Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

864
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ РЕБЕНКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / РЕБЕНОК / МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иноземцева Зоя Владимировна, Игнатович Светлана Сергеевна

В статье дается теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы. Выявлены особенности детей дошкольного возраста. Показана диагностика уровня развития речи и творческого воображения ребенка, рассмотрена психологическая характеристика, обоснована их взаимосвязь. Выявлено, что театрализованная и игровая деятельности будут способствовать развитию выразительности речи и творческого воображения ребенка, если будут учтены их индивидуальные психолого-педагогические особенности и разработана система организованной игровой деятельности. Была выявлена закономерность - уровень представлений ребенка о своем образе меняется от степени погружения его в образ другого. В условиях театрализованной и игровой деятельности происходит культурная идентификация воспроизводимого образа и становление интонационной выразительности речи и творческого воображения ребенка. Даны показатели позитивных изменений в личности ребенка и выразительности речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иноземцева Зоя Владимировна, Игнатович Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE DEVELOPMENT OF SPEECH AND CREATIVE IMAGINATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE: METHODS AND RESULTS OF EMPIRICAL RESEARCH

The article provides a theoretical analysis of psychological, pedagogical, methodological and special literature. The features of preschool children are revealed. The diagnosis of the level of development of speech and creative imagination of the child is shown, the psychological characteristics are considered, their interrelation is justified. It is revealed that theatrical and game activities will contribute to the development of the expressiveness of speech and creative imagination of the child, if their individual psychological and pedagogical characteristics are taken into account and a system of organized game activities is developed. A pattern was revealed - the level of a child's ideas about his image varies from the degree of immersion in the image of another. In the conditions of theatrical and playful activities, there is a cultural identification of the reproduced image and the formation of intonational expressiveness of speech and creative imagination of the child. The indicators of positive changes in the child's personality and expressiveness of speech are given.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Теория и методика обучения и воспитания Method softraining and education

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-3-35-55 УДК 37

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Зоя Владимировна Иноземцева

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-7042-1973 zzzzinozzzz@yandex.ru

Светлана Сергеевна Игнатович

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия http://orcid.org/0000-0003-0479-6117 ssign67@mail.ru

Аннотация: в статье дается теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы. Выявлены особенности детей дошкольного возраста. Показана диагностика уровня развития речи и творческого воображения ребенка, рассмотрена психологическая характеристика, обоснована их взаимосвязь. Выявлено, что театрализованная и игровая деятельности будут способствовать развитию выразительности речи и творческого воображения ребенка, если будут учтены их индивидуальные психолого-педагогические особенности и разработана система организованной игровой деятельности. Была выявлена закономерность - уровень представлений ребенка о своем образе меняется от степени погружения его в образ другого. В условиях театрализованной и игровой деятельности происходит культурная идентификация воспроизводимого образа и становление интонационной выразительности речи и творческого воображения ребенка. Даны показатели позитивных изменений в личности ребенка и выразительности речи.

Ключевые слова: речь ребенка, дошкольный возраст; деятельность; творческое воображение; ребенок; мышление и речь

Для цитирования: Иноземцева З.В., Игнатович С.С. Взаимосвязь развития речи и творческого воображения детей дошкольного возраста: методы и результаты эмпирического исследования // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 3. с. 35-55.

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-3-35-55

Original article

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE DEVELOPMENT OF SPEECH AND CREATIVE IMAGINATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE: METHODS AND RESULTS OF AN

EMPIRICAL STUDY

Zoya V. Inozemtseva

Kuban State University Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0002-7042-1973 Krasnodar, Russia zzzzinozzzz@yandex.ru

Svetlana S. Ignatovich

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and

Psychology, Kuban State University, http://orcid.org/0000-0003-0479-6117 ssign67@mail.ru

Abstract: the article provides a theoretical analysis of psychological, pedagogical, methodological and special literature. The features of preschool children are revealed. The diagnosis of the level of development of speech and creative imagination of the child is shown, the psychological characteristics are considered, their interrelation is justified. It is revealed that theatrical and game activities will contribute to the development of the expressiveness of speech and creative imagination of the child, if their individual psychological and pedagogical characteristics are taken into account and a system of organized game activities is developed. A pattern was revealed - the level of a child's ideas about his image varies from the degree of immersion in the image of another. In the conditions of theatrical and playful activities, there is a cultural identification of the reproduced image and the formation of intonational expressiveness of speech and creative imagination of the child. The indicators of positive changes in the child's personality and expressiveness of speech are given.

Keywords: child's speech, preschool age; activity; creative imagination; child; thinking and speech

For citation: Inozemtseva Z.V., Ignatovich S.S. The relationship between the development of speech and creative imagination of children of preschool age: Methods and results of empirical research. Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. no. 3. PP. 35-55. (In Russ.)

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-3-35-55

В настоящее время наибольшее внимание уделяется речевому развитию дошкольников, формированию устной речи и навыков речевого общения с окружающими.

Нормативно - правовые документы федерального уровня последних лет: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»[1], Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования об обязательных требованиях и условиях реализации образовательной программы дошкольного образования [2].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования главная цель развития речи детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, определяемые для каждого возрастного этапа, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Важнейшим средством речевого развития детей является общение с взрослыми и детьми в разных видах деятельности. И здесь на первый план выходит творчество, как ведущий вид деятельности детей дошкольников.

Воображение - это процесс творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее [3].

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества [4]. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; развитию воображения. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие речи ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.

Изучением и развитием сущности воображения как психического процесса занимались: Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин и др. На возможности использования игры в развитии речи и творческого воображения детей дошкольного возраста указывали Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева и др.

Важнейшим средством речевого развития детей является общение с взрослыми и детьми в разных видах деятельности.

Вместе с тем, в научных исследованиях рассматривались лишь отдельные аспекты выразительности речи, не учитывая ее интегративность, недостаточно отражена методика использования возможностей театрализованной деятельности для развития выразительности речи детей дошкольного возраста.

Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие речи ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.

Гипотеза исследования: игровая деятельность будет способствовать развитию выразительности речи детей среднего дошкольного возраста, если:

1) Учитывать индивидуальные психолого-педагогические особенности детей.

2) Разработана система организованной игровой деятельности.

Объект исследования: психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически и практически обосновать взаимосвязь развития речи и творческого воображения ребенка в дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по теме исследования.

2. Выявить психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста.

3. Провести диагностику, направленную на выявление уровня выразительности речи детей.

Методы исследования: анализ литературных источников, методы анализа и синтеза, изучение и обобщение педагогического опыта, описания, диагностические методики, педагогическое наблюдение.

Автор диагностических методик, определяющих взаимодействие речи и творческого воображения О.И. Лазаренко [5].Диагностическое исследование было проведено на базе МБДОУ детский сад №6 в средней группе [6].

Всего в исследовании приняло участие 18 детей в возрасте 5-5,5 лет. У всех детей нормально-развивающаяся речь.

Цель диагностического исследования: выявить уровень развития речи и творческого воображения детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) Выявить уровень умений регулировать темп и ритм речи.

2) Выявить уровень умений изменять высоту и силу голоса.

3) Выявить уровень сформированности интонационной выразительности у дошкольников.

4) Выявить уровень умения ставить логическое ударение.

Диагностика проводилась в привычной для детей обстановке в виде метода индивидуального эксперимента.

Экспериментальное исследование включало следующие задания:

1. Умение регулировать темп речи

Задание 1. Произвести автоматические ряды слов с изменением речи по инструкции.

Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.

Инструкция: посчитай от 1 до 5, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе (нормально), закончи в быстром темпе. И наоборот.

Задание 2. Послушать три стихотворения и, исходя из текста, сказать, какое, в каком темпе нужно читать.

Цель: Определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.

Инструкция: педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок должен определить, в каком темпе их нужно прочесть.

1-е стихотворение

Ходит кот по лавке -Мягонькие лапки, Ушки пушисты, Глазки золотисты.

2- е стихотворение

Очень медленны движенья, И «походка» как скольженье, В дом свой прячется от страха, Хвост поджавши, черепаха [7].

О. и К. Соловьевы В. Талызин

3-е стихотворение

С горки мчится паровоз Без трубы и без колес. С паровозом - три вагона: Михаил и два Антона [8].

Критерии оценок за задание

3 балла - легко изменяет темп речи в отработанном ряду слов, не испытывает трудностей в определении нужного темпа в стихотворном тексте.

2 балла - наблюдаются трудности с выполнением заданий, выполняет по образцу.

1 балл - удается выполнить после нескольких попыток. 0 баллов - не регулирует темп речи.

2. Умение регулировать ритм речи

Задание 1. Узнать ритмический рисунок фразы при простукивании. Цель: выявить возможности ребенка узнавать ритмоинтонационный рисунок фразы (без опоры на содержание).

Инструкция: послушай, как я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов та-та-та или простучу. Узнай, какая фраза произнесена первой, какая второй.

Много снега - много хлеба. От топота копыт пыль по полю летит. Задание 2. Повтор ритмичных ударов

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами: 1) простые ритмы - II I, I II, II I I, I I II, I III.

Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;

2) сложные ритмы - III I I, I II II, I III I, II III I.

Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

Оценка результатов:

1) выполнены оба задания - 2 балла:

2) выполнены только простые ритмы - 1 балл;

3) не выполнено ни одного задания - 0 баллов.

3. Умение изменять высоту голоса.

Задание 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной высотой голоса по инструкции.

Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса.

Инструкция: посчитай от 1 до 5, разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было произнесено высоко, второе ниже и наоборот.

Задание 2. Пересказать сказку, используя разную высоту голоса.

Цель: установить возможности ребенка использовать разную высоту голоса при пересказе сказки «Теремок» или «Колобок» (по выбору воспитателя)

Инструкция: расскажи отрывок из сказки, изобразив голосом, как говорит каждый герой.

Критерии оценок за задание

3 балла - легко изменяет высоту голоса.

2 балла - наблюдаются затруднения в умении самостоятельно изменять высоту голоса, выполняет после подсказки педагога.

1 балл - испытывает трудности в умении переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже).

0 баллов - не владеет гибкостью голоса.

4. Умение изменять силу голоса

Задание 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной силой голоса (тихий, средний, громкий и наоборот).

Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять силу голоса и произвольно переключать его.

Инструкция: назови дни недели разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и наоборот.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание 2. Прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту.

Цель: определить возможности ребенка изменять силу голоса, исходя из текста.

Инструкция: послушай стихотворение (по выбору воспитателя, читается одно из стихотворений), подумай, как надо изменить силу голоса. Расскажи стихотворение шепотом, тихо, обычным голосом или громко.

1-е стихотворение

- Ой! -

Воскликнул Окунек, Я попался на крючок.

2-е стихотворение

Божья коровка,

- Улети на небко, Там твои детки: Кушают конфетки. Всем - по одной.

А тебе ни одной [9].

3-е стихотворение

Андрей-воробей! Не гоняй голубей, Гоняй галочек Из-под палочек [10].

Критерии оценок за задание

3 балла - управляет силой голоса, легко делает переходы от громкого звучания к тихому, и наоборот.

2 балла - наблюдаются затруднения в умении самостоятельно изменять силу голоса, выполняет после подсказки педагога.

1 балл - испытывает трудности в умении переключаться на ту или иную силу голоса (громче, тише), говорить шепотом. С трудом справляется с заданиями. 0 баллов - не владеет умением управлять силой голоса.

5.Сформированность интонационной выразительности речи Задание 1. Произнести предложения с разной интонацией. Цель: выявить умение ребенка голосом воспроизводить повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации. Инструкция:

а) произнеси предложение спокойно, не изменяя голос (повествовательная интонация). Что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то)?

Я иду в детский сад.

б) произнеси предложение с радостью (восклицательная интонация)

в) произнеси предложение с удивлением (вопросительная интонация)

Задание 2.Рассказать отрывок из стихотворений (стихотворение на выбор воспитателя), используя эмоциональную окраску, исходя из текста.

Цель: выявить возможности ребенка рассказывать текст с различной эмоциональной окраской, исходя из содержания текста и собственного настроения.

Инструкция: послушай стихотворение, подумай, какое настроение оно передает и расскажи с нужной интонацией.

1-е стихотворение

Когда я сосульку ел, Было очень вкусно.

А потом я заболел Стало очень грустно [11].

2-е стихотворение:

Кто там ходит у реки? Это наши кулики. А чего они хотят? Накормить своих ребят.

3-е стихотворение:

Дождь! Дождь! Надо нам Расходится по домам! Гром! Гром, как из пушек. Нынче праздник у лягушек! [12].

6. Умение пользоваться логическим ударением

Задание 1. Послушать предложение и выделить голосом главное слово. Цель: выявить умение делать логическое ударение во фразе. Инструкция: послушай предложение (прочитанное ровным голосом, без выделения слов) и выдели любое слово, нужное по смыслу, объясни свой выбор. Мы с мамой пойдем в лес.

Задание 2.Выделить в предложениях поочередно каждое слово и объяснить, как изменяется высказываемая мысль.

Цель: выявить умение делать ударение на заданном слове во фразе и объяснять изменение смысла.

Инструкция: произнеси предложение по-разному, выделяя по очереди каждое слово. Объясни, как изменился смысл предложения.

Девочка играет в саду с куклой (играет девочка, а не мальчик). Девочка играет в саду с куклой (не просто унесла ее туда). Девочка играет в саду с куклой(а не в лесу). Девочка играет в саду с куклой(а не с другой игрушкой).

Результаты диагностики по взаимосвязи развития речи и творческого воображения вносятся в следующую итоговую диагностическую таблицу (таблица 1).

Таблица 1. Таблица результатов диагностического исследования взаимосвязи развития речи и творческого воображения, баллы

Table 1. Table of the results of the diagnostic study of the relationship between the development of speech and creative imagination, points

№ Имя Ф ребенка Умение регулировать темп речи (мах=6) Умение регулировать ритм речи (мах=6) Умение изменять высоту голо-са(мах=6 ) Умение регулировать силу голоса (мах=6) Умение пользоваться логическим ударени-ем(мах=6) Интонационная выразительность (мах=6) Общее кол-во баллов (мах=3 6) Итоговый ур°- вень

Бал лы Уровень Бал лы Уровень Бал лы Уровень Бал лы Уровень Бал лы Уровень Бал лы Уровень

1 Вероника Б 4 с 4 с 4 с 5 с 4 с 5 с 26 средний

2 Федор Б. 5 с 3 нс 5 с 5 с 4 с 5 с 27 средний

3 Арина Б. 5 с 4 с 5 с 5 с 3 нс 6 в 28 средний

4 Иван В 5 с 5 с 5 с 6 в 5 с 5 с 31 средний

5 Ангелина Г. 5 с 4 с 5 с 5 с 4 с 5 с 28 средний

6 Полина Д 6 с 5 с 6 в 4 с 5 с 3 нс 29 средний

7 Егор Е 5 с 4 с 5 с 6 в 5 с 5 с 30 средний

8 Рома Ж 5 с 4 с 5 с 6 в 5 с 6 в 31 высокий

9 Юра К. 5 с 5 с 5 с 5 с 5 с 5 с 30 средний

10 Даша К 5 с 4 с 5 с 5 с 5 с 5 с 29 средний

11 Арсений М. 5 с 3 нс 5 с 4 с 3 нс 4 с 24 н. среднего

12 Валерия П. 5 с 3 нс 5 с 3 нс 3 нс 4 с 23 н. среднего

13 Виктория С. 6 в 4 с 6 в 5 с 5 с 5 с 31 высокий

14 Никита С 4 с 2 нс 4 с 4 с 4 с 4 с 22 н. среднего

15 Дамир Т 6 в 6 в 6 в 6 в 6 в 6 в 36 высокий

16 Василий У 6 в 4 с 6 в 5 с 4 с 2 нс 27 н. среднего

17 Юля Ф 5 с 4 с 5 с 5 с 4 с 4 нс 27 средний

18 Настя Ю 5 с 3 нс 5 с 3 нс 3 нс 3 нс 22 н. среднего

Средний балл 5,1 1 с 3,0 6 нс 3,9 4 с 4,8 3 с 4,2 8 с 4,5 6 с 27,83 сред ний

Источник: составлено автором.

Source: compiled by the author of the scientific article.

Условные обозначения: в- высокий уровень, с- средний уровень, нс- уровень ниже среднего, н- низкий уровень

Уровни развития выразительности речи (по количеству баллов, мах= 36).

Высокий (30,6-36 баллов, от 85% от общей суммы баллов) Ребенок легко изменяет темп речи, высоту, силу голоса, легко делает переходы от громкого звучания к тихому, и наоборот; выделяет логический ударный слог; владеет интонационными средствами языка. Развитие выразительности речи в норме.

Средний (25,2-30,5 балла, от 70% до 85% от общей суммы баллов)

В изменении темпа речи, высоты и силы голоса испытывает небольшие затруднения; выделяет голосом нужное слово во фразе по аналогии. Различает изменения интонации, но не воспроизводит ее. Выразительность речи сформирована недостаточно.

Ниже среднего (14,4-25,1 балла, от 40% до 69% от общей суммы баллов)

Испытывает трудности в изменении темпа речи, в умении переключатся на ту или иную высоту (выше, ниже), силу голоса (громче, тише), говорить шепотом; не умеет выделять голосом нужное слово. Выразительная сторона развития речи - слабая.

Низкий (ниже 14,4).

Ребенок не регулирует темп речи, не узнает ритмоинтонационный рисунок фразы, не владеет гибкостью голоса, силой голоса, не понимает задания; не делает логическое ударение во фразе; затрудняется в воспроизведении повествовательной, восклицательной, вопросительной интонаций, выразительная сторона речи не сформирована.

По итогам диагностики по взаимосвязи развития речи и творческого вооб-ражениявысокий уровень выразительности речи имеют 3 ребенка или 16,7%. Это значит, что дошкольники владеют темпом и ритмом речи, легко переключаются между громким и тихим звуком, правильно ставят логическое ударение, умеют произносить текст с разными интонациями, т.е. сформированность выразительности речи соответствует норме.

Наибольшее количество детей 10 дошкольников или 55,6% имеют средний уровень выразительности речи, что означает наличие некоторых затруднений в умениях работать с ритмом и темпом речи, переключаться между звуками, испытывают затруднения с расстановкой логического ударения в словах предложения. Уровень выразительности речи ниже среднего у 5 детей или 27,7%. Дошкольникам трудно изменять темп и ритм речи, они испытывают сложности в умении переключатся на ту или иную высоту, силу голоса; не умеют выделять голосом нужное слово, т.е. ставить логическое ударение, не умеют воспроизводить основные интонационные конструкции. Выразительная сторона развития речи - слабая.

В группе нет детей, имеющих низкий уровень выразительности речи. На рисунке 2 представлено соотношение между уровнями выразительности речи детей средней группы.

Рисунок 2 -Уровни диагностики выразительности речи в средней группе

Figure 2 - Levels of speech expressiveness diagnostics in the middle group Источник: составлено автором. Source: compiled by the author of the scientific article.

Проведем анализ по каждой группе заданий.

1. Результаты обследования умений регулировать темп речи показали, что с первым заданием справились практически все дети (94,4%), во втором задании вызвало затруднение определение темпа речи прочитанных воспитателем стихотворений. Только 4 дошкольника или 22,2% детей выполнили задания с первого раза (эти дети набрали по результатам теста максимальный балл по двум заданиям - 6), помощь воспитателя понадобилась 13 детям (72,2%), один ребенок так и не смог выполнить данное задание. В целом дети показали неплохой уровень умений анализировать и регулировать темп речи (средний балл составил 5,11баллов из 6 возможных).

2. Результаты второй группы заданий на умения регулировать ритм речи оказались ниже. С первым заданием, направленным на определение ритмического рисунка при простукивании, справились с первого раза 5 детей, с помощью наводящих вопросов воспитателя 12 детей и только один ребенок не смог полностью определить ритмический рисунок фраз при простукивании. Что касается второго задания, то оно вызвало наибольшее затруднение. Большинство детей смогли произвести простые ритмы при помощи воспитателя. Сложные ритмы вызвали затруднения в передаче ритмоинтонационного рисунка, некоторые дети не смогли часть сложных ритмов воспроизвести хлопками. Часть детей просто хлопали в ладоши. В целом по второй группе заданий только один ребенок справился с ними с первого раза (высокий уровень ритма речи), 11 детей (61,1%) показали средний уровень, т.е. выполнили задания при помощи наводящих вопросов воспитателя. Уровень ниже среднего показали 5 детей (27,8%). Низкий уровень показал один ребенок. Детей, не выполнивших задание, не было.

Результаты выполнения диагностической методики показали, что универсальная для человека ритмическая способность имеет специфические особенности развития, для детей пятого года жизни вызывает некоторые затруднения.

3. Группа заданий, направленных на обследование умений изменять высоту голоса, особых затруднений у детей не вызвала:5детей (27,8%) показали высокий уровень выполнения заданий; 9 детей (50%) имеют средний уровень (у многих дошкольников оба задания были выполнены после подсказки воспитателя), 4 ребенка (22,2%) показали уровеньниже среднего, затруднение вызвало второе задание на пересказ фрагмента сказки, изобразив соответствующим голосом героев сказки. При этом основная причина заключалась в недостаточном развитии речевой деятельности - эти дети затруднялись выполнить пересказ.

4. Целью четвертой группы заданий было проанализировать умения детей изменять силу голоса (тихо, обычным голосом, громко).12 детей (66,7%) выполнили первое задание с первого раза, 4 ребенка(22,2%) выполнили задание после подсказки воспитателя. С трудом справились с заданием 2 детей (11,1%). Детей, не выполнивших задания или, не было. При выполнении второго задания - чтения стихотворения (ранее выученного четверостишия) с изменением силы голоса, исходя из текста, вызвали затруднения у ряда детей. Три дошкольника (16,7%) с трудом справились с заданием, они не смогли сразу переключиться на ту или иную силу голоса. Средний уровень (самостоятельно затруднялись изменять высоту голоса) показали 10 детей, что составляет 55,6% и только 5 детей (27,8%) с первого раза справились со вторым заданием.

5. Пятая группа заданий была направлена на выявление уровня сформиро-ванности интонационной выразительности речи. Трое детей (16,7%) справились

со всеми заданиями с первого раза. Они показали умения голосом воспроизводить интонации: повествовательную, восклицательную и вопросительную; смогли прочитать стихотворение с соответствующей эмоциональной окраской. Восемь детей (44,4%) испытывали затруднения с выполнением одного задания - второго, но выполнили его успешно при помощи подсказки воспитателя. Семь детей (38,9%) показали средний уровень выполнения заданий - не смогли на должном уровне показать использование эмоциональной окраски при чтении стихов и испытывали трудности при воспроизведении различной интонации.

6. Шестая группа заданий показала умения детей пользоваться логическим ударением, т.е. выделять голосом главное слово во фразе, умение делать ударение (выделять) на слове в предложении, попытаться объяснить, почему это слово главное.

По результатам диагностики наибольшее затруднение вызвало второе задание: более половины дети не смогли без помощи педагога произнести предложение по-разному, с использованием ударения на слове и объяснить изменение смысла предложения (12 детей или 66,7%); 5 детей (27,8%) показали низкий результат выполнения задания 2 - не смогли выделить слово и объяснить смысл предложения с выделенным словом; только один ребенок (5,6%) с первого раза справился с предложенными заданиями.

Результаты диагностики по шести заданиям представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Результаты диагностики взаимосвязи развития речи и творческого воображения по показателям в группе.

Figure 3. Results of diagnostics of the relationship between the development of speech and creative imagination by indicators in the group.

Источник: составлено автором.

Source: compiled by the author of the scientific article.

Таким образом, большинство детей дошкольного возраста (55,6%), принимавших участие в диагностическом исследовании по взаимосвязи развития речи и творческого воображения, обладают средним уровнем развития выразительно-

стью речи. Эти дети иногда допускают ошибки, но могут их исправить после уточняющих вопросов педагога.

Для речи детей характерны:

- небольшие трудности воспроизведения фраз с соответствующей высотой и силой голоса,

- замедленный темп и ритм голоса,

- преобладание в интонационной выразительности речи сообщения, замена, вопросительной, побудительной интонации интонацией сообщения;

- речь недостаточно выразительная, эмоционально окрашенная;

- логическое ударение употребляется не всегда правильно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диагностическое исследование показало, что необходимо проведение

мероприятий по повышению уровня выразительности речи и творческого воображения.

Разработка системы мероприятий для развития речи и творческого воображения ребенка в дошкольном возрасте

Для реализации цели и задач исследования разработан и реализован проект деятельности по развитию речи и творческого воображения ребенка в дошкольном возрасте по теме: «В театр играем -речь развиваем».

Художественно-эстетическое воспитание является одним из ведущих и приоритетных направлений в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Имеет огромное значение для эстетического развития личности ребенка в направлении изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и других видах деятельности дошкольника. Важная задача художественно-эстетического воспитания - это формирование и развитие у детей творческих способностей. Одним из решений данной задачи является организация в воспитательно-образовательном процессе ДОУ театрализованной деятельности. Велико значение театрализованной игры как одного из видов театрализованной деятельности для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).

Преобладание позиции «Общество и Я» определяет ребенка, становящегося школьником, воспринимать окружающий мир как заданную извне культурную форму усвоения, требующую проявления активности. Дети ориентированы на использование доступных им методов действия, стремятся изменить состояние объекта, то есть преобразовать его [13].

Таким образом, ребенок играя роли пытается формировать свою картину мира, в которой проектируются модели поведения в будущем, происходит его само актуализация [14].

Театрализованная игра - это эффективное средство, касающееся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей - к интонационной речевой у детей средней группы.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

Цель проекта - развитие выразительных средств речи и интонации, художественно-творческих способностей дошкольников через театральную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять представления детей о театральном искусстве.

2. Вызывать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;

3. Подводить к умению:

- выразительно интонировать голоса героев сказки;

- использовать образные выражения при пересказе сказки;

- выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.

Воспитательные:

1. Воспитывать нравственно-этические качества(эмоционально-положительное отношение друг к другу);

2. Создать условия для развития творческой активности детей.

3. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

4. Организация выступлений детей средней группы перед младшими детьми и родителями.

5. Приобщить родителей к реализации проекта.

Развивающие:

1. Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

2. Развивать выразительную речь детей, посредством применения специальных упражнений, направленных на обогащение словарного запаса, развитие интонационной выразительности речи, развитие речевого дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции.

Формы и методы работы: театрализованная деятельность (работа над спектаклем);ритмопластика; культура и техника речи; чтение художественной литературы; беседы; игры - драматизации; слушание музыкальных произведений; творческие мастерские; просмотр сказки, презентации; рассматривание иллюстраций к сказкам; заучивание стихов; совместная работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

- умение владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения в общении со сверстниками и взрослыми;

- умение передавать различные чувства, используя интонацию, мимику, жесты;

- проявление интереса к художественной литературе, русскому народному творчеству;

- проявление интереса, желания к театральному искусству;

- передача образов сказочных персонажей характерными движениями;

- умение взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

- умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

- умение выразительно читать стихотворный текст;

- умение владеть своими чувствами, держаться уверенно перед аудиторией;

- сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.

Творчеству дошкольника свойственно неразрывное единство воображения и мышления [15].Без союза воображения и мышления невозможна ни одна творческая деятельность. Прежде чем научить ребёнка думать, надо научить ребёнка придумывать [16].

Известен феномен, когда развитие какой-либо одной творческой способности положительно сказывается на овладении другой. Примерами является творчество А.С. Грибоедова (композитор, дипломат), А.С. Пушкина (рисовал), М.Ю. Лермонтова, В. Шекспира (актер) и другие.

Это позволяет предположить, что развитие творческих способностей в речевой деятельности повлечёт творческие проявления и в других видах деятельности. Союзником педагога в этой работе должна быть игра и сказка- неизменный спутник детства. Ребёнок должен «наиграться, нафантазироваться в раннем детстве, чтобы потом легко, без проблем обучаться в школе» [17].

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить. Это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала ребенка. Сказка - это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому созидательному преобразованию.

^азки можно обыгрывать, ими можно экспериментировать, сохраняя при этом ощущение красоты родной речи.

Выделены два направления в работе:

1.Обучение типовым приемам фантазирования.

Овладев способами деятельности, ребёнок чувствует себя свободнее и независимее в своих творческих проявлениях[18].

Задачи:

- познакомить с типовыми приемами фантазирования: увеличения-уменьшения, оживления - окаменения, дробления - объединения, с «зеркалом времени», «волшебником наоборот» и упражнять в преобразовании объектов по

признакам увеличения-уменьшения, оживления- окаменения, дробления- объединения, противопоставления.

- закрепить способы работы типовых приемов фантазирования с помощью художественной литературы.

2. Обучение созданию связных текстов сказочного содержания.

Задачи:

-учить отвечать на вопросы по содержанию литературного произведения.

-учить заканчивать текст недочитанной сказки, 3 - 5 предложениями повторять текст сказки.

-учить изображать героев с помощью движений, мимики, интонации, побуждать придумывать монологи изображаемых героев.

-учить понимать схематическое изображение героев сказки и их действий, побуждать

Игра «Сочинялки» (на примере «Репка»).

Знакомство:

Для игры понадобятся семь кубиков с изображениями героев сказки.

Выясним, из каких сказок пришли кубики-герои.

-Что это?

-Репка.

-Кто это?

-Дедка и т. д.

Рассказываем сказку, делая небольшие паузы и задавая детям вопросы, чтобы они могли присоединиться к рассказу. (Что посадил Дед? Репку. Кого позвал Дед? Бабку). Рассказывая, выкладываем сказку, соединяя кубики.

Продолжаем игру с детьми, заменив кубики с изображением героя (мыш-ки)предметом заместителем: кусочком меха или пустым кубиком из набора.

«Винегрет из сказок»-- появление героев из других сказок.

-составляем кубики по сюжету сказки, а один из кубиков поворачиваем другой гранью. Например: в сказке про Репку появилась Баба-Яга....Как будет она взаимодействовать с остальными героями сказки. Как изменится сказочный сюжет.

-появление в сказке нового предмета (используем предметный кубик), например: в сказке Репка появляется пожарная машина.

Игра «Изменим рост» (приём Увеличения или Уменьшения).

В «Сочинялке» описаны такие игры как:

«Снежный ком, что потом»

«А если бы не.»

«Приглашаем на День рождения».

Создавая предметно-развивающую среду в группе, мы учитывали особенности детей: возраст, уровень развития детей, интересы, половой состав, личностные особенности. В группе оборудован речевой центр с книжным уголком, пособиями и играми по развитию речи и воображению. Игры и пособия многофункциональный вариативны.

Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию речи и творческого воображения ребенка в дошкольном возрасте

Уровень выразительности речи по результатам повторной диагностики составляет (табл. 2, рис. 3):

Таблица 2. Уровень выразительности речи Table 2. The level of speech expressiveness

Начало реализации проекта Конец реализации проекта

Кол. чел % Кол. чел %

Высокий 3 16 7 38,9

Средний 10 55,6 9 50

Ниже среднего 5 27,7 2 11,1

Низкий 0 0 0 0

Источник: составлено автором.

Source: compiled by the author of the scientific article.

Уровень выразительности речи на начало и конец проекта

Высокий уровень Средний уровень Нижесреднего

Рисунок3. Уровень выразительности речи

Figure 3. The level of expressiveness of speech

Источник: составлено автором.

Source: compiled by the author of the scientific article.

Анализ результатов показывает, что процент воспитанников с высоким уровнем выразительности речи увеличился 22,7%, со средним уровнем уменьшился на 5,5 % (составил 50%), а с низким уровнем уменьшился на 16,6%. Это говорит о том, что проведенные мероприятия по развитию выразительности речи -эффективны.

Рассматривая театральную и игровую деятельность, как педагогическое средство, бала поставлена цель - выявить взаимосвязь развития речи и творческого воображения дошкольного возраста для развития выразительной речи.

Анализ психолого-педагогической литературы раскрыл потенциальные педагогические возможности театрализованной и игровой деятельности в развитии личности ребенка - его игрового творчества, речевых способностей и др. Театрализованная и игровая деятельности рассматривается как культурное явление, которое способствует становлению выразительности речи и творческого воображения ребенка.

Диагностика речи и творческого воображения детей среднего дошкольного возраста ставила своими задачами выявить уровень умений у детей регулировать темп и ритм речи, выявить уровень умений изменять высоту и силу голоса, выявить уровень сформированности интонационной выразительности у дошкольников, выявить уровень умения ставить логическое ударение, т.е. определить уровень выразительности речи.

Анализ научной литературы позволил выделить особенности выразительности речи: выразительная речь основывается на осознанной передаче мысли, на фонетико-интонационном аспекте выразительности.

Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в которой проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему. Выразительность возникает, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения. Выразительность речи является следствием понимания того, о чем говорится. Выразительности детской речи способствуют такие формы театральной деятельности как игры - драматизации, игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей, инсценировки сказок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При участии в инсценировках, у ребенка возникают сложные многообразные, незнакомые чувства, которые он учится выражать мимикой, жестами, словами. Знакомство с литературными героями в игровой деятельности расширяет словарный запас, активизирует словарь, накапливает речевые обороты, способы изложения информации, литературные приемы для передачи характеров, настроений, смысла их поступков развивает речь и творческое воображение. В результате формируется взаимосвязь развития речи и творческого воображения ребенка.

В ходе проведенного исследования была достигнута цель - теоретически и практически обосновать использование театрализованной и игровой деятельности для развития речи и творческого воображения ребенка.

Подтверждена гипотеза, которая выявила, что театрализованная и игровая деятельности будут способствовать развитию выразительности речи детей среднего дошкольного возраста и творческого воображения ребенка, если будут учтены индивидуальные психолого-педагогические особенности детей; разработана система организованной игровой деятельности.

При разработке творческого проекта была выявлена закономерность -уровень представлений ребенка о своем образе меняется от степени погружения его в образ другого. В условиях театрализованной и игровой деятельности происходит культурная идентификация воспроизводимого образа и становление интонационной выразительности речи и творческого воображения ребенка.

Показателями позитивных изменений в личности ребенка явились: коммуникации «в образе героев и вне его», образцы культурной лексики в процессе коммуникаций, творчество в развитии сюжетной линии и умение следовать куль-

турным образцам в собственном поведении, доброжелательное разрешение возникающих конфликтов, быстрая реакция на изменяющуюся ситуацию общения.

Показателями позитивных изменений выразительности речи явились развитие темпо-ритмических характеристик голоса, звуковых характеристик голоса, интонационной выразительности.

Данное исследование в неполной мере исчерпало возможности театрализованной и игровой деятельности как условия развития выразительности речи и творческого воображения ребенка. Перспективными направлениями выступают: семья как социальная среда становления выразительности речи; игровое творчество в театрализованной и игровой деятельности как условие выразительности речи взаимосвязь развития речи и творческого воображения ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]//СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.

2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013, зарегистрирован в минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), вступил в силу с 1 января 2014 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://www.firo.ru/?page_id=11003

3. Рогов Е.М. Общая психология / Сост. М., 1995 г.

4. Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, М.А. Дома-шенко М., 1998 г.

5. Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи / О.И. Лаза-ренко. - М.: ТЦ сфера, 2009.- 64 с.

6. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар, "Детский сад № 6" URL: https://ds6.centerstart.ru

7. Соловьевы О и К. URL: https://diary.ru/~kassid/p21810639_detskie-stihi.htm / Соловьевы О и К.

8. Талызин В. Ф. Сборник стихов / Талызин В.Ф., М. 2009.

9. Бобылев В. URL: https://stihi.ru/avtor/bobylev19 / В. Бобылев

10. Красильникова К. URL: https://stihi.ru/2015/06/13/6085 / К. Красильникова

11. Дружинина М. URL: http://www.chudesnayastrana.ru/drujinina.htm / М. Дружинина

12. Дилакторская Н.Л. Сборник стихов для детей дошкольного возраста / Ди-лакторская Н.Л. М., 1940

13. Игнатович В.К., Игнатович С.С. Диагностика степени сформированности компетенции студента в области дизайна, как неотъемлемое средство построения студентом индивидуального маршрута обучения / В.К. Игнатович, С.С. Игнатович // Европейский журнал современного образования. - 2015. -№13. - URL: http://www.ejournal1.com/ru/archive.html?number=2015-09-30-09:58:57&journal=13.

14. Игра-драматизация как средство речевого развития детей. URL: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-

pedagogika/library/2016/08/21/igra-dramatizatsiya-kak-sredstvo-razvitiya

15. Выготский Л.С. Мышление и речь /Выготский Л.С., М. 1934.

16. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника / О. М. Дьяченко. М.: Знание, 1986. 96 с.

17. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника / Кравцова Е. Е., М. 1996.

18. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.

REFERENCES

1. Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 02.03.2016) "On education in the Russian Federation" SPS Consultant Plus. - Access mode: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 .

2. The Federal State Standard of Preschool Education (order of the Ministry of Education and Science No. 1155 of 17.10.2013, registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on November 14, 2013, registration No. 30384), entered into force on January 1, 2014. Access mode: URL: http://www.firo.ru/?page_id=11003 .

3. Rogov E. M. General psychology. Comp. M., 1995.

4. Gamezo M. V., Domashenko M. A. Atlas of psychology. M. V. Gamezo, M. A. Do-mashenko M., 1998.

5. Lazarenko, O. I. Diagnostics and correction of speech expressiveness. O. I. Lazaren-ko. Moscow: Shopping center Sphere, 2009. 64 p.

6. Municipal budget preschool educational institution of the municipal formation of the city of Krasnodar "Kindergarten No. 6" URL: https://ds6.centerstart.ru

7. Solovyov O and K. https://diary.ru/~kassid/p2181. V. Bobylev

8. 8

9. 9

10. Krasilnikova K. URL: https://stihi.ru/2015/06/13/6085 . K. Krasilnikova

11. Druzhinina M. URL: http://www.chudesnayastrana.ru/drujinina.htm. M. Druzhinina

12. Dilaktorskaya N. L. Collection of poems for preschool children. Dilaktorskaya N. L. M., 1940

13. Ignatovich V. K., Ignatovich S. S. Diagnostics of the degree of formation of a student's competence in the field of design, as an integral means of building an individual learning route by a student. V. K. Ignatovich, S. S. Ignatovich. European Journal of Modern Education. 2015. . №13. URL:http://www.ejournal1.com/ru/archive.html?number=2015-09-30-09:58:57&journal=13 .

14. Play-dramatisation as a means of speech development for children. URL:https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-

pedagogika/library/2016/08/21/igra-dramatizatsiya-kak-sredstvo-razvitiya

15. Vygotsky L.S. Thinking and speech. Vygotsky L.S., M. 1934.

16. Dyachenko O.M. Imagination of a preschooler. O.M. Dyachenko. M.: Znanie, 1986. 96 p.

17. Kravtsova E.E. Wake up a wizard in a child. Kravtsova E.E., M. 1996.

18. Mikhailenko N.Ya., Korotkova N.A. Organization of a story game in a kindergarten: A guide for a teacher. 2nd ed., ispr. M.: Publishing house "GNOM and D", 2000. 96 p.

Информация об авторах: Иноземцева Зоя Владимировна, кафедра педагогики и

психологии, Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики.

Кубанский государственный университет

г. Краснодар, Россия

https://orcid.org/0000-0002-7042-1973

zzzzinozzzz@yandex.ru

Игнатович Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

педагогики и психологии

Кубанский государственный университет

г. Краснодар, Россия

http://orcid.org/0000-0003-0479-6117

ssign67@mail.ru

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Zoya V. Inozemtseva,Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0002-7042-1973 zzzzinozzzz@yandex.ru

Ignatovich Svetlana S. Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology http://orcid.org/0000-0003-0479-6117 ssign67@mail.ru:

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article wass ubmitted: 24.05.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 20.06.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.06.2021

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов./ The authors declare no conflicts of interests.

© Иноземцева З.В. 2021 © Игнатович В.К. 2021 © «Педагогика: история, перспективы». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.