Научная статья на тему 'Взаимосвязь развивающейся человеческой личности и социального государства в правовом измерении'

Взаимосвязь развивающейся человеческой личности и социального государства в правовом измерении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
696
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / WELFARE STATE / ЛИЧНОСТЬ / INDIVIDUAL / ПРАВОВОЙ СТАТУС / LEGAL STATUS / ЧЕЛОВЕК ЮРИДИЧЕСКИЙ / ВЛАСТЬ / AUTHORITY / HOMO JURIDICUS / SOZIALSTAAT / PERSöNLICHKEIT / RECHTSSTATUS / DER JURISTISCHE MENSCH / MACHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Графский В.Г.

В статье обсуждается комплекс устойчивых связей и отношений между личностью в ее постоянно и неравномерно меняющемся правовом статусе и некоторыми направлениями деятельности социального государства, содействующего процессу становления личности или, напротив, создающего этому препятствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlations of Developing Human Personality and Welfare State in Legal Dimension

The article discusses the complex sustainable linkages and relationships between the personality in its constantly and unevenly changing legal status and some directions in the activities of the welfare State, promotes the process of formation of personality or, on the contrary, creates obstacles.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь развивающейся человеческой личности и социального государства в правовом измерении»

В.Г. Графский *

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ПРАВОВОМ ИЗМЕРЕНИИ**

В статье обсуждается комплекс устойчивых связей и отношений между личностью в ее постоянно и неравномерно меняющемся правовом статусе и некоторыми направлениями деятельности социального государства, содействующего процессу становления личности или, напротив, создающего этому препятствия.

«-о Социальное государство, личность, правовой статус, человек юридический, власть.

Личность и государство представляют собой в современной литературе две труднообозримые области специального предметного анализа и обобщений для очень многих гуманитарных наук, уже напитанных нескончаемыми типологиями и констатациями всяческих перемен в их историческом и повседневном существовании или обновленном восприятии. Знакомясь с итогами изучения взаимоотношений отдельного человека и государства в их правовом измерении, приходится констатировать несколько непривычную амплитуду колебаний интереса к этой области жизни, которая всегда была и остается тесно переплетенной со многими другими жизненно важными областями отношений - политическими, профессиональными, добрососедскими житейскими, личными, имущественными и всевозможными их сочетаниями и модификациями. При этом существуют области взаимосвязей и взаимоотношений, которые, что называется, быльем поросли в силу отсутствия внимания к их постоянно обновляющемуся своеобразию и при одновременном довольствовании самыми упрощенными и поверхностными наблюдениями и обобщениями. Эти две практически безбрежные в понятийно-смысловом и предметно-деятельностном измерении об-

* Заведующий сектором истории государства, права и политических учений Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор (e-mail: veganat@mail.ru).

** Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ «Права личности: история идеи и современность» № 15-03-00228.

ласти человеческой жизни нередко существуют во внешнем восприятии не только в отсутствие ясных и плодотворно функционирующих азбучных истин, но также иной раз в отсутствие всякого интереса к новейшим научным констатациям в обобщении их очень изменчивой институциональной и статусно-правовой активности.

Целью данной статьи является привлечение внимания к теме взаимосвязи развития некоторых свойств и характеристик человеческой личности в ее связи с правами человека и гражданина и во взаимоотношениях с позитивной и иной активностью государства в лице его институтов и держателей власти, оказывающих то или иное влияние на процесс многоаспектной социализации личности индивида. Во взаимоотношениях личности и государства наиболее существенными характеристиками выступают их взаимосвязи на почве безопасности, упорядоченности мирного и плодотворного общения держателей власти с подвластными лицами и группами граждан, га-рантированности их приобщения к общеобразовательным знаниям и получению помощи в обретении специальных и профессионализированных знаний и умений, в получении и сохранении оплачиваемой работы, бесплатной медицинской и иной экстренной материальной помощи и др.

Развивающаяся личность имеет потребности в общей и специализированной государственной помощи и поддержке на разных стадиях своего становления и статусного оформления (детство с детским правом, подростковость и юность с бесплатным школьным, профессионально-техническим или иным специализированным образованием - военным, медицинским, педагогическим, начальным и средним технико-профессиональным и др.). Совершенствование личности в молодом и зрелом возрасте обеспечивается гарантированной государственной помощью в получении высшего образования, прохождении бесплатных и иных курсов повышения профессионального мастерства, в том числе смены профессии, в упорядоченном и гарантированном обеспечении или регулировании труда, отдыха, и т.д. В зрелом возрасте существенную роль в жизнеобеспечении граждан играют социальные пособия и выплаты по болезни, безработице, инвалидности и др. Особым видом поддержки являются меры социальной защиты - помощь многодетным семьям, пособия по беременности и уходу ребенком и др.

Сама теория прав человека складывается к началу Нового времени и принимает вначале вид концепции неотчуждаемых, естественных прав, сформулированной и обоснованной в трудах англоамериканских и французских авторов (триада Дж. Локка о праве на жизнь, свободу и собственность в конце XVII в., триада прав в Декларации независимости США 1776 г. в виде права на жизнь, свободу и стремление к счастью и в сочетании с идеей о сотворенности всех равными. И самые известные — пять естественных и неотчуждаемых прав, провозглашенных в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., обозначившей в качестве таковых права на свободу, равенство, собственность, безопасность и сопротивление угнетению). Существует также мнение, что все эти права и свободы человека проистекают из одного права, провозглашенного в период церковной Реформации и обозначившего фундаментальное право на свободу в виде свободы совести, т.е. свободы личного и самостоятельного выбора и осуществления религиозной веры и обрядности (М. Лютер, 1517 г.).

На Руси в княжеский период и позднее основным средоточием представлений и навыков уважительного отношения к человеческому достоинству и связанным с ним правам были священные тексты и церковная обрядность, а также обычное право, фиксируемое отчасти в пословицах и поговорках. Последнее обстоятельство дало основание некоторым отечественным юристам причислять пословицы и поговорки к разряду «первобытных источников права»1. По всей видимости, они исходили из того известного им обстоятельства, что для громадного большинства населения царской России даже в просвещенный и реформаторский XIX в. основным источником права было обычное право, а не императорские кодификации. Его происхождение обязано обыкновениям повседневной народной жизни, в которой пословицы и поговорки были выражением народной мудрости в восприятии и оценке правовых отношений. Именно они нередко выражали то или иное юридическое воззрение задолго до того, как оно получало фиксацию в правилах правового обычая или писаном законе.

1 Иллюстров И.И. Юридические пословицы и поговорки русского народа. 3-е изд. М., 2011. С. 6.

Вместе с тем в указанный период не прекращалась интенсивная и весьма плодотворная работа по изучению и упорядочению представлений о наличествующих или отсутствующих, но желательных правах человека в обстановке фундаментальных социальных и политических реформ, сопровождавших отмену крепостного права и создание новых культурно-образовательных, административных и в особенности судебных учреждений. В этот период реформаторские идейно-подготовительные и практические усилия М.М. Сперанского были продолжены представителями университетской науки и философии в лице Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева, а также Е.Н. Трубецкого, М.А. Коркунова, Б.А. Кистяковского, М.М. Ковалевского, Л.И. Петражицкого, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, П.И. Новгородцева и др. Именно в трудах этой когорты правоведов и философов в одном лице, часть которых получила мировое признание (В.С. Соловьев, Л.И. Петражицкий, Н.А. Бердяев), мы находим начальный контур прав личности как составной части прав человека в их соотнесенности с политическими и гражданскими правами (гражданские воспринимались более объемными, чем политические), а также с правами духовной личности (И.А. Ильин), с женским равноправием (Л.И. Петражицкий) и с новым прочтением соотношения личных интересов и прав с общими (общественными) интересами, истолкованными в духе естественного или искусственного солидаризма как социальной ценности, которой надлежит придерживаться и обществу, и отдельному человеку.

Советский период выглядит значительно беднее вследствие известной ангажированности многих авторов, подчинивших себя вольному или невольному иллюстрированию одной и той же идейной ориентации, которую известный поэт передал в таких словах: «У советских собственная гордость. На буржуев смотрим свысока». Все вопросы, касавшиеся прав человека и гражданина, рассматривались преимущественно в аспекте защиты чести и достоинства гражданина. Причем этот аспект был центральным при обсуждении не только прав человека, но и всех смежных с ними тем и проблем, будь то демократия или что-то иное2. Вариации с употреблением термина

2 См., например: Иоффе О.С. Новая кодификация советского гражданского законодательства и охрана чести и достоинства граждан // Сов. государство и право. 1962. № 7; Вильнянский С.И. Защита чести и достоинства человека в советском праве // Правоведение. 1965. № 3; Чернышева С.А. Защита чести и достоинства граждан. М., 1974; Придворов Н.А. Достоинство личности и социа-

«достоинство» (достоинство граждан, достоинство человека, достоинство личности ) особого значения не имеют, поскольку во всех случаях так или иначе обсуждался вопрос о правах человека, трактуемых как права советского человека, советского гражданина и личности советского воспитания. Инерция такого рассмотрения сохранилась отчасти и в постсоветский период российской истории3.

На этом фоне заметно выделяются работы, в которых личность воспринимается во многих социальных, в том числе политическом и правовом, ракурсах и в очень актуальном политико-событийном историческом контексте. Их авторы обсуждали эту тему с очень разных и не во всем совпадающих исходных методологических позиций и ориентаций4. В работах Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянца, Е.А. Лукашевой правовой статус личности обсуждался во взаимосвязи с другими видами статусов субъектов права с присущими им институционализированными элементами в виде прав, обязанностей, гарантий, средств правовой защиты (Н.И. Матузов), а также с моралью (Е.А. Лукашева) и в многоликих взаимосвязях с государством, в особенности с конкретными формами влияния государства и политической власти на положение личности (В.С. Нерсесянц). В публикациях других, менее основательных истолкователей этой темы были высказаны интересные суждения о единстве статических и динамических моментов в правовом положении личности (В.А. Кучинский), а также явно фантазийные рассуждения о связи определенных модификаций качеств человека с «юридической моделью личности» (М.Ф. Орзих) и тезис о «правосубъектности личности» как формируемом с помощью законов государства атрибуте индивида, необходимом ему для участия «в правовых связях и отношениях» опять же с дозволения государства (Н.В. Витрук).

листическое право. М., 1977; Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Демократия и достоинство личности. М., 1983.

3 См.: Цыбулевская О.И., Власова О.В. Достоинство личности и гражданское общество. Саратов, 2008; Дробышевский С.А., Протопопова Т.В. Идея человеческого достоинства в политико-юридических доктринах и праве. Красноярск, 2009.

4 См.: Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972; Нерсесянц В.С. Личность и государство в политико-правовой мысли. М., 1980; Лукашева Е.А. Право. Мораль. Личность. М., 1986; Орзих М.Ф. Личность и право. М. 1975; Кучинский В.А. Личность, свобода и право. М., 1978; Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.

При всем многообразии подходов к обсуждению прав личности остается много неясностей и недоговоренностей. Во-первых, как, например, отличить правосубъектность личности, если таковая существует, от правосубъектности человека или правосубъектности гражданина? Во-вторых, может быть, начать обсуждение с конструкции «человека юридического» (поставив его в один ряд с аристотелевским «человеком политическим» или «человеком социальным») и затем взглянуть по-новому на конструкцию прав личности? Расхожее представление о правосубъектности так или иначе сводится к перечню прав, свобод и обязанностей, которыми государство наделяет человека, гражданина и личность. При этом никаких явных трудностей с восприятием и толкованием не возникает, за исключением одной: где обнаружить перечень правообязанностей личности, если такая конструкция в таком точно виде не употребляется и получает на практике другие формулировки, которые не всегда воспринимаются как права личности? Остается испробовать второй вариант.

Начнем с того, что аристотелевское толкование конструкции «человек политический» далеко не так просто изложить в современной терминологии, поскольку в буквальном переводе человек политический (греч. zoonроШ1коп) - наполовину - человек, наполовину -зверь, некое политическое существо, одновременно и в человеческом, и в животно-зоологическом измерении. В истории некоторых самых распространенных слов и выражений, бывает, что они начинают свое социально-общежительное существование и служение в одном качестве и с одним набором смыслов и обиходных значений, а со временем так меняются, что в них «выживает» и удерживается (часто все собой заслоняя) только один из нескольких смыслов. Политический человек сегодня - это и гражданин, и государственный или партийный деятель, в котором нет ничего животного и примитивного, звериного, хотя по любому здравому смыслу это совсем не так на самом деле.

Теперь выстроим цепочку слов и значений, раскрывающих смысл понятия «права человека». Они соотносятся с правами гражданина как целое с частью. В свою очередь, права гражданина в аналогичном варианте соотносятся с политическими правами, которые имеют применение в отношениях властвующих или авторитетных избранников данной общины или государства со своими подвласт-

ными соучастниками общинного управления и самоуправления. Человек, соучаствующий в этнополитике, имеет помимо этнической или национальной (национально-государственной) идентичности еще индивидное и общное измерение, а также подпадает под типологию с различениями объективно-всеобщего и субъективно-индивидуального состояния этнических индивидов5.

Следующая вариация вместилища прав человека - вслед за правами гражданственности и политическими - права человека хозяйствующего (человека экономического), затем - права человека культурного и человека религиозного (человека морального и нравственного в делах житейских - в труде, отдыхе, развлечениях) и, наконец, права человека социального (человека общежительного в делах личных и групповых, семейно-родственных, добрососедских, профессиональных трудовых, этнонациональных и др.).

Права личности венчают весь многоступенчатый свод типов и семейств прав, открытый для благотворного пополнения снизу и с боков (например, с добавлением семейства прав на незагрязненную и безопасную для здоровья окружающую среду), и олицетворяют центральное ядро всего набора, акцентируя внимание на стихийном и селективном наборе правомочий и правообязанностей для человека, формирующего самостоятельно или с участием других свой умственный, физический и нравственный кругозор, приобретающего практические навыки соучастника правового общения и обес-печителя личного и общественного блага в различной пропорции и с разной степенью успехов или неудач.

В литературе все еще трудно отыскать примеры целостного рассмотрения концепции прав человеческой личности, анализируемой обособленно от прав человека и гражданина. Речь чаще идет только о правовом статусе личности, подразумевающем определенный набор прав и обязанностей, которые имеют уточнение в виде

5 Подробнее см.: ФадеичеваМ.А. Человек в этнополитике. Концепция этнона-ционального бытия. Екатеринбург, 2003. С. 6. В этой редкой по аналитической добротности и научной оригинальности монографии читатель с большим интересом и пользой для себя может прочесть рассказ философа о взаимосвязи этнической и национальной принадлежности человека, о непротиворечивом сочетании в нем этнического индивида и гражданина, а также о его этнических типах и состояниях. А заодно поразмыслит над обобщающим заключением автора о том, что если в XX в. главными конфликтами были конфликты идеологий, то в XXI в. главными становятся конфликты ценностей и идентичностей.

названий тех или иных прав человека и гражданина. Наиболее последователен в таком аспекте рассмотрения В.Д. Перевалов. В зависимости от сферы действия правовых норм, принципов или институтов он выделяет международный (общий) правовой статус личности, конституционный (базовый) статус, отраслевой статус личности с правами гражданскими, трудовыми, административными и др., затем родовой (специальный) статус личности (военнослужащих, судей, пенсионеров и др.) и, наконец, индивидуальный правой статус, зависящий от возраста, пола, профессии и других особенностей6. Заметным несовершенством этой по-своему последовательной и продуманной типологии является практическое неразличение прав человека и тех прав, которые извлекаются из конструкции правового статуса личности.

Предложенную здесь целостную конструкцию прав человека можно назвать также интегральной концепцией7 прав человека. Это название логично распространить и на концепцию прав личности, поскольку человеческая личность в своем становлении и развитии8 пребывает в большой зависимости от возможности пользоваться ядром из основных прав человека (свобода, равенство, собственность, безопасность, сопротивление угнетению) и некоторыми другими фундаментальными правами и свободами, зависящими от стадии становления и развитости необходимейших личностных общих (ум, здоровье, нравственный склад) и специальных, в данном случае пра-

6 См.: Перевалов В.Д. Правовой статус личности // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2002. С. 549-550. Наиболее обстоятельный обзор состояния степени изученности вопроса о правовом статусе личности в новейшей отечественной литературе см.: Ромашов Р., Ветют-невЮ., ТонковЕ. Право - язык и масштаб свободы. СПб., 2015. С. 304-360.

7 Термин «интегральная концепция» все еще вызывает недоверие и возражения в среде правоведов, которые заведомо видят в нем оправдание всяческой методологической или теоретической мешанины. Между тем этот термин давно употребляется в самых разных областях современного научного знания - от естествознания до гуманитарных наук. См.: Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2009.

8 Термин «личностное развитие» наиболее освоенным выглядит в современной социальной психологии. См., например: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 190-191; Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М., 2000; Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М., 2001. С. 177.

вовых, возможностей и характеристик, напрямую зависящих от возраста, пола, социально-групповой идентификации (семейной, этнической, религиозной) и накопленного опыта правового общения. Существенным становится и конкретное представление, в том числе самооценка индивидом достигнутой степени своего личностного становления, которая складывается из личных ощущений и оценок, а также мнений и оценок иных, в том числе ближнего и дальнего окружения, включающего преимущественно сограждан, и не только их.

В итоге будет складываться более адекватное и по-новому целостное (интегральное) представление о правовом статусе личности, в котором помимо приобщенности к пользованию основными правами человека более заметными в этом пользовании делаются позитивные свойства и возможности общего и специального личностного характера человека, претерпевающие многие изменения положительного или отрицательного рода, присущие процессу развития личности в семье и за ее пределами. Самым фундаментальным в наборе прав личности следует считать право на личную свободу. Наиболее широкое определение свободы личности, предложенное французскими правоведами, звучит так: это «право индивида вести подобающий ему образ жизни»9, т.е. выбирать в жизни то, что ему представляется наиболее подходящим. Научная и практическая интерпретация подразделяет это право на несколько составных частей, которые включают право беспрепятственного передвижения, право на защищенную от непрошенных внешних вторжений в частную жизнь, право на семейную жизнь и право располагать своим достоянием (собственностью в том числе). Более основательным выглядят в этой связи рассуждения о личных правах выдающейся исследовательницы проблематики гражданского права середины прошлого века Е.А. Флейшиц, которая полагала, что «личность должна быть защищаема и охраняема во всех непротивоправных проявлениях

9 Люшер Фр. Конституционная защита прав и свобод личности / Под ред. С.В. Боботова. Пер. с франц. М., 1993. С. 89. Одним из первых исследователей этой темы в нашей литературе стал Г.В. Мальцев, увязав ее с процессом трансформации права из абстрактного элемента правового статуса в конкретное субъективное право в составе реального правового отношения - тема эта не была должным образом оценена и долгое время оставалась без дальнейшего развития. См.: Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности. М., 1968. С. 88-89; он же. Социальные основания права. М., 2007. С. 426.

своих индивидуальных черт, способностей и талантов»10. Вместе с тем, истолковывая принцип защиты интересов личности, она и обосновывала мнение о том, что этот принцип мог бы включить в сферу правовой охраны «бесконечно разнообразные индивидуальные интересы личности, которые поименовать и перечислить в законе невозможно и которые именно вследствие своей нетипичности и не могут отлиться в объект особых субъективных прав»11.

Личность как специфическая ролевая характеристика и одновременно проявляющее себя вовне природное свойство человека -это известная целостность социальных свойств человека, а также результат включения индивида в систему существующих социальных отношений. Личность формируется в процессе социализации, в ходе усвоения индивидом ценностно-нормативной системы общества, а также удовлетворения собственных интересов и потребностей и развития самосознания. Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми - необходимое условие для становления и развития его социального ролевого участия в жизни общества. В противном случае, т.е. в случае полной социальной изоляции, индивид превращается в одичавшего человека (явление, названное «феноменом Маугли»), который в своем поведении практически ничем не отличается от животных - не умеет разговаривать, абстрактно мыслить, не может взаимодействовать с людьми, боится их, у него отсутствуют самосознание, самоидентификация. Все попытки его запоздалой социализации, т.е. включения в общественную жизнь, не приводят к ощутимым успехам.

С точки зрения социальной психологии личность - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой, социокультурный опыт и приобретенные знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих его повседневное поведение и связь с обществом и природой. Кроме того, личность рассматривается и как носительница «поведенческих масок», выработанных для разных социальных и политических ситуаций и группового взаимодействия. Само слово «личность» по своему происхождению имеет прямое отношение не к обществу и не к

10 Флейшиц Е.А. Личные права в гражданском праве Союза ССР и в капиталистических странах. М., 1941. С. 110.

11 Там же. С. 112.

государству, а к театру. В античном театре, как известно, могли играть только мужчины. И для того, чтобы они могли исполнять разные роли, использовались маски. Такие маски имели воронки, благодаря которым звук усиливался. Воронка по-латыни называлась «персона» (вещь «для звука»); позже это значение перешло и на сами маски.

В современной философии распространено двойственное представление о человеке как биосоциальном существе - биологическом по рождению и социальном в силу образования и воспитания. Эта же концепция встречается и у философов прошлых эпох. Платон и Аристотель, к примеру, считали человека комбинацией души и тела и отдавали приоритет телу. В Средние века считалось, что человек - образ Бога, а значит, его духовная сущность является доминирующей. Начиная с эпохи Возрождения возобладало представление о более или менее равноценном сосуществовании в человеке биологического и социального начал: личность есть человек, и как социальное существо он обладает совокупностью духовных свойств и осуществляет общение и деятельность. Таким образом, человек, является субъектом, а не только объектом тех или иных общественных отношений. При этом личность была и остается одним из наиболее трудных для определения терминов в обществознании. Перефразируя Канта, можно сказать, что обществоведы и другие гуманитарии настойчиво ищут и все еще не нашли приемлемого для всех наук определения личности. Ясно только одно, что ко всем этот термин неприменим, поскольку личность должна обладать определенными свойствами и качествами, такими как автономность (самоуправляемость), самостоятельность в принятии важных и трудных решений и ответственное отношение к их реализации. С учетом сказанного можно заключить, что понятие личности в правоведении тоже имеет или должно иметь несколько специфических свойств и атрибутов, от ценностных правовых ориентаций и общеобразовательных заинтересованностей до личной устремленности к сохранению относительной независимости в образе жизни и мышлении, а также в принятии и личной реализации жизненно важных решений.

Россия на всем протяжении своей истории принадлежит к числу стран, где население (правящий слой и обыватели) больше надеется на государство, чем на общество. В литературе в этой связи часто воспроизводят памятное суждение А. Грамши, который еще в 30-е гг. прошлого столетия характеризовал российское гражданское

общество как неизменно слабое и атомизированное. «На Востоке (и в России) государство было всем, гражданское общество находилось в первичном, аморфном состоянии. На Западе между государством и гражданским обществом были упорядоченные взаимоотношения, и если государство начинало шататься, тотчас выступала наружу прочная структура гражданского общества. Государство было лишь передовой траншеей, позади которой была прочная цепь крепостей и казематов»12. В итоге получилось так, что организация общества базировалась на устремленности к «эффективности власти, а не эффективности собственности и гражданского общества»13. Но это не все. Существенно при этом, кто и как влиял на состояние властвования в более или менее обозреваемой государственной траншее и как это положение дел сказывается на пользовании правами человека, гражданина и личности. Для ответа на эти вопросы обратимся к некоторым дополняющим характеристикам современного государства.

Личность как культурологическая категория используется здесь для характеристики конкретно-исторического правового статуса конкретного индивида (субъекта правовых возможностей и обязанностей), при этом она воспринимается во взаимосвязи и взаимозависимости с природой и социальной окружающей средой, т.е. социальными, политическими, государственно-властными, правовыми и моральными институтами, которые учитываются и упорядочиваются (интегрируются) культурой в ее традиционном и модифицированном существовании. Своеобразие современного восприятия личности фиксируется многими науками и социальными практиками - школьными воспитательными, либо общежитейскими конфликтными, либо эстетическими картинными и др. Нас в данном случае интересует - и мы в какой-то мере проясняем здесь эту область изучения - современное правовое положение человека и гражданина в его соотношении с современным социальным положением личности в ее устойчивых и переменных свойствах и внешних проявлениях, в том числе в виде прав личности, имеющих

12 Цит. по: Hoare Q., Smith G.N. Selections from the Prison Notebooks of Antonio Gramsci. N.Y., 1971. P. 238.

13 Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социологические исследования. 1997. № 3. С. 26.

обособленный горизонт смыслов с четкими и не вполне нечеткими очертаниями.

Основные права и свободы человека предназначены для многих важных и общеполезных целей и задач в его жизни и деятельности, но самыми ближайшими и непосредственными следует считать минимальные гарантии от чрезмерного вмешательства со стороны государства в человеческую жизнь, а также законные средства сопротивления чиновничьим и судебным злоупотреблениям14. Вместе с тем основные права можно рассматривать как вариацию концепции общественного устройства и правопорядка в государственном общежитии. Попытаемся хотя бы схематично представить себе взаимоотношения концепций развивающейся человеческой личности и социального государства в процессе развития, так или иначе связанного с использованием основных прав.

Для правового сопровождения и одновременно защиты и поддержания личностного развития требуется несколько иной, дополняющий или конкретизирующий основные права набор приемов и средств охраны сферы личной жизни. Помимо конституционно-правовых средств защиты личной сферы (право на жизнь, на телесную и психическую неприкосновенность, на индивидуальное самоопределение в области религиозной веры и семейных устоев, на неприкосновенность жилища, охрану тайны личной и семейной переписки и иных сообщений) очень важным становится также право на за-

14 См. об этом: Экштайн К., Шаффхаузер З., Вершинин С. Как упорядочить отношения гражданина и чиновника: административные процедуры на примере законодательства Швейцарии. М, 2000. Свидетельством большого вреда от чиновничьего беспредела является его констатация пословичной мудростью. Так, в сборнике юридических пословиц, собранных в конце X1X в., о чиновниках и судьях можно встретить подобные всеобъемлющие обобщения. Наряду с констатацией большой надежности в защите честного судьи и чиновника («судья праведный - ограда каменная») дается красноречивое предостережение в отношении неправосудности («не бойся суда, а бойся судьи»). Понятны и убедительны такие пословичные обобщения и афоризмы, которые, с известными оговорками, не устарели полностью и в наши дни: «законы святы, да судьи супостаты», «в земле - черви, в воде - черти, в лесу - сучки, в суде - крючки: куда пойти?», «пристрастный судья разбоя злее», «сильна правда, да деньги сильней», «люди ссорятся, а воеводы кормятся», «утинова зоба не накормишь, а подъяческого кармана не наполнишь», «приказный - безотвязный, стоит над тобой, как черт над душой» и др. См.: ИллюстровИ.И. Указ. соч. С. 23-27.

щиту основ жизнедеятельности и общения - имеется в виду поддержание свободы общения, гарантированное пользование правами и свободами в области формирования и лично-группового выражения политических мнений, запрет дискриминации и произвола, злоупотреблений правом и др. Складывающийся в процессе реализации таких правил, требований и процедур порядок содействует формированию и упрочению надлежащего правопорядка, который, в свою очередь, дополняется и поддерживается надлежащим хозяйственно-экономическим порядком, характеризующимся гарантиями защиты права собственности и свободы предпринимательской деятельно-сти15.

В условиях масштабных проявлений неправосудности и произвола чиновников существенным препятствием и одновременно благотворным фактором личностного развития становятся гарантии честного судебного и административного процесса, в котором определенную роль играют конституционно-правовые и международно-правовые основы этих процедурных действий, а также надлежащее соотношение между конституционным правом, текущим законодательством и судейским совершенствованием права. В этих же обстоятельствах защита личностных ценностных ориентаций с помощью прав и свобод находит мощную поддержку в принципах правового государства (формула К. Экштайна), которые в западноевропейских государствах признаны доктриной и судебной практикой и особенно после принятия Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Среди них наиболее значимы принцип равенства (с равными следует обходиться равным образом, с неравными - неравным и без всякой дискриминации); запрет произвола (любой акт публичной администрации должен быть разумно обоснован) принцип соразмерности (любое вмешательство в свободу действий гражданина допустимо настолько, насколько это необходимо в пределах задач, решаемых в публичных интересах); запрет бессмысленного применения права (норма, которая в конкретной ситуации утрачивает смысл, не подлежит применению); запрет неоправданного формализма (недопустимо нагружать сограждан обременениями исключительно из соображений некой формы в

15 В обсуждении этой темы использованы оригинальные разработки и комментарии К. Экштайна. См.: Экштайн К. Основные права и свободы. По российской Конституции и Европейской Конвенции: Учеб. пособие. М., 2004. С. 3-7.

чистом виде. Несоблюдение формы не должно использоваться во вред гражданину, если цель, преследуемая формой, достигается и без ее соблюдения)16.

Подводя некоторый промежуточный между проделанным и возможным в перспективе анализом итог обсужденному в этом тексте материалу, можно признать доказанным, что развивающаяся личность имеет множество связей и зависимостей от традиционной и видоизменяющейся социальной деятельности современных государственных институтов власти, управления и культурно-хозяйственной активности соответствующих учреждений17. Кроме того, круг и набор относящихся к этого рода активности и перемен права, свободы и обязанности имеют вполне определенный набор вспомогательных правовых средств и обыкновений, непосредственно обусловленный теми или иными потребностями личного развития в духе обдуманного и стихийного самосовершенствования личности, ее автономного самоопределения в выборе образа жизни и удовлетворения потребностей духовного и материального рода, а также обдуманной ориентации в существующих общих и специализированных социальных ценностях. Взаимосвязь личностного развития и активности социального государства может иметь характер не только благотворно-позитивный, но и противоположный, т.е. вредный и деструктивный. Однако этот процесс не относится к числу явно детерминированных и в этом плане жестких и неизменных, но может иметь переменчивый и позитивный характер.

16 Экштайн К. Указ. соч. С. 31.

17 С учетом этого необходимо расстаться как с устарелым положением о тождестве прав личности с правами человека. «Права человека и права личности -понятия тождественные, и нет никаких оснований отрицать, или затушевывать это положение», - указывал М.С. Строгович (Строгович М.С. Права личности. Вопросы теории // Вопросы философии. 1976. № 4. С. 7). Кроме того, более внимательно следует еще раз обсудить существующие определения совокупности прав и человека, и гражданина. Дело в том, что хорошо отрегулированный институт прав и свобод гражданина является мерилом достижений данного политического сообщества на пути «к благой и счастливой жизни». Он есть гарантия доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, законным формам волеизъявления во имя защиты или реализации различных интересов. В этом смысле он есть непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса и достоинства. См. об этом: Теория государств и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 1995. С. 219.

Библиография

Акмеологические основы управленческой деятельности. М., 2000; Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М., 2001. Вильнянский С.И. Защита чести и достоинства человека в советском праве // Правоведение. 1965. № 3.

Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.

Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2009.

Голенкова З. Т. Гражданское общество в России // Социологические исследования. 1997. № 3.

Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Демократия и достоинство личности М.,

1983.

Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М., 2000.

Дробышевский С.А., Протопопова Т.В. Идея человеческого достоинства в политико-юридических доктринах и праве. Красноярск, 2009.

Иллюстров И.И. Юридические пословицы и поговорки русского народа. 3-е изд. М., 2011.

Иоффе О.С. Новая кодификация советского гражданского законодательства и охрана чести и достоинства граждан // Сов. государство и право. 1962. № 7.

Кучинский В.А. Личность, свобода и право. М., 1978. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. Лукашева Е.А. Право. Мораль. Личность. М., 1986.

Люшер Фр. Конституционная защита прав и свобод личности / Под ред. С.В. Боботова. Пер. с франц. М., 1993.

Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности. М., 1968. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2007. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972.

Нерсесянц В.С. Личность и государство в политико-правовой мысли. М.,

1980.

ОрзихМ.Ф. Личность и право. М., 1975.

Перевалов В.Д. Правовой статус личности // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2002.

Придворов Н.А. Достоинство личности и социалистическое право. М.,

1977.

Ромашов Р., Ветютнев Ю., Тонков Е. Право - язык и масштаб свободы. СПб., 2015.

СтроговичМ.С.. Права личности. Вопросы теории // Вопросы философии. 1976. № 4.

Теория государств и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 1995.

Фадеичева М.А. Человек в этнополитике. Концепция этнонационального бытия. Екатеринбург, 2003.

Флейшиц Е.А. Личные права в гражданском праве Союза ССР и в капиталистических странах. М., 1941.

Цыбулевская О.И., Власова О.В. Достоинство личности и гражданское общество. Саратов, 2008.

Чернышева С.А. Защита чести и достоинства граждан. М., 1974.

Экштайн К. Основные права и свободы. По российской Конституции и Европейской Конвенции: Учеб. пособие. М., 2004.

Экштайн К., Шаффхаузер З, Вершинин С. Как упорядочить отношения гражданина и чиновника: административные процедуры на примере законодательства Швейцарии. М., 2000.

Hoare Q., Smith G.N. Selections from the Prison Notebooks of Antonio Gram-sci. N. Y., 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.