Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК'

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / ВЕГЕТАТИВНЫЙ ГОМЕОСТАЗ / ПРЕВЕНТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Корепанов А. Л., Бобрик Ю. В., Кондрашихина О. А.

Целью работы явилось изучение физического развития и вегетативного статуса девушек - студенток. Проведено исследование физиометрических показателей, уровня соматического здоровья и вариабельности сердечного ритма у девушек - студенток 1820 лет направления подготовки «Психология». Установлено соответствие существующим нормативам большинства показателей физического развития и вегетативного гомеостаза девушек - студенток Севастопольского университета. Отмечено снижение кистевого индекса и соматического здоровья. Показана необходимость превентивной физической реабилитации студентов, которая подтверждается снижением силового индекса, уровня соматического здоровья, увеличением напряжения адаптационных механизмов исследуемых. Установлена возможность использования показателей вариабельности сердечного ритма для оценки уровня здоровья студентов и отбора лиц для превентивной реабилитации .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Корепанов А. Л., Бобрик Ю. В., Кондрашихина О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN SOMATIC HEALTH AND HEART RATE VARIABILITY OF FEMALE STUDENTS

The purpose of the work was to study the physical development and vegetative status of female students. A study of physiometric indicators, the level of somatic health and the variability of heart rate in female students 18-20 years of training "Psychology" was conducted. Compliance with the existing standards of most indicators of physical development and vegetative homeostasis of female students of Sevastopol University has been established. A decrease in the brush index and somatic health was noted. The necessity of preventive physical rehabilitation of students is shown, which is confirmed by reduction of power index, level of somatic health, increase of tension of adaptation mechanisms of the studied. The possibility of using heart rate variability indicators for assessing the level of health of students and selecting persons for preventive rehabilitation has been established.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК»

ВЕСТНИК ФИЗИОТЕРАПИИ И КУРОРТОЛОГИИ № 3, 2020 УДК: 612.172.2:159.928.235 DOI: 10.37279/2413-0478-2020-26-3-71-73

Корепанов А. Л.1, Бобрик Ю. В.2, Кондрашихина О. А.1

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК

'ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Севастополь, Россия 2ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», Медицинская академия имени С. И. Георгиевского, г. Симферополь

Korepanov A. L.1, Bobrik Y. V.2, Kondrashikhina О. А.1

RELATIONSHIP BETWEEN SOMATIC HEALTH AND HEART RATE VARIABILITY

OF FEMALE STUDENTS

'Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation 2V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Medical academy named after S. I. Georgievsky, Simferopol

РЕЗЮМЕ

Целью работы явилось изучение физического развития и вегетативного статуса девушек-студенток. Проведено исследование физиометрических показателей, уровня соматического здоровья и вариабельности сердечного ритма у девушек-студенток 1820 лет направления подготовки «Психология». Установлено соответствие существующим нормативам большинства показателей физического развития и вегетативного гомеостаза девушек-студенток Севастопольского университета. Отмечено снижение кистевого индекса и соматического здоровья. Показана необходимость превентивной физической реабилитации студентов, которая подтверждается снижением силового индекса, уровня соматического здоровья, увеличением напряжения адаптационных механизмов исследуемых. Установлена возможность использования показателей вариабельности сердечного ритма для оценки уровня здоровья студентов и отбора лиц для превентивной реабилитации. Ключевые слова: здоровье студентов, вегетативный гомеостаз, превентивная физическая реабилитация.

SUMMARY

The purpose of the work was to study the physical development and vegetative status of female students. A study of physiometric indicators, the level of somatic health and the variability of heart rate in female students 18-20 years of training "Psychology" was conducted. Compliance with the existing standards of most indicators of physical development and vegetative homeostasis of female students of Sevastopol University has been established. A decrease in the brush index and somatic health was noted. The necessity of preventive physical rehabilitation of students is shown, which is confirmed by reduction of power index, level of somatic health, increase of tension of adaptation mechanisms of the studied. The possibility of using heart rate variability indicators for assessing the level of health of students and selecting persons for preventive rehabilitation has been established. Key words: student health, vegetative homeostasis, preventive physical rehabilitation.

Введение

Актуальность сохранения здоровья студентов как будущей экономической и политической элиты страны несомненна. Исследования показывают, что уровень здоровья и функциональное состояние организма студентов ухудшаются. Показано, что 70 % студентов имеют отклонения в состоянии здоровья [1]. Показано снижение экономичности кровообращения, адаптационного потенциала, напряжение функционирования сердечнососудистой системы студентов [2]. Выявлена отрицательная динамика функционального состояния и сократительной способности миокарда подростков [3]. От уровня здоровья развития студента во многом зависит эффективность адаптации к обучению в вузе, познавательная активность и способность к обучению. Адаптационный потенциал не всегда обеспечивает адекватное реагирование на высокие психофизиологические нагрузки, что приводит к функциональным расстройствам и заболеваниям студентов [4]. Существует потребность в надежных и эффективных методиках превентивной реабилитации студентов, т.е. в методиках восстановления резервов здоровья практически здоровых студентов до «безопасного» уровня с

использованием немедикаментозных средств. Разработка и применение таких методик основываются на всестороннем изучении здоровья и морфо-функциональных особенностей современных студентов, определении критериев отбора лиц для превентивной реабилитации. Для оценки уровня здоровья (УЗ) человека широко применяется методика Г. А. Апанасенко, позволяющая провести дифференцированную оценку уровня соматического здоровья и определить его безопасный уровень [5]. Эффективным способом оценки адаптационного потенциала организма является анализ параметров вариабельности сердечного ритма (ВСР), позволяющий определить характер и степень напряженности регуляторных механизмов, соотношение активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (ВНС), влияние автономного и центрального контуров управления ритмом сердца. Параметры ВСР отражают жизненно важные показатели управления физиологическими функциями организма [6].

Анализ литературных источников за последние 15 лет показывает, что физическое развитие и здоровье студентов изучены недостаточно. Наблюдается дефицит информации о критериях отбора в

превентивной реабилитации, взаимосвязи соматического здоровья и состояния вегетативного го-меостаза обучающихся.

Цель работы - изучить физическое развитие и вегетативный статус девушек-студенток, выявить взаимосвязи ВСР и уровня здоровья.

Материалы и методы

Проведено исследование физиометрических показателей (ФП), УЗ и ВСР у 22 здоровых девушек - обучающихся 2 курса направления подготовки «Психология». ФП (массу и длину тела, охват грудной клетки (ОГК), силу кисти (СК). жизненную емкость легких (ЖЕЛ), индекс Кетле (ПК) определяли посредством стандартного инструментария. Определяли систолическое (САД) и диа-столическое (ДАД) АД. силовой индекс (СИ=СК/масса тела* 100); жизненный индекс (ЖИ=ЖЕЛ/масса тела); индекс Робинсона (ДП=ЧСС*САД)/100), оценивали гармоничность физического развития. УЗ определяли по методике Г. Л. Апанасенко [7]. Использовали параметры массы и длины тела, жизненной емкости легких, силы мышц кисти. ЧСС, САД. время восстановления ЧСС после 20 приседаний. Рассчитывали 5 индексов в баллах, и по их сумме определяли уровень соматического здоровья, который оценивали как низкий, если сумма баллов равнялась 2 и ниже, ниже среднего - от 3 до 5 баллов, средний - от 6 до 10 баллов, выше среднего - от 11 до 12 баллов, высокий - от 13 баллов и выше. Анализ ВСР проводился посредством прибора "Нейрон-Спектр-1". Регистрировали следующие временные и частотные показатели ВСР: Мо; АМо; вШШ; 1Ш88Б; р^50; СУ; ТР; НБ; 1Л\ Определяли индекс напряжения (ИН =АМо/(2 Мо АХ)). Вегетативную реактивность (ВР) определяли как отношение ИН в орто-положении к ИН в состоянии покоя. Уровень напряжения адаптационных механизмов оценивали по характеру распределения ВР в зависимости от исходного вегетативного тонуса. Выделяли лиц с оптимальными адаптивными способностями, с напряжением адаптационных механизмов и с перенапряжением адаптации.

В качестве нормативных показателей физического развития использовали одномерные центильные шкалы для оценки физического развития студентов, разработанные по результатам обследования 8450 студентов Нижнего Новгорода (2420 юношей и 6030 девушек) 17-25 лет [8].

Материалы статистически обрабатывали с помощью пакета программ STATISTICA for WINDOWS 6.0. [9]. Взаимосвязи УЗ. ФП и ВСР выявлялись посредством ранговой корреляции Спирмена. Учитывали только значимые корреляционные зависимости (р<0.05). Исследование проводили с соблюдением этических норм, изложенных в Хельсинкской декларации и Директивах Европейского сообщества (8/609ЕС). От всех исследуемых было получено письменное информированное согласие на участие в исследовании, одобренном Этическим комитетом ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (протокол №2 от 27 июня 2019 г.).

Результаты и их обсуждение

Результаты определения физиометрических показателей и показателей вариабельности сердечного ритма представлены в таблице 1. Анализ физиометрических параметров показал соответствие нормативам большинства показателей физического развития девушек-студенток Севастопольского университета. Отмечено снижение кистевого индекса на 8,4±0,7 % в сравнении с нормой. Соматическое здоровье всей группы исследуемых оказалось ниже среднего уровня. Средний уровень здоровья отмечался у 8 человек (36,3 % исследуемых), высокий - у 2 человек (9,1 % исследуемых), ниже среднего - у 11 человек (50 % исследуемых), низкий - у 2 человек (9,1 % исследуемых).

Таблица 1

Физиометрические показатели и показатели вариабельности сердечного ритма исследуемой группы (п=22)

NN Физиометрические показатели Показатели вариабельности сердечного ритма

п/п Показатель Значение показателя п/п Показатель Значение показателя

Положение лежа Положение стоя

1 Длина тела, см 169,4±5,8 1 ЧСС. мин"1 76±4 94±6*

2 Масса тела, кг 57,7±9,9 2 SDNN. мс 53,5±7,1 50±7,7

3 ОГК. см 78,5±9,1 3 RMSSD. мс 50,3±6,7 34,5±6,4*

4 СК. кг 19,5±6,2 4 CV. %с 6,8±0,8 7,6±1,1

5 СИ. усл. ед 35,8±3,2 5 pNN50."„ 19,1±3,1 6,1±0,9*

6 ЖЕЛ. мл 3358±583 6 Мо. с 0,8±0,1 0.6±0.1

7 ЖИ, мл/кг 55,9±12,3 7 Amo. % 40,4±3,4 43,9±8,3

8 ДП. усл. ед 89,5±13 8 ИН. усл. ед. 68,9±9,8 106,1±11.2*

9 САД. мм рт. ст 114,5±15,2 9 VLF. мс2 755,7±83,5 782,1±117,4

10 ДАД. мм рт. ст. 69,6±10,5 10 LF. мс2 952.7±298.4 1272,6±311,7

11 ИК. усл. ед 20,2±3,1 11 HF. мс2 1021±97,2 570,5±104,7*

12 УЗ. баллы 3,5±0,6 12 ТП. мс2 2198±298,4 2063,4±392,6

Примечание: * - различия достоверны (р<0.05) в сравнении с положением лежа.

Оценка гармоничности физического развития показала, что 15 девушек имеют гармоничное развитие, 4 - дисгармоничное и 3 - резко дисгармоничное физическое развитие. Сравнение основных полученных параметров физического развития с данными по другим регионам России выявило, что севастопольские девушки имеют большую длину тела и меньшие показатели ОГК, чем их сверстницы из Новосибирска [10], Иркутска [11], Казани [12]. Различия в основных антропометрических показателях девушек из разных регионов подтверждают необходимость разработки и обновления региональных антропометрических стандартов.

Анализ ВСР показал, что все показатели исследуемой группы находятся в пределах нормальных величин [13]. При переходе в вертикальное положение наблюдалось увеличение ЧСС, ИН, снижение временных параметров и мощности высокочастотного компонента, что соответствует данным литературы [14] и отражает смещение вегетатив-

ного баланса в сторону симпатического звена регуляции. По показателю ИН выявлено 16 человек (72,7 % исследуемых) со сбалансированным исходным вегетативным тонусом, 5 человек с симпа-тикотонией (22,7 % исследуемых) и 1 человек (4,5 % исследуемых) с ваготонией. Анализ уровня напряжения адаптационных механизмов по характеру распределения ВР в зависимости от исходного вегетативного тонуса выявил, что оптимальными адаптивными способностями обладают 13 человек (59,1 % исследуемых), у 4 человек (18,2 % исследуемых) установлено напряжение адаптационных механизмов, у 4 - перенапряжение механизмов адаптации. Неудовлетворительная адаптация выявлена у 1 человека (4,5 % исследуемых). В ортоположении выявлена прямая значимая (р<0,05) корреляционная связь между ЗБМЧ и УЗ и обратная значимая (р<0,05) корреляционная связь между АМо и УЗ. Установленные связи параметров ВСР и УЗ свидетельствуют о существен-

ном вкладе механизмов вегетативного гомеостаза в обеспечение уровня здоровья и подтверждают возможность использования показателей SDNN и АМо для оценки уровня здоровья студента и отбора лиц для превентивной реабилитации.

Таким образом, высокий процент девушек с напряжением адаптационных механизмов и дисгармоничным развитием (каждая третья девушка) и низкие показатели функционального состояния организма (силового индекса и уровня соматического здоровья) говорят о недостаточных адаптационных резервах организма девушек и подтвер-

Литература

1. Агаджанян Н. А., Миннибаев Т. Ш., Северин А. Е. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса. // Гигиена и санитария. - 2005. - № 3 - С. 48-52. [Agadzhanyan N. A.. Mimiibayev Т. Sh.. Severin A. Ye. Izucheniye obraza zhizni, sostoyaniya zdorov'ya i uspevayemosti studentov pri intensifikatsii obrazovatel'nogo protsessa. Gigiyena i sanitariya. 2005;(3):48-52. (in Russ)]

2. Воронина И. Ю. Состояние сердечно-сосудистой системы у студентов профессионального лицея во время производственной практики. // Международный научно-исследовательский журнал. Биологические науки - 2016. - № 45 (3) - С. 8-10. [Voronina I. Yu. Sostoyaniye serdechno-sosudistoy sistemy v studentov professional'nogo litseya vo vremya proizvodstvennoy prak-tiki. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel' skiy zhurnal. Biolog-icheskiye nauki. 2016;(45(3)):8-10. (in Russ)]

3. Корепанов A. Jl. Функциональные показатели деятельности сердца у подростков с разными темпами физического развития. // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №12 - С.49-51. [Korepanov A. L. Funktsional'nyye kharakteristiki deyatel'nosti serdtsa u podrostkov s raznymi tempami fizicheskogo razvitiya. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 2016;(12): 49-51. (in Russ)]

4. Геворкян Э. С. и др. Функциональное состояние студентов при умственной нагрузке. // Гигиена и санитария. - 2005. - № 5 - С. 55-57. [ Gevorkyan Е. S. i dr. Funktsional'noye sostoyaniye studentov pri umstvennoy nagruzke. Gigiyena i sanitariya. 2005;(5): 55-57. (in Russ)]

5. Апанасенко Г. JL, Попова Jl. А. Медицинская валеология. - К.: Здоров'я; 1998. [Apanasenko G. L., Popova L. A. Meditsinskaya valeologiya. Kiev: Zdorov'ya; 1998. (in Russ)]

6. Баевский P. M., Баранов В. M., Танк И. Проблемы изучения вариабельности сердечного ритма в космической медицине. // Вариабельность сердечного ритма: материалы IV всерос. симпозиума / Удмуртский гос. ун-т. - Ижевск, 2008. - С. 24-27. [Ва-yevskiy R. М., Baranov V. М., Tank Y. Problemy izucheniya varia-bel'nosti serdechnogo ritma v kosmicheskoy meditsine. Vana-bel'nost' serdechnogo ritma: materialу IT' vseros. Simpoziuma. Ud-murtskiy gos. un-t. :Izhevsk, 2008; 24-27 (in Russ)]

7. Апанасенко 1'. JL, Попова JL А. Медицинская валеология. Серия «Гиппократ». - Ростов н/Д.: Феникс; 2000. [Apanasenko G. L., Popova L. A. Meditsinskaya valeologiya. Senya «Gippokrat». Rostov n/D.: Feniks; 2000. (in Russ)]

ждают необходимость превентивной реабилитации. Анализ корреляционных взаимосвязей параметров ВСР и УЗ продемонстрировал возможность использования показателей SDNN и АМо для оценки уровня здоровья студента и отбора лиц для превентивной реабилитации.

В дальнейшем будет проведено изучение нейрофизиологического статуса студентов по параметрам электроэнцефалографии, выявлены взаимосвязи между физиометрическими, электрофизиологическими показателями и параметрами вегетативного гомеостаза обучающихся.

References

8. Михайлова С. В. и др. Региональные особенности физического развития студентов Нижегородской области. // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 12. [Mikliay-lova S. V. i dr. Regional'nyye osobennosti fizicheskogo razvitiya studentov Nizhegorodskoy oblasti. Sovremennyye nauchnyye issle-dovaniya i mnovatsn. 2016;(12). (in Russ)]

9. Реброва ü. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Пр1шенение пакета прикладных программ STATISTICA. - М.: МедиаСфера; 2002. [Rebrova О. Yu. Statisticheskiy analiz med-itsinskikh dannykh. Primeneniye paketa prikladnykh programm STATISTICA. Moscow: MediaSfera; 2002. (in Russ)]'

10. Климов В. M., Айзман P. И. Оценка физического здоровья выпускников школ, поступающих в вузы. // Бюллетень сибирской медицины. -2016. - №15(3) - С.41-47. [Klimov V. М.. Ayz-man R. I. Otsenka fizicheskogo zdorov'ya vypusknikov shkol, postu-payushchikh v vuzy. Byulleten' sibirskoy meditsiny. 2016;(15(3)): 41-47. (in Russ)]

11. МануеваР. С. Физическое развитие детей и подростков. Показатели. Методы оценки: учебное пособие. - Иркутск: И1 МУ; 2018. [Manuyeva R. S. Fizicheskoye razvitiye detey i podrostkov. Pokazateli. Metody otsenki: uchebnoye posobiye. Irkutsk: IGMU; 2018. (in Russ)]

12. Зиатдинов А. И, Мингазова Э. H. Разработка стандартов физического развития студентов-медиков на основе исторически сложившихся традиций в регионе. // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. [Ziatdinov А. I., Mingazova Е. N. Razrabotka standartov fizicheskogo razvitiya stu-dentov-medikov na osnove istoricheski slozhivshiklisya traditsiy v regione. Sovremennyye problemy nauki i obrazovamya. 2013;(6). (in Russ)]

13. Баевский P. M. Анализ вариабельности сердечного ритма: история и философия, теория и практика. // Клиническая информатика и телемедицина. - 2004. - №1 - С. 54-64. [Bayevskiy R. М. Analiz variabel'nosti serdechnogo ritma: istoriya i filosofiya, teoriya i praktika. Klinicheskaya informatika i telemeditsina. 2004;(l):54-64. (in Russ)]

14. Михайлов В. M. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения метода. - Иваново: Иванов, гос. мед. акад.; 2000. [Mikhaylov V. М. Variabel'nost' ritma serdtsa. Opytpraktich-eskogoprimeneniya metoda. Ivanovo: Ivanov. gos. med. akad.; 2000. (in Russ)]

Сведения об авторах

Корепанов Алексей Львович — докт. мед. наук, профессор кафедры «Психология» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет», 299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33, E-mail: akorepanov2006(â>rambler.ru

Бобрик Юрий Валериевич - докт. мед. наук, профессор кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины, физиотерапии с курсом физического воспитания Медицинской академии имени С. И. Георгиевского Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», 295006, Россия, г. Симферополь, бульвар Ленина, 5/7, E-mail: vura.bobrik(â!mail.ru

Кондрашихина Оксана Александровна - канд. психол. наук, доцент кафедры «Психология» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования ((Севастопольский государственный университет», 299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33, E-mail: okskon66(â!mail.ru Information about authors

Korepanov A.L. - http://orcid.org/0000-00Q2-3699-9528 Bobrik Yu.V. - httti://orcid.org/0000-0002-9057-1530 Kondrashikliina O.A. - http://orcid.org/0000-0002-6582-0582

Конфликт интересов. Авторы данной статьи заявляют об отсутствии конфликта Conflict of interest. The authors of this article confirmed financial or any other support with should

интересов, финансовой или какой-либо другой поддержки, о которой необходимо сообщить. be reported.

Поступила 20.05.2020 г. Received 20.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.