Научная статья на тему 'Взаимосвязь онтологии и антропологии в познании личности'

Взаимосвязь онтологии и антропологии в познании личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1119
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ / ОНТОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ANTHROPOLOGY / ONTOLOGY / PERSON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дорошин Вячеслав Степанович

В работе содержится идея о том, что плодотворность философского постижения человека в значительной степени зависит от глубины и истинности исследования бытия, объективной реальности. На материале двух традиций в истории философии: западной и русской, представленных античными и христианскими мыслителями, показывается продуктивность применения онтологического метода в познании личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of ontology and anthropology in person cognition

The work contains the idea that philosophical comprehension of a person appreciably depends on the dep and validity of research of life, objective reality. Studying the western and Russian tendencies presented by classical antique and Christian thinkers, the author shows the efficiency of application of the ontological method in person cognition.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь онтологии и антропологии в познании личности»

Взаимосвязь онтологии и антропологии в познании личности

В. С. Дорошин

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОНТОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ В ПОЗНАНИИ ЛИЧНОСТИ

Работа представлена кафедрой философской и психологической антропологии

РГПУ им. А. И. Герцена.

Научный руководитель — доктор философских наук, профессор А. А. Корольков

В работе содержится идея о том, что плодотворность философского постижения человека в значительной степени зависит от глубины и истинности исследования бытия, объективной реальности. На материале двух традиций в истории философии: западной и русской, представленных античными и христианскими мыслителями, показывается продуктивность применения онтологического метода в познании личности.

Ключевые слова: антропология, онтология, личность.

V. Doroshin

INTERRELATION OF ONTOLOGY AND ANTHROPOLOGY IN PERSON COGNITION

The work contains the idea that philosophical comprehension ofa person appreciably depends on the depth and validity of research of life, objective reality. Studying the western and Russian tendencies presented by classical antique and Christian thinkers, the author shows the efficiency ofapplication of the ontological method in person cognition.

Key words: anthropology, ontology, person.

Термином «онтология» обычно обозначают учение об истинном бытии, т. е. о том, что в существующем вечно. Возникает вопрос: можно ли применять онтологический подход к постоянно изменяющейся человеческой жизни, и если да, то что принципиально нового прибавляет онтология к уже существующим в философской антропологии знаниям о личности? Данная работа, таким образом, представляет собой попытку соединить онтологию и антропологию, рассмотреть человека в контексте вечного, неизменного бытия.

Из истории человеческой мысли мы знаем, что первоначальные представления о сущем не включали знаний о человеке. Достаточно вспомнить, что космологический этап развития древнегреческой философии предшествовал антропологическому. Первые философы не довольствовались данными чувств об окружающем их многообразии конечных материальных изменяющихся предметов. Закономерные связи бытия они пытались выразить в своих интеллектуальных поисках первоначала и первопричины всего сущего. Характерно, что по-

нимание субстанции первым в западной философской традиции мыслителем Фалесом отождествляется с вполне определенной материальной стихией — водой. Из воды возникло все сущее, жизнь и рост невозможны без воды, вода как составная часть входит в содержание всех предметов, наконец, земля плавает на воде, подобно куску дерева. Какое место в этой водной стихии занимает человек, каково его предназначение, в чем смысл и цель его жизни? На эти вопросы в философии Фа-леса нет ответа. Единственное, что связывает человека с субстанцией, — это утверждение о том, что в мире «полно богов» и все в нем одушевлено, следовательно, человеческая душа и душа мира как-то соотносятся. Никакого принципиального отличия человека от других существ нет, так как все предметы, включая человека, принадлежат одной субстанции, точнее, имеют единое происхождение. И тем не менее философия Фалеса — это гигантский скачок в мышлении и познании. В поисках первопричины существования какой-либо конечной вещи уже стало невозможно указы-

ФИЛОСОФИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аристотель. Метафизика. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1975. Т. 1. 550 с.

2. Архим. Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. М.: Паломник, 1996. 450 с.

3. Духовные наставления преподобного Серафима мирянам и инокам. М.: Русский Хронограф, 2000. 96 с.

4. Кант И. Соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1964. Т. 3. 795 с.

5. Несмелов В. Наука о человеке. Казань, 1905. 418 с.

1. Aristotel'. Мйайака. БосЫпешуа: V 4 1. М.: муб1', 1975. Т. 1. 550 б.

2. Arkhim. Kiprian (^т). Ап1горо^1уа svyatitelya Grigoriya Ра1ату. М.: Ра1ошшк, 1996. 450 б.

3. Dukhovnye паБ1а^ешуа prepodobnogo БегаАта miryanam i inokam. М.: яшбыу Khronograf, 2000. 96 б.

4. Юяй I. Soch.: V 6 1. М.: муб1', 1964. Т. 3. 795 б.

5. Nesmelov V. Каика o Ле^еке. Ка2а^, 1905. 418 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.