Научная статья на тему 'Взаимосвязь принципов проектирования культовых и жилых зданий в традиции ведической архитектуры Васту'

Взаимосвязь принципов проектирования культовых и жилых зданий в традиции ведической архитектуры Васту Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
255
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА / VEDIC ARCHITECTURE / КУЛЬТОВЫЕ ЗДАНИЯ / ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ / RESIDENTIAL BUILDINGS / ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО / CULT BUILDINGS / SACRED ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ильвицкая С.В., Дуничкин И.В.

Представлено исследование по вопросам теории и истории архитектуры, в котором рассматриваются древние источники,записи об архитектуре полуострова Индостана и архитектурное наследие в архитектуре культовых и жилых зданий на территории современной Индии и соседних странах. Выявлено обособление традиции ведической архитектуры в древних рукописях под объединяющим названием Васту Шастра. Приведены труды индийского архитектора, ученого доктора Ганапати Стапати, а также публикации его учеников. Показана взаимосвязь проектных рекомендаций традиции Васту с про-порционированием и ориентированием по сторонам света. Представлены общие черты между традициями Васту в Индиии фэн-шуй в Китае, а также пропорциями культовых зданий в других конфессиях. Определены общие принципы проектирования для культовых и жилых зданий в традиции Васту. Представлен пример современного проекта индивидуального жилого дома на одну семью в соответствии с традицией Васту, выполненный индийским архитектором Белой Годхой. Сделан вывод о необходимости изучения степени влияния климата Индии на рекомендации по ориентации зданий и помещений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of Design Principles of Cult and Residential Buildings in Traditionsof Vedic Vastu Architecture

The study of issues of the theory and history of architecture, which consider ancient sources, records about the architecture ofHindustan and the architecturalheritage in the architecture of cult and residential buildings on the territory of contemporary India and neighbor countries, is presented. The separation oftraditions of the Vedic architecture in ancient manuscripts under the unifying name of Vastu-Shastra is revealed. Writings of the Indian architect, scientist, doctorGanapati Sthapati as well as publication of his disciples are presented. The interrelation of design recommendations of the Vastu tradition with the proportioningand orientation to the cardinal points is shown. Common features between traditions of Vastu in India and Feng Shui as well as between proportions of cultbuildings of other confessions are presented. General principles of the design for cult and residential buildings in Vastu traditionare determined. An exampleof the contemporary design of an individual residential house for a family in accordance with the Vastu tradition made by the Indian architect Beloy Godhoy ispresented. The conclusion about the necessity of studying the degree of influence of the Indian climate on the recommendations concerning the orientation ofbuildings and premises is made.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь принципов проектирования культовых и жилых зданий в традиции ведической архитектуры Васту»

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

History of architecture

УДК 728.03:726.13

С.В. ИЛЬВИЦКАЯ1, д-р арх. (ilvitskaya@mail.ru); И.В. ДУНИЧКИН2, канд. техн. наук (ecse@bk.ru)

1 Государственный университет по землеустройству (105064, г. Москва, ул. Казакова, 15) 2 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (129337, г. Москва, Ярославское ш., 26)

Взаимосвязь принципов проектирования

культовых и жилых зданий в традиции ведической архитектуры Васту

Представлено исследование по вопросам теории и истории архитектуры, в котором рассматриваются древние источники, записи об архитектуре полуострова Индостана и архитектурное наследие в архитектуре культовых и жилых зданий на территории современной Индии и соседних странах. Выявлено обособление традиции ведической архитектуры в древних рукописях под объединяющим названием Васту-Шастра. Приведены труды индийского архитектора, ученого доктора Га-напати Стапати, а также публикации его учеников. Показана взаимосвязь проектных рекомендаций традиции Васту с про-порционированием и ориентированием по сторонам света. Представлены общие черты между традициями Васту в Индии и фэн-шуй в Китае, а также пропорциями культовых зданий в других конфессиях. Определены общие принципы проектирования для культовых и жилых зданий в традиции Васту. Представлен пример современного проекта индивидуального жилого дома на одну семью в соответствии с традицией Васту, выполненный индийским архитектором Белой Годхой. Сделан вывод о необходимости изучения степени влияния климата Индии на рекомендации по ориентации зданий и помещений.

Ключевые слова: ведическая архитектура, культовые здания, жилые здания, храмовое зодчество.

Для цитирования: Ильвицкая С.В., Дуничкин И.В. Взаимосвязь принципов проектирования культовых и жилых зданий в традиции ведической архитектуры Васту // Жилищное строительство. 2017. № 1-2. С. 55-59.

S.V. IL'VITSKAYA1, Doctor ofArchitecture, (ilvitskaya@mail.ru); I.V. DUNICHKIN2, Candidate of Sciences (Engineering) (ecse@bk.ru) 1 State University of Land Use Planning (15, Kazakova Street, 105064, Moscow, Russian Federation) 2 National Research State University of Civil Engineering (26, Yaroslavskoye Highway, 129337, Moscow, Russian Federation)

Interrelation of Design Principles of Cult and Residential Buildings in Traditions of Vedic Vastu Architecture

The study of issues of the theory and history of architecture, which consider ancient sources, records about the architecture of Hindustan and the architectural heritage in the architecture of cult and residential buildings on the territory of contemporary India and neighbor countries, is presented. The separation of traditions of the Vedic architecture in ancient manuscripts under the unifying name of Vastu-Shastra is revealed. Writings of the Indian architect, scientist, doctor Ganapati Sthapati as well as publication of his disciples are presented. The interrelation of design recommendations of the Vastu tradition with the proportioning and orientation to the cardinal points is shown. Common features between traditions of Vastu in India and Feng Shui as well as between proportions of cult buildings of other confessions are presented. General principles of the design for cult and residential buildings in Vastu tradition are determined. An example of the contemporary design of an individual residential house for a family in accordance with the Vastu tradition made by the Indian architect Beloy Godhoy is presented. The conclusion about the necessity of studying the degree of influence of the Indian climate on the recommendations concerning the orientation of buildings and premises is made.

Keywords: vedic architecture, cult buildings, residential buildings, sacred architecture.

For citation: Il'vitskaya S.V., Dunichkin I.V. Interrelation of design principles of cult and residential buildings in traditions of vedic Vastu architecture. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2017. No. 1-2, pp. 55-59. (In Russian).

При сравнении различных исторических традиций стран Востока выделяются системы рекомендаций, регламентирующие функциональный состав помещений по сторонам света. Подобная тенденция отмечена во многих странах, однако наибольшую известность получила система планирования и символьного оформления пространства фэн-шуй (ветер-вода), возникшая в Китае еще до нашей эры.

В рукописных источниках, датируемых 25 г. до н. э. (эпоха династии Хань), есть упоминания о применении правил и предписаний традиции фэн-шуй, датируемых около 475 г. до н. э. [1]. Имеются различные гипотезы т рактовки времени возникновения этой традиции.

Однако интересен тот факт, что по общим литературным свидетельствам существует не менее устойчивая,

1-2'2017 ^^^^^^^^^^^^^

но менее известная традиция ведической архитектуры Васту, сформировавшаяся на территории современной Индии. Следует отметить, что литературные источники, датируемые началом нашей эры или концом предыдущей, ссылаются на применение традиции Васту более 2000 лет до н. э.

Реликтовые рукописи возрастом около 700-1000 лет и более хранятся в фондах Национальной индийской библиотеки и являются объектами для постоянного изучения, расшифровки и перевода текстов с древнетамильского языка и санскрита [2]. Сведения, касающиеся знаний об архитектуре, содержатся в древнем виде рукописей, называемых Пураны и имеющих различные части с наименованиями «Агни», «Вайю», «Гаруда», «Матсья», «Нарада» и

- 55

История архитектуры

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 1. Храм Шивы в Бху-банешваре. Стиль Нагара. XIв. н. э, штат Орисса, Северная Индия

Рис. 2. Храм в Мамаллапу-раме. Стиль Дравида. VIв. н. э, штат Тамил-Наду, Южная Индия

Рис. 3. Раскопки Мохенджо-Даро. Центральная часть бывшего поселения

Рис. 4. Компьютерная реконструкция центральной части бывшего поселения Мохенджо-Даро

«Сканда», а также других трактатах, объединенных под общим названием «Васту-Шастра». Эти исторические документы описывают правила и предписания о проектировании и строительстве резиденций, храмов, крупных жилых домов, ориентировании стен в здании, расположении системы водоснабжения и водоемов, планировании городов, а также общие указания и законы Васту, регламентирующие связь функции и ориентации помещений по сторонам света. Такое подробное нормирование наводит на мысль о больших масштабах древнего строительства и стремлении древних зодчих к гармонии, знаниям природы вещей и людей, а также оценке качества окружающей среды, пропорций и форм.

В обобщенном понимании трактатов Васту-Шастра задача архитектора или скульптора - это структурирование пространства по законам пропорционирования, в частности в планировках этажей, в виде соотношения центральной зоны как одной части к ширине здания, равной трем или четырем частям. Согласно этим и другим рекомендациям любая постройка должна находиться в гармонии с тем пространством, в котором она существует.

Современное строительство с сохранением традиций в пропорциях этой культуры позволяет транслировать самобытный образ. В связи с этим в Индии большая роль отводится организациям, сохраняющим историко-культурное наследие в узких направлениях, примером которых может быть Траст ведической архитектуры (VAASTU VEDIC TRUST - REGD) и Исследовательский фонд ведической архитектуры (VAASTU VEDIC RESEARCH FOUNDATION), основанные доктором Ганапати Стапати (Dr. Ganapati Sthapati). Его публикации являются классическим примером работы с реликтовыми рукописями возрастом около 700-1000 лет, хранящимися в фондах Национальной индийской библиотеки. Им проведена значимая научная работа по изучению, расшифровке и переводу с древнетамильского языка и санскрита текстов, содержащих в себе знания об архитектуре и скульптуре [3, 4]. Результаты его работы могут быть полезны и современному архитектору в сфере использования технологий, материалов, при разработке атриумных планировок, пропорционировании скульптур и пространств зданий.

Следует отметить, что история архитектуры Индии тесно связана с историей религиозных движений. Неудивительно, что среди исторических памятников преобладают в основном храмы или другие культовые сооружения. Таким образом, история архитектуры Индии делится на три основных этапа [5].

5б| -

1. Первый брахманский период начался ранее III в. до н. э. и закончился в результате упадка ведической культуры, гонений на носителей знаний и священнослужителей со стороны правителей государств земель Бхарата-Варши и последователей буддизма. Это соотносится с первыми литературными упоминаниями о фэн-шуй, что позволяет выдвинуть гипотезу о том, что фэн-шуй возник как интерпретированное знание ведической культуры или обогатил свою систему в период гонений и ассимиляции беженцев с территории современной Индии и Китая.

2. Буддийский период, начавшийся с III в. до н. э. - эпохи завоеваний императора Ашоки, - продолжился до V в. н. э. Культовыми памятниками буддийского периода являются тумулярные строения (Ступы) и пещерные храмы.

3. Второй брахманский период начинается приблизительно с начала V в. С его началом намечается частичное возвращение к первоначальным традициям, ренессанс ведической культуры, которая претерпев некоторые изменения вроде джайнской реформы в VIII в. н. э., окончательно вытесняет буддизм и распространяется в Индии до настоящего времени. Приблизительно в VI в. н. э., когда брахманские учения снова начинают испытывать влияние буддизма и переплетаются с буддийскими верованиями, начинается распространение нового типа храма, неизвестного в первые века буддийской архитектуры. Выделяются два стиля храмового зодчества: на севере Индии - Нагара и на юге: Дравида (рис. 1, 2). Все пагоды в форме башен подходят к одному из двух стилей [6]. Стилю Дравида соответствует конструкция башни уступами, имеющая пирамидальный силуэт. Стиль Нагара представляется в виде башни параболической формы с выгнутыми ребрами и вольной передачей конструкции.

Следует также отметить, что если в русском языке слова «зодчий», «зодчество» имеют этимологическое происхождение от глаголов «зиждется», «созидать», то с санскрита определение «Veda» переходит в русский глагол «ведать», а в буквальном переводе означает знание, если точнее, то научно обоснованное или подтвержденное знание. Многие из дошедших до наших дней древних построек во многом соответствуют Васту, что также доказывает ценность этих знаний [7]. В качестве примера работы древних зодчих можно привести обнаруженные в 1920-х годах на одном из островов реки Инд остатки города, впоследствии названного Мохенджо-Даро (рис. 3, 4).

Мохенджо-Даро выделяется среди других центров индийской цивилизации почти идеально регулярной и ориентированной по сторонам света планировкой с исполь-

|l-2'2017

Научно-технический и производственный журнал

History of architecture

Рис. 5. Пример Атриума-Брахмастана в жилом доме

Рис. 6. Здание-комплекс, построенное по законам пропорци-онирования из Васту-Шастры

Рис. 7. Экстерьер современного жилого дома в соответствии с рекомендациями Васту. Проект № 29. Архитектор Бела Годха [15]

зованием в качестве основного строительного материала обожженного кирпича, а также наличием сложных ирригационных и культовых сооружений (рис. 3, 4). Радиоуглеродный анализ построек и связи с Месопотамией позволяют отнести его к 2300-1750 гг. до н. э. Город спланирован как целостный градостроительный объект регулярной планировки, так как его прямые улицы не имеют искривлений и расширений, а дома, в том числе многоэтажные, в основном пропорциональны формам куба и параллелепипеда, поддерживающие ритмический и метрический ряды улицы (рис. 4). Это также характерно и для территории Центральной и Северной Индии, что было подтверждено при экспедиции в штат Матхура [8].

В археологических объектах наиболее часто применялись планировочные приемы организации в центре зданий внутренних дворов-атриумов, что согласуется с указанными в Васту-Шастре рекомендациями о наличии свободного пространства - атриума, называемого Брахмаста-ном (рис. 5).

Центральный атриум имеет важное значение как место общения и отдыха, поддерживающее мир в доме и формирующее психологический комфорт. Атриум организует пространство, положительно влияющее на самочувствие воспринимающего его человека. При проектировании современных жилых, общественных и культовых зданий имеется стремление к комплексности и формированию дворового или атриумного пространства. Эта тенденция выделения центра композиции крупным пространством имеет параллель с развитием композиции культовых зданий других конфессий, в частности формирования под-купольного пространства в храмах православного зодчества [9].

Кроме того, по результатам исследования данных экспедиции 2012 г. в индийский штат Мадхура в процессе экспериментального проектирования объектов паломнического туризма было подтверждено, что благодаря устройству атриума появляется возможность смягчения климата здания [10].

Современные инженеры и архитекторы пытаются воспроизвести многие древние постройки или использовать традицию Васту. Ключ к пониманию древних традиций встречается в переводах Васту-Шастры и, что особенно важно, находит отклик в современной архитектуре (рис. 6).

Люди воспринимают воздействие пространства на основании своих чувств. Это обратная связь с пространством, в том числе в виде наших эмоций, физического состояния и душевного здоровья, позволяет регулировать его качества. По сути, Васту-Шастра - это кодекс правил и предписаний, ориентирующих здания и помещения, и

рассматривающий влияние на них системы физико-технических факторов, составляющих совокупность качества среды человека (температурно-влажностный режим, аэрация, акустика, инсоляция, освещенность, гидрогеология

и др.) [11].

Рассматривая культовые объекты Индии не только как отдельные здания, но и в комплексе с ближайшими постройками, можно отметить, что имеются общие закономерности и в типологии храмовых комплексов других конфессий [12]. В частности, это отражено в вопросах формирования социокультурного пространства православных монастырских комплексов как крепостей, что соотносится с санскритским словом «ашрам», то есть «убежище», к которому относят как храмовые комплексы, так и жилые комплексы с выделенной храмовой частью, что может быть соотнесено с православными домовыми храмами [13]. Эта концепция подтверждает общие закономерности исторического развития различных культур и помогает исследовать новые исторические гипотезы.

Философия, представляемая в Васту, занимает позицию персонализма, начиная с личностного подхода ко всем живым существам и заканчивая обращением к пространству жилища или храма. Эта философская основа позволяет по-новому взглянуть и понять приоритеты личностного развития, которые являются составляющей любой архитектурной концепции [14]. Создание психологического комфорта жилища актуально на современном этапе как никогда. В соответствии с принципами проектирования психологического комфорта жилища изложенные в рукописях Васту-Шастры рекомендации можно выделить в следующие группы:

- влияние планировочного решения на психологический комфорт человека;

- закономерности оптимального, визуально-комфортного расположения предметов интерьера в пространстве;

- особенности воздействия на психофизиологическое состояние человека физико-технических факторов;

- учет направления сторон света при разработке функционального наполнения архитектурно-планировочных решений жилищ, общественных зданий, а также зданий для некоторых видов производств.

Характеристики зданий влияют не только на психологическое восприятие, но и косвенно на физическое здоровье человека. Аэрация, освещенность, инсоляция, акустика, температурно-влажностный режим формируются в современной практике строительства, как правило, без детального учета нюансов деятельности человека и функционального распределения в планировке здания. Поэтому изучение современного опыта применения традиции Васту интерес-

1-2'2017

57

История архитектуры

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

1-й этаж

2-й этаж

Рис. 9. План 2-го этажа. Проект № 29. Архитектор Бела Годха [15]

Рис. 8. Схема участка и план 1-го этажа. Проект № 29. Архитектор Бела Годха [15]

но именно с точки зрения изменения физико-технических характеристик среды.

При рассмотрении современного проекта жилого здания в Индии необходимо отметить, что внешний вид здания выполнен нарочито в функционализме, при этом почти не отличается от пропорций, принятых в традиции Васту (рис. 7). Можно отметить отсутствие декоративных элементов, свойственных для традиционных построек Индии, что объясняется тенденцией европеизации современной индийской архитектуры.

План первого этажа ориентирован входной группой на северо-восток и имеет свободный от несущих конструкций зал в центре, его пропорции 1/3 к внешним размерам здания. Жилые комнаты, блокированые с отдельными санитарными узлами и общими пропорциями, также занимают 1/3 от внешних габаритов дома (рис. 8). Второй этаж продолжает транслировать планировочную структуру в юго-западном секторе - там, где располагается спальня (рис. 9). План видоизменяется на северо-востоке, переходя во второй свет над гостиной и открытый балкон над входной группой. В центральном холле располагается све-тоаэрационный фонарь, доставляющий рассеянный свет на первый этаж.

58| -

Таким образом, благодаря изучению истории ведической архитектуры становится понятна значительная роль строительных индийских традиций, которые требуют дальнейшего изучения с точки зрения взаимодействия с внешним и внутренним климатом здания в целях рационального использования планировочных закономерностей традиции Васту в современной архитектуре.

Список литературы

1. Игельник Л.М. Индийский Васту и китайский фэн-шуй. М.: Профит Стайл, 2003. 336 с.

2. Joshua J. Mark. Ancient India //Ancient History Encyclopedia. 2012. http://www.ancient.eu/india/ (дата обращения 10.12.2016).

3. Ganapati Sthapati V. Building Architecture of Sthapatya Veda. India.: Publ. h. Dakshinaa. 2008. 400 p.

4. Ganapati Sthapati V. Indian Sculpture & Iconography. Forms and Measurements. India.: Mapin Publishing Pvt. 2006. 500 p.

5. Шуази О. История архитектуры: В 2 томах. Т. 1 / Пер. с фр. В. Шевчук. М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 2002. 592 с.

|l-2'2017

Научно-технический и производственный журнал

History of architecture

6. Ильвицкая С.В., Охлябинин С.Д., Даниленко И.А. Глоссарий архитектурно-строительных терминов и научных дефиниций в области истории архитектуры и реставрации памятников архитектуры. М.: ГУЗ, 2015. 153 с.

7. Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. Секреты ведической архитектуры. М.: Амрита, 2013. 288 с.

8. Дуничкин И.В., Лифшиц В.М. Исследование руиниро-ванного храма «Шри Шри Радха Гопинатх Мандир» // Естественные и технические науки. 2014. № 11-12 (78). С. 437-439.

9. Ильвицкая С. В. Эволюция православной культовой архитектуры. М.: ГУЗ, 2011. 96 с.

10. Дуничкин И.В., Лифшиц В.М. Паломнический центр «Радхакунд». Естественные и технические науки. 2014. № 11-12 (78). С. 440-442.

11. Шастри К.П. Ведическая архитектура Васту. Принципы строительства вашего идеального дома. Томск: НП «Ведические технологии», 2014. 224 с.

12. Ильвицкая С.В. Архитектура мировых конфессий. М.: ГУЗ, 2016. 400 с.

13. Ilvitskaya S.V. Orthodox Monasterial Complex in Contemporary Sociocultural Environment // Analecta Husserliana. The Yearbook of Phenomenological Research. Volume CII. Memory in the Ontopoiesis of Life. Book 2 Memory in the Orbit of the human Creative Existence. The World Institute for Advanced Phenomenological Research and Learning. Hanover, USA.: Publ. h. Springer. 2009, рр. 301-306.

14. Соколова О.М. Постулаты Брахмариши Майяна. США: Mandodari Int. 2010. 152 с.

15. Godha B. Vastu Awas. INDIA. India.: Publ. h. MANJUL. 2008. 89 p.

References

1. Igelnik L.M. Indiiskii Vastu i kitaiskii Fen-shui [Indian Vastu and Chinese Feng Shui.] Moscow: Profit Style. 2003. 336 p.

2. Joshua J. Mark. Ancient India // Ancient History Encyclopedia. 2012. http://www.ancient.eu/india/ (date of accsess 10.12.2016).

3. Ganapati Sthapati V. Building Architecture of Sthapatya Veda. India.: Publ. h. Dakshinaa. 2008. 400 p.

4. Ganapati Sthapati V. Indian Sculpture & Iconography. Forms and Measurements. India.: Mapin Publishing Pvt. 2006. 500 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Shyazi O. Istoriya arkhitektury [History of architecture]. In 2 Volumes. Vol. 1. Trans. from French V. Shevchuk. Moscow: Publ. h. All-Union Academy of Architecture. 2002. 592 p.

6. Ilvitskaya S.V., Okhlyabinin S.D., Danilenko I.A. Glossarii arkhitekturno-stroitel'nykh terminov i nauchnykh definitsii v oblasti istorii arkhitektury i restavratsii pamyatnikov arkhitektury [Glossary of architectural terms and definitions in the field of research the history of architecture and restoration of architectural monuments]. Moscow: GUZ. 2015. 153 p.

7. Neapolitanski S.M., Matveev S.A. Sekrety vedicheskoi arkhitektury. [Secrets of Vedic Architecture]. Moscow: Amrita. 2013. 288 p.

8. Dunichkin I.V., Lifschitz V.M. Research impacted temple «Sri Sri Radha Gopinath Mandir». Estestvenie i

1-2 2017 ^^^^^^^^^^^^^^

tekhnicheskie nayki. 2014. № 11-12 (78), pp. 437-439. (In Russian).

9. Ilvitskaya S.V. Evolyutsiya pravoslavnoi kul'tovoi arkhitektury. [Evolution of the Orthodox religious architecture]. Moscow.: GUZ. 2011. 96 p.

10. Dunichkin I.V., Lifschitz V.M. Pilgrimage Center «Radkhakynd». Estestvenie i tekhnicheskie nayki. 2014. № 11-12 (78), pp. 440-442. (In Russian).

11. Shastri K.P. Vedicheskaya arkhitektura Vastu. Printsipy stroitel'stva vashego ideal'nogo doma [Vedic Vastu architecture. The principles of the construction of your ideal home] Tomsk: NP «Vedichesky tekhnology», 2014. 224 p.

12. Ilvitskaya S.V. Arkhitektura mirovykh konfessii. [The architecture of the world's religions]. Moscow: GUZ. 2016. 400 p.

13. Ilvitskaya S.V. Orthodox Monasterial Complex in Contemporary Sociocultural Environment. Analecta Husserliana. The Yearbook of Phenomenological Research. Volume CII. Memory in the Ontopoiesis of Life. Book 2 Memory in the Orbit of the human Creative Existence. The World Institute for Advanced Phenomenological Research and Learning. Hanover. USA.: Publ. h. Springer. 2009, pp. 301-306.

14. Sokolova O.M. Postulaty Brakhmarishi Maiyana [Postulates Brahmarishi Maya]. USA: Mandodari Int. 2010. 152 p.

15. Godha B. Vastu Awas. INDIA. India.: Publ. h. MANJUL. 2008. 89 p.

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.