Научная статья на тему 'Взаимосвязь нарушений пищевого поведения и представлений подростков об их родителях'

Взаимосвязь нарушений пищевого поведения и представлений подростков об их родителях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1670
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ / EATING DISORDERS / ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АНОРЕКСИЯ / ANOREXIA / БУЛИМИЯ / BULIMIA / КОМПУЛЬСИВНОЕ ПЕРЕЕДАНИЕ / COMPULSIVE OVEREATING / СЕМЬЯ / FAMILY / СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / FAMILY EDUCATION STYLES / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ВЗАИМОСВЯЗЬ НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И МНЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ОБ ИХ РОДИТЕЛЯХ / THE RELATIONSHIP OF EATING DISORDERS AND THE OPINIONS OF ADOLESCENTS ABOUT THEIR PARENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хатыпова Алиса Сергеевна, Чухрова Марина Геннадьевна

В статье рассматривается связь нарушений пищевого поведения и представлений подростков об их родителях. В теоретической части статьи рассматривается понятие нарушений пищевого поведения, виды нарушений пищевого поведения. Также, рассмотрены особенности представлений подростков об их родителях, их важность в процессе социализации и становления личности.В практической части статьи представлены результаты эмпирического исследования по данной теме.Описаны база исследования, выборка, методики и найденные взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship between eating disorders and teenagers'' views about their parents

The article deals with the relationship between eating disorders and teenagers' beliefs about their parents. In the theoretical part of the article, the concept of eating disorders, the types of eating disorders, and the features of diagnosing disorders are considered. Also, the features of teenagers' representations about their parents, their importance in the process of socialization and the formation of personality are considered.The practical part of the article presents the results of an empirical study on this topic. The research base, the sample, the methodologies and the interrelations found are described.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь нарушений пищевого поведения и представлений подростков об их родителях»

Взаимосвязь нарушений пищевого поведения и представлений подростков об их

родителях

The relationship between eating disorders and teenagers' views about their parents

Хатыпова Алиса Сергеевна

Студент 4 курса Факультет психологии Новосибирский государственный педагогический университет

Новосибирск e-mail: a khatypova@,mail.ru

Khatypova Alisa Sergeevna

Student 4 term Faculty of psychology Novosibirsk State Pedagogical University

Novosibirsk e-mail: a khatypova@mail.ru

Научный руководитель Чухрова Марина Геннадьевна

доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии личности и специальной психологии

Новосибирский государственный педагогический университет

Новосибирск e-mail: mba3@ngs.ru

Scientific adviser Chukhrova Marina Gennadievna

Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Personality Psychology and Special Psychology

Novosibirsk State Pedagogical University

Novosibirsk e-mail: mba3@ngs.ru

Аннотация.

В статье рассматривается связь нарушений пищевого поведения и представлений подростков об их родителях. В теоретической части статьи рассматривается понятие нарушений пищевого поведения, виды нарушений пищевого поведения. Также, рассмотрены особенности представлений подростков об их родителях, их важность в процессе социализации и становления личности.

В практической части статьи представлены результаты эмпирического исследования по данной теме. Описаны база исследования, выборка, методики и найденные взаимосвязи.

Annotation.

The article deals with the relationship between eating disorders and teenagers' beliefs about their parents. In the theoretical part of the article, the concept of eating disorders, the types of eating disorders, and the features of diagnosing disorders are considered. Also, the features of teenagers' representations about their parents, their importance in the process of socialization and the formation of personality are considered.

The practical part of the article presents the results of an empirical study on this topic. The research base, the sample, the methodologies and the interrelations found are described.

Ключевые слова: нарушения пищевого поведения, пищевое поведение, анорексия, булимия, компульсивное переедание, семья, стили семейного воспитания, подростки, взаимосвязь нарушений пищевого поведения и мнений подростков об их родителях.

Key words: eating disorders, anorexia, bulimia, compulsive overeating, family, family education styles, adolescents, the relationship of eating disorders and the opinions of adolescents about their parents.

В прошлом веке, в научном мире бытовало мнение, что процент заболевших нарушениями пищевого поведения около 2-3% от населения Земли. В XXI веке, когда пищевая промышленность растет быстрыми темпами, а большая часть людей живет в относительном изобилии пищи, количество людей с нарушениями

составляет уже 46%. Стоит согласиться, что это уже весомая цифра, которая заставляет задуматься современный мир науки, а что же всё-таки делать с данными нарушениями и как они функционируют.

Опасность этих нарушений таится в том, что симптомы часто бывают незаметными, семья, близкие, даже не догадываются об их наличии. Больные булимией или анорексией на начальной стадии, часто имеют нормальный вес, а резкая потеря веса, может казаться лишь успешной пробой диет.

Нарушения пищевого поведения - это своеобразный способ уйти от реальности, приспособиться к тяжелой жизненной ситуации или устранить стресс, с помощью фиксации своего внимания на еде. По механизму протекания нарушения, делится на переедание и голодание. Если переедание - это бесконтрольное поедание пищи и отсутствие осознанности в питании, то голодание - это добровольный отказ от пищи с целью получения идеальной фигуры. [3]

С точки зрения медицины, существует классификация расстройств пищевого поведения, она представлена в «Международной классификация болезней МКБ-10»:

Класс: Психические расстройства и расстройства поведения.

Блок: Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами.

Нервная анорексия (Б50.0) - связанна с резкой потерей веса при помощи голодания, намеренного вызова рвоты и приема слабительных препаратов. Также, часть больных анорексией, сидели на аноректиках (подавители аппетита) и антидепрессантах группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (Флуоксетин, Прозак), которые негативным образом отражались на их здоровье.

Нервная булимия (Б50.2) - при проявлении серьезной потери массы тела при нет, вес колеблется в пределах +/- 5 килограмм из-за того, что приступы переедания чередуются с ограничительным поведением, которое, в свою очередь, направлено на переход к минимальному весу.

Типология приступов булимии: абортивные, серийные, манифестные, обсессивные, дистимические, компульсивные.

Психогенное (компульсивное) переедание (Б50.4) - это периоды переедания, проявляющееся в стрессовых, тревожных, травмирующих ситуациях, когда человек в настолько подавленном состоянии, депрессии, что пища становится единственным источником утешения. [1]

Подростки - одна из уязвимых групп, которая может быть подвержена нарушениям пищевого поведения. В России, по данным ассоциации детских диетологов, нарушениями пищевого поведения страдают дети от 11 до 17 лет. Чаще всего нарушениям пищевого поведения подвержены девушки. [4]

Причины возникновения пищевых расстройств кроются не только в условиях окружающего общества. Существует фактор, исходящий из самого детства: детско-родительские отношения способны формировать пищевое поведение у детей. Именно первичный социальный контакт, а это контакт с матерью, прививает отношение к еде, вырабатывает дальнейшие привычки.

А.Е. Личко выделяет шесть типов семейного воспитания подростков, провоцирующие негативные проявления характера:

1. Гипопротекция (гипоопека) - отсутствие необходимой заботы о ребенке, недостатком контроля, он предоставлен самому себе. Такое отношение приводит к асоциальному поведению.

2. Доминирующая гиперпротекция (гиперопека) - навязчивая забота, чрезмерная опека и контроль, подавление у ребенка чувства ответственности, умения постоять за себя. В другом случае, проявляется стремление к эмансипации.

3. Потворствующая гиперпротекция - стремление удовлетворить все желания ребенка, присвоение роли «кумира» в семье. Ребенок вырастает с завышенным уровнем притязаний, который не соответствует его возможностям.

4. Эмоциональное отвержение - непринятие ребенка во всех его проявлениях, игнорирование его потребностей. Разделяется на скрытое эмоциональное отвержение и на явное. При явном, ребенку напрямую говорят о его ненужности, неуместности. При скрытом, это завуалировано насмешками или наигранной заботой. Может приводить к развитию соответствующих психопатий.

5. Тип патогенного воспитания: «жестокие взаимоотношения» -характеризуется не только эмоциональной холодностью, но и, в открытой форме, побоями и насилием. Наиболее отрицательное воздействие на ребенка.

6. Повышенная моральная ответственность - ребенку прививается чувство долга, ответственности за благополучие своей семьи, не по возрасту. Часто из таких детей вырастают потенциальные лидеры и они стремятся к доминированию над другими. [2]

Таким образом, выбранный родителями стиль воспитания во многом определяет будущее ребенка, формируя его личность. Для достижения успеха в воспитании, стоит выбрать наиболее продуктивный стиль, который позволит ребенку вырасти адекватной и здоровой личностью.

Но есть проблема всех эмпирических исследований, направленных на выявление стиля семейного воспитания в семье. Специфика подросткового возраста состоит в том, что здесь всё происходящее в окружении гиперболизируется, то есть преувеличивается. И если родители/родитель ребёнка объективно проявляет достаточное количество внимания, заботы, то для подростка всё может быть совершенно иначе. Можно сказать, что одно из частых выражений в этом возрасте: «Родители меня не любят».

Когда мы тестируем лишь ребёнка, нужно учитывать, что эти данные являются достоверными лишь для ребёнка, являясь по сути, в некотором роде, его фантазиями на тему того, какие у него отношения в семье.

Выборку эмпирического исследования составили ученики 8-9 классов МБОУ Пашинской средней школы №70 г. Новосибирска, в возрасте 14-16 лет, в количестве 40 человек. Тестируемых мужского пола - 11 человек, женского пола - 29 человек.

Нами были использованы психодиагностические методики на выявление нарушений пищевого поведение («Шкала оценки пищевого поведения» и «Голланский опросник пищевого поведения»), на определение стилей семейного воспитания («Шкала оценки семейного окружения») и на определение представлений ребёнка о его родителях/родителе («Подростки о родителях»).

Нами был проведен статистический анализ исследования, который позволил выявить 16 прямых взаимосвязей и 3 обратно пропорциональных между нарушениями пищевого поведения и стилями семейного воспитания. Ниже представлена часть результата в виде наиболее сильных полученных взаимосвязей:

1. Связь между параметрами «Эмоциогенное пищевое поведение» и «Сплоченность», говорит о том, участливость семьи к проблемам друг друга способствует формированию здоровых пищевых привычек. Ребенку, который достаточно выражает себя эмоционально, нет надобности искать удовлетворения в пище.

2. Между шкалами «Непоследовательность» и «Интероцептивная некомпетентность» есть сильная взаимосвязь. Возможно, родитель то принимает ребенка таким, какой он есть, то отвергает его, применяя другие, более авторитарные стили воспитания, блокирует в ребёнке навыки интероцептивного восприятия.

3. Между шкалами «Стремление к худобе» и «Директивность» взаимосвязь означает то, что родитель, отстраненный от воспитания, не способствует тому, чтобы у ребенка сформировался адекватный образ его тела.

4. Сильная связь между шкалами «Директивность» и «Булимия»: родитель не чувствует, когда следует перестать кормить ребенка, «закармливает» его, может произойти фиксация на переедании.

5. Взаимосвязь «Экспрессивности» и «Стремления к худобе» показывает, что ребенок может быть чрезмерно озабочен своим весом, иметь неадекватную оценку своего тела, не любить себя из-за резких высказываний родителей насчет его внешнего вида.

Теоретический анализ литературных источников по теме нарушений пищевого поведения и представлений подростков об их родителях, а также проведение эмпирического исследования по поиску взаимосвязей, позволили сделать вывод, что существует взаимосвязь между тем стилем семейного воспитания, которые выбирают родители и склонностью к появлению нарушений пищевого поведения. Исходя из этого, нами была достигнута цель исследования и подтверждена гипотеза.

Список используемой литературы:

1. Крылов В.И. Психопатология пищевого поведения: нервная анорексия и нервная булимия. Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина. 2007; 02: 12-17

2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — СПб.: СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2010. — С. 8. — 256 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9268-0828-6.

3. Малкина-Пых И.Г. Терапия Пищевого Поведения// И.Г. Малкина-Пых. — 2007. — 1300.

4. Минирт Ф., Майер П. Наркотик под названием еда. // М., Триада. — 2009. — 364с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.