Задачи исследования:
1. Раскрыть содержательную специфику, структуру, феноменологические и инструментальные характеристики образа мира и совладающего поведения у верующих людей;
2. Осуществить теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований, которые бы раскрывали основные факторы, влияющие на формирование совладающего поведения у верующих людей;
3. Исследовать зависимость между образом мира субъекта и формированием у него тех или иных (в том числе и высших) форм совладающего поведения.
Методики исследования: 1. «Тест для определения структуры индивидуальной религиозности» Ю.В. Щербатых; 2. «Шкала измерения внутренней и внешней религиозной ориентации» Г.В. Олпорта и Д. Росс; 3. «Методика изучения религиозной активности» Д.О. Смирнова; 4. Опросник уровня субъективного контроля (УСК), Е. Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинда; 5.«Методика определения индивидуальных копинг-стратегий» Э. Хайма и 6.Копинг-тест WCQ (Опросник о способах копинга) Р. Лазаруса и С. Фолькман (адаптация коллективом исследователей под руководством Л. И. Вассермана, СПбПНИ им. В. М. Бехтерева).
Образ мира является интегральной и неделимой системой представлений человека о реальности, самом себе, других людях и в нашем исследовании операционализируется через характеристики интернальности - экстернальности локуса контроля и степени выраженности глубины религиозности. Главными признаками образа мира у верующего человека является религиозная вера, религиозная деятельность (практически-духовное освоение мира, через культовые и внекультовые действия); религиозные отношения (предписанные религиозными нормами и идеями).
Под совладающим поведением (копинг -поведением) мы понимаем особый вид поведения человека, который обеспечивает или разрушает его здоровье и благополучие, позволяющее личности преодолевать и справиться со стрессом или трудностями с помощью осознанных действий и направленное на активное взаимодействие с ситуацией, т. е. ее изменение (в случае, если она поддается контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю). В результате анализа работ Л.И. Анцифировой [1], В.А. Бодрова [2], Н.Е. Водопьяновой [3], Л.В. Дементьевой [4], Л.А. Китаев-Смык [5], С.К. Нартова-Бочавер [6] и многих других авторов нами был проведен теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований, которые раскрывают основные факторы, влияющие на формирование совладающего поведения у верующих людей.
Религиозное совладание с трудностями представляет собой:
• внутреннее совладание (его ресурс - интегрированная система ценностей, убеждений, намерений и действий);
• горизонтальное совладание (ресурс - связь между людьми благодаря их общей идентичности в общине единоверцев);
• вертикальное совладение (ресурс - отношения между человеком и Творцом).
В рамках проведенного нами теоретического изучения стратегий и ресурсов копинг - поведения личности, мы разработали трехуровневую классификацию совладания. На первом низшем уровне совладания у человека доминирует проявление простых, неосознаваемых защитных стратегий с выраженной неустойчивой, диффузной, слабо дифференцированной Я-концепцией и внешним локуса контроля.
У людей с выраженным вторым, средним осознаваемым уровнем совладания основными копинг-стратегиями являются: проблемно-ориентированные и эмоционально ориентированные. Совладающее поведение может быть как адоптивным, так и неодаптивным. Для них характерно субъективное восприятие влияющих на
Педагогика, философия, психология, социология
собственную личность внешних факторов; тенденция в сильном проявлении внешнего или внутреннего локуса контроля.
Высшей формой совладания является овладевающее поведение, характеризующееся проявлением высоко адаптивных копинг-стратегий (принятие ответственности, поиск духовной и личной поддержки, положительная переоценка ситуации, принятие решения и др.). Ресурсами совладания являются в этой группе религиозная вера, приобщение к высшим ценностям и смыслам, высшие духовные ценности.
Опытно-эмпирической работой было охвачено 294 человек в возрасте 20-25 лет (103 - юношей и 191 девушка) Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ) и Российского Православного Института св. Иоанна Богослова. На первом этапе эксперимента нами были выделены три подгруппы испытуемых по критерию выраженность религиозности. Первую группу молодых людей составили испытуемые с доминирующими высокими показателями по шкалам тенденции веры в Творца и признания существования высшей силы, создавшей мир; религиозного самосознания; отношения к религии, как образцу моральных норм поведения; внутренней религиозной ориентации и низкий уровень выраженности интереса к магии и «псевдонаукам».
Во вторую группу испытуемых были включены молодые люди с высоким уровнем проявления отношения к религии как философской концепции; поиска в религии поддержки и утешения; наличия внешних признаков религиозности; внутренней религиозной ориентацией и низким уровнем проявления интереса к «псевдонаукам»; отношения к религии, как образцу моральных норм поведения; религиозной активности. У этих молодых людей не проявляется значимая связь с показателями по шкалам тенденции веры в Творца и признания существования высшей силы, создавшей мир и религиозного самосознания. В третью группу нами были отобраны те юноши и девушки, у которых доминирует проявление высоких показателей по шкалам интереса к магии и «псевдонаукам» и низкая выраженность проявлений по факторам поиска в религии поддержки и утешения; наличия внешних признаков религиозности; тенденции веры в Творца и признание существования высшей силы, создавшей мир; религиозного самосознания; религиозной ориентации.
На втором этапе эксперимента нами было проведено тестирование на выявление доминирующих копинг-стратегий у студентов трех групп и типичных характеристик образа мира. С целью анализа специфики проявления в группах тех или иных видов копинг - стратегий нами был проведен анализ данных с использованием Ц-критерия Манна-Уитни. Сравнительный анализ результатов испытуемых первой и второй группы показывает, что наиболее значимые различия проявляются по шкалам диагностики адаптивности копинг - стратегии; конфронтационного копинга; самоконтроля; бегства - избегания; планирования решения проблем и положительной переоценки.
Сравнительный анализ данных тестирования у респондентов первой и третьей группы показал наличие значимых отличий практически по всем шкалам: локуса контроля, адаптивность копинг - стратегии, конфронтационный копинг; дистанцирование; самоконтроля; принятие ответственности; бегство - избегание и планирование решения проблем; положительная переоценка.
Анализ результатов по Ц-критерию Манна-Уитни между показателями второй и третьей группы показал, что значимых отличий по отдельным шкалам выявлено не было. Наиболее выраженное различие было выявлено по параметрам: дистанцирование; адаптивность копинг - стратегии; принятие ответственности; конфронтационный копинг. Все полученные данные показывают, что уровень проявления тех или иных показателей наиболее выражен между результатами
тестирования первой группы респондентов и второй - третьей групп участников тестирования.
Итак, полученные в результате анализа данные с использованием U-критерия Манна-Уитни, показывают, что для первой группы специфичным является проявление адаптивных вариантов копинга, планирования решения проблем, принятия ответственности, самоконтроля, принятие ответственности, внутреннего локуса контроля. Во второй группе учащихся отличительными особенностями являются относительно адаптивные копинг-стратегии, бегство-избегание, дистанцирование, принятие ответственности, поиск социальной поддержки. Для третьей группы участников тестирования характерным является проявление как относительно адаптивных, так и неадаптивных копинг стратегий, конфронтационного копинга, поиска социальной поддержки, дистанцирования, бегства-избегания, внешнего локуса контроля.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что религиозные представления имеют свою специфику выражения и уровневое строение, а на формирование совладающего поведения влияет степень выраженности религиозности человека и локус контроля.
Литература
1. Анцыфирова Л.И. Личность в Трудных жизненных ситуациях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. 1994. № 1, с. 3-18.
2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В. А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ. 2006. - 528 с.
3. Водопьянова Н. Е. Стратегии и модели преодолевающего поведения [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Речь, 2005.- 421 с.
4. Дементьева Л.В. Субъективная оценка стрессоров и совладающее поведение в ситуации повседневной профессиональной деятельности взрослых // Российский научный журнал. 2010. № 2(15), с. 177-182.
5. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса [Текст]/ Л. А, Китаев-Смык. - М.: Наука, 1983. - 370 с.
6. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности [Текст] / С.К. Нартова-Бочаве // Психологический журнал. 1997. № 5, с. 22-30.
7. Петровский В. А. Человек над ситуацией [Текст] / В. А. Петровский. - М.: Смысл, 2010. - 559 с.