Научная статья на тему 'Взаимосвязь налоговой нагрузки и эффективности занятости в регионах'

Взаимосвязь налоговой нагрузки и эффективности занятости в регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ / ДОЛГОСРОЧНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жанкубаев Б.А.

Для решения задачи выравнивания уровней социально-экономического развития регионов может быть использована модель оценки налоговой нагрузки с учетом эффективности использования факторов производства и региональных рисков. Совершенствование предложенной модели предполагает рассмотрение отдельных видов налогов, а также необходимость учета характера межбюджетных отношений. Последнее позволит привести в соответствие интересы развития регионов и меру их участия в реализации общегосударственных задач (в том числе, фискального характера), а также особенности их социально-экономического положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жанкубаев Б.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь налоговой нагрузки и эффективности занятости в регионах»

№ 1 - 2006 г. 08.00.00 экономические науки

УДК 336.2:331.5

ВЗАИМОСВЯЗЬ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЗАНЯТОСТИ В РЕГИОНАХ

Б.А. Жанкубаев

КНТУ им. К.И. Сатпаева (г. Алматы, Казахстан)

Для решения задачи выравнивания уровней социально-экономического развития регионов может быть использована модель оценки налоговой нагрузки с учетом эффективности использования факторов производства и региональных рисков.

Совершенствование предложенной модели предполагает рассмотрение отдельных видов налогов, а также необходимость учета характера межбюджетных отношений. Последнее позволит привести в соответствие интересы развития регионов и меру их участия в реализации общегосударственных задач (в том числе, фискального характера), а также особенности их социально-экономического положения.

Ключевые слова: модель оценки налоговой нагрузки, долгосрочная экономическая основа, бюджетно-налоговое регулирование

При способности основных факторов производства (труда и капитала) свободно перемещаться в экономическом пространстве, рабочей силе при определенных условиях свойствен высокий потенциал мобильности, что требует усиления акцентов регулирования ее воспроизводства, как на национальном, так и региональном уровне. Важной особенностью такого регулирования должно быть обеспечение комплексного, взаимоувязанного подхода, отвечающего современным требованиям развития страны и состоянию ее экономики. Ограниченные возможности бюджетно-налогового регулирования сферы занятости и рынка труда являются одним из препятствий для развития такого подхода.

Для решения задачи выравнивания уровней социально-экономического развития регионов может быть использована модель оценки налоговой нагрузки с учетом эффективности использования факторов производства (на примере запаса и потока фактора труда) и региональных рисков, предложенная российскими учеными Долговой И.Н. и Коровкиным А.Г.

Названные учеными на основе анализа результатов экспериментальных расчетов, в статье "Налоговая нагрузка и эффективность занятости населения регионов РФ: перспективная оценка взаимосвязи" [1] осуществлена перспективная оценка изменения величины налоговой нагрузки на регионы (на примере федеральных округов РФ) с учетом эффективности региональной занятости на основе моделирования взаимосвязей уровня налоговой нагрузки и динамики основных макроэкономических параметров.

Предложенная Долговой И.Н. и Коровкиным А.Г. модель позволяет произвести оценку изменения величины налоговой нагрузки на регионы с учетом эффективности

региональной занятости. В этом случае указанная модель используется для анализа только одного из факторов производства - фактора труда, который может быть описан в терминах "запас" и "поток".

Запас данного фактора измеряется среднегодовой численностью занятых в экономике, тогда индикатором потока выступит численность принятых в экономику работников. Тенденция к депопуляции населения, повышение роли его территориальной подвижности создают необходимость для учета в терминах запаса и потока численности населения и объемов его миграционного движения для адекватной оценки региональной налоговой нагрузки.

Пусть:

Гц (т) - коэффициент риска в секторе (регионе, отрасли) / для фактора производства у в период т, Гц (т)е [0;1];

Рц (т) = (1 - Гц (т)) - вероятность получения дохода в секторе / от фактора производства Ц в период т;

дц (т) - доходность на единицу фактора Ц в секторе / в период т;

д ц (т) = У, (т) / фц (т) , где У, (т) - валовой продукт сектора / в период т; фу (т) - объем затрат фактора Ц в секторе / в период т;

1? - ожидаемая доходность на единицу фактора } в секторе / в период г;

7,|.г.1

й?у(т;| З7^- [т]/где ^ _ ожидаемый валовой продукт сектора / в

КФ1Г'= 7лт )/р{1 (т); период г, и и

1ц(т) - налоговая нагрузка на факторЦ в секторе / в период т, т.е. общая сумма поступлений налогов и сборов с фактора j ( =1,:, т) секторе i (i = 1,:, п) в бюджеты всех уровней, отнесенная к величине соответствующего валового продукта сектора в период т (т = 0,1:).

Пусть также индексы i = 0 и j = 0 обозначают некоторую "выделенную", "эталонную" комбинацию фактора производства и места его использования, например, индексу \ =

0 может соответствовать страна в целом. Тогда величина Ч -г ■'■' .

представляет собой чистую ожидаемую доходность (ЧОД) фактора j в секторе i в период г, т.е. ожидаемую доходность за вычетом налогов, а

выражение - чистую доходность (ЧД), так как предыдущая

величина корректируется здесь на вероятность получения дохода.

Рассмотрим:

Рц1 т- т-111 - Ц¡г I ■ = т )р0}.Iг |т "1 -£0;.(г)

(1)

^ (т г )[1 - ^(т) I = ^ I т ^ (г -1 г -1 щ - (г -1))

(2)

В выражении (1) ЧД фактора] в секторе \ в период пропорциональна ЧД эталона в тот

н

а (т)/У а..[т ' и 1_,■ и

же период. Таким образом, показатели !'-1 представляет собой

соотношения отдельных ЧД в период и эталонной величины. В выражении (2) ЧД фактора j в секторе i в период пропорциональна аналогичной величине, но в предшествующий период времени (т - 1). Таким образом, величины в и (^представляет собой цепной темп роста ЧД фактора j в секторе к

Произведя необходимые математические преобразования, получаем итоговую формулу:

(3)

Выражение (3) демонстрирует взаимосвязь ЧД фактора j в секторе i в период т с эталонной величиной для того же фактора в предыдущем периоде.

Оценка налоговой нагрузки в зависимости от изменений в структуре затрат фактора производства.

(4)

(5)

В формулах 4 и 5, предпоследняя дробь представляет собой соотношение цепных темпов роста эталонных затрат фактора j и совокупного валового продукта; последняя дробь-соотношение структур затрат фактора j и валового продукта в секторе i в период т.

Таким образом, для прогнозных расчетов 4 и 5 дают значения налоговых нагрузок по фактору производства j в секторе i в зависимости от тенденций и приоритетов налоговой политики (динамика коэффициентов а у , а о , в у , Ро , макроэкономических сценариев (динамика валовых выпусков и затрат факторов производства), вероятностей <получения дохода на тот или иной фактор производства в каждом секторе.

На основе формулы:

можно ввести показатель средней по факторам налоговой нагрузки в секторе i в

¡0 <а,1'т'кИ У 1)

период г, где а (г) - веса усреднения - —' -

а также средней налоговой нагрузки на экономику в целом, где Ь, (т) - веса усреднения

(8)

Веса а, (т) и Ь, (т) можно задавать экспертно либо заимствовать из каких-либо специальных расчетов. Однако в простейшем случае каждому члену соответствующей суммы можно придать равный вес, т.е. а-, (т) = 1/т, Ь, (т) = 1/п.

Выражение (2) с учетом преобразований можно также переписать в виде структуры затрат фактора у в секторе к

(9)

или

(10)

Дифференциация обеспеченности ресурсами и их качества является одной из главных причин неравного социально-экономического положения территорий страны, что говорит о необходимости более подробной ее оценки.

Различия в распределении факторов производства и в результатах экономической деятельности требуют повышения обеспеченности территорий соответствующими факторами производства и роста их "доходности", которая измеряется отношением полученного результата (ВРП) к величинам запаса и потока фактора. По аналогии с традиционными показателями (производительность труда, фондоотдача, ВВП и ВРП на душу вселения) можно использовать и показатель чД фактора, под которой понимается доходность за вычетом суммы налоговых поступлений в республиканский бюджет РК на единицу запаса или потока фактора. Кроме того, поскольку любая экономическая деятельность, нацеленная на извлечение дохода, сопряжена с риском, проводить анализ экономических процессов необходимо с учетом неопределенности существующей в экономике. Для конкретного предпринимателя этот риск означает ненулевую вероятность того, что доход на вложенные средства может оказаться меньше ожидаемого. В экономическом контексте фактор риска снижает эффективность использования факторов производства. Таким образом, для улучшения социально-экономического положения страны и ее отдельных регионов

требуется повышение эффективности использования факторов производства в экономике, которой свойственны риски.

Создание различных условий налогообложения позволит в большей степени учесть специфику секторов и особенности их ресурсного обеспечения, а использование при этом перераспределительных механизмов - повысить эффективность решения задачи выравнивания социально-экономического развития регионов.

Для определения уровня налоговой нагрузки, обеспечивающего некоторую заданную ЧОД факторов производства во всех регионах страны, выделяют ряд более конкретных подзадач:

• продвижение к некоторому целевому (эталонному) уровню ЧОД;

• улучшение ("подтягивание") показателей ЧОД относительно менее успешных секторов до уровня лучших;

• поиск решения предложенных выше задач для отдельного сектора (их труппы);

• решение задачи выравнивания па основе назначения эталонных показателей на уровне народного хозяйства страны в целом.

Оценка перспективной динамики региональных налоговых нагрузок с учетом показателей доходности запаса и потока фактора труда базируется на прогнозе основных параметров, определяющих в выражении (9) изменения указанных нагрузок. Для этого могут быть использованы автономные модели, отражающие их взаимосвязи, или их система. Например, взаимосвязи таких показателей, как ВВП, численность населения, численность занятых, объем основных фондов и инвестиций и других (в том числе по отраслям экономики) моделируются на основе модели RIM. Однако, в силу ограниченности ее возможностей моделирования основных параметров рынка труда в региональном разрезе их взаимосвязи необходимо учитывать на основе других моделей и методов [2, 4, 6, 8].

Прогноз региональных численностей занятых может быть построен на базе сравнения функций занятости в региональном разрезе, где в качестве объясняющих переменных выступают объем основных фондов, валовой выпуск, уровень платы труда, численность населения и другие факторы. Опыт таких построений для отраслей экономики России рассматривается в работах [3, 4, 5]. Перспективная динамика объясняющих переменных в региональных функциях занятости - ВРП, объема основных фондов и др. - является экзогенной и может задаваться из каких-либо специальных расчетов. Так, по данным за 1996-2001 гг. были построены функции занятости вида: In Ej = р0 + P1ln Oj + £j , где - среднегодовая численность занятых и ВРП (в сопоставимых ценах) ФОj.

Полученные уравнения характеризуются положительной и статистически значимой зависимостью логарифма численности занятого населения от логарифма ВРП. Однако малое число наблюдений по ВРП не позволяет провести более глубокий и содержательный анализ.

Прогноз численности работников, принятых в экономику регионов, исходит из предположения о постоянной интенсивности их приема в экономику страны в целом и трендового прогноза территориальной структуры приема работников в экономику (по регионам).

Перспективная численность населения в регионах взята из демографического прогноза [7], а соответствующая численность прибывших в регионы мигрантов рассчитана аналогично численности принятых в экономику регионов работников.

Учет взаимосвязи региональных показателей налоговой нагрузки, рисков и эффективности занятости в регионах создает возможность на качественно новом уровне наметить направления изменения налоговых режимов. Для этого необходимо конкретизировать цели и приоритеты в налоговой сфере, чтобы процесс уплаты налогов превратился в четко формализованную процедуру (с соблюдением интересов как частного сектора во всем его многообразии, так и государства), нацеленную на выравнивание тенденций социально-экономического развития отдельных регионов и отраслей. Их выбор - самостоятельная задача, решение которой предполагает, в частности, определение приоритетов развития территорий.

Совершенствование предложенной модели предполагает рассмотрение отдельных видов налогов, а также необходимость учета характера межбюджетных отношений. Последнее позволит привести в соответствие интересы развития регионов и меру их участия в реализации общегосударственных задач (в том числе, фискального характера), а также особенности их социально-экономического положения. Создание гибкой и эффективной системы межбюджетных отношений является одним из ключевых этапов реформирования бюджетно-налоговой системы страны. Рассмотрение процесса трансформации межбюджетных отношений неразрывно связано с процессом реформирования налоговой системы. Низкий удельный вес закрепленных источников доходов на региональном и местном уровнях искажает показатель налоговой нагрузки, так как органы власти соответствующих территорий не заинтересованы в создании благоприятных условий для развития. Поэтому перспективные действия по разграничению доходных полномочий должны предусматривать закрепление на долгосрочной законодательной основе (например, Бюджетным кодексом РК) за каждым уровнем бюджетной системы отчислений от республиканских налогов, обеспечение достаточной самостоятельности региональных и местных органов власти в формировании бюджетных доходов за счет соответствующих налогов. Эта задача не должна вступать в противоречие с необходимостью согласования общей стабилизирующей макроэкономической политики и политики в сфере занятости и на рынке труда. Основа этого - комплексное рассмотрение процессов воспроизводства населения и рабочей силы в контексте основных макроэкономических тенденций. Иными словами, должно быть обеспечено согласование динамики важнейших параметров социально-экономического развития.

Список литературы

1. Долгова И.Н. Налоговая нагрузка и эффективность занятости населения регионов РФ: перспективная оценка взаимосвязи / И.Н. Долгова, А.Г. Коровкин // Проблемы прогнозирования. - 2004. - N 3 (83-98)

2. Зайкин B.C. Применение простых цепей Маркова для прогнозирования расходов населения/ В.С. Зайкин// Проблемы моделирования народного хозяйства. - Новосибирск, 1973. - Ч. 3.

3. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы // М.: Наука, 1998.

4. Коровкин А.Г. Динамика занятости и рынка труда: вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования / А.Г. Коровкин // М.: МАКС Пресс, 2001.

5. Коровкин А.Г. Перспективы отраслевой занятости населения РФ: опыт оценки / А.Г. Коровкин, Н.М. Зайцев, К.В. Парбузин, А.В. Полежаев // Проблемы прогнозирования. - 1999. - N 4.

6. Полежаев А.В. Эконометрическое моделирование региональной занятости и ее эффективность с точки зрения налоговой нагрузки / А.В. Полежаев, И.Н. Долгова // Тезисы доклада на XLVI научной конференции МФТИ: МФТИ, 2003.

7. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2016 года. Статистический бюллетень // М.: Госкомстат России, 2002.

8. ХорафасД.И. Системы и моделирование / Д.И. Хорафас // М.: Мир, 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.