А. А. Воронова
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ МАТЕРИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ
Работа представлена лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института Российской академии образования.
Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор А. М. Прихожан
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи матери и ее отношения к ребенку, проведенного в группах замужних и незамужних женщин, имеющих детей. На основе теоретического анализа по проблеме и полученных эмпирических данных выделены особенности родительского отношения в исследуемых группах замужних и незамужних женщин, сформулированы основные выводы о взаимосвязи самоактуализации женщины и ее отношения к ребенку.
Ключевые слова: самоактуализация, самоактуализация матери, материнство, родительское отношение.
The article presents the results of the research on interrelation of a mother and her attitude to a child, which was carried out in groups of married and unmarried women having children. Basing on the theoretical analysis of the problem and the acquired empirical data, the author distinguishes the peculiarities of parental attitude in the groups and formulates the main conclusions on interrelation of a woman’s self-actualisation and her attitude to a child.
Key words: self-actualisation, self-actualisation of a mother, motherhood, parental attitude.
Процесс самоактуализации родителей предполагает личностные вклады в ребенка и изменение личности самого родителя. Самоактуализация матери в отношении к детям будет представлять преобразование (как оформление родительского отношения) пространств бытия ее личности, заключающееся в формировании мотивации родительства (эмоциональный компонент), представлений о ребенке и способах его воспитания (когнитивный компонент) и стиля взаимодействия с ним [9, с. 4]. Таким содержанием будут выступать характеристики личности матери, которые связаны проявлениями самоактуализирую-щейся личности, на которые указывал А. Маслоу (автономность, компетентность во времени, самопринятие, творчество и др.) [5, с. 34]. Интересно то, что сходные черты (мужество, инициативность, решительность и др.) в рамках принципиально иной психологической концепции выделяет В. В. Давыдов, связывая их с личностным уровнем развития индивида, с потребностью в активном созидании и называя такую личность «идеальной» [3, с. 22]. Эти черты находят отражение на уровне ценностного отношения к другому человеку, включая и вершинный уровень - смысл жизни. Подобную ххарактеристику са-моактуализирующейся личности можно найти у С. Л. Рубинштейна: «Смысл жизни каждого человека определяется только в соотношении содержания всей его жизни с другими людьми», а «основная задача всего этического - утверждение существования человека в его отношении к другому человеку, к людям» [6, с. 57].
Попытку обозначить роль самоактуализации в родительском отношении можно найти в различных источниках. Изучая ценностные ориентации семьи, А. Н. Елизаров пишет, что «причиной семейного неблагополучия является не
то, что супруги удовлетворяют свои потребности в самоактуализации, саморазвитии и самосовершенствовании во “внесемейной” сфере, хотя это, естественно, тоже может влиять на семейное благополучие, а то, что сами потребности у этих людей в самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании не развиты и находятся в зачаточном состоянии» [4, с. 32].
А. Маслоу отмечает, что самоак-туализирующемуся человеку не всегда легко быть хорошим родителем: хороший родитель обладает некоторыми характеристиками хорошего лидера, в том числе достаточной силой личности, чтобы, как пишет А. Маслоу, «получать удовольствие от роста и самоактуализации других людей» [5, с. 110]. Родители должны избегать чрезмерной опеки над детьми и не потакать им в такой мере, чтобы каждая потребность ребенка удовлетворялась без каких-либо усилий с его стороны. Такое попустительство свидетельствует о недостаточном уважении к ребенку и заключенному в нем потенциалу развития.
Самоактуализирующиеся люди, по мнению А. Маслоу, имеют тенденцию идентифицироваться со своим призванием. «Если спросить у самоактуализи-рующегося человека: “Кто ты?”, его ответ скорее всего будет указывать на его “призвание” - например, “Я - юрист”, “Я - мать”, “Я - психиатр”, “Я - художник”. Тем самым такой человек сообщает, что свое призвание он идентифицирует со своей личностью, своим Я. Оно становится определением всей его сущности, ключевой характеристикой этого человека». Далее автор делает предположение, что самоактуализирующиеся личности, как правило, воспринимают свое призвание как определяющую характеристику своего Я, с которой они идентифицируются, сливаются, срод-няются.
От уровня развития самоактуализации женщины будет зависеть и содержание конкретного отношения к ребенку. Одно из наиболее значимых исследований в данном направлении было проведено Э. Шостромом. Автор указывает на то, что самоактуализированным людям свойственно воспринимать «себя и другого как “ты”, т. е. в качестве человеческого существа, обладающего безусловной ценностью, в противовес восприятию себя и другого как “оно”, или в качестве “вещи”, что характерно манипулятору» [11, с. 49]. И тот и другой тип восприятия другого формирует особый тип отношения к человеку.
Для «актуализационных отношений» (Э. Шостром) характерно самовыражение людей: каждый выражает свои желания или потребности вместо того, чтобы требовать; предпочтения вместо того, чтобы приказывать; одобрение вместо того, чтобы терпеливо пережидать. Каждый из них, если потребуется, готов сознательно пожертвовать чем-либо ради интересов другого, а не изображать смирение. Такие отношения можно назвать близостью и противопоставить их отношениям дистанциро-ванности. Иначе говоря, чем более «ак-тулизированной» является женщина, тем более «актуализированным» и не-манипулятивным является стиль ее отношения к ребенку.
Можно предположить, что существует взаимосвязь между самоактуализацией современной женщины и ее родительским отношением к детям. Основанием для такого предположения служит следующее.
Г. Г. Филиппова в своем исследовании рассматривает материнство как часть личностной сферы женщины [8, с. 76], имеющую фило-онтогенетиче-скую историю и ориентированную на задачи рождения и воспитания ребенка. На основе анализа отечественных и за-
рубежных исследований материнства, а также с опорой на анализ филогенеза материнской потребностно-мотивацион-ной сферы автор делает вывод о том, что эмоциональная ценность ребенка вообще является ядерным образованием в ценностно-смысловом блоке и основана на потребности в эмоциональном контакте у матери и ее объединении с потребностью во взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества. Следовательно, материнство и одна из основных его функций - родительское отношение к ребенку - предопределены как сфера самоактуализации женщины.
Женщина, для которой дети являются жизненной ценностью, стремится увидеть в них свое продолжение, воспитать у них способности, которые помогут им найти свое место в жизни. Человек хочет жить дальше - в своих детях. Однако это желание не является инстинктивным, врожденным, оно приобретается в процессе воспитания. Почти каждый человек нуждается в осознании того, что в детях он найдет свое продолжение. Когда ребенок появляется на свет, он становится для родителей самым дорогим существом, для воспитания которого необходима их активная жизнедеятельность, т. е. возникает благородная цель, обогащающая смысл жизни человека. Ребенок дает взрослому очень много. Гораздо больше, чем обычно думают: он помогает человеку стать Человеком, делает его жизнь полнее, полноценнее.
Материнство в жизни женщины играет совершенно уникальную, важную роль. Оптимистическое отношение к жизни является результатом счастливого материнства. Ничто не может с такой силой принести удовлетворение женщине-матери, дать ей более полное сознание осмысленности прожитой жизни, как убежденность в том, что ее
материнские предназначения реализованы успешно. Материнство всегда будет главной частью жизнедеятельности женщины. Из материнства она черпает сознание смысла своей жизни во всей полноте.
Однако при этом, как отмечает Л. Б. Шнейдер [10, с. 68], существуют некоторые особенности развития материнства в современных условиях, в результате чего материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей женщины, оттесняется иными ценностями: профессиональными, поиском материального благополучия и пр. На основе зарубежных и отечественных исследований автор делает вывод о том, что у современных женщин отмечается тенденция изменения ценностных ориентаций в обществе в сторону гедонизма и индивидуализма. Объясняют они это тем, что мужчина освобожден от необходимости рожать детей, содержать семью. У него больше прав и меньше ответственности - вот что ценят подобные женщины в своем представлении о мужчинах. Такие женщины считают, что рождение, воспитание и уход за детьми дискриминирует их [2, с. 95].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между самоактуализацией и родительским отношением современной женщины к детям: чем выше уровень самоактуализации взрослого, тем более субъектным (М. И. Лисина) будет его отношение к ребенку. При этом материнство и его функция - отношение к детям - могут являться сферой самоактуализации современной женщины при условии того, что материнство является для женщины ведущей ценностью и призванием.
В нашей работе мы исследовали особенности взаимосвязи родительского отношения к ребенку и уровня ее самоактуализации. Были исследованы две груп-
пы испытуемых: замужние матери, незамужние матери. Группы были выровнены по возрасту, уровню образования и материальному положению участниц.
Основными методами исследования были: Тест родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) [7, с. 10], Самоактуализационный тест (модификация Л. Я. Гозмана, М. В. Кроза) [1, с. 32]. На основе полученных результатов с каждой из испытуемых была проведена беседа.
Данные, полученные в результате проведения методик, были подвергнуты математической обработке с помощью рангового коэффициента корреляции Спирмена, ¿-критерия различий Стью-дента. Представленные различия достоверны на высоком уровне значимости (преимущественнор > 0,001).
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что у незамужних женщин с детьми отмечаются более высокие показатели самоактуализации, а у замужних женщин с детьми - более низкие показатели по шкалам самоактуализации. Таким образом, получается, что чем меньше в жизни женщины заботы о других людях, тем уровень самоактуализации выше.
На основе анализа Теста родительского отношения мы выделили основные особенности взаимоотношений с детьми у испытуемых из исследуемых групп.
• Для незамужних матерей характерны следующие особенности: родительское отношение этих матерей конструктивное, основанное на принятии и взаимодействии. Респондентки выделяют в своих детях такие качества, как сила, поддержка, т. е. они признают наличие у детей из собственных психологических ресурсов. Однако по сравнению с замужними женщинами эмоциональный тонус несколько понижен, сущест-
вует тревога в отношении детей. На основе полученных результатов можно сделать вывод о стремлении респонден-ток принимать самостоятельность личности ребенка.
• Замужние матери, в отличие от испытуемых другой группы, все свое внимание сосредотачивают на ребенке. Отношение матери к ребенку обусловлено проекцией собственной «Я»-кон-цепции и во многом зависит от благополучности отношений женщины со своим супругом. Недостаток внимания, эмоциональной теплоты в общении с мужем, а также недостаток активного взаимодействия с социумом (если таковой имеется) женщины компенсируют в общении со своими детьми. Женщины данной группы в большей степени, чем незамужние, склонны к построению симбиотических отношений со своими детьми, контролю. Однако в отличие от другой группы замужние женщины с детьми демонстрируют наибольшую уверенность во взаимоотношениях с ребенком.
Для замужних женщин с детьми характерна компенсация стремления к самоактуализации посредством симбиотических отношений с ребенком, что подтверждалось также некоторыми высказываниями испытуемых, выявленных в ходе беседы по проведенным методикам.
Полученные на основе описанных методик показатели взаимоотношений матери и ребенка были подвергнуты корреляционному анализу совместно с результатами Самоактуализационного теста. Были выявлены следующие взаимосвязи:
• В целом тенденция отрицательной взаимосвязи между высоким уровнем самоактуализации женщины и ее стремлением к заинтересованному общению с ребенком наблюдается в отношении обеих выборок.
• В группе замужних женщин с детьми чаще, чем в группе незамужних женщин, наблюдаются положительные корреляции между высоким уровнем самоактуализации и шкалами, демонстрирующими положительное заинтересованное отношение к ребенку. На наш взгляд, это может свидетельствовать о том, что материнство для замужних женщин является в большей степени сферой самоактуализации, по сравнению с незамужними женщинами.
• В случае если у незамужней женщины отмечен низкий уровень независимости и самостоятельности (шкала поддержки САТ), существует достоверная взаимосвязь с противоречивым отношением к ребенку, что вполне понятно, так как недостаток взаимодействия с мужем в воспитании ребенка, скорее всего, сказывается на уверенной трансляции того или иного отношения, воспитательной меры.
Полученные данные свидетельствуют о том, замужние женщины более эмоционально зависимы от мнения других людей.
Возможно, подобные результаты можно объяснить тем, что в современном российском обществе по-прежнему актуальной и социально-желательной является модели поведения замужней женщины как той, которая прежде всего хорошо заботится о своей семье, о муже и ребенке. В этой модели самоактуализация вне семьи не рассматривается как значимая.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза исследования: существует взаимосвязь между самоактулизацией личности женщины, а также семейным положением, которое она занимает, и ее отношением к ребенку:
• чем выше уровень самоактуализации личности женщины, тем в меньшей степени она будет стремиться к симбиотическим отношениям со своим ребенком;
• в ситуации, когда женщина вынуждена заботиться о собственном профессиональном развитии (в ситуации неполной семьи), уровень ее самоактуализации будет выше.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гозман Л. А., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М.: Роспед-агенство, 1995. 44 с.
2. Гурко Т. А. Родительство: социологические аспекты. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. 150 с.
3. Давыдов В. В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 4.
4. Елизаров А. Н. Ценностные ориентации семьи как фактор родительско-юношеских отношений конфликтов: Автореф. дис. на соис. учен. степени канд. экон. наук. М., 1995. 23 с.
5. МаслоуА. Психология бытия. М.: Ваклер, 1997. 304 с.
6. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
7. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А.Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
8. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учеб. пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 250 с.
9. Хозяинова Т. К. Особенности самоактуализации личности матери как фактор ее отношения к детям: Автореф. дис. на соис. учен. степени канд. псих. наук. Краснодар: Изд-во КГУ, 2004. 23 с.
10. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.
11. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. 192 с.