Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И БУЛЛИНГА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И БУЛЛИНГА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
буллинг / нравственные ценности / буллинг в школе / диагностика буллинга / младший школьный возраст / bullying / moral values / bullying in school / features of moral / diagnosis / moral values / primary school age

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ибрагимова А.Р., Япарова О.Г.

Курсовая работа посвящена теме «Взаимосвязь нравственных ценностей и буллинга в младшем школьном возрасте. В работе анализируются подходы к понимаю «нравственных ценностей» и «буллинга» в трудах зарубежных и отечественных психологов. В работе приводятся результаты исследования и корреляционного анализа взаимосвязи нравственных ценностей и буллинга. Работа представляет интерес с точки зрения психологии. Работа содержит 57 листов текста, 8 таблиц, 4 приложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ибрагимова А.Р., Япарова О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF MORAL VALUES AND BULLYING IN PRIMARY SCHOOL AGE

The course work is devoted to the topic "The relationship of moral values and bullying in primary school age. The paper analyzes approaches to understanding "moral values" and "bullying" in the works of foreign and domestic psychologists. The paper presents the results of a study and a correlation analysis of the relationship between moral values and bullying. The work is of interest from the point of view of psychology. The work contains 57 sheets of text, 8 tables, 4 appendices.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И БУЛЛИНГА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 37 Ибрагимова А.Р., Япарова О.Г.

Ибрагимова А.Р.

магистрант ИНПО Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан Россия)

Япарова О.Г.

доцент, канд. психол. наук, ИНПО Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан Россия)

ВЗАИМОСВЯЗЬ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И БУЛЛИНГА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: курсовая работа посвящена теме «Взаимосвязь нравственных ценностей и буллинга в младшем школьном возрасте. В работе анализируются подходы к понимаю «нравственных ценностей» и «буллинга» в трудах зарубежных и отечественных психологов. В работе приводятся результаты исследования и корреляционного анализа взаимосвязи нравственных ценностей и буллинга. Работа представляет интерес с точки зрения психологии. Работа содержит 57 листов текста, 8 таблиц, 4 приложения.

Ключевые слова: буллинг, нравственные ценности, буллинг в школе, диагностика буллинга, младший школьный возраст.

Каждый человек является личностью и достоин уважительного отношения к себе. Это уважение начинается с достойного отношения окружающих к человеку. Самоуважение является неотъемлемой чертой личности, оно зарождается с самого юного возраста, поэтому очень важно, чтобы дети росли и развивались в доброжелательной атмосфере, атмосфере уважения. При формировании самоуважения и самооценки большую роль

играет не только семья, но окружающие сверстники. Гармоничные отношения с ровесниками, наличие такой необходимой для детей референтной группы (общности сверстников, чьи ценности и суждения они разделяют и принимают) очень сильно влияют на статус ребенка в коллективе.

В настоящее время все чаще учителя начальных классов сталкиваются во время работы с угрозами, насмешками, травлей, агрессией и насилием между обучающимися в детском коллективе.

Поэтому исследование посвящено теме «буллинга», так как является одной из наиболее распространенных негативных проблем в современных школах, которая создает психологическую напряженность в образовательной среде, угрозы психологической безопасности, риски виктимного поведения.

Объектом исследования стали нравственные ценности как этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни.

Теоретико-методологической основой исследования стали: положение Н. И. Пирогова о том, что нравственные ценности это совокупность этических идеалов, следствие развития личности, положение Д. А. Леонтьева о том, что ценности - подлинно функционирующие регуляторы деятельности индивидов, воздействующие на поведение независимо от их воссоздания в сознании, не отвергающие существование не совпадающих с ними как по содержанию, так и по психологической натуре сознательных убеждений или представлений субъекта о своих ценностях, положение Л. М. Архангельского о том, что нравственные ценности - фактор мотивации поведения человека, основа его личностного выбора и социальных поступков, положение И. С. Кона о том, что буллинг - это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

В начале ХХ века проблема ценностей была перемещена в сферу конкретно-научных исследований. К числу психологов, глубоко исследовавших данный вопрос в этот период, относятся В. Франкл, Г. Олпорт, Л. Кольберг, А. Маслоу, М. Рокич, Э. Фромм и другие исследователи. Среди отечественных

ученых можно выделить В. А. Ядова, В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, В. П. Тугаринова и других.

Для выявления взаимосвязи нравственных ценностей и буллинга в младшем школьном возрасте, нами были использованы следующие методики: Диагностика уровня принятия или непринятия младшими школьниками нравственных ценностей, Н. Е. Богуславской, Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви, Анкета «Буллинг-структура», Е. Г. Норкиной, Методика определения уровня комфортности обучающихся «Круги» Н.Е. Щуркова.

Испытуемыми в нашем исследовании были 52 ученика начальной школы, возраст 10-11 лет.

Результаты по методике «Уровень принятия или непринятия младшими школьниками нравственных ценностей, Н. Е. Богуславской показал, что у школьников наименее выражен высокий уровень принятия младшими школьниками нравственных норм по сравнению со средним и высоким уровнями (10 % против 50 % и 40 % соответственно).

По методике «Незаконченные предложения» Сакса-Леви анализ полученных результатов показал, что у школьников наименее выражен высокий уровень принятия младшими школьниками нравственных норм по сравнению со средним и высоким уровнями (8 % против 52 % и 40 % соответственно).

Результаты по анкете «Буллинг-структура» Е. Г. Норкиной показали, что у школьников наименее выражен показатель «инициатор» (8%) и «помощник инициатора» (10%), наиболее выражен показатель «наблюдатель» (50%).

Результаты по методике определения уровня комфортности обучающихся «Круги» Н.Е. Щурковой показали, что у школьников наименее выражен высокий уровень комфортности по сравнению со средним, ниже среднего и высоким уровнями (10 % против 40 %, 31 % и 19% соответственно).

В эмпирической части работы, с помощью корреляционного анализа, мы выявили взаимосвязь нравственных ценностей и буллинга в младшем школьном возрасте, а именно:

- При выраженной роли инициатора в ситуациях буллинга уровень нравственных ценности низкий, а уровень комфортности средний и высокий, им нравится такая ситуация и условия. Тем самым, при проявлении высокой агрессивности, повышается ощущение радости, удовлетворения от общественной деятельности, но чувство сострадательности, честности, порядочности, самообладания, благородства не имеют значимости.

- Чем более выражена роль помощника в ситуациях буллинга, тем ниже уровень нравственных ценностей у младших школьников и выше уровень комфортности. Тем самым, в случае если младшие школьники помогают и подражают обидчику, это снижает их нравственные ценности, а именно сострадательность, честность, порядочность, самообладание, благородство и другие.

- У защитников жертвы более высокий уровень комфортности и высокий уровень нравственных ценностей, эти дети способны проявлять чувство сострадательности, честности, порядочности, самообладания, благородства и другие, имеют авторитет среди других детей.

- У жертв как правило низкий уровень комфортности и средний уровень нравственных ценностей, при роли жертвы у детей снижается способность к проявлению эмпатии, чувства сострадательности, честности, порядочности, самообладания, благородства и др. Чем более выражена роль жертвы, также тем ниже уровень нравственных ценностей младших школьников. Тем самым, в случае если младшие школьники подвержены депрессии и тревоге, то их эффективное взаимодействие со сверстниками снижается.

- У наблюдателей в ситуациях буллинга, как правило, средний уровень нравственных ценностей и средний уровень комфортности. Тем самым, чем чаще младшие школьники наблюдают ситуации буллинга, тем ниже их уровень нравственных ценностей.

в результате чего, наша гипотеза о том, что, существует взаимосвязь нравственных ценностей и буллинга в младшем школьном возрасте, а именно: чем выше уровень нравственных ценностей, тем меньше показатели буллинга в школе, нашла свое подтверждение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Авдулова, Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте практ. пособие / Т. П. Авдулова. - Москва: Юрайт, 2020.- 346 с. - Текст: непосредственный;

2. Бегидова, С.Н. Школьный буллинг и его профилактика / С.Н. Бегидова, Ш.А. Хабаху//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2022. - № 2. (298)- С. 13- 23. - Текст: непосредственный;

3. Власова, М.А. Буллинг в современной образовательной среде/М.А. Власова//Скиф. Вопросы студенческой науки. -2019.- № 3 (31). -С. 15-17. -Текст: непосредственный

Ibragimova A.R., Yaparova O.G.

Ibragimova A.R.

Khakass State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia)

Yaparova O.G.

Khakass State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia)

THE RELATIONSHIP OF MORAL VALUES

AND BULLYING IN PRIMARY SCHOOL AGE

Abstract: the course work is devoted to the topic "The relationship of moral values and bullying in primary school age. The paper analyzes approaches to understanding "moral values" and "bullying" in the works of foreign and domestic psychologists. The paper presents the results of a study and a correlation analysis of the relationship between moral values and bullying. The work is of interest from the point of view of psychology. The work contains 57 sheets of text, 8 tables, 4 appendices.

Keywords: bullying, moral values, bullying in school, features of moral, diagnosis, moral values, primary school age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.