ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ушакова Е.Л.
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ С ТИПОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ
В психолого-педагогической научной литературе при исследовании процесса формирования и развития профессионализма используются два понятия: компетентность и компетенция. Тем не менее, существуют значительные разночтения в определении содержания этих ключевых понятий.
В ряде научных исследований термин «компетентность» нередко употребляется применительно к лицам определенного социально-профессионального статуса и характеризует меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не может в полной мере и в социально значимых аспектах ее реализовать. Такое понимание можно, например, найти в определении А. С. Белкина, характеризующего «компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность — как совокупность того, чем он владеет» [1].
По мнению А.В. Хуторского, компетенция — отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность — владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности [7].
Тем не менее, существуют и другие точки зрения на соотношение понятий «компетентность» и «компетенция».
В англоязычной литературе выделяют две основных темы, из которых вытекают определения компетенций.
1. Описание рабочих задач и результатов работы. Эти описания основываются на национальных системах обучения — National/Scottish Vocational Qualifications Management Charter Initiative (MCI). Здесь компетенции определяются как способность менеджеров действовать в соответствии со стандартами организации.
2. Другое определение возникло в деятельности консультантов по вопросам эффективного управления и ориентировано на описание поведенческих компетенций как характеристик личности, направленных на достижение высокого результата в работе [6].
По нашему мнению, профессиональная компетентность представляет собой качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний и связывается со способностью и готовностью применять знания и опыт для решения задач в социально-профессиональной сфере. Под соответствующей профессиональной компетенцией мы понимаем способность человека эффективно реализовать на практике усвоенные в той или иной сфере знания, умения, навыки.
54
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012
Исследование проблем профессиональной подготовки будущих специалистов выявило наличие различных научных точек зрения в определении «комплекса рефлексивных способностей субъекта» с позиции компетентностного подхода, который трактуется иногда как «рефлексивная компетентность», иногда как «рефлексивная компетенция»
По мнению Ю.В. Кушеверской, рефлексивная компетентность — системообразующий компонент профессиональной педагогической деятельности и качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексию, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу в учебной и профессиональной деятельности, достижению их максимальной эффективности и результативности [3].
В.А. Метаева выделяет рефлексивную компетентность как акмеологический феномен, способствующий достижению наивысших результатов в деятельности, и определяет как метакомпетентность [4].
Г.А. Полякова определяет рефлексивную компетентность как совокупность рефлексивных компетенций, включающую характеристику профессионально-личностных качеств педагога, его готовность и способность к рефлексивной деятельности с использованием знаний, умений, навыков, профессионального и жизненного опыта [5].
Тем не менее, существуют и другие точки зрения. По мнению В.К. Иванова, важной составляющей учебно-познавательной компетентности студентов является их рефлексивная компетенция. С позиций структурно-содержательного рассмотрения вопроса рефлексивная компетенция представляет собой аналитико-оценочный блок учебно-познавательной компетентности, включающий в себя деятельность по осознанию и оцениванию хода и результатов самостоятельной деятельности. Рефлексивные компетенция, таким образом, представляет собой мыслительные операции, которые имеют место при осуществлении студентом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя [2].
Представитель педагогической профессии должен владеть совокупностью конкретных профессиональных компетенций. Они обусловлены способностью выполнять определенные профессиональные функции, отличающие его, как педагога, от других специалистов.
По нашему мнению, профессиональная компетентность представляет собой качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научнотеоретических знаний и связывается со способностью и готовностью применять знания и опыт для решения задач в социально-профессиональной сфере. Под соответствующей профессиональной компетенцией мы понимаем способность человека эффективно реализовать на практике усвоенные в той или иной сфере знания, умения, навыки.
Рефлексивная компетенция будущего учителя имеет системно-уровневую природу. К системно-структурным ее компонентам можно отнести следующие:
— Рефлексия ценностно-смысловых аспектов педагогической деятельности: будущий учитель достаточно хорошо осознает значение и смысл педагогической деятельности и их места в профессионально-педагогической культуре; осмысливает и реализует ценности педагогической деятельности на информационном, эмоциональном, поведенческом уровнях; осознает личностный смысл педагогической деятельности и др.
— Рефлексия профессионально-личностного потенциала будущего учителя: будущий учитель ориентирован на развитие творческой профессиональной индивидуальности; присутствуют развитые субъектные качества личности, четко выраженная профессиональная позиция; самостоятелен в постановке и профессиональному решению теоретико-прикладных педагогических задач и др.
55
ISNN 1029-3338
— Рефлексия профессионально-педагогической ответственности: будущий
учитель проявляет осознанную зрелую жизненную и профессиональную позицию; проявляет четкость и пунктуальность при выполнении своих профессиональных обязательств; демонстрирует развитые способности, навыки самоконтроля и самооценки учебных действий школьников и др.
— Рефлексия педагогическая, прикладная: будущий учитель оценивает и переосмысливает конкретную ситуацию учебного занятия в целях принятия соответствующих решений; а также оценивает эффективность методов контроля прочности усвоения изучаемого материала; демонстрирует умение прогнозировать развитие педагогической ситуации, анализирует, оценивает и при необходимости корректирует намеченные цели и задачи урока в случае изменения условий педагогического процесса и др.
Рефлексивная компетенция будущего учителя имеет уровневую природу. Нами выделены следующие уровни рефлексивной компетенции будущего учителя:
— Адаптивный (низкий) уровень: осознает ценностно-смысловые отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе; пытается осознать ценностно-смысловую основу направленности своей личности на профессионально-педагогическую деятельность; осмысливает ценности педагогической деятельности на информационном и эмоциональном уровнях; пытается осознать личностный смысл педагогической деятельности, ценности и смыслы своего педагогического мировоззрения; ориентирован на основной смысл деятельности учителя.
— Прагматический (средний) уровень: оценивает и осмысливает конкретную ситуацию учебного занятия в целях принятия соответствующих решений; анализирует, оценивает и при необходимости корректирует намеченные цели и задачи урока в случае изменения условий педагогического процесса; в состоянии оценить эффективность методов контроля прочности усвоения изучаемого материала; проявляет способность к анализу и оценке своего конкретного педагогического опыта и соотнесение его с и учебными ситуациями на уроке; в состоянии выявить причины успехов и неудач в ходе реализации на уроке собственных планов и задач обучения и воспитания; осмысливает способы собственной педагогической деятельности в процессе реализации целей обучения и воспитания личности учащихся на уроке; демонстрирует умение прогнозировать развитие педагогической ситуации.
— Интегративный (высокий) уровень: ориентирован на развитие творческой профессиональной индивидуальности; присутствуют развитые субъектные качества личности, четко выраженная профессиональная позиция; самостоятелен в постановке и профессиональному решению теоретико-прикладных педагогических задач; проявляет развитые способности к рефлексивной оценке собственной профессионально-педагогической деятельности; осмысливает и эффективно реализует индивидуально-личностный подход в учебно-воспитательном процессе в школе; проявляет устойчивое стремление к самореализации в жизни и в педагогической деятельности; присутствует ярко выраженное стремление самоутвердиться в педагогической профессии; проявляет осознанную решительность в реализации творчески ориентированных профессиональных задач.
В исследовании использовалась методика «Решение педагогических ситуаций». Испытуемому предлагался ряд конкретных педагогических ситуаций. Он должен был сделать выбор одного из предложенных вариантов решения, включая его поведенческий аспект. Варианты ответа соответствовали определенной стратегии разрешения ситуации: пеленезависимой, либо полезависимой, гибкой, либо ригидной, эмоционально ста-бильной-нестабильной, радикальной-консервативной, жесткой-чувствительной. В экспери-
56
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012
ментах принимали участие студенты 1-5 курсов факультета педагогики и психологии ЛГПУ, всего 85 чел.
Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о том, что рефлексивная компетенция реализуется в определенных типах педагогических стратегий (индивидуально-личностных способах) разрешения профессиональных задач. Педагогические стратегии будущих учителей с интегративным (высоким) уровнем рефлексивной компетенции включают в себя такие основные характеристики, как поленезависимость (восприятие, ориентированное на детали ситуации, более аналитическое и дифференцированное). В процессе решения учебных задач, а также в профессионально-педагогической деятельности такой уровень рефлексивной компетенции позволяет увидеть мельчайшие детали ситуации в отличие от полезависимых стратегий, ориентированных лишь на ее целостное восприятие ситуации. Для интегрального (высокого) уровня рефлексивной компетенции также характерны гибкие педагогические стратегии — способность будущего учителя изменить свою точку зрения, основанную на собственных стереотипах, формулировать различные пути решения проблемы и, исходя из этого, пытаться найти правильное решение профессионально-педагогической ситуации. Для этого уровня рефлексивной компетентности характерны стратегии эмоциональной стабильности, консерватизма, (а не радикализма), стратегии чувствительности в противоположность жестким педагогическим стратегиям. Средний (прагматический) уровень развития рефлексивной компетенции характеризуется смешанными типами стратегий, как продуктивными (поленезависимо-гибкими или консервативно-гибики, так и непродуктивными (ригидно-жесткими или ригидно-радикальными). Для низкого (адаптивного) уровня рефлексивной компетенции в основном характерны контрпродуктивные педагогические стратегии разрешения профессионально-педагогических ситуации: полезависимые ригидные (инертные), импульсивные, эмоционально нестабильные, радикальные, жесткие.
Библиографический список
1. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство [Текст] / А. С. Белкин. Челябинск : ОАО Южно-Уральское кн. изд-во, 2004. 176 с.
2. Иванов, В.К. Рефлексивная компетенция в овладении иностранным языком как структурный компонент учебно-познавательной компетентности студентов [Текст] / В. К. Иванов // Альманах современной науки и образования. 2010. № 11 (42). Ч. 1, С. 70-71.
3. Кушеверская, Ю.В. Формирование рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Кушеверская. Петрозаводск, 2007. 21 с.
4. Метаева, В.А. Рефлексия как метакомпетентность [Текст] / В.А. Метаева // Педагогика. 2006. № 3. С. 57-61.
5. Стеценко И.А., Полякова Г.А. Концептуальные основы технологии формирования рефлексивной компетентности студентов педагогических вузов [Текст] / И. А. Стеценко, Г. А. Полякова // Научные проблемы гуманитарных исследований. Вып. 10. Пятигорск, 2011. С. 184-189.
6. Уиддет, С. Руководство по компетенциям [Текст] / С. Уиддет и С. Холлифорд ; пер. с англ. Н. Друговейко ; 3-е изд. М. : Изд-во ГИППО, 2008. 228 с.
7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторской // Народ. образование. 2003. № 5. С. 55-61.