Взаимосвязь развития профессионального самосозна ния с профессиональные опытом студентов педагогов - психологов в процессе обучения в вузе
Психология и социология
SVS. Ю, П л отн и ¡сова
В настоящее время проблема становления высоко квалифицированных специалистов приобретает большее значение. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Вопросы профессионального становления студента педагога-психолога в процессе обучения в вузе, формирования профессионального самосознания и профессионального опыта являются ключевыми в теории и практике работы современного высшего учебного заведения.
Становление профессионального самосознания студента педагога - психолога в процессе обучения в вузе, как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых, обусловлено приобретением и накоплением субъективного опыта (Э.Ф. Зеер, H.A. Исаева, Ю.П. Поваренков, В.И. Слободчиков, Ю.К. Стрелков, ЮА Тукачев, В.Б, Успенский, А.П. Чернявская). Ученые рассматривают процесс профессионального становления как процесс приобретения, сохранения и изменения опыта в ходе активного присвоения профессии и взаимодействия с окружающим миром.
Ю.П.Поваренков отмечает, что процесс профессионального становления студентов характеризуется целенаправленным освоением профессионального опыта - системы знаний, практических навыков и умений в избранной профессиональной деятельности, ценностных представлений о данной профессиональной общности, развитием и наполнением предметным содержанием мотивов и целей будущей деятельности, формированием готовности к обучению и к реальной практической деятельности.
С позиций проблем формирования личности профессионала в процессе обучения процесс развития профессионального самосознания переходит к построению личного профессионального плана, форми-
рованию внутренней готовности к осознанному и самостоятельному присвоению профессионального опыта, самопрезентации, реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя и развитие своего профессионального и жизненного опыта во времени, самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
В этом процессе важным является представление о профессиональном опыте в контексте самосознания. Профессиональный опыт в структуре самосознания представлен следующим образом: на когнитивном уровне - субъект приобретает познание, знает, как взаимодействовать с внешним миром; на эмоционально-оценочном - субъект в результате взаимодействия с внешним миром и полученного результата, определенным образом относится к данному взаимодействию, объекту, т.е. субъект выстраивает свое отношение; на поведенческом уровне - субъект взаимодействует и имеет умения взаимодействия с объектами внешнего мира.
Проанализированные нами теоретические сведения о становлении профессионального самосознания в процессе обучения в вузе показали, что профессиональное самосознание - важнейшее новообразование юношеского возраста, необходимое для формирования психологической готовности к самостоятельному труду. Развитие профессионального самосознания неразрывно связано с развитием профессионального опыта в процессе подготовки будущих специалистов. Таким образом, профессиональный опыт будущего специалиста становится актуальной областью исследования в проблемном поле психологии профессионализации педагога-психолога в процессе обучения в вузе.
ВЕСТНИК ИрГТУ №2 (26) 2006 61