ентируется на образцы поведения значимых людей.
Третью ситуацию мы назвали ситуацией самопреодоления. В ней воспитанник побуждается к сознательному усилию над собой, поступку, ломке привычного образа жизни, к изменению стереотипов. То, что вначале требовало волевого усилия, постепенно превращается в привычку и даже в удовольствие. Жизненный режим высокой самоорганизации и требовательности становится привычным и приятным.
Четвертая - ситуация переживания и преодоления собственных ошибок. Это непременный психологический момент воспитания, когда воспитанник побуждается к рефлексии своего опыта, когда актуализируется главный нравственный регулятор поведения - совесть, видение собственной вины в своих злоключениях и неудачах. Работать с собой, переподчинять свои интересы интересам Отечества -суть патриотизма.
Пятая - ситуация планирования будущего. Этим термином мы обозначаем не только профессионально-карьерные планы, но и выработку ценностных ориентиров, правил поведения в типичных жизненных коллизиях. Словом, речь идет о целостном образе себя в будущем. Например, в педагогическом лицее, основанном народным учителем Ф.Ф. Слипченко, - это уникальные технологии проектирования себя в будущей профессии («Моя авторская школа»), знаменитые путешествия по родной стране и встречи с ее людьми, работа в прославленном лицейском музее.
Эти ситуации на практике создаются на основе различных по содержанию задач и проектов, различных видов деятельности, но являются непременным атрибутом патриотического воспитания, его своеобразным психологическим содержанием.
Итак, в основе патриотического воспитания лежит цепь жизненных ситуаций-событий, своего рода ситуационно-событийный механизм, формирующий у воспитанника опыт мышления национальными и глобальными категориями.
Событием, порождающим у молодых людей такой опыт, является встреча с личностью, образ которой навсегда остается в их памяти. Такой личностью патриота, конечно, должен быть сам педагог...
Patriotic position as the type of personal experience: conditions of establishment
There are represented the approaches to the research and organization of the process ofpersonal patriotic position establishment in accordance with the ideas and principles of personal developing education.
Key words: patriotic consciousness, spiritual experience, image of childhood world, situation of emotional experience, genesis of patriotic position, memory of the Great Patriotic War as the phenomenon of the national culture.
т.л. шапошникова,
м.л. романова, д.а. романов
(краснодар)
взаимосвязь становления патриотизма и толерантности студентов*
Выявлена взаимосвязь между становлением патриотизма и толерантности студентов как составляющих индивидуального социального опыта. Обосновано, что такое становление детерминировано индивидуальным социальным опытом (внутренний фактор) и успешным социально-педагогическим взаимодействием (внешний фактор).
Ключевые слова: патриотизм, толерантность, индивидуальный социальный опыт, становление, студент.
Успешное решение сложных задач, стоящих в настоящее время перед Россией, требует глубокого осмысления гражданами происходящего, выработки активной жизненной позиции, повсеместного вовлечения их в полноценную деятельность в интересах общества и государства [1 - 16]. Это детерминирует необходимость формирования у граждан (прежде всего, у подрастающего поколения) высоких нравственных качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, толерантность,
*Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 13-06-00350 от 13.06.2013) в рамках темы «Мониторинг качества непрерывного образования» и является логическим продолжением исследования в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ № 10.7079.2013 «Исследование мотивации и разработка системы стимулов формирования толерантности студенческой молодёжи».
© Шапошникова Т.Л., Романова М.Л., Романов Д.А., 2015
социальная ответственность и т.д. Формирование индивидуального социального опыта молодёжи должно быггь сопряжено с формированием их патриотизма и толерантности. Значимость этих ценностей и личностных качеств огромна для обеспечения целостности и стабильности многонациональной и поликонфессиональной России, особенно на фоне сложной обстановки в мире. Патриотизм как социальное явление - основа существования и развития государства. В одном из выступлений по российскому телевидению В.В. Путин отметил: «Патриотизм - это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
У современных специалистов не вызывает сомнений, что патриотизм у обучающихся необходимо формировать на всех ступенях системы непрерывного образования. Однако недостаточная разработанность моделей становления патриотизма как личностно-профессионального качества препятствует проектированию научно обоснованных образовательных технологий. Слабо изучена взаимосвязь становления патриотизма, толерантности и индивидуального социального опыта, что обусловливает противоречие между необходимостью формирования духовных ценностей у студентов и недостаточной изученностью данного процесса.
согласно современным воззрениям, лич-ностно-профессиональные качества - ресурсы жизнедеятельности, а их формирование у обучающихся - целевой ориентир образования [1; 3 - 5; 8 - 16]. Важнейшие нравственные качества - патриотизм, толерантность и индивидуальный социальный опыт (интегральное качество) - многокомпонентные динамичные системы (см. табл. 1-2 на с. 28); толерантность и патриотизм - структурные подсистемы индивидуального социального опыта.
Важнейшие функции патриотизма и толерантности во многом совпадают: информационно-ориентировочная, объединяющая (интегрирующая), консолидирующая, профилактическая, побуждающая, социализирующая, аксиологическая, развивающая (воспитательная), оценочно-прогностическая, рефлексивная (регулятивная, устойчивости), оптимизационная, коммуникативная. По мнению современных исследователей, направления проявления толерантности разнообразны. Это и межкультурная толерантность (межэтническая и межконфессинальная), бытовая (социально-экономическая, межгрупповая, межпоколенческая и т.д.), межличностная
и профессиональная (устойчивость к трудностям конкретной профессиональной деятельности) толерантность. Разнообразны также и проявления патриотизма: гражданский, региональный, государственный патриотизм и т.д.
Анализ социально-философской, психолого-педагогической литературы показал, что становление личностно-профессиональных качеств (индивидуального социального опыта, патриотизма, толерантности и т.д.) находится во взаимосвязи. Индивидуальный социальный опыт рассматривают как внутренний ресурс и социокультурное пространство для развития толерантности и иных качеств [3; 4; 11; 15]. Трудно не согласиться с Н.В. Муращенковой и иными специалистами, утверждающими, что воспитание патриотизма и профилактику экстремизма необходимо рассматривать в неразрывной взаимосвязи (как единую проблему), а истинный патриотизм всегда сопряжён с толерантностью [6; 7; 9; 10]. Действительно, инто-лерантность (особенно этническая или религиозная) губительна для многонационального и поликонфессионального государства; в то же время ценностные ориентации, базовые убеждения и этническая идентичность - важнейшие социально-психологические детерминанты представлений о патриотизме и экстремизме. Ключевым внешним (социально обусловленным) фактором развития личности обучающегося считают социально-педагогическое взаимодействие, обеспечивающее единоце-лие и интеграцию усилий участников образовательного процесса [1; 4; 16]. Однако не удалось найти научных трудов, в которых сопряжённое становление патриотизма и толерантности рассматривалось бы в контексте формирования индивидуального социального опыта, тем более - в условиях социально-педагогического взаимодействия.
Методологическими основами нашего исследования служили: системный подход (рассматривает толерантность и патриотизм как целостные личностно-профессиональные качества в структуре индивидуального социального опыта), личностно ориентированный (ставит в центр образовательного процесса личность обучающегося), компетентностный (ориентирует образовательный процесс на формирование личностно-профессиональных качеств, интегрирующих знания, умения, мотивы, ценности и способность к управлению ими) и вероятностно-статистический (рассматривает личностно-профессиональное развитие обучающегося как стохастический процесс) подходы.
известия вгпу. педагогические науки -
Таблица 1
определения (характеристики) толерантности, патриотизма и индивидуального социального опыта
№ п|п качество Характеристика
1 индивидуальный социальный опыт совокупность ценностных ориентаций, норм и способов поведения, знаний и умений, личностных качеств, обеспечивающих установление конструктивных взаимоотношений с окружающими, эмоционально-позитивное самочувствие в этом взаимодействии и достижение совместных целей в различных видах (учебно-познавательной, творческой, общественно полезной и т.д.) деятельности
2 Патриотизм Позитивное отношение к родине на её различных масштабных уровнях и в проявлениях, реализующееся в ответственной деятельности индивида по её укреплению, развитию и обеспечению безопасности
3 Толерантность Практический гуманизм, правильное понимание и принятие социокультурных и индивидуальных различий («гармония многообразия»)
Таблица 2
Функциональные компоненты индивидуального социального опыта (исо), толерантности и патриотизма
№ п|п компонент личностно-профессиональное качество
исо Патриотизм Толерантность
1 операционный (когнитивно- технологический) Знания для адекватного социального поведения (взаимодействия с людьми) и осуществления любой деятельности, умения социального поведения (постановки целей и задач в собственной жизнедеятельности, сотрудничества и т.д.) Знание истории родины и малого социума, культуры, умения гармонизировать собственные цели с интересами родины, выбирать стратегии поведения, направленные на её развитие Знания о поликультурном мире, понимание индивидуальных и социокультурных различий, умения бесконфликтного взаимодействия с представителями иной культуры и т.д. («непохожими»)
2 мотивационно-ценностный мотивы адекватного социального поведения и эффективного осуществления социально значимой деятельности, усвоенные гуманистические ценности (свободы, равноправия, дружбы и др.) ценностное отношение к родине и социуму любого порядка, мотивы деятельности, направленной на её развитие и обеспечение безопасности мотивы толерантного поведения (бесконфликтного взаимодействия в поликультурной социальной среде) и усвоенные ценности гуманного демократического общества
3 Эмоционально-волевой качества, способствующие адекватному социальному поведению и осуществлению любой деятельности (эмоциональная устойчивость, активность, воля, ответственность и т.д.) любовь к родине, волевые качества, психические качества, детерминирующие поведение (эм-патия, альтруизм, отвага и т.д.) совокупность нравственных качеств, детерминирующих бесконфликтное поведение (психическая устойчивость, эмпа-тия, гуманизм, альтруизм и т.д.)
4 рефлексивный способность к осознанию самого себя (своего я), оценке своей деятельности, самоидентификации, определению своего места в социуме (образ индивидуального и социального я)
5 Поведенческий опыт социального поведения и социально значимой деятельности Деятельность по укреплению, развитию и обеспечению безопасности социума опыт бесконфликтного взаимодействия с поликультурной социальной средой, другими людьми
Теоретической базой исследования стали социально-философские и психолого-педагогические труды, посвящённые проблемам становления патриотизма, толерантности и индивидуального социального опыта обучающихся. Нормативно-методической базой исследования служили: Закон РФ «Об образовании» (2012), государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (2009), «Стратегия государственной молодёжной политики в российской Федерации», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
Применявшиеся методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы и педагогической практики, опросные методы и анкетирование, моделирование, педагогическое наблюдение, методы теории вероятностей и математической статистики, методы теории множеств и отношений, педагогический эксперимент.
База исследования - инженерный вуз (ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»). Педагогические эксперименты (п=794) проводились со студентами 2007-2009 гг. набора по доказательной классической схеме ROXO, где R -рандомизация (формирование) контрольных и экспериментальных групп, О - контроль в процессе эксперимента, X - экспериментальный стимул (реализация модели сопряжённого формирования толерантности, патриотизма и индивидуального социального опыта студентов).
с точки зрения авторов, взаимосвязь становления патриотизма и толерантности следующая. Во-первых, системное сочетание высоких уровней патриотизма и толерантности -фактор профилактики экстремизма индивида и обеспечения целостности поликультурного (многонационального и поликонфессионального государства), а также консолидации усилий «непохожих» для решения задач, стоящих перед социумом (любого порядка) или государством.
Математические модели профилактики и распространения экстремизма в молодёжной среде представлены в работе [3]. Перспективное направление авторских исследований -создание математических моделей консолидации усилий «непохожих» для решения стоящих перед социумом задач. В таком сочетании патриотизм более успешно выполняет объединяющую (интегрирующую), консолидирующую и профилактическую функции. Приве-
дём яркие примеры. Победа в Великой Отечественной войне была обеспечена единоцели-ем и консолидацией людей различных национальностей и вероисповеданий (хотя гитлер надеялся «расколоть» ссср и «поссорить» народы). Другой пример - подъём экономики краснодарского края за последние 15 лет (благодаря совместному труду пятимиллионного населения), в котором бесконфликтно уживаются представители множества этносов и конфессий.
Во-вторых, мотивы патриотического поведения и позитивное ценностное отношение к родине (и малому социуму) более успешно формируются тогда, когда индивид видит в социуме ресурс своего личностно-профессионального развития, фактор (внешние условия) реализации своих жизненных целей. В этом случае патриотизм успешно выполняет оптимизационную, развивающую, социализирующую, аксиологическую и коммуникативную функции. Но социальная среда, как правило, является поликультурной, и индивид именно тогда может успешно (эффективно) использовать потенциал среды для личностно-профессионального развития, бесконфликтно взаимодействуя с ней, когда у него на должном уровне сформирована толерантность (а также коммуникативная культура и конфликтологическая компетентность, в целом - индивидуальный социальный опыт). Но верно и обратное: сочетание высокой мотивированности к патриотическому поведению, должный уровень социальной ответственности, толерантности и иных качеств (особенно социально-профессиональной компетентности и её «социальной» составляющей - индивидуального социального опыта) - фактор деятельности по укреплению и развитию этого ресурса.
Приведём примеры. Немало выпускников кубанского государственного технологического университета внесли огромный вклад в его развитие. Другой пример: прославленный Маршал Советского Союза Г.К. Жуков гордился тем, что он - русский человек, который был со своим народом в годы тяжёлых испытаний. Математические (информационно-вероятностные) модели использования потенциала поликультурной среды для личностно-профессионального развития представлены в работе [3]. Печальный пример того, что лучшие умы своих стран не видели в своей родине ресурса своей жизнедеятельности - эмиграция из россии после 1917 г. и из европейских стран в 1930-х гг. (эпоха фашистских дикта-
тур!) в «толерантные» США. Авторы считают возможным высказать дискуссионную мысль о том, что не были бы США высокоразвитой страной, если бы не потоки эмигрантов.
В-третьих, патриотизм и толерантность -подсистемы индивидуального социального опыта. Индивидуальный социальный опыт является внутренним социокультурным пространством, в котором формируются все составляющие обоих качеств (иначе говоря, общий психологический фактор становления обоих качеств). Общими являются социально-психологические детерминанты становления патриотизма и толерантности [6; 9; 10; 13]. Именно индивидуальный социальный опыт детерминирует (для поведенческого компонента обоих качеств) выбор стратегий и тактик поведения индивида. Должный уровень индивидуального социального опыта позволит распознавать истинный и ложный патриотизм, критически оценивать внешние потоки информации, способствующие разрушению позитивного отношения к Родине и социуму (противодействие «информационному террору»). «Здоровый желудок не принимает
дурную пищу, здоровый ум - дурные взгляды» (Гегель). Яркий пример связан с критической оценкой «произведений» скандально известного В. Суворова-Резуна. Индивид с должным уровнем социальной компетентности сумеет выявить в них противоречия («несуразицы») (подтверждение тому - серии сборников «Неправда Виктора Суворова»). Дефицит объёма статьи не позволяет привести математические модели (на основе теории множеств) взаимосвязи компонентов толерантности, патриотизма и индивидуального социального опыта.
В-четвёртых, взаимосвязь становления патриотизма и толерантности в том, что подчинение личных целей, интересов и действий интересам Родины и социума любого порядка требует устойчивости к трудностям социального взаимодействия (иногда - и профессиональной деятельности). Более того, истинный патриотизм связан с позитивным отношением (и соответствующей деятельностью!) к социальным системам любого порядка - семьи, предприятия, города, региона, государства. Но чем выше порядок социальной системы, тем более гетерогенной (неоднородной в социо-
Таблица 3
Уровни патриотизма
Уровень Характеристика (признаки)
Нулевой (очень низкий) Индивида характеризует отсутствие любви к Родине, нежелание осуществлять деятельность по её укреплению, развитию и обеспечению безопасности (предельный случай - склонность к предательству); отсутствие знаний о Родине и умений подчинять личные интересы общественным
Ситуативный (низкий) Низкий уровень знаний о Родине и умений подчинять личные интересы общественным; мотивационно-ценностные ориентации проявляются ситуативно и невыраженно; в целом наблюдается позитивное отношение к Родине, но отсутствует должное стремление к её укреплению, развитию и обеспечению безопасности
Грамотности (средний) Наличие небогатого, но системного арсенала знаний о Родине; освоение умений подчинять личные интересы, задачи и действия общественным, которые можно рассматривать как попытки накопления умений; мотивы социально значимой деятельности и позитивное отношение к Родине приобретают определенную направленность, но не всегда чётко выражены в плане установок; деятельность по укреплению, развитию или обеспечению безопасности Родины становится реальностью, наблюдаются попытки осознанного накопления опыта такой деятельности
Образованности (высокий, системный) Системное познание Родины и её культурных ценностей, целенаправленная деятельность по её укреплению, развитию и обеспечению безопасности, имеющая чётко выраженную направленность, становится нормой; устойчивые внутренние взаимосвязи между компонентами патриотизма; мотивационно-ценностные ориентации устойчивы, позитивное отношение к Родине не зависит от негативных внешних факторов, индивид уверен в том, что Родина (социум) - социокультурный ресурс его развития
Творческий (высший, оптимальный) Глубокое понимание и убежденность в практической необходимости деятельности по укреплению, развитию и обеспечению безопасности Родины; включённость мотивов и ценностного отношения к Родине в общую направленность личности, в систему жизненных ценностей и планов; неразграниченность личностно, профессионально и социально значимых мотивов социального поведения, трансформация социальных целей в личные; высокий уровень знаний о Родине; оптимизация взаимодействия индивида и социума; устойчивая взаимосвязь между формированием патриотизма и иных личностно-профессиональных качеств (правовой культуры личности, дисциплинированности и т.д.); патриотизм становится важнейшим фактором социальной надёжности индивида и его конкурентоспособности
культурном плане) она является, и позитивное отношение к социуму немыслимо без правильного понимания и принятия социокультурных различий. Очень важно также осознавать (данная позиция - позиция известнейшего философа и социолога Э. Фромма), что Родина - часть человечества, и гордость за родину означает и то, что она - уникальная часть человечества (в мировом сообществе необходимо видеть ресурс развития Родины). Например, величайшему реформатору Петру Великому незаслуженно ставят в вину привлечение иностранцев в Россию для её модернизации. Другой пример - союзничество СССР с европейскими и азиатскими государствами для Победы во Второй мировой войне.
Анализ взаимосвязи становления патриотизма и толерантности позволил авторам выделить уровни патриотизма (см. табл. 3). На высших уровнях патриотизм неразрывно связан с толерантностью и иными личностно-профессиональными качествами, а его развитие синхронно развитию этих качеств индивидуального социального опыта в целом.
Важнейшая особенность высшего (творческого) уровня в том, что на нём патриотизм в сочетании с толерантностью фундирует индивидуальный социальный опыт, является фактором постоянного совершенствования своей деятельности для укрепления, развития и обеспечения безопасности Родины, а также использования её ресурсов для собственного развития (между этими обратными процессами - устойчивая связь, т.е. модель взаимодействия индивида и социума напоминает «теннисный корт», согласно общепринятой классификации). Уровень образованности свидетельствует об устойчивости патриотизма как личностно-профессионального качества, а также о полной согласованности личных интересов, задач и действий с интересами и задачами социума любого порядка (семьи, предприятия, населённого пункта, региона, государства). О социальной зрелости индивида свидетельствует уровень грамотности.
Внешним (по отношению к обучающемуся) фактором сопряжённого (взаимосвязанного) формирования толерантности и патриотизма является эффективное социально-педагогическое взаимодействие. Пусть N -число студентов, S - множество возможных видов деятельности по формированию у них качеств (тогда X = Р(Б) - мощность множества), Q и W - соответственно множество студентов, охваченных мероприятиями по формированию толерантности и патриотизма, тог-
да К = (1W - множество студентов, охваченных одновременной) мероприятиями по формированию патриотизма и толерантности (1 -символ пересечения множеств). упрощённый вариант вычисления удельной интенсивности
воспитательной работы а = р(2 и W) (Р - мощность множества, и - символ объединения),
п1 + 0,5 • (п2 + п3)
уточнённый в = -
N
Здесь: п1 - число студентов, охваченных мероприятиями формирования толерантности и патриотизма одновременно, п2 и п3 - соответственно, только по формированию толерантности или патриотизма.
Основные направления (в рамках социально-педагогического взаимодействия) формирования толерантности и патриотизма: использование потенциала социально-гуманитарных (в ряде случаев - и фундаментальных) дисциплин для становления операционного компонента качеств, вовлечение студентов в научно-практическую работу: всевозможные мероприятия (как добровольные, так и обязательные), в том числе с привлечением представителей общественных организаций, и т.д. Следует особо отметить научно-практическую работу - это промежуточное звено между учебно-исследовательской (УИРС) и научно-исследовательской (НИРС) работой студентов. Сходство научно-практической работы с УИРС - обязательность для всех студентов, важнейшее отличие - обеспечение преемственности результатов на различных этапах образовательного процесса [3] и, как следствие, более высокая вероятность перерастания в НИРС. Примеры перерастания УИРС в научно-практическую деятельность, связанные с сопряжённым формированием толерантности и патриотизма: из УИРС на тему «Ахмедхан-Султан - дважды Герой Советского Союза» (в его честь назван аэропорт в Каспийске) может преемственно «вырасти» научно-практическая работа на тему «Подвиги сынов Северного кавказа в Великой Отечественной войне».
Уточним математические модели образовательной деятельности, направленной на сопряжённое воспитание патриотизма и толерантности. Формируют матрицу {а} размером N х X , где N - число студентов, Ъ -число мероприятий, а^ - уровень включённости (участия и результатов от него) 1-го студента в _|-е мероприятие (вид деятельности). Для 1-го студента объём полученных воспитательных воздействий %, = ^ (^ • а1 ]), где £ -
известия вгпу. педагогические науки
«вес» j-го мероприятия в сопряжённом формировании качеств (если студент не был включён в мероприятие, то а ■ = 0). Тогда абсолютный охват студентов воспитательной ра-
N
ботой G = ^ ^ , уровень воспитательной
1=1
работы V = —.
N
Информационные технологии расширяют информационно-образовательное пространство для становления операционных компонентов патриотизма и толерантности. В кубанском государственном технологическом университете (кубгТу) созданы сайт «Толерантность студенческой молодёжи» (www.tolerance.kubstu.ru) и Электронный музей КубГТУ (немалая засуга в этом профессора И.И. Буряк). Кратко отметим: портал не только содержит информационные ресурсы о народах и религиях Краснодарского края, но и позволяет вести дискуссии, веби-нары и т.д.
В КубГТУ созданы условия для сопряжённого формирования нравственных качеств студентов. Инженерный вуз активно сотрудничает с комитетом по культуре, информационной политике, социальной защите населения и взаимодействию с общественными объ-
единениями законодательного собрания Краснодарского края, национальными объединениями и организациями г. Краснодара, советом ветеранов Краснодара, организацией «Молодая гвардия» и т.д. Достаточно сказать, что Центр волонтёрского движения КубГТУ год от года регистрирует всё больше студентов, желающих осуществлять общественно полезную деятельность.
Проведённые на базе инженерного вуза педагогические эксперименты подтвердили плодотворность идеи сопряжённого формирования патриотизма, толерантности и индивидуального социального опыта. В табл. 4 отражена (в %) доля студентов с качествами (числитель - патриотизм, знаменатель - толерантность) на нулевом, ситуативном уровнях, уровнях грамотности, образованности и творческом (обозначения: КГ и ЭГ - соответственно, контрольная и экспериментальная группы). Во всех педагогических экспериментах на начальных этапах не было достоверных различий между контрольными и экспериментальными группами; на завершающих этапах в экспериментальных группах достоверно ниже доля студентов с низшими уровнями качеств и выше - доля студентов с высокими уровнями толерантности и патриотизма, чем в кон-
Таблица 4
Результаты педагогических экспериментов по формированию толерантности и патриотизма студентов, %
№ п/п Уровень качеств Эксперимент 1 Эксперимент 2 Эксперимент 3
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Начальный этап
1 Творческий 0 / 0 0 / 0 0 / 0 0 / 0 0 / 0 0 / 0
2 Образованности 8 / 12 11 / 10 9 / 15 12 / 12 8 / 14 6 / 17
3 Грамотности 37 / 20 36 / 23 42 / 18 40 / 21 33 / 27 36 / 23
4 Ситуативный 42 / 46 39 / 43 39 / 41 36 / 44 40 / 38 42 / 35
5 Нулевой 13 / 22 14 / 24 10 / 26 12 / 23 19 / 21 16 / 25
Завершающий этап
6 Творческий 0 / 0 14 / 8 2 / 3 19 / 10 4 / 3 20 / 12
7 Образованности 19 / 19 28 / 24 19 / 20 25 / 26 13 / 22 32 / 27
8 Грамотности 31 / 24 30 / 35 38 / 22 31 / 39 34 / 31 27 / 43
9 Ситуативный 40 / 40 28 / 27 36 / 35 25 / 17 42 / 32 21 / 14
10 Нулевой 10 / 17 0 / 6 5 / 20 0 / 8 7 / 12 0 / 4
патриотическое и гражданское воспитание молодежи
Контрольные группы Экспериментальные группы
Корреляционные плеяды прироста личностно-профессиональных качеств студентов: 1 - прирост патриотизма, 2 - прирост толерантности, 3 - прирост индивидуального социального опыта; *** - корреляционная связь очень сильная (г>0,7), ** - связь сильная (0,6<г<0,7), * - связь средняя (0,5<г<0,6), отсутствие обозначения - связь слабая
трольных. В педагогических экспериментах уровень воспитательной работы в экспериментальных группах в среднем в 2, 3 раза превосходил уровень в контрольных.
Анализ эмпирических данных педагогических экспериментов показал более тесную связь прироста толерантности и патриотизма в экспериментальных группах, чем в контрольных. Для каждого студента были вычислены индексы продвижения следующих параметров: патриотизма, толерантности и индивидуального социального опыта (индекс продвижения - разница между численными значениями выбранного параметра на завершающем и начальном этапах дидактического процесса). Для вычисления коэффициентов корреляции были объединены эмпирические данные трёх педагогических экспериментов, что показано на рисунке. Статистически значимые связи обусловлены единством целевых установок формирования патриотизма, толерантности и индивидуального социального опыта.
Успешное социально-педагогическое взаимодействие способствует успешному сопряжённому формированию патриотизма, толерантности и индивидуального социального опыта студентов, обеспечивает создание условий данного процесса посредством консолидации усилий его участников. Обобщение результатов исследования позволило сделать следующие выводы:
1. Патриотизм и толерантность - одни из важнейших личностно-профессиональных качеств индивида, детерминирующих возможность обеспечения целостности и стабильности многонационального поликонфессионального государства, построения, развития и укрепления демократического общества, гуманизации всех сфер человеческой деятельности. Формирование патриотизма и толерант-
ности обучающихся - социальный заказ системе непрерывного образования, в том числе высшего профессионального.
2. Социально-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса и должный уровень индивидуального социального опыта студентов - ключевые факторы сопряжённого формирования их патриотизма и толерантности. Социально-педагогическое взаимодействие обеспечивает си-нергичное взаимодействие позитивных факторов и противодействие негативным факторам, интеграцию мониторинговой информации о личностно-профессиональном развитии студентов, атмосферу сотрудничества и единоцелия. Индивидуальный социальный опыт студента - внутреннее социокультурное пространство развития его личностно-профессиональных качеств.
3. Опытно-экспериментальная работа на базе инженерного вуза подтвердила целесообразность организации социально-педагогического взаимодействия, направленного на взаимосвязанное формирование патриотизма и толерантности студентов. У студентов экспериментальных групп более эффективно происходило формирование патриотизма и толерантности, чем у студентов контрольных групп, наблюдалась более достоверная связь между становлением личностно-профессиональных качеств.
список литературы
1. Агеева Н.А., Ерёменко В.Н., Снимщико-ва О.А., Ворошилова И.С., Романов Д.А. Инновационные модели социально-педагогического взаимодействия // Учён. зап. ун-та имени П.Ф. Лесгафта. 2014. № 10 (116). С. 7-10.
2. Беспалова Т.В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных усло-
виях российского переходного общества: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 2011.
3. Изотова Л.Е., Романов Д.А. Модели факторов риска недостаточной образованности // Учён. зап. ун-та имени П.Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 56-59.
4. Исследование мотивации и разработка системы стимулов формирования толерантности студенческой молодёжи: кол. монография / под ред. проф. В.Г. Лобанова. Краснодар: КубГТУ, 2014.
5. Кожевников С.И. Патриотическое воспитание студентов вузов (на примере изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.
6. Курганская М.Я. Патриотические ценностные ориентации российской студенческой молодёжи: автореф дис. ... канд. социол. наук. М., 2012.
7. Лукинова И.А. Место и роль российского патриотизма в современном обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2013
8. Мешков А.Е. Подготовка студентов к организации патриотического воспитания учащихся начальной школы во внеклассной работе // Среднее профессиональное образование. 2009. № 4. С.12-14.
9. Муращенкова Н.В. Социально-психологические детерминанты представлений молодёжи об экстремизме и патриотизме: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Смоленск, 2014.
10. Науменков С.М. Социально-психологические детерминанты формирования патриотического сознания молодёжи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2013.
11. рогова А.В. Формирование личностных качеств обучающихся на основе социокультурной компетенции // Среднее профессиональное образование. 2013. № 10. С. 4 -50.
12. Романов Д.А., Глухенький И.Ю., Терю-ха р.В. Современные модели толерантности обучающихся // Среднее профессиональное образование. 2013. № 12. С. 28-30.
13. Ружа В.А. Становление и развитие культуры патриотизма современного студенчества: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2013.
14. Халимбекова М.Х. Феномен патриотизма: философско-культурологический дискурс: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Астрахань, 2012.
15. Shaposhnikova T.L., Romanova M.L., Hlopo-va T.P. and Tarasenko N.A. Interrelation of Tolerance Formation and Social Experience // Life Science Journal, 10 (12s), 2013. P. 158-162.
16. Shaposhnikova T.L., Romanova M.L. and Tarasenko N.A. Conditions to Inculcate Tolerance in Students // Life Science Journal, 10 (11s), 2013. P. 325-330.
* * *
1. Ageeva N.A., Erjomenko V.N., Snimshhiko-va O.A., Voroshilova I.S., Romanov D.A. In-novacionnye modeli social'no-pedagogicheskogo vza-imodejstvija // uchjon. zap. un-ta imeni P.F. Lesgafta. 2014. № 10 (116). S. 7-10.
2. Bespalova T.V. Patriotizm kak forma sociokul'turnoj identifikacii v konfliktnyh uslovijah rossijskogo perehodnogo obshhestva: avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk. SPb., 2011.
3. Izotova L.E., Romanov D.A. Modeli faktorov riska nedostatochnoj obrazovannosti // Uchjon. zap. unta imeni P.F. Lesgafta. 2014. № 4 (110). S. 56-59.
4. Issledovanie motivacii i razrabotka sistemy stimulov formirovanija tolerantnosti studencheskoj molodjozhi: kol. monografija / pod red. prof. V.G. Lo-banova. Krasnodar: KubGTU, 2014.
5. Kozhevnikov S.I. Patrioticheskoe vospitanie studentov vuzov (na primere izuchenija gumanitarnyh i social'no-jekonomicheskih disciplin) : avtoref. dis. . kand. ped. nauk. M., 2005.
6. Kurganskaja M.Ja. Patrioticheskie cennostnye orientacii rossijskoj studencheskoj molodjozhi: avtoref dis. ... kand. sociol. nauk. M., 2012.
7. Lukinova I.A. Mesto i rol' rossijskogo patriotizma v sovremennom obshhestve: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Stavropol', 2013
8. Meshkov A.E. Podgotovka studentov k organizacii patrioticheskogo vospitanija uchashhihsja nachal'noj shkoly vo vneklassnoj rabote // Srednee professional'noe obrazovanie. 2009. № 4. S.12-14.
9. MurashhenkovaN.V. Social'no-psihologicheskie determinanty predstavlenij molodjozhi ob jekstremizme i patriotizme: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Smolensk, 2014.
10. Naumenkov S.M. Social'no-psihologicheskie determinanty formirovanija patrioticheskogo soznanija molodjozhi: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2013.
11. Rogova A.V. Formirovanie lichnostnyh kachestv obuchajushhihsja na osnove sociokul'turnoj kompetencii // Srednee professional'noe obrazovanie. 2013. № 10. S. 4 -50.
12. Romanov D.A., Gluhen'kij I.Ju., Terjuha R.V. Sovremennye modeli tolerantnosti obuchajushhihsja // Srednee professional'noe obrazovanie. 2013. № 12. S. 28-30.
13. Ruzha V.A. Stanovlenie i razvitie kul'tury patriotizma sovremennogo studenchestva: sociologicheskij analiz: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. Ekaterinburg, 2013.
14. Halimbekova M.H. Fenomen patriotizma: filosofsko-kul'turologicheskij diskurs: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Astrahan', 2012.
15. Shaposhnikova T.L., Romanova M.L., Hlopova T.P. and Tarasenko N.A. Interrelation of
Tolerance Formation and Social Experience // Life Science Journal, 10 (12s), 2013. P. 158-162.
16. Shaposhnikova T.L., Romanova M.L. and Tarasenko N.A. Conditions to Inculcate Tolerance in Students // Life Science Journal, 10 (11s), 2013. P. 325-330.
Correlation of students' patriotism and tolerance establishment
There is revealed the correlation between students' patriotism and tolerance establishment. It is known that the patriotism and tolerance are the components of individual social experience. There is proved that the establishment of tolerance and patriotism is determined by the individual social experience (as internal factor) and successful socio-pedagogical interaction (as external factor).
Key words: patriotism, tolerance, individual social experience, establishment, student.
м.в. николаева
(Волгоград)
формирование гражданской
идентичности студентов педагогического вуза
Анализ затруднений студентов в личностном и профессиональном становлении в педагогическом вузе позволил предложить формы психолого-педагогического и организационно-педагогического сопровождения формирования гражданской идентичности студентов в процессе профессиональной подготовки.
Ключевые слова: гражданская идентичность, психолого-педагогическое сопровождение лич-ностно-профессионального развития студента, организационно-педагогическое сопровождение социального воспитания студента.
Развитие гражданской идентичности личности для осознания школьником себя гражданином российского общества, любящим свою Родину и чувствующим ответственность за ее судьбу, становится одним из ведущих направлений развития образования. Внедрение новых стратегий обучения и воспитания в школе требует, на наш взгляд, большего, чем простое изменение формы урока или использова-
ние новых педагогических средств или учебников. Проблема модернизации образования тесно связана с вопросом о потенциалах профессионального и личностного развития учителя как участника и организатора личностно-развивающего взаимодействия в социально-образовательной среде.
В период студенчества будущий педагог проходит через ряд существенных психологических и социальных изменений. Согласно исследованиям Э. Эриксона [4], период студенчества - это возрастной этап в жизни человека, когда происходит вхождение во взрослую жизнь, проявляются разные аспекты идентичности молодого человека: политической, религиозной, профессиональной, гражданской и др.
гражданская идентичность выступает одним из проявлений самоопределения личности и характеризуется осознанием личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства. Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты: когнитивный (знание истории, культурных традиций своей Родины, прав и обязанностей гражданина своей социальной общности); ценностно-смысловой (отношение к своей принадлежности к определенному государству, чувство патриотизма, любви к своей Родине); эмоциональный (принятие или непринятие этнической идентичности); дея-тельностный (участие в общественной жизни страны, города, вуза).
Формирование гражданской идентичности - важная задача юношеского возраста. Именно в это время можно говорить о влиянии учебной среды на формирование идентичности личности. Анализ подходов к обновлению системы профессиональной подготовки педагогов показывает, что в современной системе высшего образования учителя наибольшая успешность достигнута в предметно-методическом аспекте профессионального становления, аспекты личностно-профессионального развития рассматриваются в качестве резервов совершенствования профессиональной подготовки в педагогическом вузе.
В государственной программе «Развитие образования на 2013-2020 годы» подчеркивается необходимость формирования эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов, разработки образовательных моделей, программ, технологий персонифицированного овладения педа-
© Николаева М.В., 2015