Научная статья на тему 'Взаимосвязь теории поколений и личностно ориентированного обучения иностранному языку'

Взаимосвязь теории поколений и личностно ориентированного обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / THEORY OF GENERATION / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / STUDENT-CENTERED LEARNING / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS / КЕЙС-СТАДИ / CASE STUDY / МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MOBILE LEARNING / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Померанцева Надежда Геннадиевна, Сырина Татьяна Александровна

Современный мир порождает новое поколение, обучать и воспитывать которое необходимо иначе. Данная статья изучает теорию поколений, разработанную американскими учеными Н. Хоувом и В. Штраусом в 1991 году и характерные особенности поколения Z. Поколение, по мнению исследователей, представляет собой общность современников, ценности которых складывались в определенной культурно-исторической картине мира. Согласно теории, поколение Z это родившиеся с 2000-2005 года люди. Поколенческие черты обучающихся цифрового века описывают их как многозадачных, креативных, но замкнутых и с трудом запоминающих и удерживающих в памяти идеи людей. Задача авторов состоит в освещении связи теории поколений и личностно-ориентированного обучения. «Цифровых аборигенов» или людей поколения Z называют «поколением ФГОС» не только потому, что модернизация определила компетентностный подход как ведущий, и обучение, нацеленное на личность обучающегося, а благодаря особой организации мыслительных процессов. Авторами предложены некоторые эффективные формы работы, которые учитывают характеристики обучающихся нового поколения. Кейс-стади позволяет сделать обучение проблемным и ориентированным на личность обучающегося, а комбинация индивидуальной и групповой работы учитывает особенности коммуникативных предпочтений современного учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interconnection between theory of generation and student-centered learning when teaching foreign language

New world creates a new generation that needs to be taught and upbrought in a different way. The article examines the theory of generation that was discovered by American scientists N. Howe and W. Strauss in 1991 as well as characteristics of generation Z. According to researchers, generation is a community of contemporaries whose values were formed in a specific cultural and historical picture of the world. Following the chronology of the theory, people of generation Z were born from 2000 to 2005. Students of the digital era have traits that characterize them as multi-tasking, creative but reserved and have troubles in memorization. The authors' aim is to highlight the interconnection between the theory of generation and student-centered learning. “Digital natives” or generation Z is called as generation of FSES not only because modernization has defined competence-based approach as the leading approach and put the student into the centre of educational process, but due to some peculiarities of mental organization of students. The authors propose some effective forms of work that take into account new generation students' characteristics. Case study allows to make education problem-solving and a combination of individual and group work consideres the peculiarities of communicative preferences of modern students.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь теории поколений и личностно ориентированного обучения иностранному языку»

Мир Науки

научный интернет-журнал

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 6 (ноябрь - декабрь) https://mir-nauki. com/vol5-6. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/67PDMN617.pdf Статья опубликована 22.12.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Померанцева Н.Г., Сырина Т.А. Взаимосвязь теории поколений и личностно-ориентированного обучения иностранному языку // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/67PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 372.881.111.1

Померанцева Надежда Геннадиевна

ГОУ ВО «Московский государственный областной университет», Россия, Москва1

Доцент кафедры «Иностранных языков» Кандидат педагогических наук E-mail: pomerantseva.n@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=412516

Сырина Татьяна Александровна

ГОУ ВО «Московский государственный областной университет», Россия, Москва Старший преподаватель кафедры «Иностранных языков»

E-mail: tatianasyrina@gmail.com РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=758903

Взаимосвязь теории поколений и личностно-ориентированного обучения иностранному языку

Аннотация. Современный мир порождает новое поколение, обучать и воспитывать которое необходимо иначе. Данная статья изучает теорию поколений, разработанную американскими учеными Н. Хоувом и В. Штраусом в 1991 году и характерные особенности поколения Z. Поколение, по мнению исследователей, представляет собой общность современников, ценности которых складывались в определенной культурно-исторической картине мира. Согласно теории, поколение Z - это родившиеся с 2000-2005 года люди. Поколенческие черты обучающихся цифрового века описывают их как многозадачных, креативных, но замкнутых и с трудом запоминающих и удерживающих в памяти идеи людей. Задача авторов состоит в освещении связи теории поколений и личностно-ориентированного обучения. «Цифровых аборигенов» или людей поколения Z называют «поколением ФГОС» не только потому, что модернизация определила компетентностный подход как ведущий, и обучение, нацеленное на личность обучающегося, а благодаря особой организации мыслительных процессов. Авторами предложены некоторые эффективные формы работы, которые учитывают характеристики обучающихся нового поколения. Кейс-стади позволяет сделать обучение проблемным и ориентированным на личность обучающегося, а комбинация индивидуальной и групповой работы учитывает особенности коммуникативных предпочтений современного учащегося.

Ключевые слова: теория поколений; личностно-ориентированное обучение; методы обучения; кейс-стади; мобильное обучение; компетентностный подход; иностранный язык

1 105005, Россия, Москва, ул. Радио, д. 10 А

Модернизация образования, реализующая вызовы информационного постиндустриального общества и требования Болонской конвенции, предполагает всеобщую гуманизацию и гуманитаризацию образования, в основе которой заложены принципы личностно-ориентированного обучения, то есть центром всего учебно-воспитательного процесса является личность обучающегося. Построение траектории обучения при таком подходе главным образом зависит от индивидуальных характеристик обучаемого, которые формируются на основе общечеловеческих, поколенческих и индивидуальных ценностей. Поколения меняются и их ценности тоже, что приводит к смене образовательной парадигмы и постоянному поиску соответствующих запросам обучающихся методов обучения.

Цель данной работы заключается в описании поколенческих особенностей современных обучающихся, определении доминант личностно-ориентированного обучения в рамках теории поколений, описании возможных методов обучения иностранному языку на основе корреляции идей теории поколений и личностно-ориентированного подхода.

Теория поколений стала своеобразной новинкой в отечественной педагогике и лингводидактике в последнее десятилетие. В 1991 году американские ученые Нил Хоув и Вильям Штраус, изучив историю США с начала XVI века до современности, пришли к выводу, что каждые 20 лет появляется новое поколение людей, которых отличают только им присущие черты. Подобная идея находит логическое объяснение в очевидном влиянии исторических событий на уклад жизни, мировосприятие и личность. Исследователи выделяют несколько поколенческих страт: великое поколение (1901-1924), молчаливое поколение (1925-1942), бейби-бумеры (1943-1960), поколение X (1961-1981), миллениумы или поколение Y (19822004) и «цифровые аборигены» или поколение Z (с 2005) [9]. В России данную теорию изучает и адаптирует к реалиям жизни группа Regenerations, возглавляемая Евгенией Шамис. Универсальность теории поколений была подвергнута сомнениям, а в отечественной социологии и психологии предпринимались попытки создания аутентичных хронологических рамок для каждого поколения. Так, по данным, представленным в статье Ю. В. Асташовой, в России хронология несколько иная: «великое поколение (1900-1923), молчаливое поколение (1923-1943), бейби-бумеры (1943-1963), поколение X (1963-1984), поколение Y (Миллениум) (1984-2000) и поколение Z (2000)» [2, с. 109] Следует отметить, что поколение Z стало появляться в России на пять лет раньше, чем в США, согласно мнению Хоува и Штрауса. Современные обучающиеся школы и вуза - представители поколений Миллениум и Z. Несмотря на национальные особенности и сдвиг периодов формирования каждого поколения, поколенческая теория существует оправданно.

На протяжении долгих лет теория поколений была отраслью социологии, а затем опыт теории применялся в маркетинге и управлении человеческими ресурсами [2; 4].

Многие идеи, разработанные такими областями знаний как социология и экономика, позже находят эффективное применение в сфере образования. Необходимо определить, что речь пойдет о школьниках и студентах, которые, следуя хронологии, принадлежат к поколениям Y и Z.

Ценности ребенка формируются до возраста 12-14 лет, то есть поколение Y или Миллениум были свидетелями таких событий, как теракты, катастрофа на Чернобыльской АЭС, время серьезных политических реформ, перестройка и т. д. Люди, родившиеся в это время, столкнулись с ситуацией гипервыбора, у них хорошо сформированный механизм анализа и отбора. Преобладает желание быстрого получения результата, что привело к созданию большого количества start-up компаний. В эмоциональном отношении данное поколение более позитивно настроено, но за любую работу они требуют немедленного вознаграждения. Общим девизом страты Y будет веселье - «fun». Миллениумов уже можно назвать технически продвинутыми людьми, они хорошо владеют современными технологиями,

Мир Науки

предпочтительна работа со смешанными и несплошными текстами, необходима визуализация любого учебного материала. В области информационных технологий поколение Z представляет следующую ступень эволюции: это Шоколение, «большого пальца», «цифровые аборигены». Можно привести много клише, однако смысл сводится к тому, что это люди, чья жизнь немыслима без цифровых компьютерных технологий. Родившись в период мирового финансового кризиса и борьбы с терроризмом, присущей поколению чертой становится обеспечение безопасности. Опасаясь за жизни ребенка, родители стремятся оградить его от влияния внешней среды и большую часть времени ребенок проводит дома, отсюда другое название поколения - homelanders. Современный обучающийся замкнут, его отличают интровертивные наклонности. Учёные полагают, что семейные ценности все еще важны, но постепенно девальвируются у представителей цифрового века. Несмотря на ряд неутешительных характеристик, поколение Z обладает большим потенциалом выполнять несколько действий одновременно, сосредоточивать внимание на интересных для обучающегося областях, креативно и критически мыслить.

Необходимо отметить, что поколений Z в статье А. В. Сапа названо «поколением ФГОС» [5] и такой лэйбл возникает благодаря компетентностному подходу, провозглашающему не только теоретическое освоение знаний, но практическое владение, реализация их в жизни. Обучение иностранному языку предполагает формирование межкультурной коммуникативной компетенции, причем системообразующим принципом считается личностно-ориентированное обучение (ЛОО). Основа личностно-ориентированного обучения - построение обучения на основе субъектного опыта учащегося. В отечественной лингводидактике и методологии И. С. Якиманской, В. В. Сериковым, Е. В. Бондаревской [3] и др. сформулированы основные характеристики личностно-ориентированного обучения:

1. личный, субъектный опыт обучающегося во взаимодействии с окружающим миром приводит к знанию;

2. индивидуализация учебного процесса;

3. доброжелательность, открытость, диалогическая форма общения;

4. деятельностная среда обучения;

5. педагогика сотрудничества.

По утверждению многих специалистов [5], обучающиеся поколения Z многозадачны и мотивированы к выполнению только той работы, которая им интересна. Исходя из этого, наиболее эффективной формой организации учебного процесса можно рассматривать кейс-стади. В отечественной лингводидактике кейс-стади называют методом ситуационного анализа, который подразумевает интегративную, интерактивную форму проведения учебного занятия, сочетающую в себе анализ учебной ситуации, мозговой штурм, дискуссию, элементы проектной деятельности и ролевую игру. На сегодняшний день не сложилось устойчивой классификации кейсов, однако их можно дифференцировать по объему, цели, типу исследовательской задачи. Разумеется, метод ситуационного анализа в основном используется при обучении по программам MBA (Master of business administration) и в сфере бизнес тренингов, однако в образовании популярность технологии оправдала себя высокими результатами.

Многие зарубежные учебно-методические комплексы содержат разделы, включающие задания на основе метода кейсов, обычно такие практические задания называются case study (Market Leader) или dilemma decision (Intelligent Business). Структура кейса подразумевает решение актуальных проблем и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтение, слушание, письмо, говорение.

Мир Науки

Методика работы с кейсом заключается в следующем алгоритме:

• внимательно ознакомиться с условиями кейса, выделить ключевые моменты, игнорируя намеренно избыточную информацию;

• сформулировать и проанализировать проблемы, имеющиеся в кейсе;

• осуществить поиск необходимых сведений, отсутствующих в тексте кейса;

• следить за временем, возвращаться к условиям задания;

• распределить функции участников: организатор, эксперт, генератор идей, критик, исполнитель (человек, который отвечает за оформление результатов решения);

• помнить о том, что каждый участник должен проявить себя;

• поддерживать и письменно фиксировать любые, в том числе нетривиальные, идеи, полученные «мозговым штурмом»;

• выработать единую позицию в группе;

• оформить результаты;

• ёмко и полно их представить [1, с. 59].

Таким образом, обучающийся решает актуальную для него проблему, выполняет поисковые задания индивидуально, работая с аутентичными текстами и мудьтимедиа материалами, вырабатывает собственную стратегию решения кейса. Затем наступает стадия командной работы, включающая мозговой штурм, обмен мнениями всех членов группы, написание итогового решения кейса.

Каждый обучающийся уникален, однако знания поколенческих особенностей помогают определить общую траекторию образования. Как отмечалось выше, ведущим каналом поступления информации для поколения Z служат мобильные дивайсы. Согласно исследованиям, 77 % мирового населения имеют мобильный телефон, четверть пользуется мобильным Интернетом, что позволяет отправлять сообщения (88 %), фотографировать (85 %), слушать музыку (60 %), смотреть видео (41 %), создавать документы (23 %) и общаться в социальных сетях (21 %) [6]. Данные сведения были опубликованы в 2010 году, и мы полагаем, что показатели увеличились. Очевидная потребность в интеграции мобильных технологий в образовательный процесс стала катализатором создания новых приложений по расширению словарного запаса, грамматических тренажеров, депозитариев с текстами на иностранном языке и заданиями по содержанию. В рамках изучения иностранного языка целесообразно использовать такие приложения, как LinguaLeo, контент которого направлен на всестороннее развитие лингвистических навыков. Создав аккаунт на платформе LinguaLeo, пользователь получает возможность тренировки лексических навыков, используя задания типа слово-перевод, перевод - слово, конструктор слов и аудирование. Интерфейс веб-приложения и идея мотивировать пользователей к ежедневным упражнениям с помощью питомца львенка -креативная стратегия разработчиков. Формирование грамматических навыков возможно при использовании приложения Grammar Up, которое содержит не только правила и примеры, но и тесты, позволяющие практиковать полученные знания.

Содержание обучения иностранного языку и методы обучения должны быть актуальными потребностям и интересам обучающихся, отвечать предпочтениям и способностям, стимулировать гармоничное развитие всех четырех видов речевой деятельности. Итак, обучающихся поколения Z можно назвать поколением ФГОС, в основе которых лежат компетентностный подход и принципы личностно-ориентированного обучения. Интенсификация обучения, смена деятельности, интеграция мобильных технологий,

Мир Науки

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-naukj. com

проблемное обучение - всё это векторы преобразований, необходимых для реализации эффективного образования современных обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айкина Т. Ю. Метод кейсов в формировании коммуникативной компетенции студентов // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2G13. 1 (129). С. S8-61.

2. Асташова Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2G14. Т.8. №1. С. 1G8-114.

3. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д. 2GGG. 3S2 с.

4. Кириллова О. Г., Гусева Е. В. Место теории поколений в развитии современной теории управления персоналом // Экономика устойчивого развития.2015. №3(23). С. 263-268.

5. Сапа А. В. Поколение z - поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. №2. С. 24-30.

6. Титова С. В., Авраменко А. П. Мобильные устройства и технологии в преподавании иностранных языков: учебное пособие. - М.: Издательство Московского университета, 2013. 224 с.

7. Трубина Г. Ф. Современные концепции личностно ориентированного образования // Педагогическое образование в России. 2014. №9. С. 165-169.

8. Hershatter A., Epstein M. Millennials and the World of Work: An Organisation and Management Perspective // Journal of Business and Psychology. №25. 2G1S. pp. 211223.

9. Howe N. Generations: The History of America's Future, 1S84 to 2G69. - New York: Perennial, 1991. S41 p.

Pomerantseva Nadezhda Gennadievna

Moscow region state university, Russia, Moscow E-mail: Pomerantseva.n@yandex.ru

Syrina Tatiana Alexandrovna

Moscow region state university, Russia, Moscow E-mail: tatianasyrina@gmail.com

The interconnection between theory of generation and student-centered learning when teaching foreign language

Abstract. New world creates a new generation that needs to be taught and upbrought in a different way. The article examines the theory of generation that was discovered by American scientists N. Howe and W. Strauss in 1991 as well as characteristics of generation Z. According to researchers, generation is a community of contemporaries whose values were formed in a specific cultural and historical picture of the world. Following the chronology of the theory, people of generation Z were born from 2000 to 2005. Students of the digital era have traits that characterize them as multi-tasking, creative but reserved and have troubles in memorization. The authors' aim is to highlight the interconnection between the theory of generation and student-centered learning. "Digital natives" or generation Z is called as generation of FSES not only because modernization has defined competence-based approach as the leading approach and put the student into the centre of educational process, but due to some peculiarities of mental organization of students. The authors propose some effective forms of work that take into account new generation students' characteristics. Case study allows to make education problem-solving and a combination of individual and group work consideres the peculiarities of communicative preferences of modern students.

Keywords: theory of generation; student-centered learning; teaching methods; case study; mobile learning; competence approach; foreign language

Мир Науки

научный интернет-журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.