основе, являются носителями высокой педагогической культуры; 2) эффективность учебно-воспитательной деятельности возможна при наличии у педагогов определенных профессионально-личностных качеств; 3) высокий уровень духовной культуры обеспечивается восприятием преподавателями студентов как личностей и будущих профессионалов с устойчивыми ценностными ориентациями; 4) организация деятельности студентов происходит на основе личностно ориентированных технологий, технологий модульного обучения; 5)
формирование духовной культуры личности студентов обеспечивается разработкой и введением в учебный процесс факультативного курса «Православная культура в изучении русского языка и русской литературы».
Реализация данных педагогических условий и в целом модели обеспечивает результат сформированности духовной культуры личности студентов на основе определенных критериев, уровней и показателей.
Библиографический список
1. Катахова, Н.В., Серегин, В.Н., Нанай, Ф.А. Моделирование в учебном процессе / Н.В. Катахова, В.Н. Серегин, Ф.А. Нанай // Закономерности развития высшего профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения российского ученого-педагога Сергея Ивановича Архангельского / под ред. В.А. Сластенина, Е.И. Артамоновой, М.Я. Виленского, Ю.О. Овакимяна, И.Г. Шамсутдиновой, С.В. Яковлева. - М.: МАНПО, 2009.
2. Погорелов, С.Т. Проблема воспитания духовной культуры личности в педагогическом знании // Духовно-нравственные ценности в Российской школе: Материалы образовательных чтений Уральского Федерального округа 21-22 октября 2008 г. - Тюмень, 2008.
3. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
4. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа. - М.: Наука, 2000.
5. Златоуст, Иоанн, святитель. Слава Богу за все: сб. писем / сост. Е. Смирновой. - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005.
6. Юнг, К.Г. Психологические типы / под общ. ред. В. Зеленского. - М.: АСТ «Университетская книга», 1997.
7. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
Bibliography
1. Katahova, N.V. The modelling in educational process / N.V. Katahova, V.N. Seryogin, F.A. Nanaiy // Laws of development of the higher education. Materials of the All-Russia scientifically-practical conference, devoted to the 100 anniversary from the date of birth of Russian scientist-teacher Sergey Ivanovich Arhangelsky / under red. V.A. Slastenin, E.I. Artamonova, M.J. Vilensky, J.O. Ovakimjan, I.G. Shamsutdinova, S.V. Jakovlev. - М.: MANPO, 2009.
2. Pogorelov, S.T. The problem of education of spiritual culture of the person in pedagogical knowledge // Cultural wealth-moral at the Russian school. Materials of educational readings of the Ural Federal district in October, 21-22st, 2008. - Tyumen, 2008.
3. Pedagogics: the manual for students of pedagogical high schools and pedagogical colleges / under red. P.I. Pidkasistiy. - М.: a pedagogical society of Russia, 2006.
4. Gegel, G.V.F. Phenomenology of spirit. - М.: The Science, 2000.
5. The silver-tongued orator, John, prelate. Thank God for all: Letters / author E. Smirnova. - М.: Red. Sretensky monastery, 2005.
6. Yung, K.G. The psychological types / under red. of Zelensky. - М.: «University book», 1997.
7. Ushinsky, K.D. The person as a subject of education: experience of pedagogical anthropology. - М.: FAIR-PRESS, 2004.
Статья поступила в редакцию 01.04.11
УДК 88.4
Latypov f.V. THE INTERRELATION OF SELF-ALIENATION AND PERSONALITY SELF-IMAGE. The article presents the results of an empirical study aimed at examining the interrelation of personality self-alienation and selfimage.
Key words: self-alienation, self-image, self-attitude, sovereignty, the estranged self, the authentic self, the alienated self.
И.В. Латыпов, преподаватель Дальневосточного Государственного Гуманитарного Университета, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТЧУЖДЕНИЯ И ОБРАЗА Я ЛИЧНОСТИ
В статье представлены основные результаты эмпирического исследования, направленного на изучение взаимосвязи са-моотчуждения личности и образа Я.
Ключевые слова: самоотчуждение, образ Я, самоотношение, суверенность, самоотстраненное Я, аутентичное Я, самоотчужденное Я.
Проблема взаимосвязи самоотчуждения и образа Я личности на эмпирическом уровне в психологической науке фактически не рассматривалась. При этом сама проблематика самоотчуждения и отчуждения в целом на теоретическом уровне в последние годы привлекает все большее внимание психологов.
В нашем исследовании проверялась гипотеза о взаимосвязи самоотчуждения с образом Я личности (в частности, с его оценочно-аффективным компонентом). Предполагалось, что самоотчуждение является взаимосвязанным с оценочноаффективной составляющей образа Я личности, и отражением этой взаимосвязи являются разные типы образа Я.
Самоотчуждение рассматривается нами как психологический феномен, заключающийся в обособлении личности от
собственного Я или отдельных его составляющих (образа Я, рефлексивного и экзистенциального Я, эмоций и потребностей, тела и др.). Исходя из анализа теоретической литературы, мы предположили, что самоотчуждение может выражаться в утрате самоидентичности, смысла собственного существования и деятельности, а так же в утрате чувства собственной субъектности (суверенности).
В исследовании использовались следующие методики: «Методика изучения личностной идентичности» (Л.Б. Шнейдер); «Опросник субъективного отчуждения (взрослый вариант), ОСОТЧ» (модификация и адаптация теста С. Мадди Е.Н. Осиным); опросник «Суверенность психологического пространства, СПП» (С.К. Нартова-Бочавер); Методика «Кто Я» (Т. Кун, Т. Маркпартленд в модификации Румянце-
вой Т.В); «Опросник самоотношения, ОСО» (В.В. Столин и С.Р. Пантелеев); «Уровень соотношения "ценности ” и "доступности” в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова); «Самоактуализационный тест, САТ» (адаптация Л.Я. Гоз-ман, Ю. ЕАлешиной, М.В.Загика и М.В. Кроз); «Диагностика эмоциональных состояний, ДЭС» (А.Т. Джерсайлд).
Объем выборки: N=148 человек, в возрасте от 20 до 55 лет (среднее 27,08), т.е. периода ранней и средней взрослости. Состав выборки: студенты старших курсов ДВГГУ (65 чел), добровольцы - специалисты разного профиля (83).
Психолог, изучающий самоотчуждение, сразу становится перед одной сложной проблемой: как выявить самоотчужде-ние личности, если она, будучи самоотчужденной, может не осознавать своего состояния? Если верны идеи юнгианской аналитической школы [1], а также В.В. Столина [2], А. Янова [3] и др. о расщепленном Я (или «фальшивом Я»), когда существует внешнее Я, Я «для других», и плохо осознаваемое реальное Я, то методики, которые заполняются испытуемыми с подобным расщеплением, будут, скорее всего, демонстрировать внешнее Я. Более того, данная «фальсификация» будет, по всей видимости, бессознательной, ненамеренной. При этом нужно учитывать и то, что среди испытуемых могут быть люди, осознающие и переживающие свое самоотчуждение.
Решение этой проблемы мы видели, во-первых, во внимательном изучении данных различных методик и в выявле-
Из выделенных трех кластеров наиболее «благополучным» является третий (N=81). У испытуемых данной группы низкие показатели по отчуждению по всем шкалам ОСОТЧ, в том числе и по отчуждению от самого себя (что указывает на достаточную осмысленность жизни); высокие показатели по шкалам ОСО (самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес и др.) и низкий - по отдельной шкале «самообвинение» (35,74 балла).
нии явных противоречий в них. Эта задача упрощается благодаря тому, что часть методик частично «перекрывают», дополняют друг друга (ОСОТЧ-В, ДЭС, ОСО и СаТ). Аутентичная личность не будет давать противоположные ответы на сходные вопросы, равно как и личность, осознанно переживающая свое самоотчуждение, в отличие от носителей «фальшивого Я».
Во-вторых, был использован кластерный анализ методом К-средних. Кластерный анализ объединяет наблюдения в кластеры (группы) по критерию наибольшего различия между ними, то есть члены одного кластера могут не быть сходными друг с другом, но они максимально сильно отличаются от членов другого кластера. Результаты кластерного анализа по основным переменным представлены на рис. 1.
На графике показаны различия в средних результатах но баллам между тремя выявленными кластерами по некоторым шкалам, отражающим наиболее существенные различия по категориям «отчуждение» (методика ОСОТЧ), «суверенность» (СПП) и «самоотношение» (ОСО). Данные категории выбраны потому, что проведенный ранее факторный анализ показал, что эти категории образуют три ведущих фактора: смысловое отчуждение (29,8% дисперсии), суверенность (10,33% дисперсии) и самоотношение (7,96% дисперсии).
У представителей третьего кластера высокий относительно других кластеров уровень суверенности, что указывает на то, что люди, входящие в него, отличаются развитым чувством субъектности. Данный кластер мы условно назвали аутентичным, т.к. образ Я людей, входящих в него, достаточно целостен и непротиворечив.
Испытуемые второго кластера (N=32) демонстрируют выраженные признаки психологического неблагополучия: высокие показатели по ОСОТЧ (что указывает на пережива-
•Q
ГО
ю
ф
S
X
ф
а
и
Различия кластеров по базовым факторам: отчуждение, суверенность, самоотношение
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
* —▲—
т* 5 Д
/ Шк V \ \ *
ж к І д
■ ■ . ■ ■ і Iя А V Q П с S -А- ж * 4
-А. — W ¥ . X т ■
г. 2;
ю
ш
н
О
О
и
О
ш
ш
ю
о
у
н
О
О
и
О
s
2
н
х
го
О
U
О
ш
s
s
и
и
ш
Ю
О
и
о
О
и
О
ш
S
X
ш
3
о
X
н
о
о
2
го
U
CD
и
О
ш
S
X
ш
*
го
ш
>
о
О
и
О
о
н
<
О
и
О
ш
ш
н
X
S
о
и
>
О
и
о
о
X
X
ш
ш
CD
CD
U
О
ш
s
н
к
X
S
ш
S
X
ш
X
S
CD
ю
о
о
о
и
о
О
и
О
о
X
X
ш
ш
CD
и
и
о
ш
н
м
S
е
и
S
о
н
S
ш
и
о
X
X
ш
Кластер 1 Кластер 2 ■А— Кластер 3
и и
Рис. 1. Результаты кластерного анализа полученных данных (N=148)
ние смыслоутраты), низкие по самоотношению, за исключением шкалы самообвинения (64,41 балл) и суверенности. Данный кластер мы назвали самоотчужденным, так как его представители явственно обозначают неприятие себя, низкий уровень субъектности и низкий уровень переживания осмысленности жизни.
Наибольший интерес для нас представляет кластер 1 (N=35). По показателям смыслового отчуждения он даже немного ниже, чем аутентичный третий. Опираясь на данные первых названных кластеров, логично было бы предположить, что данный кластер будет дублировать по самоотношению аутентичный. Однако график показывает, что у представителей первого кластера отношение к себе очень близко к само-отчужденному кластеру, и, более того, по шкале аутосимпатии он даже ниже (40,59 баллов против 46,74), а по шкале самообвинения фактически идентичен ему (65,24 против 64,41). Уровень суверенности у данного кластера - средний.
Фактически, мы приходим к выводу, что в данном кластере (названном самоотстраненным), по указанным трем факторам вполне могут быть неосознанно сфальсифицированные данные, обусловленные необходимостью поддерживать определенный образ Я, не связанный прямо с реальным переживанием. Логичнее будет предположить, что фальсификации были подвергнуты шкалы отчуждения (то есть давались не реальные, а социально желательные ответы), так как стремление снизить показатели по самоуважению, уверенности и завысить по самообвинению нам представляется не вполне адекватным и даже нереальным для психологически здорового человека. Это предположение подтверждается так-
Мы предполагали, что самоотчуждение как психологический феномен, имеет три основные составляющие - смысло-утрату (смысловое отчуждение), утрату личностной идентичности и утрату субъектности (суверенности) личности. Однако проведенный факторный анализ показал, что личностная идентичность не является ведущим фактором (по своей значимости он оказался 10-м, с 2,4% объясненной дисперсии). Первыми оказались фактор отчуждения, фактор суверенности и фактор самоотношения, при этом фактор отчуждения наиболее значим (29% дисперсии). Данный факт подтверждает высказанную Е.Н.Осиным гипотезу о том, что отчуждение имеет в своей основе именно смыслоутрату [5; 6]. Статистически значимые различия между тремя кластерами (с аутентичным, самоотчужденным и самоотстраненным образом Я) по фактору идентичности были выявлены, однако их недостаточно, чтобы признать личностную идентичность одной из базовых составляющих самоотчуждения. Кроме того, идентичность слабо коррелирует с переменными, составляющими ведущие кластеры. Возможно, что утрата личностной иден-
же тем, что по другой методике, САТ, показатели 1 и 2 кластера по шкалам «самоуважение» (7,20 и 7,44) и «самоприня-тие» (8,97 и 8,91) фактически идентичны (статистически значимо ниже, чем у 3 кластера, 9,47 и 11,26 соответственно). В пользу идеи бессознательного искажения данных говорит единство первых двух кластеров и по методике измерения идентичности (1,94 и 1,88 балла, что соответствует диффузной идентичности, против 2,7 балла у аутентичного кластера, что соответствует стадии моратория [4]).
Мы можем предположить, что причиной указанной специфики кластера является психологическая защита от переживания смыслоутраты, экзистенциального вакуума. Смысловая пустота может заполняться внешними увлечениями и действиями, и поэтому не осознаваться.
Выявление кластера «самоотстраненных» испытуемых позволяет существенно уточнить данные корреляционного анализа, так как бессознательная фальсификация неизбежно вносит искажения в корреляцию. В таблице 1 мы привели результаты корреляционного анализа (ранговая корреляция Спирмена) по переменной «отчуждение от себя» (ОСОТЧ-В), до и после исключения из выборки 1-го кластера (35 человек). Из таблицы следует, что показатели корреляции между шкалами разных методик существенно изменились в сторону их усиления, несмотря на уменьшение выборки и при уровне значимости р<0,001, тогда как показатели шкал внутри методик (выделены черным) практически не изменились. Как видно из приведенных корреляций, переменная «отчуждение от себя» коррелирует со всеми основными шкалами исследования.
тичности - это не причина и не фактор самоотчуждения, а его следствие; эпифеномен, а не феномен.
Таким образом, по итогам проведенного исследования, представляется возможным заключить следующее:
1. Стержневой составляющей самоотчуждения личности выступает
смыслоутрата.
2. Взаимосвязь самоотчуждения и образа Я личности проявляется в
трех различных вариантах:
а) самоотчужденный образ Я, для которого характерно осознанное негативное восприятие своих собственных качеств и переживание смыслоутраты;
б) самоотстраненный образ Я, которому присуща бессознательная изоляция отдельных составляющих личности, угрожающих относительному психологическому благополучию, выраженная неконгруэтность самоотношения.
в) аутентичный образ Я, характеризующийся общим позитивным и конгруэнтным профилем.
Таблица 1
Сравнение корреляций по полной (п=148) и неполной (п=113) выборкам с переменной «отчуждение от себя».
Все корреляции значимы р<0,001; *р<0,01.
Шкала Отчужд. от себя Шкала Отчужд. от себя
N=148 N=113 N=148 N=113
Отчужд. от общества 0,64 0,67 ОСО.Самоотношение -0,51 -0,67
Отч. межличностное 0,61 0,64 I. Самоуважение -0,41 -0,58
Отчуждение от семьи 0,65 0,66 II. Аутосимпатия -0,31 -0,53
Отчуждение общее 0,81 0,81 IV. Самоинтерес -0,38 -0,47
Авантюризм 0,59 0,63 3. Самопринятие -0,30 -0,45
Нигилизм 0,72 0,74 5. Самообвинение 0,25* 0,48
Бессилие 0,77 0,79 7. Самопонимание -0,35 -0,51
Вегетативность 0,77 0,78 СПП. Суверенность -0,28 -0,34
САТ.Комп.врем. -0,39 -0,48 Одиночество 0,41 0,47
САТ. Поддержка -0,30 -0,42 Безнадежность 0,42 0,49
Библиографический список
1. Кэмпбелл, Дж. Мифы, в которых нам жить. - Киев;София;Москва: ИД «Гелиос», 2002.
2. Столин, В.В. Самосознание личности. - М.: Издательство МГУ, 1983.
3. Янов, А. Первичный крик. - М.: АСТ МОСКВА, 2009.
4. Шнейдер, Л.В. Личностная, гендерная и профессиональная идентичности: теория и методы диагностики. - М.: Московский психологосоциальный институт, 2007.
5. Осин, Е.Н. Отчуждение как психологическое понятие // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2007.
6. Осин, Е.Н. Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика: дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2007.
Bibliography
1. Campbell, J. Myths To Live By. - Kiev; Sofia; Moscow: Publishing House "Helios", 2002.
2. Stolin, V. Consciousness of the Individual. - Moscow: Moscow State University Press, 1983.
3. Janov A. Primary cry. - Moscow: AST MOSKVA, 2009.
4. Schneider, L. Personality, gender and professional identity: theory and methods of diagnosis. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute, 2007.
5. Osin, E. Alienation as a psychological concept // The reports of the third
national research-to-practice conference on existential psychology / Edited by D.A. Leontiev]. - M.: Meaning, 2007.
6. Osin, E. The Loss of Sense as Alienation Experience: the Structure and Diagnostics: dissertation by ... the Cand. Sc. (Psychology). - Moscow, 2007.
Статья поступила в редакцию 01.04.11
УДК 378.016: 78
Kalид'ша N.A. Parenting personal activity students of musical disciplines at the university in modern conditions of Russian society. The author examines the development of personal activity of students of music majors at the university in modern conditions of Russian society. The underlying influence of subjects of pedagogy and psychology, and management of pedagogical influence on the personality of future specialists.
Key words: personal activity, educational system, reflective activities, innovative behavior, the globalization of modern society.
Н.А.Калугина, канд. пс. наук, доц., зав.кафедрой педагогики и психологии ХК ИРО, г. Хабаровск,
Е-mail: natalikhbru@mail. ru
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Автор рассматривает вопросы развития личностной активности студентов музыкальных специализаций в вузе в современных условиях российского общества. В основе лежит влияние предметов педагогики и психологии и управление педагогического влияния на личность будущих специалистов.
Ключевые слова: личностная активность, воспитательная система, рефлексивная деятельность, инновационное
поведение, глобализация современного общества.
Современное российское общество, актуализирующее человека как ценность, изменяет систему целеполагания обучения и содержания профессионального образования, усиливает личностную ориентацию в содержании и технологиях, творческой и развивающей направленности.
В современных условиях образование становится приоритетной сферой не только накопления знаний и формирования умений, но и создания условий для формирования личности будущего профессионала, его творческих способностей, воспитания у него трудолюбия и нравственности, в формировании психологической готовности к осуществлению социального, политического выбора в условиях ускорения темпов развития общества; воспитание ответственности, коммуникабельности и толерантности при переходе к информационному обществу, предусматривающих значительное расширение межкультурного взаимодействия; в формировании современного мышления у молодого поколения, в основе которого лежит психологическая готовность к противодействию негативным влияниям социума, а также сотрудничеству; в готовности к непрерывному повышению квалификации, воспитанию навыка профессиональной мобильности. Образовательные учреждения в области искусств, особенно в области музыкального искусства, все активнее приступают к организации педагогического процесса, направленного на личностнопрофессиональное развитие студентов.
Изучение личностных особенностей как в теоретическом, так и в эмпирическом плане позволяет на сегодняшний день выделить профессионально значимые качества специалистов
музыкальной сферы искусства. Особое место занимают свойства личности студентов музыкальных специализаций, которые направлены на развитие активности молодого человека с учетом специфики эмоциональной сферы психики.
Музыкальное образование исторически основывается на психолого-педагогических направлениях профессиональной подготовки: 1) связано с возрастными особенностями освоения музыкального искусства и личностной сферой музыканта; 2) заключается в необходимости учета широкого культурного влияния на личность будущего специалиста, базирующегося на гармоничном сочетании собственно музыкальной, психо-лого-педагогической подготовки, направленной на формирование профессиональной культуры будущего педагога-музыканта.
Не менее важным, на наш взгляд, является включение в направления профессиональной подготовки будущих педаго-гов-музыкантов учет современных условий развития общества - глобализацию, определяющую направленность на выявление и поддержку творческих ресурсов и инновационных способностей студентов как будущих специалистов, умеющих «работать с будущим» и формирование на этой основе инновационного поведения.
Учет влияния глобализации на организацию профессиональной подготовки выделяется многими учеными. Так, Е.В. Бондаревская, определяет суть глобализации в том, чтобы обеспечить конкурентоспособность и опережающее развитие России в мировом социально-экономическом пространстве. Глобализация как следствие интенсивного развития экономик