Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
204
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / САМОРЕГУЛЯТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Машарина Александра Федоровна

Представлены данные эмпирического исследования связи саморегулятивных показателей с показателями духовно-нравственных качеств личности на взрослой выборке. В исследовании подчеркивается важность изучения данных качеств личности в процессе ее саморегуляции. Цель - рассмотреть связь духовно-нравственных качеств личности с разными аспектами саморегуляции: когнитивным, аффективным, поведенческим. На основании данных корреляционного анализа проинтерпретированы значимые связи исследуемых показателей. Актуальные возможности человека осознанно инициировать и управлять произвольной активностью тесно связаны с показателем духовной личности, что подтверждает гипотезу исследования относительно когнитивного аспекта саморегуляции. В исследовании отражено, что большинство показателей когнитивного аспекта саморегуляции положительно коррелируют с показателями духовно-нравственных качеств личности. Также установлена связь с аффективным аспектом саморегуляции: сдерживание внешних проявлений возникших эмоций обратно связано со способностью к фантазии и заботой о других. Способность к выдержке обратно связана с чувством собственного дискомфорта при межличностном взаимодействии. Изменение отношения к ситуации связано с отказом от эгоистической позиции. Сдерживание внешних проявлений возникших эмоций обратно связано с духовностью личности и отдельными ее качествами. Исследование показывает, что духовно-нравственная личность проявляет себя как способная владеть собой, установлена связь с поведенческим аспектом саморегуляции. Результаты исследования свидетельствуют о взаимосвязи саморегулятивных способностей и духовно-нравственных качеств личности и побуждают к дальнейшим исследованиям, ориентированным на рассмотрение духовных аспектов саморегуляции на более многочисленных и выровненных по полу выборках, отличающихся по критериям профессии, возраста и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Машарина Александра Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN SELF-REGULATION INDICATORS AND SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES OF THE PERSONALITY

The empirical study data of the relationship between self-regulation and personal spiritual and moral qualities in the adult sample are presented. The study emphasizes the importance of studying personal spiritual and moral qualities in the process of self-regulation. The purpose is to analyze the relationship between spiritual and moral qualities of a person and different aspects of self-regulation: cognitive, affective, behavioral. Based on the data of the correlation analysis, significant connections of indicators are identified. The real capabilities of a person to initiate consciously and manage voluntary activity are associated with the indicator of spiritual personality, which confirms the hypothesis of the study regarding the cognitive aspect of selfregulation. The study reflects that most indicators of the cognitive aspect of self-regulation correlate with indicators of spiritual and moral qualities of a person positively. There is also a connection with the affective aspect of self-regulation: the repression of external emotions is inversely correlated to the ability for fantasizing and taking care for other people. The ability to withstand is inversely correlated to the feeling of one's own discomfort during interpersonal interaction. A change in attitude to the situation is associated with the rejection of an egoistic position. The repression of the external manifestations of the emotions is inversely correlated to the spirituality of the personality and its individual qualities. The study shows that the spiritual and moral personality manifests itself as capable of self-control; connections are established with the behavioral aspect of self-regulation. The results of the study indicate the association between self-regulatory abilities and spiritual and moral qualities of a person and encourage further research focused on the consideration of spiritual aspects of self-regulation in more numerous and homogeneous by gender samples, differing in occupation, age, etc.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ»

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

DOI: 10.23888/humJ2022103211-222

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

THE RELATIONSHIP BETWEEN SELF-REGULATION INDICATORS AND SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES OF THE PERSONALITY

Машарина А. Ф.

Институт психологии РАН, Москва, Российская Федерация

Аннотация:

Представлены данные эмпирического исследования связи саморегулятивных показателей с показателями духовно-нравственных качеств личности на взрослой выборке. В исследовании подчеркивается важность изучения данных качеств личности в процессе ее саморегуляции. Цель — рассмотреть связь духовно-нравственных качеств личности с разными аспектами саморегуляции: когнитивным, аффективным, поведенческим. На основании данных корреляционного анализа проинтерпретированы значимые связи исследуемых показателей. Актуальные возможности человека осознанно инициировать и управлять произвольной активностью тесно связаны с показателем духовной личности, что подтверждает гипотезу исследования относительно когнитивного аспекта саморегуляции. В исследовании отражено, что большинство показателей когнитивного аспекта саморегуляции положительно коррелируют с показателями духовно-нравственных качеств личности. Также установлена связь с аффективным аспектом саморегуляции: сдерживание внешних проявлений возникших эмоций обратно связано со способностью к фантазии и заботой о других. Способность

Masharina A. F.

Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

Abstract:

The empirical study data of the relationship between self-regulation and personal spiritual and moral qualities in the adult sample are presented. The study emphasizes the importance of studying personal spiritual and moral qualities in the process of self-regulation. The purpose is to analyze the relationship between spiritual and moral qualities of a person and different aspects of self-regulation: cognitive, affective, behavioral. Based on the data of the correlation analysis, significant connections of indicators are identified. The real capabilities of a person to initiate consciously and manage voluntary activity are associated with the indicator of spiritual personality, which confirms the hypothesis of the study regarding the cognitive aspect of self-regulation. The study reflects that most indicators of the cognitive aspect of self-regulation correlate with indicators of spiritual and moral qualities of a person positively. There is also a connection with the affective aspect of self-regulation: the repression of external emotions is inversely correlated to the ability for fantasizing and taking care for other people. The ability to withstand is inversely correlated to the feeling of one's own discomfort

к выдержке обратно связана с чувством собственного during interpersonal interaction. A change in

дискомфорта при межличностном взаимодействии. attitude to the situation is associated with the

Изменение отношения к ситуации связано с отказом rejection of an egoistic position. The repression of

от эгоистической позиции. Сдерживание внешних the external manifestations of the emotions is

проявлений возникших эмоций обратно связано с inversely correlated to the spirituality of the

духовностью личности и отдельными ее качествами. personality and its individual qualities. The study

Исследование показывает, что духовно-нравственная shows that the spiritual and moral personality

личность проявляет себя как способная владеть manifests itself as capable of self-control;

собой, установлена связь с поведенческим аспектом connections are established with the behavioral

саморегуляции. Результаты исследования свидет- aspect of self-regulation. The results of the study

ельствуют о взаимосвязи саморегулятивных способ- indicate the association between self-regulatory

ностей и духовно-нравственных качеств личности и abilities and spiritual and moral qualities of a person

побуждают к дальнейшим исследованиям, ориенти- and encourage further research focused on the

рованным на рассмотрение духовных аспектов consideration of spiritual aspects of self-regulation

саморегуляции на более многочисленных и выров- in more numerous and homogeneous by gender

ненных по полу выборках, отличающихся по samples, differing in occupation, age, etc.

критериям профессии, возраста и т. д.

Ключевые слова:

саморегуляция; духовно-нравственные качества; саморегулятивные способности

Keywords:

self-regulation; spiritual moral qualities; self-regulating capacities

Актуальность

В современных условиях актуализируется проблематика психологического исследования саморегуляции в связи с духовно-нравственными качествами личности. Изучение духовности и духовно-нравственных аспектов личности активно проводилось и проводится зарубежными учеными (Джеймс У., Олпорт Г., Маслоу А., Франкл В., Каас Ж., Husain A., Nishat A., Jahan M., Hood R.W., Пидмонт Р., Лич М., МакДональд Д. А., Tosсano M. E., Traphagan J. W., Хусейн А. и др.), в отечественной психологии — Леонтьев Д. А., Пономаренко В. А., Воловикова М. И., Шадриков В. Д. Колесников В. Н., Климова Н. В., Березина Т. Н., Ожиганова Г. В. и др.

Эмпирические и теоретические научные исследования проблем саморегуляции в связи с духовно-нравственными качествами личности актуальны в эпоху перемен, многочисленных вызовов, поставленных современному человеку в условиях неопределенности и высоких рисков.

Идея духовного уровня саморегуляции была предложена Г. В. Ожигановой и рассматривалась ею в рамках историко-психологического подхода [1]. В предложенной Г. В. Ожигановой структурно-уровневой модели саморегуляции и саморегулятивных способностей, выделяется духовный уровень саморегуляции и рассматриваются высшие саморегулятивные способности [2, 3].

К. И. Локтев, В. С. Василенко при рассмотрении адаптивного поведения у лиц с разным представлением о духовности установили, что особенности адаптивного поведения могут свидетельствовать о низкой или высокой степени духовной зрелости [4].

Адаптивное поведение личности и представления об особенностях развития духовности коррелируют и значимо отличаются у людей с разным уровнем развитости смысловой сферы личности, а успешная адаптация является критерием духовной зрелости [4].

Д. А. Леонтьев отмечает, что параметры саморегуляции в группах с разной смысловой направленностью дают возможность эмпирически измерить проявления духовной зрелости [5]. Влияние духовно-нравственных факторов, занимающих высший уровень в личностной иерархии, на регуляцию психических состояний изучено на эмпирическом уровне в современной психологии в меньшей степени. Также недостаточно изучена связь духовно-нравственных показателей и показателей саморегуляции.

Таким образом, сложилась необходимость исследований саморегуляции, связанных с изучением ее духовного ресурса.

Конструкт «духовно-нравственные качества личности»

В рамках позитивной психологии на основании анализа философских трудов Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Августина Блаженного, а также Библии, Корана, Упанишад, текстов Лао-цзы, Будды, Конфуция, кодекса самураев бусидо и т. п. были выделены добродетели, общие для разных эпох, цивилизаций, культур и народов [6]. Эти духовно-нравственные качества нашли отражение в разработанных психодиагностических инструментах (Peterson, Seligman, 2004). В теории нравственных основ (Graham et al., 2013) выделяется забота о других людях, отсутствие причинения вреда (McKay, Whitehouse, 2015). В психологии морали большое внимание уделяется эмпатии [6].

Духовность определяется Р. Эммонсом как поиск смысла, целостности, трансценденции и вершины человеческих возможностей, М. Карлсоном — как процесс, приводящий к осознанию значимости ориентации жизни человека на нечто возвышенное, Г. В. Ожигановой — как стремление личности к реализации своих высших возможностей и способностей (самореализации) [7].

Роль духовно-нравственных качеств отражается в исследованиях Г. В. Ожигановой так: «Высшие духовные способности...обусловлены прежде всего моральным базисом личности и добродетельным поведением, а также ценностно-смысловой сферой, внутренним опытом, включая трансцендентный» [7, с. 8]. Проявление добродетельного поведения, высокая нравственность и мудрость, составляя базис духовности личности, способствуют чувству священного. Саморегулятивные возможности личности свидетельствуют о наличии важных духовных качеств [1]. «В настоящее время в психологической науке выделяются разные аспекты и уровни эмпатии. Подчеркнем, что именно эмпатия, свидетельствующая о нравственных чувствах и действенной помощи (назовем ее продуктивной эмпатией), является неотъемлемым компонентом высших моральных способностей» [6, с. 640].

Отнесение эмпатии к конструкту духовно-нравственных качеств обосновано результатами исследования Г.В. Ожигановой, в частности установлена связь между показателями духовно-личностных качеств и эмпатией, там же приведены результаты других исследований, подтверждающие данную связь (Stewart et al., 2019; Huber, MacDonald, 2012) [8].

Конструкт «саморегуляция»

«Осознанная саморегуляция произвольной активности человека — это целостная система психических средств, при помощи которой человек способен управлять своей целенаправленной активностью» [9, с. 18]. Под самоконтролем понимается способность управлять своим поведением и эмоциями, обдуманно реагировать на происходящие события. Самоконтроль — это способность изменять и адаптировать себя, свою личность, устанавливая более оптимальное соответствие между личностью и миром [10]. Проявления самообладания описываются в таких понятиях, как выдержка, смелость, решительность, хладнокровие, самостоятельность [11]. Эмоциональная регуляция представлена показателями «когнитивная переоценка» и «подавление экспрессии».

Цель

Рассмотреть связь духовно-нравственных качеств личности и саморегулятивных способностей, проявляющихся в трех аспектах саморегуляции.

Гипотеза

Мера выраженности духовно-нравственных качеств личности будет связана с показателями трех аспектов саморегуляции: когнитивным, аффективным, поведенческим.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 81 человек, окончательная выборка после применения шкалы самооценки мотивации одобрения Марлоу Д. и Крауна Д. составила 75 человек в возрасте от 18 до 72 лет, среди них 58 респондента женского пола (77,3%). В выборке представлены респонденты трудоспособного возраста — 61%, пенсионеры и студенты — 39%. Разброс респондентов по возрасту объясняется интересом автора к исследованию связей рассматриваемых показателей у представителей широкого возрастного диапазона.

Для изучения когнитивного аспекта саморегуляции применяется Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова). Осознанная саморегуляция рассматривается с помощью таких характеристик, как самостоятельность, гибкость, надежность, планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов [9]. Планирование характеризует индивидуальные особенности целеполагания, которое является для саморегуляции базисом. Моделирование позволяет диагностировать индивидуальную развитость представлений о значимых условиях, степень их осознанности и адекватности. Программирование показывает индивидуальную степень осознанного программирования человеком своих действий. Оценивание результатов характеризует индивидуальную развитость и адекватность самооценки и своих результатов. Гибкость процесса регуляции отражает уровень сформированности регуляторной гибкости, т. е. способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий. Надежность и устойчивость показывают качество функционирования регуляторных блоков и их структуры в условиях психической напряженности. Самостоятельность характеризует развитость регуляторной автономности. Общий уровень осознанной саморегуляции — интегральная характеристика

индивидуальной саморегуляции, которая отражает актуальные возможности человека осознанно инициировать и управлять произвольной активностью [9].

Для оценки аффективного аспекта саморегуляции (регуляции эмоций) применяется Опросник регуляции эмоций ERQ Дж. Гросса (адаптация Панкратовой А. А., Корниенко Д. С.). Исходя из процессуальной модели эмоциональной регуляции, выделяют показатели «когнитивная переоценка» и «подавление экспрессии». «Под когнитивной переоценкой имеется в виду изменение отношения к ситуации, что позволяет изменить эмоциональный ответ, а под подавлением экспрессии — сдерживание внешних проявлений уже возникшего эмоционального ответа» [12, с. 139]. Самообладание рассматривается в трех аспектах: личностном, событийном, экзистенциальном. Личностное самообладание понимается как способность к выдержке и хладнокровию в повседневных жизненных обстоятельствах; событийное — как способность к сохранению стойкости духа в сложных жизненных ситуациях; экзистенциальное — как способность к достижению гармонии между самим собой и окружающим миром при любых обстоятельствах. Для оценки самообладания применяется «Тест самообладания» А. А. Золотаревой [11].

Для исследования поведенческого аспекта саморегуляции (самоконтроля) применяется «Шкала самоконтроля» Дж. Тангни, Р. Баумайстера и А. Л. Бун (адаптация Т. О. Гордеевой и др.) [10].

Для исследования духовно-нравственных качеств личности в исследовании применяется методика «Духовная личность» А. Хусейна, М. Анаса (адаптация Г. В. Ожигановой); рассматриваются сводный показатель — «общий балл по показателю духовности личности» (ДЛ) и отдельные ее показатели. Так, показатель «высокая нравственность и мудрость» отражает добродетельное поведение, составляет базис духовности личности. Самоконтроль понимается как способность противостоять вызовам судьбы, проявление стойкости, выдержки в трудных ситуациях и свидетельствуют о наличии важных духовных качеств. Показатель «надежность и ответственность» выражается в потребности поступать праведно в соответствии с идеалом нравственной чистоты, проявлять верность. Духовность отношений характеризуется такими качествами личности, как искренность, вежливость, отсутствие эгоизма, милосердие, способность прощать, стремление к справедливости и жизнестойкости. Показатель «Правдивость и удовлетворенность» отражает честность, прямоту, стремление к истине [7].

При оценивании эмпатии используется опросник эмпатии М. Дэвиса в адаптации Н. А. Будаговской, С. В. Дубровской, Т. Д. Карягиной. Эмпатия оценивается по шкалам: «фантазия» (FS), «эмпатический дистресс» (PD), «эмпатическая забота» (EC), «децентрация» (PT). Эмпатия рассматривается как реакция на наблюдаемый опыт другого. PT оценивает тенденцию восприятия, понимания, учета, принятия в расчет точки зрения, опыта другого человека. FS отражает тенденцию к воображаемому перенесению себя в чувства и действия вымышленных героев. EC оценивает чувства, направленные на другого. PD измеряет чувства собственного дискомфорта, возникающие в межличностном взаимодействии, при наблюдении переживаний других людей, и направленные на себя [13].

Процедура исследования включала следующее: сбор и первичную обработку данных с использованием ключей методик; оценку данных в соответствии со шкалой самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна, статистическую обработку данных. Проведена проверка на нормальность распределения показателей, в ходе которой установлено, что рассматриваемые показатели не имеют нормальное распределение. Расчет показателей парной корреляции Спирмена производился в статистической программе SPSS версия 23. Рассматривался каждый из аспектов (когнитивный, аффективный, поведенческий) саморегуляции и компонент духовно-нравственных качеств личности, а также составляющие их показатели. Приведённая выше гипотеза исследования была переформулирована следующим образом: коэффициенты корреляции в корреляционной модели для показателей рассматриваемых аспектов саморегуляции и духовно-нравственных качеств личности являются статистически значимыми.

Результаты и их обсуждение

В таблице 1 приведены результаты корреляционного анализа показателей саморегуляции и духовно-нравственных качеств личности.

Таблица 1. Взаимосвязь показателей духовно-нравственных качеств и саморегуляции

Поведен

Когнитивный аспект саморегуляции Аффективный аспект саморегуляции ческий аспект саморег

уляции

Показатели Самосто Програм Оценива ние Общий уровень Когнити вная Подавле ние Общий показате ль регуляц

Планиро Гибкост Модели ятельнос мирован Надежно результа саморег переоце экспресс ии Самообл Cамокон

вание ь рование ть ие сть тов уляции нка ии эмоций адание троль

Децентрация 0,05 -0,01 -0,17 -,441** 0,04 0,00 0,03 -0,11 ,245* -0,07 0,19 0,10 0,04

р значения 0,69 0,95 0,15 0,000 0,74 0,97 0,79 0,37 0,03 0,58 0,11 0,40 0,72

Фантазия -0,06 0,08 -0,09 -0,11 -0,06 0,03 -0,10 -0,08 -0,04 -,292* -0,20 -0,20 0,00

р значения 0,63 0,51 0,42 0,33 0,63 0,80 0,37 0,49 0,71 0,01 0,08 0,09 0,97

Эмпатическая

забота -0,10 -0,01 -0,04 -0,21 -0,06 -0,09 0,11 -0,09 0,07 - 311** -0,09 0,09 0,08

р значения 0,37 0,90 0,75 0,07 0,60 0,43 0,33 0,46 0,55 0,01 0,42 0,44 0,49

Эмпатический

дистресс -0,09 -,360** -,584** 0,12 -,359** -,582** -,483** -,644** -0,11 0,11 -0,07 -,646** -,495**

р значения 0,423 0,001 0,000 0,29 0,002 0,000 0,000 0,000 0,33 0,35 0,54 0,000 0,000

Духовность

личности

(духовно-

нравственные

качества)

суммарный балл 0,02 0,13 0,17 0,01 ,247* 0,14 0,21 0,22 0,22 -,278* 0,05 ,432** ,573**

р значения 0,88 0,25 0,15 0,92 0,03 0,22 0,08 0,06 0,06 0,02 0,68 0,00 0,00

Высокая

нравственность

и мудрость -0,02 0,01 0,00 0,08 0,12 0,03 0,05 0,03 ,242* -,266* 0,08 ,244* ,450**

р значения 0,86 0,94 0,99 0,48 0,32 0,80 0,64 0,82 0,04 0,02 0,52 0,03 0,00

Самоконтроль 0,02 0,16 ,267* 0,03 ,245* 0,20 0,20 ,318** 0,13 -0,10 0,10 ,572** ,415**

р значения 0,85 0,16 0,02 0,82 0,03 0,08 0,08 0,01 0,28 0,39 0,39 0,00 0,000

Надежность и

ответственность 0,11 -0,01 ,263* 0,06 0,20 0,18 ,364** ,273* 0,13 -0,08 0,05 ,376** ,468**

р значения 0,35 0,92 0,02 0,60 0,09 0,11 0,001 0,02 0,26 0,48 0,69 0,00 0,000

Духовность

отношений -0,07 ,288* 0,09 -0,05 ,253* 0,21 0,12 0,21 ,246* -321** 0,04 311** ,386**

р значения 0,55 0,01 0,43 0,67 0,03 0,07 0,30 0,07 0,03 0,01 0,72 0,01 0,001

Правдивость и

удовлетворенно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сть 0,06 0,20 0,20 0,04 ,237* 0,14 0,22 ,254* 0,15 -,248* -0,01 ,356** ,478**

р значения 0,62 0,09 0,08 0,76 0,04 0,22 0,05 0,03 0,20 0,03 0,92 0,002 0,000

Примечание. **Корреляция значима на уровне p < .01 *Корреляция значима на уровне p < .05

216

Когнитивный аспект саморегуляции

Данные корреляционного анализа свидетельствуют об отрицательной связи:

- показателей когнитивного аспекта саморегуляции с эмпатическим дистрессом: «гибкости» (r = -0,360, p = 0,001), «моделирования» (r = -0,584, p < 0,001), «программирования» (r = -0,359, p = 0,002), «надежности» (r = -0,582, p < 0,001), «оценивания результатов» (r = -0,483, p < 0,001) и «общего уровня саморегуляции» (r = -0,644, p < 0,001);

- «самостоятельности» с «децентрацией» (r = -0,441, p < 0,001).

Показатель эмпатического дистресса характеризует отрицательные эмоциональные реакции, связанные с эмпатией, и характеризует эгоцентрическое отношение.

Показатель «децентрация» отражает возможность сместить акцент внимания с себя на других, поэтому отрицательная корреляционная связь с самостоятельностью, т. е. развитостью регуляторной автономности с концентрацией на себе, вполне объяснима.

Среди показателей когнитивного аспекта саморегуляции статистически достоверно положительно коррелируют с показателями духовно-нравственных качеств личности в наибольшей степени:

- «общий уровень саморегуляции» и «самоконтроль» (r=0,318, p = 0,01), «надежность и ответственность» (r=0,273, p = 0,02), «правдивость и удовлетворенность» (r=0,254, p = 0,03).

- «программирование» и «общий показатель духовности личности» (r = 0,247, p = 0,03), «самоконтроль» (r = 0,245, p = 0,03), «духовность отношений» (r = 0,253, p = 0,03), «правдивость и удовлетворенность» (r = 0,237, p = 0,04). Индивидуальная степень осознанного программирования человеком своих действий [10] связана с показателями духовности личности, в большей степени с показателем духовности отношений.

- «оценивание результатов» и «надежность и ответственность» (r = 0,364, p = 0,001). «Оценивание результатов» отражает индивидуальную развитость и адекватность самооценки и своих результатов. Данный показатель коррелирует с «надежностью и ответственностью», т. е. способностью поступать правильным образом в соответствии с духовными ценностями.

- «гибкость и духовность отношений» (r = 0,288, p = 0,01). Гибкость процесса регуляции, т.е. способность перестраивать, вносить коррективы в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий связана с духовностью отношений.

- «моделирование» и «самоконтроль» (r = 0,267, p = 0,02), «надежность и ответственность» (r = 0,263, p = 0,02). Показатель «моделирование» отражает индивидуальную развитость представлений о внешних и внутренних значимых условиях, степень их осознанности и адекватности и связан со способностью поступать правильным образом, т. е. самоконтролем.

Актуальные возможности человека осознанно инициировать и управлять произвольной активностью тесто связаны с показателем духовно-нравственных качеств личности, что подтверждает гипотезу исследования.

Показатели «планирование», «самостоятельность», «надежность» не коррелируют с показателями духовно-нравственных качеств, т. е. личность, не обладающая проявленными нравственными качествами, может иметь навыки планирования, самостоятельности и надежности.

«Высокая нравственность и мудрость» не коррелирует ни с одним показателем когнитивного аспекта саморегуляции, что может свидетельствовать и о том, что личность, не проявляющая духовно-нравственных качеств, может обладать высоко развитыми навыками когнитивной саморегуляции.

Таким образом, способность личности проявлять духовно-нравственные качества связана с развитием у нее системы саморегуляции, что не противоречит исследованиям осознанной саморегуляции [14], а личность, не проявляющая высоких духовно-моральных качеств, может обладать способностями планирования, самостоятельности, надежности. Не выявлено связи между показателем «высокая нравственность и мудрость» и когнитивным аспектом саморегуляции. В связи с этим, так важно учитывать в оценке личности, помимо саморегулятивных способностей, базис высокой регуляции у личности и ее морально-нравственный фундамент.

Аффективный аспект саморегуляции

Данные корреляционного анализа свидетельствуют об отрицательной связи показателей аффективного аспекта саморегуляции и эмпатии, в частности, показателей «подавление экспрессии» с «фантазией» (г = -0,292, p = 0,01), «эмпатической заботой» (г = -0,311, p = 0,01); «самообладание» с «эмпатическим дистрессом» (г = -0,646, p<0,001), а также о положительной связи показателей «когнитивная переоценка» с «децентрацией» (г = 0,245, p = 0,03). Сдерживание внешних проявлений возникших эмоций обратно связано со способностью к фантазии и заботой о других. Способность к выдержке обратна связана с чувством собственного дискомфорта при межличностном взаимодействии. Изменение отношения к ситуации связано с отказом от эгоистической позиции.

Среди показателей аффективного аспекта саморегуляции статистически достоверно отрицательно коррелируют с показателями духовно-нравственных качеств личности показатели «подавление экспрессии» и «духовность отношений» (г = -0,321, p = 0,01), «общий показатель духовности личности» (г = -0,278, p = 0,02), «высокая нравственность и мудрость» (г = -0,266, p = 0,02), «правдивость и удовлетворенность» (г = -0,248, p = 0,03). Сдерживание внешних проявлений возникших эмоций обратно связано c духовно-нравственными качествами: чем личность более проявляет себя как способная к проявлению данных качеств, тем менее нуждается в подавлении эмоций, возможно, вследствие отсутствия возникновения негативного эмоционального ответа.

Среди показателей аффективного аспекта саморегуляции статистически достоверно положительно коррелируют с показателями духовно-нравственных качеств личности показатели «когнитивная переоценка» и «духовность отношений» (г = 0,246, p = 0,03), «высокая нравственность и мудрость» (г = 0,242, p = 0,04).

«Самообладание» статистически достоверно положительно коррелирует с показателями духовно-нравственных качеств личности: с «общим показателем духовности личности» (г = 0,432, p < 0,001), «высокой нравственностью и мудростью» (г = 0,244, p = 0,03), «самоконтролем» (г = 0,572, p < 0,001), «надежностью и ответственностью» (г = 0,376, p < 0,001), «духовностью отношений» (г = 0,311, p = 0,01), «правдивостью и удовлетворенностью»

(г = 0,356, p = 0,002). Личность, обладающая духовно-нравственными качествами, проявляет себя как способная владеть собой.

Поведенческий аспект саморегуляции

«Самоконтроль» отрицательно коррелирует с эмпатическим дистрессом (г = -0,495, p < 0,001) и положительно коррелирует с показателями духовно-нравственных качеств личности: с «общим показателем духовности личности» (г = 0,573, p < 0,001), «высокой нравственностью и мудростью» (г=0,450, p < 0,001), «самоконтролем» (г = 0,415, p < 0,001), «надежностью и ответственностью» (г=0,468, p < 0,001), «духовностью отношений» (г=0,386, p = 0,001), «правдивостью и удовлетворенностью» (г = 0,478, p < 0,001). Способность к самоконтролю обратно связана с проявлением отрицательных эмоций, направленных на себя вследствие эмпатии. Проявление духовно-нравственных качеств личности тесно связано со способностью к самоконтролю.

Личность, проявляющая духовно-нравственные качества, обладает развитой системой саморегуляции в когнитивном аспекте.

Анализируя в целом полученные результаты, можно отметить, что выявленные в исследовании корреляционные связи показателей духовно-нравственных качеств личности и саморегуляции согласуются с результатами других исследований, например, с результатами исследования осознанной саморегуляции В. И. Моросановой, где автор раскрывает ресурсную роль саморегуляции и ее устойчивости в психологически напряженных условиях как предиктора преодоления стресса [14]. Ресурсами для самой регуляции выступают особенности личности, в данном случае — ее духовно-нравственные качества.

В исследовании Ж. Р. Гардановой и В. А. Маниной также отмечается, что способность к преодолению психологических барьеров рассматривается в совокупности с общим адаптационным потенциалом и не существует в отрыве от других свойств, качеств и характеристик личности [15].

Личность, обладающая духовно-нравственными качествами, проявляет себя как способная владеть собой в аффективном аспекте саморегуляции.

Проявление духовно-нравственных качеств личности тесто связано также со способностью к самоконтролю в поведенческом аспекте саморегуляции. Полученные нами результаты согласуются с данными исследований А. О. Ряжкина, где говорится о существовании внутренних взаимосвязей между отдельными субъектными показателями нравственной активности — показателями волевого, эмоционального и когнитивного контроля [16, 17]. Так, наибольшее количество статистически значимых корреляционных связей с другими переменными у компонентов: положительная переоценка, бегство-избегание и принятие ответственности. При изучении особенностей ценностной сферы студентов с различным уровнем саморегуляции, в частности, было установлено, что у студентов с различным уровнем саморегуляции существуют различия в значимых ценностях. Наибольшие значения у группы с высоким уровнем саморегуляции по сравнению с группами со средним и низким уровнями, поскольку именно в ситуациях самостоятельного, автономного выбора возрастает роль

способности контролировать свои действия для достижения поставленных целей, т. е. способности к саморегуляции поведения.

В исследовании А. В. Барановой, Н. В. Яковлевой подчеркивается, что осознание себя как способного к адаптации к любым будущим изменениям и активно вовлеченным в деятельность в данный момент времени повышает качество общего восприятия будущего, а, значит, отражается на осознанной саморегуляции личности, проявляющий духовно-нравственные качества [18].

Важный результат исследования — отрицательные связи ряда показателей саморегуляции с показателем «личный дистресс» — является правомерным, так как эта шкала показывает чрезмерную озабоченность собой и своим состоянием, отражает эгоцентрическую ориентацию, не способствует саморегуляции личности с высокими духовно-нравственными качествами, в соответствии с исследованием Г. В. Ожигановой [8].

Резюмируя описанные в статье результаты и основываясь на представленных научных исследованиях, можно сделать вывод, что развитость духовно-нравственной сферы личности сопряжена с ее регуляторными компетенциями в рассматриваемых когнитивном, аффективном, поведенческом аспектах и позволяет обеспечить личности с развитыми духовно-нравственными качествами достойный уровень саморегуляции.

Выводы

Духовно-нравственные качества личности связаны с рассматриваемыми в исследовании аспектами саморегуляции на примере выборки 75 человек: существенные коэффициенты корреляции получены по когнитивному, аффективному и поведенческому аспектам саморегуляции при рассмотрении ее в связи с показателями духовно-нравственных качеств личности.

Полученные результаты подтверждают связь саморегулятивных способностей и духовно-нравственных качеств; отражают, что личность, проявляющая духовно-нравственные качества, обладает развитой системой саморегуляции; показывают перспективы дальнейших исследований в рамках темы духовно-нравственных аспектов саморегуляции. Рассмотренные в исследовании взаимосвязи подтверждают понимание модели высших саморегулятивных способностей и компонентов высших моральных способностей Г. В. Ожигановой [6, 8].

Результаты исследования ориентируют на изучение механизмов, развивающих способность к саморегуляции, и могут быть полезными в дальнейшем изучении данной проблематики, при практической разработке программ, направленных на развитие ресурсов и возможностей организма человека.

Подтверждение связи духовно-нравственного аспекта и саморегуляции личности представляет практическую ценность для разработки эффективных программ психологического развития личности, профилактики здоровья, адаптации человека к быстро меняющимся жизненным условиям.

К ограничениям исследования необходимо отнести специфичность выборки, так как результаты преимущественно релевантны для респондентов женского пола, составляющих 77,3% выборки. Задача будущих исследований состоит в изучении

регуляторных ресурсов в аспекте духовно-нравственных качеств личности на более сбалансированной и многочисленной выборке.

В условиях постоянно меняющейся действительности обращение к регуляторным ресурсам через призму духовно-нравственных качеств личности может помочь личности обрести устойчивость, гибкость, надежность и ответственность, развить эмпатию и достойно противостоять рискам и преодолевать трудности, присущие человеку в современном мире.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Ожиганова Г.В. Высшие духовные и саморегулятивные способности в древневосточной системе знаний — буддизме: историко-психологический подход // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и Педагогика. 2015. № 4. С. 7-14.

2. Ожиганова Г.В. Саморегулятивные способности человека в профессиональной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и Педагогика. 2016. № 4. С. 37-46.

3. Ожиганова Г.В. Саморегуляция и саморегулятивные способности: компоненты, уровни, модели // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и Педагогика. 2018. Т. 15, № 3. С. 255-270. doi: 10.22363/2313-1683-2018-15-3-255-270

4. Локтев К.И., Василенко В.С. Особенности адаптивного поведения у людей с разным уровнем развитости смысловой сферы личности и представлениями о развитии духовности // В мире научных открытий. 2013. № 9 (45). С. 254-275.

5. Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Известия ТРТУ. 2005. № 7 (51). С. 16-21.

6. Ожиганова Г.В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. М.: Институт психологии РАН; 2016.

7. Ожиганова Г.В. Адаптация опросника «Духовная личность» на русскоязычной выборке // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12, № 4. С. 160-176. doi: 10.17759/exppsy.2019120413

8. Ожиганова Г.В. Духовно-нравственные качества личности и эмпатия как компоненты высших моральных способностей: верификация взаимосвязи на российской выборке // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17, № 4. С. 637-655. doi: 10.22363/2313-1683-2020-17-4-637-655

9. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр; 2015.

10. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., и др. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, № 2. С. 46-58. doi: 10.17759/Ар.2016120205

REFERENCES:

1. Ozhiganova GV. Higher spiritual and self-regulative capacities in ancient knowledge system — buddhism (approach of history of psychology). RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2015;15(4):7-14. (In Russ).

2. Ozhiganova GV. Self-regulatory abilities in professional activity. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2016;4(3):37-46. (In Russ).

3. Ozhiganova GV. Self-regulation and self-regulatory capacities: components, levels, models. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2018;5(3):255-70. (In Russ). doi: 10.22363/2313-16832018-15-3-255-270

4. Loktev KI, Vasilenko VS. Features of adaptive behavior in people with different levels of development of the semantic sphere of personality and ideas about the development of spirituality. Siberian Journal of life Sciences and Agriculture. 2013;45(9):254-75. (In Russ).

5. Leont'yev DA. Dukhovnost', samoregulyatsiya i tsennosti. Izvestiya TRTU. 2005;51(7):16-21. (In Russ).

6. Ozhiganova GV. Dukhovnyye sposobnosti kak resurs zhiznedeyatel'nosti. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences; 2016. (In Russ).

7. Ozhiganova GV. Adaptation of spiritual personality inventory on the Russian sample. Experimental Psychology (Russia). 2019;12(4):160-76. (In Russ). doi: 10.17759/exppsy.2019120413

8. Ozhiganova GV. Personal Spiritual-Moral Qualities and Empathy as Components of Higher Moral Capacities: Verification of the Relationship based on a Russian Sample. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2020;17(4):637-55. (In Russ). doi: 10.22363/2313-1683-2020-17-4-637-655

9. Morosanova VI, Bondarenko IN. Diagnostika samoregulyatsii cheloveka. Moscow: Kogito-Tsentr; 2015. (In Russ).

10. Gordeeva TO, Osin EN, Suchkov DD, et al. Self-Control as a Personality Resource: Assessment and Associations with Performance, Persistence and Well-Being. Cultural-Historical Psychology. 2016;12(2):46-58. (In Russ). doi: 10.17759/chp.2016120205

11. Золотарева А.А. Тест самообладания: психометрические характеристики и перспективы применения // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 1. С. 103-114. doi: 10.7868/S0205959218010105

12. Панкратова А.А., Корниенко Д.С. Русскоязычная адаптация опросника ERQ (Emotion Regulation Questionnaire) Дж. Гросса // Вопросы психологии. 2017. № 5. С. 139-149.

13. Будаговская Н.А, Дубровская С.В., Карягина Т.Д. Адаптация многофакторного опросника эмпатии М. Дэвиса // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Т. 21, № 1. С. 202-227.

14. Кондратюк Н.Г., Цыганов И.Ю., Колесникова И.М., и др. Регуляторные ресурсы жизненных планов человека в условиях неопределенности (на примере ситуации распространения пандемии COVID-19 в России) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18, № 1. С. 7-24. doi: 10.22363/2313-1683-2021-18-1-7-24

15. Гарданова Ж.Р., Манина В.А. Анализ взаимосвязи уровня саморегуляции поведения и способности к преодолению психологических барьеров у студентов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, № 1 (32). С. 67-75. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=470. Ссылка активна на 08.04.2022. doi: 10.23888/humT2021167-75

16. Ряжкин А.О. Нравственная активность личности как система // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. № 3 (35). С. 406-419. doi: 10.17072/2078-7898/2018-3-406-419

17. Ряжкин А.О. Особенности ценностной сферы студентов с различным уровнем саморегуляции поведения. В сб. : Международная научная конференция «Ананьевские чтения - 2021»; Санкт-Петербург, 19-22 октября 2021. СПб.; 2021. С. 607-608. Баранова А.В., Яковлева Н.В. Возможные Я и особенности саморегуляции в контексте субъективного восприятия времени // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, № 3 (30). С. 327-337. Доступно по: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=446. Ссылка активна на 08.04.2022. doi: 10.23888/humJ20203327-337

11. Zolotareva AA. The self-possession scale: psychometric features and perspectives of application. Psikhologicheskiy Zhurnal. 2018;39(1):103-14. (In Russ). doi: 10.7868/S0205959218010105

12. Pankratova AA, Korniyenko DS. A Russian adaptation of the emotional regulation questionnaire (J. Gross). Voprosy Psikhologii. 2017;(5):139-49. (In Russ).

13. Karyagina TD, Budagovskaya NA, Dubrovskaya SV. Adaptation of multyafactor questionnaire empathy M. Davis. Counseling Psychology and Psychotherapy. 2013;21(1):202-27. (In Russ).

14. Kondratyuk NG, Tsyganov IY, Kolesnikova IM, et al. Regulatory Resources and Person's Life Plans under Uncertainty Conditions during COVID-19 Lockdown in Russia. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2021;18(1):7-24. (In Russ). doi: 10.22363/2313-1683-2021-18-1-7-24

15. Gardanova ZhR, Manina VA. Analysis of relationship of the level of behavioral self-regulation and ability to overcome psychological barriers among students. Personality in a changing world: health,

adaptation, development. 2021;9(1):67-75. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=470. Accessed: 2022 April 08. (In Russ). doi: 10.23888/humT 2021167-75

16. Ryazhkin AO. Moral activity of a person as a system. Perm University Herald. Series "Philosophy. Psychology. Sociology". 2018;(3):409-19. (In Russ). doi: 10.17072/2078-7898/2018-3-406-419

17. Ryazhkin AO. Osobennosti tsennostnoy sfery stu-dentov s razlichnym urovnem samoregulyatsii pove-deniya. In: Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya «Anan'yevskiye chteniya -2021»; Saint-Petersburg, 19-22 October2021. Saint-Petersburg; 2021. P. 607-608. (In Russ).

18. Baranova AV, Yakovleva NV. Possible selves and features of self-regulation in the context of subjective perception of time. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(3):327-37. Available at: http://humjoumaLrzgmu.ru/art&id=446. Accessed: 2022 April 08. (In Russ). doi: 10.23888/ humJ20203327-337

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Машарина Александра Федоровна — аспирант. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3471-7109. E-mail: alex.mashar@mail.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 08.04.2022. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 31.08.2022. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.09.2022.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Машарина А.Ф. Взаимосвязь показателей саморегуляции и духовно-нравственных качеств личности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 3 (38). С. 211-222. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id = 533. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ2022103211-222

INFORMATION ABOUT AUTHOR:

Alexandra F. Masharina — PhD-Student. ORCID : https://orcid.org/0000-0003-3471-7109. E-mail: alex.mashar@mail.ru

PAPER RECEIVED: 08.04.2022. PAPER REVISED: 31.08.2022. PAPER ACCEPTED: 01.09.2022.

FOR CITATION:

Masharina AF. The relationship between self-regulation indicators and spiritual and moral qualities of the personality. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2022;10(3):211-222. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/ a r t & i d = 533. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2022103211-222

222

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.