ВЗАИМОСВЯЗЬ МОНОТОНОУСТОЙЧИВОСТИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СТУДЕНТОВ
Л.Р. Галеева
В работе проанализированы личностные качества студентов, влияющие на их монотоноустойчивость. Монотоустойчивость определяется как терпимость к монотонному труду. А современная молодежь не обладает высокой монотоноустойчивостью. Большое внимание в работе уделено социально-психологическим качествам молодежи, так как она и терпит в какой-то степени монотонную деятельность в основном в условиях работы в группе, в коллективе.
Ключевые слова: монотонный труд, монотоноустойчивость, личностные качества, социально-психологические качества, акцентуации характера, лидерские качества, аутсайдерские качества.
Interrelation of a monotony resistance with personal characteristics of students. This work analyses type of personal characteristics influencing to students' monotony resistance. Monotony resistance characterized as tolerance to monotony work. Modern youngsters do not have high resistance to monotony work. This work is focused on social psychological characteristics of students, because they forced to resist monotony work mainly in groups.
Key words: monotonous work, monotony resistance, personal characteristics, social psychological characteristics, character accentuation, leadership characteristics, outsider characteristics.
Несмотря на огромное количество психологических исследований, посвященных монотонному труду, интерес к ним, за последние 20 лет, резко снизился. В настоящее время, ощущается острая потребность в рабочих специалистах, что вызывает активизацию исследований по психологическим проблемам профессионального отбора именно рабочих специальностей. У современных молодых людей монотонный труд не пользуется популярностью. Молодежь не идет на работу с монотонным характером труда. Тем временем его доля в современном производстве растет.
Проблема монотонности является весьма актуальной и для новых видов труда, важными чертами которых являются функции наблюдения, управления и контроля в условиях небольшого количества поступающей информации, значительной деятельности наблюдения, ограниченной двигательной активности.
Результаты многочисленных психологических, социологических исследований показывают, что при выборе профессионального поприща, молодежь стабильно указывает на «интересную, творческую, разнообразную работу», «работу, в которой человек может реализовать себя как личность». Вместе с тем, данная мотивация входит в противоречие с реальными условиями вхождения в рабочую среду, где первоначальным уровнем осуществления профессиональной деятельности является, так называемый, «исполнительский», «предполагающий способность к чисто репродуктивной деятельности, связанной с копированием некоего образца». Зачастую, профессиональный путь специалиста начинается с выполнения монотонной, конвейерной, однообразной, не требующей креативного подхода, деятельности.
Исследования Н. П. Фетискина [2] свидетельствуют о том, что чем однообразнее, монотоннее работа, тем ниже творческая активность рабочих. В виду того, что монотонный труд для нынешней молодежи является непопулярным, большую роль играют факторы, которые способны повысить его привлекательность, в том числе и имеющие социально-психологическую основу. Студенты ССУЗ являются потенциальными работниками на производстве.
Монотоноустойчивость - это личностное качество, характеризующееся терпимостью к однообразной работе. Естественно, эта терпимость обусловлена как внешними так и внутренними факторами.
Во время проведения опроса мы выяснили, что у студентов с низким уровнем монотоноустойчивости в большинстве случаев встречались негативные мотивы и наблюдалось отсутствие личностного смысла при выполнении монотонной работы.
Нами было установлено, что процент студентов с высокой монотоноустойчивостью составляет 11 %, со средней - 22 %, с низкой - 21%. Далее мы провели анкетирование и выявили основные мотивы выбора работы по специальности. Оказалось, что основной мотивацией является зарплата. Они указали желаемую зарплату в размере от 15000 до 30000 рублей (2008 г.). В ходе опроса выяснилось, также что молодым специалистам, без опыта работы на предприятии платят от 4500 до 6000 рублей (2008 г.). Результаты по остальным параметрам указаны в таблице 1. Данные по параметрам: удовлетворенность выбранной специальностью; желание выполнять монотонную работу; намерение продолжить работать по специальности; удовлетворенность зарплатой; считают работу по специальности надежной, стабильной; перспектива карьерного роста (п. 1, 2, 4, 5, 6, 7) подсчитывались по каждой степени монотоноустойчивости отдельно. Мы взяли за 100 процентов количество студентов по каждому параметру. В 3 пункте сумма по подпунктам А, Б, В равняется 100 процентам.
Таблица 1
Сравнительные характеристики социальных и психологических параметров у
студентов ССУЗ с различными степенями монотоноустойчивости
№ Социально-психологические и психологические параметры Высокая МУ, в % Средняя МУ, в % Низкая МУ, в %
1 Удовлетворенность выбранной специальностью 61,2 46 14
2 Желание выполнять длительную, однообразную работу 57,3 42,1 2,5
3 Нравится работать: А) в коллективе 68,4 78,4 75,8
Б) совместно с друзьями 18,2 21,6 24,2
В) в одиночку 13,4
4 Намерение продолжить работать специальности 36 32,5 12
Удовлетворенность зарплатой 2,5
5 Работа по специальности надежная, 33,4 15,6 2,5
стабильная
5 Перспектива карьерного роста 12 8,7
Примечание. Различия в 15 % и более значимы при р<0,05 по критерию ф-Фишера.
Как показывают данные таблицы 1 у студентов ССУЗ с высокой монотоноустойчивостью по сравнению с низкой наблюдается более высокие показатели по следующим параметрам: уровень удовлетворенности выбранной специальностью (61,2 % по сравнению с 14 %); желание выполнять длительную, однообразную работу (52,3 % по сравнению с 2,5 %); уверенность в надежности и стабильности, работая по своей специальности (33,4 % против 2,5 %); способность работать в одиночестве (13,4 % против 0%).
Обнаружилось также, что важными мотивами при монотонной работе являются: ее надежность и стабильность (33,4 %), а также для большинства студентов работа в коллективе (свыше 68 %). Более 65 % среди опрошенных студентов с высокой МУ выделили данные мотивы одними из самых важных.
Из таблицы 1 мы видим, что желание студентов ССУЗ работать в коллективе варьирует от 68,4 % до 78,4%. По этим показателям мы делаем вывод, что большинству студентов нравится работать в коллективе. На втором месте они выделяют работу совместно с друзьями. Их процентное соотношение от общего количества студентов составляет от 18,2 % до 24,2 %. Для коллективов, где между ее членами дружеские отношения, характерен благоприятный социально-психологический климат, доверительные отношения между его членами. Если в коллективе ее члены общаются «по работе» и заинтересованы в групповом результате, то в дружеском коллективе взаимоотношения гораздо глубже, ее члены общаются «вне работы». Но и другие данные, при высокой степени МУ 13,4 % членов группы предпочитают работать в одиночку (индивидуально).
Мы выявили, что студенты с высокой МУ удовлетворены выбранной специальностью (61,2 %), любят выполнять длительную однообразную работу (57,3 %), в будущем желают продолжить работать по этой специальности (36 %). Эти данные подтверждают устойчивость этих студентов к монотонному труду.
И, наоборот, данные по студентам с низкой МУ показывают неудовлетворенность ими выбранной специальностью (14 %), а также то, что они не любят выполнять длительную, однообразную работу (2,5 %) и не желают продолжить работать по этой специальности (12 %).
На следующем этапе при исследовании влияния личностных свойств на монотоноустойчивость студентов использовался психологический тест СМОЛ (модификацию ММР1) Козюли В.Г. для диагностики подростков, предназначенный для многофакторной оценки устойчивых индивидуальных особенностей, а также диагностики степени адаптированности, изучения структуры клинического состояния или выявления устойчивых профессионально важных склонностей.
С помощью теста СМОЛ выявлены личностные особенности студентов с лидерскими (39 человек) и аутсайдерскими качествами (36 человек). В данном анализе приняло участие 192
студента Казанского Авиационного техникума. И у обеих групп наблюдаются высокие показатели либо выше среднего по монотоноустойчивости (1:э>1;кр при р<0,05) по сравнению со всей среднестатистической выборкой.
У студентов с лидерскими качествами наблюдается относительная свобода от группового давления, умение удерживать эмоциональную напряженность. Для них характерно стратегическое мышление, высокий интеллект, своеобразие иерархии ценностей, широкий круг интересов, богатое воображение, творческое начало. Лидеры обладают также такими чертами характера, как дуализм (умение выполнять одновременно несколько видов деятельности), жизнерадостность, решительность, самоуверенность, властность. Они социально-приспособляемы, легко вхожи в коллектив, обладают развитыми волевыми качествами.
Для студентов с аутсайдерскими качествами характерны такие черты, как индивидуалистичность, уступчивость, усидчивость, зависимость, скромность, сентиментальность, чувство неудовлетворенности, ригидность. У них наблюдается предвзятое отношение к окружающим, холодность эмоций, инертность, пассивность позиции, легко возникающее пониженное настроение, медлительность. Они застенчивы, боязливы, склонны к волнениям. В связи с этим у них наблюдаются трудности в общении, трудности социальной адаптации. Для них приспособление к новым условиям требует больших усилий.
Таким образом, мы выявили две полярные группы с одинаково высоким показателем монотоноустойчивости - это студенты с лидерскими и аутсайдерскими качествами. Аутсайдеры -это по сути дела акцентуированные личности.
Для более глубокого анализа и выявления взаимосвязей монотоустойчивости с типами акцентуаций использовался характерологический опросник К. Леонгарда. В исследовании участвовало 86 студентов КСЮИ.
Таблица 2
Корреляционные связи акцентуаций характера с монотоноустойчивостью студентов
Типы акцентуаций Коэффициент корреляции, (г) Уровень значимости
Демонстративный - 0,07 -
Педантичный +0,30 0,01
Застревающий +0,28 0,01
Возбудимый -0,29 0,01
Гипертимический -0,31 0,01
Дистимический +0,30 0,01
Тревожно-боязливый +0,02 -
Циклотимический -0,22 0,05
Аффективно- экзальтированный -0,24 0,05
Эмотивный
+0,23
0,05
Из таблицы 2 видим, что положительную взаимосвязь монотоноустойчивость имеет с дистимическим типом акцентуаций (г = +0,30), который означает слабую энергетику, пониженную эмоционально-моторную активность, заторможенность. Людям с таким типом легче выполнять однообразную работу, ничто их не напрягает. По этой же причине более устойчивы на монотонной работе люди с педантичным типом акцентуаций (г = +0,30) - ригидные, инертные, а также с застревающим типом (г = +0,28) - способные увлекаться даже самой простой работой. Отрицательное влияние на МУ оказывают такие типы, как: гипертимический (г = -0,31), возбудимый (г = -0,29), циклотимический (г = -0,22). Следовательно, при высокой активности, энергичности, предприимчивости наблюдается низкая монотоноустойчивость.
Дальнейшей задачей было углубиться в изучение социально-психологических черт личности студентов. Используя опросник Томаса Лири, мы выявили важные социально-психологические качества, связанные с монотоноустойчивостью. По данному опроснику было опрошено 105 студентов Казанского Авиационного техникума.
Опросник Т. Лири позволил выявить взаимосвязи монотоноустойчивости студентов с социальнопсихологическими качествами (таблица 3).
Таблица 3
Корреляционные связи монотоустойчивости студентов с их социальнопсихологическими качествами личности (типами отношений по Т. Лири)_____
Типы отношений Коэффициент корреляции, (г) Уровень значимости
Авторитарный + 0,38 0,01
Эгоистический - 0,36 0,01
Агрессивный - 0,37 0,01
Подозрительный + 0,05 -
Подчиняемый + 0,35 0,01
Зависимый + 0,36 0,01
Дружелю бный + 0,28 0,05
Альтруистический - 0,01 -
Из приведенной таблицы видим, что высокая положительная связь монотоноустойчивости наблюдается с авторитарным (г = +0,38), подчиняемым (г = + 0,35) и зависимым (г = + 0,36) типами отношений, т. е. с полярно противоположными качествами личности. А низкая при агрессивном (г = - 0,37), эгоистическом (г = - 0,37) типе отношений.
Авторитарные качества косвенно характеризуют лидерские качества, поэтому дальнейшим этапом в исследовании было более детально изучить взаимосвязь лидерских качеств с монотоноустойчивостью студентов.
Таблица 4
Корреляционные связи лидерских качеств студентов с их монотоноустойчивостью
(опросник Т. Лири)
Лидерские качества Коэффициент корреляции, (Д) Уровень значимости
Умение распоряжаться и приказывать +0,43 0,01
Обладание талантом руководителя +0,45 0,01
Властность +0,40 0,01
Значимость +0,41 0,01
Таким образом, показатели по таблицам 3 и 4 еще раз доказывают, что для монотоноустойчивых студентов характерно наличие лидерских либо аутсайдерских качеств. По этим данным можно сделать практический вывод, что у студентов для успешного выполнения монотонной работы необходимо формировать лидерские качества.
Выводы:
1. Выявлены две полярные группы с одинаково высоким показателем монотоноустойчивости - это студенты с лидерскими и аутсайдерскими качествами.
2. При авторитарном, подчиняемом, подозрительном, зависимом типе отношений наблюдается высокая взаимосвязь с монотоноустойчивостью, а при агрессивном - низкая.
3. Одним из основных психологических факторов, влияющих на монотоустойчивость, является мотивация деятельности. Среди ведущих мотивов студентов при выборе монотонного труда оказались: надежность и стабильность работы и работа в коллективе.
Литература:
1. Козюля В. Г. Применение психологического теста СМОЛ для исследования подростков: Краткое руководство. М.: Фолиум, 1995. 2-ое изд. Вып. 8. 56 с.
2. Фетискин Н. П. Методика изучения монотоноустойчивости личности// Психологический журнал. М., 1991. №2. С. 120 - 128.
3. Фисин Ю. М. Врожденные учебно-производственные установки у студентов// Казанский педагогический журнал. Казань, 2007. № 4. С. 28-32
4. Фисин Ю. М. К проблеме производственно-волевой подготовки студентов// Среднепрофессиональное образование. М., 2008. № 8. С. 18 - 19.