Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ СИЛЬНЫХ СТОРОН ЛИЧНОСТИ С УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ СИЛЬНЫХ СТОРОН ЛИЧНОСТИ С УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ЛИЧНОСТИ / ОПРОСНИК VIA / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Реан Артур Александрович, Кошелева Екатерина Сергеевна, Ставцев Алексей Андреевич

Описываются результаты исследования, посвященного изучению взаимосвязи сильных сторон личности педагогов с уровнем профессиональной подготовки учителя к педагогической деятельности. Для анализа используются данные анонимного онлайн-опроса педагогов из семи регионов Российской Федерации. Согласно полученным результатам, в зависимости от уровня профессиональной подготовки на первый план выходят те или иные сильные стороны личности педагога. Так, преподаватели, отличающиеся высоким уровнем профессионализма, на первое место ставят качества, специфические для своей профессиональной деятельности, такие как: любовь к учению и критическое мышление. Высоко профессиональные учителя являются активными и настойчивыми. С другой стороны, у таких педагогов, по сравнению с менее опытными, теряется эмоциональная включенность в профессию, снижается выраженность таких качеств личности как юмор, любопытство, любовь и оптимизм, что, свою очередь, может вести к профессиональному выгоранию и эмоциональному истощению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Реан Артур Александрович, Кошелева Екатерина Сергеевна, Ставцев Алексей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONNECTION OF TEACHERS' STRENGTHS OF THE PERSONALITY WITH THE LEVEL OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL SKILLS

The article is devoted to the study of the relationship between teachers' strengths of the personality and the level of professional pedagogical skills. Data from an anonymous online survey of teachers from seven regions of the Russian Federation are used for the analysis. According to the results the level of professional pedagogical skills relates to certain strengths of the teacher's personality. Thus, teachers with a high level of professionalism put qualities specific to their professional activities in the first place, such as: love of learning and critical thinking. Highly professional teachers are active and persistent. On the other hand, such teachers, in comparison with less experienced ones, lose emotional involvement in the profession, the expression of such personality qualities as humor, curiosity, love and optimism decreases. This tendency can lead to professional burnout and emotional exhaustion.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ СИЛЬНЫХ СТОРОН ЛИЧНОСТИ С УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Научная статья УДК 159.9+355

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-52-59 NIION: 2018-0077-2/23-315 MOSURED: 77/27-024-2023-02-514

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

Взаимосвязь сильных сторон личности с уровнем профессиональной подготовки учителя к педагогической деятельности

Артур Александрович Реан1, Екатерина Сергеевна Кошелева2, Алексей Андреевич Ставцев3

1 Центр социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ Москва, Россия; Московский

университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

2 3 Центр социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МШУ, Москва, Россия

2 eskosheleva@mail.ru

3 stavtsev.alex@yandex.ru

Аннотация. Описываются результаты исследования, посвященного изучению взаимосвязи сильных сторон личности педагогов с уровнем профессиональной подготовки учителя к педагогической деятельности. Для анализа используются данные анонимного онлайн-опроса педагогов из семи регионов Российской Федерации. Согласно полученным результатам, в зависимости от уровня профессиональной подготовки на первый план выходят те или иные сильные стороны личности педагога. Так, преподаватели, отличающиеся высоким уровнем профессионализма, на первое место ставят качества, специфические для своей профессиональной деятельности, такие как: любовь к учению и критическое мышление. Высоко профессиональные учителя являются активными и настойчивыми. С другой стороны, у таких педагогов, по сравнению с менее опытными, теряется эмоциональная включенность в профессию, снижается выраженность таких качеств личности как юмор, любопытство, любовь и оптимизм, что, свою очередь, может вести к профессиональному выгоранию и эмоциональному истощению.

Ключевые слова: позитивная психология, сильные стороны личности, опросник VIA, психологическое благополучие

Для цитирования: Реан А. А., Кошелева Е. С., Ставцев А. А. Взаимосвязь сильных сторон личности с уровнем профессиональной подготовки учителя к педагогической деятельности // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 2. С. 52-59. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-2-52-59.

Original article

The connection of teachers' strengths of the personality with the level of professional pedagogical skills

Artur A. Rean1, Ekaterina S. Kosheleva2, Alexey A. Stavtsev3

1 Center for Socialization, Family and Prevention of Antisocial Behavior, Moscow State University, Moscow, Russia;

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

2 3 Center for Socialization, Family and Prevention of Antisocial Behavior, Moscow State University, Moscow, Russia

2 eskosheleva@mail.ru

3 stavtsev.alex@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the study of the relationship between teachers' strengths of the personality and the level of professional pedagogical skills. Data from an anonymous online survey of teachers from seven regions of the Russian Federation are used for the analysis. According to the results the level of professional pedagogical skills relates to certain strengths of the teacher's personality. Thus, teachers with a high level of professionalism put qualities specific to their professional activities in the first place, such as: love of learning and critical thinking. Highly professional teachers are active and persistent. On the other hand, such teachers, in comparison with less experienced ones, lose emotional involvement in the profession, the expression of such personality qualities as humor, curiosity, love and optimism decreases. This tendency can lead to professional burnout and emotional exhaustion.

© Реан А. А., Кошелева Е. С., Ставцев А. А., 2023 52 PSYCHOLOGICAL SCIENCES

Keywords: positive psychology, personality strengths, VIA questionnaire, psychological well-being For citation: Rean A. A., Kosheleva E. S., Stavtsev A. A. The connection of teachers' strengths of the personality with the level of professional pedagogical skills // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(2):52-59. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-2-52-59.

Введение. Профессиональная подготовка учителя оказывает влияние на все стороны образовательного процесса. Так, исследования показывают, что уровень профессиональной компетентности и самоэффективность играют большую роль в выборе педагогом способов совладания с агрессивным поведением подростков (Yoon etc., 2016; Реан, Кошелева, 2021, № 3; Реан, Кошелева, 2022). Успешные учителя, как правило, имеют адекватно высокую самооценку, что в свою очередь повышает уверенность в своих силах и удовлетворенность собой, а также стимулирует к преодолению трудностей. Педагоги, имеющие высокий уровень педагогического мастерства, более толерантны и в меньшей степени подвержены стрессу, чем учителя с низким уровнем (Реан, Кошелева, 2021, № 3; Реан, Баранов, 1997). Интересно, что профессиональный опыт может как помогать, так и мешать работе. В одном из наших исследований было установлено, что педагоги с большим стажем работы реже замечают акты буллинга и других видов школьной агрессии среди учеников (URL://https://www.kommersant.ru/ doc/3923391).

Большую роль в организации педагогической деятельности играют установки и убеждения учителей. Так, например, педагоги, обладающие ассертивными убеждениями и воспринимающие, в частности, школьную травлю как возможность для подростка научиться уверенности и решительности, поддерживают умение детей защитить себя, дают советы и привлекают родителей. Учителя, относящиеся к буллингу как к норме, не оказывают поддержки жертвам травли и не привлекают родителей (Бочавер, 2014).

Использование современных технологий оказывает свое влияние на профессиональную деятельность учителя. В частности, исследователи, наблюдают расхождения в представлениях старшеклассников и педагогов о рискогенности активного пользования интернетом (В. И. Панов, Э. В. Патраков, 2020). Это может быть связано с тем, что подростки воспринимают интернет как необходимое условие повседневной жизни. А среди педагогов только каждый пятый считает, что обладает навыками, достаточными для использования интернет-технологий в профессиональной деятельности. Также отмечается низкая рискологическая компетентность (способность действовать наиболее адекватно в условиях максимальной неопределенности) родителей, педагогов и самих подростков в вопросе использования интернет-технологий (Патраков, 2020).

В связи с этим необходим дополнительный анализ эффективности работы учителей, с целью выявления протективных и провокативных факторов, связанных с опытом преподавательской деятельности.

Исследование взаимосвязи уровня профессиональной подготовки учителя с сильными сторонами лично-

сти открывает новые возможности для просветительской и профилактической работы с учителями.

К. Питерсоном и М. Селигманом разработана модель «24 сильных сторон личности» или Values In Action (VIA) (C. Peterson, M. Seligman, 2004; А. А. Реан, А. А. Ставцев, Р. Г. Кузьмин, 2022; А. А. Реан, А. А. Ставцев, Р. Г. Кузьмин, 2021; Berger, McGrath, 2019), применяющаяся в рамках позитивной психологии. В русле данного психологического направления осуществляется все большее количество современных исследований, как отечественных, так и зарубежных (С. А. Башкатов, 2020; Гордеева и др., 2021; Реан, Ставцев, 2020; Реан, Ставцев, Егорова, 2021; Francis, Vella-Brodrick, Chyuan-Chin, 2021; Dolev-Amit, Rubin, Zilcha-Mano, 2021; Gander, Wagner, Amann, Ruch, 2021; Lavy, 2020).

Так, например, исследователи активно изучают роль, так называемых, позитивных психологических интервенций (далее ППИ) в профилактике школьной агрессии и изучении школьного климата (Реан, Ставцев, 2020; Реан, Кошелева, 2021, № 3). Благодаря подобным интервенциям в работу могут быть включены не только агрессивные школьники, но и все участники образовательного процесса. Применение ППИ способствует снижению уровня агрессии и повышению уровня психологического благополучия. Большую роль играет готовность преподавателя к организации образовательного процесса подобным образом. В одном из австралийских исследований было выявлено, что занятия с преподавателем, который проводил коучинг-сессии по культивированию надежды на благополучие и реалистично-оптимистичного восприятия будущего, привели к повышению уровня надежды и когнитивной выносливости среди школьниц. Уровень тревожности оказался ниже, чем в контрольной группе, где эти занятия не проводились (Реан, Ставцев, 2020).

Метаанлиз результатов 17 исследований, проводившихся в разных странах, показал эффективность программы устойчивости Пенна, целью которой является стимулирование гибкости в восприятии внешней среды (Seligman, 2009). Подобные результаты подтверждаются и в более поздних исследованиях. Метаанализ 347 исследований, в которых в общей сложности приняли участие более 72000 детей и взрослых в 41 стране, показал, что в результате использования ППИ у респондентов улучшалось общее самочувствие, и снижался уровень депрессии, тревожности и стресса. Улучшение продолжалось на протяжении трех месяцев после завершения ППИ (Carr etc., 2020)

Однако важно отметить, что для эффективного применения ППИ в школьной среде, педагогам необходимо обладать соответствующим уровнем профессиональной и личностной готовности к осуществлению данного метода воздействия. Учитель, как значимый взрослый, играет большую роль в коррекции поведения

учеников (Реан, Кошелева, 2021, № 3; Реан, Кошелева, 2021, № 4).

В связи с этим научный интерес представляет применение модели «24 сильных сторон личности», которое направлено на решение задач по формированию позитивных качеств личности (Seligman, 2019). Модель «VIA» описывает положительные личностные качества, присущие каждому человеку. Данные качества были выделены в результате многочисленных исследований (C. Peterson, Seligman M., 2004; Реан, Ставцев, 2021; Wagner, Gander, Proyer, Ruch, 2020). Они выполняют медиативную функцию и снижают риски социальной дезадаптации (Реан, Ставцев, Р. Г. Кузьмин, 2022; Sirgy, M.J., 2021). Развитие данных качеств повышает уровень психологического благополучия личности и помогает легче переносить трудные жизненные ситуации. Исследование данных качеств личности непосредственно у педагогов помогло установить, что опора на них способствует профессиональной продуктивности преподавателей (Haslip, 2021).

В связи с этим в нашей работе ставится исследовательский вопрос о взаимосвязи между сильными сторонами личности учителей и уровнем профессиональной подготовки к педагогической деятельности.

Структура исследования. Исследование осуществлялось в виде анонимного онлайн-опроса через интернет. Выборку составили 7946 педагогов из семи регионов России: Москва, Тверская, Курская, Орловская, Смоленская, Мурманская, Волгоградская области и ЯНАО. Респондентам предлагалось заполнить анкету, которая включала в себя вопросы социально-демографического характера: регион проживания, тип населенного пункта, возраст, пол, наличие/отсутствие брака, наличие/отсутствие детей, уровень образования, материальная обеспеченность семьи, общий стаж, стаж на текущем месте работы, тип образовательного учреждения, квалификационная категория, наличие/отсутствие административной нагрузки, наличие/отсутствие классного руководства, и общая атмосфера в образовательном учреждении. Для анализа уровня профессиональной подготовки учителей нами были рассмотрены такие категории как: уровень образования, общий стаж, стаж на текущем месте, квалификационная категория. Категория «уровень образования» включает в себя следующие подуровни: 1) Неполное или полное среднее; 2) Среднее специальное, среднее техническое или начальное профессиональное; 3) (Неполное / незаконченное высшее образование (не меньше 3-х лет обучения в вузе); 4) Высшее, два и более высших; 5) Ученая степень.

Так же респонденты заполняли личностный «Опросник 24 сильных сторон личности», включавший в себя 120 утверждений. Более подробно процедура исследования представлена в наших предыдущих работах (А. А. Реан, А. А. Ставцев, 2021; А. А. Реан, А. А. Ставцев, Р. Г. Кузьмин, 2022; А. А. Реан, А. А. Ставцев, Р. Г. Кузьмин, 2021).

Гипотеза исследования. Существует взаимосвязь сильных сторон личности с уровнем профессиональ-

ной подготовки учителя к педагогической деятельности, включающим в себя такие категории как: уровень образования, стаж, квалификационная категория.

Анализ данных. Обработка данных осуществлялась в SPSS.

Результаты исследования и их интерпретация.

В результате анализа полученных данных удалось установить, что различные сильные стороны личности имеют различную корреляционную связь с уровнем профессиональной подготовки педагога, включающим в себя такие категории как: уровень образования, общий стаж, стаж на текущем месте, квалификационная категория.

Ниже представлена таблица (Табл. 1) отражающая характер данной взаимосвязи (знаком «*» и «**» отмечены значимые корреляции):

Таблица 1

Взаимосвязь сильных сторон личности с уровнем профессиональной подготовки учителя к педагогической деятельности

№ п/п 24 сильные стороны личности: Уровень образования Общий стаж Стаж на тек. месте Квалификация

1 Креативность ,017 -,017 -,040** ,066**

,124 ,122 ,000 ,000

7946 7946 7946 7946

2 Любовь к учению ,060** ,000 7946 ,061** ,000 7946 ,011 ,308 7946 ,047** ,000 7946

3 Любопытство -,014 ,207 7946 -,042** ,000 7946 -,049** ,000 7946 -,005 ,682 7946

4 Мудрость ,017 ,138 7946 -,015 ,179 7946 -,028* ,012 7946 ,032** ,005 7946

5 Критическое мышление ,032** ,005 7946 ,062** ,000 7946 ,024* ,036 7946 ,069** ,000 7946

6 Храбрость ,021 ,064 7946 -,004 ,706 7946 -,020 ,073 7946 ,027* ,014 7946

7 Настойчивость -,010 ,383 7946 ,073** ,000 7946 ,029** ,009 7946 ,078** ,000 7946

8 Целостность -,003 ,780 7946 ,054** ,000 7946 ,017 ,140 7946 ,056** ,000 7946

9 Энергичность -,006 ,615 7946 ,044** ,000 7946 ,005 ,660 7946 ,051** ,000 7946

10 Любовь -,012 ,303 7946 -,054** ,000 7946 -,037** ,001 7946 -,005 ,686 7946

11 Доброта -,025* ,025 7946 ,108** ,000 7946 ,044** ,000 7946 ,066** ,000 7946

12 Социальный ,010 ,012 -,020 ,028*

интеллект ,386 ,266 ,069 ,013

7946 7946 7946 7946

13 Просоциаль- -,046** ,091** ,050** ,068**

ная актив- ,000 ,000 ,000 ,000

ность 7946 7946 7946 7946

14 Беспри- -,026* ,070** ,019 ,040**

страстность ,018 ,000 ,099 ,000

7946 7946 7946 7946

15 Лидерство ,007 ,042** -,003 ,077**

,508 ,000 ,795 ,000

7946 7946 7946 7946

16 Прощение -,024* ,109** ,047** ,060**

,034 ,000 ,000 ,000

7946 7946 7946 7946

17 Смирение -,048** ,080** ,041** ,023*

,000 ,000 ,000 ,041

7946 7946 7946 7946

18 Благораз- -,031** -,014 -,003 ,000

умие ,005 ,198 ,810 ,998

7946 7946 7946 7946

19 Самокон- ,008 ,037** ,019 ,049**

троль ,463 ,001 ,086 ,000

7946 7946 7946 7946

20 Умение це- -,012 ,048** -,003 ,027*

нить красоту ,271 ,000 ,782 ,016

7946 7946 7946 7946

21 Благодар- -,006 ,075** ,027* ,050**

ность ,564 ,000 ,017 ,000

7946 7946 7946 7946

22 Оптимизм -,010 -,032** -,039** -,008

,389 ,005 ,001 ,485

7946 7946 7946 7946

23 Юмор -,026* -111** -,079** -,068**

,020 ,000 ,000 ,000

7946 7946 7946 7946

24 Духовность ,012 ,158** ,089** ,101**

,302 ,000 ,000 ,000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7946 7946 7946 7946

Уровень образования педагога положительно связан с такими качествами как: любовь к учению и критическое мышление. При этом он имеет отрицательную корреляционную связь со следующими категориями: доброта, просоциальная активность, беспристрастность, прощение, смирение, благоразумие. Интересно отметить, что чем более высокий уровень образования имеет педагог, тем с одной стороны, более явно выражены профессионально специфические качества, связанные с академическим аспектом обучения (любовь к учению и критическое мышление), в тоже время, с другой стороны, сильные стороны личности, связанные с моральной зрелостью и аспектом социальных взаимоотношений, становятся менее выраженными. Мы считаем, что данная диспропорция вызвана, в том числе, наличием феномена дидактической доминанты (Реан, Ставцев, Егорова, 2021), т. е. в целом общеобразовательная система РФ поощряет и стимулирует развитие педагога как транслятора академических знаний

умений и навыков, что безусловно отражается, в том числе, на системе подготовки молодых специалистов, в рамках которой большее внимание уделяется научению навыкам обучения, нежели навыкам воспитания будущих учеников. Таким образом, с увеличением уровня образования, в текущих реалиях, молодых специалистов косвенно стимулируют быть более развитыми в академическом аспекте образования, в ущерб развитию личностных качеств, связанных с воспитательным аспектом и трансляцией социальных знаний умений и навыков школьникам.

Общий стаж педагога положительно связан с такими качествами как: любовь к учению и критическое мышление, настойчивость, целостность, энергичность, доброта, просоциальная активность, беспристрастность, лидерство, прощение, смирение, самоконтроль, умение ценить красоту, благодарность, духовность. Стаж педагога отрицательно взаимосвязан с такими категориями как: любопытство, любовь, оптимизм, юмор. В случае с общим стажем выявляется тенденция развития сильных сторон личности, обладающих буфферным эффектом (Реан, Ставцев, Кузьмин, 2022), снижающим негативное влияние профессионального выгорания на личность педагога (критическое мышление, настойчивость, целостность, энергичность, доброта, просоциальная активность, беспристрастность и благодарность). На наш взгляд, это обусловлено логичной адаптацией личности педагога к стресс-факторам, связанным с профессиональной деятельностью. При этом негативная связь общего стажа с качествами любопытство, любовь, оптимизм и юмор может быть вызвана излишней иерархичностью и недостатком неформальных способов взаимодействия в рамках общего климата образовательной организации, т.к. в конечном счете педагог с увеличением общего стажа безусловно является отражением школьной социальной среды в которой превалируют формальные взаимоотношения учитель-ученик зачастую в субъектно-объектной форме, а также количественные методы оценки эффективности школьной деятельности, что безусловно не стимулирует развитие данных сильных сторон личности не у педагога, не у учеников. Кроме того, гипотетически можно предположить, что выявление отрицательной корреляции общего стажа с качествами любопытство и оптимизм может быть связано c накоплением профессиональной усталости, формированием ощущения рутинности и узнаваемости (повторяемости) основных ситуаций в профессиональном общении и деятельности.

Стаж на текущем месте работы положительно связан с такими категориями как критическое мышление, настойчивость, доброта, просоциальная активность, прощение, смирение, благодарность, духовность. Отрицательная корреляция в данном случае наблюдается с такими характеристиками, как: креативность, любопытство, мудрость, любовь, оптимизм, юмор. Взаимосвязи стажа на текущем месте и сильных сторон личности вторят трендам, выявленным между общим стажем и сильными сторонами

личности, при этом все положительные взаимосвязи менее сильные чем в случае с общим стажем, а все отрицательные взаимосвязи на том же уровне или более сильные. Таким образом безусловно с увеличением стажа как общего, так и на текущем месте, педагог автоматически развивает сильные стороны личности, защищающие его от профессионального выгорания. В тоже время логично предположить, что молодой педагог, имея не высокий общий стаж и постепенно увеличивая стаж на текущем месте, еще более, чем опытный педагог зависит от школьного климата, поскольку еще не сформировал профессионально-специфические защитные механизмы, в том числе в виде сильных сторон личности.

Квалификационная категория положительно взаимосвязана со следующими сильными сторонами личности: креативность, любовь к учению, мудрость, критическое мышление, храбрость, настойчивость, целостность, энергичность, доброта, просоциальная активность, беспристрастность, лидерство, прощение, смирение, самоконтроль, умение ценить красоту, благодарность, духовность. При этом данная характеристика имеет отрицательную корреляционную связь с таким качеством личности, как юмор. Квалификационная категория безусловно напрямую соотносится с общим стажем педагога, в том числе и в аспекте положительных взаимосвязей с сильными сторонами личности, при этом, являясь формальным отражением уровня профессионализма, практически не имеет значимых обратных корреляционных связей, за исключением юмора, что также может быть следствием предпочтения выстраивания более формальных, с точки зрения иерархии, отношений при увеличении стажа и статуса педагога, предполагающих сокращение юмора, как способа общения.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что с опытом, с одной стороны повышается уровень критического мышления и растет любовь к учению. Более опытные и профессионально подготовленные педагоги становятся настойчивыми, активными, беспристрастными и готовыми выполнять лидерские функции. С другой стороны, с опытом возрастает угроза профессиональной деформации в педагогической деятельности и возможно эмоционального истощения в связи с высоким уровнем стресса в процессе работы. Это связаны с тем, что с опытом снижается выраженность таких качеств личности как юмор, любопытство, любовь и оптимизм. Возможно, учитель начинает воспринимать свою деятельность как рутинную и монотонную. Пропадает интерес, присущий педагогам на этапе вхождения в профессию. При размышлении в данном ключе крайне интересен тот факт, что с опытом педагога положительно связано такое качество как любовь к учению, при этом отрицательно - любопытство. Действительно, любопытство - качество очень близкое по смыслу к любви к учению, однако если второе измеряется с точки зрения получения индивидом удовольствия от обучения новым знаниям, умениям и навыкам, то любопытство характеризуется

получением индивида удовольствия от приобретения нового опыта в общем, не только в рамках процесса обучения, а в том числе эмоционально окрашенного опыта, знаний. Таким образом, любовь к учению больше связана с личностным развитием педагога, готовностью к профессиональным вызовам и даже получению удовольствия в процессе их решения. При этом любопытство - это больше про готовность и получение удовольствия от неизвестного, толерантность к риску, выход из зоны профессионального комфорта. Поэтому отрицательная взаимосвязь опыта и стажа педагога с любопытством вызывает настороженность: с одной стороны в эпоху стремительных изменений образовательного процесса в информационном обществе, готовность и желание нового опыта является критически важной профессиональной чертой для педагога XXI века, с другой стороны любопытство является важнейшей частью «квартета психологической жизнестойкости» (Реан, Ставцев, Кузьмин, 2022) в целом, и развитие данной черты важно, как в профессиональном, так и в личном плане. Все это говорит о необходимости проведения мероприятий по повышению мотивации к профессиональной деятельности среди педагогов с большим профессиональным стажем и модернизации системы подготовки молодых педагогов с упором на развитие важных профессиональных и личностных качеств. При этом позитивно-психологическая модель 24 сильных сторон личности является эффективным теоретическим базисом имеющим также эффективные и апробированные практические методики реализации данных мероприятий.

Выводы. Педагогическая деятельность является интересной и трудной одновременно. От учителей требуется не только наличие знаний, но и высокий уровень мотивации для работы в данной профессии. Результаты показали, что с повышением уровня профессиональной подготовки, преподаватели с одной стороны приобретают больше знаний и умений, становятся более активными и настойчивыми. С другой стороны - теряется эмоциональная включенность в профессию. Что в свою очередь может привести к профессиональной деформации и эмоциональному истощению. Опытные учителя, вероятно, реже включаются в проблемы своих подопечных, а эмоциональная отстраненность, как правило, делает отношения с учениками более дистантными.

Библиографический список

1. Башкатов, С. А. Адаптация сокращенного варианта опросника К. Петерсона и М. Селигмана «Ценности в действии: инвентаризация достоинств» (Values in Action Inventory of Strengths, VIA-IS) на русско-язычной выборке / С. А. Башкатов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17. № 4. С. 738-754.

2. Бочавер, А. А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей / А. А. Бочавер // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6. №. 1. С. 47-55.

3. Гордеева, Т. О. Диагностика диспозиционного оптимизма, валидность и надежность опросника ТДО-П / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 1. С. 34-55.

4. Панов, В. И. Представления педагогов и подростков о рисках во взаимодействиях в интернет-среде /

B. И. Панов, Э. В. Патраков // Psychological Science & Education. 2020. Т. 25. № 3.

5. Патраков, Э. В. Представления педагогов, родителей и старших школьников о рисках Интернета для подростков / Э. В. Патраков // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020.

6. Реан, А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей / А. А. Реан, А. А. Баранов // Вопросы психологии. 1997. Т. 1. С. 45-54.

7. Реан, А. А. Роль копинг-стратегий и ППИ в процессе взаимодействия учителей с агрессивными подростками / А. А. Реан, Е. С. Кошелева // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 3. С. 78-86.

8. Реан, А. А. Агрессия и асоциальное поведение подростков в сознании педагогов / А. А. Реан, Е. С. Кошелева // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 4. С. 305-312.

9. Реан, А. А. Связь представлений педагогов о половых особенностях агрессии подростков со способами их реагирования на агрессивно-конфликтное поведение учащихся / А. А. Реан, Е. С. Кошелева // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5.

C. 366-376.

10. Реан, А. А. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга / А. А. Реан, А. А. Ставцев // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 37-59.

11. Реан, А. А. Сильные стороны личности в модели VIA как предиктор личностного благополучия педагога в профессиональной деятельности / А. А. Реан, А. А. Ставцев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11. № 4. С. 371-388.

12. Реан, А. А. Позитивная психология как инструмент модерации процесса социализации школьников / А. А. Реан, А. А. Ставцев, А. В. Егорова // Сибирский психологический журнал. 2021. № 82. С. 191-207.

13. Реан, А. А. Сильные стороны личности в модели VIA как медиатор психологического благополучия в профессиональной деятельности / А. А. Реан, А. А. Ставцев, Р. Г. Кузьмин // Национальный психологический журнал. 2022. № 2 (46). С. 25-34.

14. Ставцев, А. А. Сильные стороны личности российских педагогов в модели VIA: апробация русскоязычной версии опросника «24 сильные стороны личности» (VIA — IS120) / А. А. Ставцев, А. А. Реан, Р. Г. Кузьмин // Интеграция образования. 2021. Т. 25. № 4. С. 372-386.

15. Berger, D. M. Are there virtuous types? Finite mixture modeling of the VIA Inventory of Strengths /

D. M. Berger, R. E. McGrath // The Journal of Positive Psychology. 2019;14 (1):77-85.

16. Carr, A. Effectiveness of positive psychology interventions: a systematic review and meta -analysis / A. Carr [et al.] // The Journal of Positive Psychology. 2020. Pp. 1-21.

17. Dolev-Amit, T. Is awareness of strengths intervention sufficient to cultivate wellbeing and other positive outcomes? / T. Dolev-Amit, A. Rubin, S. Zilcha-Mano // Journal of Happiness Studies. 2021;22 (2):645-666.

18. Francis, J. Effectiveness of online, school-based Positive Psychology Interventions to improve mental health and wellbeing: A systematic review / J. Francis, T. Vella-Brodrick, T. Chyuan-Chin // International Journal of Well-being. 2021;11 (4):44-67.

19. Gander, F. What are character strengths good for? A daily diary study on character strengths enactment / F. Gander [et al.] // The Journal of Positive Psychology. 2021:1-11.

20. Haslip, M. J. What Character Strengths Do Early Childhood Educators Use to Address Workplace Challenges? Positive Psychology in Teacher Professional Development / M. J. Haslip, L. Donaldson // International Journal of Early Years Education. 2021. Vol. 29, issue 3. Pp. 250-267.

21. Lavy, S. A review of character strengths interventions in twenty-first-century schools: Their importance and how they can be fostered / S. Lavy // Applied Research in Quality of Life. 2020;15 (2):573-596.

22. Peterson, C., Seligman M. (2004) The VIA Classification of Strengths. Cincinnati: Values in Action Institute.

23. Seligman, M. E. Positive education: Positive psychology and classroom interventions / M. E. Seligman [et al.] // Oxford review of education. 2009. Vol. 35. No. 3. Pp. 293-311.

24. Seligman? M. E. Positive Psychology: A Personal History / M. E. Seligman // Annual Review of Clinical Psychology. 2019;15:1-23.

25. Sirgy, M. J. (2021). Effects of Personality on Well-being. In The Psychology of Quality of Life, (pp. 207-221). Springer, Cham.

26. Wagner, L. Character strengths and PERMA: Investigating the relationships of character strengths with a multidimensional framework of well-being / L. Wagner, F. Gander, R. T. Proyer, W. Ruch // Applied Research in Quality of Life. 2020;15 (2):307-328.

27. Yoon, J. Teachers' responses to bullying incidents: Effects of teacher characteristics and contexts / J. Yoon, M. L. Sulkowski, S. A. Bauman // Journal of school violence, 2016;15 (1):91-113.

28. URL://https://www.kommersant.ru/doc/3 923391.

Bibliographic list

1. Bashkatov, S. A. Adaptation of the abridged version of the questionnaire K. Peterson and M. Seligman «Values in Action: inventory of strengths» (Values in Action Inventory of Strengths, VIA-IS) on a Russian-language sample / S. A. Bashkatov // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy. 2020. Vol. 17. No.. 4. Pp. 738-754.

2. Bochaver, A. A. Bullying in a children's collective: attitudes and opportunities of teachers / A. A. Bochaver // Psychological science and education. 2014. Vol. 6. No.. 1. Pp. 47-55.

3. Gordeeva, T. O. Diagnostics of dispositional optimism, validity and reliability of the TDO-P questionnaire / T. O. Gordeeva, O. A. Sychev, E. N. Osin // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2021. Vol. 18. No.. 1. Pp. 34-55.

4. Panov, V I. Representations of teachers and adolescents about risks in interactions in the Internet environment / V. I. Panov, E. V. Patrakov // Psychological Science & Education. 2020. Vol. 25. No.. 3.

5. Patrakov, E. V. Representations of teachers, parents and senior schoolchildren about the risks of the Internet for teenagers / E. V. Patrakov // Ecopsychological research-6: ecology of childhood and psychology of sustainable development. 2020.

6. Rean, A. A. Factors of stress resistance of teachers / A. A. Rean, A. A. Baranov // Questions of psychology. 1997. Vol. 1. Pp. 45-54.

7. Rean, A. A. The role of coping strategies and PPI in the process of interaction of teachers with aggressive adolescents / A. A. Rean, E. S. Kosheleva // Psychology and pedagogy of official activity. 2021. No.. 3. Pp. 78-86.

8. Rean, A. A. Aggression and antisocial behavior of adolescents in the minds of teachers / A. A. Rean, E. S. Kosheleva // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No.. 4. Pp. 305-312.

9. Rean, A. A. The connection of teachers' ideas about the sexual characteristics of adolescent aggression with the ways of their response to aggressive and conflict behavior of students / A. A. Rean, E. S. Kosheleva // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No.. 5. Pp. 366-376.

10. Rean, A. A. Positive psychological interventions as prevention of school problems, aggression and bullying / A. A. Rean, A. A. Stavtsev // Questions of education. 2020. No.. 3. Pp. 37-59.

11. Rean, A. A. Strengths of personality in the VIA model as a predictor of personal well-being of a teacher in professional activity / A. A. Rean, A. A. Stavtsev // Bulletin of St. Petersburg University. Psychology. 2021. Vol. 11. No.. 4. Pp. 371-388.

12. Rean, A. A. Positive psychology as a tool for moderation of the process of socialization of schoolchildren / A. A. Rean, A. A. Stavtsev, A. V. Egorova // Siberian Psychological Journal. 2021. No.. 82. Pp. 191-207.

13. Rean, A. A. Strengths of personality in the VIA model as a mediator of psychological well-being in professional activity / A. A. Rean, A. A. Stavtsev, R. G. Kuzmin // National Psychological Journal. 2022. No.. 2 (46). Pp. 25-34.

14. Stavtsev, A. A. Strengths of the personality of Russian teachers in the VIA model: approbation of the Russian—language version of the questionnaire «24 strengths of personality» (VIA - IS120) / A. A. Stavtsev, A. A. Rean,

R. G. Kuzmin // Integration of education. 2021. Vol. 25. No.. 4. Pp. 372-386.

15. Berger, D. M. Are there virtuous types? Finite mixture modeling of the VIA Inventory of Strengths / D. M. Berger, R. E. McGrath // The Journal of Positive Psychology. 2019;14 (1):77-85.

16. Carr, A. Effectiveness of positive psychology interventions: a systematic review and meta-analysis / A. Carr [et al.] // The Journal of Positive Psychology. 2020. Pp. 1-21.

1 7. Dolev-Amit, T. Is awareness of strengths intervention sufficient to cultivate wellbeing and other positive outcomes? / T. Dolev-Amit, A. Rubin, S. Zilcha-Mano // Journal of Happiness Studies. 2021;22 (2):645-666.

1 8. Francis, J. Effectiveness of online, school-based Positive Psychology Interventions to improve mental health and wellbeing: A systematic review / J. Francis, T. Vella-Brodrick, T. Chyuan-Chin // International Journal of Well-being. 2021;11 (4):44-67.

1 9. Gander, F. What are character strengths good for? A daily diary study on character strengths enactment / F. Gander [et al.] // The Journal of Positive Psychology. 2021:1-11.

20. Haslip, M. J. What Character Strengths Do Early Childhood Educators Use to Address Workplace Challenges? Positive Psychology in Teacher Professional Development / M. J. Haslip, L. Donaldson // International Journal of Early Years Education. 2021. Vol. 29, issue 3. Pp. 250-267.

21. Lavy, S. A review of character strengths interventions in twenty-first-century schools: Their importance and how they can be fostered / S. Lavy // Applied Research in Quality of Life. 2020;15 (2):573-596.

22. Peterson, C., Seligman M. (2004) The VIA Classification of Strengths. Cincinnati: Values in Action Institute.

23. Seligman, M. E. Positive education: Positive psychology and classroom interventions / M. E. Seligman [et al.] // Oxford review of education. 2009. Vol. 35. No. 3. Pp. 293-311.

24. Seligman? M. E. Positive Psychology: A Personal History / M. E. Seligman // Annual Review of Clinical Psychology. 2019;15:1-23.

25. Sirgy, M. J. (2021). Effects of Personality on Well-being. In The Psychology of Quality of Life, (Pp. 207-221). Springer, Cham.

26. Wagner, L. Character strengths and PERMA: Investigating the relationships of character strengths with a multidimensional framework of well-being / L. Wagner, F. Gander, R. T. Proyer, W. Ruch // Applied Research in Quality of Life. 2020;15 (2):307-328.

27. Yoon, J. Teachers' responses to bullying incidents: Effects of teacher characteristics and contexts / J. Yoon, M. L. Sulkowski, S. A. Bauman // Journal of school violence, 2016;15 (1):91-113.

28. URL://https://www.kommersant.ru/doc/3923391.

Дополнительная информация об авторах А. А. Реан - директор Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МШ У. профессор кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. академик РАО, заслуженный деятель науки Российской Федерации. профессор;

Е. С. Кошелева - аналитик Центра социализации. семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ; А. А. Ставцев - аналитик Центра социализации. семьи и профилактики асоциального поведения МШУ.

Additional information about the authors

A. A. Rean - Director of the Center for Socialization, Family and Prevention of Antisocial Behavior of the Moscow State University, Professor of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Academician of the Russian Academy of Sciences, Honored Scientist of the Russian Federation, Professor;

E. S. Kosheleva - analyst of the Center for Socialization, Family and Prevention of Antisocial Behavior of MPSU;

A. A. Stavtsev - analyst of the Center for Socialization, Family and Prevention of Antisocial Behavior of MPSU.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.01.2023; одобрена после рецензирования 06.06.2023; принята к публикации 16.06.2023.

The article was submitted 22.01.2023; approved after reviewing 06.06.2023; accepted for publication 16.06.2023.

Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий / Эриашвили Н. Д. [и др.] ; под ред. Н. Д. Эриашвили, М. Е. Каменевой. 6-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 191 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».

ISBN: 978-5-238-03558-1

Рассмотрены нормативно-правовая база, теоретические основы и возможности практического применения технологий профайлинга в целях предотвращения террористических актов путем оперативного выявления их угрозы. Представлен общий методологический подход к разработке профай-линга для различных участков (этапов) проведения режимно-контрольных мероприятий. Показаны возможности использования направлений прикладной психологии для выявления лиц, имеющих противоправные намерения. Изложены базовые требования к подбору и обучению сотрудников, применяющих технологии профайлинга.

Для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность», «Социальная психология», работников правоохранительных органов, ведомственных служб безопасности и охраны, взаимодействующих предприятий и организаций.

Профайлинг

Технологии предотвращения противоправных действий

Пятое издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.