Гигиена детей и подростков
& П. И. ХРЛМНОВ. 1995 УДК 616.8-009.18-053.2-06-07
П. И. Храмцов
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИИ РАВНОВЕСИЯ И ПРО СТРАН СТВЕН НО -ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ
НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ, Москва
Распространенность нарушений осанки у детей (до 40%) ставит перед врачами задачу более углубленного комплексного обследования таких детей с целью выявления особенностей их развития и поиска новых способов профилактики этих нарушений [1].
Рассматривая нарушения осанки с позиции проблемы ориентации тела в пространстве, была предпринята попытка Исследования взаимосвязи показателей функции равновесия и уровня пространственно-образного мышления. Проведен тщательный ортопедический осмотр детей 7-9 лет, по результатам которого было выделено 2 группы детей — дети с явно выраженными нарушениями осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях (1-я группа) и дети, не имеющие дефектов осанки (2-я группа).
Ранее с помощью метода компьютерной пос-турографии было показано, что дети с нарушениями осанки имеют более низкие показатели функции равновесия, чем дети без дефектов осанки [3]. Мы использовали данную методику для определения показателей функции равновесия у детей обеих групп в процессе выполнения 4 тестов: тест 1 — стоя на жесткой опоре с открытыми глазами, тест 2 — стоя на мягкой опоре (поролоне) с открытыми глазами, тест 3 — стоя на жесткой опоре с закрытыми глазами и тест 4 — стоя на мягкой опоре с закрытыми глазами.
В качестве основного показателя функции равновесия оценивали длину траектории проекции общего центра тяжести тела на горизонтальную плоскость за 30 с (продолжительность выполнения каждого теста). Чем выше устойчивость вертикальной позы, тем меньше длина траектории и наоборот.
Уровень пространственно-образного мышления оценивали по стандартной методике Равсна (детский вариант). Каждому ребенку предлагали выполнить субтесты А, АЬ и В (всего 36 карт). По результатам тестирования подсчитывали суммарный балл. Чем выше уровень пространствен-но-образного мышления, тем больше балл и наоборот.
По данным литературы, дети с аномалиями развития (слабовидящие, глухие) и дети с резким отставанием в умственном развитии имеют более низкие показатели функции равновесия и прос-транственно-образного мышления [2, Л]. Это дает основание предположить существование взаимосвязи между изучаемыми в данной работе
явлениями и возможное причинно-следственное отношение. Безусловно, степень выраженности подобных изменений у детей исследуемых групп не должна быть столь явной.
Данная работа предпринята с целью экспериментального подтверждения тезиса о том, что формирование осанки тесным образом связано с развитием способностей организма ориентироваться в пространстве.
Анализ показателей функции равновесия свидетельствует, что у детей 7-9 лет с нарушениями осанки они имеют более низкие значения, чем у детей без дефектов осанки (см. таблицу). Это отмечалось при выполнении всех тестов, но наиболее явные различия выявлены при сравнении длины траектории проекции ОЦТ тела при выполнении самого сложного теста — теста 4 — стоя на мягкой опоре с закрытыми глазами. Данный тест предъявляет повышенные требования к механизмам регуляции вертикальной позы путем выключения зрительного контроля и изменения афферентации с рецепторов стоп. Так, у детей 1-й группы длина траектории при выполнении теста 4 составляла 358,9 ± 19,2 мм, а у детей 2-й группы - 230,8 ± 25,8 мм (р < 0,01).
Что касается значений суммарного балла, определяющего уровень пространственно-образного мышления, то в данном исследовании различий по этому показателю у детей сравниваемых групп не выявлено. Так, в 1-й группе среднее значение составило 29,5 ±1,1 балла, во 2-й группе — 28,4 ± 1,4 балла (р > 0,05). Полученные
Показатели функции равновесия и пространственно-образного мышления у детей 7-9 лет с нарушениями и без нарушений осанки, длина траектории за 30 с (в мм) и значение балла по Равену
Группа детей
1-я — с нарушениями осанки (и = 20)
2-я — без нарушений осанки (л = 20)
Пока- Тест Балл
затель 1 2 3 4
м 189,5 244,3 273,8 358,9 29,5
с 67,1 93,0 89,9 61,5 3,4
max 351,5 454,9 454,1 433,2 34,5
min 143,1 178,7 188,8 290,0 24,5
V 208,4 376,2 266,3 143,2 10,0
М 160,8 205,7 199,8 230,8 28,4
о 28,4 64,3 71,1 S5.8 4,6
шах 201,1 309,0 322,1 376,1 33,5
min 115,2 130,8 139,6 167,9 21,25
V 85,9 178,2 182,5 208,2 12,25
Примечание. М — среднее значение, о — средне-квадратическое отклонение, шах — максимальное значение, min — минимальное значение, V— коэффициент вариации.
значения соответствуют нормативным, согласно которым у детей, не имеющих дефектов развития, среднее значение балла составляет 27 баллов в возрасте 7 лет и 31 балл в 10-летнем возрасте.
Таким образом, при сравнении абсолютных значений показателей функции равновесия и пространственно-образного мышления выявлены различия между детьми 2 групп только по данным функции равновесия.
Наиболее интересные результаты получены при статистической оценке взаимосвязи между показателем функции равновесия (длина траектории проекции ОЦТ) и величиной балла по методике Равсна. У детей с нарушениями осанки по мере усложнения теста значения коэффициента корреляции увеличиваются и достигают максимума (-0,65) при выполнении наиболее сложного теста (тест 4). При выполнении тестов 1-3 значения коэффициента корреляции статистически недостоверны. Отрицательный знак свидетельствует об обратной зависимости показателя равновесия и балла по Равену, т.е. чем больше значение балла, тем меньше длина траектории, что является показателем большей устойчивости вертикальной позы и наоборот.
У детей без нарушений осанки коэффициент корреляции колебался от 0,175 до 0,278, что является статистически недостоверным и указывает на отсутствие связи между исследуемыми показателями.
Полученные результаты позволяют предположить значимость развития у детей простран-ственно-образного мышления не только как составной части интеллектуальных способностей, но и как способности ориентироваться в пространстве, имеющей важное значение в профилактике нарушений осанки.
Основываясь на полученных данных, мы считаем, что в систему профилактических меропри-
ятий, направленных на предупреждение возникновения и развития нарушений осанки, наряду с традиционными подходами к формированию осанки необходимо включать методики направленного развития способностей пространствен-но-образного мышления. К числу таких методик можно отнести различные настольные игры (что особенно интересно детям), предполагающие восстановление целостной картины по нескольким фрагментам и др. Такую же функцию играют различного рода конструкторы. В связи с этим необходимо более широко использовать подобные игры в детских дошкольных учреждениях, в группах продленного дня и др.
Автор выражает благодарность канд. мед. наук
H. В. Левой за помощь в проведении ортопедического осмотра, канд. биол. наук К. Е. Попову и канд. биол. наук Б. Н. Сметанину за предложения и замечания, способствовавшие выполнению настоящей работы.
Литература
I. Ананьева II. А.. Ямпольская Ю. А. // Школа здоровья. — 1994. — Т. 1, № 1. - С. 13-18.
2. Какузин В. А. Статическое равновесие у глухих детей и его изменения в процессе физического воспитания: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. — М., 1973.
3. Храмцов П. И. // Гиг. и сан. — 1993. — № 9. — С. 29-32.
4. Comparison of two methods of improving dynamic balance of mentally retarded chidren // Percept Mot Skills. — 1991. — Vol. 73, N 3. - Pt 1. - P. 759-764.
Поступила 26.12.94
Summary. The balance function and spatial-figurative thinking (SFT) of children aged 7 to 9 with and without disturbances of bearing were studied. A negative correlation was revealed between balance function and SFr in children with disordered bearing. The results of this study should be taken into account when carrying out hygienic measures for the prevention of bearing disorders in children.
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1995 УДК 614.76:669.018.6741-07
С. Б. Нарзулаев, Г. П. Филиппов, М. Ф. Савченков, Л. П. Рихванов СВЯЗЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОЧВ ТЯЖЕЛЫМИ МЕТАЛЛАМИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ТОМСКА
Сибирский медицинский университет, Томск
Население промышленно развитых центров постоянно подвергается воздействию комплекса факторов антропогенного загрязнения окружающей среды. Это воздействие — одна из главных причин ухудшения состояния здоровья людей. Ведущим является загрязнение атмосферного воздуха. Чаще оно не бывает первопричиной, вызывающей повышенную заболеваемость. Мишенью действия факторов антропогенного загрязнения прежде всего становится иммунная система, что ведет к снижению общей резистентности организма [4, 7].
Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к такого рода воздействиям, так как их иммунная система находится в стадии формиро-
вания и способна адекватно реагировать на нефизиологические стимулы. По этой причине детей дошкольного возраста чаще всего выбирают в качестве "индикаторной группы" при изучении влияния атмосферного загрязнения на заболеваемость и состояние здоровья населения. Кроме того, дети менее подвержены миграции, так как основную часть суток проводят дома и в детском дошкольном учреждении (ДДУ), а также не подвержены влиянию производственных факторов [8, 9].
Для интегральной оценки загрязнения окружающей среды целесообразно применять методику геохимического картирования городских территорий. В основу этого метода положено