Научная статья на тему 'Взаимосвязь слова и звука в творчестве И. С. Баха'

Взаимосвязь слова и звука в творчестве И. С. Баха Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
375
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культура и текст
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь слова и звука в творчестве И. С. Баха»

ВЗАИМОСВЯЗЬ СЛОВА И ЗВУКА В ТВОРЧЕСТВЕ И.С. БАХА

С.М. Будкеев Барнаул

Иоган Себастьян Бах - композитор, в творчестве которого мотив, мелодия и поэтический текст составляют единое целое с почти зримой ясностью. Исследователи часто называют И.С.Баха "живописцем в музыке". Многие его произведения связаны с литературными источниками, поэтому целесообразно рассмотреть метод автора "Страстей по Матфею".

Разумеется, главным источником литературного текста для композиторов XVII - XVIII веков была Библия. Особенно это характерно для композиторов, писавших для органа. Многие оркестровые пьесы программного содержания также опирались на тексты Ветхого и Нового Завета. Часто за основу программы музыкального произведения брались легенды, мифы, известные притчи, исторические события. Большое влияние на композиторов оказывала живопись: нередко идею образа композиторы заимствовали у художников.

Тезис о том, что И.С.Бах - художник, рисующий звуками, находит свое подтверждение почти на каждой странице нотного текста. Баха можно также сравнить с поэтом и философом, выражающим свои мысли с помощью символов. В символике музыкального языка слова и числа занимают главное место и становятся часто ключом к пониманию смысла пьесы, ее конструкции, особенностей изложения.

В качестве примера соединения слова и музыки можно привести хоральные прелюдии И.С.Баха для органа. В творчестве этого композитора жанр хоральной прелюдии достиг наивысшей глубины и выразительности. Как известно, хоральная прелюдия исполнялась во время богослужения с несколькими целями: ввести прихожан в психологическое состояние, соответствующее определенной вероисповедальной песне, напомнить мелодию этой песни, показать возможности исполнителя во владении инструментом и использовании в данном случае технических средств (регистровка и др.) для создания цельного музыкального образа. И.С. Бах использовал целую систему музыкальных символов, соответствующих тексту вероисповедальной песни. Когда в тексте хорала упоминается движение (как в виде образа, так и в виде действия), Бах использует либо повторяющиеся мотивы, либо постепенное движение мелодии вверх или вниз. Особенно ярко это проявляется в хорале о грехопадении Адама. Бах использует "падающие" мотивы, состоящие из двух или более звуков. Соответственно в хорале, посвященном Воскресению, главный мотив -

поднимающиеся серии звуков. Движение ветра, облаков, небесных струй, о котором говорится в поэтическом тексте, Бах "изображает" в виде гаммообразных пассажей, непрерывно движущихся мелодий.

Для композитора является существенной не только передача действия, содержащаяся в литературном источнике, но и раскрытие музыкальными средствами смысла важнейших, ключевых слов, идеи, заложенной в тексте. Здесь Бах "пользуется мотивами-символами, составившими целую систему образов. В произведениях, посвященных незыблемым христианским истинам, композитор использует в качестве главного приема, выражающего главную идею, - непрерывное движение уверенных, как бы утверждающих смысл текста нот. Таковы мотивы шага в хоральных прелюдиях "Мы христиане", "Мы веруем в единого Бога" и т.д. В хоральной прелюдии "Господь Бог, разверзни небо" Бах использует два музыкальных символа. В тексте речь идет о человеке, закончившем свой земной путь и обращающемся к Богу с просьбой примять его на небеса. Бах использует в аккомпанирующем голосе уже упоминавшийся мотив движения. Это изображение небесных воздушных потоков в виде непрерывно льющихся витиеватых бесконечных звуков. Это также символизирует вечность и непрерывную изменчивость мира. В басовом голосе используется мотив шага - неровного движения усталых, уже плохо подчиняющихся ног старого человека. Мотивы скорби присутствуют в музыке Баха, когда речь идет о страданиях, горе, смерти. Композитор использует простой, но выразительный прием, заключающийся в нисходящих последовательностях нот либо в хроматическом движении вверх или вниз, создающем ощущение преодоления тяжелого психологического состояния. Мотивы радости передаются движением повторяющихся ритмических образований, возвещающих о ликовании, веселье, оживлении во всех оттенках. Часто такие мотивы появляются, когда речь идет о Рождестве, Воскресении, победе добра над злом. Интересны так называемые "говорящие" мотивы. Бах использует повторяющиеся мотивы там, где необходимо закрепить смысл и идею главных фраз и слов. Например, в хоральной прелюдии, посвященной десяти заповедям, Бах повторяет главную тему десять раз, как бы психологически воздействуя на слушателей, стремясь закрепить в их сознании идею хорала.

Мотивы-символы образуют обширную систему взаимосвязей слова звука в музыке композитора. Такова символика водной стихии (волны, океан, море, dsepo, река), воздуха (облака, ветер, туман), жизни и смерти (колокола, похоронный звон, праздничные колокольчики, бой часов, звуки битвы, сражения), человеческой речи (передача звуковысотных интонаций в речитативах), мотив испуга, тревоги,

скорби и т.д.

Таким образом, музыка И.С. Баха, написанная на поэтический текст, является не просто передачей значения слов музыкальными средствами. Творчество композитора возвышается до уровня

философского обобщения смысла литературного источника в целом. В этом одно из отличий музыки И.С. Баха от музыки других композиторов XVIII столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.