УДК 159.923
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЧЕРКА И ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
Качесова Ирина Николаевна.
г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», студент, [email protected].
Рябова Татьяна Алексеевна.
г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», студент,
Демидова Лариса Иосифовна.
г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», доцент, к. психол.н., [email protected].
Аннотация. В статье рассматривается акцентуации характера и почерк человека. В ходе исследования были выявлены основные закономерности графологического анализа, на основе тестирования установлена зависимость почерка от акцентуации характера.
Ключевые слова: анализ почерка, тест К. Леонгарда, графология, структура личности, индивидуально-типологические особенности личности, акцентуации характера.
THE RELATIONSHIP BETWEEN HANDWRITING AND THE CHARACTER OF A PERSON
Kachesova Irina.
Novosibirsk, Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Siberian State Transport University", student, [email protected].
Ryabova Tatyana.
Novosibirsk, Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Siberian State Transport University", student, [email protected].
Demidova Larisa.
Novosibirsk, Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Siberian State Transport University", associate professor, candidate of psychological sciences, [email protected].
Abstract: The article deals with accentuation of character and human handwriting. In the course of the study, the main regularities of graphological analysis were revealed. The handwriting dependence on character accentuation was established on the research basis.
Key words: handwriting analysis, K. Leonhardt's test, graphology, personality structure, individual typological features of personality, character accentuation.
Каждый человек по своей сущности уникален. Он обладает индивидуальными особенностями, как физиологическими, так и психическими. Человек имеет своеобразный внутренний мир, определенный тип темперамента, в зависимости от этого складывается его характер и выстраивается поведение [5].
В процессе личности формируется и почерк. На протяжении всей жизни манера письма меняется. Ещё в древние времена люди начали замечать взаимосвязь между почерком и индивидуально-психологическими особенностями личности. В трудах Конфуция сказано: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром» [2, с. 38].
В 1630 году итальянским профессором Камилло Бальдо была написана монография, посвящённая графологии. Целью графологии является анализ почерка как формы графической деятельности. Анализ почерка позволяет узнать о характере, склонностях, способностях, типе темперамента человека, а также способствует выбору направления его деятельности [6, с. 114].
Графология как наука возникла не более трёх столетий назад. Аббад Фладрэн заинтересовался книгой К. Бальдо. Позднее он создал группу, участники которой классифицировали почерк людей разных профессий и интересов. Позже исследователи выработали правила, которые легли в основу современного анализа почерка. Так появилась наука, названная А. Фладрэном «графология»: от греческих слов «графо» (писать) и «логос» (наука). Она позволяет определить по почерку уровень интеллекта, силу воли, самооценку, эмоциональность, особенности характера и другое [6, с. 117].
На сегодняшний день графологию изучают на некоторых очных и заочных курсах в вузах. Кроме того, графология используется специалистами политической разведки, распространена в области кадрового менеджмента: с помощью анализа почерка осуществляется подбор персонала, а также выявляется совместимость партнеров по бизнесу. Графологический анализ способствует выявлению и определению структуры личности, индивидуально типологических особенностей личности, темперамента и характера [7, с. 129].
Обладание целями жизни - главное условие в формировании характера человека. В сформировавшемся характере ведущим
компонентом является сила убеждения. Кроме того, особенности характера тесно связаны с интересами человека. В основе характера лежит направленность личности, определение его жизненных целей, степень его жизненной активности, черты характера. Основные особенности характера, выделяемые в поведении человека, называют чертами, каждая черта составляет определённый стереотип поведения. Чрезмерная выраженность черт называется акцентуацией характера [5, а 63].
Характер человека не является врождённым, он формируется в процессе жизнедеятельности человека. На характер человека влияют профессиональные, половозрастные, эстетические, культурные особенности. Характер человека проявляется в системе отношений: в отношении к другим людям, к себе, к собственности, к делу [8, а 281].
Актуальность данной темы состоит в том, что анализ почерка даёт широкое представление об особенностях личности. Занятие графологии учит взаимодействию с людьми, раскрытию их скрытых качеств. Актуальность темы определила цель нашего исследования: установление зависимости почерка от акцентуации характера. Объектом исследования является связь почерка с характером человека. Предмет исследования -взаимосвязь почерка с акцентуацией характера студентов вуза. При проведении исследования мы опирались на научные труды К. Леонгарда, И. Щеголева и других. В исследовании были использованы следующие методы: анализ научной литературы, тестирование, сравнительный анализ результатов исследования.
Для проведения исследования были использованы следующие методики: тест по почерку и тест К. Леонгарда [4]. Исследование проводилось в группах студентов первого курса Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) факультета мировой экономики и права и инженерно-экономического факультета. Возраст испытуемых составил 18-20 лет. Количество испытуемых - 14 человек (Результаты исследования представлены в таблице 1).
Результаты теста по почерку были условно разделены на три уровня акцентуации: низкий - 0-41 балла; средний - 41-81 балла; высокий - 81121 балла. По тесту К. Леонгарда: низкий уровень акцентуации - 0-12 баллов; средний уровень акцентуации - 13-18 баллов; высокий уровень акцентуации - 19-24 баллов.
Таблица 1. Уровень акцентуации характера студентов
Специальность Всего челове к Тест по почерку, балл. Уровни: Тест К. Леонгарда, балл. Уровни:
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
Всего 14 10 4 0 4 7 3
Юриспруденция 7 6 1 0 0 4 3
Экономика 7 4 3 0 4 3 0
Как следует из таблицы 1, при анализе теста по почерку из 7 исследуемых студентов специальности «Юриспруденция» 6 имеют низкий уровень акцентуации. Высокого уровня акцентуации не выявлено. Согласно тесту К. Леонгарда, среди студентов преобладает средний уровень акцентуации - 4, высокий уровень акцентуации имеют 3 человека. Низкого уровня акцентуации у студентов специальности «Юриспруденция», по тесту К. Леонгарда, не выявлено.
При анализе теста по почерку у студентов экономической специальности преобладает низкий уровень акцентуации, который составляет 4 балла, высокого уровня акцентуации, также как и у студентов специальности «Юриспруденция», не выявлено. При анализе результатов по тесту К. Леонгарда у студентов экономической специальности преобладает низкий уровень акцентуации, который равен 4 баллам. Высокого уровня акцентуации у студентов экономической специальности не выявлено.
Таким образом, по анализу двух тестов у студентов экономической специальности высокого уровня акцентуации не выявлено, низкий уровень больше на 2 балла, чем средний. У студентов специальности «Юриспруденция» низкий уровень акцентуации теста по почерку значительно выше (на 5 баллов), чем средний уровень. Высокий уровень акцентуации составляет 3 балла.
Для наглядности результаты исследования в процентном соотношении представлены на рис. 1.
Экономическая специальность(по тесту на почерк)
Специальность юриспруденция (по тесту на почерк)
Экономическая специальность (по тесту К.Леонгарда)
Специальность юриспруденция (по тесту К.Леонгарда)
0 50 100
Рис. 1. Определение процентного соотношения уровней по тесту К.
Леонгарда и тесту по почерку
Анализ таблицы 1 и рисунка 1 позволяет сделать вывод о том, что у большинства студентов экономической специальности и специальности «Юриспруденция» отсутствует высокий уровень акцентуации по тесту К. Леонгарда и тесту по почерку.
Для исследования были использованы 12 типов акцентуации: гипертимный, дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий
Низкий Средний I Высокий
педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, экстравертированный, интровертированный.
Среди студентов, специальности «Юриспруденция» преобладает дистимный (64-75%) и возбудимый (110-121%) тип акцентуации. У студентов экономической специальности преобладает демонстративный тип (88-98%). Полученные типы акцентуации у студентов совпали с результатами по тесту на почерк.
Таким образом, результаты исследования подтвердили гипотезу о взаимосвязи почерка и характера.
Подводя итоги, следует отметить, что результаты нашего исследования могут помочь преподавателям лучше понимать личностные особенности, характер студентов. Для студентов экономической и юридической специальности, полученные в ходе исследования результаты, могут помочь при устройстве на работу, способствовать лучшему взаимодействию между молодым специалистом и его клиентом.
Библиографический список:
1. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 544 с.
2. Графология для начинающих / отв. Ред. Н. Иванова. - М.: ЭСКИМО, 2009. - 61 с.
3. Демидова Л.И. Индивидуальные особенности студентов-бакалавров экономических профессий в ситуации конфликта / Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 27 июня 2016 г. / отв. ред. Е.Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016. - 171 с.
4. Леонгард К. Акцентуированные личности [Текст]: научное издание / К. Леонгард. - М.: «ЭКСМО-Пресс», 2001. - 447 с.
5. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н.В. Силкина, Л.И. Демидова, К.В. Гилева, Ю.А. Наумова, Н.П. Никандрова, О.А. Успенская. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. - 204 с.
6. Щеголев И. Тайны почерка. - СПб.: Питер, 2004. - 126 с.
7. Тестирование: основ. Инструментарий практ. психолога: учеб. пособие / А.В. Батаршев; Акад. Нар. хоз-ва при Правительстве РФ, 3-е изд., - М.: Дело, 2003. - 239 с.
8. Люшер М. Цвет вашего характера / Тайны почерка. - Д. Сара. - М.: Персей; Вече, 1996. - 396 с.