ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ ФУНКЦИИ С ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ У МЛАДШИХ школьников
УДК/UDC 159.943.8
Поступила в редакцию 06.09.2021 г.
Информация для связи с автором: shatskaya.msu@gmail.com
А.Н. Шатская2
Академик РАО, доктор психологических наук А.Н. Веракса1, 2 А.Я. Фоминых2
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва 2Психологический институт Российской академии образования, Москва
CORRELATION OF PRiMARY SCHOOLCHiLDREN PHYSiCAL ACTiViTY AND PROGRESS iN EXECUTiVE FUNCTiONS
A.N. Shatskaya2
Academician of the RAE, Dr.Sc.Psych. A.N. Veraksa1, 2 A.Y. Fominykh2
1 Lomonosov Moscow State University, Moscow
2 Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow
Аннотация
Цель исследования - выявление особенностей взаимосвязей между развитием компонентов регуляторных функций и физической активностью в младшем школьном возрасте.
Методика и организация исследования. В изучении приняли участие 103 ребенка в возрасте 8 лет (47 мальчиков и 56 девочек): дети, регулярно занимающиеся спортом вне учебной деятельности и не занимающиеся спортом. Для диагностики уровня развития зрительной рабочей памяти, сдерживающего контроля и когнитивной гибкости были использованы субтесты нейропсихологического диагностического комплекса NEPSY-II. Дополнительно, для оценки уровня развития кратковременной слуховой памяти был использован тест «10 слов» А.Р. Лурия.
Результаты исследования и выводы. Анализ полученных результатов показал, что дети, регулярно занимающееся спортом, демонстрируют значимо более высокие результаты по показателям саморегуляции и кратковременной слуховой памяти. Увеличение доли физической активности детей может рассматриваться как один из способов планомерной поддержки когнитивного развития.
Ключевые слова: регуляторные функции, саморегуляция, рабочая память, физическая активность, спорт, младшие школьники.
Abstract
Objective of the study was to analyze correlations between executive functions and physical activity in primary schoolchildren.
Methods and structure of the study. We sampled for the study the 8 year-old 2-grade students (n=103, 47 boys and 56 girls) at Moscow schools and split them up into unsporting Group 1 (n=49) and sporting Group 2 (n=54) of individuals trained at least twice a week for 45+min in 1+ sport groups on an off-class basis for at least one year. The sample was tested on an individual basis, with the test data processed by SPSS 21.0 software and R-language (version 4.0.3). We used NEPSY-II Neuropsychological Test System (designed to test mental functions in the 3-16-year-olds) to rate the self-regulation elements in the sample. Results and conclusion. Our tests and and analyses rated the habitually sporting children meaningfully higher on the self-regulation and short-term auditory memory scales than their unsporting peers, with the highest progresses and intergroup differences in the cognitive flexibility tests. This finding gives us the reasons to recommend reasonably high physical activity among the most efficient cognitive progress facilitation methods.
Keywords: executive functions, self-regulation, activity, sport, primary schoolchildren.
working memory, physical
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
Введение. Регуляторные функции представляют собой семейство когнитивных функций, обеспечивающих нестереотипное поведение в новых и/или сложных ситуациях, требующих дополнительной концентрации. Согласно концепции А. Мияке и коллег, основными компонентами саморегуляции являются зрительная и слуховая рабочая память, сдерживающий контроль (способность затормозить стереотипный ответ в пользу верного) и когнитивная гибкость (способность легко переходить от одних правил и точек зрения к другим) [7]. Уровень развития саморегуляции зачастую является более прогностичным фактором социальной успешности, чем уровень интеллектуальных способностей [8]. Проблема поиска методов улучшения уровня развития саморегуляции является наиболее востребованной в области разработки эффективных программ детского развития.
Одним из самых доступных способов улучшения уровня развития саморегуляции является физическая активность. При общей ослабленности организма активность психических функций ослабевает [2]. Дети с малоподвижным
образом жизни демонстрируют сниженный уровень сдерживающего контроля [4]. Регулярное участие в командных спортивных играх ведет к улучшению показателей когнитивной гибкости [10]. У детей, занимающихся спортом, более развита рабочая память [3]. Однако одни авторы утверждают, что положительное влияние физической активности на саморегуляцию возможно только в случае высокоинтенсивной нагрузки [6]. Другие вовсе не находят значимых улучшений показателей регуляторных функций после регулярной серии занятий физической активностью [9]. Таким образом, само утверждение того, что физическая активность однозначно способствует улучшению показателей саморегуляции, до сих пор не является повсеместно принятым.
Цель исследования - выявление особенностей взаимосвязей между развитием компонентов регуляторных функций и физической активностью в младшем школьном возрасте.
Методика и организация исследования. В изучении приняли участие 103 ребенка в возрасте восьми лет
(47 мальчиков и 56 девочек), ученики вторых классов общеобразовательных школ города Москвы. Участники были разделены на две группы: 1) дети, не посещающие спортивные секции (49 человек); 2) дети, регулярно занимающиеся спортом (54 человека), - посещающие минимум два раза в неделю одну и более спортивную секцию вне школьных уроков физкультуры; занятия длятся более 45 мин; посещающие занятия более года. Диагностика проходила в индивидуальном порядке. Анализ данных проводился с помощью языка программирования R, версия 4.0.3, и программы SPSS 21.0.
Для диагностики компонентов саморегуляции были использованы субтесты нейропсихологического диагностического комплекса NEPSY-II, применяемого для оценки развития психических функций детей от 3 до 16 лет [9]. Для диагностики зрительной рабочей памяти нами был использован субтест «Memory for design» (память на конструирование). Для сдерживающего контроля - субтест «Inhibition» (торможение), проводимого в две серии на разном стимуль-ном материале. Для когнитивной гибкости - субтест «Animal Sorting» (сортировка карточек с животными). Дополнительно была включена методика оценки уровня кратковременной слуховой памяти - «10 слов» А. Р. Лурии [10].
Результаты исследования и их обсуждение. Первым этапом анализа данных после разделения участников исследования на группы занимающихся и не занимающихся спортом, был корреляционный анализ связей спортивной деятельности (посещения спортивных занятий) и компонентов саморегуляции (табл. 1). Когнитивная гибкость сильнее остальных компонентов оказалась связана с вовлеченно-
Таблица 1. Корреляция регуляторных функций и занятием спортом (* - p<0,05; ** - p<0,01)
Характеристики Спортивная деятельность
Зрительная рабочая память ,28**
Называние, время -,2*
Торможение, время -,31*
Переключение, неисправленные ошибки -,2*
Переключение, время -,3**
Когнитивная гибкость (количество верных группировок) ,43**
Кратковременная слуховая память (повторы до заучивания) -,22*
Таблица 2. Различия между группами детей (М - средние значения, р
стью в спортивную деятельность. Таким образом, мы предполагаем, что физическая нагрузка может демонстрировать наибольшую эффективность для развития когнитивной гибкости, обеспечивающей возможность быстрого перехода к новым вариантам решения задач.
Следующим этапом анализа данных стало сравнение средних значений двух групп детей: занимающихся и не занимающихся спортом. Полученные результаты представлены в табл. 2.
Дети, регулярно занимающиеся спортом, в среднем получили более высокие оценки по показателям зрительной рабочей памяти «Образ» и «Общий балл» по сравнению с детьми, которые не занимаются спортом. Также для детей, занимающихся спортом, в среднем требуется меньше времени на выполнение задания по методике «Inhibition», но количество ошибок при этом не различается в обеих группах. Возможно, у детей, занимающихся спортом, есть установка на быстрое выполнение заданий, активирующаяся инструкцией к заданию, где есть акцент на скорое выполнение, и дети чаще обращают внимание именно на этот аспект, так как это является значимым критерием в их опыте спортивной деятельности.
В методике «Animal Sorting» дети, занимающиеся спортом, предлагают большее количество верных способов классификации, то есть уровень развития их когнитивной гибкости значимо выше. В среднем, дети из группы занимающихся спортом, воспроизводят 56 % верных вариантов из всех возможных, а дети, не занимающиеся спортом, - 36 %.
Также было выявлено, что уровень развития слуховой кратковременной памяти у детей, занимающихся в спортивных секциях, значимо выше. Мы связываем полученный результат с тем, что в рамках спортивных занятий объяснение постоянно меняющейся тактики и порядка заданий чаще всего происходит вербально. Такой опыт кратковременного запоминания, безусловно, встречается и в жизни детей, не занимающихся спортом, однако в спортивной среде эта практика является особенно значимой.
Выводы. Дети, регулярно посещающие спортивные секции, обладают более высоким уровнем развития саморегуляции и кратковременной слуховой памяти. Наиболее значимые различия между группами наблюдаются по когнитивной гибкости в пользу школьников, посещающих спортивные занятия. Таким образом занятия в спортивных секциях можно
- уровень значимости)
Субтесты М не занимающихся спортом Мзанимающихся спортом t/U критерий p
Зрительная рабочая память
Память на конструирование. Образ 48,92 52,43 t=-3,317 0,001
Память на конструирование. Расположение 26,63 27,69 U = 957,0 0,013
Память на конструирование. Общий балл 107,4 118,9 t = -2,876 0,005
Сдерживающий контроль
Называние. Неисправленные ошибки 0,24 0,15 U = 1241,0 0,411
Называние. Исправленные ошибки 0,65 0,37 U = 1110,0 0,085
Называние. Время 60,16 56,2 t = 2,128 0,036
Торможение. Неисправленные ошибки 1,29 1,24 U = 1290, 0,816
Торможение. Исправленные ошибки 2,38 2,26 U = 1212,5 0,458
Торможение. Время 88,88 79,8 t = 2,542 0,013
Переключение. Неисправленные ошибки 5,08 2,79 U = 1021,5 0,043
Переключение. Исправленные ошибки 4,67 3,66 U = 1137,5 0,217
Переключение. Время 126,6 111,8 t = 3,108 0,002
Когнитивная гибкость
Сортировка карточек с животными 4,37 6,76 t = -4,87 0,000
Кратковременная слуховая память
«10 слов». Повторов до заучивания 4,51 3,93 U = 989,5 0,024
№3 • 2022 Март | March
http://www.teoriya.ru
75
рассматривать как способ позитивного влияния на развитие саморегуляции, необходимой для успешного академического и социального развития ребенка. Изучение взаимосвязей регуляторных функций и характеристик конкретных видов спортивных нагрузок представляется нам следующим этапом исследований, который позволит выявить виды спорта с максимально развивающим потенциалом.
Литература
1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений. 3-е изд., стер. 2004.
2. Максимова Е.Н., Алексеенков А.Е. Влияние двигательной активности на физическое состояние и интеллект человека // На-ука-2020. 2019. №. 4 (29).
3. Николаева Е.И., Исайко А.А., Федорук А.С. Связь характеристик рабочей памяти и тормозного контроля с особенностью ближайшего окружения дошкольника и его включенностью в физическую активность // Комплексные исследования детства. 2019. Т. 1. №. 2.
References
1. Luria A.R. Osnovy neyropsikhologii [Fundamentals of neuropsychology]. Study guide for students of higher education institutions. 3rd ed., ster. 2004.
2. Maksimova E.N., Alekseenkov A.E. Vliyanie dvigatelnoy aktivnosti na fizicheskoe sostoyanie i intellekt cheloveka [Effect of motor activity on physical condition and intelligence of individual]. Nauka-2020. 2019. no. 4 (29).
3. Nikolaeva E.I., Isayko A.A., Fedoruk A.S. Svyaz kharakteristik rabo-chey pamyati i tormoznogo kontrolya s osobennostyu blizhayshego okruzheniya doshkolnika i ego vklyuchennostyu v fizicheskuyu ak-tivnost [Relationship between operational memory and inhibitory control characteristics and specific immediate environment of preschooler and his involvement in physical activity]. Kompleksnyie issle-dovaniya detstva. 2019. V. 1. no. 2.
4. Chieffi S. et al. Exercise influence on hippocampal function: possible involvement of orexin-A. Frontiers in physiology. 2017. V. 8. P. 85.
5. Korkman M., Kirk U., Kemp S.L. NEPSY II. Administrative manual. San Antonio. TX: Psychological Corporation. 2007.
6. McNeill J. et al. Longitudinal associations of physical activity and modified organized sport participation with executive function and psychosocial health in preschoolers. Journal of Sports Sciences. 2020. V. 38. no 24. pp. 2858-2865.
7. Miyake A. et al. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex «frontal lobe» tasks: A latent variable analysis. Cognitive psychology. 2000. V. 41. no. 1. pp. 49-100.
8. Moffitt T.E. Childhood self-control predicts adult health, wealth, and crime. Paper presented at the Multi-Disciplinary Symposium Improving the Well-Being of Children and Youth. 2012.
9. Morris J. L. et al. The Daily Mile™ initiative: Exploring physical activity and the acute effects on executive function and academic performance in primary school children. Psychology of Sport and Exercise. 2019. V. 45. pp. 101583.
10. Schmidt M. et al. Cognitively engaging chronic physical activity, but not aerobic exercise, affects executive functions in primary school children: a group-randomized controlled trial. Journal of Sport and Exercise Psychology. 2015. V. 37. No. 6. pp. 575-591.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ u
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПО ОЦЕНКАМ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ
Доктор педагогических наук, доцент К.Н. Ефременков1 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шукаева1
1Смоленский государственный университет спорта, Смоленск
УДК/UDC 37.378
Ключевые слова: олимпийские ценности, высшее физкультурное образование, спортивное и олимпийское движение, социальные преобразования.
Введение. В настоящее время олимпийский спорт, подверженный различным противоречиям, актуализирует проблему поиска путей сохранения своих базовых ценностей, которые были заложены Пьером де Кубертеном [1, 2].
Цель исследования - на основе результатов социологического опроса студентов спортивного вуза оценить глубину изменения олимпийских ценностей в современном спортивном движении.
Методика и организация исследования. В социологическом анкетировании принял участие 141 студент Смоленского государственного университета спорта (с 1-го по 4-й курс, девушек - 51 %, юношей - 49 %; 72 % имеют спортивный разряд). Время проведения исследования - ноябрь-декабрь 2021 г
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе проведенного социологического анализа установлено, что по мнению студентов, олимпийское и спортивное движение претерпевает в настоящее время достаточно глубинные изменения.
В частности, более половины опрошенных отмечают современную коммерциализацию спорта. Результаты ответов на вопросы, касающиеся политического влияния на развитие и популяризацию олимпийских ценностей и сохранения гуманистического потенциала спорта, свидетельствуют о том, что спорт действительно стал достаточно политизирован и, к сожалению, спортивная этика не всегда соблюдается спортсменами на спортивных состязаниях.
Наряду с этим, в современном социуме происходит модификация ценностей олимпизма, связанная в первую
TRANSFORMATION OF OLYMPiC VALUES iN MODERN CONDiTiONS ACCORDING TO SPORTS UNIVERSITY STUDENTS
Dr. Hab., Associate Professor K.N. Efremenkov1 PhD, Associate Professor A.V. Shukaeva1 1Smolensk State University of Sports, Smolensk
Поступила в редакцию 01.02.2022 г.
очередь с общими изменениями системы ценностей нашего общества. Это указывает на необходимость изменения образовательной системы спортивного вуза, в условиях которой воспитательный процесс был бы направлен на сохранение и популяризацию ценностей современного олимпийского движения в соответствии с идеей Пьера де Кубертена. На сегодняшний день в СГУС преподаются такие учебные дисциплины, как «Олимпийское образование: теория и методика» и «Актуальные проблемы международного спортивного олимпизма», в ходе освоения которых студенты получают соответствующие знания и формируют представление об олимпийском движении и ценностях олимпизма.
Вывод. Перспектива гуманизации современного олимпийского движения состоит в разрешении противоречий между современной трансформацией олимпийских ценностей и философией олимпизма на основе разработки этического допингового кодекса, усиления правил допуска транс-гендеров к участию в олимпийских играх, снижения уровня политизации, коммерциализации, профессионализации олимпийского спорта и создания воспитательной системы по укреплению и развитию олимпийских ценностей. Литература
1. Ефременков К.Н. Особенности поведения студентов вузов физической культуры в современных экономических условиях / К.Н. Ефременков, И.А. Ефременкова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2020. - № 3. - С. 74-77.
2. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский и др. // НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. - 200 с.
Информация для связи с автором: smolirina@mail.ru