Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛ И ЗАВЕДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЭМПАТИИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛ И ЗАВЕДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЭМПАТИИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковые способности / познавательный интерес / самооценка / российские учи-теля / преподавание иностранного языка / английский язык / уровень образования / language skills / cognitive interest / self-esteem / Russian teachers / teaching a foreign language / English / the level of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чагина Алина Владимировна, Максименко Александр Александрович

Как показывает педагогическая практика, залогом успешной работы учителей иностранного языка является их эмоциональная вовлеченность в педагогический процесс и развитые навыки эмпа-тии в работе. Исследованию этой взаимосвязи посвящена настоящая статья. Цель исследования – изучение взаимосвязи между самооценкой языковых способностей учащихся российских школ и заве-дений среднего профессионального образования и оценкой эмпатии учителей иностранного языка. Методы исследования: авторский 15-пунктный «Опросник языковых способностей» и сокращенная 8-пунктная модифицированная методика, замеряющая уровень эмпатии, – опросник «Шкала эмпатии учителей» (Кс. Вонг) в адаптации А. В. Чагиной и Е. В. Забелиной. В онлайн-опросе приняли участие 246 человек, в основном учащиеся старших классов и студенты заведений среднего профессиональ-ного образования (от 14 до 18 лет), проживающие в Костроме (41,1 %) и иных регионах РФ (58,9 %). Результаты опроса показали, что чем выше оценка собственных способностей и интерес к английско-му языку, тем сильнее подросток чувствует учительскую эмпатию, острее воспринимает радость или грусть педагога, тоньше реагирует на его непосредственное отношение к аудитории в целом и к нему самому в отдельности. Эксплораторный факторный анализ показал разделение структуры на 3 факто-ра: «за пределами школьного учебника», «языковой азарт», «языковое чутье». Подтвержденная в результате настоящего исследования прямая значимая связь самооценки языковых способностей учеников старших классов и восприятие эмпатии педагогов убеждает в необходимости формирова-ния эмпатии как профессионально важного качества учителей иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чагина Алина Владимировна, Максименко Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN SELF-ASSESSMENT OF LANGUAGE ABILITIES STUDENTS OF RUSSIAN SCHOOLS AND INSTITUTIONS SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION AND ASSESSMENT OF EMPATHY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

As pedagogical practice shows, the key to the successful work of foreign language teachers is the emotional involvement of the teacher in the pedagogical process and the developed skills of empathy in their work. The present work is devoted to the study of this relationship observed in the pedagogical process. The purpose is to study the relationship between the self-assessment of the language abilities of students of Russian schools and institutions of secondary vocational education and the assessment of empathy of foreign language teachers. The study used: the author's 15-point “Questionnaire of language abilities”, an abbreviated 8-point modified method measuring the level of empathy – the questionnaire “Scale of empathy of teachers” (Ks. Wang) adapted by A. V. Chagina and E. V. Zabelina. 246 people took part in the online survey, mainly high school students and vocational education students (from 14 to 18 years old) living in Kostroma (41,1 %) and in other regions of the Russian Federation (58,9 %). The results of the survey showed that the higher one's own abilities and interest in the English language are assessed, the stronger a teenager feels teacher empathy, more acutely perceives the joy or sadness of a teacher, and reacts more subtly to his direct attitude to the audience as a whole and to himself individually. The extracorporeal factor analysis showed the division of the structure into 3 factors: “beyond the school textbook”, “linguistic excitement”, “linguistic flair”. The direct significant relationship between the self-assessment of language abilities of high school students and the perception of empathy of teachers, confirmed as a result of this study, convinces of the importance of developing empathy as a professional quality of foreign language teachers.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛ И ЗАВЕДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЭМПАТИИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 2. С. 55-64. УДК 378.147

DOI: 10.24147/2410-6364.2024.2.55-64

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛ И ЗАВЕДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЭМПАТИИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

А. В. Чагина1, А. А. Максименко2 s

1 Костромской государственный университет (Кострома, Россия)

2 Высшая школа экономики (Москва, Россия)

Как показывает педагогическая практика, залогом успешной работы учителей иностранного языка является их эмоциональная вовлеченность в педагогический процесс и развитые навыки эмпа-тии в работе. Исследованию этой взаимосвязи посвящена настоящая статья. Цель исследования -изучение взаимосвязи между самооценкой языковых способностей учащихся российских школ и заведений среднего профессионального образования и оценкой эмпатии учителей иностранного языка. Методы исследования: авторский 15-пунктный «Опросник языковых способностей» и сокращенная 8-пунктная модифицированная методика, замеряющая уровень эмпатии, - опросник «Шкала эмпатии учителей» (Кс. Вонг) в адаптации А. В. Чагиной и Е. В. Забелиной. В онлайн-опросе приняли участие 246 человек, в основном учащиеся старших классов и студенты заведений среднего профессионального образования (от 14 до 18 лет), проживающие в Костроме (41,1 %) и иных регионах РФ (58,9 %). Результаты опроса показали, что чем выше оценка собственных способностей и интерес к английскому языку, тем сильнее подросток чувствует учительскую эмпатию, острее воспринимает радость или грусть педагога, тоньше реагирует на его непосредственное отношение к аудитории в целом и к нему самому в отдельности. Эксплораторный факторный анализ показал разделение структуры на 3 фактора: «за пределами школьного учебника», «языковой азарт», «языковое чутье». Подтвержденная в результате настоящего исследования прямая значимая связь самооценки языковых способностей учеников старших классов и восприятие эмпатии педагогов убеждает в необходимости формирования эмпатии как профессионально важного качества учителей иностранного языка.

Ключевые слова: языковые способности; познавательный интерес; самооценка; российские учителя; преподавание иностранного языка; английский язык; уровень образования.

THE RELATIONSHIP BETWEEN SELF-ASSESSMENT OF LANGUAGE ABILITIES STUDENTS OF RUSSIAN SCHOOLS AND INSTITUTIONS SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION AND ASSESSMENT OF EMPATHY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

A. V. Chagina1, A. A. Maksimenko2s

1 Kostroma State University (Kostroma, Russia)

2 Higher School of Economics (Moscow, Russia)

As pedagogical practice shows, the key to the successful work of foreign language teachers is the emotional involvement of the teacher in the pedagogical process and the developed skills of empathy in their work. The present work is devoted to the study of this relationship observed in the pedagogical process. The purpose is to study the relationship between the self-assessment of the language abilities of students of Russian schools and institutions of secondary vocational education and the assessment of empathy of foreign language teachers. The study used: the author's 15-point "Questionnaire of language abilities", an abbreviated 8-point modified method measuring the level of empathy - the questionnaire "Scale of empathy of teachers" (Ks. Wang) adapted by A. V. Chagina and E. V. Zabelina. 246 people took part in the online survey, mainly high school students and vocational education students (from 14 to 18 years old) living in Kostroma (41,1 %) and in other regions of the Russian Federation (58,9 %). The results of the survey showed that the higher one's own abilities and interest in the English language are assessed, the stronger a teenager feels teacher empathy, more acutely perceives the joy or sadness of a teacher, and reacts more subtly to his direct attitude to the audience as a whole and to himself individually.

© Чагина А. В., Максименко А. А., 2024

The extracorporeal factor analysis showed the division of the structure into 3 factors: "beyond the school textbook", "linguistic excitement", "linguistic flair". The direct significant relationship between the self-assessment of language abilities of high school students and the perception of empathy of teachers, confirmed as a result of this study, convinces of the importance of developing empathy as a professional quality of foreign language teachers.

Keywords: language skills; cognitive interest; self-esteem; Russian teachers; teaching a foreign language; English; the level of education.

1. Введение и теоретический обзор

Текущая ситуация во внешней политике определяет поиск новой роли России на международной арене, что актуализирует целый комплекс вопросов, связанных со взаимодействием россиян как с целыми культурными системами, так и отдельными элементами культур других стран. Любой контакт с чужой культурой так или иначе связан и с присущим ей языком. Современные медиасфера, 1Т-сег-мент, музыкальная и киноиндустрия преимущественно сосредоточены вокруг англоязычного дискурса, и, несмотря на эскалацию политического, экономического и культурного конфликта между Россией и ведущими англоязычными странами, английский по-прежнему играет главенствующую роль среди прочих иностранных языков, а вопросы методики и качества его преподавания в школах, ссузах и вузах становятся лишь актуальнее.

Количество научно-исследовательских публикаций, подготовленных российскими учителями, методистами, педагогами высшей школы и молодыми исследователями по вопросам иностранного языка как учебного предмета современных школ, профессиональных и высших учебных заведений, неуклонно растет [1-6].

Отдельные работы посвящены анализу познавательных способностей и интереса детей и подростков к изучению иностранных языков. Исследователи подчеркивают важность совокупного развития коммуникативно-речевых (продуктивное владение языком -понимание, чтение, говорение, письмо) и когнитивно-лингвистических (усвоение языковой системы - грамматики, лексики, фонетики) способностей [7], однако любую работу по их усовершенствованию невозможно выстроить без заинтересованности в обучении со стороны самих обучающихся. Предлагаются различные методики усиления познавательного интереса учащихся, в частности, задействование межпредметных практик (например, получение негуманитарных, естественно-математических знаний средствами

иностранного языка) [8]; исследователи также говорят о важности использования обучающих творческих, игровых, мультимедийных технологий [9; 10], которые сделают процесс более увлекательным и менее формальным, что будет способствовать росту познавательного интереса учащихся от младших классов [11] до студентов [12].

Важная переменная процесса обучения иностранному языку - самооценка познавательных способностей и собственного интереса обучающимися, которая одновременно и является индикатором процесса обучения, и может быть мощной мотивирующей силой для овладения языком [13; 14].

Однако даже самый способный, заинтересованный и уверенный в своих способностях ученик или студент окажется демотиви-рован, если учитель будет относиться к нему отстраненно, скептически или даже безразлично, без эмпатии. О том, что эмпатия настолько же важна в работе учителя, как и общий педагогический профессионализм и глубина его предметных познаний, отечественные исследователи говорили уже неоднократно [15-17]. Особенно подчеркивается важность формирования эмпатии как профессионального качества будущих педагогов [18-22]. Вопросы изучения эмпатии в качестве профессионально важного качества личности учителя (в первую очередь с опорой на данные зарубежных исследований последних десятилетий) уже рассматривались нами ранее в статье, где анализировалась взаимосвязь эмпатии с профессиональными стилями в работе российских учителей, написанной на основе онлайн-опроса более чем 100 респондентов. Исследование показало, что, несмотря на умение учителей разделять счастливые и негативные состояния учеников и гордиться их успехами, уровень навыков педагогов по распознаванию эмоций у учеников не может быть признан высоким [23].

Опыт недавнего зарубежного исследования эмоционального состояния учителей, преподающих английский язык как ино-

странный в государственных средних школах Италии, показал, что учителя чаще всего подавляют или скрывают свои негативные эмоции под маской положительных чувств для того, чтобы на должном уровне выполнять профессиональные обязанности. Не последнюю роль здесь играет слабое социально-экономическое положение, малое общественное значение личных качеств и профессиональных заслуг учителей (схожим образом дело обстоит и в России); отдельные эмоциональные реакции педагогов зависят от их трудового опыта и возраста [24]. Исследование двух указанных параметров процесса обучения иностранному языку в российских учебных заведениях (самооценка языковых способностей и оценка учащимися эмпатии со стороны педагогов) позволит получить ценные сведения для совершенствования современных методик преподавания иностранного языка. В последние десятилетия доминирующим иностранным языком, изучаемым в российских школах и заведениях среднего профессионального образования (далее -СПО), является английский, именно поэтому авторский опросник, ставший основным для настоящего исследования, сфокусирован на английском языке.

2. Организация исследования

В период с 27 апреля по 25 мая 2023 года на базе сервиса «Анкетолог», а также при содействии учителей английского языка общеобразовательных школ г. Костромы был проведен опрос, в котором отвечающим предлагалось оценить собственные способности и интерес к изучению иностранных языков, мотивацию и тревожность в процессе обучения, а также профессиональные стили и эмпатию педагогов. Тестируемая гипотеза: существуют взаимосвязи между самооценкой языковых способностей ученика и его оценкой эм-патии учителя.

В исследовании были использованы: авторский «Опросник языковых способностей», содержащий 15 утверждений, с оценкой степени согласия по шкале Р. Лайкерта от 1 (полностью не согласен) до 5 (полностью согласен); сокращенная модифицированная методика, замеряющая уровень эмпатии, - опросник «Шкала эмпатии учителей» [25] в адаптации А. В. Чагиной и Е. В. Забелиной [26] с измененными вопросами для оценки

учениками эмпатических способностей учителей по шкале Р. Лайкерта, содержащая 8 утверждений (первоначально 19).

В исследовании приняли участие 246 человек: 57,7 % - девушки, 42,3 % - юноши. Средний возраст испытуемых составляет 16,37 года (стандартное отклонение (SD) = 2,22 года), в выборке доминируют учащиеся старших классов и студенты СПО (от 14 до 18 лет). Субъективный уровень дохода 64,4 % опрошенных обозначили как средний, 20,1 % - высокий, 5,4 % - низкий, 5 % - очень низкий и 5 % - очень высокий. 41,1 % респондентов проживали в г. Костроме, 58,9 % - в иных регионах РФ.

Полученные в ходе исследования данные обрабатывались при помощи программы SPSS 19.0 с использованием следующих методов: анализ средних значений, корреляционный анализ Спирмена, эксплораторный факторный анализ методом главных компонент с вращением Varmax.

3. Результаты исследования

Средние значения шкалы самоопределения уровня языковых способностей и познавательного интереса учащихся в отношении иностранного языка (табл. 1) показывают, что большинство респондентов оценивают собственные способности и интерес к изучению английского языка как посредственные, о чем говорит разброс средней оценки (М) по всем пунктам анкеты от минимального М = 2,63 («я читаю с большим интересом новости на английском языке») до максимального М = 3,71 балла («я стараюсь понимать носителей языка по общему смыслу фраз, а не дословному переводу»). Это подтверждается и средним значением оценки утверждения «мне легко дается изучение английского языка» (M = 3,2; SD = 1,32). Оценку выше трех баллов также получили утверждения: «я никогда не скучаю на уроках английского языка» (M = 3,27), «я понимаю логику построения фраз на английском языке» (M = 3,26), «я делаю всё меньше ошибок на английском языке» (M = 3,25), «я с легкостью запоминаю большое количество новых слов» (М = 3,24), «у меня есть интерес ко многим языкам» (M = 3,17), «я смело строю новые фразы на английском языке» (M = 3,08), «мне нравится смотреть фильмы на английском языке» (M = 3,04).

Таблица 1

Средние значения «Опросника языковых способностей»

Утверждение М Бй

1. Мне легко дается изучение английского языка 3,20 1,32

2. Мне нравится делать домашнее задание по английскому языку 2,92 1,37

3. Я с легкостью запоминаю большое количество новых слов 3,24 1,25

4. Я понимаю логику построения фраз на английском языке 3,26 1,32

5. Я стараюсь понимать носителей языка по общему смыслу фраз, а не дословному переводу 3,71 1,24

6. Я быстро усваиваю очередной объем домашнего задания и даже заглядываю с интересом в новый материал 2,95 1,26

7. Я никогда не скучаю на уроках английского языка 3,27 1,42

8. У меня есть интерес ко многим языкам 3,17 1,45

9. Мне изучение английского языка дается легче, чем многих других предметов 2,99 1,46

10. Я с большим интересом изучаю историю и культуру другой страны на английском языке 2,87 1,39

11. Я получаю много полезной информации, читая книги на английском языке 2,93 1,34

12. Мне нравится смотреть фильмы на английском языке 3,04 1,39

13. Я делаю всё меньше ошибок на английском языке 3,25 1,26

14. Я смело строю новые фразы на английском языке 3,08 1,32

15. Я читаю с большим интересом новости на английском языке 2,63 1,38

Из этого может следовать, что познавательный интерес и языковые способности учащихся российских школ и заведений СПО, судя по их самооценке, находятся на уровне чуть выше среднего, при этом более высокие оценки в основном получили утверждения, связанные с демонстрацией навыков иностранного языка на практике, в жизни (понимание логики и смелость в построении фраз, нивелирование ошибок, восприятие речи носителей, интерес к просмотру художественных фильмов на английском). Наименьшее среднее значение утверждения «я читаю с большим интересом новости на английском языке» может быть связано не столько с языковыми способностями, сколько с частичной индифферентностью современной молодежи к событиям, происходящим в мире (или даже избеганием их).

Коэффициент а Кронбаха = 0,930, что свидетельствует о высокой внутренней согласованности утверждений опросника как характеристик, описывающих феномен самооценки языковых способностей.

Множественные корреляционные связи между полом респондента и самооценкой по данному опроснику не выявлены, за исключением того, что девушки показали чуть более высокий интерес к изучению многих языков (г = 0,13; p < 0,05) и просмотру фильмов на английском языке (г = 0,15; p < 0,05). Показатель возраста выявил следующие закономерности: чем младше респондент, тем он меньше скучает на уроках английского (г = -0,21; p < 0,001) и легче усваивает материал иностранного языка, нежели иных предметов (г = -0,21; p < 0,001). Это может объясняться тем, что детям иностранный язык кажется чем-то экзотичным, веселым, игровым. 58

Параметр субъективного уровня дохода респондента также показал ряд связей: чем выше доход семьи, тем увереннее учащийся строит новые фразы на английском языке (г = 0,24; p < 0,001) и допускает меньше ошибок при использовании языка (г = 0,23; p < 0,001).

Факторный анализ «Опросника языковых способностей» (табл. 2) позволил выделить 3 основных фактора (описывают 64,65 % дисперсии). Мера выборочной адекватности Кайзера - Мейера - Олкина (КМО), характеризующая степень применимости факторного анализа, равна 0,925, что свидетельствует о пригодности факторного анализа. Обнаруженный критерий сферичности Бартлетта (приблизительное значение хи-квадрата = 1992,948 при p < 0,001) также указывает на то, что проведение факторного анализа приемлемо.

Максимальный вес (7,62) выявлен у фактора «За пределами школьного учебника», в данный фактор вошли утверждения «я с большим интересом изучаю историю и культуру другой страны на английском языке» (0,801), «я читаю с большим интересом новости на английском языке» (0,752), «мне нравится смотреть фильмы на английском языке» (0,739), «я получаю много полезной информации, читая книги на английском языке» (0,700), «у меня есть интерес ко многим языкам» (0,529), «я смело строю новые фразы на английском языке» (0,526). Данный фактор консолидировал самооценочные утверждения, связанные с проявлением интереса к иностранным языкам и культуре их носителей, выходящего за рамки школьной программы, а также стремление респондентов к применению знания иностранных языков в повседневной жизни.

Таблица 2

Результаты факторного анализа «Опросника языковых способностей»

Утверждение Фактор

«За пределами школьного учебника» «Языковой азарт» «Языковое чутье»

1. Мне легко дается изучение английского языка - - 0,739

2. Мне нравится делать домашнее задание по английскому языку - 0,744 -

3. Я с легкостью запоминаю большое количество новых слов - - 0,564

4. Я понимаю логику построения фраз на английском языке - - 0,677

5. Я стараюсь понимать носителей языка по общему смыслу фраз, а не дословному переводу - - 0,767

6. Я быстро усваиваю очередной объем домашнего задания и даже заглядываю с интересом в новый материал - 0,715 -

7. Я никогда не скучаю на уроках английского языка - 0,798 -

8. У меня есть интерес ко многим языкам 0,529 - -

9. Мне изучение английского языка дается легче, чем многих других предметов - - 0,525

10. Я с большим интересом изучаю историю и культуру другой страны на английском языке 0,801 - -

11. Я получаю много полезной информации, читая книги на английском языке 0,700 - -

12. Мне нравится смотреть фильмы на английском языке 0,739 - -

13. Я делаю всё меньше ошибок на английском языке - 0,553 -

14. Я смело строю новые фразы на английском языке 0,526 - -

15. Я читаю с большим интересом новости на английском языке 0,752 - -

Вес фактора 7,62 1,08 1,00

Второй фактор «Языковой азарт» (1,08) включил в себя утверждения, характеризующие положительное отношение к образовательному процессу на уроках и при выполнении домашнего задания: «я никогда не скучаю на уроках английского языка» (0,798), «мне нравится делать домашнее задание по английскому языку» (0,744), «я быстро усваиваю очередной объем домашнего задания и даже заглядываю с интересом в новый материал» (0,715), «я делаю всё меньше ошибок на английском языке» (0,553).

В третий фактор (1,00) «Языковое чутье» вошли следующие утверждения: «я стараюсь понимать носителей языка по общему смыслу фраз, а не дословному переводу» (0,767), «мне легко дается изучение английского языка» (0,739), «я понимаю логику построения фраз на английском языке» (0,677), «я с легкостью запоминаю большое количество новых слов» (0,564), «мне изучение английского языка дается легче, чем многих других предметов» (0,525). Данный фактор объединяет

утверждения, касающиеся непосредственно способностей к изучению иностранных языков (английского).

Все средние оценки проявлений эмпатии учителями английского языка, сделанные старшеклассниками, оказались выше 3 (по 5-балльной шкале), что позволяет предположить существование зависимости степени интереса учеников к предмету от поведения и настроения педагога. Больше всего опрошенные были согласны с утверждениями (табл. 3), согласно которым учителя английского языка счастливы, видя, что их подопечные улыбаются или радуются похвале (М = 3,68), получают хорошие оценки (М = 3,57). При этом педагоги грустят, если с учеником случается что-либо негативное (М = 3,48) или он не сдает экзамен (М = 3,43). Респонденты в целом сходятся во мнении, что учитель легко улавливает настроение учеников (М = 3,34) и, если это настроение является плохим, оно будет влиять и на самого учителя (М = 3,25); беспокойство учеников также может передаваться и учителю (М = 3,39).

Таблица 3

Средние значения опросника «Шкала эмпатии учителей английского языка»

Утверждение М SD

1. Учитель легко определяет, счастливы его ученики или нет 3,34 1,33

2. Плохое настроение учеников очень сильно влияет на учителя 3,25 1,21

3. Учителю тоже грустно, когда с его учениками случается что-то плохое 3,48 1,20

4. Когда ученики грустят из-за провала экзамена, учитель тоже очень подавлен 3,43 1,17

5. Учитель склонен испытывать беспокойство, когда его ученики испытывают беспокойство 3,39 1,21

6. Когда ученик радуется похвале, учитель тоже испытывает радость 3,68 1,11

7. Когда ученики улыбаются, учитель тоже счастлив 3,68 1,16

8. Учитель испытывает волнение и гордость за учеников, когда они получают хорошие оценки 3,57 1,28

Анализ корреляционных взаимосвязей самооценки языковых способностей учащихся российских школ и заведений СПО и оценки ими эмпатии учителей иностранного языка позволяет предположить, что чем выше способности и познавательный интерес ученика, тем положительнее он оценивает эмпатию со стороны педагога. Так, ученики, которым изучение английского языка дается легче, более тонко улавливают умение учителя определить степень счастья своих подопечных (г = 0,23; p < 0,001), волнение и гордость педагога за хорошие оценки учеников (г = 0,26; p < 0,001). Юноши и девушки, которым нравятся домашние задания по иностранному языку (следовательно, испытывающие более глубокий интерес к предмету), острее реагируют на волнение педагога по поводу хороших оценок (г = 0,40; p < 0,001) и чувствуют грусть учителя, если ученик попал в сложную ситуацию (г = 0,37; p < 0,001) или не сдал экзамен (г = 0,37; p < 0,001). Значимая взаимосвязь обнаруживается между более высокой самооценкой учеников в отношении скорости усвоения объемов домашнего задания, опережающим интересом к новому материалу и восприятием волнения педагога за хорошие оценки (г = 0,31; p < 0,001) и счастья учителя за улыбки, т. е. хороший настрой и положительный отклик учеников (г = 0,27; p < 0,001). Также сильнее воспринимают учительскую эмпатию во всех ее проявлениях респонденты, которым не бывает скучно на уроках английского, и респонденты, проявляющие интерес к истории и культуре других стран, читающие книги и смотрящие фильмы на английском языке.

4. Обсуждение полученных результатов

Как показывают исследования разных лет [27-29], эмпатия учителей имеет огромное значение для взаимоотношений с учениками. Учитель, проявляющий эмпатию к учащимся, способствует созданию доверительной обстановки, улучшению понимания потребностей каждого ученика и развитию их внутренней мотивации к освоению иностранного языка. Эмпатия также помогает учителю лучше поддерживать учащихся в стрессовых ситуациях и справляться с трудностями. Встречные эм-патические процессы учащихся также оказывают существенное влияние на процесс обучения [30-33].

В нашем исследовании осуществлена попытка оценки эмпатии учителя со стороны

учащихся. Подобная рефлексия может выступать полезным инструментом улучшения взаимодействия в учебном процессе и в итоге повышения качества образования.

Обнаруженная ожидаемая значимая связь самооценки языковых способностей учащихся российских школ и заведений среднего профессионального образования, а также оценки эмпатии учителей иностранного языка позволяет сторонам создавать поддерживающую обучающую среду и способствовать успешности обучения.

Важно отметить, что эмпатия учителя глазами учащегося позволяет оценить другого человека и адаптировать свои действия и реакции в соответствии с этим пониманием. Учитель, проявляющий высокий уровень эм-патии, способен создать теплую и поддерживающую обстановку в классе, где учащиеся чувствуют себя комфортно и уверенно. Это, в свою очередь, способствует более эффективному усвоению знаний и развитию у учеников навыков языковых способностей и социального взаимодействия.

5. Выводы и заключение

Опрос показал, что ученики российских школ и заведений СПО в среднем оценивают свои познавательные способности и интерес к изучению английского языка как посредственные, но при этом, скорее, всё же важна эмпатия со стороны учителей, ценится реакция педагогов на успехи и неудачи, трудности и восторги, связанные с овладением учениками иностранным языком. Самооценка языковых способностей и восприятие эмпатии педагогов связаны напрямую - чем выше ученики оценивают свой интерес и способности к иностранному языку, тем тоньше они улавливают настроение педагога, острее воспринимают его радость и грусть в различных ситуациях взаимодействия. Данная связь видится вполне логичной и ожидаемой [34]: для способного ребенка или подростка, заинтересованного в обучении, любая реакция учителя является своеобразным индикатором успеха или же, напротив, провала. Забота и внимание со стороны учителя, своевременный отклик на проблемы учеников, помощь в преодолении неуверенности и тревоги будут положительно влиять на мотивацию к изучению языка и сделают образовательный процесс более качественным и эффективным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ограничения настоящего исследования связаны с небольшой выборкой и привлече-

нием к участию в онлайн-опросе преимущественно учителей профильного предмета (английского языка). Это могло сказаться на ответах респондентов за счет эффекта социальной желательности, несмотря на то, что опрос проводился при условии анонимности. Кроме того, выборка была собрана преимущественно из провинциальной учащейся молодежи, поэтому результаты стоит с определенной осторожностью экстраполировать на учащихся из мегаполисов России. Наконец, нами была использована сокращенная модифицированная методика, замеряющая уровень эмпатии, - опросник «Шкала эмпатии учителей» с измененными вопросами, касающимися оценок учениками эмпатических способностей учителей, содержащая 8 утверждений из первоначального списка в 19 утверждений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жура Е. М. Особенности изучения иностранных языков в современной России на основе сопоставления с другими регионами мира // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. - № 4. - С. 139146.

2. Кузьмина А. В. Мотивация к изучению иностранных языков в современной России на основе сопоставления с другими странами // Вопросы методики преподавания в вузе.

- 2015. - № 4 (18). - С. 131-138.

3. Архипова М. В. Особенности иностранного языка как учебного предмета на современном этапе образования // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 4-1. -С. 142-145.

4. Бикаева И. Р., Антонова Н. А. Некоторые особенности изучения английского языка в высшем учебном заведении // E-Scio. -2023. - № 3 (78). - С. 436-441.

5. Лысова К. А., Идрисова Д. М. Перспектива изучения английского языка в технических вузах // Science Time. - 2023. - № 5 (112).

- С. 26-29.

6. Сайгушев Н. Я., Веденеева О. А., Кондра-шова Е. Н. Формирование у обучающихся основной школы готовности к иноязычной коммуникации // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. -№ 78 (2). - С. 220-223.

7. Барынкина И. В. Особенности способностей к изучению иностранных языков // Вестник Брянского государственного университета.

- 2012. - № 1 (1). - С. 263-265.

8. Протасова Н. В. Развитие познавательного интереса у обучающихся профильных негуманитарных классов в овладении англий-

ским языком // Вестник Томского государственного педагогического университета. -

2018. - № 6 (195). - С. 165-170.

9. Лобузова Е. А., Афанасьева О. В. Игра как способ обучения иностранному языку // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. - 2020.- № 4. - С. 64-70.

10. Савкин А. Е., Архипова М. В. Применение компьютерных игр в обучении английскому языку // Мир науки. Педагогика и психология.

- 2020. - Т. 8, № 6. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/54PDMN620.pdf?ysclid=lw7d95l p1u763720234 (дата обращения: 15.02.2004).

11. Иманалиева Г. А. Развитие познавательного интереса на уроках английского языка в начальных классах // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2018. - Т. 12, № 1. - С. 63-68.

12. Тамбиева Л. А. Особенности развития познавательного интереса студентов в процессе обучения иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 79 (1). - С. 312-314.

13. Брич О. В. Рефлексивная самооценка как компонент учебно-познавательной компетенции учащихся // Вестник науки. - 2020.

- № 11 (32). - С. 28-32.

14. Еникеева А. М. Самооценка как один из ключевых компонентов развития лингвистических способностей в подростковом возрасте // Ceteris Paribus. - 2022. - № 1. -С. 86-88.

15. Яковлева Е. В. Эмпатия как профессионально значимое качество личности учителя начальных классов // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2008. -№ 1. - С. 57-62.

16. Саламатина Ю. В. Основные качества эмпа-тийной культуры учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2017. - № 2 (31). - С. 107-112.

17. Саламатина Ю. В. Виды эмпатии в преподавательской деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -

2019. - № 4 (29). - С. 193-196.

18. Белых Д. В. Формирование эмпатии у будущего учителя // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. - 2001. - № 3. - С. 41-42.

19. Мошинская Р. В. Развитие эмпатии как условие подготовки будущего педагога профессионального обучения // Вестник Череповецкого государственного университета.

- 2014. - № 2 (55). - С. 100-105.

20. Ваганова О. И., Быстрова Н. В. Формирование педагогической эмпатии у бакалавров профессионального обучения // Концепт. -2015. - № 6. - С. 33-38.

21. Вовк Е. В. Теоретические аспекты формирования педагогической эмпатии // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-1. - С. 82-85.

22. Карпова Е. В., Коптева С. И. Формирование у будущих педагогов эмпатии как профессионального качества // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 2. -С. 114-121.

23. Чагина А. В., Максименко А. А. Взаимосвязь эмпатии с профессиональными стилями в работе российских учителей // Перспективы науки и образования. - 2022. - № 6 (60). -С. 419-432.

24. Abdul-Messie L. "Trying to feel the right feeling for the job": The emotional labour of English language teachers in state secondary schools in Italy // Social Sciences & Humanities Open. - 2023. - № 8. -P. 100582.

25. Wang X., Zhang L., Peng Y., Lu J., Huang Y., Chen W. Development and validation of the empathy scale for teachers (EST) // Studies in Educational Evaluation. - 2022. - Vol. 72. -P. 101112. - DOI: 10.1016/j.stueduc.2021. 101112.

26. Чагина А. В., Забелина Е. В. Психометрическая проверка валидности опросника «Шкала эмпатии для учителей» (Empathy scale for teachers) // Педагогический журнал. -2022. - № 6. - С. 999-1006.

27. Цветкова О. И. Эмпатия как профессиональная характеристика в деятельности психолога дошкольного учреждения : дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 1997. -208 с.

28. Юсупов И. М. Психология эмпатии : дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1995. - 252 с.

29. Салыкова С. В. Педагогические условия развития эмпатии как профессионально значимого качества педагогов дошкольно-образовательных учреждений в процессе повышения квалификации : дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 166 с.

30. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей // Вопросы психологии. - 1974.- № 5. - С. 107-114.

31. Михальченко Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию : дис. ... канд. психол. наук. - Гродно, 1989. - 182 с.

32. Романова Т. В. Педагогические условия формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза : дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 1999. - 159 с.

33. Тютяева О. В. Психологические особенности эмпатии у детей среднего и старшего школьного возраста. - Ярославль : Печать, 2012. - 70 с.

34. Игна О. Н. «Слагаемые» лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 10 (125). - С. 109-113.

REFERENCES

1. Zhura E.M. Features of learning foreign languages in modern Russia on the basis of comparison with other regions of the world. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19. Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya = Bulletin of the Moscow University. Series 19. Linguistics and intercultural communication, 2013, no. 4, pp. 139-146. (In Russian).

2. Kuzmina A.V. Motivation to study foreign languages in modern Russia on the basis of comparison with other countries. Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze = Teaching Methodology in Higher Education, 2015, no. 4 (18), pp. 131-138. (In Russian).

3. Arkhipova M.V. Features of a foreign language as an educational subject at the present stage of education. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal = Kazan Pedagogical Journal, 2015, no. 4-1, pp. 142-145. (In Russian).

4. Bikaeva I.R., Antonova N.A. Some features of learning English in a higher educational institution. E-Scio, 2023, no. 3 (78), pp. 435-330. (In Russian).

5. Lysova K.A., Idrisova D.M. The prospect of learning English in technical universities. Science Time, 2023, no. 5 (112), pp. 26-29. (In Russian).

6. Saygushev N.Ya., Vedeneeva O.A., Kondrashova E.N. Formation of readiness for foreign language communication among students of the basic school. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern pedagogical education, 2023, no. 78 (2), pp. 220-223. (In Russian).

7. Barynkina I.V. Features of abilities to study foreign languages. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Bryansk State University, 2012, no. 1 (1), pp. 263-265. (In Russian).

8. Protasova N.V. Development of cognitive interest among students of specialized non-humanitarian classes in mastering the English language. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2018, no. 6 (195), pp. 165-170. (In Russian).

9. Lobuzova E.A., Afanasyeva O.V. Game as a way of teaching a foreign language. Vestnik Moskovskogo informacionno-tekhnologicheskogo universiteta - Moskovskogo arhitekturno-stroitel'nogo instituta = Bulletin of the Moscow Information Technology University - Moscow

Institute of Architecture and Construction, 2020, no. 4, pp. 64-70. (In Russian).

10. Savkin A.E., Arkhipova M.V. Application of computer games in English language teaching. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya = The world of science. Pedagogy and Psychology, 2020, Vol. 8, no. 6, available at: https://mir-nauki.com/PDF/54PDMN620.pdf?ysclid=lw7d95l p1u763720234 (date of accesse: February 15, 2004) (In Russian).

11. Imanalieva G.A. Development of cognitive interest in English lessons in primary classes. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki = Bulletin of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences, 2018, Vol. 12, no. 1, pp. 63-68. (In Russian).

12. Tambieva L.A. Features of the development of cognitive interest of students in the process of learning a foreign language. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern pedagogical education, 2023, no. 79 (1), pp. 312-314. (In Russian).

13. Brich O.V. Reflexive self-assessment as a component of educational and cognitive competence of students. Vestnik nauki = Bulletin of Science, 2020, no. 11 (32), pp. 2832. (In Russian).

14. Enikeeva A.M. Self-assessment as one of the key components of the development of linguistic abilities in adolescence. Ceteris Paribus, 2022, no. 1, pp. 86-88. (In Russian).

15. Yakovleva E.V. Empathy as a professionally significant quality of a primary school teacher's personality. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta = Cherepovets State University Bulletin, 2008, no. 1, pp. 57-62. (In Russian).

16. Salamatina Yu.V. The main qualities of the empathic culture of the teacher. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov = Scientific support of the system of advanced training of personnel, 2017, no. 2 (31), pp. 107-112. (In Russian).

17. Salamatina Yu.V. Types of empathy in teaching. Azimut nauchnyh issledovanii: pedagogika i psihologiya = Azimut of scientific research: pedagogy and psychology, 2019, no. 4 (29), pp. 193-196. (In Russian).

18. Belykh D.V. Formation of empathy in a future teacher. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: gumanitarnye nauki = Bulletin of Tambov State University. Series: Humanities, 2001, no. 3, pp. 41-42. (In Russian).

19. Moshinskaya R.V. The development of empathy as a condition for the preparation of a future teacher of vocational training. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta

= Cherepovets State University Bulletin, 2014, no. 2 (55), pp. 100-105. (In Russian).

20. Vaganova O.I., Bystrova N.V. Formation of pedagogical empathy among bachelors of vocational training. Kontsept = Concept, 2015, no. 6, pp. 33-38. (In Russian).

21. Vovk E.V. Theoretical aspects of the formation of pedagogical empathy. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern pedagogical education, 2019, no. 62 (1), pp. 82-85. (In Russian).

22. Karpova E.V., Kopteva S.I. Formation of empathy among future teachers as a professional quality. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2019, no. 2, pp. 114-121. (In Russian).

23. Chagina A.V., Maksimenko A.A. The relationship of empathy with professional styles in the work of Russian teachers. Perspektivy nauki i obrazovaniya = Prospects of science and education, 2022, no. 6 (60), pp. 419-432. (In Russian).

24. Abdul-Messie L. "Trying to feel the right feeling for the job": The emotional labour of English language teachers in state secondary schools in Italy. Social Sciences & Humanities Open, 2023, no. 8, p. 100582.

25. Wang X., Zhang L., Peng Y., Lu J., Huang Y., Chen W. Development and validation of the empathy scale for teachers (EST). Studies in Educational Evaluation, 2022, Vol. 72, p. 101112. DOI: 10.1016/j.stueduc.2021.10 1112.

26. Chagina A.V., Zabelina E.V. Psychometric validation of the questionnaire "Empathy scale for teachers". Pedagogicheskii zhurnal = Pedagogical Journal, 2022, no. 6, pp. 9991006. (In Russian).

27. Tsvetkova O.I. Empathy as a professional characteristic in the activity of a preschool psychologist, PhD thesis. Tver, 1997. 208 p. (In Russian).

28. Yusupov I.M. Psychology of empathy, doctoral thesis. St. Petersburg, 1995. 252 p. (In Russian).

29. Salykova S.V. Pedagogical conditions for the development of empathy as a professionally significant quality of teachers of preschool educational institutions in the process of professional development, PhD thesis. Moscow, 1999. 116 p. (In Russian).

30. Gavrilova T.P. Experimental study of empathy in children. Voprosy psihologii, 1974, no. 5, pp. 107-114. (In Russian).

31. Mikhalchenko G.F. The formation of empathy among high school students who focus on the teaching profession, PhD thesis. Grodno, 1989. 182 p. (In Russian).

32. Romanova T.V. Pedagogical conditions for the formation of an empathic culture of students

of a pedagogical university, PhD thesis. Magnitogorsk, 1999. 159 p. (In Russian).

33. Tyutyaeva O.V. Psychological features of empathy in children of middle and high school age. Yaroslavl', Print publ., 2012. 70 p. (In Russian).

Информация о статье Дата поступления

9 марта 2024

Дата принятия в печать

10 апреля 2024

Сведения об авторах

Чагина Алина Владимировна - соискатель Костромского государственного университета (Кострома, Россия). Адрес для корреспонденции: 156000, Россия, Кострома, ул. Дзержинского, 17. E-mail: alinachagina90@gmail.com. ORCID: 0000-0001-6883-0172. SPIN-код: 6569-3882.

Максименко Александр Александрович -

доктор социологических наук, кандидат психологических наук, доцент, профессор факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва, Россия). Адрес для корреспонденции: 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: Maximenko.Al@gmail.com. ORCID: 0000-0003-0891-4950. SPIN-код: 74493003.

Для цитирования

Чагина А. В., Максименко А. А. Взаимосвязь самооценки языковых способностей учащихся российских школ и заведений среднего профессионального образования и оценки эмпатии учителей иностранного языка // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2024. - № 2. - С. 55-64. - DOI: 10.24147/2410-6364.2024.2.55-64.

34. Igna O.N. "Components" of linguistic giftedness and abilities for foreign languages. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 10 (125), pp. 109-113. (In Russian).

Article info

Received March 9, 2024 Accepted April 10, 2024

About the authors

Alina Vladimirovna Chagina - PhD

applicant, Kostroma State University (Kostroma, Russia). Postal address: 17, Dzerzhinsky ul., Kostroma, 156000, Russia. E-mail: alinachagina90@gmail.com. ORCID: 0000-0001-6883-0172. RSCI SPIN-code: 6569-3882.

Maksimenko Aleksander Aleksandrovich -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Doctor of Sociological Sciences, PhD in Psychological Sciences, Associate Professor, Professor at the Faculty of Social Sciences, National Research University Higher School of Economics (Moscow, Russia). Postal address: 20, Myasnitskaya ul., Moscow, 101000, Russia. E-mail: Maximenko.Al@gmail.com. ORCID: 0000-0003-0891-4950. RSCI SPIN-code: 74493003.

For citation

Chagina A.V., Maksimenko A.A. The Relationship between Self-Assessment of Language Abilities Students of Russian Schools and Institutions Secondary Vocational Education and Assessment of Empathy of Foreign Language Teachers. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2024, no. 2, pp. 55-64. DOI: 10.24147/24106364.2024.2.55-64. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.