сборник тезисов v юбилейного евразийского конгресса кардиологов book of abstracts of the v Eurasian congress of cardiologists
Заключение:
1) У лиц с ожирением 1 степени депрессивные симптомы встречаются чаще, чем у лиц с нормальной массой тела. 2) Каждый третий участник группы пациентов с нормальной массой тела имел симптомы депрессии. Безусловно, данный факт должен учитываться врачами (особенно специалистами первичного звена здравоохранения) с целью коррекции и профилактики возможного развития ассоциированных с депрессией заболеваний. 3) Изучив степень выраженности депрессии у лиц с ожирением 1 степени на основе опросника Бека, можно рекомендовать применять научно обоснованные методы коррекции и профилактики патологических нарушений личности. 4) Полученные результаты могут быть использованы для оптимальных стратегий, тактик и средств психологического, психотерапевтического и врачебного воздействия, для разработки методов профилактики психических расстройств и патологических личностных поведенческих нарушений у лиц с ожирением 1 степени.
нарушения ритма и проводимости сердца
АРИТМИИ У БЕРЕМЕННЫХ
Князькова и. и.1, тверетинов А. Б.2, Цыганков А. и.2, Мазий в. в.2
Харьковский национальный медицинский университет, 2гу «Национальный институт терапии имени л.Т. Малой НАМН украины
введение (цели/ задачи):
Цель исследования - провести анализ характера и причин нарушений сердечного ритма у беременных. материал и методы:
В исследование вошло 117 женщин (средний возраст 25,9 ± 3,6 года) во ii-iii триместре беременности, направленных на консультацию в поликлинику ГУ «Национальный институт терапии имени Л.Т. Малой НАМН Украины. Всем обследованным проводили стандартные исследования, в том числе электролиты (калий, натрий) в сыворотке крови и гормоны щитовидной железы (тиреотропный гормон, трийодтиронин, тироксин), допплер-эхокардиографию («1_одю-5», Германия), суточный мониторинг ЭКГ («Кардиосенс», ХАИ МЕДИКА, Украина). Статистическую обработку полученных данных проводили методами вариационной статистики с использованием пакета статпрограмм <^ТАШТЮА 6,0». Достоверность различий считалась при величине р<0,05 Результаты:
Различные нарушения сердечного ритма зарегистрированы у 97 пациенток, из которых у 55 - на фоне сердечно-сосудистой патологии (1 группа) и у 42 - идиопатические аритмии (2 группа). Контрольную группу составили 20 женщин с нормальным синусовым ритмом. Установлено, что 40 женщин (34,1%) курили на момент обследования. Семейный анамнез сердечно-сосудистых заболеваний отмечен у 65 (55,6%) женщин. Следует отметить, что до беременности жалоб на перебои в работе сердца или сердцебиение у обследованных пациенток не было. У пациенток с нарушениями сердечного ритма во Н триместре беременности появились слабость, повышенная утомляемость, периодически перебои в работе сердца, сердцебиение, что было причиной дополнительного обследования. при до-
полнительном обследовании в 1 группе было установлено у 38 женщин пролапс митрального клапана, причем митральная регургитация i степени выявлена у 6 и Н степени - у 32 человек; недостаточность митрального клапана ревматического генеза отмечена у 5 пациенток, постмиокардитичний кардиосклероз - у 11 человек и открытое овальное окно - в 1 случае. По данным суточного мониторинга ЭКГ в 1 группе количество желудочковых экстрасистол составило на 26% (р <0,001) больше, чем во 2 группе и в 7,6 раз больше чем в группе контроля; над-желудочковых экстрасистол - в 2,8 и 7 раз больше чем во 2-й и группе контроля (все р<0,001) соответственно. Установлено, что наджелудочковые и желудочковые экстрасистолы регистрировались в обеих группах пациенток с нарушениями сердечного ритма. Причем, у пациенток с пролапсом митрального клапана отмечено меньшее количество наджелудочковых экстрасистол (р<0,001) и больше желудочковых экстрасистол (р<0,05) по сравнению с лицами с другими сердечно-сосудистыми заболеваниями. При сравнении с пациентками с идиопатическими аритмиями у женщин с пролапсом митрального клапана значительно меньше было наджелудочковых экстрасистол (р <0,05), а число желудочковых экстрасистол значительно не отличалась от больных второй группы. Заключение:
Таким образом, нарушения сердечного ритма у беременных отмечено как на фоне сердечно-сосудистой патологии (врожденные и приобретенные пороки сердца, постмиокардитичний кардиосклероз, пролапс митрального клапана с незначительной митральной регургитацией), так и без нее и нарушений метаболических процессов. Такие пациентки нуждаются в тщательном динамическом наблюдении, а при развитии жизнеугрожающих аритмий и гемодинамической нестабильности - проведении своевременной адекватной терапии.
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ВЕЛИЧИНОЙ ЭПИКАРДИАЛЬНОГО ЖИРА И ЧАСТОТОЙ РАЗВИТИЯ НАРУШЕНИЯ РИТМА И ПРОВОДИМОСТИ СЕРДЦА
Курпита А. Ю.
гБОу вПО Самгму Минздрава РФ введение (цели/ задачи):
Выявить взаимосвязь между величиной эпикардиального жира (ЭЖ) и частотой развития нарушения ритма и проводимости сердца.
материал и методы:
Обследованы 240 пациентов, находившихся на лечении в ДКБ на ст. Самара, в кардиологическом отделении, в возрасте от 38 до 69 лет. Величину ЭЖ оценивали эхокардиографическим методом. В зависимости от величины ЭЖ все пациенты были разделены на группы: первую группу составили пациенты с уровнем ЭЖ до 0.5 см (102 человека, средний возраст 59 лет), вторую - лица с уровнем ЭЖ до 0.9 см (101 человек, средний возраст 57 лет), третью группу составили пациенты с уровнем ЭЖ более 0,9 см (37 человек, средний возраст 61 год). Результаты:
Среди пациентов первой группы фибрилляция предсердий (ФП) наблюдалась у 7.1% пациентов; общий процент блокады левой ножки пучка Гиса (БлНПГ), блокады правой ножки пучка Гиса (БПНПГ) наблюдался у 22.8% пациентов; общий процент желудочковых экстрасистол (ЖЭ) у 30.9% пациентов; общий процент наджелудочковых экстрасистол (НЭ) - у 59.8% пациентов. Среди пациентов второй группы ФП отмечалась у 8.7% пациентов; общий процент БЛНПГ, БПНПГ- у 32.3% пациентов; общий процент
евразийский кардиологический журнал
EURASIAN HEART JOURNAL
ЖЭ и НЭ - у 57.8% и 72.5% пациентов соответственно. Среди пациентов третьей группы ФП регистрировалась у 20.9% пациентов; общий процент БЛНПГ, БПНПГ- у 62.5% пациентов; общий процент ЖЭ и НЭ - у 69.8% и 92.4% пациентов соответственно. Заключение:
Среди обследованных групп пациентов отмечается статистически значимая корреляция между уровнем ЭЖ и частотой выявления нарушений проводимости по правой и левой ножке пучка Гиса. ФП, а также ЖЭ и НЭ встречались достоверно чаще среди пациентов третьей группы.
ВЛИЯНИЕ РАДИОЧАСТОТНОЙ КАТЕТЕРНОЙ АБЛАЦИИ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПАЦИЕНТОВ АТРИОВЕНТРИКУЛЯРНОЙ УЗЛОВОЙ РЕЦИПРОКНОЙ ТАХИКАРДИЕЙ
Эркабоев Ш. М.1, Амиркулов Б. Д.2, Курбанов Р. д.2
1 Республиканский Специализированный Центр
кардиологии, Ташкент, 2РСЦК г. Ташкент
введение (цели/ задачи):
Оценить качество жизни больных атриовентрикулярной узловой реципрокной тахикардией (АВУРТ) после радиочастотной катетерной аблации. материал и методы:
В исследование включены 81 больных с диагнозом АВУРТ в варианте «slow-fast». Среди них мужчин - 33 (40,7%), женщин - 48(59,3%), средний возраст составил 40,4±2,21 лет (Ме 40 лет; |Qr 31,0-52,5). Процедуры ВС ЭФИ (внутрисердечное электрофизиологическое исследование) и РЧА проводились по стандартной методике. Для оценки качества жизни пациентов использовали короткую версию опросника здоровья (M0S 36-Item Short-Form Health Survey - MOS SF-36). результаты:
Мы выявили что АВУРТ оказывает негативное влияние на возможность выполнения различных физических нагрузок (снижение PF по сравнению с показателем контрольной группы на 23,7 %), на повседневную ролевую деятельность (RP - на 40,6 %), на возможность заниматься повседневной деятельностью (BP - на 36,4 %), что отражало снижение субъективной оценки пациентами своего здоровья (GH - на 38,3%). Через три месяца после РЧА из показателей физического компонента здоровья КЖ отмечалось достоверное повышение шкалам PF - на 13,7%, RP - на 24,3% по сравнению с уровнем до лечения, BP (на 11,0%) и GH (на 8,2%) также повысились, но недостоверно. Через 6 месяцев после аблации улучшились параметры ролевого физического функционирования (на 48,6%), физического функционирования (на 25,5%) и общего состояния здоровья (19,7%). Показатель BP хотя и повысился (на 13,8%), но не достоверно. Через 12 месяцев мы наблюдали существенное улучшение кЖ по всем параметрам физического компонента здоровья, которые не отличались от таковых у лиц контрольной группы. При анализе составляющих психологического компонента здоровья наблюдалось снижение жизненной активности (VT - на 26,1%), эмоционально-ролевого функционирования (RE - на 31,5%), социального функционирования (SF - на 22,9%) и психологического здоровья (MH - на 19,5%). Уже через три месяца после РЧА все показатели психологического компонента кЖ достоверно повысились по сравнению с уровнем до лечения и приблизились значениям группы клинического сравнения. Заключение:
1. У пациентов с АВУРТ отмечается снижение качества жизни, проявляющееся низкими показателями как физического (на
38,6%), так и психологического (на 24,8%) компонентов здоровья. 2. Применение радиочастотной абляции при АВУРТ в варианте «slow-fast» оказалось эффективным в 98% случаев. Значительное улучшение физического (на 20,8%) и психологического (на 15,8%) компонентов качества жизни наблюдается через 3 месяца после РЧА медленной части АВ соединения, а через 6 месяцев эти показатели не отличаются от аналогичных характеристик группы клинического сравнения.
ВНУТРИСЕРДЕЧНОЕ ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И РАДИОЧАСТОТНАЯ АБЛАЦИЯ БОЛЬНЫХ С СИНДРОМОМ WPW
Амиркулов Б. Д., Эркабоев Ш. М., Курбанов Р. Д. Республиканский Специализированный Центр Кардиологии, Ташкент
введение (цели/ задачи):
Представить результаты внутрисердечного ЭФИ и катетерной аблации пациентов с синдромом WPW. материал и методы:
Оперировано всего 163 больных с синдромом WPW. Из них мужчин - 89 (54,6%), женщин - 74 (45,4%). Возраст больных составил от 17 до 77 лет (средний возраст 34,3±13,3 года). Манифестирующая форма WPW диагностирована у 93 (57,1%), скрытая форма у 36 ( 22,0%), латентная форма у 7 (4,3%) и интермиттирующая форма у 27 (11,8 %) пациентов. В анамнезе приступы тахикардии у пациентов длились от 0,5 до 35 лет (в среднем 14,4±8,5 лет). В течение многих лет больные принимали антиаритмические препараты разных групп с временным эффектом. Частота индуцированной тахикардии составляла от 150 до 200 уд в мин, в среднем 165,7±12,4 уд в мин. Внутри-сердечное ЭФИ начиналось с пункции левой, правой бедренных вен и левой подключичной вены по методике Сельдингера, через которые в полость сердца проводились электроды для проведения ЭФИ и устанавливались в стандартных позициях. При расположение дПЖС в левой АВ борозде по методике Сельдин-гера дополнительно пунктировалась правая бедренная артерия. После установления зоны локализации дПЖС на внутрисердеч-ном ЭФИ проводился аблационный катетер. Далее проводилась радиочастотная аблация ДПЖС с параметрами: P = 38,1±5,2 Wt; T = 50±3,7°С; I = 110,3±5,3 Ohm и длительностью по 60 сек. Проведение по ДПЖС прекращалось на 4-8 секунде первого РЧА воздействия. Дополнительно проводилось 3-5 контрольных радиочастотных воздействий в близлежащих точках. После воздействия проводилось контрольное ЭФИ и методами учащающей и программированной стимуляции тахикардия не индуцировалась. У 5 (3,7%) больных критериев устранения проведения по ДПЖС достичь не удалось, в двух случаях в связи с парагиссиальном, в трех случаях субэпикардиальным расположением пучка, им была подобрана антиаритмическая терапия на фоне которого пароксизмов АВРТ не отмечалось. результаты:
У больных с синдромом WPW эффективность процедуры составила 96,3%. Периоперационных осложнений не было. за время наблюдения от 1 месяца до 6 лет рецидивов тахикардии не наблюдалось. Заключение:
Радиочастотная аблация является эффективным радикальным и безопасным методом лечения больных с синдромом WPW. Эффективность операций достигает до 97% и позволяет больным избавиться от пожизненного приема антиаритмических препаратов.