Научная статья на тему 'Взаимосвязь направлений дополнительного образования через техническое творчество'

Взаимосвязь направлений дополнительного образования через техническое творчество Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
874
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ТЕХНИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонов Е.В.

В данной статье рассматриваются основные направления дополнительного образования через призму технического творчества. Тематика направлена на интеграцию технического и различных других направлений с целью воспитать и сформировать разносторонне развитую личность в условиях современного информационного общества. В каждом из направлений дополнительного образования выделены области практического применения технических навыков. Важной составляющей статьи является рассмотрение перспективы профессионального самоопределения личности. Материал рекомендован педагогам, методистам, руководителям систем дополнительного образования, педагогам, повышающим квалификацию, преподавателям профессиональной переподготовки по программам дополнительного профессионального образования, родителям и учителям образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь направлений дополнительного образования через техническое творчество»

3. Ермоленко В. А. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях : пособие для работников системы образования / В. А. Ермоленко, Р. Л. Перченок, С. Ю. Черноглазкин. М. : Российская академия образования. Институт теории образования и педагогики, 1999. 228 с.

4. Жукова Е. А. Высокие технологии: между наукой и чудом // Вестник Томского педагогического университета. 2012. № 5(120). С. 221-228.

5. Комаров Б. А. Развитие современного школьного образования и междисциплинарное взаимодействие // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 1. С. 100-104.

6. Концепция «общества знания» в современной социальной теории : сб. науч. трудов / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. отд. социологии и социал. психологии ; отв. ред. Д. В. Ефременко. М., 2010. 234 с.

7. Смирнов Д. В. Социально-профессиональные пробы учащихся в туристско-краеведческой деятельности // Педагогическое образование и наука. 2008. № 8. С. 59-64.

8. Сноу Ч. П. Две культуры и научная революция. URL: http://otnos.ru/ Вари-ант_Ч_П_Сноу_Две_культуры_и_научная_революция^р дата доступа: 11.12.2017.

9. Шваб К. Четвертая промышленная революция: пер. с англ. М. : Изд-во «Э», 2016. 208 с.

10. Шутшар Б. Школьные музеи Европы: многообразие подходов / пер. с англ. В. Г. Ананьев // Вопросы музеологии. 2012. № 2. С. 80-96.

11. Школьные музеи Нижегородской области. URL: http://turcentrnn.ru/deyatel_nost/muzei/shkol_nye_muzei_obrazovatel_nyh_uchrezhdenij_ni zhegorodskoj_oblasti/profili_shkol_nyh_muzeev_nizhegorodskoj_oblasti / дата доступа: 14.12.2017.

Е. В. Тихонов

Взаимосвязь направлений дополнительного образования через техническое творчество

В данной статье рассматриваются основные направления дополнительного образования через призму технического творчества. Тематика направлена на интеграцию технического и различных других направлений с целью воспитать и сформировать разносторонне развитую личность в условиях современного информационного общества. В каждом из направлений дополнительного образования выделены области практического применения технических навыков. Важной составляющей статьи является рассмотрение перспективы профессионального самоопределения личности. Материал рекомендован педагогам, методистам, руководителям систем дополнительного образования, педагогам, повышающим квалификацию, преподавателям профессиональной переподготовки по программам дополнительного профессионального образования, родителям и учителям образовательных организаций.

Ключевые слова: дополнительное образование, мотивация, применение технологий, профессиональное самоопределение, развитие личности, технические навыки, техническое направление, техническое творчество.

Современная система дополнительного образования открывает ребенку дополнительные возможности для получения качественного образования. В настоящее время дополнительное образование, являясь неотъемлемой частью системы образования, помогает обеспечить разностороннее развитие личности обучающегося, попробовать свои силы в различных направлениях и выбрать то, что будет ей интересно и также связано с выбором будущей профессии.

Согласно Статье 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»: «...дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей» [1].

Таким образом, дополнительное образование совместно с основным образованием направлено на формирование и воспитание гармонично развитой личности, совершенствование умений, раскрытие способностей и развитие талантов, а также последующее самоопределение в профессиональном плане [2].

В системе дополнительного образования выделяется шесть направлений:

• художественное ориентировано на раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка;

• техническое ориентировано на развитие технических и творческих способностей и умений обучающихся, организацию научно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения;

• туристско-краеведческое ориентируется на всестороннее развитие личности средствами образовательного туризма и краеведения;

• естественнонаучное ориентировано на развитие интереса учащихся к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, являясь основной частью непрерывного экологического образования;

• физкультурно-спортивное ориентировано на физическое совершенствование учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни;

• социально-педагогическое ориентировано на работу с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья, углубленное изучение предметных областей.

Техническая направленность включает следующие группы программ: техническое конструирование, моделирование и макетирование (в том числе робототехника), производственные технологии (в том числе технический дизайн, эргономика), мультимедиа и информационные технологии (технологии киноискусства, фототехнологии, программирование и дизайн сайтов), техническое творчество и инновационное предпринимательство (инновационные бизнес-технологии, проектная деятельность, исследовательская деятельность) [3]. Таким образом, становится очевидно, что данное направление является одним из самых перспективных благодаря его универсальности и взаимосвязи с другими направлениями.

Одной из основных особенностей технического творчества является его практическая направленность. Интеграция современных технологий во все сферы человеческой жизни открывает большой выбор тем для проектной деятельности обучающихся на дополнительных занятиях по данному направлению. Также можно утверждать, что техническое творчество не может существовать отдельно от других направлений, поскольку применение технологий обусловлено необходимостью достичь определенной цели. Иными словами, на занятиях технически творчеством обучающиеся получают возможность научиться рационально и эффективно решать практические задачи, возникающие в какой-либо иной сфере.

Дополнительное образование не накладывает ограничений на выбор тематики деятельности, преподаватель имеет возможность предложить несколько вариантов реализации проекта, а окончательный выбор обучающийся может сделать самостоя-

тельно. Таким образом, ребенок занимается в конечном итоге тем, что ему интересно, связывает в единое целое несколько направлений и получает практические навыки и способность выбирать инструмент для решения собственной практической задачи.

Данный механизм позволяет развить навыки практического применения теоретических знаний в самостоятельной исследовательской, конструкторской, творческой и трудовой деятельности и помогает в профессиональном самоопределении.

Применение технических навыков на занятиях художественной направленности

Художественно-эстетическое направление включает несколько видов деятельности, некоторые из них: резьба, роспись, выжигание по дереву, роспись по ткани и другие виды декоративно-прикладного искусства. Успешная реализация художественного проекта предполагает планирование этапов его выполнения. В современных условиях для упрощения решения некоторых промежуточных задач можно воспользоваться современными технологиями. Получив на кружке компьютерной графики навык работы в среде графического редактора или системы автоматизированного проектирования, можно упростить задачу построения декоративных элементов и орнаментов, особенно в случае необходимости сделать элементы симметричными. В графическом редакторе можно экспериментировать с цветом, менять изгибы линий, исправлять ошибки.

В перспективе полученные навыки можно применять на профессиональном уровне, создавая изображения для программируемых швейных машин.

Применение технических навыков на занятиях туристско-краеведческой направленности

Туристско-краеведческое направление предполагает такие виды деятельности, как создание и ведение музеев и выставок, краеведение, спортивное ориентирование, экологический туризм (смежная область с эколого-биологическим направлением), туристские походы и поездки.

Туристская деятельность предполагает также совершение походов и поездок. Планирование маршрута, времени остановок возможно с применением геоинформационных систем и интерактивных карт. При планировании продолжительного похода на занятиях по туризму обучающиеся определяют точки или места остановок, исходя из ресурсов на маршруте следования и наносят их на карту. При прохождении маршрута для установки палатки, сооружения укрытия, разведения костра актуальным становится навык конструирования, полученный на занятиях техническим творчеством.

В настоящее время сложно представить себе какое-либо туристское мероприятие без фото- или видеосъемки, если необходимо запечатлеть какие-либо объекты или события для последующей публикации. Невозможно представить фотографию в отрыве от какой-либо деятельности, события, происшествия, вида искусства. Ребенок, посещающий секцию туризма или фотокружок, может применять навыки, полученные на занятиях техническим творчеством, в своей туристской или фотодеятельности и совмещать их.

Программа кружка по фотоискусству обычно предполагает изучение основ композиции и построения изображения. Также рассматриваются способы съемки пейзажа, портрета, натюрморта, особенности съемки в городе, на природе, в помещении. Программа туристско-краеведческого кружка может предполагать проведение выставки или оформление музея фотографиями, которые произвели обучающиеся [4]. Качество фотосъемки при оформлении выставки не должно уходить на второй план, и важно с позиции преподавателя кружка по туризму и краеведению уделить вопросу качества фотографий должное внимание.

В текущих реалиях и широко известных социальных сетях публикация фоторабот обучающихся становится неотъемлемым показателем результативности своей

деятельности. Современные информационные технологии открывают возможность создания и проведения виртуальных экскурсий, проведения онлайн-конкурсов, создания собственных фотоальбомов. При высоком качестве опубликованных работ это открывает обучающемуся перспективу дальнейшего профессионального развития в направлении фотоискусства. Таким образом, навыки, приобретенные в кружке ШББ-дизайна или обработки фотоизображений средствами специализированного программного обеспечения, могут применяться при обучении на кружке по туристскому краеведению.

Полученные навыки работы с геоинформационными системами помогают грамотно спланировать поход и спрогнозировать возможные погодные явления. В то же время технические навыки необходимы как при планировании, так и в процессе следования по маршруту [5].

Применение технических навыков на занятиях естественнонаучной направленности

Любое целеполагание, как и основа научного исследования, содержит в себе исследовательскую деятельность, главной целью которой является освоение действительности и установление истины. В ходе данного вида деятельности развивается умение работать с информацией, формируется исследовательский стиль мышления, познавательная мотивация и исследовательские навыки.

Знания, полученные на занятиях технической направленности, находят широкое применение в исследовательской деятельности обучающихся. Сбор информации, выполнение расчетов, моделирования, прогнозирования, анализ и представление результатов не обходятся сегодня без применения технических средств, начиная с механизмов, оснащенных различными датчиками (движения, температуры, состава воздуха, воды и фиксации иных показателей), заканчивая программным обеспечением для создания моделей, построения графиков, установления зависимостей между явлениями и процессами. Такие умения, как планирование исследовательской деятельности, формирование представления о способах достижения цели исследования, владение различными инструментами и приемами сбора информации, в настоящее время являются актуальными для любого человека.

Основными этапами исследовательской деятельности являются [6]:

• Постановка цели исследования с последующим разбиением на задачи и выделением этапов исследования.

• Сбор данных. Данный этап включает выбор инструментов для осуществления сбора информации в зависимости от цели и характера исследования. Техническое направление (владение средствами сбора информации) играет немаловажную роль при проведении сбора информации.

• Анализ полученных данных. Эффективная обработка больших объемов данных, получаемых в ходе исследовательской деятельности, невозможна без применения современных технологий. Владение навыками работы с техническими устройствами значительно упрощают построение графиков, установление зависимостей, моделирование и прогнозирование.

• Представление результатов исследования. Наглядное представление результатов исследовательской работы также является областью пересечения технического и исследовательского направлений. Сегодня сложно представить научную конференцию, в ходе которой представляются исследовательские работы без аудиовизуального сопровождения. Грамотное представление результатов исследовательского проекта - основа его развития и продвижения.

Грамотно построенная исследовательская работа в рамках естественнонаучной направленности может стать основой большого профессионального проекта.

Так как естественнонаучное направление содержит предметные области основного общего образования, можно выделить почти каждое из них, где применяются или реализуются навыки технического направления деятельности.

Популярным и перспективным в настоящее время считается практическое применение знаний физико-математического направления, например в конструировании, моделировании, радиоэлектронике, фотоискусстве, робототехнике и многом другом.

В качестве примера области практического применения знаний в области технического творчества рассмотрим программы эколого-биологической направленности. Данное направление ориентируется на формирование и развитие познавательных умений обучающихся, развитие взаимопомощи и практическую природоохранную деятельность. В рамках реализации программы экологического воспитания нередко проводятся различные выставки плакатов, конкурсы, также возможно ведение сайтов и порталов экологической направленности, применение геоинформационных систем для моделирования и прогнозирования в ходе познавательной и исследовательской деятельности обучающихся.

В ходе изучения программы экологической направленности можно сочетать и с туристской деятельностью, с последующей публикацией обучающимися фотоотчета о результатах экологических походов в сети Интернет на тематических сайтах или порталах. Таким образом, очевидно, что техническое направление сегодня неизбежно сопровождает любую деятельность.

Кроме представления информации, полученной в ходе исследовательской эко-лого-биологической деятельности, прогнозирования и моделирования занятия техническим творчеством могут быть направлены на создание механизмов или технических приспособлений, которые будут помогать в решении некоторых небольших экологических проблем.

Робототехника - одно из направлений технического творчества, однако она находит практическое применение в различных областях. Главным является тот факт, что начальным этапом является целеполагание, а дальнейшим - создание соответствующего устройства, которое поможет быстро и эффективно достичь цели. В настоящее время экологическая ситуация в мире довольно непроста. Безусловно, предотвращение возникновения новых проблем также является важной задачей эколого-биологического направления, но при этом не стоит забывать о решении имеющихся проблем. Робототехника - перспективное направление, которое может помочь в данном вопросе. Создание модели робота, способного перемещаться по траектории и при этом выполнять несложную очистку территории, на занятиях по робототехнике в совокупности с правильной эколого-просветительской деятельностью может привести в конечном итоге к профессиональному созданию мощных роботов, обнаруживающих масляные пятна на поверхности Мирового океана, и роботов, выполняющих очистку воды.

При должном планировании деятельности обучающихся в течение учебного года, правильном выборе направлений развития ребенка можно укрепить его интерес, сформировать требуемый уровень мотивации и культуры, а также научить строить план действий для достижения практической цели. Обращаю внимание читателей, что при выборе любого из направлений в системе дополнительного образования необходимо не просто занять ребенка на время интересной ему деятельностью. Нужно учитывать перспективу развития и становления личности. В современном мире все больше становится актуальным владение различными видами деятельности, их сочетанием с возможностью получения социально значимого результата. Перед родителями стоит нелегкий выбор, чему научить ребенка. Современные центры творчества предлагают большой выбор различных кружков и секций, однако выбор как ребенка, так и

родителей должен быть основан не только на текущих интересах ребенка, но и на познавательных потребностях.

Так, например, сочетание экологического, туристского кружков и посещение студии фотографии позволит работать в области экологических исследований. Сочетание кружка туризма и студии ШББ-дизайна позволит создавать виртуальные экскурсии и туры, которые помогут погрузиться в атмосферу мест и событий [7]. Выбирая секции, которые будет посещать ребенок в течение учебного года, нужно учитывать перспективность их сочетания в профессиональной деятельности.

В данной статье были рассмотрены лишь некоторые из возможных комбинаций направлений технического творчества с другими.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 17.06.2019) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Научные основы взаимодействия и преемственности формального, неформального и внеформального образования // В. А. Горский, Г. Ф. Суворова, Д. В. Смирнов, Е. В. Доманский, Н. В. Ерхова, Л. Я. Желтовская, В. Н. Иванченко, Е. Г. Ивлиева, К. Л. Лисо-ва, Р. Г. Мазитов, Л. А. Паршутина, Н. А. Баранова. М. ; Уфа, 2012.

3. Горский В. А., Смирнов Д. В., Тимофеев А. А. Примерные программы внеурочной деятельности : начальное и основное образование / под ред. В. А. Горского. М. : Просвещение, 2010. 111 с. (Сер.: Стандарты второго поколения).

4. Инякин Ю. С., Смирнов Д. В. Методологические аспекты информатизации социокультурной среды школьного краеведческого музея // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2016. № 2(119). С. 98-106.

5. Инякин Ю. С., Смирнов Д. В. Концептуальные подходы к методике разработки содержания маршрута рекреационно-оздоровительного похода // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2016. № 4. С. 57-72.

6. Учебно-исследовательская деятельность школьников : (монография) / В. А. Горский, Д. В. Смирнов, Г. А. Русских. М. : Учреждение РАО «Ин-т содерж. и методов обучения», 2010. 151 с.

7. Смирнов Д. В., Тымко Н. В. Результативность научно-и организационно-методического сопровождения деятельности школьного музейного комплекса // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2016. № 4. С. 130-144.

И. В. Штанько

Педагогика искусства в дополнительном художественном образовании детей

В статье рассматриваются ключевые позиции педагогики искусства и ее особенности реализации в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: педагогика искусства, художественно-педагогическая деятельность, художественное образование, непрерывное художественное образование.

Дополнительное художественное образование является одним из важнейших звеньев в системе непрерывного образования и занимает особое место в художественно-творческом развитии учащихся.

Сегодня дополнительное художественное образование представлено двумя линиями: кружки, студии, творческие объединения, ансамбли, оркестры в многопрофильных центрах детского творчества и предпрофессиональное художественное образование в музыкальных, хореографических, художественных школах и школах искусств. Художественная направленность представлена широким выбором общеразви-138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.