Научная статья на тему 'Взаимосвязь технических показателей чтения вслух и доминирующей стратегии зрительного восприятия младших школьников'

Взаимосвязь технических показателей чтения вслух и доминирующей стратегии зрительного восприятия младших школьников Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
230
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / НАРУШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ / ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЯ ПОИСКА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мошкова Ольга Михайловна

В данной статье рассмотрена взаимосвязь между техническими показателями чтения вслух (скоростью) и стратегией зрительного поиска у младших школьников. Автором обращается внимание на работы учёных, занимающихся заявленной темой. Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что особенность зрительного восприятия влияет на чтение вслух.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь технических показателей чтения вслух и доминирующей стратегии зрительного восприятия младших школьников»

РАЗДЕЛ VIII КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 376

Мошкова Ольга Михайловна

Соискатель, Московский педагогический государственный университет, тоБЬкоуа[email protected], Москва

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ И ДОМИНИРУЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Moshkova Olga Mihailovna

Candidatefor a degree, Moscow State Teacher 's Training University, moshkova-olj@yandex. ru, Москва

THE RELATIONSHIP BETWEEN TECHNICAL PARAMETERS OF READING ALOUD AND THE DOMINANT STRATEGY OF THE PRIMARY SCHOOLCHILDREN'S VISUAL PERCEPTION

В современном мире, мнре полном компьютеризации, чтение остаётся ведущим навыком, с помощью которого человек получает необходимые знания в разных отраслях знаний.

На протяжении долгого периода времени поддерживаются две теории формирования навыка чтения: языковая (фонологическая) и визуальная (зрительная). Наиболее широко в отечественной литературе изучена и проанализирована фонологическая теория, представителями которой являются такие ученые как Р. Е. Левина (1953 г., [8]), Г. А. Каше (1966 г., [5]), А. В. Ястребова (1984 г., [17]), Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина (1989 г., [12]) и многие другие. Работы Р. Е. Левиной и её последователей являются теоретической базой большинства методик, рассматривающих чтение и его нарушения во взаимосвязи с устной речи. При этом подчеркивается, что «внешняя» правильность устной речи не является критерием к успешному овладению навыком чтения. Такими авторами, как Г. А. Каше (1979 г., [5]), Р. И. Лалаевой (2002 г., [7]), А. В. Ястребовой (1984 г., [17]) разработаны и внедрены эффективные приёмы по предупреждению и коррекции нарушения чтения у детей с недоразвитием устной речи, в частности с фонетическим, фонематическим и лексико-граммати-ческим недоразвитием.

Основоположниками визуальной теории считаются Ф. Варбург, Г. Гель-мгольц, В. Морган, П. Раншбург (по Р. И. Лалаевой [7]). Они первыми указали на взаимосвязь чтения и зрительных функций, при этом чтение, согласно их представлению, является системой автоматизированных действий, которые заключаются в установлении связей между зрительным об-

разом буквы и его произнесением. В своих работах Т. Г. Егоров (2006 г., [2]) говорит о чтении, как о «неразрывном единстве процессов восприятия и понимания читаемого текста». Чтение на первичном этапе овладения навыком, Б. Д. Эльконин характеризует как процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели. О. А. Андреев говорит о чтении, как о процессе «использования наших глаз» [1]. Л. С. Цветкова (2000 г., [14]) рассматривает чтение в связи с речью, с одной стороны, и процессом восприятия - с другой.

Важным условием для восприятия конкретной буквы является установление первостепенных признаков каждой буквы, выделение наиболее значимых смыслоразличительных элементов в ней. Сложность зрительного восприятия возрастает при сходстве эталона с дистракторами. В «Большом психологическом словаре» (2004 г., [10]) понятие эталон (фр. étalon) имеет следующее определение - «высокоточная мера, предназначенная для воспроизведения и хранения какой-либо единицы величины. Основой восприятие выступает объединение однотипных элементов, расположенных в достаточно узком зрительном поле». И. Кондаков, даёт следующее определение понятию дистрактор - «это ложная, отвлекающая альтернатива среди перечня возможных вариантов, схожая с правильной, но не являющаяся таковой» (2000 г., [6]).

У одних людей восприятие характеризуется большей целостностью и эмоциональностью при менее выраженном анализе (синтетический тип восприятия). У других восприятие отличается большей аналитичностью при менее выраженной конкретности и целостности восприятия (аналитический тип восприятия). У людей третьего типа восприятие являются целостными и вместе с тем аналитическими (аналитико-синтетический тип восприятия) (2001 г., [9]. 2002 г., [16]).

Для выявления взаимосвязи между зрительными функциями и чтением нами было проведено экспериментальное исследование на базе общеобразовательной школы г. Москвы. В исследование приняли участие 185 школьников вторых, третьих и четвертых классов. В рамках исследования проводился сбор популяционных данных о ходе формирования навыка чтения вслух у младших школьников, об особенностях устной речи учащихся, определялась доминирующая стратегия зрительного поиска (линейной или хаотической) и преобладающий тип зрительного восприятия (аналитического, холистического, смешанного) у данной группы учащихся.

В данной статье будет проанализирована взаимосвязь между чтением и стратегией зрительного восприятия (линейной и/или нелинейной). Методика исследования включала:

1) Изучение технической стороны чтения вслух включало в себя анализ скорости громкого чтения. Для обследования чтения использовалась методика О. Б. Иншаковой, Т. В. Ахутиной «Исследование письма, чтения и других ВПФ: нейропсихологический подход».

2) Определение стратегии зрительного поиска заданного эталона. Экспериментальная методика заключалась в зрительном поиске трёхбуквенных

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ...

квазислов в таблицах других несуществующих слов. Время на поиск зрительного эталона не ограничивалось. Перед нами стояла задача определить индивидуальное время, затраченное на поиск каждым испытуемым, тем самым выявить характерные особенности зрительного поиска и стратегию присущую каждому индивиду. Экспериментатором фиксировалось время (скорость) поиска, количество ошибок и сам процесс (стратегия) поиска вербального эталона. Время (скорость) зрительного поиска фиксировалось при помощи секундомера, в дальнейшем высчитывалось количество знаков опознанных за одну минуту каждым учащимся. Во время зрительного поиска экспериментатором фиксировались ошибки. Выделение ошибок осуществлялось по следующим критериям: неверное узнавание зрительного эталона, узнавание одного и того же эталонного слова несколько раз, не нахождение заданного слова вообще.

В начале исследования ребёнку предлагалось запомнить эталонное квазислово, которое многократно предъявлялось. Далее для зрительного поиска предлагались четыре таблицы, заполненные эталонами и дистракторами. В-первых трёх таблицах зрительный эталон встречается четыре раза и сконцентрирован в правой, левой и центральной частях таблицы, соответственно. В четвертой таблице эталон повторяется в «шахматной» последовательности восемь раз. В таблицах квазислова были расположены в виде 4 строк и 4 столбцов. Всего в таблицах 64 квазислова, в первой, второй и третьей таблицах испытуемый должен опознать 12 эталонов, в четвертой - 8 эталонов. Максимальное количество зрительных эталонов 20, что соответствует 192 знакам. Для всей обследованной популяции учащихся (п=185) вычислялось среднее значение (т) и стандартное отклонение (а) средней скорости чтения и зрительного поиска, среднего количества ошибок.

Результаты исследования скорости чтения показали, что средняя попу-ляционная скорость чтения вслух во втором классе составила 343 знаков в минуту, в третьем классе скорость увеличилась до 380 знаков в минуту, а к концу обучения в четвёртом классе средняя скорость чтения в популяции учащихся составила 346 знаков минуту. Дисперсионный анализ (Post hoc критерий Стьюдента) средней скорости чтения вслух показал, что имеется значимость различий между скоростью чтения во вторых и третьих классах (р<0,001) и между скоростью чтения в третьих и четвертых классах (р<0,001). Данные приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Средний показатель скорости чтения вслух в популяции учащихся, (зн/мин)

Скорость чтения Стандартное отклонение t-критерию Стьюдента

2 класс 343 114 р <0,001

3 класс 380 109,46 р <0,001

4 класс 346 92,65

При определении доминирующей стратегии поиска зрительного эталона для каждого учащегося определялось индивидуальное время, затраченное

на поиск вербального эталона, тем самым выявлялись характерные особенности зрительного поиска, и устанавливалась стратегия поиска присущая данному индивиду: линейная и/или хаотическая.

Проведённое исследование показало, что доминирующей стратегией зрительного восприятия младших школьников является линейная, ею пользуется наибольшее число испытуемых. Линейной стратегией зрительного поиска заданного эталонного слова пользуется 61% второклассников, 64% третьеклассников и 70% четвероклассников. Соответственно 39% второклассников, 36% третьеклассников и 30% четвероклассников использовали нелинейную стратегию зрительного поиска, уровень значимости составляет р<0,001. Данный результат представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Стратегия зрительного восприятия в популяции 2-4 классов

Стратегия 2 класс 3 класс 4 класс

Линейная 114 118 126

Нелинейная 63 67 58

Критерий р < 0,001 р < 0,001 р < 0,001

Дисперсионный анализ результатов показал, что линейная стратегия зрительного поиска квазислов не оказывает влияния ни на скорость поиска заданного эталона, ни на количество ошибок, допущенных во время данного поиска. Из полученных результатов видно, что нелинейная стратегия зрительного поиска квазислов оказывает влияние на скорость поиска эталонного слова (критерий значимости, р=0,005) и количество ошибок поиска во втором классе (р<0,001); в третьем и четвёртом классе скорость поиска не является значимой, но количество ошибок значимо (критерий значимости р<0,001). Данный результат представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Соотношение доминирующей стратегии зрительного поиска, скорости чтения и количества ошибок, допущенных во время чтения вслух в популяции младших школьников

Стратегия Скорость (в сек.) Ошибки (кол-во)

2 класс Линейная 70,75 2,41

Нелинейная 63,68 р=0,005 1,07 р<0,001

3 класс Линейная 62,85 2,63

Нелинейная 58,65 1,08 р<0,001

4 класс Линейная 55,21 2,64

Нелинейная 52,01 0,95 р<0,001

При проведении сопоставительного анализа скорости чтения вслух и доминирующей стратегии зрительного восприятия младших школьников

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ...

было выявлено, что детн, имеющие линейную стратеги зрительного восприятия, во втором классе читали со скорость 343 знака в минуту, в третьем классе - 382 знака, в четвертом - 354 знака в минуту. Учащиеся, имеющие нелинейную стратегию зрительного восприятия, во втором классе читали со скоростью 321 знак в минуту, в третьем классе - 377 знаков, в четвертом -330 знаков в минуту. Результат представлен на диаграмме 1.

О 2 класс ■ 3 класс О 4 класс

Скорость чтения вслух при линейной и нелинейной стратегии зрительного восприятия

Выводы: 1) в данной популяции учащихся 11-1У классов доминирующей стратегией зрительного поиска вербального эталона является линейная стратегия; 2) во втором классе время, затраченное на зрительный поиск вербального эталона, снижается при линейной стратегии; 3) при линейной стратегии зрительного поиска скорость чтения вслух, начиная с третьего класса, увеличивается; 4) при нелинейной стратегии зрительного поиска у учащихся младших классов увеличивается количество ошибок.

Библиографический список

1. Андреев, О. А. Техника быстрого чтения. [Текст]/ О. А. Андреев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- 136-149 с.

2. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения. [Текст]/Т. Г. Егоров. - СПб. Каро, 2006. -5 с.

3. Каше, Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения [Текст]/ Г. А. Каше. // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. - М.: Просвещение, 1966. - 105-129 с.

4. Кондаков, И. Психологический словарь.[Текст]/ И. Кондаков. - 2000 г.

5. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школь-ников.[Текст]/ Р. И. Лалаева. - С-Пб. Союз, 2002 г.

6. Левина, Р. Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма [Текст]/Р. Е. Левина. // Логопедическая работа в школе.М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 3-18 с.

7. Левашов, О. В. Нарушение зрительно-моторных функций при дислексии. Обзор новых экспериментальных данных [Текст]/ О. В. Левашов. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001 - 107-115 с.

8. Мещеряков, Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, [Текст]/ Б. Мещеряков, В. Зинченко. - 2004 г.

9. Филичева, Т. Б. Основы логопедии. [Текст]/ Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: «Просвещение», 1989. - 223 с.

10. Цветкова, Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. [Текст]/ Л. С. Цветкова. - М.:МПСИ, 2000. - 148 с.

11. Шульговский, В. В. Основы нейрофизиологии [Текст]: учебное пособие/В. В. Шульговский. - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 277

12. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. [Текст]/ А. В. Ястребова. - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.