Психология
УДК 159.9
кандидат педагогических наук, доцент Шуткина Жанна Александровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); заведующий лабораторией специальной психологической подготовки и экспертизы Бурова Екатерина Алексеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); психолог Лобанов Сергей Николаевич
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Аннотация. В настоящее время проблема саморегуляции, стрессоустойчивости и тревожности не теряет актуальности. Условия, в которых протекает жизнедеятельность человека в настоящее время, достаточно часто наполнены стрессогенными факторами и экстремальными ситуациями для психики. Для адаптации к изменяющимся условиям среды, человек имеет набор индивидуально-психологических черт, которые помогают ему в адаптации или, напротив, осложняют ее протекание. Статья направлена на изучение взаимосвязи стрессоустойчивости и тревожности в зависимости от уровня психической саморегуляции студенческой молодежи. Для оценки индивидуальных психологических характеристик студентов, мы рассмотрели уровень психической саморегуляции, личностную тревожность и уровень стрессоустойчивости. Развитие сферы психологической саморегуляции помогает студенту координировать свою деятельность, мысли и психические состояния таким образом, чтобы его учебная деятельность была успешной. Авторами в статье получено, что наиболее низкий уровень стрессоустойчивости и повышенная тревожность наблюдались у испытуемых с низким уровнем психической саморегуляции (r=0,54, при p< 0,05), в группе со средним уровнем психической саморегуляции эти показатели у большинства были на среднем уровне (r= 0,88, при p< 0,05). В группе с высоким уровнем психической саморегуляции наблюдается средний уровень стрессоустойчивости и тревожности (r= 0,47, при p< 0,01).
Ключевые слова: стрессоустойчивость, тревожность, психическая саморегуляция.
Annotation. Currently, the problem of self-regulation, stress tolerance and anxiety does not lose relevance. The conditions in which human life is currently taking place are quite often filled with stressful factors and extreme situations for the psyche. To adapt to changing environmental conditions, a person has a set of individual psychological traits that help him in adaptation or, on the contrary, complicate its course. The article is aimed at studying the relationship between stress resistance and anxiety, depending on the level of mental self-regulation of students. To assess the individual psychological characteristics of students, we examined the level of mental self-regulation, personal anxiety and the level of stress resistance. The development of the sphere of psychological self-regulation helps the student to coordinate his activities, thoughts and mental states in such a way that his educational activity is successful. The authors of the article found that the lowest level of stress tolerance and increased anxiety were observed in subjects with a low level of mental self-regulation (r=0.54, at p< 0.05), in the group with an average level of mental self-regulation, these indicators were at an average level for the majority (r= 0.88, at p< 0.05). In the group with a high level of mental self-regulation, an average level of stress tolerance and anxiety is observed (r= 0.47, with p< 0.01).
Key words: stress resistance, anxiety, mental self-regulation.
Введение. В настоящий момент феномену стресса, а также его последствиям, в научном мире уделяется большое внимание [4, 15, 16]. Это связано с условиями жизни современного человека, где каждый день мы встречаемся с огромным количеством стрессогенных факторов. Современная система образования стремится воспитать в студенте такие качества личности, как самодостаточность, самостоятельность в суждениях, навыки критического мышления, осознанность, однако существует ряд индивидуальных психических особенностей, которые могут оказать существенное влияние на успешность выполнения этой задачи. К таким особенностям можно отнести уровень стрессоустойчивости личности, уровень тревожности и навыки саморегуляции в стрессовых ситуациях.
Современная наука демонстрирует большой интерес к проблемам тревожности и стрессоустойчивости личности, проявляющийся в многообразии публикаций на эту тематику. Каждый исследователь смотрит на определение понятиячерез призму своего профессионального опыта. С.В. Субботин в своих публикациях выделяет, что под термином «стрессоустойчивость» он прежде всего понимает многообразие его составляющих, таких как психологическая устойчивость к стрессу, стресс резистентность [17].
Б.Х. Варданян рассматривает феномен стрессоустойчивости как взаимодействие всех компонентов психики человека, особенно эмоционального. В своих работах он пишет, что стрессоустойчивость — это такое взаимодействие этих компонентов, которое помогает человеку успешно справляться со стрессом в эмоциогенных ситуациях, что способствует успешности деятельности [5].
По характеру реакций личности на стресс, выделяют 4 вида стрессоустойчивого поведения:
1. Стрессонеустойчивые. Это достаточно консервативные люди, которые не любят перемен в деятельности и жизни. Они достаточно ригидны по отношению к окружающей среде, стараются использовать проверенные формы взаимодействия с миром, категорически не любят их менять. Малоадаптивны, поэтому любое новое событие извне воспринимают как стрестогенный фактор.
2. Стрессотренируемые. В отличие от предыдущей группы, такие люди готовы к изменениям внешней среды, однако такие изменения должны проходить для них максимально мягко и безболезненно. Если изменения стремительные, то личность не успевает адаптироваться к ним и становится раздражительной, переживает стресс. Особенность такого поведения в том, что по мере повторения стрессогенной ситуации, человек все же медленно, но адаптируется к происходящему и со временем перестает реагировать на это как на стрессогенную ситуацию.
3. Стрессотормозные. Отличаются жесткостью и прочностью своих жизненных принципов и идеалов. Однако, несмотря на это к изменениям в жизни и окружающей среде относятся спокойно, но эти изменения не должны быть для них слишком масштабными и разрушительными по отношению к их принципам. В ситуациях, когда стрессогенная ситуация
имеет вялотекущий характер, или случается одна за другой, то такие люди опускают руки и теряют свой адаптационный ресурс.
4. Стрессоустойчивые. Люди гибкие, с хорошим адаптационным потенциалом. Привыкли к изменениям и относятся к ним как к обыденности, напротив размеренная жизнь их пугает и настораживает. Умеют быстро и эффективно действовать в кризисных, меняющихся ситуациях, однако условия с устоявшимися традициями и правилами вводит их в ступор.
Несмотря на то, что разные авторы по-разному называют данный феномен, в основе лежат все же общие положения. Практически все авторы отмечают в своих работах, что стрессоустойчивость предполагает сохранение оптимальной эффективности деятельности в стрессовых ситуациях, а также сохранение и поддержание оптимального психологического состояния личности, несмотря на воздействие негативных факторов [12, 14, 19].
Многие психологи в своих работах отмечают, что высокий уровень стрессоустойчивости личности может быть достигнут в процессе систематических тренировок, что является важнейшим фактором формирования устойчивости к экстремальным условиям. Авторы обращают внимание на то, что уровень стрессоустойчивости личности может быть связанс уровнем тревожности личности или с уровнем способности к сознательной саморегуляции [10, 13, 18].
Термин «тревожность» многие авторы рассматривают как черту личности человека. Эта черта не проявляется непосредственно в поведении человека, она представляет собой некую призму, через которую тревожный человек смотрит на мир и то, как он с ним взаимодействует. Для тревожных людей мир полон опасностей и угроз, необходимо всегда быть готовым дать отпор, совладать со стрессом.
Многие авторы отмечают, что тревога носит сигнальную функцию в психическом пространстве личности [7]. Она предупреждает о предстоящей внутренней или внешней опасности, что важно для обеспечения психологического и физического благополучия. В связи с этим фактом, есть разделение тревоги на нормальную и невротическую. Нормальная тревога отличается от невротической некоторыми особенностями [6]: пропорциональна объективной угрозе;связана с подавлением или другими защитными механизмами психики;ею не управляют невротические защитные механизмы, поэтому ей можно конструктивно противостоять на уровне сознания. Кроме того, она прекращает действовать, если объективная ситуация меняется. Невротическая тревога, не соответствует объективно существующей опасности; влечет за собой подавление (диссоциацию) или другие защитные формы психики;сопровождается различными ограничениями активности и осознания, например, торможением, развитием симптомов и разнообразными невротическими защитными механизмами.
Определенный уровень тревожности присущ абсолютно каждому человеку, во многом этот уровень позволяет нам адекватно воспринимать явления окружающей среды, производить анализ происходящего.
Тревожные люди в экстремальной ситуации концентрируются и останавливают свое внимание исключительно на том, что их пугает, или на том, что поможет им благополучно выйти из травмирующих обстоятельств. Иная же информация, которая может быть так же важна для адекватной оценки происходящего вокруг, игнорируется сознанием [9].
Саморегуляция - это заранее осознанное и организованное воздействие человека на психику с целью изменения ее особенностей в желаемом направлении. Выделяют 3 уровня, на которых возможна саморегуляция:
1. Приспособление к среде. Она непроизвольна и связана с адаптацией систем организма к окружающим условиям.
2. Установки человека, которые заставляют осознанно или не совсем действовать определенным образом.
3. Произвольная регуляция, одна из самых сложных и заключается в регуляции индивидуально-личностных характеристик (психического состояния, установок, системы ценностей и мотивов).
Все уровни, на которых происходит саморегуляция, имеют тесную взаимосвязь. Неустойчивость или некорректная работа какого-либо звена приведет к сбоям во всех остальных. Более того, саморегуляция, как методика, требует учета индивидуальных особенностей человека, характеристик личности и ситуации, в которой он находится [2]. Управление психоэмоциональным состоянием осуществляется путем действия на самого себя слов, мыслей и определённых техник дыхания. Приемы саморегуляции затрагивают концентрацию внимание, воображение, а также могут базироваться на самовнушении, релаксации и нейролингвистическом программировании [8].
Развитие сферы психологической саморегуляции помогает студенту координировать свою деятельность, мысли и психические состояния таким образом, чтобы его учебная деятельность была успешной. Признаком развитой сферы психологической саморегуляции у человека является наличие таких характеристик личности как ответственность, умение вовремя собраться или отключить свои эмоции, навыки снятия психологического напряжения и мышечных зажимов [1, 3, 11].
Цель исследования - изучить взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и уровнем личностной тревожности у студентов с разным уровнем психической саморегуляции.
Изложение основного материала статьи. Нами было проведено исследование наличия взаимосвязи между уровнем стрессоустойчивости и уровнем личностной тревожности среди студентов с разным уровнем психической саморегуляции.
Эмпирическое исследование проводилось среди студентов ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Участие в исследовании приняли83испытуемых, которые проходили обучение на базе одного факультета. Возраст испытуемых от 23 до 25 лет. В ходе исследования группа испытуемых заполняла три психодиагностические методики, к каждой из которых предлагалась подробная инструкция по ее заполнению.
Для оценки индивидуальных психологических характеристик студентов, мы рассмотрели уровень психической саморегуляции, личностную тревожность и уровень стрессоустойчивости.
Используемые психодиагностические методики:
1. Шкала оценки реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин);
2. Тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона);
3. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова).
Начальным этапом было разделение всех испытуемых (83 человек) по уровню психической саморегуляции на 3 группы: низкий уровень саморегуляции (25 человек); средний уровень саморегуляции (30 человек), высокий уровень саморегуляции (28 человек). Для определения наличия статистически значимой связи был проведен корреляционный анализ при помощи коэффициента корреляции Спирмена.
При рассмотрении каждой отдельно взятой группы, которые мы разделили по уровню саморегуляции, видно, что в группе с низким уровнем саморегуляции из 100% испытуемых 78% обладают низким уровнем стрессоустойчивости, в то время как уровень тревожности у большинства опрашиваемых находится в средних значениях. Это говорит о том, что испытуемые обладают низкой способностью к сознательной саморегуляции своих психических состояний и, в связи с этим фактом, не могут успешно противостоять стрессовым факторам.
В группе со средним уровнем саморегуляции из 100% испытуемых 60% обладают средним уровнем стрессоустойчивости, однако 53% опрашиваемых имеют низкую тревожность. Это может говорить о том, что достаточный
уровень стрессоустойчивости и умение осознанно совладать со своим психическим состоянием оказывают влияние на тревожность человека. Испытуемые лишний раз не переживают и не ждут опасности.
В группе с высоким уровнем саморегуляции заметно, что 100% опрошенных обладают средним уровнем стрессоустойчивости, и 57% испытуемых обладают низкими значениями тревожности. Это также говорит о том, что при высоком уровне стрессоустойчивости и саморегуляции, человек более эффективно справляется с эмоциогенными ситуациями и менее тревожный.
Таким образом, наиболее низкий уровень стрессоустойчивости и повышенная тревожность наблюдались у испытуемых с низким уровнем психической саморегуляции (r=0,54 при p< 0,05), в группе со средним уровнем психической саморегуляции эти показатели у большинства были на среднем уровне (r= 0,88 при p< 0,05). В группе с высоким уровнем психической саморегуляции наблюдается средний уровень стрессоустойчивости и тревожности (r= 0,47 при p< 0,01). На основании теоретического анализа и проведенного исследования мы можем заключить, что рассмотренные взаимосвязи между стрессоустойчивостью и тревожностью имеют важное значение для психической саморегуляции студентов. Эффективная профилактическая работа психологической службы вуза по повышению стрессоустойчивости в качестве рекомендуемого компонента должна включать тренинги совладения с тревогой, а также обучать студентов методикам психической саморегуляции, что положительно скажется на эффективности их учебной деятельности.
Выводы:
1. Анализируя результаты проведенного исследования, можно отметить, что выдвинутая цель исследования достигнута. В статье показано, что существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и уровнем личностной тревожности у студентов с разным уровнем психической саморегуляции.
2. Взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и личностной тревожности оказалась статистически значима во всех трех группах, которые мы сформировали, разделив испытуемых по уровню психической саморегуляции.
3. Низкий уровень стрессоустойчивости и высокая тревожность наблюдаются у испытуемых с низким уровнем психической саморегуляции (r=0,54 при p< 0,05), в группе со средним уровнем психической саморегуляции данные показатели на среднем уровне (r= 0,88 при p< 0,05). В группе с высоким уровнем психической саморегуляции отмечается средний уровень стрессоустойчивости и тревожности (r= 0,47 при p< 0,01).
Литература:
1. Бабинцева, Л. Н. Особенности взаимосвязи компонентов социально-психологической саморегуляции и осознанной саморегуляции у студентов-психологов / Л.Н. Бабанцева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - Т. 23. - № 1. - С. 31-35.
2. Бобровницкая, М.М. Профессиональный психологический отбор в высших и средних учебных заведениях системы МЧС России / М.М. Бобровницкая // Журнал: Технологии гражданской безопасности. - 2007. - С. 36-38.
3. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса / В.А. Бодров // Психологический журнал. - 2006. - № 2. - С. 113-123.
4. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - Москва: ПЕР СЭ, 2006. - 280 с.
5. Варданян, Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. - М.: Наука, 1983. - С. 542-543.
6. Вачков, И.В. Тревожность, тревога, страх: различение понятий / И.В. Вачков // Школьный психолог. - 2004. -No 8. - С. 9-12.
7. Грехов, Р.А., Сулейманова Г.П., Адамович Е.И. Роль тревоги в психофизиологии стресса / Р.А. Грехов, Г.П. Сулейманова, Е.И. Адамович // Природные системы и ресурсы. - 2017 - №1. - С. 57-66.
8. Дружинина, В.Н. Когнитивная психология / В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - Москва: ПЕР СЭ, 2002. - 480 с.
9. Карташова К.С. Психология стресса: Учеб.-метод. пособие / [К.С. Карташова]; по ред. К.С. Карташова. -Красноярск: СФУ, 2012. - 35 с.
10. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. - 2012, №9. - С. 243-246.
11. Миллер, Л.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: границы профессиональной компетенции специалистов системы образования / Л.В. Миллер // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2013. - С. 91-100.
12. Михеева, А.В. Индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у мужчин и женщин: автореферат дис. ... канд. Психол. наук: 19.00.01 / Михеева Анастасия Валерьевна. - Москва, 2017. - 22 с.
13. Петрова, Е.А. Актуализация личностных ресурсов как направление психологического консультирования спортсменов / Е.А. Петрова, Л.В. Сенкевич, Д.А. Джафар-Заде // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 6. -С. 32-34.
14. Стресс и патология: Методическое пособие для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов / [Г.В. Порядина]; под ред. Г.В. Порядина. - Москва: РГМУ, 2009. - 23 с.
15. Путивцев, П.В. Стрессоустойчивость сотрудников противопожарной службы / П.В. Путивцев // Человеческий капитал. - 2020. - № 12-2. - С. 161-171.
16. Самвелян, Ф.Г. Анализ подходов к определению сущности понятия "стрессоустойчивость" в психологии / Ф.Г. Самвелян // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - № 84. -С. 72-74.
17. Субботин, С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Субботин Сергей Васильевич. - Пермь, 1992. - 152 с.
18. Тихомирова, О.В. Индивидуально-психологические особенности личности в профессиональной деятельности сотрудника МЧС / О.В. Тихомирова // Журнал: Общество и право. - 2008. - N 1. (19) - С. 286-289.
19. Усатов, И.А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса / И.А. Усатов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 2. - С. 21-25.