Научная статья на тему 'Взаимосвязь типов взаимодействия в системе «Спортсмен - тренировочная среда» и мотивации достижения успеха спортсмена'

Взаимосвязь типов взаимодействия в системе «Спортсмен - тренировочная среда» и мотивации достижения успеха спортсмена Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
869
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕХ / МОТИВАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТИП / СПОРТСМЕН / ТРЕНИРОВОЧНАЯ СРЕДА / SUCCESS / MOTIVATION / INTERACTION / TYPE / ATHLETE / TRAINING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веселова Полина Алексеевна

В статье представлены результаты уровня мотивации достижения успеха, развитости волевых качеств, оценки типов взаимодействия с образовательной средой, оценки типов взаимодействия с компонентами тренировочной среды. Установлена взаимосвязь между типами взаимодействия и мотивацией достижения успеха спортсмена в системе «спортсмен тренировочная среда». Практической значимостью исследования является возможность изменять тренировочный процесс, через формирование экопсихологических типов взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF TYPES OF INTERACTION IN THE SYSTEM "SPORTSMAN - TRAINING ENVIRONMENT" AND MOTIVATION OF ACHIEVEMENT OF SUCCESS OF THE ATHLETE

The article presents the results of the level of motivation to achieve success, the development of strong-willed qualities, evaluation of the types of interaction with the educational environment, evaluation of the types of interaction with the components of the training environment. The relationship between the types of interaction and the motivation to achieve the success of the athlete in the system "athlete training environment" is established. The practical importance of the study is the ability to change the training process, through the formation of eco-psychological types of interaction. Key words : success, motivation, interaction, type, athlete, training environment

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь типов взаимодействия в системе «Спортсмен - тренировочная среда» и мотивации достижения успеха спортсмена»

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА PSYCHOLOGY OF SPORTS

УАК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «СПОРТСМЕН - ТРЕНИРОВОЧНАЯ СРЕДА» И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА СПОРТСМЕНА

© П. А. Вeceлoвa

Веселова Полина Алексеевна психолог

тренер сборной команды по бадминтону ФГАОУ ВО СНИУ им. академика С.П. Королёва, педагог специальных дисциплин (психологии) ФГБУ ПОО ГУОР г. Самара e-mail: pol-veselova@yandex.ru

В статье прелставлены результаты уровня мотивации лостижения успеха, развитости волевых качеств, оценки типов взаимолействия с образовательной срелой, оценки типов взаимолействия с компонентами тренировочной срелы. Установлена взаимосвязь межлу типами взаимолействия и мотивацией лостижения успеха спортсмена в системе «спортсмен - тренировочная срела». Практической значимостью исслелования является возможность изменять тренировочный процесс, через формирование экопсихологических типов взаимолействия.

Ключевые слова: успех, мотивация, взаимодействие, тип, спортсмен, тренировочная среда.

В современных условиях жизни человек стремится преуспевать во всех отношениях, достигать поставленных целей, реализовываться, работать над собой — все это является установкой на достижение успеха. Как правило, говоря об успешности, имеется в виду её внешняя сторона, социальные и экономические аспекты жизни и деятельности. В литературе, понятие «успешность», как правило, выступает как осознанная ценностная установка личности. При анализе психологических и педагогических литературных источников и педагогических было выявлено, что понятие «успешность» рассматривается в контексте двух основных направлений.

С точки зрения представителей психологического направления (В. К. Вилюнас, С. Н. Лысенкова, Е. А. Никитина, С. Л. Рубин-штейни др.) «успешность» рассматривается как

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2016. No 2 (20)

«эмоциональное состояние личности, выражающее собственное отношение к деятельности» [4, с. 438].

С точки зрения представителей педагогического подхода (Ю. К. Бабан-ский, В. В. Давыдов, Г. Д. Кириллова, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, В. Ю. Пи-тюков, Г. И. Щукина и др.) «успешность» рассматривается «с точки зрения качества образования в условиях проблемы эффективности, результативности и качества обучения» [4, с. 438].

Обобщив каждое из направлений, рассмотрим толкование понятий: «успешность», «успех». Научное толкование этих понятий приведено во многих словарях, так, например, Д. Н. Ушаков указывает на образование существительного «успешность» от прилагательного «успешный», т. е. заключающий в себе успех, представляющий собой успех, делающий что-нибудь с успехом [28].

Схожее толкование приводят и авторы других словарей, такие как Т. Ф. Ефремова [9], С. И. Ожегов [19].

Следовательно, понятие «успешность» является производным от понятия «успех». «Успех» — удача, признание, внимание общества к кому-нибудь или чему-нибудь.

В словаре русских синонимов Н. Абрамовой «успешность» находится в одном ряду с такими понятиями, как: «благополучность», «счастливый», «удачный». Синонимами слова «успех» являются «победа», «счастье», «удача» [1].

«Успех не только феноменальный объект, качественный в отношении результата, и не только сам результат, а прежде всего его оценка и смысл существования для субъекта, который составляет содержательную основу мотива-ционной сферы личности» — считает С. А. Пакулина [20, с. 26].

Проанализировав толкование определений успеха, возникает необходимость в рассмотрении таких понятий как: «мотив», «мотивация», «деятельность», «достижение».

В рамках деятельностного подхода в отечественной психологии мотив выступает как материальный или идеальный предмет, побуждающий и направляющий на себя деятельность, ради которой он и осуществляется. Источником побудительной силы мотива являются потребности. Представителями данного подхода являются А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн [30].

А. А. Реан считает, что «мотив — это внутреннее побуждение личности к различным видам деятельности (общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности» [24, с. 223].

А. Маслоу рассматривает мотивацию как некое субъективное состояние стремления, потребности в чем-либо, желания, ощущения нехватки чего-либо [16].

Таким образом, мотивация деятельности - это комплекс причин (цели, установки, потребности, нормы, интересы и направленность личности), стимулирующих и направляющих деятельность. Получается, что успех в какой-либо деятельности напрямую зависит от мотивации, ситуативных факторов и способностей. Рассмотрим факторы, влияющие на успешность спортсмена.

Основными внутренними (психологическими) факторами являются:

— познавательные факторы: знания и умения, уровень развития мышления (логики, творчества), понимания речи, памяти, внимания, умения в какой-либо области;

— личностные факторы: мотивация, ценности, интересы, воля, самооценка, эмоции, рефлексивность [13];

— психофизиологические факторы: конституция, тип высшей нервной деятельности, темперамент, характер, индивидуальный стиль деятельности.

По Э. Кречмеру выделяются следующие типы телосложения: лептосома-тик (астеник), пикник, атлетик, диспластик [10].

Проанализировав психологические и психофизиологические факторы, стоит обратиться и к социально-психологическим, поскольку человек находится в социуме, вступает в различные виды взаимодействия, исходя из своих мотивов и интересов. Изучение взаимодействия и типов взаимодействия человека с окружающей средой является актуальной темой как зарубежной, так и в отечественной психологии, педагогики, социологии, философии и т. д. Однако не во всех науках отражено подробное описание типов и видов взаимодействия.

Обращаясь к социальной психологии, можно выделить такие типы взаимодействия как: кооперация и конкуренция или содействие, противодействие, уклонение [14; 26].

Также можно проследить выделение таких видов взаимодействия: официальные и неофициальные, деловые и личные, рациональные и эмоциональные, субординационные и паритетные.

Так как в исследовании рассматриваются типы взаимодействия спортсменов как индивидуальных, так и командных видов спорта, то необходимо рассмотреть такой тип взаимодействия, как «феномен коллективного субъекта». Практическая значимость данного феномена заключается в том, что общество постоянно подвергается воздействию и изменению. Здесь стоит отметить, что каждое изменение или воздействие извне проявляется как угроза для нормального, привычного функционирования общества, и единственная возможность противостоять этой угрозе - это совместная деятельность, направленная на устранение угрозы совокупностью людей. В социальной психологии понятие «коллективный субъект» рассматривается как взаимосвязанная и взаимозависимая совместно действующая или ведущая себя группа людей, проявляющая себя через такие формы поведения как: отношения, деятельность, общения, взаимодействия и т. п.

Выделяют некоторые признаки коллективного субъекта:

1. Предактивность, как средство формирования группового состояния для дальнейшей активности (теснота взаимных связей и их содержание).

2. Способность группы проявлять формы активности, быть единым целым по отношению к другим социальным объектам.

3. Способность группы к саморефлексии и формированию чувства «Мы» (принадлежность и единение с группой) [18].

Таким образом, феномен коллективного субъекта проявляется через формы совместной активности группы.

Поскольку наше исследование базируется на типах взаимодействия с позиции экопсихологии, возникает необходимость в подробном изучении экологического подхода к выделению типов взаимодействия. Проводя сравнительный анализ литературных источников социального и экопсихологического

подходов, у последнего было выделено наличие дополнительных типов, описывающих многообразие и полноту реальной действительности.

Экопсихологические типы взаимодействия включают в себя взаимодействия (их совокупность) данного индивида (группы, организации) по следующим позициям:

• взаимодействие с разными видами окружающей среды (семейной, образовательной, пространственной, информационной, профессиональной и т. д.);

• взаимодействие с разными компонентами жизненной среды: с пространственно-предметным, коммуникативным, деятельностным и субъектным (взаимодействие между субъектами, в роли которых могут выступать как люди, так и организации) [31];

• взаимодействие, наиболее характерные для каждого этапа онтогенеза: дошкольного, младшешкольного, подросткового, юношеского, ранней взрослости, среднего и позднего возраста. Для каждого из этих этапов ведущую роль выполняет свой вид деятельности и соответствующие типы взаимодействий с жизненной средой [23];

• взаимодействие с самим собой по принципу «Я - Я другой». Но внутри системы «человек-жизненная среда» «Я другой» выступает по отношению к «Я» как внутренняя среда, представленная индивиду как его внутренний мир [7, с. 69].

В психологии и педагогике обычно рассматривают три типа взаимодействий: объект-объектный, субъект-объектный и субъект-субъектный. В. И. Панов выделил шесть базовых типов взаимодействия: объект-объектный, субъект-объектный, объект-субъектный и субъект-субъектный, включающий в себя субъект-обособленный, субъект-совместный и субъект-порождающий [22, с. 179].

Данные типы взаимодействия имеют универсальный характер и не зависят от предметного содержания и вида среды. Таким образом, изучив теоретические аспекты понятия успешности и всех его составляющих частей, можно сделать общие выводы:

1. Понятие «успешность» и «успех» изучается в различных отраслях и направлениях психологии и является одним из ведущих феноменом при изучении личности. Так как достижение успеха — это процесс какой-либо деятельности, а успех — это результат самой деятельности, то неоспорим и тот факт, что сам процесс достижения результата взаимосвязан с мотивационной сферой личности. Поэтому, наряду с определением успеха стоит рассматривать и такие понятия как мотив и мотивация, которые выступают как внутренняя причина к достижению успеха.

2. Изучая понятие успешность, не стоит забывать о внутренних психологических факторах, которые позволяют достигнуть успеха в определенной деятельности. К таким факторам относятся: познавательные, личностные, психофизиологические. Особенно важны для спортивной деятельности психофизиологические факторы.

3. Для того чтобы успех какой-либо деятельности был достигнут, человек вступает во взаимодействие с окружающей средой. Поэтому, помимо психологических и психофизиологических факторов, стоит рассматривать и социально-психологические факторы. Изучение взаимодействия и типов взаимо-

действия человека с окружающей средой является актуальной темой как зарубежной, так и в отечественной психологии, педагогики, социологии, философии и т. д. Однако не во всех науках отражено подробное описание типов взаимодействия.

Методика исследования

Исследование проводилось в ноябре 2016 года, на базе ФГБУ ПОО «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва г. Самара». В выборку вошли студенты-спортсмены техникума олимпийского резерва, количество человек составило 33 в возрасте 17-20 лет. Все испытуемые профессионально занимаются спортом и получают профилирующее образование. Выборка является неоднородной, так как в ней присутствуют спортсмены различных видов спорта и уровня подготовки, а также разного пола. Выборка состояла из спортсменов как командных видов спорта (футбол, синхронное фигурное катание, академическая гребля «четверки»), так и индивидуальных видов спорта (дзюдо, тхэквондо, конный спорт, гребля на байдарках и каноэ «К-1» и «С-1», лыжные гонки, велоспорт, фехтование, греко-римская борьба).

Для выявления уровня мотивации достижения успеха нами была выбрана методика диагностики личности на «Мотивацию к успеху» Т. Элерса, так как наряду с другими мотивационными методиками позволяет измерить только один параметр из всей мотивационной структуры, отвечающий теме нашего исследования [12].

Так как установка на успех — это сознательное проявление воли, то нами была взята методика «Самооценка волевых качеств личности» Т. В. Черниковой, позволяющая оценить уровень развития волевых качеств личности (целеустремленность, смелость и решительность, настойчивость и упорство, самообладание и выдержка, самостоятельность и инициатива). Наряду с другими методиками (методика Е. И. Игнатьева, «Самооценка личности» С. А. Будасси) данная методика позволяет подробно изучить уровень развития волевых качеств личности и проанализировать выраженность волевых качеств (то есть часто проявляющийся уровень) и генерализованность (то есть представленность их как личностных черт). В нашем исследовании мы анализировали только выраженные волевые качества личности, так как нас интересовал проявляющийся в настоящее время уровень волевых качеств [29].

Методика состоит из 5 частей по 20 вопросов в каждой, определяющих следующие шкалы: «Целеустремленность», «Смелость и решительность», «Настойчивость и упорство», «Инициатива и самостоятельность», «Самообладание и выдержка».

В ключе для обработки результатов выделены две группы показателей, диагностирующих:

1) выраженность волевых качеств;

2) генерализованность волевых качеств.

Несмотря на то, что спортсмен находится большую часть своего времени именно в тренировочной среде, это не исключает его нахождения в других социальных условиях. Для того чтобы изучить наиболее проявляющиеся типы взаимодействия и убедиться в частоте его проявления, насколько он привычный или же носит ситуативный характер, мы использовали методику диагно-

стики «Типы взаимодействия с образовательной средой училища олимпийского резерва» А. В. Капцова. Методика «типы взаимодействия с образовательной средой» А. В. Капцова, Е. И. Колесникова [11].

Выбор данного диагностического инструмента обусловлен тем, что он является уникальным и наименее трудоемким в выполнении и обработке. Так как наряду с другими методиками, такими как: методика диагностики «стиля взаимодействия» В. Л. Симонова, целью которого является выявление стиля педагогического общения [32], или «методика «межличностный отношений» Т. Лири, для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах и выявляющая преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке — дает подробную картину типов взаимодействия обучающихся с образовательной средой, необходимую для проведения нашего исследования [15; 25].

Изучив психодиагностический инструментарий, было выявлено, что методики изучающей типы взаимодействия спортсмена с интересующей нас средой (тренировочной) — не существует. Нами была создана методика, необходимая для установления типов взаимодействия между спортсменом и его окружающей средой (тренировочной) [6].

Анализ структуры взаимодействия личности с позиции экопсихологи-ческого подхода составляет трехкомпонентную модель [21]:

1. Пространственно-предметный компонент (помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория и т. п.).

Пространственно-предметный компонент тренировочной среды характеризует не столько совокупность тех или иных пространственных и предметных «единиц» (помещений, мебели, приборов, тренажеров и т. п.), сколько способ их функционирования в данной среде. Данный компонент способствует осуществлению постоянного пространственного и предметного выбора всеми субъектами тренировочного процесса. В данном компоненте субъекты могут не только использовать и приспосабливать, но и конструировать предметы, исходя из своих потребностей.

2. Коммуникативный компонент (способы межличностного взаимодействия).

Благоприятная атмосфера в группе и продуктивные результаты совместной деятельности во многом зависят от стиля взаимодействия субъектов. Коммуникативный компонент тренировочной среды — это характер общения субъектов образовательного процесса, направленный на реализацию групповой потребности, в процессе которого разрешаются межличностные и групповые конфликты. В этом процессе приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми (соревнование, соперничество, сплоченность, давление, дисциплина и т. д.). К содержанию коммуникативного компонента тренировочной среды относятся: «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический настрой группы», «эмоционально-психологический настрой коллектива», «психологическая атмосфера», «социально-психологическая обстановка» и др.;

3. Технологический компонент (совокупность технологий, методов и содержание какой-либо деятельности).

Тренировочная среда может рассматриваться как развивающая, если она обеспечивает возможности для удовлетворения и развития субъектом своих потребностей и служит для усвоения личностью социальных ценностей, которые переходят во внутренние ценности личности. Качество тренировочной среды может быть оценено путем анализа качества пространственно-предметного компонента и коммуникативного компонента, а также качеством связей между ними. Собственно, педагогическое обеспечение развивающих возможностей и составляет технологический компонент образовательной среды. То есть, технологический компонент — это структура тренировочного процесса, стиль преподавания и характер социально-психологического контроля, кооперативные или же конкурентные формы обучения, содержание программ обучения (их традиционность, консерватизм или гибкость) [33].

Так как объектом исследования для разработки методики диагностики является спортсмен и его окружающая среда, то под «тренировочной средой» спортсмена мы понимаем совокупность различных социальных условий: пространственно-предметных, коммуникативных, технологических, влияющих на формирование психологических, физиологических, духовных возможностей личности спортсмена [6].

Методика диагностики «Типов взаимодействия с тренировочной средой» является преемственной методике «Типы взаимодействия с образовательной средой» А. В. Капцова, Е. И. Колесниковой [11].

В рассмотренной трехкомпонентной структуре взаимодействия личности содержатся психодиагностические конструкты, которые составляют основу психодиагностического инструментария.

Методика диагностики «Типов взаимодействия с тренировочной средой» надежна [6].

Для определения диагностической (конкурентной) валидности теста мы использовали метод контрастных групп [5], воспользовавшись И-критерием Манна-Уитни мы получили, что диагностическая валидность получена по следующим компонентам: пространственно-предметном субъект-объектного типа взаимодействия (И = 3,5, р < 0,01) и субъект-нормативного типа взаимодействия (И = 9,5, р < 0,05). А также в технологическом компоненте субъект-объектного типа взаимодействия (И = 11,5, р < 0,05). В коммуникативном компоненте диагностической валидности мы не получили, таким образом, можно сделать заключение о том, что в дальнейшем необходимо увеличить количество испытуемых в выборке и сделать выборку однородной по виду спорта для ревалидизации методики.

Объект исследования — мотивация достижения успеха.

Предмет исследования — взаимосвязь типов взаимодействия в системе «спортсмен — тренировочная среда» и мотивации достижения успеха спортсмена

Цель исследования — выявление взаимосвязи типов взаимодействия в системе «спортсмен — тренировочная среда» и мотивации достижения успеха.

Гипотезы исследования:

1) существуют различия типов взаимодействия между спортсменами командных видов спорта и спортсменами индивидуальных (личных) видов спорта в образовательной среде училища олимпийского резерва;

2) существуют различия между типами взаимодействия мужчин и женщин в образовательной среде училища олимпийского резерва;

3) существуют различия типов взаимодействия между спортсменами командных видов спорта и спортсменами индивидуальных (личных) видов спорта в тренировочной среде спортсмена;

4) существуют различия между типами взаимодействия мужчин и женщин в тренировочной среде спортсмена;

5) существует взаимосвязь между типами взаимодействия в системе «спортсмен — тренировочная среда» и мотивацией достижения успеха.

6) типы взаимодействия в системе «спортсмен — тренировочная среда» взаимосвязаны с волевыми качествами спортсменов.

7) спортсмены командных видов спорта чаще используют субъект-нормативный тип взаимодействия, так как преобладает коллективное мнение о тренировочной среде.

8) существует значимый компонент и преобладающий тип взаимодействия у спортсменов командных и индивидуальных (личных) видов спорта, влияющий на мотивацию успеха.

Результаты исследования

Проделав качественный, количественный и частотный анализ методик, нами были получены следующие данные: При помощи диагностики личности на «Мотивацию к успеху» Т. Элерса, предназначенную для изучения мотивации достижения успеха, мы узнали, насколько испытуемые мотивированы на успех и нужен ли им этот успех вовсе. Данные представлены в таблице 1 в относительных единицах.

Таблица 1

Уровни мотивации успеха в относительных единицах

Уровень мотивации успеха %

Низкая мотивация к успеху 0

Средний уровень мотивации 27,2 (9 человек)

Умеренно высокий уровень мотивации 30,3 (10 человек)

Очень высокий уровень мотивации к успеху 42,4 (14 человек)

Из таблицы 1 видно, что у большинства испытуемых слишком высокий уровень мотивации к успеху и нет ни одного испытуемого с низким уровнем мотивации. Поскольку исследование проводилось на студентах-спортсменах, то данные показатели подтвердили наши предположения о том, что спортсмены достаточно мотивированы на успех и стремятся к его достижению.

Для того чтобы оценить уровень развития волевых качеств личности студентов-спортсменов, мы воспользовались количественным методом обработки данных методики «Самооценка волевых качеств личности» Т. В. Черниковой. Данные представлены в таблице 2 в относительных единицах.

Таблица 2

Уровни развитости волевых качеств личности в относительных единицах

Уровень Целеустр. Смелость Настойч. Инициат. Самообл.

Низкий 12,1% (4чел) 18% (6чел) 6% (2чел) 21,2% (7чел) 30,3% (10чел)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний 30,3% (10чел) 48,4% (16чел) 42,4% (14чел) 60,6% (20чел) 45,4% (15чел)

Высокий 57,5% (19чел) 33% (11чел) 51,5% (17чел) 18,1% (6чел) 24,2% (8чел)

Из таблицы 2 видно, что у большинства испытуемых достаточной высокий уровень развитости такого волевого качества как целеустремленность, смелость характеризуется средним уровнем развитости. Высоко развит уровень такого волевого качества, как настойчивость. У такого волевого качества, как инициатива, преобладает средний уровень развитости, самообладание находится на среднем уровне развитости.

Можно предположить, что, действительно, спортсменам характерен высокий уровень целеустремленности и настойчивости. У спортсменов высокого класса инициатива приобретает средний уровень, так как спортивная карьера выступает как работа монотонного и циклического характера. Смелость варьируется в средних значениях, что может быть объяснено страхом спортсмена к получению травмы, долгому восстановлению или вовсе завершение карьеры. Самообладание выступает как колеблющийся уровень эмоциональных переживаний.

Для наглядности полученных результатов представлена гистограмма уровня развитости волевых качеств личности у студентов-спортсменов, данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Гистограмма уровня развитости волевых качеств спортсменов

При вычислении относительной частоты встречаемости каждого экопси-хологического типа взаимодействия по отдельному испытуемому и, определив надежность методики диагностики «Типов взаимодействия с образовательной средой училища олимпийского резерва» А. В. Капцова, были получены следующие данные, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Относительная встречаемость типов взаимодействия в компонентах образовательной среды училища олимпийского резерва

Типы взаимодействия ППК КК ТК

Субъект-объектный 21% 7% 14%

Субъект-обособленный 9% 6% 5%

Субъект-нормативный 31% 31% 42%

Субъект-совместный 23% 29% 24%

Субъект-порождающий 16% 26% 15%

Примечание: ППК — пространственно-предметный,

КК — коммуникативный, ТК — технологический компоненты

Из таблицы 3 видно, что в пространственно-предметном компоненте преобладает субъект-нормативный тип взаимодействия. Можно предположить, что для большинства испытуемых их учебное заведение соответствуют представлениям о норме. Устраивают требования, приказы, поручения и т. п., регламентируемые уставом училища, инструкциями и правилами. Данный тип характеризует конструктивное взаимодействие студентов-спортсменов с учетом всех требований, правил и норм. Исходя из данных, полученных в коммуникативном и технологическом компоненте, можно сделать вывод, что общение в учебном заведении для испытуемых не актуально и не значимо. При этом организация урока, его содержание и методы соответствуют ожиданиям.

Для определения существующих различий между спортсменами командных видов спорта и индивидуальных, а также мужчинами и женщинами в обеих средах был применен критерий Фишера (ц*), предназначенный для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта [2].

Результаты доказательства экспериментальной гипотезы о различиях типов взаимодействия между спортсменами командных и индивидуальных видов спорта в образовательной среде училища олимпийского резерва представлены в таблице 4.

Таблица 4

Частота встречаемости типов взаимодействия между спортсменами командных и индивидуальных видов спорта в образовательной среде училища

Типы ППК КК ТК

Ком. % Инд. % ф* Ком. % Инд. % ф* Ком. % Инд. % ф*

1 13 25 2,63** 5 9 1,35 11 15 1,16

2 14 6 2,27* 12 2 3,59** 7 3 1,79*

3 38 27 2,18* 38 27 2,18* 48 38 1,59

4 19 25 1,14 27 31 0,72 23 25 0,53

5 15 17 0,52 18 31 2,58** 12 17 1,36

Примечание: ППК — пространственно-предметный,

КК — коммуникативный, ТК — технологический компоненты;

* — р < 0,05; ** — р < 0,01

Из таблицы 4 видно, что значимые различия присутствуют. У спортсменов командных видов спорта различия выявлены в субъект-обособленном (тип 2) и субъект-нормативном типе взаимодействия (тип 3) пространственно-предметного компонента. Можно предположить, что все пространственные компоненты училища соответствуют норме и представлениям студентов — спортсменов, но при этом, они не желают посещать учебное заведение, вероятно, из-за отсутствия мотивации к получению образования. Многие спортсмены редко посещают занятия, так как постоянно находятся на сборах и соревнованиях, поэтому отсутствие мотивации к посещению учебного заведения вполне объяснимо. Но при этом испытуемые удовлетворены взаимоотношениями с обучающимися, преподавателями, администрацией и другими сотрудниками. Но если бы была возможность, то лучше было бы с ними не взаимодействовать -об этом свидетельствуют данные, полученные в коммуникативном компоненте субъект-обособленного типа (тип 2) и субъект-нормативного (тип 3). Возможно, что нежелание проводить время и заниматься совместной деятельностью с партнерами по команде, более чем на тренировках, либо отсутствие цели в установлении контакта с работниками учебного заведения подтверждается выявленными различими в технологическом компоненте. Вероятнее всего, что они более мотивированы на успех в спортивной деятельности, но не в учебной. Также можно предположить, что ярко выраженный субъект-нормативный тип способствует уходу от искреннего ответа испытуемых. И тогда, данный тип выступает как завуалированная шкала лжи.

У спортсменов индивидуальных видов спорта в пространственно-предметном компоненте значимые различия выявлены в субъект-объектном типе (тип 1). Данные результаты могут свидетельствовать о том, что такие объекты как: здание образовательного учреждения, учебные классы и их оснащение, оформление коридоров и т. д. важны для студента-спортсмена во время каких-

то важных моментов, требующих преобразования среды (проведение развлекательных мероприятий или украшение классов на праздники).

Более значимым оказался субъект-порождающий тип взаимодействия (тип 5) в коммуникативном компоненте. Взаимоотношение со студентами в группе, преподавателями, психологом побуждает и мотивирует на развитие, получение и накопления знаний и опыта. Позволяет изменяться, взрослеть, приобретать новые ценности.

Результаты доказательства экспериментальной гипотезы о различиях между типами взаимодействия мужчин и женщин в образовательной среде училища олимпийского резерва представлены в таблице 5.

Таблица 5

Частота встречаемости типов взаимодействия между мужчинами и женщинами в образовательной среде училища олимпийского резерва

Типы ППК КК ТК

Муж. % Жен. % ф* Муж. % Жен. % ф* Муж. % Жен. % ф*

1 23 19 0,86 8 7 0,37 17 11 1,58

2 13 6 2,3* 3 8 2,004* 4 6 0,82

3 26 36 2,04* 31 30 0,13 41 42 0,25

4 22 23 0,22 28 30 0,35 21 27 1,14

5 17 16 0,07 28 24 0,78 16 14 0,4

Примечание: ППК — пространственно-предметный

КК — коммуникативный, ТК — технологический компоненты;

* — р < 0,05; ** — р < 0,01

Из результатов, представленных в таблице 5, можно выявить, что в пространственно-предметном компоненте результаты выше у мужчин, чем у женщин (тип 2 — субъект-обособленный). Можно предположить, что мужчины больше обращают внимание на архитектуру училища, его оформление, оснащенность учебных классов, спортивных залов и т. д. и имеющиеся пространственно-предметные компоненты не соответствуют ожидаемым требованиям. Возможно, испытуемые мужского пола не учитывают желания и мнения основателей данного учебного заведения, не считаются с финансовым положением и в целом не хотят принимать учебное заведение со всеми достоинствами и недостатками, т. к. не имеют большого желания обучаться.

Также значимые различия присутствуют в субъект-нормативном типе (тип 3), данный тип преобладает у женщин, что свидетельствует о том, что для студенток-спортсменок учебное заведение соответствует всем требованиям и нормам. Для них главное — получить образование и знания, чтобы в дальнейшем стать хорошим специалистом. Некоторые студентки-спортсменки не хотят взаимодействовать с другими студентами и работниками училища. Можно проследить отрицательное отношение к совместной деятельности. Стоит

отметить, что в данном типе указаны весьма небольшие данные относительных единиц, поэтому делать выводы о массовом развитии данного типа у спортсменок будет неправильно — об этом свидетельствуют различия, выявленные в коммуникативном компоненте субъект-объектного типа (тип 2).

Результаты доказательства экспериментальной гипотезы о различиях типов взаимодействия между спортсменами командных видов спорта и спортсменами индивидуальных (личных) видов спорта в тренировочной среде спортсмена представлены в таблице 6.

Таблица 6

Частота встречаемости типов взаимодействия между спортсменами командных и индивидуальных видов спорта в компонентах тренировочной среды

Типы ППК КК ТК

Ком. % Инд. % ф* Ком. % Инд. % ф* Ком. % Инд. % ф*

1 23 27 0,781 8 16 2,1* 13 13 0,23

2 28 14 2 9** 13 11 0,43 10 6 1,33

3 31 26 0,88 31 20 2,1* 38 20 3,3**

4 10 19 2,19* 32 23 1,73* 22 31 1,8*

5 8 14 1,56 17 29 2,6** 18 30 2 3**

Примечание: ППК — пространственно-предметный

КК — коммуникативный, ТК — технологический компоненты;

* — р < 0,05; ** — р < 0,01

Из таблицы 6 видно, что значимые различия присутствуют. У спортсменов командных видов спорта в пространственно-предметном компоненте значимые различия выявлены в субъект-обособленном типе (тип 2). Можно предположить о том, что у спортсменов высокие требования к спортивным сооружениям и полям для игровых видов спорта, а те, что у них имеются, не отвечают их требованиям, и они бы хотели их усовершенствовать. Для них очень важно общаться со спортсменами по команде, когда на соревнования приходит большое количество зрителей, взаимодействие, взаимопонимание с тренером (тип 4 — субъект-совместный). При этом, директор и другие сотрудники спортивной школы и комплекса являются нормой, и предъявляемые ими требования принимаются и считаются соответствующими, а присутствие не вызывает никаких устойчивых эмоций, только ситуативные (например: награждение на соревнованиях вручает директор спортивной школы) (тип 3 — субъект-нормативный коммуникативного компонента).

Непосредственно само содержание тренировки, организация соревновательного процесса, качество изучаемых технических приемов, отношение тренера к тренировкам соответствует представлению и требованиям спортсменов — об этом свидетельствуют различия в технологическом компоненте.

Спортсмены индивидуальных видов спорта довольны спортивными комплексами, в отличие от спортсменов командных видов спорта (тип 4 — субъект-

совместный пространственно-предметного компонента). Для них значимо то, что есть место, где можно тренироваться и достигать поставленных целей с учетом установок тренера. Тренировочная ситуация предоставляет возможность спортсмену преобразовывать тренировочный процесс в соответствие со своими целями, а спортсмены, тренеры, зрители, помощники тренера являются неотъемлемой частью и, по мере необходимости, выступают как участники для преобразования и достижения целей (тип 1 — субъект-объектный и тип 5 — субъект-порождающий коммуникативного компонента). Спортсменов увлекает качество освоения технических приемов, участие в соревнованиях, отношение тренера к тренировочному процессу вызывает положительные эмоции и побуждает работать над собой, достигая более высоких целей (тип 4 и тип 5 технологический компонент).

Результаты доказательства экспериментальной гипотезы о различиях между типами взаимодействия мужчин и женщин в тренировочной среде спортсмена представлены в таблице 7.

Таблица 7

Частота встречаемости типов взаимодействия между мужчинами и женщинами в тренировочной среде

ППК КК ТК

Типы Муж. % Жен. % ф* Муж. % Жен. % ф* Муж. % Жен. % ф*

1 21 31 1,97* 11 16 1,19 15 11 1,29

2 17 21 0,75 9 14 1,6* 7 8 0,04

3 28 28 0,18 27 21 1,24 23 31 1,57

4 22 9 3,4** 28 24 0,94 27 28 0,06

5 11 13 0,39 24 25 0,19 27 24 0,7

Примечание: ППК — пространственно-предметный

КК — коммуникативный, ТК — технологический компоненты;

* — р < 0,05; ** — р < 0,01

Из таблицы 7 видны следующие результаты: в пространственно-предметном компоненте различия выявлены у женщин по субъект-объектому типу взаимодействия (тип 1). Можно предположить, что у женщин нет потребности в преобразовании пространства и предметов тренировочной среды. Спортсменок устраивают их спортивные комплексы, их оснащение, оформление. Скорее всего, данный тип взаимодействия будет более актуален, если будет создана ситуация, требующая оценки и преобразования компонентов и субъектов тренировочной среды (необходимость в наличие современных тренажеров на определенные группы мышц). У мужчин значимые различия выявлены по субъект-совместному типу взаимодействия (тип 4), что может свидетельствовать о важности пространства и предметов, с которыми они взаимодействуют, допустим, тренажерный зал и его оснащенность, покрытие в зале или на поле. Возможно, данный тип актуален, учитывая такой механизм как подражание и заражение, что где-то есть тренировочные условия лучше, зал больше, стадион с натуральным покрытием и т. д.

В коммуникативном компоненте значимые различия выявлены по субъект-обособленному типу взаимодействия (тип 2). У женщин данный тип является преобладающим. Можно предположить, что спортсменки достаточно жестко конкурируют друг с другом и меньше интересуются желаниями других людей в команде, чем спортсмены.

При вычислении относительной частоты встречаемости каждого типа взаимодействия по отдельному испытуемому и определив надежность методики диагностики «Типов взаимодействия с тренировочной средой спортсмена» П. А. Веселовой, были получены следующие данные, представленные в таблице 8.

Таблица 8

Относительная встречаемость типов взаимодействия в компонентах тренировочной среды

Типы взаимодействия ППК КК ТК

Субъект-объектный 26% 13% 13%

Субъект-обособленный 19% 11% 7,5%

Субъект-нормативный 28% 24% 27%

Субъект-совместный 16% 26% 27%

Субъект-порождающий 12% 25% 25%

Примечание: ППК — пространственно-предметный,

КК — коммуникативный, ТК — технологический компоненты

Из таблицы 8 видно, что в пространственно-предметном компоненте преобладает субъект-нормативный тип взаимодействия. Можно предположить, что для спортсменов, имеющиеся спортивные сооружения и их оформление являются нормой, соответствуют требованиям к организации тренировочного процесса. Для них значимо то, что есть место, где можно тренироваться и достигать поставленных целей с учетом установок тренера. Либо, можно предположить, что ярко выраженный субъект-нормативный тип способствует уходу от искреннего ответа испытуемых. И тогда, субъект-нормативный тип будет выступать как завуалированная шкала лжи. Данные предположения требуют более подробного анализа и находятся на стадии изучения.

В коммуникативном компоненте преобладает субъект-совместный тип. Данный тип характеризуется конструктивным взаимодействием спортсменов с членами команды с учетом психических состояний. Можно сделать вывод о том, что спортсмены достаточно общительны и для них важно быть частью команды внутри своих спортивных групп. Совместная работа вызывает положительные эмоции и способствует достижению значимых целей.

В технологическом компоненте (т. е. программа тренировки, содержание и методы, а также организация учебно-тренировочного процесса) преобладает субъект-нормативный и субъект-совместный тип. Можно сделать вывод о том, что для спортсменов организация тренировки, ее содержание и методы является нормой, то есть так, как должно быть. При этом не менее важна совмест-

ная работа с тренером, поддержание контакта, эмпатия со стороны тренера, точность и содержательность команд, исходящих от тренера, наглядность изучаемых приемов и дополнительные пособия и рекомендации.

Для определения существующих различий между типами взаимодействия в системе «спортсмен — тренировочная среда» и мотивацией достижения успеха нами был применен U-критерий Манна-Уитни, после того, как мы не получили никаких значимых результатов различий, нами было выдвинуто предположение, что так как выборка разнородная, то состоит она из разных мотивационных типов личности. Для доказательства этого предположения нами был применен кластерный анализ (разбивающий множество объектов на заданное число k различных кластеров, расположенных на возможно больших расстояниях друг от друга) [8]. После проведения кластерного анализа и используя типологический подход [17], основной задачей которого является разделения общей выборки, и ее синтез на составные части с последующим обобщением этих частей в единое целое, нами было выделено три мотиваци-онных типа личности: низкомотивированные, умеренномотивированные и высокомотивированные спортсмены [27]. Данные представлены на рисунке 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профиль личности

..................л

>

Ь' у

целеустремленность настойчивость самообладание

смелость инициатива мотив успеха

Переменные

Тип 1 -□- Тип 2 Тип 3

Рис. 2. Профиль личности мотивационно-волевых типов

Для определения существующих различий между мотивационно-волевы-ми типами (тип 1 — умеренномотивированными, тип 2 — низкомотивированными и тип 3 — высокомотивированными спортсменами) и типами взаимодействия в компонентах тренировочной среды, был применен критерий Фишера (ц*), данные представлены в таблицах 9-11.

Таблица 9

Частота и достоверность различий между мотивационно-волевыми типами личности по типам взаимодействия в пространственно-предметном компоненте тренировочной среды спортсмена

Типы взаимодействия Мотивационно-волевые типы (%) Ф*

1 2 3 1-2 2-3 1-3

Субъект-объектный 31 44 11 1,62 4,34 ** 4,11**

Субъект-обособленный 17 16 23 0,14 0,9 1,12

Субъект-нормативный 24 16 39 1,08 2,89** 2,72**

Субъект-совместный 15 16 16 0,24 0,01 0,35

Субъект-порождающий 14 7 11 1,28 0,76 0,66

Примечание: * — р < 0,05; ** — р < 0,01; 1 — умеренномотивационный тип, 2 — низкомотивированный тип, 3 — высокомотивированный тип

Из таблицы 9 следует, что значимые различия наблюдаются между низкомотивированными спортсменами (тип 2) и высокомотивированными (тип 3) в субъект-объектном типе и субъект-нормативном типе взаимодействия. Можно предположить, что для низкомотивированных спортсменов окружающие предметы и объекты тренировочной среды не имеют большого значения. Видимо, для спортсменов с высокой мотивацией очень важно уже имеющееся нормальное тренировочное пространство, и они, по мере необходимости, могут его преобразовать так, чтобы достигать успеха. Данный вывод подтверждается различием между умеренномотивированными спортсменами (тип 1) и высокомотивированными (тип 3), где у первых показатели выше, а значит, для них также важно место, где можно тренироваться, а его архитектура с оснащением не имеют большого значения. Соответственно, высокомотивированные спортсмены более озабочены тренировочным пространством и его оснащением.

Таблица 10

Частота и достоверность различий между мотивационно-волевыми типами по типам взаимодействия в коммуникативном компоненте тренировочной среды спортсмена

Типы взаимодействия Мотивационно-волевые типы (%) Ф*

1 2 3 1-2 2-3 1-3

Субъект-объектный 18 12 7 1,03 0,82 2,64**

Субъект-обособленный 13 23 4 1,57 3,22** 2,53**

Субъект-нормативный 22 16 30 0,91 1,82* 1,39

Субъект-совместный 22 30 30 1,03 0,02 1,39

Субъект-порождающий 25 14 28 1,63 1,96* 0,61

Примечание: * — p < 0,05; ** — p < 0,01; 1 — умеренномотивационный тип,

2 — низкомотивированный тип, 3 — высокомотивированный тип

Из таблицы 10 следует, что значимые различия наблюдаются между низкомотивированными спортсменами (тип 2) и высокомотивированными (тип 3) в субъект-обособленном типе коммуникативного компонента. Для количества спортсменов низкомотивированных общение с другими спортсменами, стиль ведения тренировок тренером не отвечает их требованиям, и если бы у них была возможность, они бы много изменили (перешли бы к другому тренеру или в другую команду). Также различия присутствуют в субъект-нормативном и субъект-порождающем типе взаимодействия. У спортсменов с высокой мотивацией (тип 3) это говорит о том, что стиль проведения тренировок, присутствие тренера на соревнованиях, большое количество зрителей, общение с другими спортсменами является нормой и даже, в какой-то мере, побуждает лучше работать на тренировках и выступать на соревнованиях.

Значимые различия также наблюдаются у умеренномотивированных спортсменов (тип 1) и высокомотивированных спортсменов (тип 3) в субъект-объектном типе и субъект-обособленном, причем показатели у умеренномоти-вированных спортсменов (тип 1) выше, а значит для них все тренировочные объекты (спортсмены, тренер, взаимоотношения и т. д.) не отвечают требованиям и по желанию или необходимости могут быть изменены.

Таблица 11

Частота и достоверность различий между мотивационно-волевыми типами по типам взаимодействия в технологическом компоненте тренировочной среды спортсмена

Типы взаимодействия Мотивационно-волевые типы (%) ф*

1 2 3 1-2 2-3 1-3

Субъект-объектный 16,5 16,2 6,3 0,04 1,77* 2,66**

Субъект-обособленный 7,6 20,9 1,8 2,27* 3,78** 2,39**

Субъект-нормативный 21,8 27,9 33,6 0,81 0,69 2,14*

Субъект-совместный 28,4 20,9 28,1 1,01 0,94 0,03

Субъект-порождающий 26 11,6 30 2,19* 2,58** 0,72

Примечание: * — р < 0,05; ** — р < 0,01; 1 — умеренномотивационный тип, 2 — низкомотивированный тип, 3 — высокомотивированный тип

Из таблицы 11 следует, что в технологическом компоненте между уме-ренномотивированными спортсменами (тип 1) и низкомотивированными (тип 2) различия присутствуют в субъект-обособленном и субъект-порождающем типе, первый преобладает у низкомотивированных спортсменов. Можно предположить, что организация соревновательного процесса, увлекательность тренировок, качество проведения соревнований и изучения технических приемов не соответствуют их требованиям, и у них есть мотивация к преобразованию

и изменению данных несоответствий. В свою очередь, умеренномотивирован-ные спортсмены (тип 1) довольны всеми технологическими компонентами тренировки (отношению тренера к тренировкам, наглядность демонстрируемых элементов, качество изучения приемов и т. д.). Они готовы дальше развиваться и работать над собой. Но если сравнить их с высокомотивированными (тип 3), то количество спортсменов с умеренной мотивацией (тип 1) будет больше выражать недовольство к проведению тренировок и их содержанию, чем высокомотивированные.

Также различия выявлены между спортсмена низкомотивированными (тип 2) и высокомотивированными (тип 3). Наглядные данные еще раз подтверждают, что низкомотивированные спортсмены не довольны технологией проведения тренировки, в отличие от высокомотивированных.

Для доказательства гипотезы о том, что существует взаимосвязь между типами взаимодействия в системе «спортсмен — тренировочная среда» и мотивацией достижения успеха, нами был применен коэффициент корреляции Спирмена [3].

Таблица 12

Коэффициент корреляции типов взаимодействия с мотивацией достижения успеха в тренировочной среде спортсмена

Типы взаимодействия ППК КК ТК

Субъект-объектный -0,363* -0,176 -0,001

Субъект-обособленный -0,129 -0,095 -0,015

Субъект-нормативный 0,294 -0,033 0,155

Субъект-совместный 0,100 0,224 0,005

Субъект-порождающий 0,322 0,122 0,154

Примечание: ППК — пространственно-предметный

КК — коммуникативный, ТК — технологический компоненты;

* — р < 0,05; ** — р < 0,01

Как видно из таблицы 12, взаимосвязь существует только между мотивацией и субъект-объектном типом взаимодействия в пространственно-предметном компоненте. Соответственно, чем чаще спортсмену приходится воздействовать на изменения объектов, предметов и свойств тренировочной среды, не задумываясь о последствиях этих изменений для достижения успеха, тем ниже становится его мотивация. Данное предположение было проверено при помощи метода контрастных групп. Исключив умеренномотивированный тип личности, мы получили следующие результаты, представленные в таблице 13.

Таблица 13

Коэффициент корреляции типов взаимодействия с мотивацией достижения успеха низкомотивированных и высокомотивированных спортсменов

Типы ППК КК ТК

Субъект-объектный -0,57* -0,273 -0,152

Субъект-обособленный -0,127 -0,215 -0,299

Субъект-нормативный 0,512* -0,163 0,013

Субъект-совместный 0,132 0,124 -0,033

Субъект-порождающий 0,435 0,427 0,413

Примечание: ППК — пространственно-предметный

КК — коммуникативный, ТК — технологический компоненты;

* — р < 0,05; ** — р < 0,01

Из таблицы 13 следует, что взаимосвязь между мотивацией и субъект-объектном типом взаимодействия в пространственно-предметном компоненте стала ниже, тем самым наше предположение о том, что если спортсмен пытается изменить объекты и предметы тренировочной среды, не задумываясь о последствиях, то его мотивация к достижению успеха становится ниже, подтвердилось. И, напротив, чем чаще спортсмен признает пространственно-предметные компоненты тренировочной среды (архитектуру, спортивные залы, тренажерные залы и т. п.) как норму, тем у него выше мотивация к достижению успеха.

Для доказательства гипотезы о том, что существует взаимосвязь между типами взаимодействия спортсменов с волевыми качествами, мы использовали результаты кластерного анализа и при помощи коэффициента корреляции Спирмена получили следующие значения, представленные в таблице 14.

Таблица 14

Коэффициент корреляции типов взаимодействия с волевыми качествами спортсменов

Типы Пространственно-предметный компонент

Целеустр. Смелость Настойч. Инициат. Самообл.

1 -0,209 -0,495** -0,328 -0,295 -0,547**

2 0,012 0,052 -0,149 0,37* -0,107

3 0,11 0,313 0,384* 0,186 0,413*

4 -0,007 0,19 0,029 0,002 0,087

5 0,126 0,093 0,222 -0,007 0,178

Примечание: * — р < 0,05; ** — р < 0,01

Из таблицы 14 следует, что взаимосвязь была установлена между типами взаимодействия и волевыми качествами спортсменов только в пространствен-

но-предметном компоненте тренировочной среды. Такое волевое качество как инициатива взаимосвязано с субъект-обособленным типом взаимодействия (тип 2). Можно сделать вывод о том, что чем больше спортсмен проявляет инициативу, тем чаще старается изменить тренировочную среду в соответствии со своими целями, не учитывая цели и мнения других субъектов. Но при этом ниже становится уровень развитости таких волевых качеств, как смелость и самообладание. Если же пространственно-предметные компоненты тренировочной среды соответствуют всем требованиям, то у спортсменов становится выше уровень развитости таких волевых качеств, как настойчивость и самообладание. Данные волевые качества очень важны для достижения успеха.

При помощи метода контрастных групп, исключив умеренномотивацион-ный тип личности, были получены следующие результаты, представленные в таблице 15.

Таблица 15

Коэффициент корреляции типов взаимодействия с волевыми качествами низкомотивированных и высокомотивированных спортсменов

Типы Пространственно-предметный компонент

Целеустр. Смелость Настойч. Инициат. Самообл.

1 -0,598* -0,741** -0,453 -0,681** -0,515*

2 0,055 0,053 -0,179 0,203 -0,035

3 0,263 0,185 0,44 0,407 0,451

4 0,079 0,176 0,128 0,04 0,079

5 0,243 0,386 0,454 0,171 0,179

Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01

Исходя из данных, представленных в таблице 15, следует, что взаимосвязь между типами взаимодействия и волевыми качествами спортсменов стала ниже у таких волевых качеств, как: смелость, инициатива и целеустремленность. Чуть выше стала взаимосвязь такого волевого качества как самообладание с субъект-объектным типом взаимодействия (тип 1). Предположение о том, что снижается уровень данных волевых качеств, если спортсмен воздействует на тренировочную среду как на объект для достижения своей цели без учета ценности данного объекта — подтвердилось, и обнаружились новые взаимосвязи.

Для доказательства гипотезы о том, что у спортсменов командных видов спорта чаще используется субъект-нормативный тип взаимодействия (тип 3), так как преобладает коллективно мнение о тренировочной среде (т. е. некое переживание, характеризуемое важностью принадлежности и объединения со своей группой). Были использованы данные количественного анализа и результаты различий типов взаимодействия между спортсменами командных видов спорта и спортсменами индивидуальных видов спорта в тренировочной и образовательной среде. Результаты частоты проявления субъект-нормативного типа взаимодействия у командных видов спорта представлены в таблице 16.

Таблица 16

Частота проявления субъект-нормативного типа взаимодействия у спортсменов командных видов спорта (%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Частота типов в тренировочной/ образовательной средах Значимые различия типов взаимодействия между спортсменами в тренировочной/ образовательной среде

Виды спорта ППК КК ТК ППК КК ТК

Командные 31/38 31/38 38/48 0,88/2,18* 2,1*/2,18* 3,3**/1,59

Индивидуальные 26/27 20/27 20/38

Примечание: ППК — пространственно-предметный

КК — коммуникативный, ТК — технологический компоненты;

* — р < 0,05; ** — р < 0,01

Как видно из данных, представленных в таблице 16, гипотеза доказана. Действительно, у спортсменов командных видов спорта чаще используется субъект-нормативный тип взаимодействия, так как преобладает коллективное мнение о тренировочной среде.

Для доказательства гипотезы о том, что существует значимый компонент и преобладающий тип взаимодействия у спортсменов командных и индивидуальных (личных) видов спорта, влияющий на мотивацию успеха нами был применен регрессионный анализ, при помощи которого мы узнали, какие компоненты и типы взаимодействия наиболее существенны для нашего исследования. Данные представлены в таблице 17 и 18.

Таблица 17

Результаты регрессионного анализа типов взаимодействия и компонентов тренировочной среды с мотивацией достижения успеха спортсменов индивидуальных видов спорта

Типы взаимодействия ППК

в Р D

Субъект-нормативный 0,237 0,319 0,06

Субъект-порождающий 0,45 0,087 0,08

Типы взаимодействия КК

в Р D

Субъект-объектный -0,32 0,175 0,18

Субъект-совместный 0,27 0,216 0,12

Типы взаимодействия ТК

в Р D

Субъект-обособленный 0,65 0,009 0,34

Субъект-нормативный 0,50 0,039 0,23

Примечание: ППК — пространственно-предметный, КК — коммуникативный, ТК — технологический; в — коэффициент регрессии; p — уровень достоверности; D — дисперсия случайной величины

Исходя из данных таблицы 17 можно сделать вывод о том, что у индивидуальных (личных) видов спорта более значимым для мотивации достижения успеха оказался технологический компонент. Так как субъект-обособленный тип, представленный в относительных единицах, занимает 34%, то необходимо отметить, что чем чаще спортсмен не доволен ходом тренировочного процесса, его формой, содержанием и старается изменить, адаптировать под свои ресурсы, то тем выше становится его мотивация. Постоянное усовершенствование, необходимость к изменениям условий и тщательной работы для адаптации этих условий к индивидуальному тренировочному процессу повышают мотивацию спортсмена. И напротив, чем чаще спортсмена все устраивает (субъект-нормативный тип), он со всем соглашается и не пытается усовершенствовать технологию тренировочного процесса, тем ниже становится его мотивация к достижению успеха.

Несомненно, коммуникативный компонент является важным для тренировочной среды, но не особо значимым для данной выборки спортсменов. Исходя из полученных результатов, можно сделать заключение: чем меньше спортсмены относятся к своим товарищам, тренеру и другим людям, работающим с ними, как к объектам для достижения цели, тем выше становится мотивация. Для повышения мотивации существует необходимость к совместной коммуникации, дружелюбной и сплоченной тренировочной атмосфере (субъект-совместный) — несмотря на то, что это индивидуальные виды спорта.

Пространственно-предметный компонент наименее значим наряду с другими. Исходя из полученных данных можно сделать вывод: мотивация к достижению успеха будет выше тогда, когда тренировочный комплекс, его внешний вид и оснащенность соответствует представлению или уже является привычным объектом (субъект-нормативный), или когда радует и используется лишь как средство для работы (субъект-порождающий). Главное, что есть место, где можно тренироваться.

Таблица 18

Результаты регрессионного анализа типов взаимодействия и компонентов тренировочной среды с мотивацией достижения успеха спортсменов командных видов спорта

Типы взаимодействия ТК

в Р Б

Субъект-обособленный -0,92 0,000 0,67

Субъект-нормативный -0,37 0,037 0,13

Примечание: ТК — технологический компонент; в — коэффициент регрессии; р — уровень достоверности; Б — дисперсия случайной величины

Исходя из данных таблицы 18 можно сделать вывод о том, что у спортсменов, занимающихся командными видами спорта более значимым для мотивации к достижению успеха оказался технологический компонент. Поскольку полученные данные имеют отрицательные значения, то стоит отметить, что для мотивации к достижению успеха спортсменам командных видов спорта необходимо изменить свое критичное отношение к тренировочному процессу

и его содержанию, который не соответствует их требованиям (субъект-обособленный тип). Спортсменам стоит принимать тренировочный процесс со всеми его негативными и позитивными последствиями, конструктивно излагая свои предложения по его усовершенствованию. А также не придерживаться коллективного мнения и соглашательства со всеми требованиями (субъект-нормативный тип), учитывая то, что данный тип может быть рассмотрен, как упоминалось выше, — шкалой лжи или инфантильной оценкой испытуемых вопросов, касаемых данного компонента. По другим компонентам результата мы не получили из-за малого объема выборки представителей командных видов спорта. В дальнейшем необходимо увеличить выборку. Гипотеза о том, что существует значимый компонент и преобладающий тип взаимодействия у спортсменов командных и индивидуальных (личных) видов спорта, влияющий на мотивацию успеха была доказана.

Вышоды

1. Выявлены различия между типами взаимодействия спортсменов командных и индивидуальных видов спорта, а также между типами взаимодействия мужчин и женщин в образовательной среде училища олимпийского резерва и тренировочной среде спортсмена.

2. Взаимосвязь между мотивацией достижения успеха и типами взаимодействия спортсмена в тренировочной среде существует только между субъект-объектным типом взаимодействия в пространственно-предметном компоненте. А также установлена взаимосвязь между типами взаимодействия и волевыми качествами спортсменов в субъект-объектном, субъект-обособленном и субъект-нормативном типах взаимодействия. Полученные данные проверены при помощи метода контрастных групп. Взаимосвязь существует только в пространственно-предметном компоненте с субъект-объектным типом взаимодействия, а также установлена взаимосвязь между мотивацией и субъект-нормативным типом взаимодействия. Это говорит о том, что чем больше спортсмен относится к тренировочной среде как к объекту и может позволить его изменить в соответствии со своими целями, не учитывая последствия, ценность объектов, а также цели и мнения других субъектов, тем ниже становится уровень мотивации достижения успеха и развитости таких волевых качеств, как: смелость, инициатива, целеустремленность и самообладание. И напротив, чем чаще спортсмен признает пространственно-предметные компоненты тренировочной среды как норму, тем выше у него мотивация к достижению успеха и уровень таких волевых качеств, как настойчивость и самообладание.

3. Доказано, что у спортсменов командных видов спорта действительно чаще используется субъект-нормативный тип взаимодействия.

4. Доказано, что существует значимый компонент и преобладающий тип взаимодействия у спортсменов командных и индивидуальных (личных) видов спорта, влияющий на мотивацию успеха.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Москва : Русские словари, 2000. 431 с.

2. Анастази А. Дифференциальная психология. Москва : Апрель-Пресс, 2001. 745 с.

3. Ахвердова О. А. Дифференциальная психология / О. А. Ахвердова, Н. Н. Во-лоскова, Т. В. Белых. Санкт-Петербург : Речь, 2004. 168 с.

4. Бирина О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Журнал фундаментальные исследования. 2014. № 8-2. 443 с.

5. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. Санкт-Петербург, 2006. 351 с.

6. Веселова П. А. Методика оценки тренировочной среды спортсмена с позиции экопсихологического подхода // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2016. № 2 (20). С. 143—151.

7. Горбов Ф. Д. Я — второе Я. Воронеж : МОДЕК ; Москва : Институт практической психологии, 2000. 224 с.

8. Дмитриенкова Л. П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта: Психологические аспекты подготовки спортсменов. Смоленск : Знание, 2001. 298 с.

9. Ефремова Т. Ф. Новый Толково-словообразовательный словарь русского языка. Москва : Дрофа, 2000. 1233 с.

10. Ильин Е. П. Психология спорта. Санкт-Петербург, 2012. 352 с.

11. Капцов А. В. Методика оценки образовательной среды учреждения с позиции экопсихологического подхода / А. В. Капцов, Е. И. Колесникова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2015. № 2. С. 34—45.

12. Каталог психологических тестов [Электронный ресурс]. URL: http:// psytests.org/test.html (дата обращения: 05.12.2016).

13. Маклаков А. Г. Общая психология. Санкт-Петербург, 2008. 583 с.

14. Майерс Д. Социальная психология. Санкт-Петербург, 2009. 800 с.

15. Митина Л. М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-разви-вающие программы. Москва : МГППУ, 2010. 384 с.

16. Мотивация достижения успеха личности: психологический аспект [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-motivatsii-dostizheniya-u-studentov-cherez-professionalnye-zadachipsytests.org/test.html (дата обращения: 23.12.2016).

17. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология. Санкт-Петербург, 2000.

129 с.

18. Научно психологическое общество им. С. Л. Рубинштейна при институте психологии РАН [Электронный ресурс]. URL: http://rubinstein-society.ru/ cntnt/nauchnie-raboti/sovremennie-issl/sovremennie-issl-2/a-l-juravlev. html (дата обращения: 03.12.2016).

19. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Москва : ИТИ Технологии, 2006. 944 с.

20. Пакулина С. А. Методика диагностики мотивации достижения успехов студентов в вузе. Психология обучения // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 23—31.

21. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Санкт-Петербург, 2007. 352 с.

22. Панов В. И. Введение в экологическую психологию. Москва : НИИ Школьных технологий, 2006. 184 с.

23. Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. Москва : Наука, 2004. 197 с.

24. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2008. 480 с.

25. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. Санкт-Петербург: Речь, 2008. 175 с.

26. Сидоренков А. В. Социальная психология малых групп. Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. 381 с.

27. Типологический подход к определению структуры личности [Электронный ресурс]. URL:http://azps.ru/handbook/t/tipo133.html (дата обращения: 19.12.2016).

28. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. Москва : Астрель, 2008. 848 с.

29. Черникова Т. В. Профориентация старшеклассников. Волгоград : Учитель, 2007.

124 с.

30. Шенцева Н. Н. Содержание и структура мотивации достижения личности. Сергиев Посад : Изд-во СПГИ, 2005. 34 с.

31. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/social_psy/2013/n3/62122.shtml (дата обращения: 02.12.2016).

32. Юдина Е. Г. Позиция педагогов: авторитаризм и партнерство // Вопросы психологии. 2005. № 4. С. 132—143.

33. Ясвин В. А. Школа как развивающая среда : монография. Москва : Институт научной информации и мониторинга РАО, 2010. 332 с.

REFERENCES

1. Abramov N. Slovar' russkih sinonimov i shodnyh po smyslu vyrazhenij [Dictionary of Russian synonyms and similar expressions]. Moscow: Russkie slovari, 2000. 431 p. (in Russian).

2. Anastazi A. Differencial'naja psihologija [Differential Psychology]. Moscow: Aprel'-Press, 2001. 745 p. (in Russian).

3. Ahverdova O.A. Differencial'naja psihologija [Differential Psychology]. Sankt-Peterburg: Rech' 2004. 168 p. (in Russian).

4. Birina O.V. Zhurnal fundamental'nye issledovanija [Journal of Fundamental Research]. 2014. No. 8-2. 443 p. (in Russian).

5. Burlachuk, L.F. Psihodiagnostika [Psychodiagnostics]. Sankt-Peterburg, 2006. 351 p. (in Russian).

6. Veselova P.A. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija Psihologija [The Bulletin of Samara humanitarian Academy. Psychology Series]. - 2016. No. 2. Pp. &&&(in Russian).

7. Gorbov F.D. Ja - vtoroe Ja [I am the second self]. Voronezh: MODEK; Moscow: Institut prakticheskoj psihologii, 2000. 224 p. (in Russian).

8. Dmitrienkova L.P. Sravnitel'naja harakteristika motivov dostizhenija v razlichnyh vidah sporta: Psihologicheskie aspekty podgotovki sportsmenov [Comparative characteristics of the motives of achievement in various sports: Psychological aspects of training athletes]. Smolensk: Znanie, 2001. 298 p. (in Russian).

9. Efremova T.F. Novyj Tolkovo-slovoobrazovatel'nyj slovar' russkogo jazyka [New Dictionary of the Russian language]. Moscow: Drofa, 2000. 1233 p. (in Russian).

10. Il'in, E.P. Psihologija sporta [Sports Psychology]. Sankt-Peterburg, 2012. 352 p. (in Russian).

11. Kapcov A.V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija Psihologija [The Bulletin of Samara humanitarian Academy. Psychology Series]. 2015. No. 2. Pp. 34-45. (in Russian).

12. Katalogpsihologicheskih testov [Catalog of psychological tests]. Available at: http:/ /psytests.org/test.html (accessed: 05.12.2016). (in Russian).

13. Maklakov A.G. Obshhaja psihologija [General psychology]. Sankt-Peterburg, 2008. 583 p. (in Russian).

14. Majers D. Social'naja psihologija [Social Psychology]. Sankt-Peterburg, 2009. 800 p. (in Russian).

15. Mitina L.M. Psihologu ob uchitele. Lichnostno-professional'noe razvitie uchitelja: psihologicheskoe soderzhanie, diagnostika, tehnologija, korrekcionno-razvivajushhie programmy

[To the psychologist about the teacher. Personal-professional development of the teacher: psychological content, diagnostics, technology, correctional-developing programs]. Moscow: MGPPU, 2010. 384 p. (in Russian).

16. Motivacija dostizhenija uspeha lichnosti: psihologicheskij aspekt [Motivation to achieve personal success: the psychological aspect]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ razvitie-motivatsii-dostizheniya-u-studentov-cherez-professionalnye-zadachipsytests.org/ test.html (accessed: 23.12.2016). (in Russian).

17. Nartova-Bochaver S.K. Differencial'najapsihologija [Differential Psychology]. Sankt-Peterburg, 2000. 129 p. (in Russian).

18. Nauchno psihologicheskoe obshhestvo im. S.L. Rubinshtejna pri institute psihologii RAN [Scientific Psychological Society. S.L. Rubinstein at the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences]. Available at: http://rubinstein-society.ru/ cntnt/nauchnie-raboti/ sovremennie-issl/sovremennie-issl-2/a-l-juravlev. html (accessed: 3.12.2016). (in Russian).

19. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow: ITI Tehnologii, 2006. 944 p. (in Russian).

20. Pakulina S.A. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2010. No. 1. Pp. 102-113. (in Russian).

21. Panov V.I. Psihodidaktika obrazovatel'nyh sistem: teorija ipraktika [Psychodactics of educational systems: theory and practice]. Sankt-Peterburg, 2007. 352 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Panov V.I. Vvedenie v jekologicheskuju psihologiju [Introduction to Environmental Psychology]. Moscow: NII Shkol'nyh tehnologij, 2006. 184 p. (in Russian).

23. Panov V.I. Jekologicheskaja psihologija: Opyt postroenija metodologii [Ecological psychology: Experience in constructing a methodology]. Moscow: Nauka, 2004. 197 p. (in Russian).

24. Rean A.A. Psihologija adaptacii lichnosti. Analiz. Teorija. Praktika [Psychology of personality adaptation. Analysis. Theory. Practice]. Sankt-Peterburg: Izd-vo Prajm-Evroznak, 2008. 480 p. (in Russian).

25. Romek V.G. Trening uverennosti v mezhlichnostnyh otnoshenijah [Training of confidence in interpersonal relationships]. Sankt-Peterburg: Rech', 2008. 175 p. (in Russian).

26. Sidorenkov A.V. Social'najapsihologija malyh grupp [Social psychology of small groups]. Rostov-na-Donu: Feniks, 2012. 381 p. (in Russian).

27. Tipologicheskij podhod k opredeleniju struktury lichnosti [Typological approach to the definition of the structure of personality]. Available at: http://azps.ru/handbook/t/ tipo133.html (accessed: 29.01.2017). (in Russian).

28. Ushakov D.N. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow: OOO «Izdatel'stvo Astrel'», 2008. 848 p. (in Russian).

29. Chernikova T.V. Proforientacija starsheklassnikov [Career Guidance for High School Students]. Volgograd: Uchitel', 2007. 124 p. (in Russian).

30. Shenceva N.N. Soderzhanie i struktura motivacii dostizhenija lichnosti [The content and structure of the motivation for achieving an individual]. Sergiev Posad: Izd-vo Sergievo-Posadskij gumanitarnyj institut, SPGI, 2005. 34 p. (in Russian).

31. Jekopsihologicheskie vzaimodejstvija: vidy i tipologija [Ecopsychological interactions: types and typology]. Available at: http://psyjournals.ru/social_psy/2013/n3/62122.shtml (accessed: 02.12.2016). (in Russian).

32. Judina E.G. Voprosy psihologii [Questions of Psychology]. 2005. No. 4. Pp. 132143. (in Russian).

33. Jasvin V.A. Shkola kak razvivajushhaja sreda (monografija) [School as a developing environment (monograph)]. Moscow: Institut nauchnoj informacii i monitoringa RAO, 2010. 332 p. (in Russian).

INTERRELATION OF TYPES OF INTERACTION IN THE SYSTEM «SPORTSMAN - TRAINING ENVIRONMENT» AND MOTIVATION OF ACHIEVEMENT OF SUCCESS OF THE ATHLETE

P. Veselova

The article presents the results of the level of motivation to achieve success, the development of strong-willed qualities, evaluation of the types of interaction with the educational environment, evaluation of the types of interaction with the components of the training environment. The relationship between the types of interaction and the motivation to achieve the success of the athlete in the system «athlete - training environment» is established. The practical importance of the study is the ability to change the training process, through the formation of eco-psychological types of interaction.

Key words: success, motivation, interaction, type, athlete, training environment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.