Научная статья на тему 'Взаимосвязь темперамента детей первых трех лет жизни с их физиологическими особенностями'

Взаимосвязь темперамента детей первых трех лет жизни с их физиологическими особенностями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
248
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММА / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / ТЕМПЕРАМЕНТ / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Куленкова А. А., Павленко В. Б.

В статье приведен обзор современных исследований, посвященных изучению особенностей ранних индивидуальных различий темперамента. Проведен мета-анализ связей между индивидуальными особенностями темперамента, паттерном электроэнцефалограммы и различиями в вегетативной регуляции сердца у детей первых лет жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Куленкова А. А., Павленко В. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь темперамента детей первых трех лет жизни с их физиологическими особенностями»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Биология, химия». Том 26 (65). 2013. № 2. С. 107-114.

УДК 612.65: 616-056.216

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ ЖИЗНИ С ИХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

Куленкова А.А., Павленко В.Б.

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Украина

E-mail: [email protected]

В статье приведен обзор современных исследований, посвященных изучению особенностей ранних индивидуальных различий темперамента. Проведен мета-анализ связей между индивидуальными особенностями темперамента, паттерном электроэнцефалограммы и различиями в вегетативной регуляции сердца у детей первых лет жизни.

Ключевые слова: электроэнцефалограмма, вариабельность сердечного ритма, темперамент, дети.

ВВЕДЕНИЕ

Особенности протекания эмоциональных процессов являются главной характеристикой темперамента. Как известно, индивидуальные различия в поведении и эмоциональных ответах проявляются в первые годы жизни, имеют биологическую основу и стабильны во времени [1]. В раннем детстве ребенок обладает большой чувствительностью и пластичностью нервной системы, высоким уровнем компенсаторных возможностей, особенно податлив к психологической коррекционной помощи [2]. Поэтому определение характеристик личности, основанных на свойствах нервных процессов (темперамента), на данном возрастном этапе имеет свои преимущества.

В последние годы многих исследователей интересует физиологическая основа регуляции поведения и эмоций у маленьких детей. В связи с этим распространенным стало использование нейро- и психофизиологических методов в исследованиях детей возрастом от нескольких месяцев [3]. Электроэнцефалографию и электрокардиографию считают двумя наиболее предпочтительными физиологическими методами исследования детей, так как они являются неинвазивными и относительно устойчивыми к двигательным артефактам [4]. Несмотря на значительное число работ в этой области, вопрос о связях физиологических показателей с индивидуальными особенностями темперамента детей в значительной степени остается открытым.

С учетом этого в данном обзоре мы попытались обобщить некоторые результаты исследований, посвященных выявлению связей между характеристиками темперамента и показателями электрической активности головного мозга, характеристиками темперамента и вегетативной регуляцией сердца.

1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ ДЕТЕЙ

Эмоциональные реакции, например, страдание или радость, можно уверенно выделять уже у младенцев (возраст от рождения до года). Однако у детей до года способность к саморегуляции поведения ограничена, и требуется время для ее развития [5,6]. Младенческий темперамент определяют как «...индивидуальные различия в эмоциональной и двигательной активностях, процессах внимания, реактивности, поведенческой саморегуляции» [7]. Такие индивидуальные различия относительно стабильны, опосредуют проявления тех стратегий поведения, которые способствуют адаптации на ранних стадиях развития [8]. Современные концепции рассматривают темперамент раннего возраста (от одного до трех лет) как индивидуальные различия в эмоциональных реакциях и в способности регулировать эти реакции [6]. Ранние различия в характеристиках темперамента способствуют формированию у ребенка индивидуальных моделей взаимодействия с окружающим миром, что может оказывать влияние на дальнейшее социальное и эмоциональное развитие [9].

В литературе существует ряд теоретических подходов, описывающих природу и структуру ранних индивидуальных различий темперамента [10]. Большинство из них предполагает, что структура черт темперамента детей многомерна, но нет единого мнения о количестве и содержании его первичных характеристик. Одним из современных подходов к детскому темпераменту считают теорию Rothbart M. [11]. В рамках данной теории темперамент определяют как основу индивидуальных различий в реактивности и саморегуляции [10]. Rothbart M. выделяет три суперчерты темперамента, каждая из которых включает в себя ряд психологических черт:

1) Высокий или низкий уровень сургенсии (экстраверсии) - определяется в первую очередь уровнем положительной эмоциональности и включает в себя с положительным весом шкалы: «поведенческое приближение», «предвосхищение положительных эмоций», «удовольствие от новых ситуаций», «уровень активности», «импульсивность» и «коммуникабельность» [12].

2) Высокий или низкий уровень негативной аффективности включает в себя с положительным весом следующие черты: «застенчивость», «дискомфорт», «страх», «разочарование», «печаль», «двигательную активацию», «чувствительность восприятия», «застенчивость»; с отрицательным весом: «уровень утешаемости».

3) Высокий или низкий самоконтроль включает в себя с положительным весом: «поведенческое торможение» и «переключаемость внимания»; с отрицательным весом: «удовольствие от привычных ситуаций» и «прижимание » [13].

В процессе развития у детей изначально высоко реактивные системы становятся все более регулируемыми. Высокий или низкий уровень сургенсии и негативной аффективности определяют реактивность темперамента, а самоконтроль служит для регуляции реактивности.

Уровень сургенсии, негативной аффективности, и самоконтроля в теории Rothbart M. сопоставимы с такими факторами личности взрослого человека как, экстраверсия, нейротизм, и сдержанность/сознательность (Constraint/Conscientiousness) [14,15].

Опросники для определения темперамента в рамках теоретической модели Rothbart M. были разработаны для разных возрастных периодов - от младенческого до взрослого [10,16,15,17,12,18].

Существует и другой подход к детскому темпераменту, который ориентируется не на общую эмоциональность, а на лежащие в ее основе мотивационные системы, которые определяют поведение ребенка. Согласно данному подходу, «поведенческое приближение» и «избегание» определяют темперамент у детей в первые годы жизни [19,20]. При этом, радость, удовольствие, счастье и удивление, классифицируются как эмоции «поведенческого приближения», так как они указывают на приближение человека к внешним раздражителям. С другой стороны, печаль, страх и отвращение (раздражение) связаны с «поведенческим избеганием», поскольку они направлены на удаление от источников раздражающих внешних стимулов [19].

2. ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПАТТЕРНОМ ЭЭГ И ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА У ДЕТЕЙ ВОЗРАСТОМ ДО ТРЕХ ЛЕТ

Электроэнцефалография позволяет судить о функциональном состоянии мозга по изменению основных ритмов электрической активности. При этом электроэнцефалограмма (ЭЭГ) младенцев и детей раннего возраста включает те же ритмы, что и у взрослых, которые отличаются лишь более низкой частотой [21,22].

Согласно данным литературы, существует связь между показателями ЭЭГ и индивидуальными особенностями темперамента у детей. Была отмечена роль префронтальной коры в формировании психологических особенностей личности, в том числе в формировании темперамента у младенцев и детей раннего возраста [23,24,25]. Важным показателем взаимосвязи между активностью префронтальной коры и особенностями темперамента считают показатель фронтальной ЭЭГ-асимметрии в диапазоне альфа-ритма [26,27]. Этот показатель является связующим звеном между социальными, поведенческими, психологическими и клеточными механизмами, лежащими в основе взрослого и детского темперамента [28]. Было обнаружено, что у детей стабильная фронтальная ЭЭГ-асимметрия между девятым и 24 месяцем жизни коррелирует с высоким уровнем «страха» и «поведенческого торможения» [29]. В дальнейших исследованиях было выявлено, что правая фронтальная ЭЭГ-активация положительно коррелирует с уровнем негативной аффективности и «двигательной активации» у младенцев [30] и отрицательно - с «импульсивностью» у детей раннего возраста [31]. Отмечалось также, что у младенцев активация средней и боковой фронтальной коры в левом полушарии положительно коррелирует с чертами темперамента - «поведенческим приближением», «утешаемостью», «чувствительностью восприятия», «страданием» и «страхом» [32]. Как видно эти данные частично противоречат общепринятым представлениям о связи между характером фронтальных асимметрий и знаком эмоций.

В недавних работах было выявлено, что у детей раннего возраста связанные с задачей изменения мощности ЭЭГ частотой 6-9 Гц положительно коррелировали с чертой темперамента «поведенческое торможение» [33].

В ряде лонгитюдных исследований было показано, что фронтальная ЭЭГ-асимметрия в младенчестве связана с показателями темперамента у детей в более старшем возрасте. Было выявлено, что у девятимесячных детей правая лобная ЭЭГ-асимметрия положительно коррелировала с «поведенческим торможением» в 14-

месячном и двухлетнем возрасте [30]. Kim K. и Bell M. [31] обнаружили, что правая лобная ЭЭГ-асимметрия у детей в раннем детстве отрицательно коррелирует с уровнем сургенсии и «импульсивности» в возрасте восьми лет.

Интересные результаты были получены авторами [34], изучавшими в лонгитюдном исследовании то, каким образом индивидуальные особенности характеристик темперамента в младенчестве могут предполагать показатели асимметрии и спектральной мощности ритмов ЭЭГ у детей в более старшем возрасте. Было выявлено, что высокая «коммуникабельность» детей в младенчестве была связана в 10-12-летнем возрасте с высокой мощностью альфа-ритма (8-13 Гц) и правой лобной активацией у мальчиков, но с высокой мощностью бета-ритма (14-30 Гц) и правой лобной активацией у девочек. В этом же исследовании у детей в 10-12-летнем возрасте снижение мощности альфа-ритма в правой фронтальной области по сравнению с левой наблюдалось у тех, кто демонстрировал высокий уровень реактивности в четырехмесячном возрасте и высокий уровень «страха» в 14 и 21-месячном возрасте. Другие исследователи [30] обнаружили, что у детей с высоким уровнем негативной аффективности и «двигательной активности» в четырехмесячном возрасте наблюдалась правая фронтальная ЭЭГ активация в 9 месяцев.

В исследовании регуляции эмоций у детей в рамках модели «поведенческого приближения-избегания» предполагалось, что эмоциональное поведение связано с балансом активности в левой и правой лобных областях мозга. Было обнаружено, что у 10-месячных младенцев и детей раннего возраста, эмоции «поведенческого приближения» (радость, удовольствие, счастье), связаны с большей активацией коры в левой лобной области мозга, а эмоции «поведенческого избегания» (отвращение, страх), связаны с большей активацией коры в правой лобной области мозга [35,36].

Таким образом, данные литературы подтверждают, что индивидуальные особенности темперамента у маленьких детей отражаются в паттерне ЭЭГ. Работы, посвященные изучению связей между индивидуальными особенностями детского темперамента и показателями ЭЭГ, остаются на сегодняшний день немногочисленными, причем большинство исследований сконцентрированы на связях характеристик детского темперамента со значениями фронтальной ЭЭГ-асимметрии.

3. ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИЕЙ СЕРДЦА И ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА У ДЕТЕЙ ВОЗРАСТОМ ДО ТРЕХ ЛЕТ

Согласно данным литературы наблюдается существенная связь между поведенческими реакциями, способностью регулировать эмоции и поведение и различиями в физиологической регуляции сердца, в частности с деятельностью вегетативной нервной системы у детей раннего возраста.

Kagan J. и коллеги [37] показали, что существует связь между «поведенческим торможением» и периферическими физиологическими процессами, которые происходят за счет активации лимбических структур, особенно в миндалине и гипоталамусе. Ими было выявлено, что «поведенческое торможение» у детей связано с гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системой, ретикулярной активирующей системой, и симпатической ветвью вегетативной нервной системы.

В свою очередь Porges S., рассматривая физиологическую основу системы «поведенческого приближения-избегания», пришел к выводу, что симпатическая модуляция - необязательный компонент. Он предполагает, что созревание парасимпатической нервной системы у детей лежит в основе повышения способности к саморегуляции двигательной активности и эмоций [38, 39], а именно - активность блуждающего нерва осуществляет модуляцию движений и эмоций, а также сопутствующих им изменений сердечного ритма. Другие авторы парасимпатическую регуляцию сердечной деятельности связывают с регуляцией эмоций [40], а симпатическую с возбуждением, умственной напряженностью, нечувствительность к награде, а в некоторых контекстах, с «поведенческим приближением» и «избеганием» [41].

Методы изучения сердечной деятельности часто используются в исследованиях с участием маленьких детей. Было отмечено, что частота сердечного ритма постепенно уменьшается в течение первого года жизни [42].

Ряд исследователей изучали взаимосвязь между тонусом блуждающего нерва и индивидуальными особенностями эмоционального статуса у детей раннего возраста. Тонус блуждающего нерва является физиологическим показателем влияния парасимпатической нервной системы на сердце, что в свою очередь может предполагать ряд эмоциональных стилей поведения у новорожденных, детей и взрослых [43,44,45]. Данный показатель был предложен в качестве стабильного биологического маркера способности поддерживать внимание и регулировать эмоции [38,39].

Обзор исследований тонуса блуждающего нерва у детей позволяет предположить, что вагусная активность связана с социоэмоциональным развитием. Так, на пятом месяце жизни младенцы с высоким тонусом блуждающего нерва были высоко реактивными как по отношению к позитивным, так и к негативным событиям [44]. Также было показано, что высокий тонус блуждающего нерва связан с большей выраженностью отрицательных эмоций и более проблемным поведением [46,47]. В свою очередь снижение тонуса блуждающего нерва во время сложных ситуаций связано с лучшим состоянием регуляции, самоуспокоением и контролем внимания в младенчестве [48,49,50,51].

Функционирование парасимпатической нервной системы также отражается в вариабельности сердечного ритма связанной с ритмом дыхания (респираторная синусовая аритмия, РСА). Фоновая РСА была предложена в качестве показателя индивидуального уровня возбуждения и способности к активному взаимодействию с окружающей средой [52]. В период младенчества и раннего детства высокая фоновая РСА была связана с более высоким уровнем реактивности темперамента [41]. Также было выявлено, что фоновая РСА у детей в двухлетнем возрасте положительно коррелировала с уровнем сургенсии и негативной аффективности в возрасте четырех, пяти и семи лет [9].

Таким образом, результаты исследований подтверждают связь между вегетативной регуляцией сердечной деятельности и некоторыми особенностями темперамента у младенцев и детей раннего возраста. Однако, необходимы дальнейшие исследования для разработки подробного понимания связей между

вегетативной регуляцией деятельности сердца и индивидуальными особенностями

темперамента у маленьких детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Характеристики личности, основанные на свойствах нервных процессов (темперамента), проявляются в первые годы жизни. Современные концепции детского темперамента рассматривают его как индивидуальные различия в эмоциональных реакциях и в способности регулировать эти реакции.

2. Литературные данные подтверждают связь между характеристиками темперамента и показателями электрической активности головного мозга, характеристиками темперамента и вегетативной регуляцией сердца. Однако работы в этой области немногочисленны и, в значительной степени, противоречивы. Актуальным остается выявление характера взаимосвязей между паттерном ЭЭГ, вегетативной регуляцией сердца и характеристиками темперамента у детей возрастом от одного до трех лет.

Список литературы

1. Roundtable: What is temperament? / H. H. Goldsmith, A. H. Buss, R. Plomin [et al.] // Child Dev. -1987. - Vol. 58. - P. 505-529.

2. Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей / М. Н. Ильина. - СПб.: Питер, 2006. -368 с.

3. Cuevas K. EEG and ECG from 5 to 10 Months of Age: Developmental Changes in Baseline Activation and Cognitive Processing During a Working Memory Task / K. Cuevas, M. A. Bell // Int. J. Psychophysiol. - 2011. - Vol. 80, No 2. - P. 119-128.

4. Casey B. J. Introduction: new methods in developmental science / B. J. Casey, M. de Haan // Dev Sci. -2002. - Vol. 5. - P. 265-267.

5. Rueda M. R. The development of executive attention: Contributions to the emergence of selfregulation/ M. R. Rueda, M. I. Posner, M. K. Rothbart // Dev. Neuropsychol. - 2005. - Vol. 28. - P. 573-594. (2005).

6. Martinos M. Links between infant temperament and neurophysiological measures of attention to happy and fearful faces / M. Martinos, A. Matheson, M. de Haan // J. Child Psychol. Psychiatry. - 2012. - Vol. 53, No 11. - P. 1118-1127.

7. Rothbart M.K. Temperament, development, and personality / M. K. Rothbart // Curr. Dir. Psychol. Sci. -2007. - Vol. 16. - P. 207-212.

8. Henderson H. A. Temperament theory and the study of cognition-emotion interactions across development / H. A. Henderson, T. D. Wachs // Dev. Rev. - 2007. - Vol. 27. - P. 396-427.

9. Contributions of child's physiology and maternal behavior to children's trajectories of temperamental reactivity / A. Y. Blandon, S. D. Calkins, S. P. Keane [et al.] // Dev. Psychol. - 2010. - Vol. 46, No 5. -P. 1089-1102.

10. Rothbart M.. K.. Measurement of temperament in infancy / M. K. Rothbart // Child Dev. - 1981. - Vol. 52. - P. 569-578.

11. Zentner M. СЫЫ temperament: an integrative review of concepts, research programs, and measures / M. Zentner, J. E. Bates // EJDS - 2008. - Vol. 2, No. 1/2. - P. 7-37.

12. Investigations of temperament at 3-7 years: The children's behavior questionnaire / M. K. Rothbart, S. A. Ahadi, K. L. Hershey [et al.] // Child Dev. - 2001. - Vol. 72. - P. 1394-1408.

13. Posner M. I. Research on attention networks as a model for the integration of psychological science / M. I. Posner, M. K. Rothbart // An. Rev. of Psychol. - 2007. - Vol. 58. - P. 1-23.

14. Digman J. M. Personality structure: Emergence of the five-factor model / J. M. Digman // An. Rev. of Psychol. - 1990. - Vol. 41. - P. 417-440.

15. Putnam S. P. Measurement of fine-grained aspects of toddler temperament: The early childhood behavior questionnaire / S. P. Putnam, M. A. Gartstein, M. K. Rothbart // Inf. Behavior and Dev. - 2006. - Vol.29. - P. 386-401.

16. Gartstein M. A. Studying infant temperament via the Revised Infant Behavior Questionnaire / M. A. Gartstein, M. K. Rothbart // Inf. Behavior and Dev. - 2003. - Vol. 26, No 1. - P. 64-86.

17. Putnam, S. P. Development of Short and Very Short forms of the Children's Behavior Questionnaire / S. P. Putnam, Rothbart M. K. // J. Pers. Assess. - 2006. - Vol. 87, No 1. - P. 103-113.

18. Derryberry D. Arousal, affect, and attention as components of temperament / D. Derryberry, M. K. Rothbart // JPSP. - 1988. - Vol. 55. - P. 958-966.

19. Frontal activation asymmetry and social competence at four years of age / N. A. Fox, K. H. Rubin, S. D. Calkins [et al.] // Child. Dev. - 1995. - Vol. 66. - P. 1770-1784.

20. Behavioral reactivity and approach-aithdrawal bias in infancy / A. A. Hane, N. A. Fox, H. A. Henderson [et al.] // Dev. Psychol. - 2008. - Vol. 44, No 5. - P. 1491-1496.

21. Bell M. A. Power changes in infant EEG frequency bands during a spatial working memory task / M. A. Bell // Psychophysiol. - 2002. Vol. 39. - P. 450-458.

22. Stroganova ^ А. EEG alpha rhythm in infants / ^ А. Stroganova, E. V. Orekhova // Clinical Neurophysiol. - 1999. - Vol. 10. - P. 997-1012.

23. Bell M. A. The relations between frontal brain electrical activity and cognitive development during infancy / M. A. Bell, N. A. Fox // Child. Dev. - 1992. - Vol. 63. - P. 1142-1163.

24. Coan J. A. A capability model of individual differences in frontal EEG-asymmetry / J. A. Coan, J. J. B. Allen, P. E. McKnight //Biol. Psychol. - 2006. - Vol. 72. P. 198-207.

25. Marshall P. J. Development of the EEG from 5 months to 4 years of age / P. J. Marshall, Y. Bar-Haim, N. A. Fox // Clin. Neurophysiol. - 2002. - Vol. 113. - P. 1199-1208.

26. Davidson R. J. Affective style and affective disorders: Perspectives from affective neuroscience / R. J. Davidson // Cognition and Emotion - 1998. - Vol. 12. P. 370-330.

27. Henderson H. A. Temperamental contributions to social behavior: The moderating roles of frontal EEG asymmetry and gender / H. A. Henderson, N. A. Fox, K. H. Rubin // J. Am. Acad. Child. Psy. - 2001. -Vol. 40. - P. 68-74.

28. Anderson N. B. Making the case for psychophysiology during the era of molecular biology / N. B. Anderson, P. A. Scott // Psychophysiol. - 1999. - Vol. 36. - P. 1-13.

29. Fox N. A. Neural plasticity and development in the first two years of life: evidence from cognitive and socioemotional domains of research / N. A. Fox, S. D. Calkins, M. A. Bell // Dev. and Psychopathol. -1994. - Vol. 6. - P. 677-696.

30. Calkins S. D. Behavioral and physiological antecedents of inhibited and uninhibited behavior / S. D. Calkins N. A. Fox, T. R. Marshall // Child Develop. - 1996. - Vol. 67. - P. 523-540.

31. Kim K. J. Frontal EEG asymmetry and regulation during childhood / K. J. Kim, M. A. Bell // Ann. N.Y. Acad. Sci. - 2006. - Vol. 1094. - P. 308-312.

32. Prefrontal Asymmetry and parent-rated temperament in infants / V. LoBue, J. A. Coan, C. Thrasher [et al.] // PLoS One - 2011. - Vol 6(7): e22694.

33. Morasch K. C. The role of inhibitory control in behavioral and physiological expressions of toddler executive function / K. C. Morasch, M. A. Bell // J. of Experiment. Child Psychol. - 2011. - Vol. 108. -P. 593-606.

34. EEG asymmetry, power, and temperament in children / M. H. McManis, J.Kagan, N. C. Snidman [et al.] // Dev. Psychobiol. -2002. - Vol. 41. P. 169-177.

35. Davidson R. J. Asymmetrical brain activity discriminates between positive and negative affective stimuli in human infants / R. J. Davidson, N. A. Fox // Science - 1982. - Vol. 218. - P. 1235-1237.

36. Davidson R. J. Emotion and affective style: Hemispheric substrates / R. J. Davidson // Psychol. Sci. -1992. - Vol. 3. - P. 39-43.

37. Kagan J. The physiology and psychology of behavioral inhibition in children / J. Kagan, J. S. Reznick, N. Snidman // Child Dev. - 1987. - Vol. 58. P. 1459-1473.

38. Porges S. W. The polyvagal theory: Phylogenetic substrates of a social nervous system / S. W. Porges // Int. J. of Psychophysiol. - 2001. - Vol. 42. P. 123-146.

39. Porges S. W. The Polyvagal Theory: Phylogenetic contributions to social behavior / S. W. Porges // Physiol. and Behav. - 2003. - Vol. 79. - P. 503-513.

40. Berntson G. G. Autonomic cardiac control. I. Estimation and validation from pharmacological blockades / G. G. Berntson, J. T. Cacioppo, K. S. Quigley // Psychophysiol. - 1994. - Vol. 31, No 1. - P. 44-61.

41. Disinhibitory psychopathology in male adolescents: Discriminating conduct disorder from attention-deficit/hyperactivity disorder through concurrent assessment of multiple autonomic states / T. P. Beauchaine, E. S. Katkin, Z. Strassberg [et al.] // J. of Abnorm. Psychol. - 2001. - Vol. 110. - P. 610624.

42. Bar-Haim Y. Developmental changes in heart period and high-frequency heart period / Y. Bar-Haim, P. J. Marshall, N. A. Fox // Dev. Psychobiol. - 2000. - Vol. 37. - P. 44-56.

43. Movius H. L. Cardiac vagal tone, defensiveness, and motivational style / H. L. Movius, J. J. B. Allen // Biol. Psychol. - 2005. - Vol. 68. - P. 147-162.

44. Fox N. A. Psychophysiological correlates of emotional reactivity during the first year of life / N. A. Fox, A. Nathan // Dev. Psychol. -1989. - Vol 25, No 3. - P. 364-372.

45. Davidson R. J. Emotion, plasticity, context, and regulation: Perspectives from affective neuroscience / R. J. Davidson, D. C. Jackson, N. H. Kalin // Psychol. Bulletin - 2000. - Vol. 126. P. 890-909.

46. Individual differences in emotion regulation and behavior problems in preschool children / P. M. Cole, C. Zahn-Waxler, N. A. Fox [et al.] // J. of Abnorm. Psychol. - 1996. - Vol. 105. - P. 518-529.

47. The role of emotionality and regulation in children's social functioning: A longitudinal study / N. Eisenberg, R. A. Fabes, B. Murphy [et al.] // Child Develop. - 1995. - Vol. 66. - P. 1360-1384.

48. Stifter C. A. Regulation and observed social behavior in infancy / C. A. Stifter, J. M. Corey // Soc. Develop. - 2001. - Vol. 10, No 2. - P. 189-201.

49. Stifter C. A. Psychophysiological correlates of infant temperament: stability of behavior and autonomic patterning from 5 to 18 months / C. A. Stifter, A. Jain // Dev. Psychobiol. - 1996. - Vol. 29, No 4. - P. 379-391.

50. Infant temperament and cardiac vagal tone: Assessments at twelve weeks of age / L. C. Huffman, Y. E. Bryan, R. Carmen [et al.] // Child Develop. - 1998. - Vol. 69. - P. 624-635.

51. Moderate vagal withdrawal in 3.5-year-old children is associated with optimal performance on executive function tasks / S. Marcovitch, J. Leigh, S. D. Calkins [et al.] // Dev. Psychobiol. - 2010. - Vol. 52, No 6. - P. 603-608.

52. Calkins S. D. Cardiac vagal tone indices of temperamental reactivity and behavioral regulation in young children / S. D. Calkins // Develop. Psychobiol. - 1997. - Vol. 31. - P. 125-135.

Куленкова Г. А. Взаемозв'язок темпераменту д^ей перших трьох роюв життя з ix фiзiологiчними особливостями / Г.А. Куленкова, В.Б. Павленко // Вчеш записки Тавршського национального ушверситету iiw. В.1. Вернадського. Серiя „Бюлопя, хiмiя". - 2013. - Т. 26 (65), № 2. - С. 107-114. У стата наведено огляд сучасних дослщжень, присвячених вивченню особливостей раншх шдивщуальних вщмшностей темпераменту. Проведено мета-аналiз зв'язюв мiж шдивщуальними особливостями темпераменту, патерном електроенцефалограми i вщмшностями у вегетативнш регуляцп серця у дтей перших роюв життя.

Ключовi слова: електроенцефалограма, варiабельность серцевого ритму, темперамент, д™.

Kulenkova H.A. Physiological correlates of children's temperament in the course of the first 3 years of life / H.A. Kulenkova, V.B. Pavlenko // Scientific Notes of Taurida V.I. Vernadsky National University. -Series: Biology, chemistry. - 2013. - Vol. 26 (65), No. 2. - P. 107-114.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This article reviews the data of the modern studies related to the early individual differences in temperament. There have been presented the meta-analysis of the correlations between individual peculiarities of temperament, patterns of electroencephalogram and differences of autonomic regulation of heart in the children during the first years of life.s. A higher seed production rates in the steppe zone of Ukraine were revealed in the species from colder habitats.

Keywords: electroencephalogram, heart rate variability, temperament, children.

Поступила в редакцию 14.05.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.