УДК 61 Какабаева О.С., Арсланова М.М.
Какабаева О.С.
главный эксперт Академия наук Туркменистана (г. Ашхабад, Туркменистан)
Арсланова М.М.
младший научный сотрудник Туркменский государственный медицинский университет
им. Мурада Каррыева (г. Ашхабад, Туркменистан)
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ПЕРВОПРИЧИНОЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ И КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
Аннотация: в статье поднимается проблема качества жизни детей с бронхиальной астмой. Авторы предлагают обратить внимание на водно-электролитный обмен больного ребенка. Один из главных составляющих общего метаболизма, нарушение водно-электролитного обмена является причиной дегидратации бронхиального дерева у детей с бронхиальной астмой.
Ключевые слова: детская бронхиальная астма, водно-электролитный обмен, качество жизни.
Бронхиальная астма - одно из наиболее важных как в медицинском, так и в социальном плане заболеваний у детей [1,2,3]. Несмотря на значительный прогресс в понимании сущности бронхиальной астмы и расширение спектра противоастматических средств, повсеместно отмечается рост заболеваемости и неблагоприятное течение болезни. Бронхиальной астмой страдает от 2 до 10% детского населения [1], значительно варьируя в зависимости от методов и критериев диагностики.
Высокая распространенность у детей, отсутствие тенденций к уменьшению частоты и тяжести, возможность летальных исходов, нередко недостаточная эффективность терапии, все это в значительной степени обусловливает то, что бронхиальная астма приводит к ограничению всех аспектов нормальной жизнедеятельности ребенка (физических, психических, социальных) [4,8]. Периодические обострения заболевания, длительное употребление лекарственных препаратов, снижение социальной адаптации, инвалидизация детей, значительные финансовые издержки негативно влияют на качество жизни больных [8].
В последние годы качество жизни стало предметом многих научных исследований [6,7,9,8], которые раскрывают многогранность этой проблемы.
Отсутствие знаний о своей болезни, навыков самоконтроля, неумение правильно пользоваться лекарствами, неосведомленность о факторах, влияющих на течение заболевания - серьезные причины, ухудшающие качество жизни больного [8].
В настоящее время разработано несколько программ для детей страдающих бронхиальной астмой, основанных как на индивидуальном, так и на групповом методе обучения [2,11], и многие исследователи отмечают их эффективность. Есть данные об эффективности проведения информационной терапии в «малых» группах [3], программ интенсивного обучения [5]. К сожалению, программы аналогичного содержания в России пока не имеют достаточного внедрения.
Не зная причину, вызывающую приступ бронхиальной астмы, трудно ожидать положительных и стойких результатов. Поэтому необходимо выяснить первопричину заболевания.
В 1974 году в журнале Nature была опубликована статья И. Гальперина и А. Гольдштейна, в которой авторы на основе экспериментальных исследований доказали, что причиной приступа бронхиальной астмы является локальное обезвоживание в области бронхов. Был описан механизм возникновения приступа, в котором участвует биологически активное вещество-гистамин,
продукт тучных клеток. При дегидратации усиливается выработка гистамина, который вызывает воспалительную реакцию в слизистой бронхов, тем самым закрывая дыхательные проходы.
По утверждению Ф. Батманхелиджа неблагополучная ситуация с неинфекционными заболеваниями возникла из-за того, что человек не познал себя. Он не знает, за счет чего функционирует человек, что такое обмен веществ и какие ингредиенты участвуют в обмене веществ и какую роль играет сам человек в поддержании его постоянства.
Авторами статьи были научно - обоснованы изменения со стороны крови и мочи у 100 детей возрастом от 2 до 10 лет с диагнозом бронхиальная астма. Со стороны крови было отмечено повышение гематокрита и кислотности крови, изменения в количественном отношении некоторых электролитов. Со стороны мочи также наблюдалось повышение кислотности, сгущение цвета и неприятный запаха. Эти изменения характерны при обезвоживании организма. Кроме лабораторных показателей, принимались во внимание внешние симптомы -синюшность носогубного треугольника, сухость кожи, учащенное дыхание. Немаловажную роль играет анкетирование, где делается акцент на использование газированных напитков и несбалансированного питания. Такой подход к диагностике бронхиальной астмы позволяет определить первопричину.
В таблице №1 приводятся жизненно-необходимые ингредиенты для физиологического функционирования организма.
Таблица №1 . Суточная потребность человека в органических и неорганических вещества для нормального метаболизма.
Группа Вода MЭ (кол-во) Витамины (кол-во) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (§)
Мужчины 75% от общего веса тела 84 14 120 60 270
Группа Вода MЭ (кол-во) Витамины (кол-во) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (§)
Женщины 75 % от общего веса тела 84 14 90 52 195
Дети 75 % от общего веса тела 84 14 80 80 140
Организм человека функционирует за счет обмена веществ. В метаболизме участвуют 75% воды от общего веса тела, 84 микроэлемента, 14 витаминов, белки, жиры и углеводы. В результате гидролиза сложные пищевые вещества распадаются на простые, а затем простые вещества вступают между собой в химические реакции и синтезируют необходимые для функционирования организма вещества - это гормоны, ферменты и многое другое.
Дефицит воды, который имеет 46 свойств, а также является растворителем для всех инградиентов, участвующих в метаболизме, может вызывать локальное обезвоживание, симптомы которых зависят от строения и функции органа.
Авторами данной статьи была использована коррекция водно-электролитного баланса у детей с бронхиальной астмой. В коррекции участвуют естественные пищевые продукты, такие как вода, гималайская соль, содержащая 84 микроэлемента и сбалансированное питание.
Благодаря предложенной водно- электролитной коррекции кардинально меняется качество жизни детей с бронхиальной астмой в лучшую сторону. Организм ребенка не испытывает проблем с дыханием, т.к. биохимические реакции на клеточном уровне протекают в физиологическом режиме, дегидратация исключена. Все, что необходимо для нормального метаболизма, организм ребенка получает.
В таблице № 2 описано состояние детей с бронхиальной астмой до и после водно-электролитной коррекцией.
Таблица №2. Качество жизни детей с бронхиальной астмой до и после водно-электролитной коррекции.
До коррекции После коррекции (через месяц)
сон аппет настроен успевае Заняти сон аппетит настрое успеваем занятия
ит ие мость в физкульт ние ость в физкульт
школе урой школе урой
Беспо пониж Упаднич снижена справка Спокойн Норма оптими повысила Активны
койны ен еское, об ый лизова стичйно сь й
й, раздраже освобожд е
страх нный ении
перед
маниф
естаци
ей
прист
упа
астмы
У детей с бронхиальной астмой сон беспокойный, так как обычно приступ астмы начинается в покое, ночью и у них возникает страх перед манифестацией приступа. Они просыпаются разбитыми, невыспавшими. У детей отмечаются темные круги под глазами. Аппетит у этой категории детей понижен, настроения нет. Учиться нет ни сил, ни желания. На уроки физкультуры они не ходят, так как боятся приступа астмы из-за нагрузки.
Дети, у которых налажен водно-электролитный обмен, ночь проводят спокойно. Утром они выглядят бодрыми. Проблем с аппетитом нет. Дети счастливые, радостные, что приступы астмы их больше не беспокоят. Успеваемость в школе повышается, есть желание ходить в школу. Уроки
физкультуры не пропускают, наравне со всеми выполняют все упражнения. Носят с собой воду.
По данным Ф. Батманхелиджа улучшение состояния ребенка наступает уже через 30 - 40 минут после принятия достаточного количества воды и микроэлементов. Постепенно у детей формируется водный режим. Они понимают, что причиной приступов бронхиальной астмы является дефицит воды, то есть дегидратация.
Обучение формированию питьевого режима проводится врачом индивидуально с ребенком и его мамой. Большую роль в формировании водного режима играют мамы, которые при участии врача должны напоминать, контролировать этот процесс, объяснять, чем чревато его нарушение. Необходимо каждые полгода взвешивать ребенка, т.к. он растет и прибавляет в весе, для того, чтобы рассчитать новый объем воды.
В условиях стационара ребенок и его мама обучаются формированию питьевого режима. Однако в первые дни за пределами стационара некоторые нарушают питьевой режим т.к. слишком сильна вера в лекарственные препараты. Но на формирование питьевого режима необходимо время. По мере осознания того, что питьевому режиму нет альтернативы, т.е. ничто не может заменить воду, родители и дети становятся приверженцами новой методологии.
Что дает такой подход к решению проблемы бронхиальной астмы?
Исключено использование химических и гормональных препаратов
Профилактика гормонозависимости
Профилактика тяжелых осложнений
Формируется питьевой режим и сбалансированный образ питания.
Все это ведет к тому, что ребенок придерживается здорового образа
жизни.
Таким образом:
Современный подход к диагностике и ведению больных детей с бронхиальной астмой не учитывает первопричину заболевания.
В основе возникновения приступов бронхиальной астмы лежит локальная дегидратация в области бронхов, коррекция которой позволяет детям вести здоровый образ жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Балаболкин, И.И. Проблема бронхиальной астмы в детской аллергологии и клинической иммунологии / И. И. Балаболкин // Аллергология и иммунология в педиатрии. 2003, ноябрь. - с. 15-21;
2. Гаркалов, К.А. Медико-социальное значение обучения больных бронхиальной астмой / К.А. Гаркалов, А.С. Белевский // Пульмонология. 1996. -№ 4. - с. 28-33;
3. Clayton, S. Pediatric asthma: overcoming barriers to an improved quality of life / S. Clayton // Br. J. Nurs. 2005. - Vol. 14, № 2. - P. 80-5;
4. A asthma rural partnership coloring for health: an innovative rural asthma teaching strategy / P.L. Naumann, K. Huss, B. Calabrese et al. // Pediatr. Nurs. 2004. -Vol. 30, № 6. - P. 490-4;
5. Determining a minimal important change in a disease-specific. Quality of Life Questionnaire / E.F. Juniper, G.H. Guyatt, A. Willan, L.E. Griffith // J. Clin. Epidemiol. 1994. - Vol. 47. - P. 81-87;
6. Намазова, Л.С. Анализ качества жизни детей, больных бронхиальной астмой / Л.С. Намазова, К.Е. Эфендиева, Н.И. Вознесенская, P.M. Торшхоева и др. // Пульмонология детского возраста: проблемы и решения. Выпуск 5. -2005. с. 188-194;
7. Determining a minimal important change in a disease-specific. Quality of Life Questionnaire / E.F. Juniper, G.H. Guyatt, A. Willan, L.E. Griffith // J. Clin. Epidemiol. 1994. - Vol. 47. - P. 81-87;
8. Outcome evaluation of education in asthmatic children: the Robert-Debre hospital's experience / M.N. Lebras-Isabet, N. Beydon, K. Chevreul et al. // Arch. Pediatr. 2004. - Vol. 11, № 10. - P. 1185;
9. Outcome evaluation of education in asthmatic children: the Robert-Debre hospital's experience / M.N. Lebras-Isabet, N. Beydon, K. Chevreul et al. // Arch. Pediatr. 2004. - Vol. 11, № 10. - P. 1185-90;
10. Influenza vaccination in asthmatic children: effects on quality of life and symptoms / H.J. Bueving, J.C. van der Wouden, H. Raat et al. // Eur. Respir. J. 2004. - Vol. 24, № 6. - P. 925;
11. Собченко, С.А. Обучение больных бронхиальной астмой в комплексе их лечения / С.А. Собченко, О.В. Коровина // Международ, мед. журнал. 1993. - № 2. - С. 120-123;
12. Effectiveness of educational programs in asthma patients / L.A. Yashpo, M.A. Polyanska, I.V. Dzavad et al. // 22 Congress of the European academy of allergology and clinical immunology: abstract. -Hannover, 2003. P. 132;
13. Ф. Батманхелидж «Ваше тело просит воды» 2001г;
14. Kakabayewa O.,Saryyewa T., Arslanowa M. Qagalarda bronhial astma keselinde suw - elektrolit ?al§ygynyn ayratynlyklary // Turkmenistanda ylym we tehnika. - 2022. - № 4 - s.92-95
Kakabaeva O.S., Arslanova M.M.
Kakabaeva O.S.
Academy of Sciences of Turkmenistan (Ashgabat, Turkmenistan)
Arslanova M.M.
Turkmen State Medical University named after Murad Karryev (Ashgabat, Turkmenistan)
RELATIONSHIP BETWEEN ROOT CAUSE OF BRONCHIAL ASTHMA AND QUALITY OF LIFE OF CHILDREN
Abstract: the article raises the problem of the quality of life of children with bronchial asthma. The authors suggest paying attention to the water-electrolyte metabolism of a sick child. One of the main components of the general metabolism, a violation of water-electrolyte metabolism is the cause of dehydration of the bronchial tree in children with bronchial asthma.
Keywords: childhood bronchial asthma, water-electrolyte metabolism, quality of life.