исследования социокультурных процессов в гражданском обществе
Научная статья |
00110.19181/пко.2023.29.2.11 [¿^^щ^и
ЕОМ гШБАУ УДК 316.7
Е. М. Мчедлова1
1 ИСПИ ФНИСЦ РАН Москва, Россия
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИОКУЛЬТУРНОГО И ЦЕННОСТНОГО КОНТИНУУМОВ
Аннотация. В статье подвергаются анализу трансформационные процессы в рамках социокультурной, политической и идеологической ситуации в стране и массовом сознании российских народов, на основании новой государственной концепции об Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственной ценностей (Указ Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 г.). Показывается, что динамика взаимосвязанных соответствующих процессов направлена на укрепление национальной безопасности и усиление опоры в соответствующих областях на ценности различного порядка - традиционно-культурные, духовно-нравственные, политико-демократические. Большое внимание в статье уделяется такой гуманитарной ценности, как права человека (их обеспечение / нарушение).
Эмпирической основой статьи стали результаты исследования, проведённого Центром социологии идеологических и социокультурных процессов ИСПИ ФНИСЦ РАН в начале пост-пандемического периода, в 2022 году, на территориях Москвы, Мурманской, Архангельской областей, Ненецкого автономного округа. Инструментарий исследования включал вопросы, касающиеся, в частности, оценки политического, социокультурного положения в стране, обеспечения социал-демократических ценностей - прав и свобод человека, безопасности, социальной защищённости и пр.
На наш взгляд, взаимоотношения субъектов политики с религией и религиозными организациями являются одним из параметров взаимосвязи и взаимопроникновения нынешних общественно-культурных и политических процессов, которые выступают одновременно в роли фактора социальной стабильности, а также достаточно значимого источника ценностей. Приверженность же к традиционным конфессиям повышает ориентированность на позитивный образ Родины. Образы желаемого будущего демонстрируют достаточно устойчивые исторические и ценностные связи и не ведут к противоречиям, а поликонфессиональность России, характеризующаяся существованием общего ценностного пространства, единства ценностных ориентаций выступает культурной основой национальной безопасности.
Ключевые слова: социальные трансформации, социокультурные процессы, массовое сознание, ценности, религиозные акторы, права человека
Для цитирования: Мчедлова Е. М. Взаимосвязь политического, социокультурного и ценностного континуумов // Наука. Культура. Общество. 2023. Т. 29, № 2. С. 129-137. DOI 10.19181/ пко.2023.29.2.11. EDN ZNDSAY
Введение. Трансформационные процессы в рамках социокультурной, политической и идеологической ситуации в стране и массовом сознании российских народов характерным образом представлены в новой государственной концепции об Основах государственной политики по сохранению и укрепле-
© Мчедлова Е . М ., 2023
нию традиционных российских духовно-нравственных ценностей1. Динамика соответствующих процессов, находящихся в довольно тесной наглядной взаимосвязи, направлена на укрепление национальной безопасности и усиление опоры в соответствующих областях на ценности различного порядка - традиционно-культурные, духовно-нравственные, политико-демократические .
Акторами современных взаимосвязанных между собой политических и социокультурных процессов, где взаимосвязующим и взаимодополняющим звеном способна выступать также идеология, являются как этнополитические группы, зачастую проявляющие в публичном пространстве свою гражданскую, национальную и даже религиозную идентичность, так и достаточно активные представители политических элит, каким-либо образом проявляющие своё отношение, например, к религии. Также трансформационные процессы происходят в границах институционального, электорального поля, идейно-идеологической борьбы [1-4]. И в основе всех политико- и культуротворческих процессов лежат исторические, традиционные, порой православные, ценности, остающиеся незыблемыми на всем видимом протяжении истории . Зачастую они-то и определяют возможную ситуацию в стране
Методы. Можно говорить о взаимопроникновении: ценности воздействуют на социокультурное и политическое пространство, массовое сознание И, наоборот, эти пространства, в свою очередь, влияют на ценности, их реализацию, их пропаганду А нынешнее состояние общественно-религиозных и религиозно-политических, - являющихся одновременно и социокультурными, - процессов наводит на мысли о необходимости определённого пересмотра традиционной политической теории. Сюда вписывается и риторика, и идеология, в том числе религиозная (которая не всегда алармистская, воинственная, но бывает и позитивной), и популизм, способные вызвать правовые и ценностные конфликты и, естественно, дестабилизацию обстановки. [5; 6; 7, с. 34-35; 8, с. 7-8; 9; 10, с. 229-237; 11, с. 15; 12, с. 130-141; 13].
Важным остаётся вопрос самоидентификации . Так, причисление себя к той или иной конфессии означает не только приверженность её канонам, но и следование культурным традициям, обрамлённым духовно-нравственными ценностями, определяя национальную, конфессиональную, а также гражданскую идентичность. Независимость от религиозно-мировоззренческих предпочтений зачастую свидетельствует о духовном единстве, особенно в том, что касается будущего - своего и страны . От этих идентичностей ни в коей мере не зависит восприятие россиянами цели и сущности трансформационных преобразований Образы желаемого будущего демонстрируют достаточно устойчивые исторические и ценностные связи и не ведут к противоречиям [14, с 59; 15, с. 595; 16; 17].
В основе эмпирической составляющей статьи лежит исследование на тему «Россияне о перспективах», проведённое Центром социологии идеологических и социокультурных процессов ИСПИ ФНИСЦ РАН при участии автора. Полевой этап пришёлся на начало пост-пандемического периода (май-июнь 2022 г. ) . Опросы в Центральном (Москва и Московская область, среди местных жителей и среди приезжих из регионов) и Северо-Западном (Мурманская, Архангельская области, Ненецкий автономный округ) федеральных округах включа-
1 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. URL: http://publication .pravo . gov. ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 19.04.2023) .
ли обширный круг вопросов по социально-политическому и социокультурному положению в стране. Репрезентативная выборка составила 2054 респондента, из них 667 - в Центральном федеральном округе и 1387 - в Северо-Западном федеральном округе . Особое внимание при подготовке инструментария и при последующем анализе результатов уделялось социал-демократическим ценностям - правам и свободам человека, безопасности, социальной защищённости и т.д. , их сохранению и динамике развития. [18, с. 56-74; 19, с. 51-59; 20, с. 131-149; 21, с. 78-81].
Результаты. Если ценности реализуются, это свидетельствует о достаточно благополучном положении, не нуждающемся в дополнительной корректировке Так считают более половины жителей северных регионов России. С другой стороны, означает ли это, что все ценности реализуются?
Воспользуемся примером Франции . Спрос на религиозное образование уже достаточно снизился, чтобы более не приниматься в качестве фактора идентичности и социальной интеграции Сильно сокращены государственные учреждения, которые занимались бы преподаванием теологии и других религиозных наук, чтобы религиозные смыслы не обрамлялись в исторический, философский, социологический или политический контекст Вместе с тем, сохранить и даже укрепить местную территориальную и ценностную самобытность, т е обусловить тесную преемственную связь между историческим прошлым и будущим локальных территорий, могли бы, допустим, университеты Религиозные практики также становятся всё менее популярными; серьёзно уменьшается число священников, способных вести религиозную службу. И дело не в отсутствии специальной богословской подготовки, а в трансформации территориальных и идентификационных параметров, которая привела к тому, что местные акторы все чаще инициируют различные коллективные проекты, чтобы найти, например, альтернативное применение церковным зданиям, ставшим объектами внутреннего туризма, центрами современного искусства, бизнес-центрами, кинотеатрами и т. п. Между тем, функция церкви как центра солидарности, социализации и защиты остаётся неизменной Если говорить о ценностном составе, то в данном случае он сводится к благотворительности, развитию культуры, искусства (в духовном и материальном плане), формируя и оберегая объекты культурного наследия. Говоря о российском культурном пространстве, стоит напомнить, что изначально его оригинальной чертой стало христианство, точнее, православие. Нынешнее православие, как известно, выходит за вероисповедные рамки и начинает проявляться на уровне философской, идеологической и социально-политической мысли, в народном творчестве
Полагаем, что внимания достойны взаимоотношения субъектов политики с религией и религиозными организациями Следует заметить, что они представляют своего рода общественный ресурс (главным образом сохраняющий ценности, детерминирующий духовный мир, зачастую объединяющий и т д ), от которого отталкиваются политологи в своих идеях Религиозные организации в России (прежде всего, Российская православная церковь) действуют как социально-политический, равно как и институт становящегося гражданского общества, в частности, по обеспечению свободы слова и свободы вероисповедания, свободы совести, прав человека верующих, обусловливающий сохранность демократических ценностей Такая деятельность обществом полностью одобряется, в то время как явное вмешательство в политику для общества оказалось неприемлемым Судя по мнению опрошенных жителей «арктических» регионов, у таких религиозных структур достаточно приличный кредит доверия (43-49%) .
Таблица 1
Отношение к религиозным организациям (% от числа опрошенных, 2022 г.) Attitudes toward religious organizations (% of respondents, 2022)
Варианты ответа Архангельск Мурманск Ненецкий АО
Доверяют 43 43 49
Не доверяют 43 43 37
Затруднились ответить 14 14 19
Источник: здесь и далее, использованы результаты исследования «Россияне о перспективах»; Центр социологии идеологических и социокультурных процессов ИСПИ ФНИСЦ РАН .
Религиозные акторы также озабочены достижением духовного единства на основе ценностей. Однако, на нынешнем этапе оно не представляется возможным. Исповедуемые ценности (и взгляды на будущее) в чем-то похожи, и в то же время разнятся. Происходящие процессы могут способствовать воплощению экуменических идей, а могут и препятствовать им . Наличие же в конфессиях радикальных ответвлений представляется разъединяющим, порой конфликтогенным фактором
Обсуждение. Перейдём к вопросу о правах человека как важнейшей гуманитарной ценности . В нынешнее время часто происходят нарушения естественных прав, сопутствующих им биоэтических, психологических, коммуникационных норм и ценностей . Причины тому - кризисы, война, локальные конфликты, наличие мигрантов, бедность и т . д. Такие нарушения имеют место, например, во время СВО на стороне ВСУ и их союзников; массовые нарушения допускают США, ряд стран Европы . Между тем, такая обстановка обусловливает поведение, корректирующее общественные трансформации . Здесь уместно отметить, прежде всего, владение основами соответствующего поведения, культуры, национального достояния, их приумножения и дальнейшей реализации, недопущения диссонанса, особенно с целью обеспечения культурной и духовно-ментальной преемственности поколений
Рассмотрим, как жители северных регионов России оценивают степень обеспеченности государством прав человека как одной из высших гуманитарных и демократических ценностей (табл . 2, 3).
Распределение рейтинговых значений демонстрирует, как жители опрошенных регионов воспринимают ситуацию с обеспечением государством гуманитарных и демократических ценностей:
• права человека - 61-66%;
• свобода слова, мнений - от 33% до 61%;
• толерантность - от 35% до 61%;
• свобода совести и вероисповедания - 83-88%.
Таким образом, права человека в нашей стране, по мнению опрошенных, обеспечиваются, т е соблюдаются Особенно это касается религиозных прав и свобод, которые обеспечиваются максимально. А значит, и ценности реализуются!
При всей оптимистичности взглядов, нередки и нарушения прав человека Рассмотрим на примерах Введённые против России санкции существенно ограничили доступ к спортивным состязаниям, произведениям мировой культуры и искусства, что затрудняет для граждан реализацию культурных потребностей и нарушает их культурные права Таким образом, ряд ценностей,
Таблица 2
Обеспечиваются ли государством права человека (% от числа опрошенных, 2022 г.) Whether the state ensures human rights (% of respondents, 2022)
Варианты ответа Архангельск Мурманск Ненецкий АО
Да 63 61 66
Нет 31 33 28
Затруднились ответить 6 6 6
Таблица 3
Обеспечиваются ли государством... (% от числа опрошенных, 2022 г.) Does the state provide... (% of respondents, 2022)
Ценности: Москва Архангельск Мурманск Ненецкий АО
Толерантность 35 56 56 64
Свобода слова, мнений 33 58 57 61
Свобода совести и вероисповедания 83 88 88 87
сопутствующих человеку и его правам, не реализуются . Это является одним из факторов снижения общей оценки социокультурной ситуации в стране .
Военные действия или другого рода насилие - также прямое нарушение прав человека (они же - ценности), особенно естественных, главенствующих - на жизнь, достойное существование, безопасность и т. п . Под угрозой в период специальной военной операции оказались и права человека в отношении верующих. Непрекращающиеся боевые действия лишили верующих возможности принять участие в Крестном ходе, осуществить религиозные потребности, традиции и предписания. Помимо этого, подверглись гонению священнослужители и монахи Украинской канонической православной церкви; вызывает озабоченность неопределённое состояние с церковными зданиями -объектами национальной культуры. Здесь уместно отметить, что терроризм, экстремизм (религиозный, этнический, национальный), радикализм (главным образом, исламский), ксенофобия, другие негативные социально-политические явления - тоже своего рода насилие, навязывание обществу определённых взглядов, отнюдь не всегда мирной направленности Это ведёт к недовольству населения, что, в свою очередь, может обусловить конфликты, нарушение целостности, безопасности и др . ценностей. Религиозные каноны не допускают насилия в принципе, однако, исходя из нынешних социально-политических реалий, оно так или иначе присутствует Права человека верующих (как и всех остальных) в обыденной жизни зачастую подвергаются нарушению
Выводы. Трансформационные процессы в России потребовали от правительства выработки регуляционной политики в различных сферах Это, в частности, стимулировало создание Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей Реализация этой политики, как отмечалось, должна происходить в таких областях, как культура, наука, образование, межнациональные и межконфессиональные отношения, массовая коммуникация, социальное партнёрство, международное сотрудничество . Государственно-конфессиональные отно-
шения на современном этапе предполагают, в частности, решение проблемы реализации интересов общества, даже вероятности использования религиозности отдельных групп населения в качестве определённого ресурса.
На наш взгляд, современное понимание, так скажем, социокультурности, во многом отражает культурно-нормативную и символическую специфику общества (в силу востребованности культурных норм, заложенных в «искусствах и ремёслах») . Предполагается, что культурно-нравственные нормы представляют тот самый ценностный каркас любого общества, а религиозные традиции являются одним из его компонентов . В то же время, она выступает в роли фактора социальной стабильности, а также достаточно значимого источника ценностей как элементов, в том числе, политической культуры В таком случае, возможно формирование позитивного отношения к другим религиям, культурам, стилям жизни, способствуя созданию гармоничных отношений между всеми ними По данным социологических исследований, приверженность к традиционным конфессиям повышает ориентированность на позитивный образ Родины . По-ликонфессиональность России, характеризующаяся существованием общего ценностного пространства, единства ценностных ориентаций выступают культурной основой национальной безопасности
Культура - литература, искусство, спорт, церковное зодчество и религия и т.д. - как известно, вне политики. Однако, именно они стали сегодня её инструментом, а культурно-исторические, духовно нравственные ценности перестали играть главенствующую роль. Между тем, политические элементы культуры, точнее, их значительная часть, в принципе не видятся в качестве приоритетных, однако, её историко-культурные, духовные, морально-нравственные составляющие - милосердие, благотворительность, поддержка семьи, детей, бедных, защита и приумножение влияния традиционных систем ценностей и т п - снискали к себе сугубо положительное отношение
Также важно отметить, что исходя из сложившейся в обществе политической, социокультурной ситуации и тенденций на будущее, религиозные структуры стали обосновывать идеи по поводу деятельности в гражданской и культурной сферах, сотрудничества с обществом и государством в своих новых социальных доктринах При этом, традиционные российские конфессии в лице централизованных структур федерального уровня и их лидеров выражают всецелую готовность к социальному партнёрству для решения многочисленных социокультурных проблем
Библиографический список
1. Вызовы цифрового будущего и устойчивое развитие России . Социально-политическое положение и демографическая ситуация в 2017-2018 годах / Э . М . Андреев, В . Н . Архангельский, В . А. Афанасьев [и др .] . М . : Перспектива, 2018 . 716 с . ISBN 9785-905790-36-2 . EDN XYSMXZ .
2 . Российское общество и государство в условиях пандемии: социально-политиче-
ское положение и демографическое развитие Российской Федерации в 2020 году / Г. В . Осипов, В . К . Левашов, С . В . Рязанцев [и др .]. М . : Перспектива, 2020. 532 с . DOI 10.38085/978-5-905790-48-5-2020-1-532 . EDN KINMZW.
3 Российское общество и государство в условиях глобальной многополярности . Социально-политическое положение России в 2022 году / Н . В . Березина, И . Я . Богданов, Н . М . Великая [и др.]. М . : ФНИСЦ, 2023. 549 с. DOI 10.19181/ monogr.978-5-89697-409-3.2023. EDN ORTSAQ.
4 Столицы и регионы в современной России: мифы и реальность пятнадцать лет спустя / М . К. Горшков, Н . Е . Тихонова, В . А. Аникин [и др .]. М . : Весь Мир, 2018 . 312 с . ISBN 978-5-7777-0713-0. EDN YKZSDX .
5. Как живешь, Россия?: Экспресс-информация. 52 этап социологического мони-
торинга, май 2022 года / В . К . Левашов, Н . М . Великая, И . С . Шушпанова [и др .]. М. : ФНИСЦ РАН, 2022 . 91 с. DOI 10.19181/monogr.978-5-89697-400-0.2022. EDN BNJMLL .
6 . Иванов В. Н. Идеология: pro et contra . М . : У Никитских ворот, 2021. 72 с . ISBN 978-
5-00170-436-2 . EDN AUFYNT.
7 . Эйзенштадт, Ш. Новые религиозные констелляции в структурах современной гло-
бализации и цивилизационная трансформация // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом . 2012 . Т. 30, № 1. С . 57-89. EDN PCJTQN.
8 . Религия в современной России: контексты и дискуссии / Г. А. Аккерманн, В . А. Бу-
тенко, Ю . А. Гаврилов [и др .]. М . : РУДН, 2019. 393 с . ISBN 978-5-209-09726-6. EDN VFZUZZ .
9 . Лункин Р. Н. Церкви в политике и политика в церквях . Как современное христиан-
ство меняет европейское общество . М . : Нестор-История, 2020. 504 с . ISBN 978-54469-1764-8. EDN RXMKHE .
10 . Степашина Т. Н, Лункин Р. Н. Русское православие: первые шаги волонтёрского
служения // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН . 2018 . № 2 . С . 229-237. DOI 10 .15211/vestnikieran2201834. EDN UPEGVI .
11 . Узланер Д. А. Религия и политика: неразрывный симбиоз? // Россия в глобальной
политике . 2019 . Т. 17, № 1. С . 10-23 . EDN YZZXWX .
12 . Комлева В. В. Религиозные институты в международном гуманитарном сотрудни-
честве // Этносоциум и межнациональная культура . 2017 . № 6(108) . С . 130-141 . EDN ZELRGV.
13 . Haynes J., Henning A. Religious actors in the public sphere . Means, objectives and effects .
London : Routledge, 2011. 248 p . ISBN 978-0415610353. DOI 10.4324/9780203807354.
14 . Андреев А. Л. Россияне и европейцы: культурно-психологические особенности лю-
дей и обществ // Россия и Европа . История, традиции и современность . Том I . М . : Вече, 2014 . С . 50-99. EDN TZAHHB .
15 . Казаринова Д. Б. Ценностно-политические проекты формирования идентичности //
Идентичность: Личность, общество, политика / Отв . ред. И . С . Семененко . М . : Весь Мир, 2017 . С . 593-597.
16 . Johnson J., Stepaniants M, Forest B. Religion and identity in modern Russia . The revival
of orthodoxy and islam . London : Routledge, 2017. 176 p . DOI 10.4324/9781315244808. EDN JOEZA
17 . Religions, Identities, Policies (Points of Convergence and Divergence) : book of abstracts
(Serbia, May 22-23, 2020) . Serbia : Institute of Social sciences, 2020. 75 p . ISBN 978-867093-231-9. EDN XAIOOQ.
18 . Зубок Ю. А., Селиверстова Н. А. Смысловые компоненты образа будущего страны в
представлениях молодёжи // Наука . Культура . Общество . 2022 . Т. 28, № 4 . С . 56-74. DOI 10 .19181/nko .2022 .28.4.5. EDN QATYVU .
19 . Мчедлова Е. М. Динамика социокультурных процессов в условиях становящегося но-
вого мира // Наука. Культура. Общество . 2023. Т. 29, № 1. С . 51-59 . DOI 10 .19181/ nko .2023.29.1.4. EDN STFFVG .
20 . Кублицкая Е. А. Этноконфессиональные и социально-политические представления
коренных и некоренных москвичей (социологический опыт) // Наука . Культура . Общество . 2022 . Т. 28, № 4 . С . 135-149. DOI 10 .19181/nko .2022 .28.4.11. EDN CNZZZW.
21 . Новоженина О. П. Особенности социально-политических оценок религиозного и не-
религиозного населения РФ (по материалам социологического мониторинга «Как живешь, Россия?») // Россия: Центр и регионы : Сб . В 2-х томах . Том II . Выпуск 27 . М . : МГТУ СТАНКИН, 2019 . С . 71-82 . EDN IMOZWX .
Поступила: 12 .05.2023. Принята к печати: 13.06.2023.
Сведения об авторе:
Мчедлова Елена Мирановна, доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН . Москва, Россия .
HMtchedlova@mail . ru
Author ID РИНЦ: 391115; ORCID: 0000-0001-7041-4741
E. M. Mchedlova1
1 ISPR FCTAS RAS Moscow, Russia
THE RELATIONSHIP OF POLITICAL, SOCIO-CULTURAL AND VALUE CONTINUUMS
Abstract. The article analyzes the transformation processes in the socio-cultural, political and ideological situation in the country and the mass consciousness of the Russian peoples, based on the new state concept on the Fundamentals of State Policy to preserve and strengthen traditional Russian spiritual and moral values (Presidential Decree № 809 of November 9, 2022). It is shown that the dynamics of the interrelated relevant processes are aimed at strengthening national security and strengthening the reliance in the relevant areas on the values of different order - traditional-cultural, spiritual-moral, political-democratic. Much attention in the article is paid to such humanitarian value as human rights (their provision / violation).
The empirical basis of the article was the results of the study conducted by the Center for Sociology of Ideological and Socio-Cultural Processes of ISPR FCTAS RAS in the early post-pandemic period, in 2022, in the territories of Moscow, Murmansk, Arkhangelsk oblasts, Nenets Autonomous Okrug. The research toolkit included questions concerning, in particular, the assessment of the political, socio-cultural situation in the country, the provision of social democratic values - human rights and freedoms, security, social protection, etc.
In our view, the relationship of policy actors with religion and religious organizations is one of the parameters of interconnection and interpenetration of current socio-cultural and political processes, which act simultaneously as a factor of social stability, as well as a fairly significant source of values. Adherence to traditional confessions increases the orientation towards a positive image of the homeland. The images of the desired future demonstrate sufficiently stable historical and value relationships and do not lead to contradictions, and the multi-confessional Russia, characterized by the existence of a common space of value, the unity of value orientations acts as a cultural basis for national security.
Keywords: social transformations, sociocultural processes, mass consciousness, values, religious actors, human rights
For citation: Mchedlova E. M. The relationship of political, socio-cultural and value continuums. Science. Culture. Society. 2023;29(2):129-137. (In Russ.). https://doi.org/10.19181/ nko.2023.29.2.11
References
1 . Andreev E . M ., Arkhangelsky V. N., Afanasyev V. A. [et al .]. Challenges of the Digital
Future and Sustainable Development of Russia . Socio-political situation and demographic situation in 2017-2018. Moscow: Perspektiva; 2018 . 716 p . (In Russ . ) . ISBN 978-5905790-36-2 .
2 . Osipov G . V., Levashov V. K ., Ryazantsev S . V. [et al .]. Russian society and state in the con-
text of a pandemic: socio-political situation and demographic development of the Russian Federation in 2020. Moscow: Perspektiva; 2020. 532 p . (In Russ . ) . DOI 10.38085/978-5905790-48-5-2020-1-532 .
3 . Berezina N . V., Bogdanov I . Y., Velikaya N . M . [et al .]. Russian society and state in the con-
text of global multipolarity. Socio-political situation of Russia in 2022 . Moscow: FCTAS RAS; 2023. 549 p . (In Russ . ) . DOI 10 .19181/monogr.978-5-89697-409-3.2023.
4 . Gorshkov M . K ., Tikhonova N . E ., Anikin V. A . [et al .]. The capitals and regions of mod-
ern Russia: myths and facts fifteen years later. Moscow: Ves' Mir; 2018 . 312 p . (In Russ . ) . ISBN 978-5-7777-0713-0.
5 . Levashov B . K ., Velikaya N . M ., Shushpanova I . S . [et al .]. How are you, Russia? Express
information . 52nd stage of the sociological monitoring, May 2022 . Moscow: FCTAS RAS; 2022 . 91 p . (In Russ . ) . DOI 10 .19181/monogr.978-5-89697-400-0.2022 .
6. Ivanov V. N. Ideology: pro et contra. Moscow: U Nikitskikh vorot; 2021. 72 p . (In Russ . ) . ISBN 978-5-00170-436-2.
7 . Eisenstadt Sh . The new religious constellations in the frameworks of contemporary glo-
balization and civilizational transformation . Gosudarstvo, Religiia, Tserkov' v Rossii i za Rubezhom=State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2012;30(1):57-89. (In Russ )
8 . Ackermann G. A., Butenko V. A., Gavrilov Y. A. [et al .] . Religion in Contemporary Russia:
Contexts and Debates . Moscow: RUDN; 2019. 393 p. (In Russ . ) . ISBN 978-5-209-09726-6.
9 . Lunkin R . N. The churches in politics and the politics in the churches . How the Chris-
tianity changes the European society. Moscow: Nestor-Istoriya; 2020. 504 p . (In Russ . ) . ISBN 978-5-4469-1764-8. 10 . Stepashina T. N., Lunkin R . N. Russian Orthodoxy: First Steps in Volunteer Service . Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN=Scientific and Analytical Herald of the Institute of Europe RAS. 2018;(2):229-237. (In Russ . ) . DOI 10 .15211/vestnikieran2201834. 11. Uzlaner D . A. Religion and Politics: An Unbreakable Symbiosis? . Rossiya vglobal'noipoli-tike. 2019;17(1):10-23. (In Russ . ) .
12 . Komleva V. V. Religious institutions in international humanitarian cooperation . Etnosoci-
um i meznacional'naa kul'tura. 2017;6:130-141. (In Russ . ) .
13 . Haynes J ., Henning A . Religious actors in the public sphere . Means, objectives and effects .
London: Routledge; 2011. 248 p . ISBN 978-0415610353. DOI 10.4324/9780203807354.
14 Andreev A L Russians and Europeans: cultural and psychological characteristics of people and societies . In: Russia and Europe . History, traditions and modernity. Vol . 1 . Moscow: Veche; 2014 . P. 50-99. (In Russ . ) .
15 . Kazarinova D . B . Value-political projects of identity formation . In: Semenenko I . S ., ed .
Identity: The Individual, Society, and Politics . Moscow: Ves' Mir; 2017 . P. 593-597. (In Russ )
16 Johnson J , Stepaniants M , Forest B Religion and identity in modern Russia The revival of orthodoxy and islam . London: Routledge; 2017. 176 p . DOI 10.4324/9781315244808.
17 . Religions, Identities, Policies (Points of Convergence and Divergence): book of abstracts
(Serbia, May 22-23, 2020) . Serbia: Institute of Social sciences; 2020. 75 p . ISBN 978-867093-231-9.
18 . Zubok Y. A., Seliverstova N. A. Essential components of the image of the future of the
country in the representations of the youth . Nauka. Kul'tura. Obshchestvo=Science. Culture. Society. 2022;28(4):56-74. (In Russ . ) . DOI 10 .19181/nko .2022.28.4.5.
19 Mchedlova E M The dynamics of sociocultural processes in conditions of the emerging new world. Nauka. Kul'tura. Obshchestvo=Science. Culture. Society. 2023;29(1):51-59. (In Russ . ) . DOI 10 .19181/nko .2023.29.1.4.
20 Kublitskaya E A Ethno-confessional and socio-political views of indigenous and non-indigenous Muscovites (sociological experience) . Nauka. Kul'tura. Obshchestvo=Science. Culture. Society. 2022;28(4):135-149. (In Russ . ) . DOI 10 .19181/nko .2022 .28.4.11.
21 Novozhenina O P Features of socio-political assessments of the religious and non-religious population according to the materials of sociological monitoring "How are you, Russia?" . In: Russia: Center and regions: Coll . in 2 volumes . Vol . 2 . Issue 27, Moscow: MGTU STANKIN; 2019 . P. 71-82 . (In Russ . ) .
Received: 12 .05.2023. Accepted: 13.06.2023.
Information about the author: Elena M. Mchedlova, Doctor of Sociology, Leading researcher, Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS . Moscow, Russia . HMtchedlova@mail . ru ORCID: 0000-0001-7041-4741