6. Павлова, О.С. Исследование специфики отношения к дефекту у подростков с детским церебральным параличом / О.С. Павлова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 75. - Ч. 1. - С. 286-289.
7. Перре-Клермон, А.Н. Инклюзивное образование в условиях интеграции / А.Н. Перре-Клермон. - Интеграция. -URL:http://integracia.ru/books/n-perre-klermon/metodicheskie-rekomendatsii-k-organizatsii-integ
8. Сатари, В.В. Рекомендации педагогам, в классе которых обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата / В.В. Сатари // Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Школьная книга, 2010. - 272 с.
9. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. - СПб.: Речь, 2005. - 477 с.
Психология
УДК 159.99
кандидат экономических наук, доцент Пирожкова Нелла Ильинична
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва)
ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
Аннотация. Исследование взаимосвязи способов разрешения конфликтных ситуаций и психологического климата актуальна, поскольку выявление различных факторов, влияющих на социально-психологический климат позволяют вовремя принять необходимые управленческие решения. В статье проводится исследование, какой способ разрешения конфликтных ситуаций характерен для преподавателей, работающих в одном подразделении. Исследуется социально-психологический климат в коллективе и с помощью корреляционного анализа делается вывод о том, есть ли взаимосвязь между способом разрешения конфликтных ситуаций, психологическим климатам и помехами в установлении контактов в коллективе. В гипотезе исследования делается предположение о том, что у большинства сотрудников предобладают импунитивные реакции. Это ситуации, когда фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое в течение определенного времени, обвинение окружающих или самого себя отсутствует. В результате гипотеза подтвержадется и с помощью корреляционных связей выявляются результаты, которые помогут решить существующие проблемы в коллективе, устранить помехи в межличностном общении и сформировать благоприятный социально-психологический климат.
Ключевые слова: психологический климат, помехи в установлении контактов, исследование, способы разрешения конфликтных ситуацш.
An^Mion. The study of the relationship between conflict resolution methods and the psychological climate is relevant, since the identification of various factors affecting the socio-psychological climate makes it possible to make the necessary management decisions on time. The article shows which method of conflict resolution is typical for teachers working in the same department. The socio-psychological climate in the team is cheched and, with the help of correlation analysis, it is concluded whether there is a relationship between the way conflict situations are resolved, psychological climates and hindrances in establishing contacts in the team. The hypothesis of the study suggests that impunitive reactions will prevail in the majority of employees. These are situations when a frustrating situation is considered as something insignificant or inevitable, surmountable for a certain time, there is no accusation of others or oneself. As a result , the hypothesis is confirmed and with the help of correlations, results are revealed that will help solve existing problems in the team, eliminate interference in interpersonal communication and create a favorable socio-psychological climate.
Key words: psychological climate, obstacles in establishing contacts, research, ways to resolve conflict situations
Введение. Человеческий капитал является одним из главных факторов успешности любого коллектива, гораздо более важным, чем материальные ресурсы. На работе каждый человек взаимодействует с окружающими его людьми, Взаимоотношения между работниками формируют психологический климат внутри коллектива. Такие взаимоотношения между работниками в итоге влияют на успешность функционирования предприятия в целом. При этом в процессе взаимодействия возможны конфликты и то, какой способ разрешения конфликтных ситуаций выбирают педагоги, оказывает влияние на взаимоотношение в коллективе и на социально-психологический климат в целом.
Цель исследования: Выяснить, как способы разрешения конфликтов отдельных педагогов влияют на социально-психологический климат в коллективе.
Гипотеза исследования: если у большинства исследуемых педагогов способ разрешения конфликтов по направлению реакций - импунитивный (фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует), а по типу реакции могут быть различные (по методике Рисуночной фрустрации Розенцвейга), то психологический климат в коллективе будет благоприятен (по «Экспресс-методике» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюка и
A.Ю. Шалыто).
Методология исследования: в работе использованы методы теоретического анализа (сравнение, обобщение, систематизация др.); методики психологической диагностики; методы статистической обработки данных.
Методики, использованные в исследовании: проективная методика Рисуночной фрустрации Розенцвейга (для определения способов разрешения конфликтов); методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов
B.В.Бойко и «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто (для определения психологического климата в коллективе).
Изложение основного материала статьи. Социальное взаимодействие в коллективе - это внутренний слой корпоративной культуры, который отражает социально-психологические взаимоотношения в коллективе, является недоступным для людей, которые не работают в исследуемом коллективе. Социальное взаимодействие для сотрудников -это то, что связывает их воедино и заставляет принимать определенные решения [3, С. 6]. Это понятие являются частью понятия «корпоративная культура» но является более узким, «внутренним слоем» корпоративной культуры [2, С. 45].
Вторая методика будет для диагностики способов разрешений конфликтных ситуаций. Методика Рисуночной фрустрации Розенцвейга предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Методика относится к классу проективных тестов. В ней 16 ситуаций, в которых создается препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с толку) и
8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», Анализ проводится по следующим параметрам:
1. Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции [4, С. 150].
Третья методика - это методика диагностики "помех" (барьеров) в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко направлена на выявление уровня эмоциональной эффективности в общении и выявление типа эмоциональных помех. Среди эмоциональных барьеров В.В. Бойко выделяет пять подгрупп: неумение управлять эмоциями, неадекватное проявление эмоций, неразвитость эмоций, доминирование негативных эмоций, нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе [1, С. 26].
Все испытуемые сначала отвечали на вопросы по «Экспресс-методике» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто», после этого проходили Методику диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов (В.В. Бойко). В среднем, это занимало около 20 минут. Время выполнения методик не ограничивалось. Далее индивидуально с каждым проводилась методика Рисуночной фрустрации Розенцвейга. По времени это занимало от 30 до 40 минут на каждого человека. Сводные данные после проведения исследования у 10 педагогов по «Экспресс-методике СПК в трудовом коллективе» представлены далее в таблице 1.
Интерпретация результатов по методике О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто. Из таблицы 1 мы видим полученные результаты после проведения опроса по методике по изучению СПК в трудовом коллективе. Первый параметр для анализа -это эмоциональный компонент (вопросы про отношения к членам коллектива и про атмосферу в коллективе). Средний балл 0,39. Оценка от 0,33 до 1 свидетельствует о положительной тенденции и говорит об отсутствии проблемы в данной области. Второй параметр для анализа - когнитивный компонент (вопросы про характеристику деловых и личностных качеств коллег, а также про общение с коллегами по деловым вопросам). Третий параметр для анализа - поведенческий компонент (вопросы про проведение свободного времени с членами коллектива). Средний балл 0,56. Оценка от 0,33 до 1 свидетельствует о положительной тенденции и говорит об отсутствии проблемы в данной области. У большинства опрощенных не было желания поменять работу и в целом все устраивает. В целом про коллектив можно сказать, что в нем преобладает атмосфера доброжелательности и взаимных симпатий. Поэтому социально-психологический климат можно оценить, как положительный и благоприятный.
Таблица 1
Сводные данные после проведения исследования у 10 испытуемых по «Экспресс-методике СПК в трудовом
коллективе
№ Испытуемый Эмоциональный компонент(вопросы 6,8,12) Когнитивный компонент (вопросы 9а, 9б, 11) Поведенческий компонент (вопросы 7,10,13) Отношение к работе (1,2,5) выявлены проблемы или нет Индекс групповой оценки (вопросы 1,14,15,16), на что именно нужно обратить внимание
1 Педагог 1 0,66 0,66 0,66 Нет желания поменять работу Есть желание, чтобы была возможность карьерного роста
2 Педагог 2 0,33 0,66 0,66 Нет желания поменять работу Увеличить размер зарплаты
3 Педагог 3 0,33 0,66 1 Нет желания поменять работу Разнообразие работы
4 Педагог 4 0,66 0,66 0,66 Нет желания поменять работу Нет комментариев
5 Педагог 5 0,33 1 0,66 Нет желания поменять работу Нет комментариев
6 Педагог 6 0,66 0,66 0,33 Нет желания поменять работу Увеличить размер зарплаты
7 Педагог 7 0,66 0,66 1 Нет желания поменять работу Нет комментариев
8 Педагог 8 0,66 0,33 0,33 Нет желания поменять работу Нет комментариев
9 Педагог 9 0,66 0,33 0,33 Нет желания поменять работу Нет комментариев
10 Педагог 10 0 0,33 0 Нет желания поменять работу Нет комментариев
ИТОГ 0,39 0,59 0,56 Нет желания поменять работу -
Далее было проведено исследование по методике Диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко, сводные результаты представлены в Таблице 2 и методика Рисуночной Фрустрации Розенцвейга, сводные результаты представлены в Таблице 3.
Таблица 2
Сводные данные после проведения исследования у 10 испытуемых
1 - Неумение 2 - 3 - 4 - 5 -нежелание Общий результат (баллы)
№ Испытуемый управлять эмоциями, дозировать их неадекватное проявление эмоций негибкость, неразвитость эмоций доминировани е негативных эмоций сближаться с людьми на эмоциональн
ой основе
1 Педагог 1 1 2 0 3 2 8
2 Педагог 2 2 2 4 2 2 12
3 Педагог 3 3 2 3 1 2 11
4 Педагог 4 2 1 2 0 0 5
5 Педагог 5 0 1 2 2 0 5
6 Педагог 6 0 1 2 2 1 6
7 Педагог 7 2 1 0 0 1 4
8 Педагог 8 0 0 1 2 1 4
9 Педагог 9 2 1 1 0 1 5
10 Педагог 10 0 3 0 1 2 6
Средний балл 1,2 1,4 1,5 1,3 1,2 6,6
Таблица 3
Сводные данные после проведения методики рисуночной фрустрации Розенцвейга
1 1.1 ]_^\1Ь]И Ко;|-ш> сзшшаденив с нормой (Ь'фПСЛЫП ! "ЛЛ'Н (данные СОЕЗГВДеНИИ /14) Реакции 1. % % Реакции м 1III ои 1 им N1 Гни N1'
Пи.щни ] 5.5 34 2 8.33 37.5 13 54.17 12.5 52.П4 2.5 10.41 37.5
к занн 2 5.5 34 X 33.3 6 25 И 41.7 3 54.2 5 20.8 ':> 25
Пс лпог3 4.5 32 10 41.7 6 25 8 33.3 2 5" 3.5 14л 8.5 35.4
к имя 4 {1.5 4(1 13 54.2 5 6.2 9.5 346 е. 5 27 1(1.5 43.7 7 24 3
к занн : 4.5 32 х 33.3 3 12,5 13 54.2 12.5 52 3 12.5 8.5 35.4
Пс занн ' 4 5 32 6 25 3 12,5 15 62.5 1) 41.7 5 20.8 4 37 5
Низами 7 .1.5 25 3.5 56.2 4.2 4.5 34.6 8 33.3 7 24.2 4 37.5
к занн .4 (1.5 4с. 8.5 35.4 2 ■ч.З 13.5 56.3 0 41.7 5.5 22.4 8.5 35.4
к занн 4 6.5 46 11 45.il 2 8.4 1 1 45.8 8 33.3 7.5 31.2 8.5 35 5
П. 11 .у |и - 14 4.5 34 2 8.4 12.5 52 1 1.5 4Х п 25 (1.5 27
И101 н (среди.---! 4 45 35% 84.5 37 35.5 15 115 48 104 44 55.5 23 80.5 33
Интерпретация результатов по методике В.В. Бойко. Чем больше баллов по каждому параметру, тем очевиднее эмоциональная проблема в повседневном общении. Общий балл - 6,6. Это свидетельствует о том, что в коллективе есть некоторые проблемы в эмоциональном общении. В целом можно сказать, что это средний показатель и в коллективе нет существенных проблем. Эмоции не осложняют взаимодействие и не мешают устанавливать контакты с людьми. В коллективе нет дезорганизующих состояний или реакций. Отдельно следует обратить внимание на тех, кто по итогам опроса набрал высокие показатели по общему баллу и по отдельным параметрам. Есть над чем работать - нужно достичь такого уровня коммуникации, когда эмоции не мешают общаться. Выше всех общий показатель по пункту 3 - негибкость, неразвитость эмоций. И по пункту 2 - неадекватное проявление эмоций. Нужно обратить внимание и службе кадров провести адаптационные мероприятия, возможно выяснить причины недовольства.
После проведения методики рисуночной фрустрации Розенцвейга, мы видим, что у 7 из 10 сотрудников импунитивный способ разрешения конфликтов, только у 3 сотрудников экстрапунитивный. Значит, гипотеза работы подтвердились. Для проведения анализа соотношения отдельных показателей, необходимо посчитать корреляцию различных факторов, результаты в Таблице 4:
Таблица 4
Расчет коэффициента корреляции методики Бойко и методики О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто (только
значимые корреляции)
№ сравниваемые показатели Коэффициент корреляции итог
1 Неумение управлять эмоциями/дозировать их - поведенческий компонент 0,79 Значимая связь
2 Неадекватное проявление эмоций - эмоциональный компонент 0,75 Значимая связь
3 Общий результат по методике Бойко - результаты по поведенческому компоненту 0,71 Значимая связь
Из таблицы 4 мы видим, что связь между итоговыми данными по методике диагностики «помех» в установлении личностных контактов В.В.Бойко более всего коррелирует с поведенческим компонентом. Еще наибольшая корреляция получилась по взаимосвязи: Неумение управлять эмоциями/дозировать их - поведенческий компонент (0,79); Неадекватное проявление эмоций - эмоциональный компонент (0,75). Это отражает детали взаимодействия коллег в рамках коллектива и позволяет обратить внимание на некоторые моменты.
Таблица 5
Расчет коэффициента корреляции по методике Розенцвейга и Бойко (только значимые корреляции)
№ сравниваемые показатели Коэффициент корреляции итог
1 Неумение управлять эмоциями/дозировать их -экстрапунитивные реакции 0,68 Достаточно сильная связь
2 Неумение управлять эмоциями/дозировать их -импунитивные реакции 0,92 Сильная связь
3 Доминирование негативных эмоций - экстрапунитивные реакции 0,93 Сильная связь
4 Доминирование негативных эмоций - интропунитивные реакции 0,68 Достаточно сильная связь
5 Доминирование негативных эмоций - импунитивные реакции 0,61 Достаточно сильная связь
6 Нежелание сближаться с людьми - интропунитивные реакции 0,62 Достаточно сильная связь
Из Таблицы 5 мы видим, что связь самая сильная связь есть между двумя показателями: Неумение управлять эмоциями/дозировать их - импунитивные реакции и между Доминирование негативных эмоций - экстрапунитивные реакции (0,92 и 0,93 соответственно). Второй коэффициент корреляции легко объяснить: поскольку экстрапунитивные реакции предполагают, реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица, то здесь часто преобладают негативные эмоции, направленные на другое лицо. Первый коэффициент объясняется тем, что импунитивные реакции - это когда фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое в течение определенного времени, обвинение окружающих или самого себя отсутствует. То есть неумение дозировать эмоции/управлять эмоциями как раз связано с этой реакцией, потому что степень чьей-то вины минимизируется, ответственность иногда перекладывается на обстоятельства, поэтому эмоции часто направлены не в правильную сторону, не на виновника произошедшего события. Еще необходимо отметить достаточно большой коэффициент (0,68) по взаимосвязи факторов: неумение управлять эмоциями/дозировать их - экстрапунитивные реакции. Здесь понятно, что реакции направлены на окружение (виновника произошедшего события), и не всегда можно контролировать эмоции.
Далее мы видим коэффициент 0,68 при взаимосвязи факторов доминирование негативных эмоций - интропунитивные реакции и коэффициент 0,61 в сочетании факторов доминирование негативных эмоций - импунитивные реакции. Это объясняется тем, что независимо от направления реакции, могут доминировать (в разной степени) негативные эмоции, просто существуют большие различия в проявлении (не проявлении) этой агрессии.
Достаточно высокий коэффициент 0,62 в сочетании нежелание сближаться с людьми - интропунитивные реакции. Это объясняется тем, что человек, у которого преобладают интропунитивные реакции (реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению), больше склонен держать эмоции внутри себя, менее взаимодействовать с окружающими.
Выводы. Вначале, по «Экспресс-методике» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто, удалось выяснить, что психологический климат в коллективе благоприятный (об этом свидетельствуют полученные показатели в Таблице 1) - психологический климат в коллективе здоровый, данный коллектив сформирован, в нем нет каких-либо заметных проблем. После этого проведена методика диагностики «помех» в установлении личностных контактов В.В. Бойко. Методика была проведена также для диагностики психологического климата в коллективе. В целом можно сказать, что это средний показатель и в коллективе нет существенных проблем.
Мы видим, что гипотеза исследования подтвердилась. У большинства исследуемых педагогов способ разрешения конфликтов по направлению реакций импунитивный (фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует), а по типу реакции могут быть различные (по методике Рисуночной фрустрации Розенцвейга), то психологический климат в коллективе будет благоприятен (по «Экспресс-методике» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто).
Литература:
1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Филинъ, 1996 - С. 26
2. Социальная психология: Учеб. Пособие для студентов вузов / отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 351 с.
3. Пирожкова, Н.И. Оценка стоимости человеческого капитала / Н.И. Пирожкова .- М.: Синергия ПРИНТ, 2013. - С. 6
4. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В. Тарабриной). Диагностика эмоционально-нравственного развития: Учеб.-метод. пособие / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб.: 2002. - С. 150-172.
Психология
УДК 159.98
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Позина Марина Борисовна
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии Уварова Наталья Николаевна
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ О ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ И УСПЕШНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена анализу психологических особенностей людей, склонных к осуществлению успешной предпринимательской деятельности. В статье представлены данные исследования российских школьников, полученных с помощью проективного теста на оценку ситуации. Опираясь на концепцию неявных знаний, авторы провели оценку представлений школьников о предпринимательстве как о специфическом виде профессиональной деятельности; изучили их отношение к предпринимательству как к особой профессиональной сфере; сравнили представления школьников о «мире бизнеса» с представлениями, полученными у успешных предпринимателей, функционирующих непосредственно в реальном бизнесе.
Ключевые слова: представления школьников об успешной предпринимательской деятельности, склонность к предпринимательству, личностные особенности российского предпринимателя, успешность в предпринимательстве, поведение в условиях экстремальных ситуаций.
Annotation. The article is devoted to the analysis of the psychological characteristics of people who are inclined to carry out successful entrepreneurial activity. The article presents the data of a study of Russian schoolchildren obtained using a projective test to assess the situation. Based on the concept of implicit knowledge, the authors assessed the ideas of schoolchildren about entrepreneurship as a specific type of professional activity; studied their attitude to entrepreneurship as a special professional sphere; compared the ideas of schoolchildren about the "world of business" with the ideas obtained from successful entrepreneurs operating directly in real business.
Key words: Personal characteristics of a Russian entrepreneur, success in entrepreneurship, behavior in extreme situations, schoolchildren's ideas about successful entrepreneurial activity, propensity to entrepreneurship based on the concept of implicit knowledge.
Введение. Установки школьников о предпринимательстве как специфическом виде профессиональной деятельности можно предсказать на основе их отношения к предпринимательству как к возможной профессии в будущем.
В настоящее время, в связи со сложными социально-экономическими условиями. которые сложились в России, всё больший интерес вызывает воспитание подрастающего поколения и формирование у них качеств и адекватных установок, связанных с предпринимательской деятельностью.
Проблема установок, связанных с предпринимательской деятельностью, для нашей страны является достаточно болезненной и противоречивой, т.к. в сравнительно недавние советские времена предпринимательская деятельность была уголовно наказуемой и вызывала самые негативные реакции у населения, а предприниматели приравнивались в преступной.
В настоящее время приходится прикладывать усилия, что бы полностью искоренить эти взгляды, т.к. современных школьников нередко активно воспитывают в том числе бабушки и дедушки, которые жили в советскую эпоху и далеко не каждый из этого поколения сумел полностью перестроить своё сознание.
В этой связи современные психологи и педагогики получают социальный заказ относительно диагностики установок у школьников на предпринимательскую деятельность, с целью их последующей коррекции (при необходимости).
Изложение основного материала статьи. Для определения мнения школьников относительно личностных качеств предпринимателей и предпринимательской деятельности как таковой, преподавателями кафедры психологии Московского финансово-промышленного университета «Синергия» было проведено психологическое исследование по заказу Министерства образования Республики Татарстан.
Исследование проводилось в период с 12.11.2018 по 25.11.2018, в нём приняли участие более 38 тысяч учащихся 8 и 10 классов из 51 муниципального образования. Дистанционное тестирование осуществлялось на сайте «предпринимательство. рф».
Гипотеза проведённого исследования строилась на концепции неявных знаний Р. Стернберга, согласно которой, неявные знания способствуют успешной деятельности человека в будущем [5]. Нас интересовал гипотетический потенциал опыта, который получен школьниками в условиях российской действительности, и те аспекты неявных знаний, которые российские школьники вкладывают в понимание, что такое успешное предпринимательство.
Мы полагали, что анализ ответов школьников поможет нам понять, насколько их представления о бизнесе соответствуют тому, что имеют на практике реально успешные предприниматели. В качестве исследовательского инструментария мы использовали тест на оценку ситуации (проективная авторская разработка старшего преподавателя кафедры предпринимательства Алексеевой Е.В., которая опиралась на опыт разработки подобных методик, имеющийся у западных и отечественных психологов [1; 5; 6]).
Школьникам последовательно предъявлялись шесть вопросов с группой из трёх рисунков (рис. 1).