Научная статья на тему 'Взаимосвязь темпераментальных характеристик с функциями, выполняемыми игроками на баскетбольной площадке'

Взаимосвязь темпераментальных характеристик с функциями, выполняемыми игроками на баскетбольной площадке Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Серегина Н. В.

В статье рассматриваются особенности спортивной профессиональной деятельности баскетболистов. Автором приводятся результаты исследования данной проблемы, показывающие взаимосвязь темпераментальных характеристик с позициями, занимаемыми игроками на баскетбольной площадке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Серегина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь темпераментальных характеристик с функциями, выполняемыми игроками на баскетбольной площадке»

Список литературы:

1. Андреева Т. В. Семейная психология: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.

2. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 158 с.

3. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. - М., 1998.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК С ФУНКЦИЯМИ, ВЫПОЛНЯЕМЫМИ ИГРОКАМИ НА БАСКЕТБОЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ

© Серегина Н.В.*

Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского,

г. Брянск

В статье рассматриваются особенности спортивной профессиональной деятельности баскетболистов. Автором приводятся результаты исследования данной проблемы, показывающие взаимосвязь темпера-ментальных характеристик с позициями, занимаемыми игроками на баскетбольной площадке.

Современный баскетбол является атлетической игрой, которая предъявляет к баскетболистам самые высокие требования. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, необходим высокий уровень развития физических качеств. Не последнее место в спортивной профессиональной деятельности баскетболистов занимает учет темпера-ментальных особенностей игроков. Только при сочетании физических и психических особенностей игроков можно достичь наибольшей их результативности в игре.

Баскетболист сегодня это, прежде всего, спортсмен подвижный, отлично координированный, быстро мыслящий на площадке.

Среди динамических особенностей спортивной деятельности имеется целый ряд таких, которые зависят от типологических свойств нервной системы и темперамента. К типологически обусловленным свойствам относятся такие, как легкость и скорость возникновения интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов; их динамика и устойчивость; сопротивление всем внешним и внутренним факторам; пластичность - ригид-

* Доцент кафедры Психологии труда и консультативной психологии, к.п.н.

ность деятельности, ее активность; способность переносить физические нагрузки и восстанавливать работоспособность и т.д.

В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Так сангвиники легко переходят от одного упражнения к другому, но недостаточно усидчивы и сосредоточены в однообразной деятельности. Они работоспособны, уверены в себе, общительны. Обычно показывают стабильные результаты, причем в соревнованиях выше, чем на тренировке. Перед стартом чаще всего пребывают в состоянии «боевой готовности». Холерики склонны к интенсивным, темповым движениям, их привлекают высокоэмоциональные виды спорта. Они неохотно выполняют длительную тренировочную работу на силу и выносливость. Результаты их зачастую нестабильны. Такие люди склонны к «предстартовой лихорадке», что мешает им на соревнованиях полностью реализовать себя. Для флегматиков характерна недостаточно быстрая выработка двигательных навыков, замедленная реакция, трудность переключения. Они очень работоспособны, устойчивы к внешним раздражителям. Отдают предпочтение спокойным, однообразным упражнениям. Результаты отличаются стабильностью. Перед началом соревнования демонстрируют состояние «боевой готовности». Меланхолики отличаются чрезмерно высокой ответственностью, они недостаточно работоспособны, малоустойчивы к внешним раздражителям. Высокая тревожность приводит к неуверенности в своих силах. Для них предпочтительнее индивидуальные виды спорта, не связанные с непосредственным противоборством. Результаты таких спортсменов часто нестабильны, перед началом соревнования им свойственно состояние «стартовой апатии» [2].

Во многих видах спорта подбираются лица с определенной преобладающей тенденцией в проявлении свойств нервной системы. В тех видах спорта, где комплекс быстродействия является одним из главных факторов, определяющих успех спортивной деятельности, спортсмены в большинстве случаев имеют слабую нервную систему, подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения или уравновешенность по «внешнему» балансу. В видах спорта, требующих выносливости и устойчивости к однообразию тренировочных нагрузок, у большинства спортсменов имеются типологические особенности, способствующие проявлению этих качеств: слабая или средняя сила нервной системы, инертность нервных процессов, уравновешенность или преобладание торможения по «внешнему» балансу и преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу. В технически сложных видах спорта преобладают спортсмены с уравновешенностью по «внешнему» балансу и инертностью нервных процессов, т.е., с типологическими особенностями, обеспечивающими точность движений и хорошую двигательную память. Наконец, в видах спорта, тре-

бующих проявления скоростной выносливости, большинство спортсменов имеют сильную нервную систему, среднюю подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу, т.е., типологию, способствующую проявлению терпеливости к утомлению и недостатку кислорода в крови.

В игровых видах спорта, таких как баскетбол, дифференциация спортсменов по типологическим особенностям выражена хуже. Общим лишь является преобладание игроков с подвижностью нервных процессов, что обеспечивает быстрое переключение с одной ситуации на другую. В принципе же в спортивных играх хорошо себя проявляют спортсмены с любой типологией, все зависит от того, на какое амплуа они попадают. Игроки с подвижностью нервных процессов и слабостью нервной системы эффективнее действуют в начале тайма или партии и хуже проводят концовки. Это связано, с одной стороны, с их более быстрой врабатывае-мостью, а с другой - меньшей возможностью сопротивляться усталости в конце тайма или матча. Спортсмены с сильной нервной системой и инертностью нервных процессов, наоборот, лучше проводят концовки таймов и матчей и хуже - начало игры. Они медленнее врабатываются, но могут лучше мобилизоваться в конце игры [1].

Именно соотношение свойств темперамента, а не их рядоположенные характеристики определяют реакцию спортсмена на экстремальную ситуацию. У обладателей слабого типа нервной системы низкая работоспособность в ряде случаев может компенсироваться, например, возрастанием чувствительности, что позволяет более четко улавливать изменения в окружающей действительности. И не только компенсация «отрицательных» свойств «положительными» может влиять на ход спортивной деятельности. Темперамент непосредственным образом влияет на формирование индивидуального стиля деятельности спортсмена, и за счет именно индивидуального стиля деятельности спортсмены с различными свойствами темперамента могут достичь одинаково высокого результата [3].

Современный спорт все более и более из борьбы мускулов превращается в борьбу умов и нервов. В таких условиях слабому типу легче проявить свои положительные стороны и добиться успехов в тех видах спорта, которые требуют высокой координации и точности движений, высокого уровня развития интеллекта, быстроты реакции. Там же, где необходима длительная работа большой интенсивности, спортсменов слабого типа очень мало. В спорте высших достижений в силу его высочайших нагрузок, как физических, так и нервных, людям со слабым типом нервной системы также крайне нелегко добиться успеха.

Грамотная работа тренера по расстановке игроков в команде с учетом темпераментальных характеристик спортсменов - это залог успешной и продуктивной игры.

Для изучения взаимосвязи темпераментальных характеристик с позициями, занимаемыми игроками на баскетбольной площадке нами было проведено исследование, в котором принимали участие спортсмены баскетбольной команды «Десна» г. Брянска. Для изучения данной проблемы нами использовались методики: Личностный опросник Айзенка (ЕРР), Тест-опросник темперамента Я. Стреляу, Опросник темперамента В.М. Русалова.

Анализ результатов личностного типологического опросника Айзенка показывает, что по шкале экстраверсии-интроверсии у 50 % испытуемых выявлен средний уровень, у 50 % испытуемых выявлен низкий уровень. По шкале нейротизма у 58 % испытуемых выявлен средний уровень, у 42 % испытуемых - низкий уровень. По шкале психотизма у 25 % испытуемых выявлен высокий уровень, у 75 % испытуемых - средний уровень экстра-вертированному типу, низкий - интровертированному.

Результаты изучения по опроснику темперамента В.М. Русалова показывают:

- по шкале эргичность у 50 % испытуемых выявлен высокий уровень, у 25 % испытуемых - средний уровень, у 25 % испытуемых - низкий уровень;

- по шкале социальная эргичность у 50 % испытуемых выявлен высокий уровень, у 17 % испытуемых - средний уровень, у 33 % испытуемых - низкий уровень;

- по шкале пластичность у 50 % испытуемых выявлен высокий уровень, у 33 % испытуемых - средний уровень, у 17 % испытуемых - низкий уровень;

- по шкале социальная пластичность у 17 % испытуемых выявлен высокий уровень, у 50 % испытуемых - средний уровень, у 33 % испытуемых - низкий уровень;

- по шкале темп у 92 % испытуемых выявлен высокий уровень, средний уровень ни у одного испытуемого не выявлен 0 %, у 8 % испытуемых - низкий уровень;

- по шкале социальный темп у 50 % испытуемых выявлен высокий уровень, у 17 % испытуемых - средний уровень, у 33 % испытуемых - низкий уровень;

- по шкале эмоциональность у 17 % испытуемых выявлен высокий уровень, у 25 % испытуемых - средний уровень, у 58 % испытуемых - низкий уровень;

- по шкале социальная эмоциональность у 17 % испытуемых выявлен высокий уровень, у 25 % испытуемых - средний уровень, у 58 % испытуемых - низкий уровень.

Анализ результатов по тест-опроснику темперамента Я. Стреляу показал, что по шкале сила процессов возбуждения у 83 % испытуемых выявлен высокий уровень, у 17 % испытуемых - низкий уровень; по шкале

сила процессов торможения у 1000 % испытуемых выявлен высокий уровень; по шкале подвижность нервных процессов у 83 % испытуемых выявлен высокий уровень, у 17 % испытуемых - низкий уровень.

Для оценки взаимосвязи позиции игроков на площадке с уровнем экстра-, интроверсия нами был применен коэффициент корреляции Пирсона гэмп = 0,6 > гкр. (гкр = 0,58; р< 0,05) показывает, что существует взаимосвязь между уровнем экстра-, интроверсии спортсмена и его позицией на площадке.

Для оценки взаимосвязи позиции игроков на площадке с уровнем ней-ротизма нами был применен коэффициент корреляции Пирсона гэмп = 0,59 > гкр. (гкр = 0,58; р< 0,05) показывает, что существует взаимосвязь между уровнем нейротизма спортсмена и его позицией на площадке.

Для оценки взаимосвязи позиции игроков на площадке с уровнем эр-гичности нами был применен коэффициент корреляции Пирсона гэмп =

0,59 > гкр. (гкр = 0,58; р< 0,05) показывает, что существует взаимосвязь между уровнем эргичности спортсмена и его позицией на площадке.

Для оценки взаимосвязи позиции игроков на площадке с уровнем социальной эргичности нами был применен коэффициент корреляции Пирсона гэмп = 0,31< гкр. (гкр = 0,58; р< 0,05) показывает, что не существует взаимосвязи между уровнем социальной эргичности спортсмена и его позицией на площадке.

Для оценки взаимосвязи позиции игроков на площадке с уровнем темпа нами был применен коэффициент корреляции Пирсона гэмп = 0,58 = гкр. (гкр = 0,58; р< 0,05) показывает, что существует взаимосвязь между уровнем темпа спортсмена и его позицией на площадке.

Для оценки взаимосвязи позиции игроков на площадке с уровнем силы процессов возбуждения нами был применен коэффициент корреляции Пирсона гэмп = 0,58 > гкр. (гкр = 0,58; р< 0,05) показывает, что существует взаимосвязь между уровнем силы процессов возбуждения спортсмена и его позицией на площадке

По результатам эмпирического исследования можно сделать вывод, что существует взаимосвязь между такими темпераментальными характеристиками как экстраверсия, интроверсия, нейротизм, уровень эргично-сти, темпа, уровень силы процессов возбуждения и позициями, занимаемыми игроками на баскетбольной площадке, в тоже время отсутствует взаимосвязь между психотизмом, уровнем социальной эргичности, пластичности, социальной пластичности, социального темпа, эмоциональности, социальной эмоциональности, уровнем силы процессов торможения, подвижностью нервных процессов и позициями, занимаемыми игроками на баскетбольной площадке.

Таким образом, при выборе тренером позиции игрока в баскетбольной команде важно учитывать личностные особенности баскетболиста, что позволить повысить эффективность его спортивной деятельности и команды в целом.

Список литературы:

1. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 35 с.

2. Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений. - М.: 1997. - 224 с.

3. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986. - 255 с.

4. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002. - 672 с.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ-АКЦЕНТУАНТОВ

© Солтанбекова Б.А.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Показана роль дифференциальной диагностики в предупреждении дезадаптивного поведения подростков-акцентуантов. Проведен терминологический анализ феномена школьной дезадаптации. Рассмотрена специфика дезадаптивных форм поведения у акцентуантов. Разъясняется сущность психологического диагноза. Определены методы дифференциальной диагностики акцентуированных подростков.

Одним из основных звеньев профилактической работы психолога с подростками-акцентуантами является дифференциальная диагностика. Она проводится с целью выявления детей, входящих в группу «повышенного риска», и предваряет весь процесс психопрофилактики. Психодиагностические обследования позволяют прогнозировать развитие школьной дезадаптации и предпринимать по отношению к подросткам конкретные профилактические меры: индивидуальный педагогический подход, психологическую коррекцию.

В специальной литературе термином «школьная дезадаптация» (или «школьная неприспособленность») обозначаются любые затруднения, с которыми сталкивается ребенок в процессе школьного обучения [2]. Описание школьной дезадаптации имеет сходство с клинической симптоматикой самого широкого спектра нервно-психических нарушений: от крайних вариантов нормы (акцентуации характера, патохарактерологическое формирование личности) и пограничных расстройств до психических заболеваний.

* Старший преподаватель кафедры Общей и педагогической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.