Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА ФИЗИЧЕСКОГО "Я" С УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА ФИЗИЧЕСКОГО "Я" С УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL SELF IMAGE / REFLECTION / PERSONAL REFLECTION / SPORTS ACTIVITY / ОБРАЗ ФИЗИЧЕСКОГО "Я" / РЕФЛЕКСИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каяшева О.И., Ханова З.Г., Ефремова Д.Н., Позина М.Б.

Цель исследования - выявить взаимосвязь образа физического «Я» с уровнем личностной рефлексии у студенток, занимающихся спортом. Методика и организация исследования. В 2018/2019 г. в исследовании приняло участие 100 студенток гуманитарного профиля подготовки в возрасте от 18 до 22 лет, обучающихся в вузах Москвы и занимающихся различными видами спорта. В исследовании использовались: опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В.А. Лабунской и Е.В. Белугиной, методика «Уровень личностной рефлексии» О.И. Каяшевой, опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» (женский вариант) Дополнительно применялся метод математической статистики (Спирмен) для выявления взаимосвязей между компонентами образа физического «Я» студенток вуза и уровнем личностной рефлексии. Результаты исследования и выводы. Для студенток, занимающихся спортом, характерны более высокая оценка своего образа физического «Я» в настоящем, чем в прошлом; расхождения между оценкой соответствия своего тела идеальным представлениям при сохранении положительной оценки своей внешности; адекватная оценка схемы тела. У девушек выявлены среднеположительная и положительная оценки своего лица, внешности, оформления внешнего облика и выразительного поведения; средний и высокий уровни личностной рефлексии. В исследовании были определены значимые взаимосвязи между отдельными компонентами образа физического «Я» (оценкой лица, оценкой выразительного поведения) и уровнем личностной рефлексии студенток, занимающихся спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каяшева О.И., Ханова З.Г., Ефремова Д.Н., Позина М.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL SELF IMAGE VERSUS PERSONAL REFLECTION IN SPORTING FEMALE STUDENTS

Objective of the study was to identify the relationship between physical Self image and personal reflection in sporting female students. Methods and structure of the study. The study was carried out in 2018/2019 and involved the 18-22 year-old humanitarian female students of Moscow engaged in various sports (n=100). The following methods were applied during the study: "Interpretation and evaluation of the appearance components" questionnaire by V.A. Labunskaya and E.V. Belugina, "Level of personal reflection" methodology by O.I. Kayasheva, "Interpretation and evaluation of the appearance components" questionnaire (version for women), mathematical statistics (Spearman's rank correlation) method used to determine the relationships between the components of the female university students' physical Self image and personal reflection. Results and conclusions. The sporting female students were characterized by a higher self-assessment of own physical Self image in the present as opposed to the past; a discrepancy between the self-assessment of their body in terms of its compliance with ideal, while maintaining a positive view of own appearance; adequate evaluation of the body scheme. The girls were found to have a moderately positive and positive self-assessment of their face, appearance, look, and expressive behavior; average and high levels of personal reflection. The study enabled to identify significant relationships between the individual components of physical Self image (self-assessment of the face and expressive behavior) and personal reflection of sporting female students.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА ФИЗИЧЕСКОГО "Я" С УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ»

взаимосвязь образа физического «я» с уровнем личностной рефлексии студенток, занимающихся спортом

УДК/UDC 159.9

Поступила в редакцию 23.03.2020 г.

Информация для связи с автором: psy-kafedra@bk.ru

Кандидат психологических наук, доцент О.И. Каяшева1, 2 Доктор психологических наук, профессор З.Г. Ханова3 Кандидат психологических наук, доцент Д.Н. Ефремова1 Кандидат психологических наук, доцент М.Б. Позина3

1 Российский государственный гуманитарный университет, Москва

2 Российский университет транспорта (МИИТ), Москва

3 Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва

PHYSICAL SELF IMAGE VERSUS PERSONAL REFLECTION IN SPORTING FEMALE STUDENTS

PhD, Associate Professor O.I. Kayasheva1, 2 Dr.Sc.Psych., Professor Z.G. Khanova3 PhD, Associate Professor D.N. Efremova1 PhD, Associate Professor M.B. Pozina3

1 Russian State University for the Humanities, Moscow

2 Russian University of Transport (MIIT), Moscow

3 Moscow University of Industry and Finance «Synergy», Moscow

Аннотация

Цель исследования - выявить взаимосвязь образа физического «Я» с уровнем личностной рефлексии у студенток, занимающихся спортом. Методика и организация исследования. В 2018/2019 г. в исследовании приняло участие 100 студенток гуманитарного профиля подготовки в возрасте от 18 до 22 лет, обучающихся в вузах Москвы и занимающихся различными видами спорта. В исследовании использовались: опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В.А. Ла-бунской и Е.В. Белугиной, методика «Уровень личностной рефлексии» О.И. Каяшевой, опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» (женский вариант) Дополнительно применялся метод математической статистики (Спирмен) для выявления взаимосвязей между компонентами образа физического «Я» студенток вуза и уровнем личностной рефлексии.

Результаты исследования и выводы. Для студенток, занимающихся спортом, характерны более высокая оценка своего образа физического «Я» в настоящем, чем в прошлом; расхождения между оценкой соответствия своего тела идеальным представлениям при сохранении положительной оценки своей внешности; адекватная оценка схемы тела. У девушек выявлены среднеположительная и положительная оценки своего лица, внешности, оформления внешнего облика и выразительного поведения; средний и высокий уровни личностной рефлексии. В исследовании были определены значимые взаимосвязи между отдельными компонентами образа физического «Я» (оценкой лица, оценкой выразительного поведения) и уровнем личностной рефлексии студенток, занимающихся спортом.

Ключевые слова: образ физического «Я», рефлексия, личностная рефлексия, спортивная деятельность.

Annotation

Objective of the study was to identify the relationship between physical Self image and personal reflection in sporting female students. Methods and structure of the study. The study was carried out in 2018/2019 and involved the 18-22 year-old humanitarian female students of Moscow engaged in various sports (n=100). The following methods were applied during the study: "Interpretation and evaluation of the appearance components" questionnaire by V.A. Labunskaya and E.V. Belugina, "Level of personal reflection" methodology by O.I. Kayasheva, "Interpretation and evaluation of the appearance components" questionnaire (version for women), mathematical statistics (Spearman's rank correlation) method used to determine the relationships between the components of the female university students' physical Self image and personal reflection. Results and conclusions. The sporting female students were characterized by a higher self-assessment of own physical Self image in the present as opposed to the past; a discrepancy between the self-assessment of their body in terms of its compliance with ideal, while maintaining a positive view of own appearance; adequate evaluation of the body scheme. The girls were found to have a moderately positive and positive self-assessment of their face, appearance, look, and expressive behavior; average and high levels of personal reflection. The study enabled to identify significant relationships between the individual components of physical Self image (self-assessment of the face and expressive behavior) and personal reflection of sporting female students.

Keywords: physical Self image, reflection, personal reflection, sports activity.

Введение. Физический образ «Я» личности непосредственно связан с телесными характеристиками человека и входит в общую структуру Я-концепции, влияет на принятие человеком самого себя. [6]. Образ физического «Я» может становиться значимым ресурсом личности и основой для

успешности человека в учебной, профессиональной и других сферах. Благодаря ощущению собственного тела формируется субъектность человека, поскольку тело позволяет определять собственные границы и факт взаимодействия с окружающим миром. Образ физического «Я» представляет

собой социальный феномен и отличается по внешним критериям привлекательности, проявляющимся в гармоничном сочетании анатомических и функциональных характеристик человека. В процессе социализации субъект не только усваивает социальный опыт, адаптируется к условиям социальной жизни, он преломляет внешний опыт через свой уже сложившийся социальный опыт, преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации, формируя образ собственного «Я» [5, 7].

Образ физического «Я» - сложное явление, включающее в себя когнитивные, поведенческие и эмоциональные компоненты, на его развитие в студенческом возрасте влияют различные факторы, среди которых одно из ведущих мест занимает спортивная деятельность [2]. Осознавание человеком своего физического образа «Я» представляет собой познавательный процесс, включающий осознавание схемы тела, половой принадлежности и внешности. Женщины, в том числе в период студенчества, чаще испытывают различные социокультурные влияния при формировании образа физического «Я», обусловленные идеализацей внешней привлекательности и необходимостью соответствовать определенным критериям [1].

Личностная рефлексия (самопознание человеком своих психических актов и состояний) непосредственно связана с образом физического «Я» женщин и как смысловой центр внутренней реальности личности и всей ее жизнедеятельности направлена на самого человека [4]. Несмотря на актуальность проблемы, исследований образа физического «Я» женщин, занимающихся спортом, в связи с феноменом личностной рефлексии проведено недостаточно, что обуславливает необходимость осуществления работы в данном направлении.

Цель исследования - выявить взаимосвязь образа физического «Я» с уровнем личностной рефлексии у студенток, занимающихся спортом.

Методика и организация исследования. В 2018/2019 г в исследовании приняло участие 100 студенток гуманитарного профиля подготовки в возрасте от 18 до 22 лет, обучающихся в вузах Москвы (Российский университет транспорта, Российский государственный гуманитарный университет, Московский финансово-промышленный университет «Синергия») и занимающихся различными видами спорта. В исследовании использовались анкетирование и метод тестирования (опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В. А. Лабунской и Е. В. Бе-лугиной [3] и методика «Уровень личностной рефлексии» О. И. Каяшевой) [2]. Опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» (женский вариант) предполагает оценку своей внешности участниками

(оценка лица, телосложения, внешнего облика - прически, косметики, одежды, украшений), выразительного поведения, дополнительно предлагается оценка ряда утверждений о том, что любит или не любит человек (фотографироваться, смотреть на себя в витрины, зеркало, сниматься на видеокамеру и др.). Методика «Уровень личностной рефлексии» О. И. Каяшевой позволяет выявить низкий, средний и высокий уровни личностной рефлексии у опрашиваемых. Дополнительно нами применялся метод математической статистики - коэффициент ранговой корреляции Спирмена г5 для выявления взаимосвязей между компонентами образа физического «Я» студенток вуза и уровнем личностной рефлексии.

Результаты исследования и их обсуждение. Ответы студенток на авторскую анкету позволили определить, что регулярно занимаются спортом (не менее 2 раз в неделю) все студентки (танцы, легкая атлетика, волейбол, баскетбол, плавание, гимнастика), более одного вида спорта выбрали 30 % обучающихся. При временной оценке образа физического «Я» отмечалась тенденция к более высокой его оценке в настоящем, чем в прошлом («до вуза была полной, сейчас стала стройной», «сейчас больше забочусь о себе, чем раньше, хожу три раза в неделю в спортзал» и др.). Расхождения отмечаются между оценкой соответствия своего тела с идеальными представлениями у 80 % студенток, тем не менее оценка своей внешности и оценка внешности значимым окружением в основном являются положительными у 81 %. Адекватная оценка схемы своего тела характерна для 93 0% студенток, основные искажения связаны с ответами по оценке размеров головы, что предположительно обусловлено высокими умственными нагрузками обучающихся в вузах.

Для студенток характерны среднеположительная и положительная оценки своего образа физического «Я» (опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В. А. Лабунской, Е. В. Белугиной) (табл. 1). Лицо студентками вузов в основном оценивается среднепо-ложительно и положительно; оценка своего тела, телосложения девушками является более сложной, 15 0% студенток отмечают недовольство плохим сложением, непропорциональностью и несексуальностью, непривлекательностью и другими характеристиками; тем не менее в основном отмечается тенденция к среднеположительной и положительной оценкам.

Оценка оформления внешнего облика (прически, косметики, одежды, украшений) близка к первому блоку, внешний облик оценивается среднеположительно и положительно большинством девушек. Оценка выразительного поведения (жестов, мимики, походки, взгляда) характеризуется средне-положительно и положительно, отмечается высокая положи-

Таблица 1. Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика, %

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Оценка Блок 1. Оценка лица Блок 2. Оценка внешности (свое тело,телосложение) Блок 3. Оценка оформления внешнего облика Блок 4. Оценка выразительного поведения

Отрицательная 0 15 3 9

Среднеположительная 37 63 54 32

Положительная 54 20 40 49

Высокая позитивная 9 2 3 10

Таблица 2. Взаимосвязи компонентов внешнего облика и личностной рефлексии студентов (определены с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена г )

Параметры Блок 1. Оценка лица Блок 2. Оценка внешности (свое тело, телосложение) Блок 3. Оценка оформления внешнего облика Блок 4. Оценка выразительного поведения

Личностная рефлексия 0,446 -0,251 -0.253 -0,372

28

http://www.teoriya.ru

№9 • 2020 Сентябрь | БеГетЬег

тельная оценка своей грациозности, гармоничности, выразительности, естественности и других компонентов блока 4 - у 10 % девушек и отрицательная - у 9 %.

Результаты методики «Уровень личностной рефлексии» О. И. Каяшевой показали, что у 78 0% студенток выявлен средний уровень личностной рефлексии и у 22 0% - высокий. При высоком уровне личностной рефлексии отмечается развитое самопонимание студентками особенностей своего характера и поведения, склонность к самоанализу и анализу конфликтных ситуаций. При среднем уровне личностной рефлексии отмечаются отдельные сложности с самопониманием и пониманием других людей в конфликтных ситуациях.

Для подтверждения существования взаимосвязей между образом физического «Я» студенток с их уровнем личностной рефлексии применялся метод математической статистики -коэффициент ранговой корреляции Спирмена г8. Нами была определена статистически значимая взаимосвязь между оценкой лица и уровнем личностной рефлексии студентов (Г= 0,446). Лицо выполняет ряд значимых функций от идентификации личности до установления контактов с другими людьми. Согласно проведенному нами опросу для студенток лицо является в том числе показателем принятия себя и показателем их самооценки (табл. 2).

Между оценкой внешности (своего тела, телосложения) и уровнем личностной рефлексии, между оценкой оформления внешнего облика и уровнем личностной рефлексии значимых корреляций не выявлено. Студентки считают, что оформление внешнего облика является важным, но при этом необходимо учитывать, что данный аспект важен только в начале установления коммуникации, в дальнейшем окружающие ориентируются на другие характеристики партнера по общению (коммуникативную компетентность, эрудицию и др.). Между оценкой выразительного поведения и уровнем личностной рефлексии определена значимая корреляция (гв=-0,372). Корреляция является обратной, что может свидетельствовать о том, что выразительность движений менее выражена у студентов с высоким уровнем личностной рефлексии, поскольку они склонны контролировать свое поведение и менее спонтанны.

Выводы. Для студенток, занимающихся спортом, характерны более высокая оценка своего образа физического «Я» в настоящем, чем в прошлом; расхождения между оценкой соответствия своего тела идеальным представлениям при сохранении положительной оценки своей внешности; адекватная оценка схемы тела. У девушек выявлены среднеполо-жительная и положительная оценки своего лица, внешности, оформления внешнего облика и выразительного поведения;

средний и высокий уровни личностной рефлексии. В исследовании были определены значимые взаимосвязи между отдельными компонентами образа физического «Я» (оценкой лица, оценкой выразительного поведения) и уровнем личностной рефлексии студенток, занимающихся спортом.

Литература

1. Варлашкина Е.А. Гендерные особенности образа физического «Я» / Е.А. Варлашкина, М.М. Буланбаева // Вестник Омского университета. - 2012. - № 2. - С. 4-12.

2. Каяшева О.И. Развитие личностной рефлексии клиентов в процессе психологического консультирования и психокоррекции / О.И. Каяшева. - СПб.: НИЦ АРТ, 2015. - 273 с.

3. Лабунская В.А. Методика «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» / В.А. Лабунская, Е.В. Белугина. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// megapredmet.ru/1-35966.html (дата обращения 07.04.2019).

4. Семенов И.Н. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Исследование проблем творчества. - М.: Наука, 1983. - С. 154-182.

5. Тхостов А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхостов. - М.: Смысл, 2002. - 287 с.

6. Черкашина А.Г. Методика исследования самоотношения к образу физического «Я» / А.Г. Черкашина // Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2008. - № 2 (4). - С. 71-89.

7. Эльмурзаев М.А. Социальный аспект адаптационно-восстановительной модели физической рекреации / М.А. Эльмурзаев, С-А. М. Аслаханов, А.И. Коваленко // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 4. - С. 34-36.

References

1. Varlashkina E.A., Bulanbaeva M.M. Gendernye osobennosti obraza fizicheskogo «Ya» [Gender features of physical self-image]. Vestnik Omskogo universiteta. 2012. No. 2. pp. 4-12.

2. Kayasheva O.I. Razvitie lichnostnoy refleksii klientov v protsesse psikhologicheskogo konsultirovaniya i psikhokorrektsii [Development of personal reflection of clients in psychological counseling and psychocorrection process]. St. Petersburg: ART publ., 2015. 273 p.

3. Labunskaya V.A., Belugina E.V. Metodika «Otsenochno-soderzhat-elnaya interpretatsiya komponentov vneshnego oblika» [Methodology "Evaluative and meaningful interpretation of appearance components"]. [Electronic resource]. Available at: https://megapredmet. ru/1-35966.html (date of access 07.04.2019).

4. Semenov I.N., Stepanov S.Yu. Problema predmeta i metoda psihkologicheskogo izucheniya refleksii [Problem of subject and method of psychological study of reflection]. Issledovanie problem tvorchestva [Study of creativity problems]. M.: Nauka publ., 1983. pp. 154-182.

5. Thostov A.Sh. Psikhologiya telesnosti [Psychology of Physicality]. M.: Smysl publ., 2002. 287 p.

6. Cherkashina A.G. Metodika issledovaniya samootnosheniya k obrazu fizicheskogo «Ya» [Methodology of study of self-relation to physical self-image]. Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. 2008. No. 2 (4). pp. 71-89.

7. Elmurzaev M.A., Aslakhanov S-A.M., Kovalenko A.I. Sotsialny aspekt agitatsionno-vosstanovitelnoy modeli fizicheskoy rekreatsii [Physical Adaptation and rehabilitation model: social aspect]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. # 4. pp. 34-36

В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ.

Метание копья в легкой атлетике - одна из самых сложных технических дисциплин этого вида спорта. Большую роль в достижении высоких результатов спортсмена играют скорость, слаженность координации движений и способ выполнения финального усилия при разгоне.

Решению этих проблем посвящена статья серебряного призера Олимпийских игр по легкой атлетике (метание копья), заслуженного мастера спорта Марии Васильевны Абакумовой, выполненная в соавторстве с д.п.н., д.б.н. К.Д. Чермитом и к.п.н. А.Г. Заболотним (Майкоп).

Авторами на основе применения оптической системы трехмерного видеоанализа движений спортсменов определена фазовая структура финального усилия, а также порядок действий по генерации скорости угловых перемещений. Полученные данные позволили авторам классифицировать технику финального усилия на два способа - технику метания отскоком и технику метания наскоком.

Результаты научных исследований, основанные на фактах и опыте чемпионки, помогут нынешним тренерам определить новый вектор развития технических возможностей в тренировочном процессе метателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.