Ю. П. Лошакова. Взаимосвязь представленности женщин в высшем руководстве с эффективностью компании
УДК 305
Ю. П. Лошакова
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ ЖЕНЩИН В ВЫСШЕМ РУКОВОДСТВЕ С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ КОМПАНИИ
В статье рассмотрены тендерные аспекты корреляции представленности женщин в высшем руководстве с эффективностью компании, а также особенности карьерных возможностей женщин в сфере бизнеса.
The article deals with gender aspects of the correlation of representation of women in senior management with the efficiency of the company, as well as peculiarities of career opportunities for women in business.
Ключевые слова: тендерный аспект, рынок труда, женщина-руководитель.
Keywords: gender aspect, labour market, a female leader.
Изучение взаимосвязи представленности женщин в высшем руководстве с эффективностью компании представляется актуальной темой. Ей посвящен целый ряд международных эмпирических исследований. В данной статье ставится задача рассмотрения взаимозависимости наличия женщин в совете директоров с показателями прибыльности компании, а также карьерных возможностей женщин в сфере бизнеса в России и Европе.
Американская компания Catalyst, специализирующаяся на проблемах женщин на рынке труда, опубликовала данные исследования The Bottom Line: Corporate performance and women's representation on boards [1] («Нижняя линия: результативность компании и представительство женщин в руководстве»), показывающие стойкую корреляцию между долей женщин в советах директоров и показателями эффективности компаний, которые входят в рейтинг Fortune 500 (Fortune 500 - это список самых крупных компаний США по версии американского журнала «Fortune». В список входят 500 самых больших компаний США, ранжированных по уровню дохода). Компании, где в советах директоров три и более женщин, однозначно опережают остальных: их рентабельность собственного капитала на 53% выше (показатель прибыльности), а доход на вложенный капитал на 66% выше (показатель эффективности менеджмента) (рис. 1).
Аналогичные результаты показало международное исследование McKinsey Women Matter: Women at the top of corporations [2] («Женщины имеют значение: женщины во главе корпораций»). Согласно полученным данным, компании с большим количеством женщин-руководителей показывают лучшие результаты. Компании с тремя и более женщинами в руководстве имеют более высокие показатели по уровню условий труда, координации и контролю, управлению (см. рис. 2).
Return on Equity3 by Women's Representation on the Board
Return on Invested Capital4 by Women's Representation on the Board
Companies with more WBO outperform those with the least by S3%
Companies with more WBO outperform those with the least by 66%
Рис. 1. Диаграммы приведены из исследования The Bottom Line: Corporate performance and women's representation on boards, проведенного компанией Catalyst
© Лошакова Ю. П., 2013
Рой Адлер и его коллеги из Университета Пеппердин (Калифорния), изучив 200 компаний из списка Fortune 500, пришли к выводу, что «корреляция между руководителями высшего звена женского пола и успехом бизнеса является устойчивой и показательной» [3].
Исследование Кристиана Дези из Университета Мэриленд и Дэвида Гэддиса Росса из Колумбийского Университета Does Female Representation in Top Management Improve Firm Performance? A Panel Data Investigation [4] («Улучшает ли наличие женщин в высшем руководстве результативность деятельности фирмы? Исследование панельных данных»), основанное на изучении 1500 самых крупных компаний США с 1992 по 2006 г., также показало, что компании с одной или более женщинами в высшем руководстве, стоящими сразу за генеральным директором, показывают более высокие результаты, чем другие компании. Однако это имеет место лишь в тех случаях, когда стратегия фирмы сфокусирована на инновациях, в рамках которых информационные и социальные положительные стороны гендерного разнообразия, связанные с женщинами-руководительницами, являются особенно важными для исполнения управленческих заданий.
Рене Адамс из Университета Нового Южного Уэльса (Сидней, Австралия) в исследовании 2009 г. Beyond the Glass Ceiling: Does Gender Matter? [5] («За пределами стеклянного потолка: имеет ли гендер значение?»), основанного
на опросе большого количества директоров, показала, что директора женского и мужского пола систематически различаются в своих основополагающих ценностях и отношении к риску. Тогда как часть общих тендерных различий исчезает на уровне высшего руководства, некоторые остаются. Например, директора-женщины более благосклонные и глобально мыслящие, но менее ориентированные на власть, чем мужчины. Однако они меньше настроены на поддержание традиций и безопасности, чем их коллеги мужского пола. Более того, они даже чуть больше склонны к риску. То есть наличие женщин в совете директоров не приводит к принятию стратегических решений, нацеленных на предотвращение риска.
Несмотря на то что многие исследования доказывают положительное влияние наличия женщин в высшем руководстве компаний на ее эффективность, реальная представленность женщин в топ-менеджменте по-прежнему остается невысокой. По данным брюссельского центра BlueSteps при Международной ассоциации консультантов по подбору персонала высшего звена (AESC) [6], в составе совета директоров около трети (29%) крупнейших мировых компаний нет ни одной женщины.
Что касается российского бизнеса, то в нем также преобладают мужчины: в высшем руководстве 100 крупнейших российских компаний женщины составляют 14% [7].
Рис. 2. Данные приведены из исследования Women Matter: Women at the top of corporations, проведенного компанией McKinsey&Company
Ю. П. Аошакова. Взаимосвязь представленности женщин в высшем руководстве с эффективностью компании
Часть исследований посвящена отдельно положению женщин на рынке труда. Среди них можно выделить, например, исследование «Карьерные возможности женщин в сфере бизнеса» [8], проведенное в 2011 г. компанией PricewaterhouseCoopers на основе 80 отечественных и зарубежных компаний, работающих в России. Среди основных результатов данного исследования можно перечислить следующие:
• Доля женщин на руководящих должностях увеличилась с 2008 по 2011 г. Традиционно высок процент женщин среди директоров по персоналу, главных бухгалтеров и финансовых директоров.
• Женщины чаще сталкиваются с феноменом «липкого пола», то есть они дольше, чем мужчины, работают без продвижения на одной позиции.
• Ключевые конкурентные преимущества женщин - большая трудоспособность и наличие необходимых навыков.
• Недостаточная амбициозность является одним из главных препятствий карьерного роста женщин (рис. 3).
• Увеличилось количество компаний с такими программами для женщин, как возможность частично работать из дома и гибкий рабочий график (рис. 4).
Рис. 3. Данные приведены из исследования «Карьерные возможности женщин в сфере бизнеса», проведенного компанией PricewaterhouseCoopers
Какие программы для женщин/женщин с детьми существуют в вашей компании (%)?
161%
Гибкий рабочий график
Возможность работать из дома
Программ для женщин не предусмотрено
Мед.страховка для семьи и детей
Страховое покрытие беременности и родов
Другое
Образовательные программы для женщин
Программы коучинга и поддержки
Корпоративные ясли/сад/школа/кружки
Рис. 4. Данные приведены из исследования «Карьерные возможности женщин в сфере бизнеса», проведенного компанией PricewaterhouseCoopers
Исследование Центра братьев Леман для деловых женщин при Лондонской школе бизнеса Inspiring Women: Corporate Best Practice in Europe [9] («Вдохновляя женщин: лучшие корпоративные практики в Европе»), основанное на данных 61 компании из 12 европейских стран, указывает на разницу между постулируемыми карьерными возможностями для женщин и реальной ситуацией. Почти все исследуемые компании (95%) подтвердили, что они предоставляют возможность работать неполное рабочее время, а 89% предлагают гибкий рабочий график. Однако, несмотря на принятую корпоративную политику, данные исследования указали на значительную разницу между устремлениями политики и повседневной практикой. Например, почти половина участвовавших в исследовании компаний сообщили, что менее 10% женщин на менеджерских позициях в действительности работают по гибкому рабочему графику, и почти 80% компаний заявили, что менее 20% менеджеров и топ-менеджеров работают неполный рабочий день.
По данным опроса [10], проведённого 2024 июля 2009 г. исследовательским центром рек-рутингового портала SuperJob.ru среди 3800 экономически активных россиян, около половины россиян (48%) высказываются за гендерный баланс в коллективе. Однако среди них большинство занимают женщины: 57% против 39% мужчин. Ответы на вопрос: «Как считают американские специалисты, в рабочем коллективе должен соблюдаться гендерный баланс (приблизительно равное соотношение мужчин и женщин в коллективе). А как вы считаете, нужен ли в коллективе такой баланс?» - приведены в таблице (из опроса исследовательского центра рекрутинго-вого портала SuperJob.ru).
Вариант ответа Все Пол
муж. жен.
Нужен 48% 39% 57%
Не нужен 38% 47% 29%
Затрудняюсь ответить 14% 14% 14%
Таким образом, суммируя результаты международных и российских эмпирических исследований, посвященных анализу тендерных аспектов рынка труда, можно сделать следующие выводы: • Данные нескольких международных исследований подтверждают наличие корреляции между представленностью женщин в высшем руководстве и эффективностью компании. Для любой команды, в том числе и топ-команды, важно объединять различных людей, используя сильные стороны каждого. Тендерный аспект тоже обогащает команду высшего руководства. Таким образом, наличие определенного процента женщин (который может варьироваться в зависимости от сфе-
ры деятельности компании) положительно влияет на показатели эффективности компании.
• Из особенностей положения женщин на российском рынке труда можно отметить то, что женщины, во-первых, дольше, чем мужчины, работают без продвижения на одной позиции, а во-вторых, одним из главных препятствий карьерного роста женщин является недостаточная амбициозность.
• Симптоматична установленная разница между официально постулируемыми карьерными возможностями для женщин и реальной ситуацией, которая подтверждает тот факт, что не столько важны эгалитарные положения корпоративной гендерной политики, сколько контроль над их реализацией.
• Опрос экономически активных россиян показал, что необходимость гендерного баланса видят лишь менее половины респондентов, причем большинство из которых составляют женщины.
Примечания
1. The Bottom Line: Corporate performance and women's representation on boards. Catalyst. URL: http:// upload.rb.ru/upload/archive/dop_upload/file_2007-11-02_ 20.15.19_catalyst.pdf [дата обращения 05.05.2013]
2. Women Matter: Women at the top of corporations. McKinsey&Company URL: http://upload.rb.ru/upload/ archive/dop_upload/file_2007-11-02_20.16.39_ mckinsey_ women_matter.pdf [дата обращения 05.05.2013]
3. Profit, Thy Name Is ... Woman? Pacific Standard URL: http://www.psmag.com/business-economics/profit-thy-name-is-woman-3920/ [дата обращения 08.05.2013]
4. Dezso C. L., Ross D. G. Does Female Representation in Top Management Improve Firm Performance? A Panel Data Investigation URL: http:// papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1088182 [дата обращения 08.05.2013]
5. Renee B. Adams Beyond the Glass Ceiling: Does Gender Matter? URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm? abstract_id=1475152 [дата обращения 08.05.2013]
6. Тендерный баланс. Русская кадровая ассоциация ООО «РКА-Консалтинг». URL: http:// www.rpa-consult.ru/digest/2007/12/1247.shtml [дата обращения 08.05.2013]
7. Касимова И. Тендерный баланс в компаниях: плюсы и минусы. Ресурс RB.ru - Бизнес-информация и Деловое сообщество. URL: http://www.rb.ru/article/ gendernyy-balans-v-kompaniyah-plyusy-i-minusy/ 4912517.html [дата обращения 05.05.2013]
8. Карьерные возможности женщин в сфере бизнеса. PricewaterhouseCoopers. URL: http://upload.rb.ru/ upload/admins/files/career-women-in-business.pdf [дата обращения 05.05.2013]
9. Inspiring Women: Corporate Best Practice in Europe, проведенное Lehman Brothers Centre for Women in Business. URL: http://upload.rb.ru/upload/archive/dop_ upload/file_2007-11-02_20.17.53_may_2007_ corporate_ best_practice_report.pdf [дата обращения 05.05.2013]
10. Тендерный баланс в коллективе нужен женщинам. Исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru. URL: http://www.superjob.ru/ community/kollektiv/35821/?utm_source=&ut [дата обращения 08.05.2013]