Научная статья на тему 'Взаимосвязь между толерантностью субъектов образовательного процесса и его гуманизацией'

Взаимосвязь между толерантностью субъектов образовательного процесса и его гуманизацией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КРИТЕРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворошилова Ирина Сергеевна, Фёдорова Наталья Петровна, Романова Марина Леонидовна

Статья посвящена моделям взаимосвязи между гуманизацией образовательного процесса и формированием толерантности студентов. Расширение масштабов межкультурного взаимодействия и развитие гуманного общества немыслимы без толерантного поведения и развития толерантного сознания. Известно, что толерантность – уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Значимость толерантности как личностного качества неуклонно возрастает в связи с процессами интеграции, глобализации, соприкосновения различных точек зрения и культур. Без толерантности невозможно позитивное социальное взаимодействие, достижение взаимопонимания между людьми. Педагогическая наука рассматривает толерантность как одно из важнейших личностных качеств и целевых ориентиров образовательного процесса. Авторами предложены критерии оценки гуманизации образовательного процесса. Обосновано, что гуманизация образовательного процесса – главный фактор формирования толерантности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворошилова Ирина Сергеевна, Фёдорова Наталья Петровна, Романова Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation between the educational process participants` tolerance and its humanization

The article is devoted to the correlation models between the educational process humanization and students` tolerance education. The increasing in scale of the multi-cultural interaction and humanistic society development are impossible without tolerance behavior and mind. As well known the tolerance is right understanding of multi-cultural world and human personality. The tolerance is accepted as important ability during the integration, globalization and multi-cultural interaction processes. The positive social interaction and understanding is impossible without tolerance. The pedagogical science presents the tolerance as important personal ability and purpose of the education process. We offered the educational process humanization criteria. We proved what the educational process humanization the main factor of students` tolerance is bringing up.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь между толерантностью субъектов образовательного процесса и его гуманизацией»

УДК 378.147:378.018.43 ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ГУМАНИЗАЦИЕЙ

Ирина Сергеевна Ворошилова, мастер спорта СССР, старший преподаватель, Наталья Петровна Фёдорова, старший преподаватель,

Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Статья посвящена моделям взаимосвязи между гуманизацией образовательного процесса и формированием толерантности студентов. Расширение масштабов межкультурного взаимодействия и развитие гуманного общества немыслимы без толерантного поведения и развития толерантного сознания. Известно, что толерантность - уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Значимость толерантности как личностного качества неуклонно возрастает в связи с процессами интеграции, глобализации, соприкосновения различных точек зрения и культур. Без толерантности невозможно позитивное социальное взаимодействие, достижение взаимопонимания между людьми. Педагогическая наука рассматривает толерантность как одно из важнейших личностных качеств и целевых ориентиров образовательного процесса. Авторами предложены критерии оценки гуманизации образовательного процесса. Обосновано, что гуманизация образовательного процесса - главный фактор формирования толерантности студентов.

Ключевые слова: гуманизация, толерантность, социокультурные условия, образовательный процесс, критерии.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p45-48

CORRELATION BETWEEN THE EDUCATIONAL PROCESS PARTICIPANTS' TOLERANCE AND ITS HUMANIZATION Irina Sergeevna Voroshilova, the Master of sports of the USSR, senior teacher,

Natalia Petrovna Fedorova, the senior teacher,

Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, lecturer,

Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The article is devoted to the correlation models between the educational process humanization and students' tolerance education. The increasing in scale of the multi-cultural interaction and humanistic society development are impossible without tolerance behavior and mind. As well known the tolerance is right understanding of multi-cultural world and human personality. The tolerance is accepted as important ability during the integration, globalization and multi-cultural interaction processes. The positive social interaction and understanding is impossible without tolerance. The pedagogical science presents the tolerance as important personal ability and purpose of the education process. We offered the educational process humanization criteria. We proved what the educational process humanization the main factor of students' tolerance is bringing up.

Keywords: humanization, tolerance, social and cultural conditions, educational process, criteria.

ВВЕДЕНИЕ

Образование - социальный институт, главное назначение которого - создание условий для личностного развития обучающихся, содействие в его приобщении к культуре общества. Гуманизация образования заключается в его ориентации на развитие личности обучающегося и реализации его потребностей, создание средствами образовательного процесса условий для его всестороннего развития, реальное осознание самоценности личности педагога и обучающегося, практическая реализация идей природосообразного обучения. Данная социально-педагогическая задача по-прежнему не получила

должного решения, в том числе из-за неизученности взаимосвязи между толерантностью субъектов образовательного процесса (педагогов и обучающихся) и возможностями его гуманизации. Цель исследования - выявление взаимосвязи между гуманизацией образовательного процесса и толерантностью его субъектов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Важнейшими условиями гуманизации образования являются: поликультурная среда вуза, толерантность преподавателя и студентов (для создания безопасной образовательной среды); высокий уровень профессиональной компетентности педагогов (для реализации продуктивных моделей обучения и воспитания); наличие арсенала инструментария педагогической деятельности (в том числе систем компьютерной поддержки); взаимосвязь гуманизации с иными тенденциями (валеологизацией, информатизацией, модернизацией и т.д.) при сохранении её ведущей роли.

Авторами предложены критерии оценки гуманизации образовательного процесса. К1 - результативность поддержки студентов в личностно-профессиональном самоопре-1 Ы

делении: к = — V (М ■ 1 V Здесь: N - число студентов, М, - число случаев поддержки /1 N¿-1^ ‘ °

го студента, - эффективность поддержки /-го студента. При оценке эффективности

такой поддержки учитывают, что в современных условиях она предполагает не только помощь студенту в преодолении трудностей в выборе жизненного и профессионального пути, но и содействие в устранении “слабых мест” в подготовленности, препятствующих реализации выбора. К2 - доля студентов, которым не оказывалась поддержка в личностно-профессиональном самоопределении. К3 - степень удовлетворённости студентов образовательным процессом: К3 = ау + 0.75 ■асу + 0.5 ■ао + 0.25 ■анну. Здесь: ау, ас0, азо и

асну - соответственно доля студентов, удовлетворённых образовательным процессом, скорее удовлетворённых, чем нет, затрудняющихся ответить и скорее неудовлетворённых, чем да (полностью неудовлетворённые студенты не вносят вклад в показатель). К4 -уровень коммуникативного взаимодействия педагогов с обучающимися: К4 - /3С + 0.5 ■ /3Г + 0.25 ■ /3Л . Здесь: рС, рГ и рЛ - доля педагогов, придерживающих в

общении с обучающимися модели “Союз”, ”Гамлет” и ”Локатор” (остальные стили, например, диктаторская модель “Монблан”, не имеют отношения к гуманизации образования). К5 - доля преподавателей с демократическим стилем педагогического руководства (остальные стили не имеют отношения к гуманизации образования). К6 - уровень профессиональной позиции педагогов с обучающимися:

К6 -ум + 0.75 ■ уТ + 0.5 ■ /3Мас + 0.5 ■ Рс. Здесь: ум, ут, Гмас и ус - доля педагогов с позициями “Менеджер”, ”Тренер”, ”Мастер” и ”Сократ”; остальные позиции, например, “Генерал”, не имеют отношения к гуманизации образования. Следующий показатель совпадает с одним из критериев качества образования: К7 - безопасность образовательного процесса (вероятность того, что обучающимся не будет нанесен урон здоровью, чести и достоинству). К8 - степень индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания (оценивают как латентную переменную). Индивидуализация и дифференциация немыслимы без налаженной системы педагогического мониторинга (как и поддержка в самоопределении). К9 - социокультурные возможности для удовлетворения потребностей обучающихся (оценивают как латентную переменную). Например, в условиях информатизации образования постоянное пополнение и адаптация электронных образовательных ресурсов к когнитивным потребностям обучающихся, их вариативное применение - путь к гуманизации образования. Данный перечень параметров должен уточняться.

Гуманизация образования - главный фактор формирования толерантности студентов, т. к. индивид является адаптивной. Продуктивные стили взаимодействия педагога и

обучающихся (например, “Союз”) ставят обучающегося в условия, в которых он вынужден искать пути бесконфликтного взаимодействия с социальной средой для продуктивного личностного развития, предъявляет ему паттерны продуктивного социального поведения и использования поликультурной среды для оптимизации индивидуального развития. Гуманизация образования позволяет интегрировать различные факторы развития личности, комплексно развивать все компоненты толерантности (табл. 1). С другой стороны, толерантность студентов - одно из условий гуманизации образования, в противном случае педагогическому коллективу придётся прилагать больше усилий для реализации безопасной образовательной среды.

Таблица 1

Развитие компонентов толерантности в условиях гуманизации образования (ГО)

Компонент Его развитие в условиях гуманизации образования

Операционный (когнитивный) ГО создаёт условия для формирования коммуникативных умений обучающегося, понимания значимости индивидуальных различий и бесконфликтного взаимодействия

Мотивацион- но-ценностный Толерантная образовательная среда демонстрируют обучающемуся преимущества бесконфликтного взаимодействия и использования потенциала поликультурной среды для личностно-профессионального развития, что мотивирует обучающегося на бесконфликтное поведение

Эмоциональ- но-волевой ГО требует эмоциональной устойчивости для бесконфликтного преодоления трудных ситуаций

Поведенческий Толерантная среда требует от обучающегося бесконфликтного социального взаимодействия, что создаёт условия для формирования соответствующего опыта

Рефлексивный Ориентация на развитие личности обучающегося предполагает формирование рефлексивных умений (самооценки, самоанализа и саморегуляции поведения и т.д.)

Взаимосвязь гуманизации и информатизации образования требует налаженной системы мониторинга личностно-профессионального развития студентов, в том числе мо-

N М М

ниторинга толерантности. Известно, что S = 1ИК,, £ = и $,}■, где и - символ

і=1 І=1 ]=1

объединения множеств, N - число студентов, М - число этапов образовательного процесса, £ - множество порций накопленной мониторинговой информации обо всех студентах за все этапы образовательного процесса, £ - об і-м студенте за все этапы. На уровне деятельности педагога возможно заполнение “Карты наблюдения за проявлением толерантности студентов на занятиях и перерывах”. Строки таблицы - номера студентов, столбцы - параметры толерантности, пересечения строки и столбца - оценка по Ь балльной шкале параметра толерантности студента. Это параметры: “Корректность высказываний о других людях”, “Жалобы на него от других студентов”, “Его жалобы на других студентов”, “Устойчивость поведения в трудных ситуациях”, “Поведение при выполнении коллективных форм работы”, “Дружелюбность” и т.д.

Гуманизация образования и создание толерантной (безопасной) образовательной среды во многом совпадают. Для последнего необходимы: толерантность, правовая культура личности и коммуникативная компетентность педагогов (не менее чем на уровне образованности) и студентов (на уровне грамотности), психолого-педагогическая компетентность педагогов (на уровне образованности), информационная культура личности педагогов и студентов (на уровне грамотности).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование толерантности студентов и гуманизация образования - синергичные процессы, поэтому модели формирования толерантности субъектов образовательного процесса должны рассматриваться как неотъемлемая составляющая моделей его гуманизации.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 13-06-00350 от 13.06.2013 по теме “Мониторинг качества непрерывного образования”.

ЛИТЕРАТУРА

1. Поддержка студента в личностно-профессиональном самоопределении / И.С. Ворошилова, Н.П. Фёдорова, Д. А. Романов, Т.В. Тихомирова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 19-23.

REFERENCES

1. Voroshiliva, I.S., Fedorova, N.P., Romanov, D.A. and Tihomirova T.V. (2013), “Students support in personal and professional self-determination”, Uchenyie zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No 2, pp. 19-23.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.10.2013. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p48-52

PARTICULARITIES OF THE IMPACT OF THE GAME SPORT ACTIVITIES ON THE BODY OF QUALIFIED ATHLETES

Aklas Hussein Doham, the Doctor philosophy,

Mustansiriya University - Faculty of Physical Education,

The Republic of Iraq

Annotation

The article considers two main factors that affect the athlete's body. First of all, it is the monotony (uniformity) of competitive activity, as each time an athlete performs the same action and movement in training as well as in competitions, and various kinds of stress, which affects all athletes, without exception, whether professionals or amateurs.

Keywords: athlete, competition, mental pressing, stress, monotony and endurance.

УДК 796.1/.3

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЙ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ НА ТЕЛО КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ

Аклас Хусейн Дохам, доктор философии,

Факультет физического воспитания, Университет Мустансири,

Республика Ирак

Аннотация

Статья рассматривает два основных фактора, которые влияют на тело атлета. Прежде всего, это - монотонность (однородность) конкурентоспособной деятельности каждый раз, когда атлет выполняет то же самое действие и движение в обучении так же как на соревнованиях и различных видах напряжения, которое действует на всех атлетов, без исключения, и профессионалов и любителей.

Ключевые слова: атлет, соревнование, стресс, напряжение, монотонность и выносливость.

The relevance of the study. The body of each athlete is very well prepared for different kinds of competitions, it is able to withstand heavy loadings and perform an enormous amount of work. However, each competition depletes the body as an athlete participates in it to his limit in order to achieve the best possible result.

This topic will always remain up to date, as any competitor will want to minimize the body consumption, and to increase the results. For this reason is s very important to know

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.