ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
Е. В. Бродовская
Доктор политических наук, доцент, профессор Департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ, заведующая кафедрой социально-политических исследований и технологий Института истории и политики Московского педагогического государственного университета E-mail: [email protected]
Elena V. Brodovskaya
Dr. Sc. (Political Sciences), Professor, Department of Mass Communication and Political Science, Financial University by the Government of the Russian Federation, Head of SocioPolitical Research and Technology Department, the Institute for History and Politics of the Moscow State Pedagogical University
УДК 378.14.015.62 Б01: 10.24411/2071-6427-2019-10057
Взаимосвязь ценностного и компетентностного выбора молодежи в условиях цифровизации: результаты всероссийского исследования (2018 г.)
В статье показаны эмпирически установленные корреляционные взаимосвязи надпро-фессиональных компетенций, цифровых компетенций, ценностного профиля, гражданской и социокультурной адаптации российской молодежи. Получение этих взаимосвязей основано на результатах многомерной обработки базы данных всероссийского массового опроса молодежи в формате онлайн-анкетирования: использованы аналитические функции пакета электронных программ для обработки статистических данных SPSS Statistic 24.0: корреляционный анализ; вычисление средних тенденций. Моделирование комплекса взаимосвязей между надпрофессио-нальными компетенциями, цифровыми компетенциями, ценностным профилем, гражданской и социокультурной адаптацией российской молодежи осуществлялось на основе реляционного подхода Н. В. Хованова. Ключевыми выводами исследования служат положения о высоком уровне адаптированности к рынку труда прагматично ориентированной, гипермобильной молодежи, принимающей гармоничный тип социализации (установку на ценности «молчаливого большинства»), нацеленной на ценности социального доверия, самостоятельности мышления, нестандартности путей решения профессиональных вопросов.
А. Ю. Домбровская
Доктор социологических наук, доцент кафедры социально-политических исследований и технологий Московского педагогического государственного
Как цитировать статью: Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Пырма Р. В., Синяков А. В., Азаров А. А. Взаимосвязь ценностного и компетентностного выбора молодежи в условиях цифровизации: результаты всероссийского исследования (2018 г.) // Ценности и смыслы. 2019. № 2 (60). С. 76-104.
Ключевые слова: молодежь, цифровизация экономики, цифровизация образования, надпрофессио-нальные компетенции, цифровые компетенции, ценностный профиль, гражданская и социокультурная адаптация, онлайн-анкетирование, корреляционный анализ.
Введение
Цифровизация экономики в существенной степени воздействует на систему профессионального образования, прежде всего в связи с изменениями требований к компетентностным моделям выпускников вузов в новых цифровых реалиях. Распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) значительно меняет характер работы, стратегии поведения молодого поколения и работодателей [7; 2; 11]. На первый план выдвигаются такие надпрофессиональные компетенции, как способность к эффективному сотрудничеству, в том числе с применением цифровых технологий взаимодействия. Поскольку в значительном числе случаев работа перестает зависеть от географического местоположения, новое поколение работников создает новый способ ведения бизнеса, используя средства связи Web 2.0 для создания совместного рабочего места, которое демократизирует и ускоряет работу организации [23].
Профессиональное образование в России в условиях цифровизации экономики, с одной стороны, испытывает дополнительные импульсы развития, с другой стороны, встречает вызовы нехватки качественных цифровых сред, кадровых ресурсов, профессиональной навигации и т.д. Особую проблему представляет собой низкая ориентированность компетентностных моделей на подготовку будущих профессионалов к ситуации устойчивой неопределенности экономического развития.
ynueepcumema
E-mail: [email protected]
Anna Yu. Dombrovskaya
Dr. Sc. (Sociological Sciences), Associated Professor, Department of Social and Political Studies and Technologies, Moscow Pedagogical State University, Russia
Р. В. Пырма
Кандидат политических наук, доцент, заместитель руководителя Департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва E-mail: [email protected]
Roman V. Pyrma
PhD (Political Sciences), Associate Professor and Deputy Head, Department of Mass Communication and Political Science, Financial University by the Government of the Russian Federation, Moscow
А. В. Синяков
Заведующий учебной лабораторией кафедры методологии социологических исследований социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Б-тай: [email protected]
Alexey V. Sinyakov
Head of Laboratory, Department of Methodology of Sociological Researches, Lomonosov Moscow State University, Russia
f>
n
А. А. Азаров
Кандидат технических наук, начальник отдела информатизации и связи Администрации Центрального района Санкт-Петербурга E-mail: [email protected]
Arthur A. Azarov
PhD (Technical Sciences), Head of Informatization Department, the Central Administration District of St. Petersburg, Russia
Основной исследовательский вопрос—насколько российская система профессионального образования соответствует новым требованиям рынка труда и цифровизации экономики.
Теоретический фундамент исследования
М. Кастельс указывает на то, что общественные отношения сегодня оказываются организованными по принципу сетей, где каждый субъект находится во взаимосвязи с другими. Прежде основу сообщества составляла привязанность человека к месту жительства и работы, сегодня — ослабление этой привязанности и переход к более слабым экстерриториальным социальным связям. Люди утрачивают связи с локальными сообществами в силу того, что они реализуют личные потребности, опираясь на эти новые возможности,— сетевой индивидуализм (персонализируемое сообщество), становясь частью глобальных сетевых структур [6]. М. Кастельс отмечает, что коммуникация находится в центре структуры и динамики современного общества, «поскольку именно через коммуникацию человеческое сознание взаимодействует с его социальным и естественным окружением. Этот процесс коммуникации происходит в соответствии со структурой, культурой, организацией и технологией коммуникации в данном обществе» [5].
Современные исследователи предпринимают попытку типологизировать эффекты медиаком-муникаций. В контексте исследования особую важность представляют непланируемые долгосрочные эффекты: 1) культурные и социальные изменения, отражающие трансформацию в структуре ценностей, образцах поведения и символических формах, присущих отдельным социальным группам; 2) социальный контроль,
поддерживающий установление социального порядка и моделей поведения; 3) социализация, происходящая под влиянием медиа на процессы научения и принятия норм, ценностей и образцов поведения; 4) социальная интеграция сообществ, структурирующих общество по различным признакам; 5) определение реальности и конструирование смыслов, влияющих на способы познания и интерпретации социальной действительности; 6) замещение (вытеснение) медиапотреблени-ем других занятий, в т.ч. профессиональной деятельности [20].
По мнению Дж. Коэна и Э. Шмидта, коммуникационные технологии позволяют совершить прорыв не только в технической, но и в культурной сфере: «онлайн-вселенная будет продолжать влиять на то, как мы взаимодействуем с другими и какими видим себя. Опираясь на такие интегрированные системы, охватывающие и профессиональную, и личную жизнь, мы сможем эффективнее распоряжаться своим временем» [7, с. 12].
Обзор исследовательских проектов по теме исследования
Глобальный исследовательский проект Всемирного экономического форума «Формирование будущего» включает рассмотрение эффектов влияния цифровых медиа на общественное развитие. Расширение использования цифровых коммуникаций в продвижении информации и индустрии развлечений влечет социальные и поведенческие сдвиги, которые отражаются на личных, общественных и профессиональных отношениях. Перед государственным и частным секторами ставится вопрос о том, как способствовать позитивным последствиям увеличения использования цифровых средств коммуникации в решении возникающих проблем общественного развития [12].
Результаты исследования Digital Media Survey выявили различное восприятие влияния цифровых коммуникаций в зависимости от уровня экономического развития стран. В развитых странах, в отличие от развивающихся, население воспринимает влияние цифровых коммуникаций на качество социальной, профессиональной и общей жизни весьма скептически [15; 12]. Исследователи ставят вопрос о возможностях и рисках в увеличении использования цифровых коммуникаций в профессиональной деятельности.
Исследование Global Talent 2021, проведенное Oxford Economics, выявило, что в современных условиях сотрудники компаний должны
быть адаптивными к меняющимся требованиям рынка труда, постоянно учиться и развивать новые навыки. Важнейшими компетенциями, ориентированными на будущее, определены цифровые навыки, навыки гибкого мышления, навыки межличностного общения. Причем цифровым коммуникациям отводится важная функция устранения пробелов в навыках, поддержки обучения и самообразования [21; 24; 17]. Цифровые носители могут использоваться для облегчения обучения в течение всей жизни, например, путем внедрения обучающих технологий на широко используемых платформах или использования цифровых медиа для коммуникации (например, обучения, наставничества и коучинга) между учащимися и преподавателями. Цифровые коммуникации также все чаще используются для привлечения и поиска талантливых молодых специалистов, легко осваивающих цифровые навыки. Разнообразные межотраслевые команды талантов могут быть еще одним способом интенсивного развития, предоставляя тем самым возможности для профессионального роста сотрудников [16; 18; 19].
Проект «Новое видение в области образования» Всемирного экономического форума определяет критические навыки в XXI веке и исследует способы устранения любых пробелов на цифровых платформах [22]. Рынок труда все чаще требует аналитических и межличностных навыков. Грамотность в области информационно-коммуникационных технологий и такие компетенции, как умение решать проблемы творчески, в сотрудничестве, являются одними из самых важных. Кроме того, необходимо развивать такие качества, как адаптивность, социальную и культурную осведомленность. Развитие цифровых навыков с раннего возраста предоставляет возможности для успешной навигации по жизни, улучшения возможностей трудоустройства и участия в жизни общества, что может помочь сделать мир лучше. Более активное использование цифровых носителей помогает этому процессу [13; 14; 25].
Базовые гипотезы прикладного исследования
- Взаимообусловленность процессов цифровизации и профессионализации имеет нелинейную природу и зависит от особенностей социокультурной и цифровой сред, формирующих личностный профиль;
- влияние цифровизации на процесс формирования профессиональ-
ной культуры и профессиональных компетенций дифференцировано на этапах выбора профессии, получения профессионального образования, выхода на рынок труда;
- влияние социокультурной и цифровой сред увеличивается/расширяется по мере приближения этапа выхода на рынок труда;
- исходя из масштаба исследования и отсутствия спецификации эмпирических объектов в зависимости от направления обучения, а также учитывая изменения в системе требований работодателей (ориентация на опыт и навыки), можно утверждать, что основным объектом анализа должны выступать надпрофессиональные компетенции;
- система критериев оценки сформированности надпрофессиональ-ных компетенций включает в себя цифровую грамотность, ценностный профиль, социокультурную адаптацию, что обусловлено конкуренцией влияния социокультурной и цифровой сред в процессе формирования профессиональной культуры;
- уровень сформированности профессиональной культуры тем выше, чем выраженнее коэволюционные связи между установками в отношении профессии, иерархией и типом ценностных ориента-ций (терминальные/инструментальные), уровнем и характером социально-культурной адаптации;
- типологические синдромы (наиболее плотные и множественные связи) взаимообусловленности надпрофессиональных и цифровых компетенций связаны с удовлетворенностью цифровыми средами, когерентностью профессиональных, социальных и личных ценностей;
- адаптивность к рынку труда тем выше, чем выраженнее типологические синдромы взаимообусловленности надпрофессиональных и цифровых компетенций;
- решающее значение в оценке адаптированности к условиям и требованиям рынка труда является ориентированность на компетенции будущего.
Обоснование стратегии и методики исследования
Стратегия исследования — количественная, основанная на математической обработке данных, полученных в результате проведения всероссийского массового опроса в формате онлайн-анкетирования
(блоки показателей, измеряемых в ходе массового опроса: надпро-фессиональные, цифровые компетенции российской молодежи, их ценностный профиль, гражданская и социокультурная адаптация). Опрошено 1 500 респондентов, выборочная совокупность репрезентативна по полу, возрасту, гендерной и территориальной типам принадлежности. Ошибка выборки — 3%.
Анализ данных опросных методов осуществлен с помощью ряда опций пакета электронных программ SPSS Statistic 24.0: вычисления средних тенденций, корреляционного анализа (методом корреляций по Пирсону), построения модели взаимосвязи измеряемых параметров [10].
Обоснование отбора надпрофессиональных и цифровых компетенций
Надпрофессиональные компетенции (в разных научных трудах называемые общими, базовыми, ключевыми, универсальными компетенциями) — это способности, основанные на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются во всех типах образовательной практики, это владение методологией и терминологией из отдельных областей знаний и др. Данные компетенции — результат образования, представляющий собой освоенные способы деятельности по решению общих для всех профессиональных областей задач, связанных с умениями человека взаимодействовать с другими, сотрудничать, работать с информацией и т.д. [3; 4; 8].
Систематизация надпрофессиональных и цифровых компетенций позволила создать их перечень для эмпирического установления взаимозависимостей между ними.
Надпрофессиональные (гностические, аналитические) компетенции:
- умение анализировать ситуацию и вырабатывать эффективные решения;
- умение выходить за предложенные рамки и мыслить нестандартно;
- умение решать сложные, комплексные, междисциплинарные профессиональные задачи;
- развитое самостоятельное мышление, владение научной картиной мира;
- умение эффективно находить информацию для обучения и работы;
- умение получать новые знания посредством цифровых образова-
тельных технологий.
Надпрофессиональные (коммуникационные и управленческие) компетенции:
- умение управлять людьми;
- умение действовать в команде/коллективе;
- умение понимать эмоции и чувства других людей;
- умение вести переговоры.
Цифровые компетенции:
- умение применять цифровые технологии для создания новых идей; возможностей, ресурсов для общества;
- умение взаимодействовать и сотрудничать в цифровой среде;
- умение разрабатывать цифровые инструменты и технологии для обучения, исследований, построения карьеры;
- умение обеспечивать необходимый уровень безопасности в цифровой среде;
- умение не нарушать границы других пользователей, развитая культура взаимного уважения в цифровой среде.
На основании проведенного опроса о значимости и степени сфор-мированности у российской молодежи перечисленных компетенций был проведен корреляционный анализ, который показал наличие зависимости между надпрофессиональными и цифровыми компетенциями. Рассматривались только значимые корреляции, которые затем были отражены в общей схеме взаимосвязей различных компетенций. Также для каждой компетенции были разработаны схемы зависимостей отдельных компетенций.
Результаты исследования
На Рисунке 1 аккумулированы ключевые итоги исследования, представленные в виде схемы взаимосвязей надпрофессиональных и цифровых компетенций, ценностного профиля и способности к гражданской и социокультурной адаптации российской молодежи. Проанализируем последовательно корреляционные связи каждой отдельной надпрофессиональной и цифровой компетенции российской молодежи в порядке уменьшения их количества (в Приложении, Таблице 1, представлены данные корреляций по Пирсону между анализируемыми компетенциями).
Уметь решать ■ комплекс.,.
Пил. ре.....ифснкмк
]г' 1 ц-1
Сишь
нЯ4Ям.
5ние нойа^^аний гюсредс...
Уметь поншлатт^^оцин и:
/ыеине эффеки^Ь накодить инф...
Применение фк^^вых технологий...
'»»'-и! <И
№Йгъ Бйигцить^^сгдг^гииь'.?
Уметь весвЬреговоры
Пэйщл^ь. аз нг^^^ :тр»ч.Ш1 ннр а
ИитГи жрг" '
Уметь дтлх'изуЦ0"1"; и кчманде/ко
1
Уметь анзлииффть ситуации и...
Рис. 1. Схема взаимосвязей надпрофессиональных, цифровых компетенций, ценностного профиля и способности к гражданской и социокультурной адаптации российской молодежи (здесь и во всех последующих иллюстрациях: зеленым цветом обозначены надпрофессиональные компетенции, сиреневым — цифровые компетенции, синим — ценностные ориентации, оранжевым—установки на гражданскую и социокультурную адаптацию)
Компетенция: умение анализировать ситуацию и вырабатывать эффективные решения
Данная компетенция имеет наиболее широкие взаимосвязи с другими надпрофессиональными компетенциями: гностическими, коммуникационными, цифровыми, а также широким кругом ценностных ориентаций. На Рисунке 1 детализированы все указанные корреляции.
Умение анализировать ситуацию и вырабатывать эффективные решения имеет наиболее сильные связи с такими аналитическими компетенциями, как способность решать сложные, комплексные, междисциплинарные профессиональные задачи (коэффициент корреляции 0,234), умение выходить за предложенные рамки и мыслить нестандартно (коэффициент корреляции 0,207) и такой цифровой компетенцией, как умение применять цифровые технологии для создания новых идей, возможностей, ресурсов для общества (коэффициент корреляции 0,204). Среди духовных ценностей, связанных с умением анализировать ситуацию и вырабатывать эффективные решения, дружба, счастливая семья; коррелирующие с данной компетенцией установки на гражданскую и социокультурную адаптацию — доверие согражданам, сохранение родного языка, бережное и уважительное отношение к традициям страны и ее народов (см. Рисунок 2).
Уметь анализировать ситуацию и вырабатывать эффективные решения
Рис. 2. Схема взаимосвязей компетенции «Умение анализировать ситуацию и вырабатывать эффективные решения»
Компетенция: умение получать новые знания посредством цифровых образовательных технологий
Эта надпрофессиональная компетенция имеет широкий ряд взаимозависимостей со всеми типами надпрофессиональных компетенций и ценностным профилем российской молодежи (см. Рисунок 3).
Наибольшую модальность имеют коэффициенты ее корреляции с тремя аналитическими компетенциями: умением эффективно находить информацию для обучения и работы (коэффициент корреляции 0,234), умением решать сложные, комплексные, междисциплинарные профессиональные задачи (коэффициент корреляции 0,186) и умением анализировать ситуацию и вырабатывать эффективные решения (коэффициент корреляции 0,187). При довольно большом числе сопряжений рассматриваемой компетенции с другими надпрофессиональными компетенциями с ней коррелируют только одна ценность—хорошее образование, и одна установка на гражданскую и социокультурную адаптацию — бережное, уважительное отношение к традициям страны и ее народов.
Рис. 3. Схема взаимосвязей компетенции «Умение получать новые знания посредством цифровых образовательных технологий»
Компетенция: умение выходить «за рамки» и мыслить нестандартно
Эта компетенция, относящаяся к блоку гностических компетенций, наряду с остальными аналитическими способностями наиболее
интенсивно коррелирует с другими надпрофессиональными и цифровыми компетенциями. Наивысшие коэффициенты корреляции установлены между нею и способностью анализировать ситуацию, вырабатывать эффективные решения (коэффициент корреляции 0,207), умением понимать эмоции и чувства других людей (коэффициент корреляции 0,184) и умением применять цифровые технологии для создания новых идей, возможностей, ресурсов для общества (коэффициент корреляции 0,173). Лишь две ценностные ориентации взаимосвязаны с анализируемой компетенцией: создание счастливой семьи и путешествия, а также одна установка на гражданскую и социокультурную адаптацию — бережное и уважительное отношение к традициям страны и ее народов (см. Рисунок 4).
Рис. 4. Схема взаимосвязей компетенции «Умение выходить за предложенные рамки и мыслить нестандартно»
Компетенция: умение действовать в команде/коллективе
Данная компетенция взаимосвязана с еще тремя компетенциями: умением продуктивно выстраивать межличностные отношения (умение управлять людьми) (коэффициент корреляции 0,135), умением понимать эмоции и чувства других людей (коэффициент корреляции 0,233), умением вести переговоры (коэффициент корреляции 0,265); с довольно большим числом цифровых компетенций: умением применять цифровые технологии для создания новых идей, возможно-
стей, ресурсов для общества (коэффициент корреляции 0,142), умением взаимодействовать в цифровой среде (коэффициент корреляции 0,171), умением получать новые знания посредством цифровых образовательных технологий (коэффициент корреляции 0,158), умением соблюдать границы других пользователей, развитая культура взаимного уважения в цифровой среде (коэффициент корреляции 0,114); с несколькими аналитическими компетенциями: умением эффективно находить информацию для обучения и работы (коэффициент корреляции 0,174), умением анализировать ситуацию и вырабатывать эффективные решения (коэффициент корреляции 0,184), умением выходить за рамки и мыслить нестандартно (коэффициент корреляции 0,142). Лишь две ценности взаимосвязаны с компетенцией умения действовать в команде: создание счастливой семьи и получение хорошего образования. Раскрытые взаимосвязи отражены на Рисунке 5.
Получение новых зна посредством цифроЕ
Рис. 5. Схема взаимосвязей компетенции «Умение действовать в команде/коллективе»
Компетенция: умение решать сложные, комплексные, междисциплинарные профессиональные задачи
Наиболее интенсивные корреляционные взаимосвязи эта компетенция имеет с уровнем развития гностических, коммуникационных, цифровых компетенций и традиционными духовными ориентирами. На Рисунке 6 представлена схема взаимосвязей компетенции «Умение
решать сложные, комплексные, междисциплинарные профессиональные задачи» с некоторыми другими надпрофессиональными, цифровыми компетенциями и ценностными ориентациями.
Среди выявленных корреляций сильнее всего анализируемая компетенция взаимосвязана с умением анализировать ситуацию и вырабатывать эффективные решения (коэффициент корреляции 0,234) и умением обеспечивать необходимый уровень безопасности в цифровой среде (коэффициент корреляции 0,202).
Согласно данным экспертного опроса, трансдисциплинарность как базовая надпрофессиональная компетенция получила высокую оценку среди всех надпрофессиональных компетенций, оцениваемых ведущими специалистами в сфере цифровизации образования.
Рис. 6. Схема взаимосвязей компетенции «Умениерешать сложные, комплексные, междисциплинарные профессиональные задачи»
Компетенция: уметь понимать эмоции и чувства других людей
Данная компетенция стоит в ряду умений, связанных с социальным взаимодействием, и имеет наибольшие пересечения с умением управлять людьми (коэффициент корреляции 0,182), умением вести переговоры (коэффициент корреляции 0,305) и умением действовать в команде/коллективе (коэффициент корреляции 0,233). Рассматриваемая компетенция также имеет сопряжение с аналитическими компетенци-
ями (см. Рисунок 7), в наибольшей степени — с умением анализировать ситуацию и вырабатывать эффективные решения (коэффициент корреляции 0,164). Кроме того, умение понимать эмоции чувства других людей плотно коррелирует с взаимодействием в цифровой среде (коэффициент корреляции 0,118). Анализируемая компетенция имеет наибольшие связи с такими установками на гражданскую и социокультурную адаптацию, как бережное и уважительное отношение к традициям страны и ее народов, а также соблюдение законов страны.
Умение понимать эмоции и чувства других людей соответствует такой компетенции, как социальный интеллект, востребованность которой измерялась в ходе экспертного опроса. Согласно данным анализа, эта компетенция получила коэффициент 4,94, что поставило ее на четвертую по значимости и востребованности позицию среди всех надпрофессиональных компетенций, оцениваемых ведущими специалистами в сфере цифровизации образования.
Уметь понимать эмоции и чувства других людей
Получение новых знаний посредством цифровых
Рис. 7. Схема взаимосвязей компетенции «Умение понимать эмоции и чувства других людей»
Компетенция: умение вести переговоры
Это еще одна компетенция в числе умений, связанных со способностью к социальным взаимодействиям. Наиболее сильные корреляции
установлены с умением управлять людьми (коэффициент корреляции 0,272) и умением понимать эмоции и чувства других людей (коэффициент корреляции 0,305). Компетенция «Умение вести переговоры» имеет взаимосвязь с цифровыми компетенциями, коэффициент корреляции не превышает 0,146. Среди коррелирующих с рассматриваемой компетенцией ценностей — ориентиры на создание счастливой семьи и путешествия, а также такая установка на социокультурную адаптацию, как бережное и уважительное отношение к традициям страны и ее народов. Схема описанных взаимосвязей детально отражена на Рисунке 8.
Рис. 8. Схема взаимосвязей компетенции «Умение вести переговоры»
Компетенция: умение применять цифровые технологии для создания новых идей, возможностей, ресурсов для общества
Эта компетенция, входящая в блок цифровых компетенций, имеет наиболее сильные взаимосвязи с надпрофессиональными компетенциями аналитического свойства: умением анализировать ситуацию и вырабатывать эффективные решения (коэффициент корреляции 0,204), умением решать сложные, комплексные, междисциплинарные профессиональные задачи (коэффициент корреляции 0,196), развитое самостоятельное мышление, владение научной картиной мира (коэффициент корреляции 0,197). Среди цифровых компетенций, взаимо-
связанных с рассматриваемой,—умение получать новые знания посредством цифровых образовательных технологий (коэффициент корреляции 0,184). Изучаемая компетенция сопряжена с единственной ценностью — наличие надежных друзей. Подробная схема описанных взаимосвязей — на Рисунке 9.
Наиболее близкая по сущности к рассматриваемой надпрофессио-нальной компетенции — компетенция грамотности в новой среде СМИ — в экспертных оценках получила довольно низкий коэффициент (7,50).
Применение цифровых технологий для создания новых идей, возможностей, ресурсов для общества
Получение новых знаний посредством цифровых образовательных технологий
Рис. 9. Схема взаимосвязей компетенции «Применение цифровых технологий для создания новых идей, возможностей, ресурсов для общества»
Компетенция: умение эффективно находить информацию для обучения и работы
Данная компетенция не обладает широким рядом взаимозависимостей, вместе с тем имеет довольно весомое значение корреляции с такой компетенцией, как умение получать новые знания посредством цифровых образовательных технологий (коэффициент корреляции 0,234). С группой коммуникативных компетенций умение эффективно находить информацию для обучения и работы имеет значения корреляции, не превышающие 0,174. Цифровые компетенции взаимосвязаны с рассматриваемой компетенцией также довольно слабо — на
уровне не выше 0,131. Только одна ценность коррелируют с умением эффективно находить информацию для обучения и работы — это наличие надежных друзей, и одна социокультурная установка — бережное и уважительное отношение к традициям страны и ее народов. Очерченные контуры взаимосвязей показаны на Рисунок 10.
Умение эффективно находить информацию для обучения и работы
Рис. 10. Схема взаимосвязей компетенции «Умение эффективно находить информацию для обучения и работы»
Компетенция: взаимодействие и сотрудничество в цифровой среде
Данная компетенция имеет небольшой круг взаимосвязей, значения коэффициентов корреляции также невысоки. Статистически значимые взаимозависимости компетенция имеет с двумя надпрофес-сиональными компетенциями в сфере социального взаимодействия и социального регулирования: умением управлять людьми (коэффициент корреляции 0,161) и умением действовать в команде/коллективе (коэффициент корреляции 0,171). Остальные представленные на Рисунке 12 взаимосвязи — в пределах минимальной статистической значимости. Лишь две ценности коррелируют с взаимодействием и сотрудничеством в цифровой среде — наличие надежных друзей и карьера.
Соответствующая рассматриваемой надпрофессиональной компетенции — компетенция виртуального сотрудничества в экспертных
оценках набрала коэффициент 5,22, что определило ее довольно невысокую позицию среди всех надпрофессиональных компетенций, оцениваемых экспертами по степени значимости и востребованности на рынке труда.
Эта компетенция наиболее взаимосвязана с такими надпрофесси-ональными компетенциями, касающимися эффективного взаимодействия с людьми и социального регулирования, как: умение действовать в команде/коллективе (коэффициент корреляции 0,135), умение понимать эмоции и чувства других людей (коэффициент корреляции 0,182), умение вести переговоры (коэффициент корреляции 0,272). Кроме того, анализируемая компетенция сопряжена с умением выходить за предложенные рамки и мыслить нестандартно (коэффициент корреляции 0,115) и двумя цифровыми компетенциями: умением применять цифровые технологии для создания новых идей, возможностей, ресурсов для общества (коэффициент корреляции 0,122) и взаимодействием, сотрудничеством в цифровой среде (коэффициент корреляции 0,161), что в целом служит логичным сетевым измерением ряда вы-
Взаимодействие и сотрудничество в цифровой
среде
Рис. 11. Схема взаимосвязей компетенции «Взаимодействие и сотрудничества в цифровой среде»
Компетенция: умение управлять людьми
шеперечисленных компетенций, относящихся к социальным интеракциям. Примечательна взаимосвязь компетенции управления людьми с широким кругом ценностных ориентиров. Абсолютное большинство этих ценностей имеет прагматический, достижительный и глориче-ский характер: получение хорошего образования, карьера, построение собственного бизнеса, достижение богатства и славы. Единственная ценностная ориентация, выходящая за рамки этого ряда и являющаяся ценностью, лишенной прагматизма,— возможность заниматься любимым делом, творчеством. На рисунке 12 представлены взаимосвязи компетенции «Управление людьми» с другими надпрофессиональны-ми, цифровыми компетенциями и ценностными ориентирами.
Рис. 12. Схема взаимосвязей компетенции «Умение управлять людьми»
Компетенция: разработка цифровых инструментов и технологий для обучения, исследований, построения карьеры
Данная цифровая компетенция так же, как и большинство других компетенций этого блока, имеет узкий перечень взаимосвязей. Статистически значимые корреляции компетенция «Разработка цифровых инструментов и технологий для обучения, исследований, построения карьеры» имеет с двумя компетенциями: умением решать сложные, комплексные, междисциплинарные профессиональные задачи (коэффициент корреляции 0,202) и умением применять цифро-
вые технологии для создания новых идей, возможностей, ресурсов для общества (коэффициент корреляции 0,146). Единственная ценностная ориентация, взаимосвязанная с рассматриваемой компетенцией,— создание счастливой семьи. На Рисунке 13 — схема корреляций компетенции «Разработка цифровых инструментов и технологий для обучения, исследований, построения карьеры».
Рис. 13. Схема взаимосвязей компетенции «Разработка цифровых инструментов и технологий для обучения, исследований, построения карьеры»
Компетенция: развитое самостоятельное мышление, владение научной картиной мира
Данная компетенция имеет наиболее плотные взаимосвязи с тремя надпрофессиональными компетенциями гностического блока: умением решать сложные, комплексные, междисциплинарные профессиональные задачи (коэффициент корреляции 0,173); умением анализировать ситуацию и вырабатывать эффективные решения (коэффициент корреляции 0,147); умением выходить за предложенные рамки и мыслить нестандартно (коэффициент корреляции 0,132); и двумя цифровыми компетенциями: умением применять цифровые технологии для создания новых идей, возможностей, ресурсов для общества; взаимодействием и сотрудничеством в цифровой среде. В числе ценностных ориентаций, коррелирующих с рассматриваемой компетенцией, такой прагматический ориентир, как карьера, и такая социокультурная уста-
Разработка цифровых инструментов и технологий для обучения, исследований, построения карьеры
новка, как социальное доверие. На Рисунке 14 показаны взаимосвязи компетенции «Развитое самостоятельное мышление, владение научной картиной мира» с надпрофессиональными, цифровыми компетенциями и ценностным профилем российской молодежи.
Рис. 14. Схема взаимосвязей компетенции «Развитое самостоятельное мышление, владение научной картиной мира»
Компетенция: умение обеспечивать необходимый уровень безопасности
в цифровой среде
Эта компетенция сопряжена с самым незначительным количеством других компетенций (см. Рисунок 15). Статистически значимую связь умение обеспечивать необходимый уровень безопасности в цифровой среде имеет с умением решать сложные, комплексные, междисциплинарные профессиональные задачи (коэффициент корреляции 0,125) и умением не нарушать границы других пользователей, развитой культурой взаимного уважения в цифровой среде (коэффициент корреляции 0,134). Обращает на себя внимание тот факт, что анализируемая компетенция не имеет никаких сопряжений с ценностными ориентациями.
Компетенция: умение соблюдать границы других интернет-пользователей, развитая культура взаимного уважения в цифровой среде
Данное умение — также одна из компетенций с наименьшим числом корреляций. Взаимосвязь умения соблюдать границы других пользо-
вателей, развитой культуры взаимного уважения в цифровой среде наиболее выражена с такими социально-интерактивными компетенциями, как умение действовать в команде/коллективе (коэффициент корреляции 0,114) и умение понимать эмоции и чувства других людей (коэффициент корреляции 0,159). Вполне естественной и логичной представляется сопряженность рассматриваемой компетенции с такой цифровой компетенцией, как умение обеспечивать необходимый уровень безопасности в цифровой среде (0,134). Взаимосвязей умения соблюдать границы других пользователей, развитой культуры взаимного уважения в цифровой среде с ценностными ориентациями не установлено (см. Рисунок 16).
Рис. 15. Схема взаимосвязей компетенции «Умение обеспечивать необходимый уровень безопасности в цифровой среде»
Рис. 16. Схема взаимосвязей компетенции «Соблюдение границ других интернет-пользователей, развитая культура взаимного уважения в цифровой среде»
Заключение
1. Под влиянием изменений, обусловленных цифровизацией всех сфер общества, в молодежной среде произошла смена парадигмы «одна работа на всю жизнь» на установку «множество профессий в течение жизни», что отражено в установленной значительной готовности молодого поколения к адаптивной и гипермобильной модели профессионального поведения — модели «профессионального серфинга».
2. Существуют устойчивые связи между выбором надпрофессио-нальных компетенций, удовлетворенностью цифровыми средами, интериоризированностью ценностей, образующих ценностный консенсус в обществе, и демонстрацией гражданских установок. В среде российской молодежи явно очерчена стратегия прагматизма и максимальной эффективности. Об этом свидетельствует максимальное число взаимосвязей с анализируемыми параметрами такой надпрофессиональной компетенции, как «Умение анализировать ситуацию и вырабатывать эффективные решения».
3. Для российской молодежи характерны типологические синдромы взаимосвязи надпрофессиональных и цифровых компетенций: компетенция «Умение выходить за рамки и мыслить нестандартно» связана со стратегией открытости к новому опыту; компетенция «Управление людьми» коррелирует с ценностями статуса и власти; компетенция «Самостоятельное мышление и научная картина мира» — с комбинацией ценностей открытости и достижений.
4. Цифровая среда имеет максимальное воздействие на формирование профессиональной культуры российской молодежи в студенческий период. Существенное сужение данного влияния характерно для этапа выхода на рынок труда.
5. Российская молодежь ориентирована на ценность доверия согражданам, самостоятельность мышления, нестандартность путей решения профессиональных вопросов, международную профессиональную мобильность, то есть готовность к диверсификации профессиональных траекторий.
Перспективы исследования
Учитывая мобильность современной молодежи и ее нацеленность на получение нескольких профессий в жизни, одним из возможных путей развития данного исследования может быть выявление различных маркеров поведения пользователей социальных сетей, отражающих их заинтересованность в тех или иных профессиях и специальностях, а также особенностей восприятия ими информации. Данные сведения впоследствии могут быть использованы различными образовательными организациями для предложения этим пользователям именно тех курсов, которые им интересны, и именно в тех формах, которые позволят наиболее успешно усваивать информацию конкретным индивидам.
Литература
1. Безручко П., Шатров Ю., Максимова М. Компетенции неясного будущего // Harvard Business Review Россия [Электронный ресурс]. URL: https://hbr-russia.ru/ karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/p26131 (дата обращения: 25.09.2018).
2. Бутенко В., Полунин К., Котов И. и др. Россия 2025: от кадров к талантам // The Boston Consulting Group. Октябрь 2017 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.bcg.com/Images/Russia-2025-report-RUS_tcm27-188275.pdf (дата обращения: 27.09.2018).
3. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.
4. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.
5. Кастельс М. Власть коммуникации. М., 2016. 564 с.
6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 606 с.
7. Коэн Дж., Шмидт Э. Новый цифровой мир. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 368 с.
8. Сергеев А. Г. Компетентность и компетенции: монография. Владимир, 2010. 107 с.
9. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. 2014. № 2 (14). С. 25-31.
10. Хованов Н. В. Общая модель измерения ценности экономических благ // Применение математики в экономике. Вып. 18 / под. ред. Воронцовского А. В. СПб.: КОСТА, 2009. С. 108-134.
11. Щербенок А. В. Университет как объект управления [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/35200919-Universitet-kak-obekt-upravleniya-andrey-shcherbenok-centr-obrazovatelnyh-razrabotok-mshu-skolkovo.html (дата обращения: 29.09.2018).
12. Digital Media and Society: Implications in a Hyperconnected Era // World
Economic Forum Shaping the Future Implications of Digital Media for Society project report Prepared in collaboration with Willis Towers Watson. January 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEFUSA_DigitalMediaAndSociety_ Report2016.pdf (дата обращения: 05.10.2018).
13. Epstein R., Robertson R. E. The search engine manipulation effect (SEME) and its possible impact on the outcomes of elections // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2015. No. 112 (33). P. 18-20.
14. Fadel Ch., TrillingB., Bialik M. Four-Dimensional Education: The Competencies Learners Need to Succeed. Center for Curriculum Redesign, 2015. 192 p.
15. Ferrar A. DIGCOMP: A Framework for Developing and Understanding Digital Competence in Europe 2013 / Editors: Yves Punie and Barbara N. Brecko // Joint Research Center [Электронный ресурс]. URL: http://publications.jrc.ec.europa.eu/ repository/bitstream/JRC83167/lb-na-26035-enn.pdf (дата обращения: 20.09.2018).
16. Guinn T., Jesuthasan R. Consider a diverse, cross industry talent pool // Willis Towers Watson. 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://www.towerswatson.com/ en-US/Insights/Newsletters/Global/emphasis/2014/consider-a-diverse-cross-industry-talent-pool (дата обращения: 20.09.2018).
17. Higgins S. E., Xiao ZhiMin, Katsipataki M. The Impact of Digital Technology on Learning: A Summary for the Education Endowment Foundation 2012 // Semantic Scholar [Электронный ресурс]. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/The-Impact-of-Digital-Technology-on-Learning-%3A-A-Higgins-Xiao/3ab64a3b6c020865e 2d891ccd5bafa275a9757bc (дата обращения: 23.09.2018).
18. Ilomaki L., Lakkala M. Kantosalo A. What is digital competence? // Linked portal. Brussels: European Schoolnet (EUN), 2011. P. 1-12.
19. Information Technology and the U. S. Workforce. Where Are We and Where Do We Go from Here? // The National Academies of Sciences Engineering Medicine [Электронный ресурс]. URL: https://www.nap.edu/read/24649/chapter/1#v (дата обращения: 05.10.2018).
20. McQuail D. McQuail's Mass Communication Theory. SAGE, 2010. 632 p.
21. Mossberger K., Tolbert C. J., McNeal R. S. Digital citizenship: The internet, society, and participation. Cambridge, MA: MIT Press, 2008. 221 p.
22. New Vision for Education. Unlocking the Potential of Technology 2015 // World Economic Forum [Электронный ресурс]. URL: http://www3.weforum.org/docs/ WEFUSA_NewVisionforEducation_Report2015.pdf (дата обращения: 20.09.2018).
23. Tapscott D. Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World 1st Edition. McGraw-HilleBooks, 2009. P. 149-184.
24. The Impact of Digital Media on Individuals, Organizations and Society [Электронный ресурс]. URL: http://reports.weforum.org/human-implications-of-dig-ital-media-2016/section-3-impact-of-digital-media-on-individuals-organizations-and-society/ (дата обращения: 28.09.2018).
25. The Future of Jobs. Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution 2016 // World Economic Forum [Электронный ресурс]. URL: www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf (дата обращения: 23.09.2018).
INTERRELATION OF VALUE AND COMPETENCE CHOICE OF YOUTH IN THE DIGITALIZATION CONDITIONS: RESULTS OF ALL-RUSSIAN RESEARCH (2018)
The article presents correlations of supra-professional competences, digital competences, attitudes profile, civil and socio-cultural adaptation of Russian youth. Obtaining these relationships is based on the results of multivariate processing of the database of the All-Russian mass online survey: analytical functions of SPSS Statistics 24.0: correlation analysis; calculation of average trends. Modeling of the complex of interrelations between professional competences, digital competences, attitudes profile, civil and socio-cultural adaptation of Russian youth was carried out on the basis of the N. Khovanov relational approach. The key conclusions of the study are the provisions on a high level of adaptation to the labor market of pragmatically oriented, hypermobile youth, taking a harmonious type of socialization (setting the attitudes of the "silent majority"), aimed at the social trust, independent thinking, non-standard ways of solving professional issues.
Keywords: youth, digitalization of economy, digitalization of education, supra-professional competence, digital competence, value profile, civil and socio-cultural adaptation, online survey, correlation analysis.
References
• Bezruchko P., Shatrov Yu., Maksimova M. Kompetencii neyasnogo budushchego // Harvard Business Review Rossiya [Elektronnyj resurs]. URL: https://hbr-russia.ru/ karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/p26131 (data obrashcheniya: 25.09.2018). [In Rus].
• Butenko V., Polunin K., Kotov I. i dr. Rossiya 2025: ot kadrov k talantam // The Boston Consulting Group. Oktyabr' 2017 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. bcg.com/Images/Russia-2025-report-RUS_tcm27-188275.pdf (data obrashcheniya: 27.09.2018). [In Rus].
• Digital Media and Society: Implications in a Hyperconnected Era // World Economic Forum Shaping the Future Implications of Digital Media for Society project report Prepared in collaboration with Willis Towers Watson. January 2016 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEFUSA_DigitalMediaAndSociety_ Report2016.pdf (data obrashcheniya: 05.10.2018).
• Epstein R., Robertson R. E. The search engine manipulation effect (SEME) and its possible impact on the outcomes of elections // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2015. No. 112 (33). P. 18-20.
• Fadel Ch., Trilling B., Bialik M. Four-Dimensional Education: The Competencies Learners Need to Succeed. Center for Curriculum Redesign, 2015. 192 p.
• Ferrar A. DIGCOMP: A Framework for Developing and Understanding Digital Competence in Europe 2013 / Editors: Yves Punie and Barbara N. Brecko // Joint Research Center [Elektronnyj resurs]. URL: http://publications.jrc.ec.europa.
eu/repository/bitstream/JRC83167/lb-na-26035-enn.pdf (data obrashcheniya: 20.09.2018).
• Guinn T., Jesuthasan R. Consider a diverse, cross industry talent pool // Willis Towers Watson. 2014 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.towerswatson.com/en-US/ Insights/Newsletters/Global/emphasis/2014/consider-a-diverse-cross-industry-talent-pool (data obrashcheniya: 20.09.2018).
• Higgins S. E., Xiao ZhiMin, Katsipataki M. The Impact of Digital Technology on Learning: A Summary for the Education Endowment Foundation 2012 // Semantic Scholar [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/The-Impact-of-Digital-Technology-on-Learning-%3A-A-Higgins-Xiao/3ab64a3b6c02086 5e2d891ccd5bafa275a9757bc (data obrashcheniya: 23.09.2018).
• Hovanov N. V. Obshchaya model' izmereniya cennosti ekonomicheskih blag // Primenenie matematiki v ekonomike. Vyp. 18 / pod. red. Voroncovskogo A. V. SPb.: KOSTA, 2009. S. 108-134. [In Rus].
• Ilomaki L., Lakkala M. Kantosalo A. What is digital competence? // Linked portal. Brussels: European Schoolnet (EUN), 2011. P. 1-12.
• Information Technology and the U. S. Workforce. Where Are We and Where Do We Go from Here? // The National Academies of Sciences Engineering Medicine [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.nap.edu/read/24649/chapter/1#v (data obrashcheniya: 05.10.2018).
• Kastel's M. Informacionnaya epoha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura. M., 2000. 606 s. [In Rus].
• Kastel's M. Vlast' kommunikacii. M., 2016. 564 s. [In Rus].
• Koen Dzh., Shmidt E. Novyj cifrovoj mir. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2013. 368 s. [In Rus].
• McQuail D. McQuail\'s Mass Communication Theory. SAGE, 2010. 632 p.
• Mossberger K., Tolbert C. J., McNeal R. S. Digital citizenship: The internet, society, and participation. Cambridge, MA: MIT Press, 2008. 221 p.
• New Vision for Education. Unlocking the Potential of Technology 2015 // World Economic Forum [Elektronnyj resurs]. URL: http://www3.weforum.org/docs/ WEFUSA_NewVisionforEducation_Report2015.pdf (data obrashcheniya: 20.09.2018).
• Sergeev A. G. Kompetentnost' i kompetencii: monografiya. Vladimir, 2010. 107 s. [In Rus].
• ShcherbenokA. V. Universitet kak ob"ekt upravleniya [Elektronnyj resurs]. URL: https:// docplayer.ru/35200919-Universitet-kak-obekt-upravleniya-andrey-shcherbenok-centr-obrazovatelnyh-razrabotok-mshu-skolkovo.html (data obrashcheniya: 29.09.2018). [In Rus].
• Soldatova G. U., Rasskazova E. I. Psihologicheskie modeli cifrovoj kompetentnosti rossijskih podrostkov i roditelej // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. 2014. № 2 (14). S. 25-31. [In Rus].
• Tapscott D. Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World 1st Edition. McGraw-HilleBooks, 2009. P. 149-184.
• The Impact of Digital Media on Individuals, Organizations and Society [Elektronnyj resurs]. URL: http://reports.weforum.org/human-implications-of-digital-media-2016/ section-3-impact-of-digital-media-on-individuals-organizations-and-society/ (data obrashcheniya: 28.09.2018).
• The Future of Jobs. Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution 2016 // World Economic Forum [Elektronnyj resurs]. URL: www3. weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf (data obrashcheniya: 23.09.2018).
• Zeer E., Symanyuk E. Kompetentnostnyj podhod k modernizacii professional'nogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005. № 4. S. 23-30. [In Rus].
• Zimnyaya I. A. Kompetentnostnyj podhod. Kakovo ego mesto v sisteme sovremennyh podhodov k problemam obrazovaniya? // Vysshee obrazovanie segodnya. 2006. № 8. S. 20-26. [In Rus].
Приложение
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа надпрофессиональных и цифровых компетенций современной российской молодежи
Уметь решать сложные, комплексные, междисциплинарные профессиональные задачи Иметь развитое самостоятельное мышление, владеть научной картиной мира Уметь управлять людьми Уметь действовать в команде/коллек- Уметь понимать эмоции и чувства других людей Уметь анализировать ситуацию и вырабатывать эффективные решения Уметь вести переговоры Уметь выходить за предложенные рамки и мыслить нестандартно Умение эффективно находить информацию и данные для обучения и профессии Применение цифровых технологий для создания новых идей, возможностей, ресурсов для общества Взаимодействие и сотрудничество в цифровой среде Разработка цифровых инструментов и технологий для обучения, исследований, построения карьеры Получение новых знаний посредством цифровых образовательных технологий Умение обеспечивать необходимый уровень безопасности в цифровой среде Умение не нарушать границы других пользователей, развитие культуры взаимного уважения в цифровой среде
Уметь решать сложные, комплексные, междисциплинарные профессиональные задачи 0,173 0,082 0,077 0,022 0,234 0,106 0,106 0,099 0,196 0,134 0,202 0,186 0,125 0,004
Иметь развитое самовладеть научной картиной мира 0,173 0,051 0,063 0,035 0,147 0,004 0,132 0,092 0,197 0,033 0,099 0,118 0,085 0,039
Уметь управлять людьми 0,082 0,051 0,135 0,182 0,074 0,272 0,115 0,069 0,122 0,161 0,095 0,074 0,09 0,085
Уметь действовать в команде/коллективе 0,077 0,063 0,135 0,233 0,184 0,265 0,142 0,174 0,142 0,171 0,08 0,158 0,075 0,114
Уметь понимать эмоции и чувства других людей 0,022 0,035 0,182 0,233 0,164 0,305 0,184 0,154 0,039 0,118 0,002 0,157 -0,027 0,159
Уметь анализировать ситуацию и вырабатывать эффективные решения 0,234 0,147 0,074 0,184 0,164 0,196 0,207 0,187 0,204 0,109 0,116 0,187 0,122 0,092
Уметь вести переговоры 0,106 0,004 0,272 0,265 0,305 0,196 0,146 0,127 0,063 0,095 0,139 0,167 0,088 0,032
Уметь выходить за предложенные рамки и мыслить нестандартно 0,106 0,132 0,115 0,142 0,184 0,207 0,146 0,178 0,173 0,077 0,014 0,17 0,086 0,06
Умение эффективно находить информацию и данные для обучения и профессии 0,099 0,092 0,069 0,174 0,154 0,187 0,127 0,178 0,131 0,103 -0,038 0,254 0,032 0,033
Применение цифровых технологий для создания новых идей, возможностей, ресурсов для общества 0,196 0,197 0,122 0,142 0,039 0,204 0,063 0,173 0,131 0,067 0,145 0,186 0,083 -0,048
Взаимодействие и сотрудничество в цифровой среде 0,134 0,033 0,161 0,171 0,118 0,109 0,095 0,077 0,103 0,067 0,032 0,097 0,041 0,104
Разработка цифровых инструментов и технологий для обучения, исследований, построения карьеры 0,202 0,099 0,095 0« 0,002 0,116 0,139 0,014 -0,038 0,145 0,032 0,103 0,114 -0,022
Получение новых знаний посредством цифровых образовательных тех- 0,186 0,118 0,074 0,158 0,157 0,187 0,167 0,17 0,254 0,186 0,097 0,103 0,081 0,095
Умение обеспечивать необходимый уровень безопасности в цифровой среде 0,125 0,085 0,09 0,075 -0,027 0,122 0,088 0,086 0,032 0,083 0,041 0,114 0,081 0,134
Умение не нарушать границы других пользователей, развитие культуры взаимного уважения в цифровой среде 0,004 0,039 0,085 0,114 0,159 0,092 0,032 0,06 0,033 -0,048 0,104 -0,022 0,095 0,134