Научная статья на тему 'Взаимосвязь психологической готовности педагогов к инновационной деятельности и стиля педагогической деятельности'

Взаимосвязь психологической готовности педагогов к инновационной деятельности и стиля педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная деятельность / психологическая готовность к инновационной деятельности / стиль педагогической деятельности / innovative activity / psychological readiness to innovative activity / pedagogical style

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. Г. Бобкова, А. А. Шершитский

Представлены результаты исследования психологической готовности педагогов к инновациям и стиля педагогической деятельности. На первом этапе эмпирически были оценены наиболее значимые диагностические признаки психологической готовности к инновационной деятельности (мотивация к профессиональному развитию и саморазвитию, уровень развития педагогических способностей, уровень креативности и готовность к риску). Также был определен индивидуальный стиль педагогической деятельности. На втором этапе в результате проведения формирующего эксперимента было доказано, что индивидуальный стиль педагога влияет на его готовность к инновационной деятельности, и, наоборот, готовность к инновациям оказывает влияние на используемый стиль педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. Г. Бобкова, А. А. Шершитский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRALATION BETWEEN EDUCATOR’S PSYCHOLOGICAL READINESS TO INNOVATIVE ACTIVITY AND STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

In the article the results of the research on educator’s psychological readiness to innovations and style of pedagogical activity are presented. On the first stage, the most important diagnostic features of psychological readiness to innovative activity (motivation to professional development and self-development, pedagogical skills level, creativity and readiness to risk) were empirically measured. On the second stage, as a result of conducting a developing experiment it was proven that individual pedagogical style influences readiness to innovative activity, and, vice-verse, readiness to innovations influences the style the pedagogue uses.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь психологической готовности педагогов к инновационной деятельности и стиля педагогической деятельности»

УДК 37.013.77

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. Г. Бобкова, А. А. Шершитский

Иркутский государственный университет Российская Федерация, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1 E-mail: bobkova.nataly@gmail.com, sashasher111@gmail.com

Представлены результаты исследования психологической готовности педагогов к инновациям и стиля педагогической деятельности. На первом этапе эмпирически были оценены наиболее значимые диагностические признаки психологической готовности к инновационной деятельности (мотивация к профессиональному развитию и саморазвитию, уровень развития педагогических способностей, уровень креативности и готовность к риску). Также был определен индивидуальный стиль педагогической деятельности. На втором этапе в результате проведения формирующего эксперимента было доказано, что индивидуальный стиль педагога влияет на его готовность к инновационной деятельности, и, наоборот, готовность к инновациям оказывает влияние на используемый стиль педагогической деятельности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, психологическая готовность к инновационной деятельности, стиль педагогической деятельности.

INTERRALATION BETWEEN EDUCATOR'S PSYCHOLOGICAL READINESS TO INNOVATIVE ACTIVITY AND STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

N. G. Bobkova, A. A. Shershitskiy

Irkutsk State University 1, Karl Marx str., Irkutsk, 664003, Russian Federation E-mail: bobkova.nataly@gmail.com, sashasher111@gmail.com

In the article the results of the research on educator's psychological readiness to innovations and style of pedagogical activity are presented. On the first stage, the most important diagnostic features ofpsychological readiness to innovative activity (motivation to professional development and self-development, pedagogical skills level, creativity and readiness to risk) were empirically measured. On the second stage, as a result of conducting a developing experiment it was proven that individual pedagogical style influences readiness to innovative activity, and, vice-verse, readiness to innovations influences the style the pedagogue uses.

Keywords: innovative activity, psychological readiness to innovative activity, pedagogical style.

Актуальность проблемы готовности педагогов высшей школы к инновационной деятельности вряд ли нуждается в обосновании. Модернизация российского образования неизбежно влечет за собой изменения в методах и формах преподавания: более интенсивно используются информационные технологии, а также активные формы обучения. Все это требуют от современных преподавателей инновационного поведения, то есть активного и регулярного творчества в профессиональной деятельности.

Для успешной реализации инновационной деятельности необходима соответствующая психологическая готовность, а также учет индивидуальных особенностей. Индивидуальный стиль в значительной степени влияет на эффективность ее осуществления. Так как стилевые особенности человека определяются его индивидуальными характеристиками, обеспечивающими результативность и успешность, а также субъективную удовлетворенность от процесса и результата взаимодействия, то их учет в педагогической деятельности является особенно актуальным.

Цель исследования - выявление взаимосвязи психологической готовности педагога к инновационной деятельности и стиля педагогической деятельности. Объектом исследования является психологическая готовность педагога к инновационной деятельности. Предметом исследования выступает взаимосвязь психологической готовности педагога к инновационной деятельности и стиля педагогической деятельности.

Гипотеза исследования - психологическая готовность педагога к инновационной деятельности взаимосвязана со стилем педагогической деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1) обобщить различные представления об инновационной педагогической деятельности для конкретизации ее психологической сущности и определения ее специфических характеристик;

2) раскрыть сущность и дать определение психологической готовности педагога к инновационной деятельности;

3) рассмотреть и проанализировать различные стили педагогической деятельности;

4) подобрать методики и сделать эмпирические обоснования психологической готовности педагога к инновационной деятельности, а также стиля педагогической деятельности;

5) выявить взаимосвязь психологической готовности педагога к инновационной деятельности и стиля педагогической деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения отечественной теории деятельности (М. Я. Басов, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.), а также труды психологов, посвященные исследованию психологической сущности профессиональной деятельности (И. В. Вачков); специфике деятельности педагога (А. Ф. Балакирев, А. Д. Бунин, О. К. Тихомиров и др.); соотношению традиционного и инновационного в деятельности педагога (Б. Ц. Бадмаев, В. Я. Лаудис, С. Л. Братченко); индивидуальных стилей деятельности (А. Е. Климов, В. С. Мерлин), а также взаимосвязи педагогического стиля деятельности с характеристиками процесса и результата деятельности (А. К. Маркова, А. В. Глазков, О. А. Лапина и др.).

В процессе исследования использовался широкий спектр методов, позволивших решить поставленные задачи:

- сравнительный, проблемный, функциональный и системный анализ научных работ по проблеме исследования;

- психодиагностические методики, направленные на исследование специфических особенностей готовности педагога к инновационной деятельности (тест креативности Торранса, тест «педагогические ситуации» на определение педагогических способностей Р. С. Немова, карта педагогической оценки и самооценки способностей учителя к инновационной деятельности В. А. Сластенина и Л. С. Подымовой, методика диагностики степени готовности к риску Я. К. Шуберта); стиля педагогической деятельности (вопросник А. К. Марковой);

- качественный анализ и статистические методы обработки: коэффициент корреляции Пирсона, критерий Стьюдента, тестирование непараметрических гипотез с помощью критерия «хи-квадрат».

Проведенный теоретический анализ источников по проблеме исследования позволил сформулировать следующие выводы.

Инновационная педагогическая деятельность является самостоятельным видом деятельности, имеющим сложную иерархическую структуру и собственные специфические характеристики.

Инновационная педагогическая деятельность вносит качественные изменения в педагогический процесс и в структуру профессионально важных качеств самого педагога, выступает как средство совершенствования образовательного процесса и личностно-профессиональной самоактуализации педагога.

Предметом инновационной педагогической деятельности является образовательный процесс, включая собственную педагогическую деятельность, что позволяет рассматривать инновационный компонент

деятельности педагога как рефлексивный и ресурсо-развивающий.

В мотивации инновационной деятельности педагога преобладают мотивы самоактуализации.

Задачи педагогической деятельности индивидуальны и разнообразны, часто обусловлены ситуативными факторами (содержанием учебной деятельности, типологическими особенностями учащихся); в системе задач инновационной деятельности педагога значимо выражены задачи, непосредственно связанные с профессиональной рефлексией.

Исследовав содержательные особенности инновационной педагогической деятельности, можно сделать вывод о том, что для реализации данного типа деятельности необходима готовность педагога как активная профессионально-педагогическая и личностная позиция педагога, а также специальные знания и умения, которые являются предпосылкой продуктивной инновационной деятельности (высокий уровень развития педагогических способностей, высокий уровень креативности и наличие готовности к риску).

Индивидуальный стиль педагога оказывает значительное влияние на оптимальность и результативность педагогической деятельности и рассматривается как устойчивая индивидуальная иерархическая система способов преобразования образовательного пространства с целью максимального соответствия процесса педагогической деятельности собственным индивидуальным особенностям, а результата педагогической деятельности - требованиям социального заказа на образование.

Индивидуальный стиль педагога позволяет подстраивать условия педагогической деятельности под собственные индивидуальные особенности и изменять собственные личностно-профессиональные качества под требования педагогической деятельности, компенсировать неэффективные педагогические действия новыми стилевыми паттернами, гармонизировать связи между индивидуальностью педагога и объективными требованиями профессии, между социально значимыми результатами педагогического труда и самоактуализацией педагога, между основным процессом педагогической деятельности и инновационной педагогической деятельностью.

Проведенный теоретический анализ позволяет предположить наличие взаимосвязи между психологической готовностью педагога к инновационной деятельности и стилем педагогической деятельности.

Исследование проведено на базе Байкальской международной бизнес-школы ИГУ (размер выборки -32 педагога) с использованием комплекта методик для определения психологической готовности педагогов к инновационной деятельности: теста «Педагогические ситуации» на определение педагогических способностей Р. С. Немова; методики диагностики степени готовности к риску Я. К. Шуберта; карты педагогической оценки и самооценки способностей педагогов к инновационной деятельности В. А. Сластенина и Л. С. Подымовой; теста креативности Торранса. Для определения стиля педагогической деятельности использовался опросник А. К. Марковой.

На рис. 1 представлены полученные результаты:

1. Педагогические способности могут быть охарактеризованы как среднеразвитые.

2. Степень готовности к риску варьируется от осторожности до рискованности, при этом экстремальных значений не выявлено.

3. Креативность испытуемых можно охарактеризовать как среднюю.

4. В целом, на основе выборки можно сделать вывод о средней степени готовности педагогов к инновационной деятельности.

5. Наиболее популярным стилем педагогической деятельности является эмоционально-методичный. Также часто используются смешанный и рассуждающе-импровизационный стили.

Профили различных стилей педагогической деятельности представлены на рис. 2. Педагоги с рассуждающе-импровизационным, эмоционально-методичным и смешанным стилями имеют более высокую психологическую готовность к инновационной деятельности. У них прослеживается большая склонность к риску, они стремятся к творческим достижениям, и для них также характерно стремление к самосовершенствованию. При этом профессиональные способности к осуществлению инновационной деятельности выше всего у педагогов с рассуждающе-импровизационным стилем. Однако педагоги с эмоционально-импровизационным стилем более креативны и уникальны в своей деятельности.

Рис. 1. Процентное соотношение педагогов с различными стилями деятельности по соответсвующим диагностическим признакам: ЭИС - эмоционально-импровизационный стиль; ЭМС - эмоционально-методичный стиль; РИС - рассуждающе-импровизационный стиль; РМС - рассуждающе-методичный стиль;

СС - смешанный стиль

Рис. 2. Профили различных стилей педагогической деятельности: ЭИС - эмоционально-импровизационный стиль; ЭМС - эмоционально-методичный стиль; РИС - рассуждающе-импровизационный стиль; РМС - рассуждающе-методичный стиль;

СС - смешанный стиль

В ходе корреляционного анализа установлены зависимости стиля педагогической деятельности от мо-тивационно-творческой направленности личности педагога, его креативности и профессиональных способностей. Наиболее тесная прямая связь наблюдается между индивидуальным стилем педагогической деятельности и мотивационно-творческой направленностью личности (коэффициент корреляции равен 0,69). Также существует прямая связь между индивидуальным стилем педагога и его креативностью (г = 0,55), а также профессиональными способностями (г = 0,48).

Затем нами по каждому диагностическому признаку психологической готовности педагога к инновационной деятельности были составлены таблицы сопряженности 3*5, где строки - уровень соответствующего диагностического признака (высокий, средний или низкий), и столбцы - стили педагогической деятельности. Используя самый общий непараметри-

ческий критерий «хи-квадрат», было установлено, что на 5%-м уровне значимости связь между диагностическими признаками психологической готовности к инновационной деятельности и стилем педагогической деятельности следует признать доказанной.

Для эмпирического обоснования взаимосвязи психологической готовности педагога к инновационной деятельности и стиля педагогической деятельности был проведен формирующий эксперимент. Испытуемые были случайным образом разделены на две экспериментальных и одну контрольную группу. Была проведена статистическая проверка эквивалентности трех групп по диагностируемым признакам.

Для первой экспериментальной группы был проведен социально-психологический тренинг по развитию психологической готовности к инновационной деятельности, для второй группы - тренинг по развитию стиля педагогической деятельности.

Полученные результаты представлены на рис. 3.

Рис. 3. Изменение средних значений диагностируемых признаков: ЭИС - эмоционально-импровизационный стиль; ЭМС - эмоционально-методичный стиль; РИС - рассуждающе-импровизационный стиль; РМС - рассуждающе-методичный стиль; СС - смешанный стиль. Цифрами на рис. обозначено: 1 - уровень педагогических способностей; 2 - готовность к риску; 3 - мотивация педагогов к инновационной деятельности; 4 - креативность; 5 - профессиональные способности педагога к осуществлению инновационной деятельности; 6 - индивидуальные особенности педагога, необходимые для реализации инновационной деятельности; 7 - оригинальность; 8 - уникальность

Значимость изменений диагностируемых признаков была оценена с помощью критерия Стьюдента. Критическое значение равно 2,2281. В первой экспериментальной группе наблюдается статистически значимый рост средних значений по большинству диагностируемых признаков (увеличивается уровень развития педагогических способностей, педагоги более готовы к риску, более мотивированы к осуществлению инновационной деятельности и более креативны), что свидетельствует об увеличении уровня психологической готовности педагогов к инновационной деятельности. Параллельно с этим наблюдается изменение в средних значениях, полученных с помощью теста на определение индивидуального стиля педагогической деятельности. Происходит смещение в сторону использования ЭМС, что согласуется с теоретическим положением о том, что высокий уровень сти-леразвития способствует готовности педагога к инновационной деятельности.

Во второй экспериментальной группе также наблюдается смещение в сторону использования ЭМС. Параллельно с этим наблюдаются статистически значимые изменения и в уровне психологической готов-

ности педагога к инновационной деятельности (увеличение средних значений по уровню развития педагогических способностей, готовности к риску, мотивации). Чем сильнее развит стиль педагогической деятельности, тем педагог более готов к поиску и внедрению инноваций в своей работе.

Результаты в контрольной группе до эксперимента и после него статистически значимо не изменились. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенных тренингов.

Таким образом, нами была установлена статистически значимая взаимосвязь психологической готовности педагога к инновационной деятельности и стиля педагогической деятельности. При изменении готовности к инновациям у педагога меняется стиль деятельности, и, наоборот, при изменении стиля педагогической деятельности меняется психологическая готовность педагога к инновационной деятельности.

По результатам проведенной работы нами сформулированы следующие основные рекомендации:

1. Тренинг по развитию стиля педагогической деятельности должен быть более продолжительным, чем тренинг по развитию психологической готовно-

сти к инновационной деятельности, так как для коррекции стиля требуется больше времени.

2. Для повышения результативности тренинга по развитию психологической готовности педагога к инновационной деятельности целесообразно формировать группы с учетом индивидуальных стилей деятельности педагогов.

3. Наилучшим продолжением проведенных тренингов могло бы стать посттренинговое сопровождение в формате дистанционного курса.

Полученные результаты могут быть использованы как база для разработки программы по формированию

или повышению уровня психологической готовности педагогов к инновационной деятельности, а также для развития индивидуального стиля деятельности как условия инновационной подготовки педагога.

Таким образом, гипотеза исследования о наличии взаимосвязи между психологической готовностью педагога к инновационной деятельности и стилем педагогической деятельности эмпирически подтвердилась.

© Бобкова Н. Г., Шершитский А. А., 2014

УДК 621.882

ВИЗУАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

О. В. Бразговка, О. П. Микова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: brazgovka@mail.sibsau.ru

Рассмотрены возможности визуального представления информации как наиболее удобного и доступного способа изложения инженерной мысли не только в производстве, но и в других областях.

Ключевые слова: графическое представление информации, визуализация, визуальный язык, образные представления.

VISUAL REPRESENTATION OF INFORMATION

O. V. Brazgovka, O. P. Mikova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: brazgovka@sibsau.ru

In this statement opportunities of visualization are considered as one of the most convenient and available ways of expressing engineer ideas not only in production process, but also in other fields.

Keywords: graphic representation of information, visualization, visual language, presentative imagination.

Большинство знаний, с которыми сталкивается современный человек, носит вербальный характер. Самым распространенным способом сохранения и передачи информации является текст, который, как правило, читается последовательно от начала к концу - линейное средство коммуникации. Однако в методологии научного познания появляется интерес к визуализированному виду знания и представления информации структурированной в виде графов, схем, графиков, диаграмм. При переводе информации из текстовой формы в графическую форму графика должна служить «резонансом» понимания проблемы, способствовать генерации гипотез, идей и целей. Роль визуализации информации в образовании становится особенно актуальной, так как помогает обобщить и запомнить изучаемый материал, а также способствует более длительному сохранению его в памяти и быстрому его воспроизведению при необходимости. В некотором роде структурно-логические схемы, гра-

фики, графы выступают в роли промежуточного звена между внешним линейным содержанием (текст учебника) и внутренним нелинейным содержанием (в сознании). Наглядные образы сокращают словесные рассуждения и уплотняют информацию.

Существует наглядная, броская, понятная всем с детства, форма представления информации - это графика. Графический способ подачи информации употреблялся человеком на протяжении тысячелетий задолго до изобретения письменности. Это были сначала наскальные рисунки, пиктографическое письмо, затем миниатюры с технической тематикой, по которым можно установить способ производства тех или иных предметов и чертежи-рисунки, дававшие лишь ориентировочные представления об очертаниях предмета. Чертежи и схемы используются для решения геометрических задач более трех тасячелетий.

Как и другие языки, визуальный язык имеет свои собственные ресурсы и возможности, характерные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.