Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И МАКИАВЕЛЛИЗМА СОЦИАЛЬНО ФРУСТРИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И МАКИАВЕЛЛИЗМА СОЦИАЛЬНО ФРУСТРИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одиночество / переживание одиночества / макиавеллизм / социальная фруст-рированность / студенты / loneliness / experience of loneliness / Machiavellianism / social frustration / students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васюра Светлана Александровна, Бякова Дарья Юрьевна

В статье представлены данные эмпирического исследования взаимосвязи переживания одино-чества и макиавеллизма социально фрустрированных студентов. Переживание одиночества рас-сматривается как многомерный феномен. В исследовании приняли участие 118 студентов Удмурт-ского государственного университета – 30 мужчин и 88 женщин в возрасте от 18 до 37 лет. Дизайн исследования включал методику диагностики уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассер-ман); дифференциальный опросник переживания одиночества (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев); опрос-ник переживания одиночества (Е. А. Манакова); методику измерения уровня макиавеллизма лично-сти (В. В. Знаков); методику диагностики приемлемости способов введения в заблуждение (А. А. Вихман). Применялись методы математической обработки данных: методы описательной ста-тистики, анализ различий по критерию Манна – Уитни, корреляционный анализ. Обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS 20.0.0 for Windows. Установлено, что студентам с социальной фрустрированностью свойственны отчуждение, чув-ствительность к отвержению, переживание одиночества как негативного чувства, а также нехватка общения с близкими людьми и отсутствие поддержки и понимания. Социально фрустрированные студенты избегают ситуаций ответственности за других людей. Выявлены многочисленные связи показателей переживания одиночества и макиавеллизма у социально фрустрированных студентов. Центральными в системе связей являются такие показатели, как отрицание переживания одиноче-ства и диверсионный ответ (манипулирование уместностью информации), макиавеллизм. Полученные данные могут быть востребованы специалистами психологической службы вузов в целях совершенствования психологической помощи студентам, переживающим одиночество. Ре-зультаты исследования могут быть использованы в психологическом консультировании, разработке программ психологической профилактики негативных последствий одиночества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васюра Светлана Александровна, Бякова Дарья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION BETWEEN EXPERIENCING LONELINESS AND MACHIAVELLIANISM BY STUDENTS WITH SOCIAL FRUSTRATION

The article presents results of empirical study of correlation between experiencing loneliness and Machiavellianism by socially frustrated students. Experience of loneliness is considered to be a multi-dimensional phenomenon. 118 students of Udmurt State University participated in the study – 30 men and 88 women. The study design consists of following methods: Diagnosing the Level of Social Frustration (L.I. Wasserman), Multidimensional Inventory of Loneliness Experience (E.N. Osin, D.A. Leontiev), Experience of Loneliness Questionnaire (E.A. Manakova), The Method of Machiavellianism Researcing of Personality (V.V. Znakov), Diagnosing the Acceptability of Misleading Methods (A.A. Vikhman). The study applies mathematical methods of data processing: the method of descriptive statistics, Mann-Whitney U Test, correlation analysis. Data processing was carried out by using SPSS 20.0.0 for Windows. In the course of the work, it was established that students with social frustration tend to experience alienation and loneliness as a negative feeling, as deficiency of communication with close people, as experiencing the lack of support and understanding, as sensitivity to rejection. Students with social frustration avoid situations with possibility of taking responsibility for other people. The research shows numerous connections between indicators of loneliness and Machiavellianism among socially frustrated students. Such indicators as denial of experiencing loneliness, diversionary response (manipulation of information relevance) and Machiavellianism are central to the connection system. The results of the study can be used by specialists of the psychological service in universities for the purpose of development psychological help to students who experience loneliness. Study results can be likewise applied to psychological consulting and developing programs for the psychological prevention of the negative consequences of loneliness.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И МАКИАВЕЛЛИЗМА СОЦИАЛЬНО ФРУСТРИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ»

ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 3. С. 5-14. УДК 159.923

DOI: 10.24147/2410-6364.2024.3.5-14

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И МАКИАВЕЛЛИЗМА СОЦИАЛЬНО ФРУСТРИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ

С. А. Васюрат, Д. Ю. Бякова

Удмуртский государственный университет (Ижевск, Россия)

В статье представлены данные эмпирического исследования взаимосвязи переживания одиночества и макиавеллизма социально фрустрированных студентов. Переживание одиночества рассматривается как многомерный феномен. В исследовании приняли участие 118 студентов Удмуртского государственного университета - 30 мужчин и 88 женщин в возрасте от 18 до 37 лет. Дизайн исследования включал методику диагностики уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассер-ман); дифференциальный опросник переживания одиночества (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев); опросник переживания одиночества (Е. А. Манакова); методику измерения уровня макиавеллизма личности (В. В. Знаков); методику диагностики приемлемости способов введения в заблуждение (А. А. Вихман). Применялись методы математической обработки данных: методы описательной статистики, анализ различий по критерию Манна - Уитни, корреляционный анализ. Обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS 20.0.0 for Windows.

Установлено, что студентам с социальной фрустрированностью свойственны отчуждение, чувствительность к отвержению, переживание одиночества как негативного чувства, а также нехватка общения с близкими людьми и отсутствие поддержки и понимания. Социально фрустрированные студенты избегают ситуаций ответственности за других людей. Выявлены многочисленные связи показателей переживания одиночества и макиавеллизма у социально фрустрированных студентов. Центральными в системе связей являются такие показатели, как отрицание переживания одиночества и диверсионный ответ (манипулирование уместностью информации), макиавеллизм.

Полученные данные могут быть востребованы специалистами психологической службы вузов в целях совершенствования психологической помощи студентам, переживающим одиночество. Результаты исследования могут быть использованы в психологическом консультировании, разработке программ психологической профилактики негативных последствий одиночества.

Ключевые слова: одиночество; переживание одиночества; макиавеллизм; социальная фруст-рированность; студенты.

CORRELATION BETWEEN EXPERIENCING LONELINESS AND MACHIAVELLIANISM BY STUDENTS WITH SOCIAL FRUSTRATION

S. A. VasyuraD. Yu. Byakova

Udmurt State University (Izhevsk, Russia)

The article presents results of empirical study of correlation between experiencing loneliness and Machiavellianism by socially frustrated students. Experience of loneliness is considered to be a multidimensional phenomenon. 118 students of Udmurt State University participated in the study - 30 men and 88 women. The study design consists of following methods: Diagnosing the Level of Social Frustration (L.I. Wasserman), Multidimensional Inventory of Loneliness Experience (E.N. Osin, D.A. Leontiev), Experience of Loneliness Questionnaire (E.A. Manakova), The Method of Machiavellianism Researcing of Personality (V.V. Znakov), Diagnosing the Acceptability of Misleading Methods (A.A. Vikhman). The study applies mathematical methods of data processing: the method of descriptive statistics, Mann-Whitney U Test, correlation analysis. Data processing was carried out by using SPSS 20.0.0 for Windows.

In the course of the work, it was established that students with social frustration tend to experience alienation and loneliness as a negative feeling, as deficiency of communication with close people, as experiencing the lack of support and understanding, as sensitivity to rejection. Students with social frustration avoid situations with possibility of taking responsibility for other people. The research shows numerous connections between indicators of loneliness and Machiavellianism among socially frustrated

© Васюра С. А., Бякова Д. Ю., 2024

students. Such indicators as denial of experiencing loneliness, diversionary response (manipulation of information relevance) and Machiavellianism are central to the connection system.

The results of the study can be used by specialists of the psychological service in universities for the purpose of development psychological help to students who experience loneliness. Study results can be likewise applied to psychological consulting and developing programs for the psychological prevention of the negative consequences of loneliness.

Keywords: loneliness; experience of loneliness; Machiavellianism; social frustration; students.

1. Введение

В современных условиях социальных вызовов актуализируются проблемы одиночества и фрустрированности студенческой молодежи, от личностной зрелости, активности, психологического здоровья которой зависит социально-экономическое благополучие и духовно-нравственное развитие общества. Нарастающий темп жизни часто требует от студентов чрезмерного интеллектуального и эмоционального напряжения, включая ряд фрустрирующих факторов. В связи с этим важной научно-практической задачей является оценка субъективного отражения содержания социально фрустрирующей ситуации в самосознании студента.

В психологии фрустрация рассматривается как психическое состояние, появляющееся в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения потребностей. Она возникает, когда человек не получает желаемого результата, ощущает несправедливость или сталкивается с обстоятельствами, мешающими добиться успеха. Фрустрация является нормальной реакцией человека на трудности и преграды при достижении целей. В психологической науке фрустрация характеризуется и как негативное психическое состояние, и как позитивный механизм. Ее умеренный уровень повышает поисковую активность, помогает удерживать внимание на проблеме и ее решении, способствует развитию, когда человек ее преодолевает, используя разные ресурсы, формирует новые способы совладания, в том числе разумный отказ от намеченной цели, если она оказывается недостижимой.

Социальная фрустрация - вид фрустрации, возникающей в результате препятствий, неудач или несправедливости в социальных сферах и взаимодействиях. Она связана с разочарованием в отношениях с другими, в реализации социальных ролей. Социальная фрустрация - вид психического дискомфорта, вызванного несоответствием между желаемым и достигнутым положением человека в соци-

альной иерархии. Это состояние отражает эмоциональное отношение индивида к своему месту в обществе и связано с его стремлением к лучшему.

2. Теоретический обзор

Социальная фрустрированность представляет собой многомерный личностный и социально-психологический конструкт, в диагностическом плане выступая как предиктор формирования хронического стресса [1]. Она рассматривается нами как индивидуально-личностная форма проявления социальной фрустрации. В исследовании социальной фру-стрированности выделяют два аспекта - экс-тернальный (неудовлетворенность социально-экономическим статусом, отношениями в семье и значимым социальным окружением) и интернальный (совокупность сформированных в онтогенезе свойств и характеристик, стержневых в структуре личности) [2].

Социальная фрустрированность, проявляющаяся в негативной оценке обстоятельств своей жизни и себя, неумении устанавливать отношения, может быть препятствием для профессионального становления будущего специалиста [3]. Степень социальной фруст-рированности определяется уровнем удовлетворенности в сферах отношений, наиболее значимых для личности. Т. Н. Балина, Н. В. Малова анализировали социальную фрустрированность как разницу между социальными ценностями и идеалами, индивидуальными приоритетами и предпочтениями, которые проявляются в поведении личности. Выявлено, что социальная фрустрирован-ность минимальна, когда человек реализует ценности, относящиеся к индивидуальным, более личным [4].

Одним из фрустраторов является дефи-цитарность в межличностных отношениях. От определения своего места в социальном взаимодействии, от конкретной ситуации и отношения к ней во многом зависит переживание одиночества [5]. Одиночество как опыт поддается количественному и качественному измерению и понимается как проблема, кото-

рую можно и нужно предотвратить. В ряде исследований одиночество рассматривается как побудительный стимул к формированию новых отношений [6]. Несмотря на почти универсальный характер переживания одиночества и обширную исследовательскую литературу по этой теме, оно остается неоднозначным понятием, поскольку является результатом субъективного опыта индивида [7]. В психологических исследованиях используются различные, но связанные понятия: одиночество, изоляция, уединение, отчуждение. Переживание одиночества - многомерный феномен, характеризующийся вынужденностью или добровольностью позиции личности. Одиночество, согласно концептуальным положениям С. Г. Корчагиной, является переживанием человеком субъективной невозможности или нежелания иметь адекватный отклик и принятие себя другими людьми [8]. Оно может иметь как негативный субъективный оттенок (в виде отчуждения), так и позитивный (в виде освобождения, уединения) [9].

Е. В. Неумоева-Колчеданцева выделяет четыре аспекта одиночества: объективный и субъективный, позитивный и негативный. Объективный аспект - обстоятельства и факты, которые располагают к одиночеству (например, изоляция или отчуждение), создавая благоприятные предпосылки для его возникновения и углубления. Субъективный аспект - те личностные переживания, которые вызваны нарушением связей индивида с различными сторонами реальности и не зависят от объективных условий. Его позитивный потенциал проявляется через функции самопознания, саморегуляции, творчества и самосовершенствования, стабилизацию психофизического состояния и защиты Я от деструктивных воздействий внешней среды. Негативный аспект выражается в способности доминировать над другими психическими процессами и состояниями, нарушая внутреннюю гармонию личности, функционировать как механизм психологической защиты, приводить к формированию неадекватных ожиданий и ошибочной оценке влияния других на собственное развитие [10].

В исследовании И. А. Никитченко, Е. М. Коротеевой выявлена прямая связь субъективного благополучия с общим переживанием одиночества и зависимостью от общения у юношей, аналогичные связи у девушек не установлены [11]. В работе

А. А. Любякина, А. М. Вильгельм, О. И. Грев-цевой установлено, что одиночество является серьезной проблемой в студенческой среде: его испытывают более четверти студентов. Студенты, чувствующие себя одинокими, склонны к эмоциональному дисбалансу с преобладанием негативных эмоций, что может привести к невротическим реакциям и проблемам адаптации. Они часто предпочитают общаться через Интернет, вероятно, компенсируя таким образом неудовлетворенность реальными коммуникациями. Примерно каждый четвертый студент самостоятельно тяжело справляется с одиночеством, и требуется психолого-педагогическая поддержка для его преодоления [12].

Страх одиночества, избегание негативных переживаний, сопровождающих одиночество, может усилить стремление к установлению контактов, поиску поверхностных связей в непосредственном и виртуальном общении [13]. Можно предполагать, что субъект стремится предотвратить поступающую угрозу одиночества, используя манипулятивные техники в межличностном взаимодействии. Макиавеллизм как склонность к манипулированию, ориентации на проблеме, а не на собеседнике, в той или иной мере присущ всем людям. В отечественной психологии работ, посвященных связи переживания одиночества и макиавеллизма, манипулятивной активности личности, крайне мало [14; 15]. В исследованиях зарубежных психологов, выполненных на выборках студентов, установлена положительная корреляция между макиавеллизмом и одиночеством [16], выявлена связь макиавеллизма и одиночества с различными аспектами самораскрытия в Интернете [17], одиночество, когнитивная гибкость и решение межличностных проблем предсказывают макиавеллизм [18]. Установлено, что макиа-веллистическое избегание связано с уклончивой ложью субъекта [19]. Возможно, скуку или страх быть наедине с собой субъект стремится блокировать разными способами, в том числе путем устранения дефицита социальных контактов, привлечения внимания к себе посредством применения приемов и техник манипулирования уместностью, количеством и качеством информации. Предположительно, у социально фрустрированных студентов негативные аспекты переживания одиночества тесно связаны с макиавеллизмом.

3. Организация исследования

Цель исследования - изучение взаимосвязи переживания одиночества и макиавеллизма социально фрустрированных студентов. В сравнительном исследовании на базе Удмуртского государственного университета приняли участие 118 студентов бакалавриата -30 мужчин и 88 женщин от 18 до 37 лет ^ = 21,9, SD = 4,6). Методический комплекс составили: методика диагностики уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассер-ман (см: [20]); дифференциальный опросник переживания одиночества (ДОПО-3) (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев) [21]; опросник переживания одиночества (Е. А. Манакова) [22]; методика измерения уровня макиавеллизма личности (Мак-шкала) (В. В. Знаков) [23; 24]; методика диагностики приемлемости способов введения в заблуждение (ИМА-3) (А. А. Вихман). Для диагностики разных аспектов переживания одиночества применялись две взаимодополняющие методики: одна включает шкалы общего переживания одиночества, позитивного и негативного отношения к нему, другая диагностирует негативные типы переживания одиночества в результате утраты эмоциональной связи с окружающими. Методика диагностики приемлемости способов введения в заблуждение (ИМА-3) характеризует реализацию макиавеллистиче-ских отношений субъекта и включает три

Изоляция социально фрустрированных студентов выше, чем тех, которым социальная фрустрированность не свойственна. Фру-стрированные студенты острее ощущают отсутствие поддержки от окружающих, физическую отстраненность. Самоощущение одиночества социально фрустрированных студен-

шкалы - диверсионный ответ, обман, ложь [25]. Методы математической обработки исследования: описательные статистики, анализ различий по критерию Манна - Уитни, корреляционный анализ (с применением программы SPSS 20.0.0 for Windows).

4. Результаты исследования и их обсуждение

На основе стандартизированного значения индекса социальной фрустрированности по методике Л. И. Вассермана выборка студентов была разделена на две группы. В состав первой вошли 79 студентов (14 мужчин и 65 женщин, возраст: M = 21,8), у которых социальная фрустрированность не выявлена. В состав второй группы - с умеренным уровнем социальной фрустрированности - вошли 39 студентов (16 мужчин и 23 женщины, возраст: M = 22,2). Повышенный и высокий уровень фрустрированности в выборке студентов не установлены. Студенты с умеренно выраженной социальной фрустрированностью наиболее не удовлетворены обстановкой в обществе, материальным положением, сферой медицинского обслуживания, образованием. Ведущие фрустраторы - социально-экономическая составляющая их жизни и образовательная сфера. Выявлены показатели переживания одиночества социально фруст-рированных и нефрустрированных студентов (табл.).

тов выше, чем нефрустрированных. Образ Я социально фрустрированных студентов характеризуется ощущением себя одинокими, испытывающими недостаток дружеского общения, даже если это не полностью соответствует реальности. Отчуждение как отсутствие значимых связей с людьми выше у соци-

Достоверность различий показателей одиночества в группах студентов, дифференцированных по социальной фрустрированности*

Показатель Среднее значение U-критерий Манна - Уитни р

группа 1 | группа 2

Дифференциальный опросник переживания одиночества (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев)

Изоляция 6,20 7,74 911 0,001

Самоощущение 7,16 9,21 816 0,001

Отчуждение 7,54 10,44 722,5 0,001

Общее переживание одиночества 20,91 27,38 707 0,001

Опросник переживания одиночества (Е. А. Манакова)

Переживание одиночества как негативного чувства 7,86 10,33 927,5 0,001

Переживание одиночества как временно вынужденного явления 14,24 16,41 1139 0,021

Страх брать ответственность за других 8,20 9,64 1133,5 0,019

Духовное одиночество 8,62 10,38 1091 0,010

Примечание. *В таблице приведены только значимые различия.

ально фрустрированных студентов, чем у нефрустрированных. Для фрустрированных характерны трудности в установлении близких отношений, чувство отчужденности от социальной среды. Общее переживание одиночества у них также выше. Таким образом, у социально фрустрированных студентов выражено переживание изоляции, нехватки эмоциональной близости, контактов с людьми. Они чувствуют, что не имеют поддержки и понимания со стороны окружающих, их социальные потребности не удовлетворены, могут испытывать глубокое чувство изоляции и отчуждения, даже находясь в обществе.

Переживание одиночества как негативного чувства более свойственно социально фру-стрированным студентам, чем нефрустриро-ванным. Первые испытывают большую тревожность, мнительность и неуверенность в себе, ощущают беспомощность и некомпетентность, имеют повышенную чувствительность к отвержению и неудачам. Они сталкиваются со значительными трудностями в установлении контактов и зависят от общения, но при этом испытывают страх контакта. Переживание одиночества как временно вынужденного явления также выше у социально фрустрированных студентов. Они больше испытывают трудности в принятии личной ответственности, ощущают разочарование и страх перед возможными неудачами, вину и стыд за свои поступки, чаще ждут более благоприятных обстоятельств. В период временного одиночества им больше свойственно сосредотачиваться на себе, своем эмоциональном состоянии.

Переживание одиночества как страха брать ответственность за других более выражено у социально фрустрированных студентов, чем у студентов, которым это не свойственно. Фрустрированные студенты предпочитают одинокий образ жизни, избегая создания семьи или вступая в романтические отношения без обязательств. Они больше чувствуют страх и беспомощность перед возможной неспособностью справиться с ответственностью. Такие студенты избегают лидерских позиций и не получают удовольствия от проявления своих сил и способностей. Духовное одиночество более свойственно фрустриро-

ванным студентам, чем нефрустрированным. Социально фрустрированные молодые люди чаще чувствуют себя изолированными из-за непонимания и недостатка поддержки со стороны окружающих, одинокими из-за того, что окружающие люди не разделяют их интересов или не принимают их склонностей. Студенты с духовными или философскими убеждениями, которые не соответствуют мнению большинства, могут ощущать духовное одиночество, вероятность столкнуться с негативными реакциями окружающих способна привести к потере уверенности в себе.

В результате сравнительного анализа показателей, полученных по методикам измерения уровня макиавеллизма и диагностики приемлемости способов введения в заблуждение, в двух группах студентов не выявлено значимых различий. По Мак-шкале обнаружена тенденция различий (и = 1232,5, р = 0,078) в пользу социально фрустрированных студентов (М = 73,62 против 69,83).

При анализе специфики связей переживания одиночества и макиавеллизма в группе студентов, для которых не характерна социальная фрустрированность, выявлены три положительных связи макиавеллизма с общим переживанием одиночества (0,257, р = 0,022), его показателями самоощущения (0,321, р = 0,004) и отчуждения (0,238, р = 0,035). Это свидетельствует о наличии механизмов ухода от трудных ситуаций межличностного взаимодействия с помощью манипулятивных техник. Чем выше макиавеллизм, тем более выражено самоощущение одиночества, отчуждение и общее переживание одиночества. Студенты, имеющие сложности с налаживанием близких значимых связей с людьми, воспринимающие себя непонятыми, допускают использование по отношению к окружающим манипулятивных техник и чаще будут их применять в коммуникации, чтобы справиться с негативными переживаниями одиночества и для достижения личных целей.

У социально фрустрированных студентов связи показателей переживания одиночества и макиавеллизма более тесные. Центральными в системе связей являются диверсионный ответ, Мак-шкала и отрицание переживания одиночества (см. рис.).

Потребность в компании

Связь показателей одиночества и макиавеллизма в группе социально фрустрированных студентов:

_- прямая корреляционная связь,

................ - обратная корреляционная связь

В группе социально фрустрированных студентов макиавеллизм положительно коррелирует с показателями шкал «самоощущение» (0,435, p = 0,020), «переживание одиночества как негативного чувства» (0,319, p = 0,048), «отрицание переживания одиночества» (0,341, p = 0,033) и «страх брать ответственность за других» (0,376, p = 0,018). Чем выше макиавеллизм студентов, тем более выражены такие негативные аспекты переживания одиночества, как конструирование образа Я одинокого человека, негативные чувства, связанные с пребыванием в одиночестве, страх взять ответственность за других людей. «Диверсионный ответ» положительно коррелирует с показателями шкал «самоощущение» (0,372, p = 0,020), «отчуждение» (0,332, p = 0,039), «общее переживание одиночества» (0,351, p = 0,029), «отрицание переживания

одиночества» (0,340, p = 0,034), «страх брать ответственность за других» (0,507, p = 0,001) и «духовное одиночество» (0,475, p = 0,002). Показатель «обман» положительно коррелирует с показателями шкал «переживание одиночества как негативного чувства» (0,356, p = 0,026), «отрицание переживания одиночества» (0,371, p = 0,020). «Ложь» отрицательно коррелирует с показателем шкалы «потребность в компании» (-0,321, p = 0,046) и положительно с показателями шкал «отрицание переживания одиночества» (0,439, p = 0,005), «страх брать ответственность за других» (0,536, p = 0,001). Таким образом, наибольшее количество связей с макиавеллизмом имеет показатель шкалы «отрицание переживания одиночества». Межличностная тактика студентов этой группы предполагает сохранение интерперсональной дистанции, так как бли-

зость ущемляет их независимость. Такая тактика сопряжена с макиавеллизмом и поддерживается благодаря применению диверсионного ответа - предоставлению правдивой, но неуместной информации, благодаря манипулированию ее качеством (ложь) и количеством (обман). Одиночество как результат страха брать ответственность за других положительно коррелирует с макиавеллизмом, диверсионным ответом, ложью.

В группе социально фрустрированных студентов установлено, что каждый из следующих показателей переживания одиночества положительно связан с диверсионным ответом - общее переживание одиночества, отчуждение, духовное одиночество. При выраженном актуальном ощущении одиночества как нехватки близкого общения, отсутствия значимых связей с окружающими усиливается манипулирование уместностью информации. Самоощущение как образ Я покинутого, одинокого человека согласуется с макиавеллизмом и тенденцией предоставлять правдивую, но неуместную информацию. Выявлена отрицательная связь потребности в компании и лжи, т. е. чем более выражена потребность в общении, тем субъект менее склонен к непосредственному искажению информации в общении. Из показателей макиавеллизма наибольшее количество связей с переживанием одиночества выявлено с диверсионным ответом.

5. Выводы и заключение

Выявлены две группы студентов, отличающихся по показателю социальной фруст-рированности. Первая группа - студенты, для которых свойственна удовлетворенность основными сферами жизнедеятельности в социуме, вторая группа - социально фрустри-рованные с умеренно выраженной неудовлетворенностью в разных сферах жизнедеятельности (обстановкой в обществе, медицинским обслуживанием, материальным положением).

В выделенных группах обнаружены значимые различия по следующим показателям одиночества: изоляция, самоощущение, отчуждение, общее переживание одиночества, переживание одиночества как негативного чувства, как временно вынужденного явления, страх брать ответственность за других и духовное одиночество. Таким образом, социально фрустрированным студентам более свойственно переживание одиночества как

нехватки общения с близкими людьми и отсутствие близких связей, а также повышенная чувствительность к отвержению или неудачам, склонность снимать с себя ответственность в сложных ситуациях. Социально фру-стрированные студенты чаще избегают ситуаций ответственности за других и меньше чувствуют поддержку и понимание, чем студенты, удовлетворенные основными сферами жизни в социуме. Фрустрированным студентам свойственно переживать одиночество как негативное чувство. Они не могут полностью выразить свои переживания и мысли, не получают нужной поддержки и понимания. Для них характерно чувство одиночества и непо-нятости даже в окружении других людей.

В обеих группах выявлены особенности взаимосвязи показателей переживания одиночества и макиавеллизма, различающиеся как количественно, так и качественно. Установлена общая связь в обеих группах студентов - самоощущения и макиавеллизма. Таким образом, независимо от выраженности социальной фрустрированности у студентов ощущение Я как одинокого человека сопряжено с макиавеллизмом. Студенты, склонные считать себя одинокими, отмечают, что в общении другими людьми можно манипулировать, не доверяют большинству людей. Связей показателей переживания одиночества и макиавеллизма больше у социально фрустрирован-ных студентов, центральными в системе связей являются такие показатели, как диверсионный ответ, макиавеллизм и отрицание переживания одиночества.

Полученные данные могут быть востребованы специалистами психологических служб вузов в целях совершенствования адресной помощи студентам, переживающим одиночество. Результаты исследования могут быть использованы для разработки программ психологической профилактики негативных последствий одиночества. Перспективы дальнейших исследований заключаются как в расширении выборки студентов, так и ее дифференциации по признаку пола.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю., Дубинина Е. А., Беребин М. А., Михайлов В. А., Никифорова Е. Е., Чугунов Д. Н. Социальная фрустрированность как фактор психогенеза расстройств психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. - 2021. - Т. 55,

№ 3. - С. 8-18. - DOI: 10.31363/2313-70532021-56-3-8-18.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.

3. Березов С. А., Белова Е. В. Особенности постановки целей студентами вуза с разным уровнем их социальной фрустрированности // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2017. - № 15/1. - С. 17-21.

4. Балина Т. Н., Малова Н. В. Социальная фру-стрированность как результат рассогласования между ценностями личности и возможностью их реализации в поведении // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2007. - № 3. - С. 97-101.

5. Петраш М. Д., Стрижицкая О. Ю., Муртази-на И. Р., Вартанян Г. А., Щукин А. В. Отношение к одиночеству: поведенческие стратегии как ресурсы преодоления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. - 2021. - Т. 11, № 4. - С. 341-355. -DOI: 10.21638/spbu16.2021.404.

6. Cacioppo J. T., Hawkley L. C. Loneliness // Leary M. R., Hoyle R. H. Hand-book of individual differences in social behavior. -New York : Guilford, 2009. - Р. 227-239.

7. Вартанян Г. А., Муртазина И. Р., Стрижиц-кая О. Ю. Когнитивные и эмоциональные компоненты представлений об одиночестве у юношей и девушек в период ранней юности // Петербургский психологический журнал. - 2020. - № 31. - С. 48-63.

8. Корчагина С. Г. Психологическая концепция одиночества // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. - 2013. - № 1. - С. 55-59.

9. Корчагина С. Г. Генезис, виды и проявления одиночества. - М. : МПСИ, 2005. - 196 с.

10. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Позитивный потенциал одиночества в юношеском возрасте // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. -2012. - № 2. - С. 112-120.

11. Никитченко И. А., Коротеева Е. М. Взаимосвязь субъективного благополучия, жизненной перспективы, переживания одиночества и интернет-зависимость в юношеском возрасте: гендерный аспект // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2023. - № 2. - С. 29-38. - DOI: 10.24147/ 24106364.2023.2.29-38.

12. Любякин А. А., Вильгельм А. М., Гревце-ва О. И. Исследование субъективного ощущения одиночества и фрустрации у студентов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2023. - Т. 29, № 4. - С. 185-193.

13. Васюра С. А., Жучкова Е. В. Изменение психологических границ личности и макиавеллизм у студентов в эпоху цифровых технологий // Гуманитарно-педагогическое образование. - 2018. - Т. 4, № 4. - С. 12-19.

14. Знаков В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. - М. : Ин-т психологии РАН, 2005. - 448 с.

15. Мухина В. С., Хвостов А. А. Отчуждение от других. От прилогов и помыслов к поступку и преступлению : монография. - М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2013. - 282 с.

16. Qelikkaleli О., Karababa A, Adiguzel A. Direct and indirect relationships between dark personality traits and loneliness among emerging adults: The mediating role of empathic tendency // Psycho-Educational Research Reviews. - 2022. - Vol. 11, № 1. -P. 341-354.

17. Sanecka E. The Role of Machiavellianism and Loneliness in Predicting Self-Disclosure Online // The New Educational Review. - 2021. -Vol. 66. - P. 198-208.

18. Ozer i. О. The role of loneliness, cognitive flexibility, and interpersonal problem-solving in predicting dark triad personality of university students // Firat Oniversitesi Sosyal Bilimler Dergisi. - 2023. - Vol. 33, № 1. -P. 171-185.

19. Blotner C., Bergold S. It is double pleasure to deceive the deceiver: Machiavellianism is associated with producing but not necessarily with falling for bullshit // British Journal of Social Psychology. - 2023. - Vol. 62, № 1. -P. 467-485.

20. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. - 490 с.

21. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 1. - С. 55-81.

22. Манакова Е. А. Опросник переживания одиночества // Сибирский психологический журнал. - 2018. - № 69. - С. 149-171. -DOI: 10.17223/17267080/69/9.

23. Знаков В. В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал. -2000. - № 5. - С. 16-22.

24. Знаков В. В. Методика исследования макиавеллизма личности // Сибирский психологический журнал. - 2001. - № 14-15. -C. 122-128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Вихман А. А. Связь приемлемости способов введения в заблуждение с личностными чертами и стратегиями социального поведения // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2021. - Т. 31, № 3. - С. 294-301.

REFERENCES

1. Wasserman L.I., Shchelkova O.Yu., Dubinina E.A., Berebin M.A., Mikhailov V.A., Nikiforova E.A., Chugunov D.N. Social frustratedness as a psychogenesis factor of adjustment disorders. Bekhterev. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoi psikhologii imeni V.M. Bekhtereva = Review of Psychiatry and Medical Psychology, 2021, vol. 55, no. 3, pp. 8-18. DOI: 10.31363/2313-7053-202155-3-8-18. (In Russian).

2. Ananyev B.G. Man as a Subject of Cognition. St. Petersburg, Piter publ., 2001. 288 p. (In Russian).

3. Berezov S.A., Belova E.V. Features of goalsetting by students of the university in connection with the level of their social frustration state. Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik = North-Caucasian Psychological Bulletin, 2017, no. 15/1, pp. 17-26. (In Russian).

4. Balina T.N., Malova N.V. Social frustration as a result of mismatch of individual's values and their implementation capacity through behavior. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Severo-Kavkazskii region. Obshchestvennye nauki = Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science, 2007, no. 3, pp. 97101. (In Russian).

5. Petrash M.D., Strizhitskaya O.Yu., Murtazina I.R., Vartanyan G.A., Shchukin A.V. Attitude to loneliness: Behavioral strategies as coping resources. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya = Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 2021, vol. 11, no. 4, pp. 341355. DOI: 10.21638/spbu16.2021.404 (In Russian).

6. Cacioppo J.T., Hawkley L.C. Loneliness, in: M.R. Leary, R.H. Hoyle. Hand-book of individual differences in social behavior. New York, Guilford, 2009, pp. 227-239.

7. Vartanyan G.A., Murtazina I.R., Strizhitskaya O.Yu. Cognitive and Affective Components of Loneliness Representations in Young Men and Women in Early Adulthood. Peterburgskii psikhologicheskii zhurnal = St. Petersburg psychological journal, 2020, vol. 31, pp. 48-63. (In Russian).

8. Korchagina S.G. Psychological concept of loneliness. Vestnik Rossiiskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovek v sovremennom mire = Bulletin of the Russian New University. Series: Human in the modern world, 2013, no. 1, pp. 55-59. (In Russian).

9. Korchagina S.G. Genesis, types and manifestation of loneliness. Moscow, MPSU publ., 2005. 196 p. (In Russian).

10. Neumoeva-Kolchedantseva Elena V. Positive potential of the loneliness of youth personality growth. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya = Perm University Bulletin. Part Philosophy. Psychology. Sociology, 2012, no. 2, pp. 112120. (In Russian).

11. Nikitchenko I.A., Koroteeva E.M. The Relationship of Subjective Well-Being, Life Prospects, Loneliness and Internet Addiction in Adolescence: Gender Aspect. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2023, no. 2, pp. 29-38. DOI: 10.24147/24106364. 2023.2.29-38. (In Russian).

12. Lyubyakin A.A., Wilhelm A.M., Grevtseva O.I. A study of the subjective feelings of loneliness and frustration students. Izvestiya Ural'skogo

federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury = Izvestia Ural Federal University. Series 1. Issues in Education, Science and Culture, 2023, vol. 29, no. 4, pp. 185-193. (In Russian).

13. Vasyura S.A., Zhuchkova E.V. Changing Psychological Boundaries of Personality and Machiavellianism in Students in the Digital Age. Gumanitarno-pedagogicheskoe obrazovanie, 2018, vol. 4, no. 4, pp. 12-19 (In Russian).

14. Znakov V.V. Psychology of comprehension. Problems and perspectives. Moscow, Institute of Psychology of the RAS publ., 2005. 448 p. (In Russian).

15. Mukhina V.S., Khvostov A.A. Alienation from others. From pretexts and thoughts to action and crime, Monograph. Moscow, Moscow State Pedagogical University, 2013. 282 p. (In Russian).

16. gelikkaleli O., Karababa A., Adiguzel A. Direct and indirect relationships between dark personality traits and loneliness among emerging adults: The mediating role of empathic tendency. Psycho-Educational Research Reviews, 2022, vol. 11, no. 1, pp. 341-354.

17. Sanecka E. The Role of Machiavellianism and Loneliness in Predicting Self-Disclosure Online. The New Educational Review, 2021, vol. 66, pp. 198-208.

18. Ozer i.O. The role of loneliness, cognitive flexibility, and interpersonal problem-solving in predicting dark triad personality of university students. Firat Universitesi Sosyal Bilimler Dergisi, 2023, vol. 33, no. 1, pp. 171-185.

19. Blotner C., Bergold S. It is double pleasure to deceive the deceiver: Machiavellianism is associated with producing but not necessarily with falling for bullshit. British Journal of Social Psychology, 2023, vol. 62, no. 1, pp. 467-485.

20. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups. Moscow, Publishing House of the Institute of Psychotherapy, 2002. 490 p. (In Russian).

21. Osin E., Leontiev D. Multidimensional Inventory of Loneliness Experience: Structure and Properties. Psikhologiya. Zhurnal vysshei shkoly ekonomiki = Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2013, vol. 10, no. 1, pp. 55-81. (In Russian).

22. Manakova E.A. Experience of loneliness questionnaire. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal = Siberian journal of psychology, 2018, no. 69, pp. 149-171. DOI: 10.17223/ 17267080/69/9. (In Russian).

23. Znakov V.V The machiavellianism: the psychological personal trait and the method of research. Journal of psychology, 2000, no. 5, pp. 16-22. (In Russian).

24. Znakov V.V. The metod of maceavelizm researching of personality. Sibirskii Psikhologicheskii zhurnal = Siberian journal of psychology, 2001, no. 14-15, pp. 122-128. (In Russian).

25. Vikhman A.A. Relationship of acceptability of misleading methods with personal features and social behavior strategies. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya.

Информация о статье Дата поступления

9 апреля 2024

Дата принятия в печать

10 июля 2024

Сведения об авторах

Васюра Светлана Александровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Удмуртского государственного университета (Ижевск, Россия). Адрес для корреспонденции: 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 6. E-mail: [email protected]. ORCID: 00000002-0439-3353.

Бякова Дарья Юрьевна - магистрант Института психологии, педагогики и социальных технологий Удмуртского государственного университета (Ижевск, Россия). Адрес для корреспонденции: 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 6. E-mail: [email protected]. ORCID: 00090006-1011-9576.

Для цитирования

Васюра С. А., Бякова Д. Ю. Взаимосвязь переживания одиночества и макиавеллизма социально фрустрированных студентов // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2024. - № 3. - С. 5-14. -DOI: 10.24147/2410-6364.2024.3.5-14.

Psihologiya. Pedagogika = Bulletin of Udmurt University. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 31, no. 3, pp. 294-301. (In Russian).

Article info

Received April 9, 2024 Accepted July 10, 2024

About the authors

Vasyura Svetlana Alexandrovna - PhD in

Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of General Psychology, Udmurt State University (Izhevsk, Russia). Postal address: 1/6, Universitetskaya ul., Izhevsk, 426034, Russia. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-0439-3353.

Byakova Daria Yurievna - Master's degree student, Institute of Psychology, Pedagogy and Social Technologies, Udmurt State University (Izhevsk, Russia). Postal address: 1/6, Universitetskaya ul., Izhevsk, 426034, Russia. E-mail: [email protected] ORCID: 00090006-1011-9576.

For citations

Vasyura S.A., Byakova D.Yu. Correlation between Experiencing Loneliness and Machiavellianism by Students with Social Frustration. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2024, no. 3, pp. 5-14. DOI: 10.24147/2410-6364.2024.3.5-14. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.