Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЯВЛЕНИЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЯВЛЕНИЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
перфекционизм / позитивный интерес / директивность / враждебность / автономия / непоследовательность / perfectionism / positive interest / directionality / hostility / autonomy / inconsistency

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Д.Г. Одинец, Н.Н. Струнина

Представлены результаты эмпирического исследования проявлений перфекционизма у подростков, а также взаимосвязи перфекционизма и взаимоотношений с родителями в подростковом возрасте. Установлено, что учащиеся знакомы с понятием «перфекционизм», почти у половины опрошенных выявлен высокий уровень перфекционизма, ориентированного на себя. Выявлена значимая положительная корреляционная связь между некоторыми проявлениями перфекционизма и взаимоотношениями с родителями в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN PERFECTIONISM AND RELATIONSHIPS WITH PARENTS IN ADOLESCENCE

The article presents the results of an empirical study of the manifestations of perfectionism in adolescents, as well as the relationship between the manifestations of perfectionism and relationships with parents in adolescence. It was found that students are familiar with the concept of "perfectionism", almost half of the respondents revealed a high level of self-oriented perfectionism. A significant positive correlation was revealed between some manifestations of perfectionism and relationships with parents in adolescence.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЯВЛЕНИЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.9 DOI 10.52928/2070-1640-2023-40-2-84-89

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЯВЛЕНИЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Д.Г. ОДИНЕЦ, Н.Н. СТРУНИНА (Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой)

Представлены результаты эмпирического исследования проявлений перфекционизма у подростков, а также взаимосвязи перфекционизма и взаимоотношений с родителями в подростковом возрасте. Установлено, что учащиеся знакомы с понятием «перфекционизм», почти у половины опрошенных выявлен высокий уровень перфекционизма, ориентированного на себя. Выявлена значимая положительная корреляционная связь между некоторыми проявлениями перфекционизма и взаимоотношениями с родителями в подростковом возрасте.

Ключевые слова: перфекционизм, позитивный интерес, директивность, враждебность, автономия, непоследовательность.

Введение. Термин «перфекционизм» используется для описания разных явлений и имеет много значений. Если давать определение перфекционизма простыми словами, то можно сказать, что это намеренное стремление добиться идеала во всех сферах жизни [1]. Современная наука под перфекционизмом понимает психологическую характеристику, включающую в себя высокие требования, предъявляемые личностью к себе, своей деятельности, другим людям и миру в целом [2].

Проблема изучения перфекционизма разрабатывалась многими зарубежными (А. Адлер, Д. Бернс, Г. Флетт, Р. Фрост, Д. Хамачек, М. Холендер, П. Хьюитт) и отечественными (Н.Г. Гаранян, С.Н. Ениколопов, М.В. Ларских, А.Б. Холмогорова, А. А. Ясная) учеными-психологами. Тем не менее, его природа остается открытым вопросом.

По мнению ряда ученых, перфекционистская ориентация начинает формироваться очень рано. При этом важными факторами выступают факторы семейного воспитания [3]. В подростковом возрасте, одном из самых сложных периодов в становлении личности, когда подростки пытаются найти свое место и интерес в жизни, когда их повсюду преследуют напоминания, что можно быть лучше, легко стать перфекционистом. В этот период огромное значение имеет стиль семейного воспитания. Он определяется совокупностью эмоциональной позиции и поведения родителей по отношению к ребенку и выражается в использовании определенных методов педагогического воздействия [4; 5; 6; 7].

Е. Шафер на основе трех факторов: принятия, психологического контроля и скрытого контроля, выделил пять стилей семейного воспитания: позитивный интерес, директивность, враждебность, автономия и непоследовательность [8].

Настоящая работа предполагает изучение понимания перфекционизма подростками, а также проявления у них перфекционистских установок и их взаимосвязи с воспитательными установками и методами воспитания родителей.

Основная часть. Цель исследования - изучить взаимосвязь проявлений перфекционизма и взаимоотношений с родителями в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между воспитательными установками родителей и особенностями проявления перфекционизма у подростков.

Выборка исследования составила 70 учащихся гимназии в возрасте от 14 до 17 лет.

Процедура исследования. Методы исследования: организационный (сравнительный метод); эмпирический (тестирование, опрос); метод обработки эмпирических данных (критерий ранговой корреляции Спирмена); интерпретационный (структурный метод). Статистическая обработка данных производилась с помощью программы STATISTICA 10.

Методики исследования: для изучения представлений учащихся гимназии о перфекционизме использовалась авторская анкета. Для диагностики выраженности перфеционизма использовалась Многомерная шкала перфекционизма (МШП - MPS) П. Л. Хьюитта и Г. Л. Флетта. Для определения особенностей взаимоотношений подростков с родителями использовался тест «Подростки о родителях» ADOR (автор Е. Шафер, модификация З. Матейчика и П. Ржичана).

Результаты и их обсуждение. На первом этапе исследования было проведено анкетирование учащихся ГУО «Гимназия № 1 г. Новополоцка». В ходе анкетирования было опрошено 70 человек: 29 мальчиков и 41 девочка, учащиеся 9-11 классов.

Прежде всего мы решили проверить, знают ли учащиеся, что значит слово «перфекционизм»? Результаты анкетирования показали, что все опрошенные знакомы с данным понятием. Следующий вопрос анкеты был направлен на выяснение того, как респонденты представляют перфекциониста.

Следует отметить, что в большинстве ответов фигурирует слово «идеал», т.е. перфекционист, в понимании опрошенных, является человеком, который постоянно стремится к «идеалу». Также респонденты часто упоминали в описании такие слова, как «порядок», «точность» и «правильность».

Таким образом, учащиеся понимают смысл слова «перфекционизм» и имеют общие представления о том, кто такой перфекционист.

Нас также интересовало, как респонденты воспринимают перфекционизм - положительно или отрицательно, и почему. Этот вопрос был включен в анкету, и результаты исследования представлены на рисунке.

Рисунок. - Характеристика перфекционизма как черты (ответы учащихся, в %)

Согласно рисунку 1, 39 человек (56%) считают перфекционизм положительной чертой личности. Свое мнение они обосновали следующим образом:

- Стремление к высокому результату - это хорошо.

- Человек стремится к самосовершенствованию.

- Всегда все должно человека удовлетворять.

- Помогает быть организованным, следовать своим принципам, располагает внешним видом, но из минусов - иногда мешает расслабиться.

- Чаще всего сложные ситуации требуют максимальной концентрации для успешного выполнения. Желание же делать это правильно и идеально поможет сделать работу наиболее качественно. Для других это способ умиротворения и создания гармонии в душе.

- Помогает достигнуть большего, но в нормальном его проявлении.

- Помогает жить легче.

- Все всегда на своем месте, идеально, распланировано и т.д.

- Я сам отчасти перфекционист.

- Потому что человек стремится к лучшему, к лучшей версии себя (но без вреда себе).

- Перфекционист будет последователен в своих действиях, в какой-то степени я и себя таким считаю.

- Это положительная черта, если применяется с умом.

- Нужно всегда стремиться к лучшему и хотеть большего.

- Стремиться к идеалу, видеть себя будущим идеалом, постоянно работать над собой, строить атмосферу совершенства - утопичное чудо, разве это не прекрасно?

- Человек стремится к идеальному, полноте выполненной задачи или работы.

- Почему бы и нет.

- Это нужная черта характера, но когда немного или чуть-чуть, потому что когда ее много, можно переборщить.

- Перфекционист будет всегда делать все до конца, аккуратно и тщательно.

- Красиво.

- Это вырабатывает дисциплину и стремление к лучшему.

- Делают все как можно лучше, но иногда эта черта характера раздражающая.

- У этого человека все по плану, по порядку.

- Я считаю, что это хорошо, потому что человек всегда знает, где что лежит, у него порядок везде. Но главное не быть сверхперфекционистом, потому что тогда это уже болезнь.

- Человек доводит все до конца и идеала.

- У этого человека всегда идеально чисто дома, он очень много работает.

- У человека порядок в голове и в его окружении.

- Лучше все делать идеально, чем не делать ничего.

- Ты более ответственно относишься к своей работе.

- Это хорошо, что человек за всем смотрит.

- По моему мнению, эта черта личности подразумевает аккуратность, обязанность, ответственность, целеустремленность.

- Помогает добиваться успеха.

- Человек лучше выполняет свою работу.

21 человек (30%) посчитали перфекционизм негативной чертой личности, и вот почему:

- Можно переусердствовать.

- Это раздражает.

- Мир не идеален, поэтому сложно придерживаться этого качества.

- Некоторым людям это мешает жить. А также мешает жить другим.

- Если человек слишком зациклен на доведении всего до идеала, то это может мешать ему.

- Мешает жить спокойную жизнь (по себе знаю).

- Не позволяет человеку расслабиться в ведении некоторых дел.

- По сути, человек, имеющий перфекционизм, всегда живет с еще одним человеком-контролером, который оценивает каждое действие. Это тяжелая эмоциональная нагрузка.

- Именно перфекционизм может быть проблемой для человека. Стремление к идеалу в этом неидеальном мире может свести с ума.

- Иногда эта черта личности раздражает окружающих.

- Если ты всегда будешь стремиться к самому идеальному, ты можешь сойти с ума.

- Перфекционисты стремятся сделать все идеально, из-за этого присутствует чувство тревожности, если что-то не так.

- В основном перфекционизм может быть положительной чертой личности, но я считаю, что больше это отрицательная черта. Потому что стараться быть идеальным во всем - плохо, особенно когда мозг уже настроен только на максимальный процент выполнения.

- Не составим с характеристиками других людей, их интересами.

- Таким людям тяжело жить из-за навязчивых мыслей.

- Таким людям тяжело жить.

- Мир неидеален, перфекционистам неприятно в нем жить.

- Перфекционизм может вредить человеку.

- Не нужна излишняя точность, ведь она нужна не везде.

Отметим, что в данном вопросе анкеты мы предложили выбрать всего лишь из двух вариантов: положительная черта личности либо отрицательная черта личности. Однако нашлись респонденты, а именно 10 человек (14%), которые ответили, что перфекционизм является «чем-то средним», и некоторые обосновали свою позицию следующим образом:

- Перфекционизм заставляет тебя делать все идеально, что отчасти идет на пользу, т.к. идеальная работа -это хорошая работа, но это требует много сил и убивает человека морально и физически.

- В каких-то ситуациях перфекционизм поможет добиться успеха, достигнуть высокого результата, но, возможно, человек будет стараться довести до идеального состояния ценой своего здоровья.

- Сильный перфекционизм может привести к частой агрессии, раздражительности, что вредит человеку, а, с другой стороны, заставляет человека делать что-то лучше, быть лучше.

- Перфекционист - это человек, у которого везде порядок и равномерность. Довольно хорошая черта, но если она достигает фанатизма, человек может довести себя до нервных срывов. Делать все идеально в мире невозможно.

- Человек исполнительный, все выполняет, однако эта черта мешает ему и приводит к срывам.

- В быту, может, и сможет помочь, но зачастую создает лишь больший беспорядок.

- Потому что в какой-то ситуации это может быть уместно, в каких-то нет. Тем более, перфекционизм бывает назойливым и чрезмерным.

- Излишнее желание делать все идеально может привести к страхам и тревоге.

Исходя из результатов анкетирования, учащиеся хорошо понимают, что такое перфекционизм и имеют представления о его проявлениях. Однако мнения среди респондентов относительно того, является перфекцио-низм положительной или отрицательной чертой, очень разнятся.

На втором этапе исследования было проведено тестирование учащихся с использованием Многомерной шкалы перфекционизма (МШП - MPS) П.Л. Хьюитта и Г.Л. Флетта. Это тестирование позволило выявить, что 5 учащихся (что составляет 7% от общего числа участников исследования) обладают высоким уровнем перфек-ционизма. Для них характерна склонность к следующим проявлениям:

- нереалистично высокие стандарты, стремление к недостижимым в имеющихся реалиях целям;

- личная самооценка - исключительно только через достижения и продуктивность;

- частое сравнение себя с окружающими не в свою пользу;

- уважают себя, если достигли поставленных целей, но в случае неудачи свойственно чувствовать свою бесполезность и беспомощность.

В силу описанных выше причин перфекционисты предпочитают избегать ситуаций, в которых они могут потерпеть неудачу, либо ситуаций, в которых возможна зависимость от других людей, чтобы поддерживать образ идеальности.

Результаты опроса также показали, что 48,6% учащихся рассматривают себя как объект постоянного улучшения. Их собственные стандарты и идеалы касаются всего: интеллект, социальное положение, физическая форма... В этом кроется опасность предрасположенности к невротическим и депрессивным расстройствам, расстройствам пищевого поведения.

Ряд учащихся (7,1%) считают, что они должны соответствовать высоким ожиданиям и стандартам социального окружения. В случае этого соответствия их поведение и поступки будут одобрены. Такой же процент учащихся направляет свой перфекционизм на окружающих, проявляя требовательность и нежелание прощать ошибки других.

Только 4,2% учащихся имеют низкий уровень перфекционизма, ориентированного на себя. Для этой группы респондентов характерно следующее:

- отсутствие высоких личных стандартов;

- минимум критики себя;

- отсутствие стремления к самосовершенствованию.

Для 10% учащихся с низким уровень перфекционизма, ориентированного на окружающих, характерна терпимость к ошибкам других, отсутствие требований от окружающих высоких стандартов.

Низкий уровень выраженности социально предписанного перфекционизма у 8,6% респондентов свидетельствует о нежелании соответствовать стандартам социального окружения, спокойном отношении к негативной оценке.

У большинства учащихся уровень перфекционизма соответствует средним значениям, что означает, что они стремятся к совершенству, но наслаждаются процессом и улучшением результатов своего труда.

Итак, практически у половины респондентов, принявших участие в исследовании, высокий уровень перфекционизма, ориентированного на себя.

На данном этапе исследования также было проведен опрос учащихся-подростков по методике «Подростки о родителях» ADOR (автор Е. Шафер, модификация З. Матейчика и П. Ржичана). Данный опрос позволил выявить установки родителей, их поведение и методы воспитания такими, какими их видят дети в подростковом возрасте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что 68,6% принявших участие в исследовании учащихся считают, что матери проявляют к ним выраженный позитивный интерес. 54,2% респондентов отмечают высокий позитивный интерес со стороны отца. Позитивный интерес основан на психологическом принятии матери и отцом своих детей, основанном на доверии. В этих семьях дети чувствуют себя любимыми, нужными и ощущают поддержку со стороны родителей.

15,7% опрошенных считают, что их матери часто директивны в воспитании. В отношении отцов данный показатель составил 8,6%. Директивность матери и отца подростки понимают по-разному. Так, относительно матери ди-рективность чаще видят в формировании чувства вины у подростка, ее стремлении полностью взять на себя ответственность за ребенка. Проявление директивности отца обычно оценивают как стремление к лидерству за счет отцовского авторитета, который подчеркивается достижениями отца и стремлением доминировать в общении.

Лишь 2,9% опрошенных отметили выраженную враждебность матери и 5,7% выраженную враждебность со стороны отца. Подростки оценивают своих родителей как чрезвычайно строгих, даже жестких и агрессивных по отношению к ним.

54,2% принявших участие в исследовании учащихся отметили высокую автономность со стороны матери, 60% - со стороны отца. Данные подростки считают, что родители воспринимают их как личностей с чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями. В воспитательных мерах родители снисходительны и нетребовательны. В данном возрастном периоде это очень ценится подростками, поскольку они хотят, чтобы к ним относились как ко взрослым.

8,6% учащихся отмечают непоследовательность воспитательных мер, применяемых матерями, 5,7% - отцами. Непоследовательность оценивается подростком как некое чередование деликатности, чрезмерного альтруизма и недоверчивой подозрительности, и он никогда не знает, как отреагируют родители на ту или иную ситуацию.

Таким образом, наиболее часто наблюдаются следующие особенности поведения родителей по отношению к подросткам: позитивный интерес и автономия. Директивность, враждебность и непоследовательность в воспитании встречаются реже. По-разному оцениваются вовлеченность матери и отца в отношения с подростком. Как правило, матерей оценивают как более вовлеченных. Для отношений с отцами в большей степени присуща эмоциональная дистанция, жесткость, ригидность; для отношений с матерью - близость, привязанность, мягкость, поиск компромиссных решений.

Для определения взаимосвязи проявлений перфекционизма и поведения родителей по отношению к подросткам был применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена с использованием программы STATISTICA 10. Коэффициент рангов Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками. Полученные результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Коэффициент ранговой корреляции Спирмена переменных «Интегральная шкала перфекционизма», «Автономность (мать)», «Позитивный интерес (отец)», «Автономность (отец)» и «Непоследовательность (отец)» у учащихся_

Переменные г Р

Интегральная шкала перфекционизма / Автономность (мать) 0,26 0,03

Интегральная шкала перфекционизма / Позитивный интерес (отец)» 0,26 0,03

Интегральная шкала перфекционизма / Автономность (отец) 0,28 0,02

Интегральная шкала перфекционизма / Непоследовательность (отец) 0,25 0,04

Примечания: г - коэффициент ранговой корреляции Спирмена; р - уровень значимости.

Согласно таблице 1, между переменными «Интегральная шкала перфекционизма», «Автономность (мать)», «Позитивный интерес (отец)», «Автономность (отец)» и «Непоследовательность (отец)» слабая положительная корреляция при уровне статистической значимости р < 0,05. Гипотеза подтвердилась частично, т.е. чем больше автономности со стороны матери и отца, позитивного интереса со стороны отца и непоследовательности применяемых отцом воспитательных мер по отношению к подростку, тем выше уровень перфекционизма у учащегося.

Для более детального изучения полученных результатов мы отдельно рассмотрели взаимосвязь особенностей проявления перфекционизма и поведения родителей по отношению к подросткам.

Для определения взаимосвязи перфекционизма, ориентированного на себя, и поведения родителей по отношению к подростам использовался коэффициент Спирмена (ранговая корреляция) (таблица 2).

Таблица 2. - Коэффициент ранговой корреляции Спирмена переменных «Перфекционизм, ориентированный на себя», «Позитивный интерес (мать), «Автономность (мать)», «Позитивный интерес (отец)» у учащихся_

Переменные г Р

Перфекционизм, ориентированный на себя / Позитивный интерес (мать) 0,30 0,01

Перфекционизм, ориентированный на себя / Автономность (мать)» 0,28 0,02

Перфекционизм, ориентированный на себя / Позитивный интерес (отец) 0,26 0,03

Интегральная шкала перфекционизма / Непоследовательность (отец) 0,25 0,04

Примечания: г - коэффициент ранговой корреляции Спирмена; р - уровень значимости.

Из таблицы 2 видно, что между переменными «Перфекционизм, ориентированный на себя», «Позитивный интерес (мать), «Автономность (мать)», «Позитивный интерес (отец)» слабая положительная корреляция при уровне статистической значимости р < 0,05. В семьях, где оба родителя проявляют позитивный интерес к своим детям и матери проявляют автономность, у подростков более выражен перфекционизм, ориентированный на себя. Благодаря родительской поддержке возможно формирование доверительных отношений в детско-роди-тельских отношениях. Подросток сам ставит перед собой цели, которых хочет достичь, и сам может выдвигать требования к себе и своему делу. И когда он получает положительный интерес, принятие, доверие со стороны родителей, которые к тому же предоставляют ему умеренную автономию, он чувствует себя взрослым и пытается подтвердить возложенное ему доверие.

Для определения взаимосвязи социально предписанного перфекционизма и поведения родителей по отношению к подросткам использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Полученные результаты исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3. - Коэффициент ранговой корреляции Спирмена переменных «Социально предписанный перфекционизм», «Непоследовательность (мать)» и «Непоследовательность (отец)» у учащихся_

Переменные г Р

Социально предписанный перфекционизм / Непоследовательность (мать) 0,27 0,02

Социально предписанный перфекционизм / Непоследовательность (отец) 0,33 0,00

Примечания: г - коэффициент ранговой корреляции Спирмена; р - уровень значимости.

Между переменными «Социально предписанный перфекционизм» и «Непоследовательность (мать)» слабая положительная корреляция при уровне статистической значимости р < 0,05 (см. таблицу 3). Между переменными «Социально предписанный перфекционизм» и «Непоследовательность (отец)» умеренная положительная корреляция при уровне статистической значимости р < 0,05. Чем больше непоследовательности в воспитании со стороны родителей, тем более выражен социально предписанный перфекционизм. Не зная, как отреагируют родители на ту или иную ситуацию, подросток начинает подстраиваться под чувства и эмоции родителей, забывает о собственных желаниях, угождая родителям. Он чувствует, что получает признание только в случае полного соответствия предъявляемым требованиям, в противном случае - полное или частичное отвержение. Поэтому ему кажется, что и общество предъявляет к нему требования, которым он должен соответствовать, чтобы быть принятым.

Однако не было обнаружено достоверных взаимосвязей между перфекционизмом, ориентированным на других, и особенностями поведения родителей по отношению к подросткам. Остается неизученным, какое поведение родителей по отношению к подросткам формирует у них перфекционизм, ориентированный на других.

Заключение. Таким образом, исходя из результатов анкетирования, учащиеся хорошо понимают, что такое перфекционизм и имеют представления о его проявлениях. При этом наблюдается разнообразие мнений среди респондентов относительно того, является перфекционизм положительной или отрицательной чертой.

В результате эмпирического исследования понимания перфекционизма подростками, а также проявления у них перфекционистских установок и их взаимосвязи с воспитательными установками и методами воспитания родителей, было обнаружено, что между переменными «Интегральная шкала перфекционизма», «Автономность (мать)», «Позитивный интерес (отец)», «Автономность (отец)» и «Непоследовательность (отец)» существует слабая положительная корреляция: чем больше автономности со стороны матери и отца, позитивного интереса со стороны отца и непоследовательности применяемых отцом воспитательных мер по отношению к подростку, тем выше уровень перфекционизма у учащегося.

Между переменными «Перфекционизм, ориентированный на себя», «Позитивный интерес (мать), «Автономность (мать)», «Позитивный интерес (отец)» обнаружена слабая положительная корреляция: в семьях, где оба родителя проявляют позитивный интерес к своим детям и матери предоставляют автономность, у подростков более выражен перфекционизм, ориентированный на себя.

Между переменными «Социально предписанный перфекционизм» и «Непоследовательность (мать)» выявлена слабая положительная корреляция. Между переменными «Социально предписанный перфекционизм» и «Непоследовательность (отец)» - умеренная положительная: чем больше непоследовательность в воспитании со стороны родителей, тем более выражен социально предписанный перфекционизм.

При этом не зафиксировано наличие достоверных взаимосвязей между перфекционизмом, ориентированным на других, и особенностями поведения родителей по отношению к подросткам.

Исходя из эмпирического исследования можем сделать вывод, что гипотеза о существовании взаимосвязи между воспитательными установками родителей и особенностями проявления перфекционизма у подростков подтвердилась частично.

ЛИТЕРАТУРА

1. Монахова А.П. Перфекционизм [Электронный ресурс] / Teledoctor 24. - URL: https://teledoctor24.ru/article/489-perfektsionizm/ (дата обращения 10.08.2023).

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

3. Ильин Е.П. Работа и личность: трудоголизм, перфекционизм и лень. - СПб.: Питер, 2011. - 224 с.

4. Ларских М.В., Семенова Е.А. Влияние типа перфекционизма на учебную деятельность студента медицинской академии // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сб. докл. VIII-й Междунар. науч. конф. / Липецк (24 дек. 2011 г.). - Липецк: Гравис, 2012. — С. 225-232.

5. Ларских М.В., Удалых И.Ф. Зависимость уровня и типологии перфекционизма подростков от типа негармоничного воспитания в семье [Электронный ресурс] // Инновации в науке. - 2015. - № 45. - С. 119-126. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zavisimost-urovnya-i-tipologii-perfektsionizma-podrostkov-ot-tipa-negarmonichnogo-vospitaniya-v-semie (дата обращения 14.08.2023).

6. Евенко С.Л. Особенности развития перфекционизма у подростков в зависимости от типа семейных отношений // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психол. науки. - 2014. - № 2. - С. 64-68.

7. Теплова Л.И., Шевчук А.А. Перфекционизм старших подростков и родительский стиль [Электронный ресурс] / Л.И. Теплова, А.А.Шевчук // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2021. - Т. 21, № 2. - С. 39-47. -URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46653109_50727364.pdf (дата обращения 10.08.2023).

8. Ripple R.E., Biehler R.F., Gail A. Human development. - Boston, 1982. - 236 p.

Поступила 08.10.2023

THE RELATIONSHIP BETWEEN PERFECTIONISM AND RELATIONSHIPS WITH PARENTS IN ADOLESCENCE

D. ODINETS, N. STRUNINA (Euphrosyne Polotskaya State University of Polotsk)

The article presents the results of an empirical study of the manifestations of perfectionism in adolescents, as well as the relationship between the manifestations of perfectionism and relationships with parents in adolescence. It was found that students are familiar with the concept of "perfectionism", almost half of the respondents revealed a high level of self-oriented perfectionism. A significant positive correlation was revealed between some manifestations of perfectionism and relationships with parents in adolescence.

Keywords: perfectionism, positive interest, directionality, hostility, autonomy, inconsistency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.