Научная статья на тему 'Взаимосвязь особенностей проявления кризисов ремиссии зависимого от ПАВ с кризисными периодами в периодизации Э. Эриксона'

Взаимосвязь особенностей проявления кризисов ремиссии зависимого от ПАВ с кризисными периодами в периодизации Э. Эриксона Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
369
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМИССИЯ / REMISSION / ЗАВИСИМЫЕ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ / DEPENDENT PERSONALITIES FROM PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ Э. ЭРИКСОНА / E. ERIKSON'S PERIODIZATION OF THE DEVELOPMENT / КРИЗИСЫ / CRISES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гроголева О.Ю., Косаченко Н.А.

В статье проводится анализ и сопоставление кризисов выздоровления зависимых личностей со стадиями развития, описанными в периодизации Э. Эриксона. В ходе ремиссии выделяются типичные сроки возникновения кризисов (1 год, 3 года, 6 лет, 12 лет и 20 лет трезвости). Содержание описанных Э. Эриксоном кризисов развития и задач, которые необходимо решить ребенку в процессе социализации, во многом совпадает с событиями и механизмами адаптации в процессе ресоциализации зависимых личностей. Анализ трудностей и конфликтов, возникающих на каждом этапе ремиссии зависимых, позволяет определить превентивные меры сопровождения резидентов и профилактической работы с их близкими родственниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF PECULIARITIES OF CRISES OF REMISSION OF DEPENDENT PERSONALITIES FROM PSYCHOACTIVE SUBSTANCES WITH CRISIS PERIODS IN E. ERICKSON’S PERIODIZATION

The analyses and сcomparison of the crises of recovery of dependent with the stages of development described in Erikson's child’s periodization is carried out in the article. During the typical remission periods of springing up crises (1 year, 3 years, 6 years, 12 years and 20 years of sobriety) are distinguished. The content of the developmental crises described by E.Erikson and the tasks the child needs to solve in the process of socialization coincide in many respects with events and psychological mechanisms in the process of adaptation and resocialization of dependent personalities. The analysis of the difficulties and conflicts that arise at each stage of resocialization of dependent personalities allow to determine preventive measures of accompanying of them and preventive work with their close relatives.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь особенностей проявления кризисов ремиссии зависимого от ПАВ с кризисными периодами в периодизации Э. Эриксона»

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва —--—

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСОВ РЕМИССИИ ЗАВИСИМОГО ОТ ПАВ С КРИЗИСНЫМИ ПЕРИОДАМИ В ПЕРИОДИЗАЦИИ Э. ЭРИКСОНА

Гроголева О.Ю., Косаченко Н.А.

ФГБОУ ВО Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Российская

Федерация

Аннотация. В статье проводится анализ и сопоставление кризисов выздоровления зависимых личностей со стадиями развития, описанными в периодизации Э. Эриксона. В ходе ремиссии выделяются типичные сроки возникновения кризисов (1 год, 3 года, 6 лет, 12 лет и 20 лет трезвости). Содержание описанных Э. Эриксоном кризисов развития и задач, которые необходимо решить ребенку в процессе социализации, во многом совпадает с событиями и механизмами адаптации в процессе ресоциализации зависимых личностей. Анализ трудностей и конфликтов, возникающих на каждом этапе ремиссии зависимых, позволяет определить превентивные меры сопровождения резидентов и профилактической работы с их близкими родственниками.

Ключевые слова: ремиссия, зависимые от психоактивных веществ, периодизация развития Э. Эриксона, кризисы.

На сегодняшний день предпринимается множество попыток объяснить природу зависимости, причины употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также психологических механизмов срывов, возникающих после реабилитации.

Основной задачей предпринятого исследования является сравнение пути выздоровления, зависимого после прохождения стационарной помощи с периодизацией Э. Эриксона. Теоретическое предположение о сходстве сопоставляемых явлений (выздоровления и взросления) возникло на основе наблюдения за процессом ремиссии зависимых, который сопровождается стабильно проявляющимися критическими временными периодами. Следует отметить, что в научной литературе отсутствует обсуждение данного вопроса. Однако многолетний опыт работы с зависимыми резидентами на базе реабилитационного центра, а также наблюдения практических психологов и наркологов позволяют говорить о типичных сроках возникновения кризисов выздоровления (1 год, 3 года, 6 лет, 12 лет и 20 лет трезвости). Наблюдая за резидентами в процессе ресоциализации и адаптации, можно отметить, что срывы происходят с особой периодичностью, которая сходна с этапами периодизации Э. Эриксона. Ранее проведенные нами исследования на выявление защитных механизмов позволили выявить доминирование регрессии у зависимых личностей. Используя данный механизм защиты, человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и адекватным паттернам поведения, которые создают иллюзию безопасности. По нашему мнению, регрессия, которая запускается практически с первых дней употребления ПАВ, препятствует развитию полноценной личности и процессу выздоровления. Идея о застревании зависимого взрослого человека в позиции ребенка также подтолкнула нас к наложению периодизации Э. Эриксона на стадиальность процесса реабилитации зависимых, который сходен с периодами развития личности с младенчества. Ведь, выходя через 9 месяцев из реабилитационного центра в социум, резиденты встречаются с совершенно новым для них миром людей и событий, что напоминает мироощущение младенца при появлении на свет.

Прежде чем проводить сопоставление, кратко рассмотрим основные идеи периодизации Э. Эриксона. Выделяя восемь стадий развития личности, Э. Эриксон предположил, что существуют психологические стадии развития «Я». В ходе становления «Я» индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Каждой стадии присущи свои собственные параметры и задачи, успешность решения которых влияет на характер и тенденцию развития личности (здоровую или невротическую).

Рассмотрим каждую из стадий развития, проводя параллели с процессом выздоровления зависимых от ПАВ.

Первая стадия развития человека - «Доверие и недоверие» обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Э. Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие. Степень доверия, с которой зависимый проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы, и прежде всего от того, как транслирует доверие к нему его мать. Когда зависимый попадает в среду близких людей, он ищет помощи и поддержки среди них. Насколько общение близкого ему человека будет «безопасным» для него, настолько безболезненно и будет пройдена стадия доверия и вступление на новый этап развития. Доверительность отношений важна для зависимых, потому что оно было утрачено со стороны близких людей. Ведь зависимые часто обманывают родственников и идут на любые ухищрения, чтобы достать объект пристрастия (алкоголь, наркотик). В результате доверие со стороны близких значительно снижается, что может привести к срыву, который традиционно происходит через 1 год после завершения реабилитации.

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва —--—

Вторая стадия - «Самостоятельность и нерешительность» - охватывает второй и третий год жизни. По мнению Э. Эриксона, в этот период у ребенка формируется самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. Поводя параллели с процессом ресоциализации зависимых, следует отметить, что в течение трех лет после реабилитации резиденты должны осваивать различные навыки, умения, знания и принять ответственность за свою жизнь и семью. Важно отметить, что на этой стадии социализации успешно выздоравливающие резиденты включаются в различные социальные группы (АА и АН), гордятся своими новыми возможностями и достижениями и стремятся к принятию ответственности и обязанностей. Но если семья проявляет нетерпение и спешит сделать за зависимого то, на что он и сам способен, у него развивается «стыдливость и нерешительность». В результате у зависимого закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.

Период от трех до шести лет связывается Э. Эриксоном со стадией «Предприимчивость и чувство вины». От того, как на этой стадии родители реагируют на инициативу ребенка, во многом зависит, какое из обозначенных качеств перевесит в его характере. На этой стадии зависимый уже приобрел множество навыков трезвой жизни. Зависимые, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности, работают, учатся, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Но если родители транслируют, что его деятельность вредна, нежелательна и неинтересна, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни, что может стать причиной срыва. В случае поддерживающего и принимающего поведения семьи стадия проходит без срыва.

Рассмотрим случай из практики. Молодой человек на 5-ом году трезвости, начиная свою трудовую деятельность с инженера, становится мастером. При этом родители видели его в работе с детьми в качестве педагога. В результате они подтолкнули его к срыву, постоянно сообщая ему, что его труд бесполезен, он много времени тратит на работу, которая не приносит ему ни развития, ни денег. Зависимый сорвался, объясняя это тем, что не удовлетворил потребности родителей, что он плохой сын, и испытывает колоссальное чувство вины перед ними за неправильный выбор пути. Подобное поведение родителей обусловлено созависимостью родителей. Поэтому работа с родителями по выздоровлению не менее важна, чем реабилитация самих зависимых.

Обсуждая четвертую стадию - «Умелость и неполноценность» - соответствующую возрасту от шести до двенадцати лет, Э. Эриксон отмечает, что в этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Наряду с семьей важную роль в данном возрасте начинают играть и другие общественные институты.

На этой стадии, по аналогии с развитием ребенка, зависимый начинает удостоверяться в своей нужности не только родителям, но и обществу. Он работает, учится, заводит семью, возможно в этот период жизни у него появляются дети. Если на этой стадии он имеет работу, на которой его признают и уважают, то у него возникает уважение к себе. Неудачи в семье и на работе часто приводят к срывам в период ресоциализации от 6 до 12 лет. Рассмотрим пример, молодой человек (8 лет трезвости) имея дорогую машину, квартиру, красивую жену, успешно пройдя первые стадии, не справился с субъективным ощущением неполноценности в своей трудовой деятельности. До этого момента самооценка зависимого поддерживалась за счет материальных благ. Пусковым механизмом случившего срыва стала фрустрированная потребность в самоуважении.

Период от 12 до 20 лет, который Э. Эриксон обозначает как стадию «Идентификация личности и путаница ролей», характерен для подросткового и юношеского возраста.

В этот период перед подростком встает задача объединить все, что он знает о себе самом как об ученике, сыне, спортсмене, друге и т.д. Все эти социальные роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и спроецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей, то у него значительно увеличиваются шансы на идентификацию и познание индивидуальности. Перед зависимым, как и перед подростком, на этом этапе встает сложная задача интеграции знаний о себе в контексте реализуемых социальных ролей. Если зависимый успешно справляется с задачей психосоциальной идентификации и, благодаря близким, он уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, кризисного прохождения данной стадии можно избежать. Диффузность идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, а также в стремлении «стать ничем».

Дальнейшее сопоставление стадий взросления и выздоровления произвести сложно, т.к. недостаточно эмпирических данных относительно критических периодов ресоциализации после 18 лет трезвости у зависимых.

Учет содержания кризисов ремиссии и их сопоставление с периодизацией Э. Эриксона позволяет сформулировать следующие рекомендации близкому окружению, которое в силу возникновения созависимого поведения, часто допускает ошибки в ходе коммуникации с зависимым родственником.

1. Необходимо научится доверять зависимому, особенно в течение первого года после выздоровления.

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва —--—

2. Нельзя преодолевать трудности за зависимого, с которыми ему придется неизбежно столкнуться. Главная задача - расположить к себе своего близкого и дать понять, что вы ему доверяете и поддерживаете, ни в коем случае не сравнивая его действия с действиями других выздоравливающих.

3. Обязательным условием бескризисного прохождения ремиссии является передача зависимому ответственности свои действия и начинания. Участие близких может быть только косвенным, в виде поддержки и принятия выбора выздоравливающего. Самостоятельное преодоление трудностей позволит приобрести уверенность в себе и своих силах.

4. Рекомендуется творческий подход к контролю за выполнением взятых выздоравливающим на себя обязательств на всех стадиях ремиссии, особенно после трех лет трезвости. А именно, важно прощать небольшие неточности в выполнении обязательств, не делать мелких замечаний, давать подсказки в очень доброжелательной форме.

5. После 6 лет трезвости выздоравливающему необходимо почувствовать свою нужность и важность, что требует полноценного включения его в жизнь семьи и реализацию в профессиональной деятельности, что, безусловно, предполагает эмоциональную поддержку и понимание со стороны близких.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Эрик Г.Эриксон. Детство и общество - СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.— 592 с.

CORRELATION OF PECULIARITIES OF CRISES OF REMISSION OF DEPENDENT PERSONALITIES FROM PSYCHOACTIVE SUBSTANCES WITH CRISIS PERIODS IN E. ERICKSON'S PERIODIZATION

Grogoleva O. Yu., Kosachenko N.A.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education F.M. Dostoevsky Omsk State University, Omsk,

Russian Federation

Annotation. The analyses and сcomparison of the crises of recovery of dependent with the stages of development described in Erikson's child's periodization is carried out in the article. During the typical remission periods of springing up crises (1 year, 3 years, 6 years, 12 years and 20 years of sobriety) are distinguished. The content of the developmental crises described by E.Erikson and the tasks the child needs to solve in the process of socialization coincide in many respects with events and psychological mechanisms in the process of adaptation and resocialization of dependent personalities. The analysis of the difficulties and conflicts that arise at each stage of resocialization of dependent personalities allow to determine preventive measures of accompanying of them and preventive work with their close relatives.

Key words: crises, remission, dependent personalities from psychoactive substances, E. Erikson's periodization of the development

REFERENCES

[1] Eric G. Erickson. Childhood and Society - St. Petersburg: Lenato, ACT, «The University Book Foundation», 1996.592 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.