Научная статья на тему 'Взаимосвязь самооценки состояния здоровья и уровня заболеваемости с академической успеваемостью у студентов старших курсов медицинских специальностей с учетом влияния социально-экономических и демографических характеристик'

Взаимосвязь самооценки состояния здоровья и уровня заболеваемости с академической успеваемостью у студентов старших курсов медицинских специальностей с учетом влияния социально-экономических и демографических характеристик Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
142
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СВЯЗАННОЕ СО ЗДОРОВЬЕМ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ИНДЕКС КОМОРБИДНОСТИ / СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ СТАТУС / УСПЕВАЕМОСТЬ / HEALTH-RELATED QUALITY OF LIFE / HEALTH STATUS / COMORBIDITY INDEX / STUDENTS / SOCIOECONOMIC STATUS / DEMOGRAPHIC

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецов В.В., Байрамов Р.А., Смирнов Е.А., Косилова Е.К., Косилов К.В.

Цель: изучить взаимосвязь академической успеваемости с самооценкой качества жизни, связанного со здоровьем и его объективным состоянием с учетом влияния наиболее значимых демографических и социально-экономических параметров у студентов старших курсов медицинских специальностей. Материалы и методы. С 01.011. 2017 по 15.06.2018 года данное исследование было проведено в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) и в Тихоокеанском государственном медицинском университете (ТГМУ). Для участия в исследовании нами были отобраны 316 студентов (155 (49,05%) женского, 161 (51,5%) мужского пола, средний возраст 21,2 (1,7) года), обучающихся на 4-6-м курсах. Средняя частота отклика составила 92,7%. Данные о демографических переменных, социально-экономическом статусе, условиях проживания и обучения, заболеваемости, поведенческих особенностях и ряд других были собраны с помощью комбинированной Анкеты самооценки демографического, социально-экономического, медицинского и поведенческого статуса студента вуза. Наличие хронических заболеваний и индекс коморбидности верифицировались по медицинской документации лечебных учреждений. Статистический анализ полученной информации был проведен программой Statistica 6.0. Результаты. Суммарные композитные оценки КЖСЗ у студентов ДВФУ и ТГМУ оказались практически идентичны (61,9/64,4, p < 0,05). Индекс коморбидности студентов обоих вузов оказался высоким (1,7-1,9), что свидетельствовало о высоком уровне хронической заболеваемости. При анализе взвешенных средних переменных было установлено, что на успеваемость оказывает влияние высокий доход семьи (r = 0,037, p < 0,05 у студентов ДВФУ и r = 0,035, p < 0,05 у их сверстников их ТГМУ), оптимальные условия обучения и проживания (r = 0,033, p < 0,05 и r = 0,046, p < 0,05 в ДВФУ; r = 0,034, p < 0,05 и r = 0,07, p < 0,05 в ТГМУ). Выводы. Успешность обучения в каждой из выборок студентов ДВФУ и ТГМУ сильно коррелирует с индексом коморбидности и КЖСЗ, отмечается также корреляция этого показателя с уровнем дохода семьи, условиями обучения и проживания, оценками качества обучения. Регрессионный анализ объединенной выборки студентов старших курсов медицинских специальностей выявляет корреляцию успешности обучения с показателями КЖСЗ, индекса коморбидности, а также оценкой качества обучения и условиями обучения и проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецов В.В., Байрамов Р.А., Смирнов Е.А., Косилова Е.К., Косилов К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship of self-assessment of health status and morbidity with academic performance in senior students of medical specialties, taking into account the impact of socio-economic and demographic characteristics

The purpose of the study: to study the relationship of academic performance with self-assessment of the quality of life associated with health and its objective condition, taking into account the influence of the most significant demographic and socio-economic parameters of senior students of medical specialties. Materials and methods. From 01.011.2017 to 15.06.2018, this study was conducted at the Far Eastern Federal University (FEFU) and at the Pacific State Medical University (TSMU). To participate in the study, we selected 316 students (155 (49,05%) female, 161 (51,5%) male, average age 21,2 (1,7) years), enrolled in 4-6 courses. The average response rate was 92,7%. Data on demographic variables, socio-economic status, living conditions and education, morbidity, behavioral characteristics, and a number of others were collected using the combined Self-Assessment Questionnaire for the demographic, socioeconomic, medical, and behavioral status of a university student. The presence of chronic diseases and the comorbidity index were verified by medical records of medical institutions. Statistical analysis of the information received was carried out by the program «Statistica 6.0». Results. The total composite evaluations of the KHSSL among students of FEFU and TSMU turned out to be almost identical (61,9/64,4, p<0,05). The comorbidity index of students at both universities was high (1,7-1,9), which indicated a high level of chronic morbidity. the weighted average variables, it was found that high family income (r = 0,037, p<0,05 for FEFU students and r=0,035, p<0,05 for their peers of their TSMU), and optimal conditions for learning and living (r=0,033, p<0,05 and r=0,046, p<0,05 in FEFU; r=0,034, p<0,05 and r=0,07, p<0,05 in TSMU). Conclusions. The success of training in each of the FEFU and TSMU students is strongly correlated with the comorbidity index and the KJVP, there is also a correlation of this indicator with the level of family income, the conditions of education and living, and the quality of education. A regression analysis of a combined sample of senior students of medical specialties reveals a correlation of learning success with KHSSZ indicators, a comorbidity index, as well as an assessment of the quality of education and the conditions of education and living.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь самооценки состояния здоровья и уровня заболеваемости с академической успеваемостью у студентов старших курсов медицинских специальностей с учетом влияния социально-экономических и демографических характеристик»

Bezdetko G. I., Shkatova E. Yu. Osobennosti obraza i kachestva zhizni vrachejstomatologov-ortopedov. Sovremennye problemy naukii obrazovani-ya. 2017. № 6. S. 75.

8. Султанова Э.И. Комплексная оценка качества жизни врачей-стоматологов. Вестник КазНМУ. 2018. № 1. С. 424-426.

Sultanova E. I. Kompleksnaya otsenka kachestva zhizni vrachej-stomatologov. Vestnik KazNMU. 2018. № 1. S. 424-426.

9. Оправин А.С., Оводова Г.Ф., Кузьмина Л.Н., Соловьев А.Г., Бескара-вайная А.В. Профессиональная деятельность врачей-стоматологов в аспекте основных показателей качества жизни. Экология человека. 2008. № 12. С. 20-23.

Opravin A.S., Ovodova G.F., Kuz'mina L.N., Solov'yev A.G., Beskaravaj-naya A.V. Professional'naya deyatel'nost' vrachej-stomatologov v aspekte osnovnyh pokazatelej kachestva zhizni. Ekologiya cheloveka. 2008. № 12. S. 20-23.

10. Тюков Ю.А., Семченко Л.Н., Чмитль А.А., Гумерова Ф.Б. Состояние здоровья и качество жизни врачей детских поликлиник. Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2018. Т. 1. № 1 (20). С. 51-54.

Tyukov Yu.A., Semchenko L.N., Chmitl' A.A., Gumerova F.B. Sostoyanie zdorov'ya i kachestvo zhizni vrachej detskih poliklinik. Vestnik soveta molodyh uchenyh i spetsialistov Chelyabinskoj oblasti. 2018. T. 1. № 1 (20). S. 51-54.

11. Дехнич С.Н., Угненко Н.М., Филимонова О.Л. и др. Сравнительная харак-

теристика качества жизни врачей центров здоровья и руководителей лечебно-профилактических учреждений. Казанский медицинский журнал. 2011. Т. 92. № 4. С. 593-596.

Dehnich S.N., Ugnenko N.M., Filimonova O.L. i dr. Sravnitel'naya harakter-istika kachestva zhizni vrachej tsentrov zdorov'ya i rukovoditelej lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij. Kazanskij meditsinskij zhurnal. 2011. T. 92. № 4. S. 593-596.

12. Решетников А.В. Доклад на конференции «Социальная роль врача в Российском обществе». Н. Новгород, 2018.

Reshetnikov A.V. Doklad na konferentsii «Sotsial'naya rol' vracha v Rossijs-kom obshchestve». N. Novgorod, 2018.

13. Бурковский Г.В., Коцюбинский А.П., Левченко Е.В., Ломаченков А.С. Создание русской версии инструмента Всемирной организации здравоохранения для измерения качества жизни // Проблемы оптимизации образа жизни и здоровья человека. СПб. 1995. С. 27-28.

Burkovskij F.V., Kotsyubinskij A.P., Levchenko E.V., Lomachenkov A.S. Soz-danie russkoj versii instrumenta Vsemirnoj organizatsii zdravoohraneniya dlya izmereniya kachestva zhisni // Problemy optimizatsii obraza zhizni i zdorov'ya cheloveka. SPb, 1995. S. 27-28.

14. Давыдова Н.М. Депривационный подход в оценках бедности. Социологические исследования. 2003. № 6. С. 88-96.

Davydova N.M. Deprivatsionnyj podhod v otsenkah bednosti. Sotsio-logicheskie issledovaniya. 2003. № 6. S. 88-96.

УДК: 378.172/378.178

DOI: http://dx.doi.orQ/l0.2ll45/2499-9954-20l9-5-10-15

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И УРОВНЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК

В. В. Кузнецов1, Р. А. Байрамов2, Е. А. Смирнов1, Е. К. Косилова1, К. В. Косилов12,

1ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет», г. Владивосток, 2ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток

Дата поступления 20.05.2019

Косилов Кирилл Владимирович - е-таИ: oton2000@maii.ru

Цель: изучить взаимосвязь академической успеваемости с самооценкой качества жизни, связанного со здоровьем и его объективным состоянием с учетом влияния наиболее значимых демографических и социально-экономических параметров у студентов старших курсов медицинских специальностей. Материалы и методы. С 01.011. 2017 по 15.06.2018 года данное исследование было проведено в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) и в Тихоокеанском государственном медицинском университете (ТГМУ). Для участия в исследовании нами были отобраны 316 студентов (155 (49,05%) женского, 161 (51,5%) мужского пола, средний возраст 21,2 (1,7) года), обучающихся на 4-6-м курсах. Средняя частота отклика составила 92,7%. Данные о демографических переменных, социально-экономическом статусе, условиях проживания и обучения, заболеваемости, поведенческих особенностях и ряд других были собраны с помощью комбинированной Анкеты самооценки демографического, социально-экономического, медицинского и поведенческого статуса студента вуза. Наличие хронических заболеваний и индекс коморбидности верифицировались по медицинской документации лечебных учреждений. Статистический анализ полученной информации был проведен программой Statistica 6.0. Результаты. Суммарные композитные оценки 10КСЗ у студентов ДВФУ и ТГМУ оказались практически идентичны (61,9/64,4, р < 0,05). Индекс коморбидности студентов обоих вузов оказался высоким (1,7-1,9), что свидетельствовало о высоком уровне хронической заболеваемости. При анализе взвешенных средних переменных было установлено, что на успеваемость оказывает влияние высокий доход семьи (г = 0,037, р < 0,05 у студентов ДВФУ и г = 0,035, р < 0,05 у их сверстников их ТГМУ), оптимальные условия обучения и проживания (г = 0,033, р < 0,05 и г = 0,046, р < 0,05 в ДВФУ; г = 0,034, р < 0,05 и г = 0,07, р < 0,05 в ТГМУ). Выводы. Успешность обучения в каждой из выборок студентов ДВФУ и ТГМУ сильно коррелирует с индексом коморбидности и 10КСЗ, отмечается также корреляция этого показателя с уровнем дохода семьи, условиями обучения и проживания, оценками качества обучения. Регрессионный анализ объединенной выборки студентов старших курсов медицинских специальностей выявляет корреляцию успешности обучения с показателями 10КСЗ, индекса коморбидности, а также оценкой качества обучения и условиями обучения и проживания.

Ключевые слова: качество жизни, связанное со здоровьем, состояние здоровья, индекс комор-бидности, студенты, социально-экономический статус, демографический статус, успеваемость.

THE RELATIONSHIP OF SELF-ASSESSMENT OF HEALTH STATUS AND MORBIDITY WITH ACADEMIC PERFORMANCE IN SENIOR STUDENTS OF MEDICAL SPECIALTIES, TAKING INTO ACCOUNT THE IMPACT OF SOCIO-ECONOMIC AND DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS

V. V. Kuznetsov1, R. A. Bayramov2, E. A. Smirnov1, E. K. Kosilova1, K. V. Kosilov1-2,

1Pacific State Medical University, Vladivostok, Russian Federation, 2Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation

Kosilov Kirill Vladimirovich - e-mail: oton2000@mail.ru

The purpose of the study: to study the relationship of academic performance with self-assessment of the quality of life associated with health and its objective condition, taking into account the influence of the most significant demographic and socio-economic parameters of senior students of medical specialties. Materials and methods. From 01.011.2017 to 15.06.2018, this study was conducted at the Far Eastern Federal University (FEFU) and at the Pacific State Medical University (TSMU). To participate in the study, we selected 316 students (155 (49,05%) female, 161 (51,5%) male, average age 21,2 (1,7) years), enrolled in 4-6 courses. The average response rate was 92,7%. Data on demographic variables, socio-economic status, living conditions and education, morbidity, behavioral characteristics, and a number of others were collected using the combined Self-Assessment Questionnaire for the demographic, socioeconomic, medical, and behavioral status of a university student. The presence of chronic diseases and the comorbidity index were verified by medical records of medical institutions. Statistical analysis of the information received was carried out by the program «Statistica 6.0». Results. The total composite evaluations of the KHSSL among students of FEFU and TSMU turned out to be almost identical (61,9/64,4, p < 0,05). The comorbidity index of students at both universities was high (1,7-1,9), which indicated a high level of chronic morbidity. the weighted average variables, it was found that high family income (r = 0,037, p < 0,05 for FEFU students and r = 0,035, p < 0,05 for their peers of their TSMU), and optimal conditions for learning and living (r = 0,033, p < 0,05 and r = 0,046, p < 0,05 in FEFU; r = 0,034, p < 0,05 and r = 0,07, p < 0,05 in TSMU). Conclusions. The success of training in each of the FEFU and TSMU students is strongly correlated with the comorbidity index and the IKJVP, there is also a correlation of this indicator with the level of family income, the conditions of education and living, and the quality of education. A regression analysis of a combined sample of senior students of medical specialties reveals a correlation of learning success with KHSSZ indicators, a comorbidity index, as well as an assessment of the quality of education and the conditions of education and living.

Key words: health-related quality of life, health status, comorbidity index, students,

socio-economic status, demographic.

Введение

На эффективность обучения и приобретения профессиональных навыков студентами разных специальностей влияет множество факторов и условий. На академическую успеваемость оказывают влияние: уровень индивидуального и семейного дохода, организация учебного процесса и условия проживания [1, 2], характер учебного расписания, уровень инноваций в программе обучения [3, 4], возможность выбора предметов [5-7], наличие конкурентной среды, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, когнитивные стили студентов, способность к адаптации и многое другое [8-10]. Одним из основных предикторов, по которым можно прогнозировать успешность обучения, является заболеваемость, объективное состояние физического здоровья и психоэмоционального состояния, а также самооценка своего состояния студентом, качество жизни, связанное со здоровьем [11, 12]. До 65% и более студентов разных специальностей, в том числе медицинских, имеют хронические висцеральные заболевания [13, 14]. Подобная частота встречаемости хронической патологии у студентов, как правило, связывается со всем комплексом демографических, социально-экономических, экологических, личностно-психологических и прочих факторов [15-17].

Во многих работах по студенческой заболеваемости и психосоматическому состоянию студентов вузов отмечается, что объективное и субъективное состояние здоровья не являются идентичными параметрами, и самооценка состояния здоровья представляет собой самостоятельный параметр

влияния на успешность обучения. Иными словами, объективная оценка состояния здоровья, проведенная специалистами и подтвержденная инструментальными и лабораторными методами диагностики, и самоощущение своего физического и психологического состояния могут существенно различаться и, соответственно, являются взаимосвязанными, но тождественными факторами, оказывающими влияние на успешность обучения [18, 19]. Исследования самооценки состояния здоровья и качества жизни, связанного со здоровьем (КЖСЗ), на текущий момент являются актуальным и востребованным направлением исследования в среде учащейся молодежи [21, 22]. В то же время медицинское образование имеет ряд специфических особенностей и связано со значительными интеллектуальными, психоэмоциональными и физическими усилиями, может быть сопряжено с избыточными психологическими нагрузками.

Компенсаторные и адаптационные возможности молодого организма весьма велики, но все же конечны. Переоценка своих сил и возможностей, особенно в период зачетных и экзаменационных сессий, может привести к тяжелым психоэмоциональным срывам и психосоматическим заболеваниям [23, 24]. Исходя из этих представлений и учитывая тот факт, что влияние субъективной самооценки здоровья и качества жизни на успешность обучения слабо освещены в текущей научной литературе, мы сформулировали следующую цель исследования: изучить ассоциативные связи академической успеваемости с объективным состоянием здоровья и самооценкой качества жизни, связанного со

здоровьем с учетом влияния наиболее значимых демографических и социально-экономических параметров у студентов старших курсов медицинских специальностей.

Материалы и методы

Данное исследование проводилось с 01.011.2017 по 15.06.2018 в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ, Школа биомедицины, направления медицинская биофизика, медицинская биохимия) и в Тихоокеанском государственном медицинском университете (ТГМУ, факультеты педиатрический, лечебный, стоматологический) с использованием рандомизации (стратификация по половому признаку) и «ослепления» администратора при статистической обработке данных. Каждому индивидуальному пакету данных присваивался случайный порядковый номер. Для участия в исследовании нами были отобраны 316 студентов (155 (49,05%) женского, 161 (51,5%) мужского пола, средний возраст 21,2 (1,7) года), обучающихся на 4-6-м курсах ДВФУ и ТГМУ. Средняя частота отклика составила 92,7%. Описательные переменные студентов, вошедших в обследуемую группу, а также данные о состоянии их здоровья и некоторых поведенческих стереотипах в отношении здоровья приведены в таблице 1. Данные были собраны с помощью комбинированной Анкеты самооценки демографического, социально-экономического, меди-

ТАБЛИЦА 1.

Эффективность лечения ПМР в зависимости от степени рефлюкса

Переменные ДВФУ (n = 155) ТГМУ (n = 161)

M(SD) / N(%)1 муж. (n = 78) жен.(n = 77) M(SD) / N(%)1 муж. (n = 83) жен. (n = 78)

Возраст, лет 21,5(2,0) 21,2(1,3) 20,9(2,3) 21,4(2,2)

Направление обучения • медицинская биофизика (ДВФУ) • медицинская биохимия (ДВФУ) • педиатрия (ТГМУ) • лечебное дело (ТГМУ) • стоматология (ТГМУ) 25 (16,1) 24 (15,5) 22 (14,2) 30 (19,3) 31 (20,0) 23 (14,8) 42 (26,0) 35 (21,7) 41 (25,5) 43 (26,7)

Проживание • в сельской местности • в городском округе 69 (44,5) 86 (55,5) 93 (57,8)* 68 (42,2)

Доход • индивидуальный2 • домохозяйства2 8,74 (1,34) 75,81 (10,17) 10,19 (1,94) 81,59 (10,43)

Семейный статус (состоит в браке) 79 (50,9) 69 (42,8)

Наличие детей3 29 (18,7) 16 (9.9)*

Условия проживания4 3,5 (0,4) 4,0 (0,3)

Условия обучения4 4,1 (0,8) 4,3 (1,5)

Качество питания4 2,5 (1,2) 2,5 (1,6)

Качество обучения4 4,2 (1,1) 4,4 (1.2)

Употребление алкоголя4 0,4 (0,4) 0,6 (0,1)

Курение (интенсивность)4 1,3 (0,4) 1,7 (0,6)

Занятия спортом (эпизодов в неделю) 2,0 (0,9) 2,3 (0,7)

Число хронических заболеваний3 0,8 (0,4) 0,7 (0,4)

Индекс коморбидности (Чарлсона)3 0,5 (0,3) 0,6 (0,3)

Обращений к врачу за год3 1,9 (0,8) 1,7 (0,7)

Примечание:

1 - M (SD) / N (%)1 - Mean (M) - среднее значения показателя в выборке; SD (standard deviation) - стандартное отклонение; Number (N) - число случаев, % - процент от общего числа, 2 - тысяч рублей в месяц; 3 - единиц; 4 - значение в баллах, от 1 до 5; *p < 0,05

цинского и поведенческого статуса студента вуза (Поздее-ва, 2008; с дополнениями авторов). Состояние академической успеваемости студентов, принявших участие в исследовании, оценивалось по итоговым отчетным семестровым формам факультетов и департаментов вузов.

Наличие хронических заболеваний и индекс коморбид-ности определялись помимо субъективных ответов на вопросы анкеты по медицинской документации лечебных учреждений, к которым были прикреплены студенты ДВФУ и ТГМУ (форма 025/у; 001-1/у;062/у). Расчет индекса комор-бидности Чарлсона проводился по соответствующей таблице согласно листу уточненных диагнозов Формы 025/у.

При исследовании самооценки качества жизни, связанного со здоровьем (состояние физического и психического здоровья студентов) мы использовали стандартизированную международную анкету «Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьем, MOS SF-36» (MOS SF - Medical Outcomes Study-Short Form). Анкета ранее была переведена и валидизирована для использования в Российской Федерации и является золотым стандартом самодиагностики физического и психического здоровья для людей разных возрастных стат. Вопросы в каждом из блоков оцениваются в диапазоне баллов от 0 (минимально возможное значение) до 100 (максимальное значение).

Спдапы ДВФУ I J Студент ТГМУ

-^ Физического -I

20 30 40 50 60 70 80 90 100 Число битов но MOS SF-3óv2

РИС. 1.

Самооценка качества жизни, связанного со здоровьем у студентов старших курсов ДВФУ (n = 155) и ТГМУ (n = 161) по вопроснику MOS SF-36v2 (n = 316).

Примечание: Вопросник MOS SF-36v2 Health Status Survey - Short

Form 36v2 - «Краткая форма самооценки качества жизни,

связанного со здоровьем»; показатели каждой шкалы варьируют

между 0 и 100, где 100 означает максимально позитивный ответ.

Физическое здоровье:

ФФ - физическое функционирование

РФ - ролевое функционирование

СБ - соматическая боль

ОС - общее самочувствие

Психическое функционирование:

ЖС - жизнестойкость

СФ - социальное функционирование

ЭС - эмоциональный статус

ПК - психологический комфорт

Средние оценки

ФЗ - суммарная самооценка физического здоровья; ПЗ - суммарная самооценка психического здоровья; КЖСЗ - композитная оценка качества жизни связанного со здоровьем

При расчете объема выборочной совокупности мы учитывали характеристики дисперсий выборок в ранее проводимых исследованиях в среде студенческой молодежи. Для сравнения данных доверительная вероятность 95% и доверительный интервал ±5% были определены как достаточные. При сравнении данных использовался двусторонний анализ дисперсии (ANOVA). Взаимосвязь переменных с успеваемостью оценивалась по коэффициенту корреляции Спирмена. Методом наименьших квадратов мы проводили линейный регрессионный анализ для невзвешенных и взвешенных параметров в каждой из выборок отдельно, а также итоговую регрессию параметров, связанных с успеваемостью для общей выборки студентов. Статистический анализ полученной информации был проведен программой Statistica 6.0.

Результаты исследования

В 20 (6,3%) случаях мы не получили полные анкетные данные из-за ошибок при заполнении или/и отказе студентов отвечать на какой-либо определенный вопрос (в 11 случаях - о личном доходе). Сопоставление полных и неполных данных по методу Вальда позволило установить, что влияние недостающей информации на сравнение средних значений показателей недостоверно.

В таблице 1 представлены данные по демографическим, социально-экономическим переменным, а также заболеваемости и формальным параметрам состояния здоровья у медицинских специальностей ДВФУ и ТГМУ. Как следует из таблицы, количественные характеристики этих переменных оказались однородными, за исключением среднего

ТАБЛИЦА 2.

Регрессионная модель значимости каждого отдельного и взвешенных параметров демографического, социально-экономического и медицинского статусов для успеваемости студентов старших курсов медицинских специальностей ДВФУ и ТГМУ

N = 316 переменные Отдельные оценки каждой переменной Взвешенные оценки переменных

ДВФУ (П = 155) ТГМУ (П = 161) ДВФУ (П = 155) ТГМУ (П = 151)

Оценка SD1 Оценка SD ОценкаSD ОценкаSD

ВОЗРАСТ • <21 года • от 21 до 22 лет • более 22 лет референтная группа 0,024 0,013 0,036* 0,008 референтная группа 0,019 0,012 0,043* 0,014 референтная группа 0,015 0,010 0,022 0,014 референтная группа 0,016 0,007 0,019 0,014

R2 13,4% 14,7% 12,0% 12,6%

СОСТОИТ • в браке • холост (не замужем) референтная группа 0,019 0,005 референтная группа 0,023 0,017 референтная группа 0,011 0,005 референтная группа 0,015 0,005

R2 6,6% 6,0% 11,7% 7,8%

ПРОЖИВАНИЕ • дома • в общежитии • съемная квартира референтная группа -0,034* 0,009 -0,033* 0,011 референтная группа -0,029 0,015 -0,027 0,012 референтная группа -0,025 0,014 -0,023 0,017 референтная группа -0,023 0.013 -0,024 0,014

R2 16,6% 10,6% 10,4% 5,1%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДОХОД ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ • 0-53 • 6-10 • >10 референтная группа 0,021* 0,013 0,038* 0,014 референтная группа 0,034* 0,011 0,046* 0,020 референтная группа 0,013 0,015 0,023 0,017 референтная группа 0,021 0,012 0,018 0,017

R2 11,3% 25,6% 19,3% 17,9%

ДОХОД СЕМЬИ • 0-503 • 1-100 • >100 референтная группа 0,035* 0,016 0,056** 0,014 референтная группа 0,034* 0,023 0,071** 0,015 референтная группа 0,021 0,016 0,037* 0,012 референтная группа 0,012 0,008 0,035* 0,014

R2 19,5% 20,4% 26,8% 23,7%

УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОЖИВАНИЯ4 • <2 • 3-6 • >6 референтная группа 0,049** 0,019 0,081** 0,014 референтная группа 0,031* 0,024 0,085** 0,015 референтная группа 0,033* 0,013 0,046** 0,016 референтная группа 0,034* 0,015 0,071** 0,016

R2 13,6% 26,5% 17,7% 18,0%

КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ4 • <2 • 2-3 • >3 референтная группа 0,52** 0,021 0,92** 0,014 референтная группа 0,049** 0,019 0,074** 0,021 референтная группа 0,035* 0,014 0,065** 0,009 референтная группа 0,039* 0,011 0,055** 0,023

R2 27,4% 25,7% 20,4% 15,3%

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ4 • <2 • 2-3 • >3 референтная группа -0,021 0,014 -0,018 0,018 референтная группа -0,022 0,017 -0,017 0,008 референтная группа -0,009 0,003 -0,007 0,006 референтная группа -0,017 0,012 -0,019 0,016

R2 10,4% 8,9% 3,7% 2,4%

ИК • <1 • 1-3 • >3 референтная группа -0,037* 0,011 -0,059** 0,013 референтная группа -0,044** 0,015 -0,051** 0,011 референтная группа -0,019 -0,017 -0,032* -0,017 референтная группа 0,024 0,014 0,036* 0,013

R2 23,1% 20,4% 26,3% 22,5%

КЖСЗ4 • <50 • 51-75 • 76-100 референтная группа 0,049** 0,015 0,085** 0,021 референтная группа 0,052* 0,014 0,083** 0,016 референтная группа 0,036* 0,020 0,051* 0,016 референтная группа 0,041* 0,016 0,066** 0,014

R2 22,5% 27,3% 19,0% 18,1%

Примечание:

1 - SD-standard deviation - стандартное отклонение; R2 - коэффициент детерминации, качественная оценка модели; 3 - тысяч рублей; 4 - композитная оценка в баллах. * p < 0,05; ** p < 0,01; *** p < 0,005 - значение р, достоверность различий в сравнении с референтной группой. КЖСЗ - качество жизни, связанное со здоровьем; индекс коморбидности Чарлсона в баллах

количества детей и процента проживающих в сельской местности.

На рисунке 1 показано соотношение самооценок физического и психического здоровья в баллах, по данным MOS SF-36v2, у студентов разных вузов. Самооценка физического здоровья студентов ДВФУ во всех доменах несколько превышала таковую у студентов ТГМУ, однако отличия во всех случаях были недостоверными (p < 0,05). Самооценки психического статуса студентами ДВФУ также были несколько выше, за исключением доменов жизнестойкости (70,3/75,1; p < 0,05) и психологического комфорта (56,6/66,4; p < 0,05). Суммарная самооценка физического здоровья у студентов ДВФУ оказалась недостоверно выше, чем у их сверстников, обучающихся в ТГМУ (70,8/63,0; p < 0,05). Напротив, студенты ТГМУ несколько выше оценили свой психический статус (60,9/57,9), однако различия также оказались недостоверны. Суммарные композитные оценки КЖСЗ у студентов ДВФУ и ТГМУ оказалось очень близки, достоверных различий между ними обнаружено не было (61,9/64,4, p < 0,05).

Таблица 2 представляет собой графическое изложение результатов регрессии каждого отдельно взятого показателя (без учета совокупного влияния) с успеваемостью (левая часть) и результаты регрессии влияния взвешенных показателей (с учетом влияния совокупности, правая часть).

Большинство отдельно взятых параметров взаимосвязаны с успеваемостью. Увеличение возраста, проживание на съемной квартире, увеличение доходов, более комфортные условия проживания и обучения и более высокая оценка его качества, повышение индекса коморбид-ности и КДСЗ влияют на успеваемость. Однако при исследовании влияния взвешенных переменных ситуация изменяется. Лишь меньшая часть переменных оказывается связанной с уровнем успеваемости. К ним относится: доход семьи (r = 0,037 (0,012), p < 0,05 у студентов ДВФУ и r = 0,035 (0,014), p < 0,05 у их сверстников их ТГМУ). Взаимосвязь определяется между разными условиями обучения и проживания и успеваемости (r = 0,033 (0,013), p < 0,05 и r = 0,046 (0,016), p < 0,05 в ДВФУ; r = 0,034 (0,015), p < 0,05 и r = 0,071 (0,016), p < 0,05 в ТГМУ). Оценка качества обучения как более высокого ассоциируется с успеваемостью как у студентов ДВФУ (r = 0,035 (0,014), p < 0,05, r = 0,065 (0,009), p < 0,05), так и у студентов ТГМУ (r = 0,039 (0,011), p < 0,05; r = 0,055 (0,023), p < 0,05). Разный уровень индекса коморбидности в нашем исследовании оказался ассоциирован с повышением

успеваемости: у студентов ДВФУ обратная взаимосвязь составила г = 0,032 (0,017), р < 0,05, у студентов ТГМУ г = 0,036 (0,013), р < 0,05. При повышении оценки качества жизни, связанного со здоровьем, успеваемость увеличивалась: отличия составили г = 0,036 (0,020), р < 0,05; г = 0,051 (0,016), р < 0,01 у студентов ДВФУ и г = 0,041 (0,016), р < 0,05; г = 0,066 (0,014), р < 0,01 у студентов ТГМУ.

На рисунке 2 представлена модель линейной регрессии влияния внешних переменных для объединенной выборки студентов ДВФУ и ТГМУ. Изменение таких параметров как КЖСЗ (11,23 (5,27-15,64) < 0,01), индекс коморбидности (9,48 (5,57-13,47) < 0,05), условия проживания и обучения (7,48 (0,95-10,57) < 0,05), качество обучения (8,35 (0,13-13,23) < 0,05) оказалось критически важным для академической успеваемости студентов обоих вузов.

Обсуждение

Взаимосвязь эффективности обучения с заболеваемостью и социально-экономическими, демографическими факторами считается хорошо изученной в настоящее время, и эти данные хорошо согласуются в полученными нами результатами [11, 12]. В литературе также имеются немногочисленные сообщения об уровне КЖСЗ у студентов и ассоциации качества жизни, связанного со здоровьем с успеваемостью, что так же подтверждается полученными нами данными [18, 20, 21]. В этой работе было впервые установлено, что наиболее сильные ассоциации с успеваемостью у студентов старших курсов медицинских специальностей имеют разнородные факторы социально-экономического и медицинского статусов, включая уровень дохода семьи, условий обучения и проживания, оценки качества обучения, индекса коморбидности и КЖСЗ. Также впервые был проведен линейный регрессионный анализ взвешенных факторов влияния на успеваемость (включая КЖСЗ) в объединенной выборке студентов медицинских специальностей и построена модель, описывающая наиболее сильные корреляционные взаимосвязи. Мы выяснили также, что успеваемость у студентов-медиков старших курсов наиболее сильно связана с показателями КЖСЗ, индекса коморбидности, а также с оценкой качества обучения, условиями обучения и проживания.

Поученные результаты могут быть востребованы при разработке здоровьесберегающих программ и прогнозе влияния различных факторов на успешность обучения и приверженность избранной профессии администрациями вузов, социологами, психологами, социальными работниками, специалистами смежных специальностей.

Выводы

1. Самооценка КЖСЗ у студентов старших курсов медицинских специальностей, обучающихся в ДВФУ и ТГМУ, составляет 61-64 балла и находится в пределах нормального диапазона значений.

2. У студентов старших курсов медицинских специальностей согласно индексу коморбидности (ИКЧ = 1,7-1,9) отмечается высокий уровень хронической заболеваемости.

3. Успешность обучения у студентов, обучающихся в ДВФУ и ТГМУ, зависит от уровня дохода семьи, условий обучения и проживания, оценки качества обучения, индекса коморбидности и КЖСЗ.

4. Регрессионный анализ объединенной выборки студентов старших курсов медицинских и гуманитарных

Возраст ■ 1 0.S2 (0.21-1.47) <0.01

Индивидуальны» лохол ( смсГшын доход Л J 0.54 (0.13-0.94) <0.05 0.95 <0.2.1.2.151 <0.05

УПО Качество обучешш 7,48 (0,95-10.57) <0,05 8.35 (0.13-13.23) <0.05

Вредные при витки ■ 0.56 (0.14-0.85) <0.01

Индекс коморбнднемгш _щ_ 9.4Х (5,57-13-47) <0.05

КЖСЗ _h_, 11.23 (5.27-15.64) <0.01

0.1 0 10 100

РИС. 2.

Регрессионная модель: факторы, ассоциированные с успеваемостью в регрессионной модели для объединенной выборки студентов старших курсов медицинских специальностей ДВФУ и ТГМУ (п = 316). Примечание:

УПО - Условия проживания и обучения, композитная оценка; КЖСЗ -качество жизни, связанное со здоровьем, композитная оценка

специальностей выявляет корреляцию успешности обучения с показателями КЖСЗ, индекса коморбидности, а также оценкой качества обучения и условиями обучения и проживания.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явного или потенциального конфликта интересов, связанного с публикацией статьи.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

1. Ковалева И.В., Штепа Ю.П. Анализ факторов, влияющих на успеваемость студентов, на основе применения информационных технологий.Novainfo. Педагогические науки. 2016. № 48. С. 3.

Kovaleva I.V., Shtepa Y.P. Analiz faktorov, vliyayushchikh na uspevayemost' studentov, na osnove primeneniya informatsionnykh tekhnologiy. Novainfo. Pedagogicheskiye nauki. 2016. № 48. S. 3.

2. Миннибаев Т.Ш., Мельниченко П.И., Прохоров Н.И., Тимошенко К.Т., Архангельский В.И., Гончарова Г.А., Мишина С.А., Шашина Е.А. Изучение влияния условий и организации обучения на показатели успеваемости и здоровья студентов. Гигиена и санитария. 2015. № 4. С. 57-60.

Minnibayev T.SH., Mel'nichenko P.I., Prokhorov N.I., Timoshenko K.T., Arkhangel'skiy V.I., Goncharova G.A., Mishina S.A., Shashina Ye.A Izucheni-ye vliyaniya usloviy i organizatsii obucheniya na pokazateli uspevayemosti i zdorov'ya studentov. Gigiyena isanitariy. 2015. № 4. S. 57-60.

3. Кошелева Г.В., Фионова Ю.Ю. Факторы, влияющие на успеваемость студентов. Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. № 7-4 (18-4). С. 331-333.

Kosheleva G.V., Fionova YU.YU. Faktory, vliyayushchiye na uspevayemost' studentov. Aktual'nyye napravleniya nauchnykh issledovaniyXXI veka: teoriya i praktika. 2015. № 7-4 (18-4). S. 331-333.

4. Сагидуллина Л.С., Ксетаева Г.К., Орынбасарова К.К., Аманжолоа Т.А., Новрузова Н.Б. Внешние факторы, влияющие на успеваемость студентов вуза. Вестник КазНГМУ. 2017. № 4. C. 290-294.

Sagidullina L.S., Ksetayeva G.K., Orynbasarova K.K., Amanzholoa T.A., Novru-zova N.B. Vneshniye faktory, vliyayushchiye na uspevayemost' studentov VUZA. Vestnik KazNGMU. 2017. № 4. S. 290-294.

5. Трапезникова М.В., Савкин В.В. Мониторинг и прогнозиро—вание психофизиологического статуса и успеваемости студенток I-II курса медицинского вуза. Гигиена и санитария. 2015. № 1. C. 104-107.

Trapeznikova M.V., Savkin V.V. Monitoring i prognozirovaniye psikhofizio-logicheskogo statusa i uspevayemosti studentok I-II kursa meditsinskogo vuza. Gigiyena isanttariya. 2015. № 1. S. 104-107.

6. Гранков М.В., Аль-Габри В.М., Горлова М.Ю. Анализ и кластеризация основных факторов, влияющих на успеваемость учебных групп вуза. Инженерный вестник Дона. 2016. № 4. С. 23-27.

Grankov MV, Al-Gabri V.M., Gorlova M.Yu. Analysis and clustering of the main factors affecting the academic performance of university groups. Inzhen-erny Vestnik Dona. 2016. № 4. S. 23-27.

7. Свистунов А.А., Моррисон В.В., Николенко В.Н. Содержание и проблема понятия качества образования, обучения и их критериев. Известия международной академии наук высшей школы. 2004. № 3 (29). C. 83-92.

Svistunov A.A., Morrison V.V., Nikolenko V.N. Soderzhaniye i problema ponyatiya kachestva obrazovaniya, obucheniya i ikh kriteriyev. Izvestiya mezhdunarodnoy akademii nauk vysshey shkoly. 2004. № 3 (29). S. 83-92.

8. Михайлова И.В., Таскина С.В. Самовосприятие и когнитивные особенности студентов с разным социометрическим статусом. Вестник Московского государственного областного университета. 2017. № 4. С. 60-65.

Mikhaylova I.V., Taskina S.V. Samovospriyatiye i kognitivnyye osobennosti studentov s raznym sotsiometricheskim statusom. Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo oblastnogo universiteta. 2017. № 4. S. 60-65.

9. Кузнецова А.А. Влияние когнитивных стилей на академическую успеваемость студентов. Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 11 (1). С. 35-36.

Kuznetsova A.A. Influence of cognitive styles on academic performance of students. International Journal of Experimental Education. 2015. № 11 (1). S. 35-36.

10. Капезина Т.Т. Исследование межличностных отношений в студенческой группе. Наука. Общество. Государство. 2016. Т. 4. № 1 (13). С. 95-102.

Kapesina T.T. The study of interpersonal relationships in the student group. Science. Society. State. 2016. Vol. 4. № 1 (13). S. 95-102.

11. Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С. Самооценка здоровья и образа жизни студентов педагогического университета. Гигиена и санитария. 2015. № 9. С. 18-20.

Kartysheva S.I., Popova O.A., Grosheva E.S. Self-esteem of health and lifestyle of students of the pedagogical university. Hygiene and Sanitation. 2015. № 9. S. 18-20.

12. Алексеенко С.Н., Дробот Е.В. Категории жизнестойкости и качества жизни у студентов медицинского вуза в сопряженности с самооценкой здоровья. Земской врач. 2014. № 2 (23). С. 41-44.

Alekseyenko S.N., Drobot Ye.V. Kategorii zhiznestoykosti i kachestva zhizni u studentov meditsinskogo VUZa v sopryazhennosti s samootsenkoy zdorov'ya. Zemskoy vrach. 2014. № 2 (23). S. 41-44.

13. Бабина В. С. Проблемы здоровья студенческой молодежи. Молодой ученый. 2015. № 11. С. 572-575.

Babina V. S. Problemy zdorov'ya studencheskoy molodezhi. Molodoy uchenyy. 2015. № 11. S. 572-575.

14. Здоровье студентов: социологический анализ. / Отв. ред. И.В. Журавлева. Институт социологии РАН. 2012. С. 252-257.

Zdorov'ye studentov:sotsiologicheskiy analiz/Otv. red. I.V. Zhuravleva. Institut sotsiologii RAN. 2012. S. 252-257.

15. Новохатская Э.А., Яковлева Т.П., Калитина М.А. Заболеваемость студентов, обусловленная характером питания в современных условиях обучения. Проблемы социальной гигиены и история медицины. 2017. № 5. С. 281-285.

Novokhatskaya E.A., Yakovleva T. P., Kalitina M.A. Zabolevayemost' studentov, obuslovlennaya kharakterom pitaniya v sovremennykh usloviyakh obucheniya. Problemy sotsial'noy gigiyeny i istoriya meditsiny, 2017. № 5. S. 281-285.

16. Бобылева О.В Состояние здоровья студенческой молодежи как социально-экологическая проблема. Вестник ТГУ. 2013. № 18 (3). С. 852-854.

Bobyleva O.V Sostoyaniye zdorov'ya studencheskoy molodezhi kak sotsi-al'no-ekologicheskaya problema. Vestnik TGU. 2013. № 18 (3). S. 852-854.

17. Карпенко Ю.Д. Динамика функционального состояния и адаптационных процессов у студентов. Гигиена и санитария. 2012. № 4. С. 61-63.

Karpenko YU.D. Dinamika funktsional'nogo sostoyaniya i adaptatsionnykh protsessov u studentov. Gigiyena isanitariya. 2012. № 4. S. 61-63.

18. Бянкина Л.В., Изотова В.М., Хотимченко А.В., Цуман Н.А. Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений Хабаровска как составляющая их психофизиологического состояния. Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2014. № 4 (110). С. 24-28.

Byankina L.V., Izotova V.M., Khotimchenko A.V., Tsuman N.A. Sa-mootsenka zdorov'ya studentami professional'nykh uchebnykh zave-deniy Khabarovska kak sostavlyayushchaya ikh psikhofiziologicheskogo sostoyaniya. Nauchno-teoreticheskiy zhurnal «Uchenyye zapiski». 2014. № 4 (110). S. 24-28.

19. Ирихин Н.В., Журавлев Ю.И., Жернакова Н.И., Чефранова Ж.Ю., Ирихина И.В. Сравнительный анализ объективной и субъективной оценок здоровья студентов в ходе реализации инновационной образовательной программы «Здоровьесбережение». Вестник ТГУ. 2009. № 6 (74). С. 149-153.

Irikhin N.V., Zhuravlev YU.I., Zhernakova N.I., Chefranova ZH.YU., Irikhina I.V. Sravnitel'nyy analiz ob"yektivnoy i sub"yektivnoy otsenok zdorov'ya studentov v khode realizatsii innovatsionnoy obrazovatel'noy programmy «Zdorov'yes-berezheniye». VestnikTGU. 2009. № 6(74). S. 149-153.

20. Корниенко Д.С., Козлов А.И., Отавина М.Л.Взаимосвязь самооценок здоровья и психологического благополучия у практически здоровых и имеющих хронические заболевания молодых людей. Гигиена и санитария. 2016. № 6. С. 577-581.

Korniyenko D.S., Kozlov AI, Otavina M.LVzaimosvyaz' samootsenok zdor-ov'ya i psikhologicheskogo blagopoluchiya u prakticheski zdorovykh i imeyush-chikh khronicheskiye zabolevaniya molodykh lyudey. Gigiyena i sanitariya. 2016. № 6. S. 577-581.

21. Акопян А.Н. Исследование предэкзаменационного психоэмоционального состояния студентов. Вестник восстановительной медицины. 2010. № 6. С. 36-39.

Akopyan AN. Issledovaniye predekzamenatsionnogo psikhoemotsion-al'nogo sostoyaniya studentov. Vestnik vosstanovitel'noy meditsiny. 2010. № 6. S. 36-39.

22. Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С. Самооценка здоровья и образа жизни студентов педагогического университета. Гигиена и санитария. 2015. № 9. С. 18-20.

Kartysheva S.I., Popova O.A., Grosheva Ye.S. Samootsenka zdorov'ya i obra-za zhizni studentov pedagogicheskogo universiteta. Gigiyena i sanitariya. 2015. № 9. S. 18-20.

23. Рассказова Е.И. Модели стадий изменения поведения в психологии здоровья: возможности и ограничения. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 4. C. 102-119.

Rasskazova Ye.I. Modeli stadiy izmeneniya povedeniya v psikhologii zdor-ov'ya: vozmozhnosti i ogranicheniya. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya. 2014. № 4. S. 102-119.

24. Звоников В.М., Ройзман И.В. Взаимосвязь показателей адаптивности с акцентуациями характера студентов. Вестник восстановительной медицины. 2014. № 2. С. 2-5.

Zvonikov V.M., Royzman I.V. Vzaimosvyaz'pokazateleyadaptivnostisaktsen-tuatsiyami kharaktera studentov. Vestnik vosstanovitel'noy meditsiny. 2014. № 2. S. 2-5. \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.