взаимосвязь содержания профессиональной деятельности и языковой компетентности
будущих педагогов-психологов
Директор Ейского филиала Адыгейского государственного университета С. С. Киржинова Ейский филиал Адыгейского государственного университета, г. Ейск
В статье представлены материалы исследования, посвященного проблеме повышения уровня производственной компетентности студентов - будущих психологов, в контексте профессионально ориентированного освоения иностранных языков. В ней изложены основные социально-экономические и политические факторы, обусловливающие необхо-
димость повышения уровня языковой компетентности специалистов-психологов и доказано, что международное профессиональное взаимодействие и общение являются мощным фактором, обеспечивающим повышение уровня готовности педагогов-психологов к выполнению своих производственных функций.
Ключевые слова: социально-экономические и политические факторы, профессиональная и языковая компетентность, международное профессиональное взаимодействие.
Современную жизнь сложно представить без специалистов по психологии. Профессия психолога становится все популярнее в народном хозяйстве, медицине и образовании; они работают в больницах и учебных заведениях, на производстве, в учреждениях социальной защиты и т. п. Проблемы, решением которых занимаются психологи, очень актуальны и разнообразны: де-виантное поведение детей и подростков, психические расстройства, повышение эффективности трудовой деятельности, обучение новым навыкам и т. д. Соответственно, профессиональная деятельность психологов относится к различным отраслям практической психологии: военной, медицинской, педагогической, инженерной, спортивной, юридической и т. п.
В настоящее время психология как прикладная наука переживает второе рождение, обусловленное, на наш взгляд, следующими основными факторами:
- сложной социально-экономической и политической обстановкой в мире, характерной для последних
десятилетий развития цивилизации, которая детерминирует возникновение у людей множества индивидуально-личностных проблем психологического характера, увеличением частоты возникновения ненормативных стрессов, что, в свою очередь, приводит к значительному повышению востребованности профессиональных психологов как специалистов, способных помочь человеку справиться со своими внутренними проблемами;
- политикой глобализации, объединяющей многие государства в единое социоэкономическое, а, в ряде случаев, и политическое пространство, приводящее, в том числе, и к некоторой унификации психологических проблем, с которыми сталкиваются представители различных слоев населения;
- практически во всех научных областях сегодня происходят интеграционные процессы, объединяющие научных работников разных стран, все отчетливее понимающих, что решение по-настоящему сложных, серьезных проблем возможно только в рамках сотрудничества, путем интеграции усилий, знаний, умений, творческого потенциала людей.
Для того чтобы стать полноценным участником международного научного сообщества, иметь возможность обмениваться профессиональным опытом с иностранными коллегами, принимать участие в совместном решении научных и практических проблем, эффективно осуществлять собственное должностное саморазвитие, необходимо, в первую очередь, знание иностранных языков. Таким образом, иноязычная подготовка будущих психологов является важным компонентом их профессионального образования, а компетентность в области иностранных языков - одним из главных компонентов профессиональной компетентности.
В Государственном образовательном стандарте специальности 050706 - «Педагогика и психология» (квалификация - педагог-психолог, специализация - психолого-педагогическое консультирование) отмечается, что выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога:
30
№3 • 2009
а) осуществляет профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся;
б) способствует социализации и формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ;
в) содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;
г) способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения;
д) осуществляет меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей;
е) разрабатывает развивающие и коррекционные программы образовательной деятельности с учетом особенностей личности;
ж) проводит психологическую диагностику различного профиля, а также необходимую психолого-педагогическую коррекцию;
з) осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных учащихся (2).
Основными видами профессиональной деятельности с соответствующими типовыми задачами являются: коррекционно-развивающая, учебно-воспитательная, социально-педагогическая, научно-методическая, культурно-просветительная, управленческая, диагностическая (1, 2, 3, 4 и др.).
Вышеуказанные и другие аспекты профессиональной деятельности предполагают владение специалистами современными теоретическими знаниями, общими теоретико-методологическими принципами психологического и психолого-диагностического исследова-
ния, навыками психокоррекции (владение методами оказания помощи в сохранении и восстановлении психического здоровья за счет снижения эмоционального напряжения, разрешения внутриличностных конфликтов, формирования более адекватного представления человека о себе и своих возможностях, об окружающих людях и сложившихся жизненных ситуациях) и т. д. (5).
Таким образом, научное знание в настоящее время носит интернациональный характер, предполагающий повышение эффективности работы практических психологов на основе своевременного обмена опытом с коллегами, уже столкнувшимися с теми или иными проблемами, и успешно их разрешившими. Важнейшим фактором, определяющим такую готовность, является компетентность специалистов в области иностранных языков.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности 050706 -«Педагогика и психология». - М., 2000.
3. Джрназян, Л.Н. Структура и опыт деятельности школьной психологической службы / Л.Н. Джрназян // Вопросы психологии. - 1989. - № 4. - С. 52-59.
4. Пахальян, В.Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования? [Электронный ресурс] / В.Э. Пахальян. - Режим доступа: http://www.voppsy. ш/026103.^т
5. Петченко, В.А. Методические рекомендации по организации и проведению практики для студентов факультета психологии / В.А. Петченко. - Псков: Изд-во Псковского Вольного института, 2001.
interconnection of the content of the professional activity and the language competence of future teachers-psychologists
Kirzhinova S., Director of Eisk Branch of the Adigei State University Eisk Branch of the Adigei State University, Eisk
The research is devoted to the problem of increasing the level of industrial students' competence who are going to become psychologists in the context of professionally oriented mastering foreign languages. Materials and the results of this research are presented in the article. Then the article reveals main social economic and political factors, conditioning the necessity of increasing the level of the language competence of specialists-psychologists.
The author of the paper has proved that the international professional interconnection and communication are a powerful factor providing the increasing of the level of preparedness of teachers-psychologists to fulfill their industrial functions.
Key words: social-economic and political factors, professional and the language competence, international professional interconnection.
№3 • 2009
31