ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
© Карикина М.М.*
Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского,
г. Брянск
В статье представлены результаты изучения взаимосвязи самооценки детей-дошкольников и детско-родительских отношений в семье, определены и обоснованы типы детско-родительских отношений, а так же уровни детской самооценки. Установлена как положительная, так и отрицательная корреляционная связь показателей уровня самооценки с типами детско-родительских отношений в семье дошкольников.
Дошкольный возраст ребенка характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. В свою очередь развитие самооценки в дошкольном возрасте во многом, если не в основном, зависит от детско-роди-тельских отношений. Период дошкольного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки ребенка, и в то же время ребенок находится в преддверии новой социальной роли - роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок. В этой связи особенно важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам [4, с. 698].
Родительское отношение - это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых при общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков (А.Я. Варга и В.В. Столин) [3, с. 396].
Понятие «родительское отношение» к ребенку включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Варга А.Я. и Столин В.В. выделяют такие варианты родительских позиций как: симбиоз (чрезмерная
* Кафедра Общей и профессиональной психологии. Научный руководитель: Бичерова Е.Н., доцент кафедры Общей и профессиональной психологии, кандидат психологических наук.
эмоциональная близость), авторитарность и эмоциональное отвержение (маленький неудачник) [5, с. 67-88].
Для экспериментального изучения взаимосвязи уровня самооценки детей-дошкольников и детско-родительских отношений мы сформировали гипотезу: благоприятное отношение родителей к детям, характеризующееся эмоциональным принятием и кооперативными формами взаимодействия способствуют формированию самооценки среднего и высокого уровней у детей дошкольного возраста. Низкая самооценка формируется под влиянием негативных форм детско-родительских отношений (эмоциональное отвержение, инфантилизация ребенка, жесткий контроль и т.д.).
Организация и методики исследования
Исследование проходило на базе детского сада № 86 «Айболит». В исследовании принимали участие дошкольники в возрасте 5 лет (14 человек) и мамы (14 человек). Общая выборка исследования составила 28 человек. Исследование проводилось в 2012 году.
Для изучения взаимосвязи уровня самооценки детей дошкольников и детско-родительских отношений в семье мы использовали следующие методики: 1) проективная методика «Рисую себя» Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко; 2) методика «Лесенка» Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко; 3) «Какой я» Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко; 4) опросник родительского отношения (ОРО) Я. А. Варга и В.В. Столина.
Результаты исследования и их обсуждение
В рамках исследования, для выявления и подтверждения того, что детско-родительские отношения влияют на самооценку ребенка, мы прежде всего провели исследования в области выявления уровня самооценки детей, использовали различные методики, такие как: «Лесенка», «Какой я» и т.д. [2, с. 395]. После чего мы провели тест «Опросник родительского отношения (ОРО)» для исследования детско-родительских отношений в семье [1, с. 387].
При обработке методик «Лесенка», «Какой Я» и «Рисую себя» нами были получены следующие результаты, представленные наглядно с помощью рис. 1.
При обработке теста «Лесенка» получены такие результаты: детей с высокой самооценкой всего 13,5 %, с средним показателем 60 %, а детей с низкой самооценкой 26,5 %. Т.е., в группе детей, преобладает средний уровень самооценки.
При изучении самооценки с помощью теста «Какой я?» мы также выяснили, что в группе преобладает средний уровень самооценки.
Показатели теста «Рисую себя» выявили, что у большинства детей средний уровень самооценки 46,5 %, на втором месте низкий уровень 33,5 %, у меньшинства высокая самооценка 20 %.
Рис. 1. Результаты исследования уровня самооценки детей
При содержательном анализе полученных рисунков, необходимо отметить следующее: рисунки детей с высоким уровнем самооценки отличались большими размерами фигур, пропорциональностью, хорошо прорисованными деталями, фигура на листе была расположена высоко. Рисунки выполнены в соответствии с нормами психического развития детей данного возраста.
Рисунки детей со средним уровнем самооценки отличались средними размерами фигур, не всегда соблюдалась пропорциональность, не всегда прорисовывались деталями рисунков. В целом рисунки выполнены в соответствии с нормами психического развития детей данного возраста.
Рисунки детей с низким уровнем самооценки отличались маленькими размерами изображения своей фигурки, у них была нарушена пропорциональность, детали не всегда прорисованы.
В целом рисунки выполнены в соответствии с нормами психического развития детей данного возраста.
При изучении особенностей родительского отношения получены следующие данные, которые представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты родительского отношения у матерей
№ Тип родительского отношения Значение (%)
1 Принятие-отвержение 36 %
2 Кооперация 29 %
3 Симбиоз 16 %
4 Авторитарная гиперсоциализация 11 %
5 Маленький неудачник 8 %
Таким образом, мы выяснили, что в опрошенной нами группе мам чаще всего встречается тип родительского отношения «Принятие - отвержение» (36 %). Тип родительского отношения мам «Кооперация» встречается реже -29 %, тип «Симбиоз» встречается еще реже - 16 %, тип «Авторитарная гиперсоциализация» встречается еще реже - 11 %, тип родительского отношения мам «Маленький неудачник» - встречается очень редко - 8 %.
Т.е. матерям нравится ребёнок таким, какой он есть. Мать уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы.
Данные по всем проведенным методикам подверглись математической обработке. Для выявления взаимосвязи между уровнем самооценки дошкольников и видами детско-родительскими отношениями в семье, мы воспользовались корреляционным анализом по методу Спирмена.
Для подсчета результатов мы воспользовались программой SPSS.
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа
ОРО Самооценка
«Лесенка» «Какой я» Декор. рисунка Кол-во цветов Высота рис. Размер тела Сумма баллов
Принятие-отвержение 0,35 95 ** 0,39 95 **
Кооперация - 0,32 90 **
Симбиоз 0,38 95 **
Авторит. Гиперсоц. -0,39 90 ** 0,33 90 ** -0,35 95 **
«Мал. Неудачник» 0,49 99 **
В табл. 2 указаны корреляционные связи с высокой степенью значимости. Рассмотрим подробнее полученные корреляции.
Наиболее ярким оказалась корреляционная связь по шкале «авторитарная гиперсоциализация» с показателями методики «Лесенка», чем выше родительский балл по данной шкале опросника, тем ниже по уровню «лесенки» ставит себя ребенок. В данной связи, исходя из корреляционных данных, можно предположить что: авторитарный стиль общения родителей с детьми приводит, в конечном счете, к снижению самооценки ребенка.
Интересным представляется корреляционно значимая взаимосвязь по шкале «авторитарная гиперсоциализация» с размерами изображения рисунка: чем выше первый показатель, тем меньше размеры изображения. В данном случае связь более чем характерна. Ребенок ощущает себя маленьким, не защищенным, не способным, виноватым, все это изображается на рисунке в виде маленькой фигурки.
Однако другой коэффициент корреляции показывает что, «авторитарная гиперсоциализация» и декорирование рисунка находятся в прямой зависимости: чем выше первый показатель, тем больше декораций на рисунке. Можно предположить, что в случае если родитель относится к ребенку как несамостоятельному, требующему постоянного руководства и контроля, последний находит спасение в окружающей его обстановке, предметном мире, в своих фантазиях, там он ощущает себя более комфортно и полноценно.
Корреляционный анализ продемонстрировал прямо зависимые связи показателей по шкале «Симбиоз» и методике «Какой Я?». Высокий балл по шкале «Симбиоз» означает, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей, ребенок принимается целиком. Следствием таких родительских отношений является то, что ребенок характеризует себя множеством положительных качеств.
Из общей картины выделяется «симбиотический» стиль отношений к ребенку. Родитель ощущает себя единым целым с ребенком, ограждая его от трудностей и неприятностей в жизни. Родитель принимает ребенка целиком, стремится к удовлетворению всех его потребностей, следствием такой гиперопеки и безграничной любви является завышенный уровень самооценки ребенка.
Родительское отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику», инфантилизирующее ребенка, принижающего его личную и социальную состоятельность, так же приводит к тому, что высокая самооценка выполняет защитную функцию, оторванную от реального поведения.
Таким образом, следует предположить, что завышенная самооценка компенсирует неблагополучный опыт общения ребенка с родителями и защищает его от неуспеха, у ребенка срабатывает сильный компенсаторный защитный механизм.
Неразрешимый характер внутреннего противоречия между требованиями родителей и невозможностью им соответствовать представляет источник постоянной аффективной напряженности и беспокойства, способствует компенсаторной гипертрофии собственного «Я», самокритичность у ребенка не развивается. Неразрешенные внутренние конфликты порождают искажения в развитии и дифференцирования самооценки и самосознания, самооценка выполняет неадекватную, защитную, компенсаторную роль, ограничивая расширение опыта ребенка, тормозя развитие личностных качеств.
Полагаясь на вышесказанное, мы можем утверждать, что в целом благоприятное отношение родителей к детям, характеризующееся эмоциональным принятием и кооперативными формами взаимодействия способствуют формированию самооценки среднего и высокого уровней у детей дошкольного возраста. Низкая самооценка или, наоборот, завышенная формируется под влиянием негативных форм детско-родительских отношений (эмоциональное отвержение, инфантилизация ребенка, жесткий контроль и т.д.).
Список литературы:
1. Альманах психологических тестов / Под ред. В.В. Агибалова - М., 2006. - 387 с.
2. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2005. - 395 с.
3. Бранден Н. Мощь самооценки. - Киев, 2005. - 396 с.
4. Липкина А.И. Самооценка // Большая Советская Энциклопедия. - М., 2004. - 698 с.
5. Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. - 1980. - № 5. -С. 67-88.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ СПТ
© Фучко Ю.В.*
Муниципальное казенное учреждение «Центр Родник», структурное подразделение «Центр Ювентус-Н», г. Новосибирск
Проблеме агрессии посвящено множество фундаментальных работ и эмпирических исследований в отечественной и зарубежной психологии. Несмотря на столь глубокое изучение, проблема агрессии остается весьма актуальной. Особое значение приобретают технологии практической работы с подростками, имеющими высокий уровень агрессии или агрессивное поведение. В этой области становится наиболее оправданным реабилитационный подход при работе с агрессией.
Проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает глубокое беспокойство родителей и педагогов и острый научно-практический интерес исследователей, психологов, социологов.
Мы рассматриваем агрессию как сложное явление, обусловленное особенностями характера человека, половозрастными особенностями, моделями воспитания, жизненными ценностями и социокультурной ситуацией развития [3, 6, 9]. Мы полагаем, что проявления агрессии обладают возрастной специфичностью [1]. Для подросткового возраста особенно характерна агрессия, обусловленная стремлением к самоутверждению, реализации чувства взрослости.
В нашем исследовании выявлена следующая тенденция: апогея развития агрессия достигает к 17 годам, а далее, вместе с окончательным этапом
* Магистрант кафедры Общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета. Научный руководитель: Соколова Е.В., доцент кафедры Психологии личности и специальной психологии, кандидат психологических наук.