ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Маралов В. Г., Маралова Т. П. Взаимосвязь раздражительности и обидчивости с иррациональными убеждениями у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). - 0,8 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202003. htm.
ART 202003 DOI 10.24411/2304-120X-2020-12003 УДК 159.923.2
Маралов Владимир Георгиевич,
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец
удтага!оу@уапЬех. ги
Маралова Татьяна Петровна,
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец tmaralova@indox.ru
Взаимосвязь раздражительности и обидчивости с иррациональными убеждениями у студентов
Аннотация. Актуальность проблемы обусловлена значимостью исследования раздражительности и обидчивости как негативных качеств личности, препятствующих установлению оптимальных отношений с другими людьми. Цель работы состояла в выявлении взаимосвязи раздражительности и обидчивости с эгоцентризмом, отношением к людям и иррациональными убеждениями у студентов. В исследовании приняло участие 77 студентов Череповецкого государственного университета - будущих психологов. В качестве диагностического инструментария использовались авторские опросники на выявление раздражительности к людям, чувствительности к человеку, тест эгоцентрических ассоциаций Т. И. Пашуковой, шкала обидчивости Е. П. Ильина и П. А. Ковалева, перечень иррациональных убеждений А. Бека и А. Фримена. В результате была установлена положительная взаимосвязь раздражительности с пассивно-агрессивными иррациональными убеждениями, обидчивости - с эгоцентризмом и с иррациональными убеждениями зависимого типа. Кроме того, выявлена отрицательная связь обидчивости с такими характеристиками отношения к людям, как понимание человека и готовность к оказанию помощи. Полученные результаты могут быть использованы в рамках деятельности психологических служб вузов, а также в процессе профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов и психологов.
Ключевые слова: раздражительность, обидчивость, эгоцентризм, отношение к людям, иррациональные убеждения. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.
Введение
Раздражение и обиду, с одной стороны, относят к негативным эмоциональным состояниям [1], с другой - к формам проявления агрессии [2]. Под раздражением понимают «отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на обнаружение несоответствия внешних стимулов, событий, ситуаций, поведения людей ожиданиям личности, проявляющееся либо в сдержанности, либо в аффективной реакции и агрессивных действиях» [3]. Обида - это «отрицательное эмоциональное состояние, переживаемое как несправедливость и беспомощность, возникающее в результате рассогласованности ожиданий и реального поведения субъектов по взаимодействию, в ситуациях, имеющих личностную значимость» [4].
Различие этих состояний заключается в том, что раздражение в большей степени носит активный характер, оно может перерастать в более сильные негативные эмоции
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Маралов В. Г., Маралова Т. П. Взаимосвязь раздражительности и обидчивости с иррациональными убеждениями у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). - 0,8 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202003. htm.
(аффект, гнев) и в агрессивные действия, а обида - реактивный характер как переживаемое уязвленное самолюбие, сопровождаемое чувством беспомощности, что не исключает в дальнейшем также агрессивных действий, например в виде мести обидчику. С течением времени закрепляясь, эти состояния могут перерастать в устойчивые свойства личности, способствуя возникновению раздражительности и обидчивости как черт характера.
Практика показывает, что высокий уровень раздражительности и обидчивости существенно осложняет жизнь человека, нарушает процесс нормального взаимодействия с людьми, способствует развитию таких черт характера, как подозрительность, недоверие, негативное отношение к окружающим в целом, способствует формированию склонности либо к принуждению и манипулированию как средствам стабилизации эмоционального состояния, либо к невмешательству, пассивности, нежеланию вообще проявлять активность.
Не вызывает сомнения, что раздражительность и обидчивость выступают в качестве препятствующих факторов для развития профессиональных компетенций у представителей различных профессий, особенно связанных с работой с людьми (учителей, врачей, психологов и др.). Накапливаясь, раздражение и обиды могут приводить к феномену эмоционального выгорания личности. Не вызывает сомнения, что эти личностные свойства способствуют в ряде случаев возникновению иррациональных убеждений типа: «Все люди плохие», «Меня никто не любит», «Я уникальная личность, меня нельзя обижать», «Людям нельзя доверять». В свою очередь, закрепляясь в опыте, иррациональные убеждения как неосознаваемые конструкты, детерминирующие жизненные стратегии личности, не ослабляют, а усиливают реакции раздражительности и обиды, способствуя развитию определенных черт характера. В силу сказанного проблему исследования взаимосвязи раздражительности и обидчивости с иррациональными убеждениями следует отнести к категории актуальных. Ее разрешение позволит выявить психологические механизмы возникновения раздражительности и обидчивости, проводить на этой основе соответствующую работу, связанную с коррекцией иррациональных убеждений, снижением уровня раздражительности и обидчивости, создавать тем самым предпосылки для оптимизации взаимодействия человека с социумом, другими людьми.
Проблеме раздражительности в современной психологии посвящено значительное число работ. Можно выделить ряд направлений исследования этого феномена: изучение раздражительности как проявления агрессии [5], как признака нездоровья личности [6, 7], как отношения человека к труду [8]. В контексте проводимого исследования особую значимость имеют работы, связанные с изучением раздражительности как формы отношения к людям. Например, выявлены особенности раздражительности врачей по отношению к определенной категории пациентов [9], а также управленцев по отношению к работникам организации [10]. Установлена взаимосвязь высокого уровня раздражительности со склонностью людей к принуждению и манипулированию [11]. В частности, было выявлено, что чаще позицию принуждения склонны занимать студенты, которых раздражают люди: 1) необщительные, замкнутые, не желающие контактировать; 2) медлительные, медленно соображающие; 3) люди, которые проявляют высокую активность и инициативность.
Что касается обидчивости, то, как отмечают исследователи [12], в современной психологии явно недостаточно работ, в которых отражаются психологические особенности обиды и обидчивости. Тем не менее к настоящему времени сложился ряд теоретических подходов к проблеме обиды и обидчивости. В психоанализе обида есть проявление ба-зальной тревожности, в гештальт-терапии - это симптом нарушенного патологического слияния, в транзактном анализе - детская форма поведения, характеризующая состоя-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Маралов В. Г., Маралова Т. П. Взаимосвязь раздражительности и обидчивости с иррациональными убеждениями у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). - 0,8 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202003. htm.
ние «Ребенка», некоторые исследователи выделяют ее в качестве признака эгоцентризма личности [13]. К настоящему времени выявлены психологические и поведенческие особенности обидчивых людей различного возраста [14, 15]. В частности, З. А. Агеева и М. С. Гриценко [16] установили, что обидчивость связана с низкой самооценкой, высокой тревожностью, низкой коммуникативной толерантностью, повышенной конфликтностью. Особое внимание в современных исследованиях уделяется проблеме прощения как специфической форме реакции на обиду. Широкую известность приобрела модель прощения, которая была разработана Р. Энрайтом с соавторами [17].
В отличие от проблемы обиды и обидчивости проблема иррациональных убеждений, наоборот, относится к одной из разрабатываемых и разработанных проблем в современной психологии. Впервые она была поставлена в рамках рациональной эмоционально-поведенческой психотерапии А. Эллиса [18] и в когнитивной психотерапии А. Бека [19]. Здесь различают рациональные и иррациональные убеждения. Рациональные убеждения - это гибкие, логичные и не носящие катастрофического характера суждения человека: «Я не сдал экзамен, неприятно, конечно, но ничего страшного, есть возможность пересдать». Иррациональные убеждения, наоборот, являются жесткими, катастрофическими и нелогичными: «Я не сдал экзамен, меня отчислят, это катастрофа». Существующие исследования показывают, что иррациональные убеждения приводят к нездоровым эмоциям, к неадаптивным формам поведения, ряду патологических состояний, которые подрывают психическое здоровье. В то же время некоторыми авторами отмечается, что чаще иррациональные убеждения взаимосвязаны с нормальной человеческой мотивацией, а не с умственной или физической дисфункцией [20].
В контексте рациональной эмоционально-поведенческой психотерапии и когнитивной психотерапии разработано две классификации иррациональных убеждений. А. Эллис [21] выделяет 12 типов иррациональных убеждений (установок), которые в последующем он свел к четырем группам: 1) катастрофические установки; 2) установки обязательного долженствования; 3) установки обязательной реализации своих потребностей; 4) глобальные оценочные установки. А. Бек и А. Фримен [22] описывают девять расстройств личности, в основе которых лежат соответствующие иррациональные убеждения. Сюда относятся: 1) избегающее расстройство личности; 2) зависимое расстройство; 3) пассивно-агрессивное расстройство; 4) обсессивно-компуль-сивное расстройство (навязчивые состояния); 5) антисоциальное расстройство; 6) нарциссическое расстройство; 7) гистрионное (демонстративное) расстройство; 8) шизоидное расстройство; 9) параноидное расстройство.
К настоящему времени существует значительное число публикаций, посвященных изучению влияния иррациональных убеждений на поведение людей, а также методам психотерапевтической коррекции этих убеждений [23]. В классических работах основоположников указанных направлений установлена взаимосвязь иррациональных убеждений и депрессивных состояний [24], выявлена взаимосвязь иррациональных убеждений и негативных эмоций [25]. Изучаются особенности иррациональных убеждений в сфере образования [26], спорта [27] и в других. Например, исследование роли иррациональных убеждений в романтических отношениях показало, что убеждение в своей беспомощности и непривлекательности положительно коррелирует с физическим и эмоциональным насилием и отрицательно - со способностью решать проблемы [28]. Выявлены механизмы влияния иррациональных убеждений на одиночество у студентов, что проявляется в сокращении межличностных контактов и ухудшении «качества» общения [29].
Цель настоящего исследования состояла в выявлении взаимосвязи раздражительности и обидчивости с эгоцентризмом, отношением к людям (интересом к человеку, эм-патией, пониманием и помощью), а также с иррациональными убеждениями у студентов.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Маралов В. Г., Маралова Т. П. Взаимосвязь раздражительности и обидчивости с иррациональными убеждениями у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). - 0,8 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202003. htm.
В качестве гипотезы выступили следующие предположения:
- раздражительность и обидчивость могут быть положительно связаны с эгоцентризмом и отрицательно - с отношением к людям (интересом к человеку, эмпа-тией, пониманием и помощью);
- раздражительность будет положительно коррелировать с иррациональными убеждениями пассивно-агрессивного и антисоциального типов (по А. Беку), а обидчивость - с иррациональными убеждениями избегающего и зависимого типов.
Методология и результаты исследования
В исследовании приняло участие 77 студентов очного и заочного отделений направлений «Психолого-педагогическое образование», «Психология» и специальности «Психология служебной деятельности» Череповецкого государственного университета (средний возраст - 21 год). Девушек - 68 (88%), юношей - 9 (12%). Исследование проводилось во второй половине 2019 года.
В качестве диагностического инструментария были использованы авторские опросники на выявление чувствительности к людям (интереса к человеку, эмпатии, понимания и помощи) [30], раздражительности к людям [31], а также шкала обидчивости Е. П. Ильина и П. А. Ковалева, [32], тест эгоцентрических ассоциаций Т. И. Пашу-ковой [33], перечень расстройств личности, предложенный А. Беком и А. Фрименом [34], включающий в себя 126 иррациональных убеждений. Студентам предлагалось прочитать перечень не менее чем два раза, затем из этих 126 убеждений выбрать только те, которые в наибольшей степени характеризуют их личность. После предлагалось ранжировать выбранные суждения по степени значимости для личности. На первое место поставить наиболее значимое суждение, на второе - чуть менее значимое и т. д. Для окончательного анализа отбирались только три наиболее значимых суждения, которые студенты поставили на первые три места. Сырые баллы по всем опросникам, кроме перечня А. Бека и А. Фримена, переводились в стены, что дало возможность применить методы корреляционного анализа с использованием линейного и точечно-бисериального коэффициентов корреляции Пирсона.
Обратимся к основным результатам исследования. Прежде всего, дадим характеристику выборки испытуемым по всем изучаемым параметрам. С высоким уровнем раздражительности к людям обнаружено 20 студентов (26%), с высоким уровнем обидчивости -25 человек (32%), одновременно с высоким уровнем раздражительности и обидчивости -11 человек (14%), с высоким уровнем эгоцентризма - 23 студента (30%). Аналогичным образом охарактеризуем показатели отношения к людям. Высокий уровень интереса к человеку продемонстрировало 32 человека (42%), эмпатии - 37 человек (48%), понимания людей - 22 человека (29%) и стремления в случае необходимости оказывать помощь - 42 студента (55%). Как видим, в большей степени студенты продемонстрировали стремление оказывать помощь (55%) и в меньшей степени - способность к пониманию людей (29%), что, учитывая возраст и опыт студентов, вполне закономерно. Результаты анализа иррациональных убеждений представлены в таблице.
Как видно из таблицы, чаще других студенты выбирают убеждения обсессивно-компульсивного (навязчивые состояния) типа (42%) и убеждения пассивно-агрессивного типа (40%). В первом случае преобладают суждения типа: «Я должен полагаться на себя, чтобы убедиться, что все сделано»; «Мне нужен порядок, системы и правила, чтобы должным образом выполнить работу». Во втором - суждения типа: «Я самодостаточен, но я нуждаюсь в других, чтобы они помогли мне в достижении моих целей»; «Я люблю привязываться к людям, но я не хочу, чтобы при этом мной управляли»; «Я
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Маралов В. Г., Маралова Т. П. Взаимосвязь раздражительности и обидчивости с иррациональными убеждениями у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). - 0,8 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202003. htm.
сам знаю, что мне нужно и что для меня хорошо, и окружающие не должны указывать мне, что делать»; «Невыносимо находиться под контролем или во власти других». Реже других выбираются убеждения параноидного типа (14%). Здесь доминируют суждения типа: «Доверять людям небезопасно» и «Люди часто говорят одно, а думают другое». Остальные убеждения в процентном отношении занимают средние позиции.
Типы иррациональных убеждений у студентов*
Номер типа Название типа Число Процент Наиболее часто выбираемые утверждения
I Убеждения избегающего типа 13 17 «Я не могу выносить неприятные чувства»; «Если я чувствую что-то неприятное или думаю об этом, я должен попытаться забыть об этом или отвлечься»
II Убеждения зависимого типа 22 29 «Я нуждаюсь в ком-то, кто всегда доступен, чтобы помочь мне справиться с тем, что я должен сделать, или если случится что-то плохое»; «Я не должен делать ничего, что может обидеть того, кто поддерживает меня или помогает мне»
III Убеждения пассивно-агрессивного типа 31 40 «Я самодостаточен, но я нуждаюсь в других, чтобы они помогли мне в достижении моих целей»; «Я люблю привязываться к людям, но я не хочу, чтобы при этом мной управляли»; «Я сам знаю, что мне нужно и что для меня хорошо, и окружающие не должны указывать мне,что делать»; «Невыносимо находиться под контролем или во власти других»
IV Убеждения обсес-сивно-компульсивного типа (навязчивые состояния) 32 42 «Я должен полагаться на себя, чтобы убедиться, что все сделано»; «Мне нужен порядок, системы и правила, чтобы должным образом выполнить работу»
V Убеждения антисоциального типа 13 17 «Не имеет значения, что другие думают обо мне»; «Если я чего-то хочу, я должен делать все, чтобы это получить»
VI Убеждения нарцисси-ческого типа 15 19 «Я особенный человек»; «Я имею все основания надеяться на большое будущее»
VII Убеждения гистрион-ного (демонстративного) типа 21 27 «Я интересный, привлекательный человек»
VIII Убеждения шизоидного и шизотипического типа 16 21 «Не имеет значения, что другие люди думают обо мне»; «Для меня важно быть свободным и независимым»; «Я устанавливаю для себя собственные стандарты и ставлю перед собой свои цели»
IX Убеждения параноидного типа 11 14 «Доверять людям небезопасно»; «Люди часто говорят одно, а думают другое»
*Примечание. Общая сумма процентов не равна 100, так как каждый студент мог выбирать несколько суждений.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Маралов В. Г., Маралова Т. П. Взаимосвязь раздражительности и обидчивости с иррациональными убеждениями у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). - 0,8 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202003. htm.
Обратимся к решению основной задачи настоящего исследования, то есть выявлению взаимосвязей между всеми исследуемыми параметрами. Результаты корреляционного анализа представлены на рисунке.
Взаимосвязь раздражительности и обидчивости с эгоцентризмом, отношением к людям (интересом, эмпатией, пониманием, помощью) и убеждениями пассивного-агрессивного
и зависимого типов*
*Примечание. — прямая связь---обратная связь
Как видно из рисунка, раздражительность положительно коррелирует с обидчивостью (г = 0,33, p < 0,01),то есть существуют студенты, которые одновременно могут быть и раздражительными, и обидчивыми. Это, разумеется, не исключает преобладания какого-либо одного негативного эмоционального состояния. Обращает также на себя внимание тот факт, что параметры отношения к людям оказались тесно взаимосвязаны друг с другом. Как интерес к человеку, так и способность оказывать помощь другим положительно коррелируют с эмпатией (г = 0,31, р < 0,01; г = 0,24, р < 0,05) и пониманием людей (г = 0,25, р < 0,05; г = 0,42, р < 0,01). Это означает, что в одних случаях эмпатия и понимание способствуют возникновению интереса к людям (моти-вационный компонент), а в других - стремления непосредственно оказывать помощь (деятельностный компонент).
Вопреки ожиданиям, раздражительность к людям прокоррелировала положительно только с убеждениями пассивно-агрессивного типа. Не обнаружено связи, как это предполагалось в гипотезе, с убеждениями антисоциального типа. Как было показано в таблице, наиболее часто студентами выбирались такие суждения, как «Я самодостаточен, но я нуждаюсь в других, чтобы они помогли мне в достижении моих целей»; «Я люблю привязываться к людям, но я не хочу, чтобы при этом мной управляли»; «Я сам знаю, что мне нужно и что для меня хорошо, и окружающие не должны указывать мне, что делать»; «Невыносимо находиться под контролем или во власти других». По всей видимости, наиболее полно тесноту связи раздражительности и пас-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Маралов В. Г., Маралова Т. П. Взаимосвязь раздражительности и обидчивости с иррациональными убеждениями у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). - 0,8 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202003. htm.
сивно-агрессивных иррациональных убеждений может объяснить последнее утверждение: «Невыносимо находиться под контролем или во власти других». В данном случае повышенная раздражительность обусловлена нежеланием подчиняться, нетерпимостью к контролю. Студенты этого типа не прочь общаться с другими людьми и даже испытывают потребность в этом, но они хотят быть первыми, не желают, чтобы над ними кто-то брал верх.
Гораздо большее число взаимосвязей обнаружила обидчивость. Во-первых, она положительно прокоррелировала с эгоцентризмом (г = 0,40, р < 0,01). А эгоцентризм, в свою очередь, отрицательно прокоррелировал с интересом к человеку (г = -0,28, р < 0,01). Чаще всего высокий уровень обидчивости проявляет личность, центрированная на себе и своих желаниях. При этом обидчивые студенты, как правило, плохо понимают других людей, у них слабо выражено желание оказывать им помощь. Во-вторых, выявлена положительная связь обидчивости с убеждениями зависимого типа (г = 0,22, р < 0,05). Здесь доминируют суждения типа: «Я нуждаюсь в ком-то, кто всегда доступен, чтобы помочь мне справиться с тем, что я должен сделать, или если случится что-то плохое»; «Я не должен делать ничего, что может обидеть того, кто поддерживает меня или помогает мне»; «Самое плохое, что может со мной случиться, -это если меня бросят». А установки зависимого типа также отрицательно коррелируют с пониманием людей (г = -0,22, р < 0,05). В то же время не выявлено достоверной связи эгоцентризма с убеждениями зависимого типа. Это свидетельствует о том, что зависимый тип иррациональных убеждений выявляется у обидчивых студентов, которые подразделяются на два подтипа: эгоцентричных и не эгоцентричных.
В первом случае обидчивая личность в силу своей центрации на себе и своих интересах плохо понимает других людей, поэтому нуждается в постоянной опоре, в человеке, который бы оберегал и защищал ее. Она в большей степени ориентирована на оказание другими помощи себе, а не на оказание помощи другим, причем «защитник» обязан безукоризненно выполнять все желания «защищаемого», в противном случае его поведение будет вызывать эмоциональную реакцию в виде проявлений обиды. Такие студенты не редкость, особенно это касается женского пола, хотя и некоторые мужчины ведут себя аналогичным образом. Например, Оксана Б. (19 лет). Для нее характерна очень высокая обидчивость и ранимость, интерес к людям, эмпа-тия и желание помогать другим находятся на среднем уровне, понимание людей - на низком. Она эгоцентрична, у нее ярко выражена потребность в переживании чувства безопасности, низкая готовность к риску, тем не менее, она нередко в силу невысокой сензитивности к угрозам склонна к игнорированию опасностей. Преобладают иррациональные убеждения зависимого и избегающего типа. Поэтому в ситуациях взаимодействия она чаще занимает позицию невмешательства. Нуждается в людях, которые бы постоянно поддерживали и опекали ее. Любые насмешки, выпады (нередко воображаемые) переживает очень тяжело. Пытается постоянно самоутверждаться, используя необычную одежду и макияж. Приведем пример юноши-студента с высокими уровнями одновременно раздражительности и обидчивости. Анатолий Х. (19 лет). Эгоцентричен, раздражителен и обидчив. Его раздражает все, что выбивает из привычной колеи и нарушает его планы. Испытывает определенный интерес и эмпатию к людям, но плохо их понимает и не стремится инициативно оказывать помощь. У него доминируют убеждения зависимого («Если меня не полюбят, я всегда буду несчастен»), пассивно-агрессивного («Установление крайних сроков, исполнение требований и приспособление -прямая угроза моей гордости и самодостаточности») и нарциссического («Очень важно получить признание, заслужить похвалу и вызвать восторг») типов. Ищет таких людей,
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Маралов В. Г., Маралова Т. П. Взаимосвязь раздражительности и обидчивости с иррациональными убеждениями у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). - 0,8 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202003. htm.
которые бы ему помогали, защищали и в то же время не отвлекали от дел. В одежде и в прическе также нередко пытается выделиться.
Во втором случае обидчивость не сопровождается эгоцентризмом, однако ощущение беспомощности и неспособности решать свои проблемы побуждает человека искать людей, которые решали бы все его проблемы, оберегали от неприятностей. Приведем пример. Арина А. (27 лет) - студентка-заочница. Обидчива, но не раздражительна и не эгоцентрична, крайне неуверенная в себе, тревожная, предпочитает занимать позицию невмешательства, все компоненты отношения к людям находятся на низком уровне, особенно понимание людей и стремление оказывать помощь. На первые три места поставила суждения из группы убеждений зависимого типа: «Самое плохое, что может со мной случиться, - это если меня бросят»; «Если меня не полюбят, я всегда буду несчастен»; «Я не могу справляться с проблемами, как это делают другие».
Заключение
Проведенное нами исследование подтверждает данные, имеющиеся в психологии, касающиеся раздражительности и обидчивости как отрицательных качеств личности, дестабилизирующих процесс оптимального взаимодействия с людьми, что проявляется в снижении эмпатических реакций, непонимании людей и недоверии к ним. В то же время были получены новые результаты относительно взаимосвязи раздражительности и обидчивости с иррациональными убеждениями. Было установлено, что далеко не все иррациональные убеждения, которых придерживаются студенты, оказывают влияние на раздражительность и обидчивость. Раздражительность оказалась положительно связана с иррациональными убеждениями пассивно-агрессивного типа, а обидчивость - с иррациональными убеждениями зависимого типа.
В первом случае раздражительность обусловлена установками, связанными с неприятием контроля: «Я люблю привязываться к людям, но я не хочу, чтобы при этом мной управляли». А. Бек и А. Фримен, характеризуя людей, приверженных убеждениям пассивно-агрессивного типа, отмечают: «Их главная стратегия состоит в том, чтобы укреплять свою независимость через скрытую оппозицию людям, наделенным властью, и в то же время через видимый поиск покровительства властей... Их главным аффектом является сдерживаемый гнев, который связан с противодействием правилам, установленным властью» [35].
Во-втором - обидчивость определяется установками, связанными с необходимостью поиска защитника: «Я нуждаюсь в ком-то, кто всегда доступен, чтобы помочь мне справиться с тем, что я должен сделать, или если случится что-то плохое». Как показало исследование, обидчивая личность может быть эгоцентричной и не эгоцентричной. Однако и в том и в другом случае она ориентирована на помощь, которую другие должны оказывать ей, а не на помощь этим другим. У эгоцентричной личности причиной возникновения многих обид является эгоцентризм в сочетании с непониманием людей и их намерений. В результате обиду способно вызвать все, что уязвляет самолюбие эгоцентричной личности. Это и обусловливает актуализацию установок зависимого типа. При этом «защитник» должен полностью удовлетворять запросы «защищаемой» личности, не противоречить ей и всячески угождать. У не эгоцентричной личности поиск защитника также обусловлен непониманием других людей, осознанием собственной некомпетентности во многих вопросах, сопровождаемых тревогой, ранимостью, чувствительностью к угрозам. А. Бек и А. Фримен дают следующую характеристику «зависимой» личности: «Люди с зависимым расстройством личности считают себя беспомощными и поэтому пытаются привязаться к более сильному человеку, который обеспечит их средствами для выживания и счастья. Их главным аффектом
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Маралов В. Г., Маралова Т. П. Взаимосвязь раздражительности и обидчивости с иррациональными убеждениями у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). - 0,8 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202003. htm.
является тревога - беспокойство по поводу возможного разрыва зависимых отношений. Они периодически испытывают сильную тревогу, когда чувствуют, что отношения действительно напряженные. Если человек, от которого они зависят, исчезает, они могут погрузиться в депрессию» [36].
Проведенное исследование со всей очевидностью на первый план выдвигает проблему преодоления раздражительности и обидчивости как важнейшего условия формирования адекватного типа отношения к людям, особенно это касается профессий социономического (помогающего) типа. Трудно быть хорошим психологом, врачом или педагогом, если ты сам обидчив и часто испытываешь раздражение к людям. Нами была разработана и апробирована специальная программа в рамках курса «Психология ненасильственного взаимодействия» для студентов-психологов [37, 38], в которой предусматривалась работа с раздражительностью, обидчивостью и иррациональными убеждениями. Ее целью являлось формирование способности к ненасильственному взаимодействию у студентов - будущих педагогов и психологов. Она выстраивалась на принципах осознанности, актуализации жизненного опыта, моделирования жизненных ситуаций. Раздражительности и обидчивости было посвящено специальное четырехчасовое занятие. В качестве средств использовались работа с текстами художественных произведений, пословицами и поговорками, отражающими явления раздражительности и обиды, рисунками. Особое внимание уделялось разбору ситуаций проявления раздражения к людям и обиды из опыта студентов, организовывалось обсуждение каждого случая, выявлялись причины той или иной реакции студентов на жизненную ситуацию и др. В целом необходимо констатировать, что программа, которая внедрялась в течение семестра, показала свою жизнеспособность и возможность широкого использования в практике работы вузов соответствующей направленности.
Таким образом, наши гипотезы подтвердились лишь частично. Предполагалось, что раздражительность и обидчивость могут быть положительно связаны с эгоцентризмом и отрицательно - с отношением к людям. Реально же было установлено, что такая связь в большей степени выявлена относительно обидчивости. Предполагалось, что раздражительность будет положительно коррелировать с иррациональными убеждениями пассивно-агрессивного и антисоциального типов, а обидчивость - с иррациональными убеждениями избегающего и зависимого типов. Исследование же выявило положительную связь раздражительности только с иррациональными убеждениями пассивно-агрессивного типа, а обидчивости - только с иррациональными убеждениями зависимого типа.
Тем не менее полученные данные проясняют некоторые механизмы возникновения и функционирования раздражительности и обидчивости у студентов, показывают, что наличие этих личностных качеств препятствует установлению оптимальных отношений с людьми, затрудняют формирование профессионально значимых компетенций, необходимых специалистам социономического профиля. Исследование также подтвердило необходимость проведения целенаправленной работы со студентами по развитию у них способности к ненасильственному взаимодействию, эмпатии, понимания людей, готовности к оказанию помощи. Полученные результаты могут быть использованы в рамках деятельности психологических служб вузов, а также в процессе профессиональной подготовки студентов.
Ссылки на источники
1. The Status of Irritability in Psychiatry: A Conceptual and Quantitative Review / P. Vidal-Ribas, M. A. Brot-man, I. Valdivieso, E. Leibenluft, A. Stringaris // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. - 2016. - Vol. 55. - № 7. - P. 556-570. DOI: 10.1016/j.jaac.2016.04.014.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Маралов В. Г., Маралова Т. П. Взаимосвязь раздражительности и обидчивости с иррациональными убеждениями у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). - 0,8 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202003. htm.
2. Buss A. The psychology of aggression. - New York; London: Wiley and Sons, 1961. - 307 p.
3. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Раздражительность к людям: типология и механизмы // Интеграция образования. - 2018. - Т. 22. - № 3. - С. 495. DOI: 10.15507/1991-9468.092.022.201803.493-507
4. Апуневич О. А. Коррекция обиды и обидчивости // Психологическая коррекция как фактор обеспечения безопасности развития личности / под ред. В. Г. Маралова. - Череповец: ФБГОУ ВПО ЧГУ, 2011. - С. 46.
5. Buss A. Op. cit.
6. Development of neuropsychiatry symptoms in post stroke patients: a cross-sectional study / P. Angelelli, S. Paolucci, U. Bivona, L. Piccardi, P. Ciurli, A. Cantagallo, G. Antonucci, L. Fasotti, A. Di Santantonio, M. G. Grasso, L. Pizzamiglio // Acta Psychiatrica Scandinavica. - 2004. - Vol. 110. - № 1. - P. 55-63. DOI: 10.1111/j.1600-044.2004.00297.x
7. Current irritability associated with hastened depressive recurrence and delayed depressive recovery in bipolar disorder / L. D. Yuen, S. Shah, D. Do, Sh. Miller, Po. W. Wang, F. Hooshmand, T. A. Ketter // International Journal of Bipolar Disorders. - 2016. - Vol. 4. - № 1. - P. 15. DOI: 10.1186/s40345-016-0056-2
8. Jackson D. L. Correlates of physical and emotional health among male and female workaholics. 1993. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5782405 (in English).
9. Pridmore S., Skerritt P., Ahmadi Ja. Why do doctors dislike treating people with somatoform disorder? // Australasian Psychiatry. - 2004. - Vol. 12. - № 2. - P. 134-138. DOI: 10.1111/j.1039-8562.2004.02085.x
10. Pollock T. A personal file of stimulating ideas problem solvers // Supervision. - 1991. - Vol. 52. - № 5. -P. 24-26.
11. Maralov V. G., Sitarov V. A. Person-oriented irritability, social and educational stereotypes as factor of adopting controlling or non-aggressive position by students // International Journal of Pharmaceutical Research and Allied Sciences. - 2018. - Vol. 7. - № 2. - P. 74-85.
12. Печин Ю. В. Исследование обиды и обидчивости в Российской психологии: современное состояние и перспективы // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 93-97.
13. Бельтюкова А. В. Понятие обидчивости: природа возникновения, особенности проявления // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2019. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-obidchivosti-priroda-vozniknoveniya-osobennosti-proyavleniya.
14. Апуневич О. А. Структурные особенности эмоциональных представлений у обидчивых детей в дошкольном и младшем школьном возрасте // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. - № 8(61). - С. 139-143.
15. Чермянин С. В., Маклаков А. Г., Рознова И. А. Психологические и поведенческие особенности лиц юношеского возраста с проявлениями реакций обид // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2018. -№ 4. - С. 36-47.
16. Агеева З. А., Гриценко М. С. Социально-психологическая природа и феноменология обидчивости // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Естественные, общественные науки». - 2009. - № 1. - С. 19-23.
17. Enright R. D., Freedman S., Rique J. The psychology of interpersonal forgiveness // Exploring forgiveness / R. D. Enright & J. North (Eds.). - University of Wisconsin Press, 1998. - P. 46-62.
18. Ellis A. Reason and emotional in psychotherapy: A comprehensive method of treating human disturbance. Revised and updated. - New York: Birch Lane Press, 1994. - 504 p.
19. Beck A. T. Cognitive therapy and the emotional disorders. - New York: International Universities Press, 1976. - 356 p.
20. Sakakibara E. Irrationality and Pathology of Beliefs // Neuroethics. - 2016. - Vol. 9. - № 147. - URL: https://doi.org/10.1007/s12152-016-9256-9.
21. Ellis A. The role of irrational beliefs in perfectionism // Perfectionism: Theory, research, and treatment / G. L. Flett & P. L. Hewitt (Eds.). - Washington, DC, US: American Psychological Association, 2002. - P. 217229. - URL: http://dx.doi.org/10.1037/10458-009.
22. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. - СПб.: Питер, 2019. - 448 с.
23. 50 years of rational-emotive and cognitive-behavioral therapy: A systematic review and meta-analysis / D. David, C. Cotet, S. Matu, C. Mogoase, S. Stefan // Journal Clinical Psychology. - 2018. - Vol. 74. - № 3. - P. 304-318. - URL: https://doi.org/10.1002/jclp.22514.
24. Beck A. T. Cognitive models of depression // Journal of Cognitive Psychotherapy: An International Quarterly.. 1987. - Vol. 1. - P. 5-37.
25. David D., Schnur J., Belloiu A. Another Search for the "Hot" Cognitions: Appraisal, Irrational Beliefs, Attributions, and Their Relation to Emotion // Journal of Rational-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy 2002. - Vol. 20. - № 2. - P. 93-131. - URL: https://doi.org/10.1023/A:1019876601693.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Маралов В. Г., Маралова Т. П. Взаимосвязь раздражительности и обидчивости с иррациональными убеждениями у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). - 0,8 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202003. htm.
26. Ebru A., Ozcan A. The Effects of Irrational Beliefs on Academic Motivation and Academic Self-efficacy of Candidate Teachers of Computer and Instructional Technologies Education Department // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 197. - P. 1287-1292. - URL: https://core.ac.uk/down-load/pdf/82664190.
27. Turner M. J. Rational Emotive Behavior Therapy (REBT), Irrational and Rational Beliefs, and the Mental Health of Athletes // Frontiers in psychology. - 2016. - Vol. 7. - P. 14-23. D0l:10.3389/fpsyg.2016.01423
28. Kaygusuz C. Irrational Beliefs and Abuse in University Students' Romantic Relations // Egitim Arastirma-lari - Eurasian Journal of Educational Research. - 2013. - Vol. 13. - P. 141-156.
29. Мельничук А. С. Иррациональные убеждения о межличностных отношениях как фактор одиночества у студентов // Акмеология. - 2018. - № 3(67). - С. 34-38. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35584509.
30. Маралов В. Г., Маралова Т. П. Мировоззренческие установки и сензитивность к человеку у студентов - будущих психологов // Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. - СПб.: «67 гимназия. Verba Magistri», 2009. - С. 183-190.
31. Практикум по формированию позиции ненасилия студентов - будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения / под ред. В. А. Ситарова. - М.: Московский гуманитарный университет, 2019. - 198 с.
32. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.
33. Пашукова Т. И., Допира А. И., Дьяконов Г. В. Психологические исследования: практикум по общей психологии для студ. пед. вузов. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
34. Бек А., Фримен А. Указ. соч.
35. Там же. - С. 36.
36. Там же. - С. 35.
37. Маралов В. Г., Ситаров В. А., Романюк Л. В. Разработка технологии формирования способности к ненасильственному взаимодействию у студентов - будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2019. - № 6. - С. 39-46. DOI: 10.20339/AM.06-19.039
38. Maralov V. G., Sitarov V. A., Romanyuk L. V. Technology for Formation of the Ability of Non-Violent Interaction Among Students // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. - Vol. LXXVI-SCTCMG. - 2019. - P. 2911-2918. - URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.04.392.
Vladimir Maralov,
Doctor of Psychology, Professor, Psychology Chair, Cherepovets State University, Cherepovets
vgmaralov@yandex.ru
Tatyana Maralova,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Psychology Chair, Cherepovets State University,
Cherepovets
tmaralova@indox.ru
Relationship of irritability and touchiness to irrational beliefs among students
Abstract. The urgency of the problem is due to the importance of the study of irritability and touchiness as negative personality traits that prevent the establishment of optimal relations with other people. The purpose of the work was to identify the relationship of irritability and touchiness with egocentrism, attitude towards people and irrational beliefs among students. The study involved 77 students of the Cherepovets State University - future psychologists. The authors' questionnaires for detecting irritability to people, sensitivity to a person, the test of egocentric associations by T. I. Pashukova, the touchiness scale of E. P. Ilyin and P. A. Kovalev, the list of irrational beliefs of A. Beck and A. Freeman were used as diagnostic tools. As a result, a positive relationship was revealed between irritability and passive-aggressive irrational beliefs, as well as between touchiness and egocentrism with irrational beliefs of a dependent type. In addition, a negative relationship was revealed between touchiness and such characteristics of attitudes toward people as understanding of a person and willingness to provide assistance. These results may be used in the framework of the university psychological services, as well as in the process of training students - future teachers and psychologists. Key words: irritability, touchiness, egocentrism, attitude towards people, irrational beliefs. References
1. Vidal-Ribas, P. et al. (2016). "The Status of Irritability in Psychiatry: A Conceptual and Quantitative Review", Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, vol. 55, № 7, p. 556-570 (in English). DOI: 10.1016/j.jaac.2016.04.014.
2. Buss, A. (1961). The psychology of aggression, New York; Wiley and Sons, London, 307 p. (in English).
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Маралов В. Г., Маралова Т. П. Взаимосвязь раздражительности и обидчивости с иррациональными убеждениями у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). - 0,8 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202003. htm.
3. Maralov, V. G. & Sitarov, V. A. (2018). "Razdrazhitel'nost' k lyudyam: tipologiya i mekhanizmy", Integraciya obrazovaniya, t. 22, № 3, p. 495 (in Russian). DOI: 10.15507/1991-9468.092.022.201803.493-507
4. Apunevich, O. A. (2011). "Korrekciya obidy i obidchivosti", in Maralov, V. G. (ed.). Psihologicheskaya korrekciya kak faktor obes-pecheniya bezopasnosti razvitiya lichnosti, FBGOU VPO CHGU, Cherepovec, p. 46 (in Russian).
5. Buss, A. (1961). Op. cit.
6. Angelelli, P. et al. (2004). Development of neuropsychiatry symptoms in post stroke patients: a cross-sectional study", Acta Psychiatrica Scandinavica, vol. 110, № 1, pp. 55-63 (in English). DOI: 10.1111/j.1600-044.2004.00297.x
7. Yuen, L. D. et al. (2016). "Current irritability associated with hastened depressive recurrence and delayed depressive recovery in bipolar disorder", International Journal of Bipolar Disorders, vol. 4, № 1, p. 15 (in English). DOI: 10.1186/s40345-016-0056-2
8. Jackson, D. L. (1993). Correlates of physical and emotional health among male and female workaholics. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=5782405 (in English).
9. Pridmore, S., Skerritt, P. & Ahmadi, Ja. (2004). "Why do doctors dislike treating people with somatoform disorder?", Australasian Psychiatry, vol. 12, № 2, p. 134-138 (in English). DOI: 10.1111/j.1039-8562.2004.02085.x
10. Pollock, T. (1991). "A personal file of stimulating ideas problem solvers", Supervision, vol. 52, № 5, pp. 24-26 (in English).
11. Maralov, V. G. & Sitarov, V. A. (2018). "Person-oriented irritability, social and educational stereotypes as factor of adopting controlling or non-aggressive position by students", International Journal of Pharmaceutical Research and Allied Sciences, vol. 7, № 2, pp. 74-85 (in Russian).
12. Pechin, Yu. V. (2016). "Issledovanie obidy i obidchivosti v Rossijskoj psihologii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy", Sibirskijpedagogicheskijzhurnal, № 3, pp. 93-97 (in Russian).
13. Bel'tyukova, A. V. (2019). "Ponyatie obidchivosti: priroda vozniknoveniya, osobennosti proyavleniya", Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya "Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika", № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-obidchivosti-priroda-vozniknoveniya-osobennosti-proyavleniya (in Russian).
14. Apunevich, O. A. (2014). "Strukturnye osobennosti emocional'nyh predstavlenij u obidchivyh detej v dosh-kol'nom i mladshem shkol'nom vozraste, Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta, № 8(61), pp. 139-143 (in Russian).
15. Chermyanin, S. V., Maklakov, A. G. & Roznova, I. A. (2018). "Psihologicheskie i povedencheskie osobennosti lic yunosheskogo vozrasta s proyavleniyami reakcij obid", Vestnik LGU im. A. S. Pushkina, № 4, pp. 36-47 (in Russian).
16. Ageeva, Z. A. & Gricenko, M. S. (). Social'no-psihologicheskaya priroda i fenomenologiya obidchivosti", Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Estestvennye, obshchestvennye nauki", 2009, № 1, pp. 19-23 (in Russian).
17. Enright, R. D., Freedman, S. & Rique, J. (1998). "The psychology of interpersonal forgiveness", in Enright, R. D. & North, J. (Eds.). Exploring for-giveness, University of Wisconsin Press, pp. 46-62 (in English).
18. Ellis, A. (1994). Reason and emotional in psychotherapy: A comprehensive method of treating human disturb-ance. Revised and updated, Birch Lane Press, New York, 504 p. (in English).
19. Beck, A. T. (1976). Cognitive therapy and the emotional disorders, International Universities Press, New York, 356 p. (in English).
20. Sakakibara, E. (2016). "Irrationality and Pathology of Beliefs", Neuroethics, vol. 9, № 147. Available at: https://doi.org/10.1007/s12152-016-9256-9 (in English).
21. Ellis, A. (2002). "The role of irrational beliefs in perfectionism", in Flett, G. L. & Hewitt, P. L. (Eds.). Perfectionism: Theory, research, and treatment, Washington, DC, US: American Psychological Association, pp. 217-229. Available at: http://dx.doi.org/10.1037/10458-009 (in English).
22. Bek, A. & Frimen, A. (2019). Kognitivnaya psihoterapiya rasstrojstv lichnosti, Piter St. Petersburg, 448 p. (in Russian).
23. David, D. et al. (2018). "50 years of rational-emotive and cognitive-behavioral therapy: A systematic review and meta-analysis", Journal Clinical Psychology, vol. 74, № 3, pp. 304-318. Available at: https://doi.org/10.1002/jclp.22514 (in English).
24. Beck, A. T. (1987). "Cognitive models of depression", Journal of Cognitive Psychotherapy: An International Quarterly, vol. 1, pp. 5-37 (in English).
25. David, D., Schnur, J. & Belloiu, A. (2002). "Another Search for the "Hot" Cognitions: Appraisal, Irrational Beliefs, Attributions, and Their Relation to Emotion", Journal of Rational-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy, vol. 20, № 2, pp. 93-131. Available at: https://doi.org/10.1023/A:1019876601693 (in English).
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Маралов В. Г., Маралова Т. П. Взаимосвязь раздражительности и обидчивости с иррациональными убеждениями у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль). - 0,8 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202003. htm.
26. Ebru, A. & Ozcan, A. (2015). "The Effects of Irrational Beliefs on Academic Motivation and Academic Self-efficacy of Candidate Teachers of Computer and Instructional Technologies Education Department", Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 197, pp. 1287-1292. Available at: https://core.ac.uk/down-load/pdf/82664190 (in English).
27. Turner, M. J. (2016). "Rational Emotive Behavior Therapy (REBT), Irrational and Rational Beliefs, and the Mental Health of Athletes", Frontiers in psychology, vol. 7, pp. 14-23. D0l:10.3389/fpsyg.2016.01423 (in English).
28. Kaygusuz, C. (2013). "Irrational Beliefs and Abuse in University Students' Romantic Relations", Egitim Arastirma-lari - Eurasian Journal of Educational Research, vol. 13, pp. 141-156 (in English).
29. Mel'nichuk, A. S. (2018). "Irracional'nye ubezhdeniya o mezhlichnostnyh otnosheniyah kak faktor odi-nochestva u studentov", Akmeologiya, № 3(67), pp. 34-38. Available at: https://eli-brary.ru/item.asp?id=35584509 (in Russian).
30. Maralov, V. G. & Maralova, T. P. (2009). "Mirovozzrencheskie ustanovki i senzitivnost' k cheloveku u studentov - budushchih psihologov", Duhovno-nravstvennoe vospitanie podrastayushchih pokolenij, "67 gimnaziya. Verba Magistri", St. Petersburg, pp. 183-190 (in Russian).
31. Sitarov, V. A. (ed.) (2019). Praktikum po formirovaniyu pozicii nenasiliya studentov - budushchih spe-cialistov sfery psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya, Moskovskij gumanitarnyj universitet, Moscow, 198 p. (in Russian).
32. Il'in, E. P. (2014). Psihologiya agressivnogo povedeniya, Piter, St. Petersburg, 368 p. (in Russian).
33. Pashukova, T. I., Dopira, A. I. & D'yakonov, G. V. (1996). Psihologicheskie issledovaniya: praktikum po obshchej psihologii dlya stud. ped. vuzov, Izd-vo "Institut prakticheskoj psihologii", Moscow; NPO "MODEK", Voronezh (in Russian).
34. Bek, A. & Frimen, A. (2019). Op. cit.
35. Ibid., p. 36.
36. Ibid., p. 35.
37. Maralov, V. G., Sitarov, V. A. & Romanyuk, L. V. (2019). "Razrabotka tekhnologii formirovaniya sposob-nosti k nenasil'stvennomu vzaimodejstviyu u studentov - budushchih specialistov sfery psihologo-peda-gogicheskogo soprovozhdeniya", Alma mater (Vestnik vysshejshkoly), № 6, pp. 39-46 (in Russian). DOI: 10.20339/AM.06-19.039
38. Maralov, V. G., Sitarov, V. A. & Romanyuk, L. V. (2019). "Technology for Formation of the Ability of NonViolent Interaction Among Students", The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, vol. LXXVI-SCTCMG, pp. 2911-2918. Available at: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.04.392 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 11.01.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 29.01.20
Принята к публикации Accepted for publication 29.01.20 Опубликована Published 20.02.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Маралов В. Г., Маралова Т. П., 2020
www.e-koncept.ru