Научная статья на тему 'Взаимосвязь морфофункциональных показателей детей 4-6 лет, принимающих активное участие в подвижных играх с элементами гимнастики'

Взаимосвязь морфофункциональных показателей детей 4-6 лет, принимающих активное участие в подвижных играх с элементами гимнастики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
148
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / МОТОРИКА / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаврилова Любовь Григорьевна, Сабуркина Ольга Александровна, Овчаров Виталий Александрович

Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества стоит достаточно остро. Одним из факторов, способствующих значительно нивелировать негативные процессы, способствующие разрушению здоровья, является двигательная деятельность. В дошкольном возрасте ведущей целью физического воспитания является воспитание нравственно и духовно зрелого, здорового и физически крепкого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гаврилова Любовь Григорьевна, Сабуркина Ольга Александровна, Овчаров Виталий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interconnection of morphofunctional indicators of children 4-6 years against active participation in mobile games with gymnastics elements

The problem of optimizing the health and physical development of children at the pre-school educational establishments in the modern socio-economic conditions for the development of society is quite acute. One of the factors contributing to significant leveling the negative processes that contribute to the destruction of health is motor activity. At the preschool age, the leading goal of physical education is the education of the morally and spiritually mature, healthy and physically strong person.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь морфофункциональных показателей детей 4-6 лет, принимающих активное участие в подвижных играх с элементами гимнастики»

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева, С.М. Разработка методики первичного отбора студентов в секцию пулевой стрельбы / С.М. Воробьева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 84-87.

2. Корх, А.Я. Спортивная стрельба : учебник для институтов физической культуры / А.Я. Корх. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 255 с.

3. Сабирова, И. А. Особенности спортивного отбора юных стрелков в различные виды пистолетной программы / И. А. Сабирова, А.М. Володин, А. А. Володин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 136-140.

REFERENCES

1. Vorobyova, S.M. (2018), "Developing technique for primary selection of students to university shooting club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 84-87.

2. Korkh, A.Ya. (1987), Sports shooting: the textbookfor institutes of physical culture, publishing house "Physical culture and sport", Moscow.

3. Sabirova, I.A., Volodin, A.M. and Volodin, A.A. (2012), "Features of sports selection of young shooters in different types of the gun program", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 136-140.

Контактная информация: svechitos@gmail.com

Статья поступила в редакцию 17.04.2018

УДК 796.2

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ, ПРИНИМАЮЩИХ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ С ЭЛЕМЕНТАМИ ГИМНАСТИКИ

Любовь Григорьевна Гаврилова, доцент, Ольга Александровна Сабуркина, старший преподаватель, Виталий Александрович Овчаров, старший преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Волгоград

Аннотация

Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества стоит достаточно остро. Одним из факторов, способствующих значительно нивелировать негативные процессы, способствующие разрушению здоровья, является двигательная деятельность. В дошкольном возрасте ведущей целью физического воспитания является воспитание нравственно и духовно зрелого, здорового и физически крепкого человека.

Ключевые слова: дошкольный возраст, телосложение, морфологические показатели, моторика, подвижные игры.

INTERCONNECTION OF MORPHOFUNCTIONAL INDICATORS OF CHILDREN 46 YEARS AGAINST ACTIVE PARTICIPATION IN MOBILE GAMES WITH

GYMNASTICS ELEMENTS Lyubov Grigoryevna Gavrilova, the senior lecturer, Olga Aleksandrovna Saburkina, the senior teacher, Vitaly Aleksandrovich Ovcharov, the senior teacher, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd

Annotation

The problem of optimizing the health and physical development of children at the pre-school educational establishments in the modern socio-economic conditions for the development of society is quite acute. One of the factors contributing to significant leveling the negative processes that contribute to the

destruction of health is motor activity. At the preschool age, the leading goal of physical education is the education of the morally and spiritually mature, healthy and physically strong person.

Keywords: preschool age, body type, morphological indicators, motor skills, outdoor games.

Особую актуальность приобретает эта проблема среди детей дошкольного возраста, так как в этом возрасте происходит основное развитие и совершенствование жизненно необходимых функций организма, его полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных навыков и умений, волевых качеств, развитие интересов и взглядов.

Цель работы: Изучение роста и развития показателей телосложения детей 4-6 лет с учетом возрастно-половой дифференцировки, активно занимающихся подвижными играми с элементами гимнастики.

Соматический критерий зрелости состоит из определения биологического возраста ребенка по форме тела, так как в процессе роста, благодаря изменению его градиентов, она значительно изменяется у всех детей. В старших (пубертатном и юношеском) возрастах сюда включаются и изменения, накладываемые на тело ребенка развитием вторичных половых признаков. Этот критерий в отличие, например от зубного, который "работает" только с 6-го по 24 месяц жизни для молочных, и с 5 до 13 лет для постоянных зубов, пригоден для любого возраста, но более сложен, так как необходимо найти такую его модификацию, которая была бы независима от вариаций дефинитивной величины.

Для двух предыдущих критериев это не имело значения, так как их конечные показатели у всех людей одного этнического типа одинаковы. В качестве соматического критерия нельзя использовать такие простые показатели, как длина и масса тела, применяемые педиатрами.

Было установлено, что в 3 года эти признаки имеют высокую корреляцию с дефинитивной величиной и в дальнейшем низкий, средний и высокий варианты сохраняют сравнительно постоянные различия в скорости роста на протяжении всего онтогенеза. Поэтому необходимо выбрать такие характеристики, которые бы претерпевали одинаковые изменения у всех детей. Таким показателем может быть изменение формы тела с младенческой на школьную, а в более позднем возрасте - половая дифференциация детско-бес-полой внешности, что именуется "возрастной конституцией ребенка".

Если наиболее простой формой выражения соматической зрелости подростка является формула полового созревания, то на рубеже первого и второго детства используются соматические показатели "школьной зрелости" (ПШЗ), основанные на соотношении определенных линейных размеров тела. Гигиенистами обычно используются два таких показа, т77П окружность головы высота верхнего отрезка

теля: 1ПШЗ=-; 2ПШЗ=-.

длина тела длина тела

Их смысл в том, что согласно краниокаудальному градиенту роста, с возрастом значение этих показателей уменьшается и к моменту достижения ребенком уровня физического и психического развития, достаточного для поступления в школу, приобретает определенное критическое числовое значение Также рекомендованы в практику еще два показателя возрастного изменения формы тела (ПФ - показатель формы тела):

, , физиологическая сторона лица „ , длина туловища „ „ _

1пф =-; 2пф=-. Из них первый более ин-

длина тела длина ноги

формативен в дошкольном возрасте, а второй у подростков.

В зарубежных, преимущественно в немецких исследованиях- практикуется использование так называемого "Филиппинского теста" (ФТ), заключающегося в том, что правую руку ребенка при абсолютно вертикальном положении головы кладут поперек. Рука плотно прижимается к голове, и концы пальцев оказываются против левого уха. Если они достигают верхнего края ушной раковины, то тест считается положительным. Если эта проба дает отрицательный результат, то рекомендуется отложить поступление ребенка в

школу. Происхождение теста таково: на Филиппинах, когда не выдавались метрические свидетельства, этот способ применялся для определения того, что достиг ли ребенок школьного возраста или нет.

Заинтересовавшись этим, исследователи применили данный тест к школьникам Хельсинки и установили его совпадение с обычными показателями школьной зрелости, после чего этот метод был введен в программу дошкольного осмотра 6-летних детей. Более детальное исследование показало значительную связь этого признака, как с возрастом и длиной тела в период с 3 до 8 лет, так и с длиной руки и ее сегментов, причем в разной степени, с некоторыми размерами головы и высотой верхнего отрезка тела. К 8,5 годам тест положителен у 100% детей, то есть удовлетворяет условие дефинитивного единообразия. Такая комплексная оценка возрастного изменения пропорций тела при помощи простого качественного показателя имеет преимущество перед 1 и 2 ПШЗ и лишена тех претензий, которые имеются при обычных школьных исследованиях.

Для дошкольного периода оценку биологического возраста можно проводить, непосредственно сравнивая пропорции тела с возрастными стандартами, либо количественной модификацией ФТ, определяя на сколько миллиметров ребенок не достает до верхушки уха.

В показателях биологической зрелости имеет практическое и теоретическое значение не только их абсолютная величина, но и факторы изменчивости. Изучение при помощи близнецовой модели соотношения доли генотипа и среды в определении биологического возраста показало, что идентичные монозиготные близнецы вдвое чаще имеют одинаковую соматическую и костную зрелость, чем дизиготные, имеющие лишь половину общих генов, то есть существует достаточно большая зависимость от генетического и средового факторов. В показателях зубной зрелости роль генетического фактора преобладает, что объясняется очень ранней закладкой зубных зачатков в онтогенезе и их дальнейшей устойчивостью к влияниям внешней среды, в результате которой этот критерий лучше характеризует паспортный, чем биологический возраст. С учетом всего вышесказанного можно считать, что наиболее приемлемыми критериями биологической зрелости в период первого детства являются соматический (пропорции тела и ФТ) и зубной. Костный критерий, при его высокой информативности, не может быть рекомендован для массовых исследований, так как имеет ряд медицинских ограничений и доступен лишь в лабораторных условиях.

Различия биологического возраста детей обусловлены многими причинами как генетической, так и внешне средой природы. В конце второго детства и в пубертатном периоде степень биологической зрелости отчетливо связана с типом телосложения ребенка.

В работе были поставлены следующие задачи:

1. Изучить возрастно-половые особенности роста детей в период первого детства (3-6 лет). Оценить реальность понятий "поло-ростовой скачок" в чередовании периодов «полноты и вытяжения» на данном этапе роста.

2. Изучить возрастную динамику роста и развития показателей телосложения детей, занимающихся оздоровительной гимнастикой в период первого детства.

3. Исследовать основные антропометрические характеристики, темпы прироста и показатели биологической зрелости у детей-дошкольников, занимающихся подвижными играми с элементами гимнастики.

Подготовка детей активно участвующих в подвижных играх с элементами гимнастики состоит из нескольких разделов: ритмики, скоростно-силовой подготовки (ССП), развивающей прыгучесть и чувство равновесия, и общефизической подготовки (ОФП). На первом году занятий между результатами в отдельных видах подготовок возникает связь средней величины, более сильная у мальчиков (г = 0.30-0.83) и меньшая у девочек (г = 0.29-0.49). На втором году эта связь усиливается. Но это не означает, что для успеха во всех видах занятий нужны одинаковые морфофункциональные особенности.

Мы сопоставили размеры тела детей, занимающихся оздоровительной гимнастикой в конце первого и второго года занятий с суммарным баллом, полученным ими по каждому

виду подготовки и местом, полученным по результатам тестирования. С успехами в ритмической подготовке достоверных связей не установлено. Связь с остальными видами подготовки невелика, достоверные коэффициенты корреляции колеблются в пределах 0.22-0.45.

ССП оказалась отрицательно связана с толщиной подкожного жира (г = -0.36 у мальчиков и г = 0.29 у девочек), а у девочек в 5 лет положительно - с количеством постоянных зубов (г = +0.29). Следовательно, для успешного овладения этим видом подготовки ребенок должен иметь пониженное жироотложение и высокую степень биологической зрелости, показателем которой является в это время смена зубов.

Связь морфологических признаков с ОФП в 5-6 лет неоднозначна. В первый год занятий, когда основная задача состоит в том, чтобы научиться быстро и уверенно передвигаться на ковре, овладеть техникой выполнения упражнений - лучших успехов добиваются более крупные дети с сильными ногами. У мальчиков достоверна связь с длиной (0.29) и массой тела (0.37), шириной плеч (0.40), шириной таза (0.42), длиной ноги (0.27); у девочек - с длиной тела (0.24), длиной стопы (0.29), обхватами бедра (0.23), и голени (0.24), средним мышечным радиусом (0.23), толщиной голени (0.22) и костным компонентом тела (0.23). На втором году занятий начинается обучение прыжкам, вращению и большие размеры тела становятся помехой. Хорошее развитие мускулатуры по-прежнему необходимо (г = 0.23 у мальчиков), но как показало сравнение с данными популяции оно достигается увеличением мышечных радиусов, то есть объема и массы, а у девочек только усилением тонуса. Широкие плечи и таз у мальчиков отрицательно влияют на качество подготовки (г = -0.33). У девочек особенно значима толщина средней жировой складки, чем она меньше, тем успешнее освоение прыжкам и вращению (г = -0.305). Значимое уменьшение у них по сравнению с популяцией поперечных размеров туловища так же значимо для второго года занятий оздоровительной гимнастикой, как и облегчение скелета. Большое значение приобретает на этом этапе такой нетрадиционный антропометрический признак, как размах рук. Для успешного выполнения прыжков он должен превышать длину тела. ОФП обнаруживает больше всего связей с морфологическими признаками. Ее суммарная оценка во всех возрастно-половых группах положительно связана с развитием мускулатуры, особенно в 6 лет (у мальчиков г = 0.23, у девочек 0.26) и отрицательно - с жироотложением (соответственно г = -0.34 и =0.33). Кроме того, положительная связь с длиной и массой (0.31) тела, высотой верхнего отрезка тела (0.31), длиной корпуса (0.33), туловища (0.25), конечностей и их сегментов (0.25-0.36),размахом рук (0.33), обхватами грудной клетки (0.22-0.24), сегментов конечностей (0.29-0.38), средним мышечным радиусом (0.40), шириной плеч (0.28) и таза (0.23), толщиной эпифизов (0.24-0.34), абсолютной поверхностью тела (0.35), костным компонентом тела (0.30) и его тощей массой (0.35) показывает, что успеха в ОФП добиваются крупные, гармонично развитые дети. Положительно связаны результаты ОФП и с таким показателем биологической зрелости, как филиппинский тест (0.36) и отрицательно - с ПФ =30, значения которого уменьшаются с возрастом, то есть успеха достигают не только большие, но и более зрелые дети.

Однако более детальный анализ морфологических коррелятов ОФП обнаруживает, что скоростные тесты с большинством перечисленных выше признаков связаны отрицательно, то есть более быстрыми сказываются миниатюрные дети.

ВЫВОДЫ

1. На протяжении периода первого детства увеличение длины тела замедляется. Рост остальных тотальных и парциальных размеров тела совершается волнообразно с чередованием высоких и низких годовых приростов. Это чередование даже у однотипных признаков (например, длины рук и ног) происходит одинаково, следовательно "полуростового скачка" роста всего организма в конце первого детства не наблюдается.

2. Вследствие гетерохронии роста отдельных сегментов тела в периоде первого детства происходит постепенное изменение формы тела ребенка, которое можно подразделить на два этапа. На первом этапе четырёхлетия жизни наблюдается следующее: резкое уменьшение жироотложения сочетается с большим приростом одновременно продольных и поперечных размеров скелета. На втором этапе (5-6 годы жизни) пропорции тела перестраиваются в направлении долихоморфии при стабильном или возрастающем жироотложении. Сочетание признаков, изменяющихся на каждом этапе, не позволяет отождествлять их с периодами "полноты" и "вытяжения".

3. На фоне возрастных изменений у детей 3- 6 лет, активно участвующих в подвижных играх с элементами гимнастики, проявляются индивидуально-типологические различия в телосложении, включающие в себя достоверные различия в пропорциях, составе массы тела и форме отдельных частей тела.

4. Выявлена взаимосвязь морфологических показателей и моторики детей, активно участвующих в подвижных играх с элементами гимнастики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вершинин, М.А. Методика использования спортивных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста / М.А. Вершинин, О.А. Сабуркина, Н.В Финогенова // Фундаментальные исследования. - 2015 - № 2. - С. 1289-1293.

2. Гаврилова, Л.Г. Подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.Г. Гаврилова, О.А. Сабуркина // Актуальные проблемы подготовки специалистов в спортивных играх на основе применения современных технологий обучения : материалы Всероссийской научно-практической конференции 31 октября - 1 ноября 2013 г. / Волгоградская государственная академия физической культуры. - Волгоград, 2013. - С. 34-36.

3. Сабуркина, О.А. Влияние подвижных игр с элементами гимнастики на морфофункцио-нальные показатели детей дошкольного возраста / О.А. Сабуркина, Л.Г. Гаврилова, В.А. Овчаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 53-55.

REFERENCES

1. Vershinin, M.A, Saburkina, O.A. and Finogenova, N.V. (2015), "The method of using sports games in physical education of preschool children", Fundamental research, No. 2, pp.1289-1293.

2. Gavrilova, L.G and Saburkina, O.A. (2013), "Moving games for preschool and primary school children", Actual problems of training specialists in sports games based on the use of modern teaching technologies: materials All-Russian scientific-practical conference October 31 - November 1, 2013, The Volgograd State Academy of Physical Culture. Volgograd, pp. 34 36.

3. Saburkina, O.A., Gavrilova, L.G and Ovcharov, V.A. (2013), "Influence of mobile games with elements of gymnastics on morpho-functional indicators of children of preschool age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 53-55.

Контактная информация: Sabyrik-8323@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2018

УДК 796.062

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

«ЗАРЯ» Г. ХАБАРОВСКА

Сергей Викторович Галицын, доктор педагогических наук, профессор, Олег Зуфарович

Зиганшин, доцент, председатель Федерации хоккея с мячом г. Хабаровска, Павел Анатольевич Ткаченко, кандидат педагогических наук, доцент, Никита Владимирович

Тюхай, магистрант, Дальневосточная государственная академия физической культуры

(ДВГАФК), Хабаровск

Аннотация

Данная статья, посвящена особенностям деятельности детско-юношеской спортивной школы в г. Хабаровске, спортивной инфраструктуре, кадровому составу специалистов, социальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.