная психология. М., 2004. С. 466-469.

26. Филатова Ю.С. Становление конфликтной компетентности врача терапевта на разных этапах профессионализации // XI Международная научно-практическая конференция «Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования». М.; СПб.: Нестор-История, 2015. С. 524-527.

27. Щербакова О.И. Конфликтологическая подготовка специалиста: контекстный подход // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 48-54.

28. Deutsch M. 2006, The constructive and destructive processes. New Haven and London, 1973. P. 13-17.

29. Sternberg R.J., Kaufman J.C, Pretz J.E. The creativity conundrum: A Propulsion model of kinds of creative contribution. New York: Psychology Press, 2002.

30. Follet M.P. Creating Democracy, Transforming Management, Tonn, Joan C., New Haven: Yale University Press, 2003. P. 34

31. Zenasni F., Lubart T.I. Adaptation francaised'une epreuve de tolerance al'ambiguite // Revue Europeenne de Psychologie Appliquee. 2001. Vol. 51(1-2). P. 3-12.

Поступила в редакцию 05.10.15

M.M. Kashapov, Yu.K. Reskaiya

INTERRELATION BETWEEN CREATIVE CHARACTERISTICS OF A PERSON AND TYPES OF RESPONSE TO A CONFLICT (BY THE EXAMPLE OF DOCTORS AND TEACHERS)

The paper attempts to identify the correlation between personal characteristics, such as creative thinking and personal risk tendency, and types of response to a conflict (solution, aggression, escape) using teachers and doctors as subjects. During the research, the authors have made a theoretic analysis of a conflict behavior, including its content, dynamics, classes and causes of appearance; moreover, they have studied the types of response to a conflict, their particularities in education and medicine spheres. Conceptions of risk and creativity are also crucial in this research and have been studied in both educational and medical practices.

Keywords: creativity, personal risk tendency, types of response to a conflict, interpersonal interaction "doctor - patient", "teacher - disciple".

Кашапов Мергаляс Мергалимович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии E-mail: [email protected]

Рескайя Юлия Константиновна, бакалавр E-mail: [email protected]

Kashapov M.M.,

Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Educational Psychology E-mail: [email protected]

Reskaiya Yu.K., bachelor E-mail: obaarbuza@ya. ru

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный

университет им. П.Г. Демидова»

150000, Россия, г. Ярославль, ул. Советская, 14

Yaroslavl State University

Sovetskaya st., 14, Yaroslavl, Russia, 150001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.