Научная статья на тему 'Взаимосвязь социальных установок у студентов с уровнем макиавеллизма личности'

Взаимосвязь социальных установок у студентов с уровнем макиавеллизма личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
838
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / МАКИАВЕЛЛИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / LEGAL CONSCIENCE / MACHIAVELLIANISM / SOCIAL SETTINGS / PSYCHOLOGICAL ATTITUDE / BEHAVIOR REGULATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Быков Сергей Владимирович

В статье рассматриваются проблемы механизмов формирования правосознания молодежи. Представлены результаты эмпирического исследования социальных установок и психологического отношения студентов к нормам права и морали во взаимосвязи с макиавеллизмом как чертой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationship of social settings in consciousness of the students with the level of Machiavellianism of personality

The problems of youth legal conscience formation mechanisms are considered in the article. The results of empirical research of social settings and students' attitude to the law and morale norms in relation to Machiavellianism as a personality trait are represented.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь социальных установок у студентов с уровнем макиавеллизма личности»

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК У СТУДЕНТОВ С УРОВНЕМ МАКИАВЕЛЛИЗМА ЛИЧНОСТИ

© С. В. Быков

Быков Сергей Владимирович доктор психологических наук профессор кафедры психологии управления Самарской гуманитарной академии

заведующий кафедрой

психологии

филиал

Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти e-mail: [email protected]

The Bulletin of the Samara

В статье рассматриваются проблемы механизмов формирования правосознания мололежи. Прелстав-лены результаты эмпирического исслелования социальных установок и психологического отношения сту-лентов к нормам права и морали во взаимосвязи с макиавеллизмом как чертой личности.

Ключевые слова: правосознание, макиавеллизм, социальные установки, психологическое отношение, регуляция поведения, студенты.

Проблема правосознания, изучение его реального уровня, состояния, содержания относится к числу основополагающих научных направлений юридической психологии. С ее решением связаны задачи укрепления законности и правопорядка, постижение социально-психологических механизмов взаимодействия людей, познание внутренних регуляторов юридически значимого поведения. Проблематика правосознания и общественного мнения о правовых явлениях в течение нескольких десятилетий остается центральной в работе отдела юридической психологии НИИ Генпрокуратуры РФ. Проведена серия широкомасштабных исследований правового сознания различных социальных, профессиональных, возрастных групп и слоев населения, различных категорий преступников (впервые осужденных и рецидивистов); а также профессионального сознания юристов. В целом направления исследования правосознания в юридической психологии можно разделить на две большие группы — изучение правосознания различных социальных групп и исследование правосознания личности

Humanitarian Academy. A series Psychology. 2014. No 1 (15)

преступника. Исследование связи отношения личности к правовым нормам с другими личностными характеристиками субъектов представляется нам актуальным и перспективным направлением в разработке проблем юридической психологии. Согласно исследованиям зарубежных ученых, у макиавеллистов наблюдается доминирование экономических и социально-статусных ценностей над моральными и гуманистическими. Экспериментально было доказано, что макиавеллисты могут мало заботиться о поддержании высоких этических стандартов, если они не соответствуют их интересам. Что касается проблемы соотношения нравственных и правовых норм в структуре правосознания и их выражения в регуляции поведения, то, на наш взгляд, на этом стоит остановиться подробнее.

Под правосознанием понимается сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях [6]. В. А. Суслов трактует правосознание как «разноплановый сплав идеологии и психологии», включающий в себя совокупность идей и знаний о праве и правовой действительности, а также эмоции, ориентации, пристрастия и установки, возникающие в связи с правовым поведением людей, деятельностью правоохранительных органов и т. п., включая в его структуру знание о праве, оценку действующего права и правоотношений, возникающих в различных его отраслях [7, с. 87]. В качестве объекта отражения учёный называет правовую жизнь, действующие правовые отношения и установки. Согласно современным представлениям в структуру правосознания входят четыре основных типа оценочных отношений: отношение к праву (его принципам, институтам и нормам), отношение к правовому поведению людей; к правоохранительным органам и их деятельности; к собственному правовому поведению (правовая самооценка) [6]. Существует несколько определений понятия «психологическое отношение», однако наиболее распространено определение В. Н. Мясищева, который понимал под отношением компонент системы теоретических представлений личности, отражающий ее субъективно-оценочный подход к действительности и представляющий собой интериоризированный опыт существования в социальном окружении [5]. Следуя определению В. Н. Мясищева, мы определяем отношение к нормам права и общественной морали — как компонент целостной системы правового сознания личности, отражающий ее индивидуальный, субъективно-оценочный подход к нормам поведения в обществе как к социальному феномену и представляющий собой интериоризированный опыт общественно значимых деяний, а также взаимодействия с другими людьми по поводу правовых и моральных норм в социальном окружении. Отношение как социально-психологический феномен обладает определенной структурой. В качестве отдельных аспектов отношения В. Н. Мясищев выделяет потребности, эмоциональное отношение, а в качестве особого вида отношений — интересы, оценки и убеждения. Автор рассматривает мотивы, как «выражение отношения к объекту действия в виде желания, стремления, потребности» [5, с. 25]. Таким образом, отношение связывается с системой мотивации и регуляции поведения лично-

сти. В. А. Ядов выделяет диспозиционную систему регуляции поведения, в которую входят следующие компоненты: общая направленность интересов личности; система ценностных ориентации личности на цели жизнедеятельности и средства их достижения; система социальных установок; система элементарных фиксированных установок. Согласно позиции В. А. Ядова, границы между диспозиционными образованиями определены не четко. Направленность интересов личности и ценностные ориентации образуют целостную подструктуру, которую можно рассматривать как ценностное отношение. Поскольку отношение обладает своей структурой, то в отношении личности к праву можно выделить несколько компонентов. Ценностный компонент определяет значимость норм права для личности, ее ориентированность на ценности справедливости и общественного порядка. Когнитивный компонент заключает в себя представления о функциях права в регулировании жизнедеятельности общества и его членов во взаимоотношениях между субъектами, оценку роли права в своей жизни. Эмоциональный компонент проявляется в эмоциональных переживаниях, связанных с нормами права и их функционированием. Поведенческий компонент проявляется в правомерном/неправомерном поведении личности. Однако сами по себе ценностные отношения как интеллектуально-эмоциональные образования без сил, играющих роль пусковых и движущих механизмов деятельности, еще не обладают способностью практической реализации. Такую роль выполняет волевой компонент, формирующий готовность действовать в определенном направлении. Включение этого компонента приводит к новым образованиям — социальным установкам. Под установкой понимается сформированная на основе прошлого опыта предрасположенность воспринимать и оценивать какой-либо объект определенным образом и готовность действовать в отношении его в соответствии с этой оценкой. Динамический энергетический характер отличает установку от оценочного отношения, которое само по себе остается созерцательно-эмоциональным [6]. Когда объектом установки служат различные правовые ценности, мы говорим о правовых установках. Исторически право возникло вместе с государством, а нормы общественной морали являются образованием более ранним, поскольку необходимость в них возникла еще на заре первобытнообщинного строя. Тем не менее, моральные нормы являются эффективным регулятором общественных отношений, поэтому в нашем исследовании мы анализируем не только отношение к нормам права, которые установлены государством и выполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения, но и отношение к нормам общественной морали.

Право и общественная нравственность различаются способом формирования и средствами реализации и здесь проводят следующие разграничения [1].

1. Сфера нравственных отношений — это в основном взаимосвязь между отдельными личностями, требованиями к индивиду со стороны общества в целом, отдельных групп, согласование личного интереса с общественным, утверждение социального в индивидуальном. Правоотношения не призваны выражать индивидуальность каждого, но конкретно выражают групповые интересы. Мораль же выражает духовные и личностные потребности общества. Нормы морали складываются на основе представления людей о добре и зле, совести,

справедливости. Они становятся обязательными для всех по мере осознания и признания их большинством членов общества. Правовые нормы устанавливаются государством и обычно фиксируются в законах, после их опубликования им должны следовать все. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, а существуют в сознание людей. В большинстве случаев они соблюдаются добровольно на основе понимания людьми справедливости их предписания, благодаря внутреннему убеждению и силе общественного мнения. Правовым нормам люди следуют добровольно лишь в зрелом гражданском обществе, понимая их справедливость. Однако для их соблюдения государство вправе применять средства принуждения.

2. Нравственные нормы выступают в виде обобщенных правил поведения, свойственных всем ситуациям. Нормы права определяют правила взаимоотношений государства и гражданского общества; партийные нормы — правила поведения членов организации и т. д.

3. Мораль и право различаются механизмом воздействия на общество. Мораль является разновидностью индивидуального регулирования, утверждения социального в индивидуальном с помощью наиболее общих правил поведения. На их основе обеспечивается взаимосвязь отдельных индивидов путем согласования личного интереса с общественным. Право же обращено к общественным или групповым интересам, поэтому прямо не выражает индивидуальных потребностей.

Несмотря на известные различия, правовые и моральные нормы дополняют и обеспечивают друг друга. Эти нормы призваны уравновесить интересы всех и каждого, только благодаря следованию предписаниям норм человеческое общество может существовать. Именно поэтому в обществе существует целая система контроля за поведением его членов на предмет следования их социальным нормам: судебная система, система правоохранительных органов, общественное мнение. Нарушение социальных норм карается законами правовыми или нравственными. Расхождения между нормами законодательства и общественной моралью существовало всегда. Одни преступления и проступки общество оценивает, строже чем это предусмотрено законом, а к другим относится более снисходительно. Кроме того, существует целая категория деяний, которая запрещается нормами общественной морали, но не являются правонарушениями с точки зрения действующего законодательства.

Научная новизна данной работы состоит в попытке выявить взаимосвязь между уровнем правосознания личности и макиавеллизмом личности.

Целью данной работы является выявление особенностей социальных установок по отношению к нормам права и нормам общественной морали студентов НОУ ВПО «Самарская гуманитарная академия (филиал в г. Тольятти)», а также взаимосвязь между этим отношением и уровнем макиавеллизма личности.

Объектом нашего исследования явилась социальная установка студента по отношению к нормам права и общественной морали. Предметом исследования стала взаимосвязь социальных установок у студентов с уровнем макиавеллизма личности. Соответственно, перед проведением исследования нами была выдвинута гипотеза о наличии корреляции между отношением к нормам общественной морали и права и уровнем макиавеллизма личности.

Методика исследования

Для изучения отношения к нормам общественной морали и нормам права мы предложили респондентам оценить ряд общественно значимых деяний по следующей шкале: 3 — «никогда не может быть оправдано», 2 — «иногда это допустимо» и 1 — «не вижу в этом ничего плохого». Половина поступков из нашего списка являлись деяниями нравственно неодобряемыми (аборт, отказ от больных детей, старых родителей, добрачные сексуальные связи, супружеская измена и др.) в нее было включено также несколько административных проступков (безбилетный билет в общественном транспорте др.), а вторая половина была прямо запрещена диспозициями правовых норм Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (кража, грабеж, жестокое обращение с животными, организация преступного сообщества или участие в нем, незаконная охота и др.). В качестве второй методики нашего исследования был использован русскоязычный вариант Мак-шкалы, адаптированный В. В. Знаковым. Состоящий из 20 пунктов, опросник направлен на диагностику макиавеллизма личности, под которым в науке понимается желание и намерение человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях.

Исследование проведено в НОУ ВПО «Самарская гуманитарная академия», филиал в г. Тольятти. Опрошено 220 студентов юридического и экономического факультетов филиала.

Результаты исследования

При исследовании социальных установок студентов по отношению к соблюдению нравственных норм нами были получены следующие данные. Подавляющее большинство респондентов не видят ничего особенного в таких поступках как аборт, добрачные сексуальные связи, супружеская измена, эмиграция в более благополучные страны и (табл. 1). Этот список интересен тем, что в нем собраны наиболее массовые и широко распространенные виды поведения, которые некогда являлись запрещенными нормами общественной морали и государством, а ныне получили общественное и государственное разрешение. Так, в старом Уголовном Кодексе РСФСР 1963 г. спекуляция относилась к категории преступлений, а эмиграция приравнивалась в общественном сознании к измене Родине.

Еще один неоднозначный эмпирический факт — принятие сознанием молодежи добрачных сексуальных связей, супружеских измен и абортов. Данный пример интересен тем, что из 220 протоколов исследования принявших участие в обработке 150 было заполнено лицами женского пола. Это может свидетельствовать о смещении социальных установок респондентов и обесценивании роли института семьи в современном обществе. Наиболее порицаемыми нравственными поступками в сознании студентов является предательство близких людей и неуважение к пожилым людям. Макиавеллизм представляет собой устойчивую черту личности, выражающую систему отношений человека к другим людям, социальной действительности. Макиавеллизм как личностная черта отражает желание и намерение человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях, пренебрегать нормами морали во имя достижения собственных целей [2].

Макиавеллист манипулирует всегда осознано и, исключительно, ради собственной выгоды. Он не испытывает чувства вины за те способы к которым прибегает, не видит в них ничего плохого и, скорее, относится к ним с одобрением. В настоящее время все большее количество работ посвящается проблемам макиавеллизма и манипулятивного поведения, половым и гендерным различиям уровня макиавеллизма [2, 3, 4]. Исследование связи отношения личности к правовым нормам с макиавеллизмом личности представляется нам актуальным и перспективным направлением в разработке проблем юридической психологии.

Таблица 1

Данные психологического отношения студентов к нормам права и общественной морали (п = 220)

Поступки Никогда не может быть оправдано (%) Иногда это допустимо (%) Не вижу в этом ничего плохого (%)

Неверие в Бога 3,5 11 85,5

Добрачные сексуальные связи 4 5 91

Демонстрация по ТВ передач с сексуальными сюжетами 2,5 14 83,5

Супружеская измена 15 26 59

Аборт 5 23 72

Эмиграция в более благополучные страны 2 15,8 82,2

Безбилетный проезд в общественном транспорте 6 27 67

Получение неофициальной заработной платы 2 7 91

Спекуляция 5 10 85

Неуважение к пожилым людям 33 28 39

Предательство близких людей 55 10 35

При исследовании взаимосвязи между уровнем макиавеллизма личности и социальных установок по отношению к этим нормам были получены следующие результаты (рис. 1):

Scatterplot: Mach vs. Soc (Casewise MD deletion) Soc = 20,591 - ,0935 * Mach Correlation: r = -,2753

Рис. 1. Взаимосвязь между уровнем макиавеллизма личности и социальными установками

Данная корреляционная тенденция показывает более обширное рассеивание данных, что свидетельствует о связи уровня макиавеллизма личности студента и его социальных установок по отношению к нормам морали. Тенденция обратно убывающая: высокий уровень макиавеллизма характеризуется «мягкими» социальными установками по отношению к моральным нормам. Средний и низкий уровень макиавеллизма характеризуется возрастанием значимости социальных норм. Чем ниже уровень макиавеллизма личности, тем ниже уровень негативных установок к моральным нормам. Результатом нашего исследования явилось также выявление некоторой корреляционной тенденции между уровнем макиавеллизма личности и отношением к соблюдению норм Уголовного кодекса РФ. Чем выше уровень макиавеллизма имеет респондент, тем более он склонен оправдывать деяния высокой степени общественной опасности — преступления (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь между уровнем макиавеллизма личности и отношением к соблюдению норм УК РФ

Однако, в данном случае, нами были получены данные, которые могут не отражать истинной взаимосвязи. Поскольку мы предлагали студентам оценить отношение к тяжким и особо тяжким преступлениям против личности, конституционного строя (убийство матерью новорожденного ребенка, терроризм, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя и др.), то это могло привести к неискренности их ответов.

Выводы

Мы получили данные, дифференцирующие студенческую молодежь по проявлению социальных установок по отношению к нормам морали и права в зависимости от уровня макиавеллизма как черты личности, проявляемой различными студенческими общностями (юристы, экономисты) в современной социокультурной ситуации. Данные о связи уровня макиавеллизма личности и социальных установок по отношению к нормам входящим в диспозицию Особенной части Уголовного Кодекса могут не отражать истинной дифференциации, поскольку для их измерения необходим более тонкий инструмент. Более интересные данные были получены при исследовании взаимосвязи уровня макиавеллизма личности и социальных установок студентов по отношению к нормам общественной морали. Корреляционная зависимость здесь имеет сложную структуру: для групп студентов с низким уровнем макиавеллизма характерно принятие «жестких» социальных установок по отношению к нормам морали. Что касается групп студентов со средним или высоким уровнем макиавеллизма, то их принятие норм морали можно охарактеризовать как более «мягкое», но еще не говорящее о том, что средний или высокий уровень макиавеллизма характеризуется принятием социальных норм. Для того чтобы раскрыть тезис более доказательно, необходимо новое исследование с расширением выборки и использованием более жестких критериев математико-статистической обработки данных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаджиев, К. С. Политическая наука. — М. : Международные отношения, 1996. —

398 с.

2. Знаков, В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 448 с.

3. Мещеряков Б. Г., Некрасова А. В. Макиавеллизм, ложь и правда в повседневной жизни // Человек. — 2005. — № 6. — С. 87—95.

4. Марченко, В. А. Половые, гендерные и возрастные различия в понимании вранья // Социальная психология сегодня: наука и практика : матер. межвуз. науч.-практ. конф., 15 июня 2007 / под общ. ред. Б. Д. Парыгина. — СПб. : Изд-во СПбГУП, 2007. — С. 95—96.

5. Мясищев, В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева. — М. : Изд-во «Институт практической психологии» ; Воронеж : МОДЕК, 1995. — 356 с.

6. Прикладная юридическая психология : учеб. пособие для вузов / под ред. проф. А. М. Столяренко. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 639 с.

7. Суслов, В. А. Структура правосознания // Правоведение. — 1997. — № 2. — С. 87—91.

REFERENCES

1. Gadzhiev K. S. Politicheskaya nauka [Political Science]. Moscow, 1996. 398 p. (in Russian).

2. Znakov V. V. Psikhologiya ponimaniya: Problemy i perspektivy [Understanding psychology: Problems and Prospects]. Moscow, 2005. 448 p. (in Russian).

3. Meshcheryakov B. G., Nekrasova A. V. Chelovek [Person], 2005, no. 6, pp. 87—95. (in Russian).

4. Marchenko V. A. Sotsial'naya psikhologiya segodnya: nauka i praktika materialy Mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 15 iyunya 2007. pod obshch. red. B. D. Parygina [Social psychology today: science and practice materials Interuniversity scientific and practical conference]. St. Petersburg, 2007, pp. 95—96 (in Russian).

5. Myasishchev V. N. Psikhologiya otnoshenii. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Psychology of relationships. Selected psychological works]. Moscow, 1995. 356 p. (in Russian).

6. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya [Applied legal psychology]. Moscow, 2001. 639 p. (in Russian).

7. Suslov V. A. Pravovedenie [Jurisprudence], 1997, no. 2, pp. 87—91 (in Russian).

Relationship of social settings in consciousness of the students with the level of Machiavellianism of personality

S. Bykov

The problems of youth legal conscience formation mechanisms are considered in the article. The results of empirical research of social settings and students' attitude to the law and morale norms in relation to Machiavellianism as a personality trait are represented.

Key words: legal conscience, Machiavellianism, social settings, psychological attitude, behavior regulation, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.