Научная статья на тему 'Взаимосвязь между нейродинамическими и эндокринными показателями с запаховой привлекательностью студентов в состоянии экзаменационного стресса'

Взаимосвязь между нейродинамическими и эндокринными показателями с запаховой привлекательностью студентов в состоянии экзаменационного стресса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
391
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДВИЖНОСТИ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ / ЗАПАХ / КОРТИЗОЛ / СТРЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коцебук Ю.Ю., Зубрикова К.Ю., Бедарева А.В.

Изменения индивидуального запаха как отражение стресс-индуцированного преобразования комплекса летучих веществ, выделяемых в составе пота, зависит от психофизиологического статуса и пола обследуемых. Запах девушек с низким и средним УФП НП и высокой концентрацией кортизола в слюне во время экзамена оценивается юношами как менее привлекательный, но более сильный, чем запах девушек с высоким УФП НП. Запах юношей с высоким УФП НП, наоборот, имеет самый низкий балл привлекательности, как в состоянии покоя, так и во время экзамена. Выявленные взаимосвязи между психофизиологическими показателями, уровнем кортизола и индивидуальным запахом обследуемых студентов указывают на то, что запаховая привлекательность юношей и девушек зависит от основных свойств их нервной системы. Полученные в работе результаты расширяют теоретические представления о механизмах психофизиологической адаптации к учебной деятельности и прогностической оценке поведенческих реакций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коцебук Ю.Ю., Зубрикова К.Ю., Бедарева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь между нейродинамическими и эндокринными показателями с запаховой привлекательностью студентов в состоянии экзаменационного стресса»

международный научный журнал «инновационная наука» №11/2015 issn 2410-6070

2. Грушин, А.А. Функциональные показатели работоспособности и спортивный результат у элитных лыжниц-гонщиц / А.А. Грушин, А.Г. Баталов, В.Д. Сонькин // Вестник спортивной науки. - М. - № 3. - 2013. - С. 3-9.

3. Попов, О.И. Эргометрические и биоэнергетические критерии специальной работоспособности пловцов: автореф. дисс. ... канд. биол. наук / Попов Олег Игоревич. - М., 1999. - 21 с.

4. Попов, О.И. Эргометрический анализ динамики мировых рекордов в спортивном плавании на протяжении XX века / О.И. Попов // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. -М.: 1997. - Т. 1. - С. 129-136.

5. Costill, D.L. Inside running: basics of sports physiology. - Indianapolis: Benchmark Press, Inc., 1986. - 186 p.

6. Hill, A.V. The physiological basis of athletes records / A.V. Hill // Sci. Monthly, 1925. - № 2. - P. 409-428.

7. Joyner, M.J. Endurance exercise performance: the physiology of champions / Joyner M.J., Coyle E.F. // J. Physiol. 586.1. - 2008. - P. 35-44.

8. Lloyd, B.B. The energetics of running: an analysis of world records // Advancement Sci. - 1966. - V. 22. - P. 515-530.

© Колесник О.В., 2015

УДК 57.024

Ю.Ю. Коцебук

Биологический факультет Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, РФ

К.Ю. Зубрикова Биологический факультет Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, РФ

А.В. Бедарева к.б.н., биологический факультет Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, РФ

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИМИ И ЭНДОКРИННЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ С ЗАПАХОВОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В СОСТОЯНИИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА

Аннотация

Изменения индивидуального запаха как отражение стресс -индуцированного преобразования комплекса летучих веществ, выделяемых в составе пота, зависит от психофизиологического статуса и пола обследуемых. Запах девушек с низким и средним УФП НП и высокой концентрацией кортизола в слюне во время экзамена оценивается юношами как менее привлекательный, но более сильный, чем запах девушек с высоким УФП НП. Запах юношей с высоким УФП НП, наоборот, имеет самый низкий балл привлекательности, как в состоянии покоя, так и во время экзамена. Выявленные взаимосвязи между психофизиологическими показателями, уровнем кортизола и индивидуальным запахом обследуемых студентов указывают на то, что запаховая привлекательность юношей и девушек зависит от основных свойств их нервной системы. Полученные в работе результаты расширяют теоретические представления о механизмах психофизиологической адаптации к учебной деятельности и прогностической оценке поведенческих реакций.

Ключевые слова

Уровень функциональной подвижности нервных процессов, запах, кортизол, стресс.

Сдача экзамена - это ситуация, приводящая к эмоциональному стрессу, во время которой происходят эндокринные сдвиги и вегетативные изменения. Уровень гормона кортизола является самым надежным

международный научный журнал «инновационная наука» №11/2015 issn 2410-6070

маркером определения стресса. В последнее время метод определения уровня кортизола в слюне человека широко применяется в исследованиях социального, психологического и других видов стресса [5; 8]. Анализ нейродинамических показателей и уровня кортизола в состоянии относительного покоя и при психоэмоциональном стрессе, позволяет оценить степень адекватности индивидуальной психофизиологической адаптации студентов, а изменения их индивидуального запаха как отражение стресс-индуцированного преобразования комплекса летучих веществ, выделяемых в составе пота, может зависеть от психофизиологического статуса.

В связи с этим целью данного исследования было изучить, как меняется запаховая привлекательность юношей и девушек с разным уровнем функциональной подвижности нервных процессов до и после экзамена.

В исследовании принимали участие студенты университета в возрасте 17-20 лет. Была проведена оценка фоновых психофизиологических показателей юношей и девушек и выявлены у них устойчивые генетически-детерминированные признаки, были исследованы свойства высшей нервной деятельности, личностные особенности, характеристики темперамента и уровень гормонов. Далее изучалось пред- и постэкзаменационное состояние у лиц с разным уровнем функциональной подвижности нервных процессов (У ФП НП).

Проведенные исследования показали, что юноши и девушки с высоким УФП НП способны адекватно реагировать на экзаменационный стресс по сравнению со студентами, имеющими средний и низкий уровень. У студентов со средним и низким УФП НП экзамен вызвал сильную стрессовую реакцию, на что указывают данные о достоверном повышении кортизола после экзамена (таблица).

Таблица

Психофизиологические особенности студентов с разным уровнем функциональной подвижности нервных

процессов в состоянии покоя и после экзамена

Группы / Показатели Высокий УФП НП (n=19) Средний УФП НП (n=28) Низкий УФП НП(п=17)

Юноши (n=8) Девушки (n=11) Юноши (n=8) Девушки (n=20) Юноши (n=7) Девушки (n=10)

Реактивная тревожность (покой), балл 16,7±4,1 25,7±4,1** 18,5±6,8 23,4±2,6 19,8±1,3 19,6±1,4

Реактивная тревожность (после экзамена), балл 21,0±5,3 32,4±4,2** 32,6±3,7* 31,4±2,4* 27,5±3,1* 28,5±3,2*

Личностная тревожность (покой), балл 33,0±3,6 40,5±2,7** 37,1±4,5 43,2±2,3 33,5±1,8 40,8±1,9**

Личностная тревожность (после экзамена), балл 33,2±3,3 40,4±2,3** 37,3±3,9 43,5±2,7 33,3±1,6 40,8±1,6**

Уровень кортизола (покой), нг/мл 1,65±0,09 1,79±0,35 2,63±0,55 1,47±1,86 1,94±1,22 1,80±0,40

Уровень кортизола (после экзамена), нг/мл 2,16±0,47 2,48±0,58 5,14±1,88 3,65±0,64* 2,84±0,87 3,66±0,51*

Примечание: * - достоверные отличия между показателями в состоянии покоя и после экзамена; ** -достоверные отличия между юношами и девушками одной группы УФП НП

Как и для большинства млекопитающих, для человека хемосигналы имеют большое значение в социальных контактах [1; 4; 6; 7]. Сдача экзамена у студентов сопровождается теми же изменениями, что происходят при психоэмоциональном стрессе, приводящем к изменению запаха, который различается противоположным полом [3]. В настоящем исследовании, в состоянии покоя привлекательность запаховых образцов девушек оценивается юношами выше, чем после экзамена, так же и девушки оценивают запах юношей в покое как более привлекательный по сравнению с запахом, собранным после экзамена.

Экзаменационный стресс, реальность которого подтверждает повышение концентрации кортизола в слюне, приводил к достоверному снижению запаховой привлекательности студентов, по крайней мере, у девушек со средними и низкими значениями УФП НП.

В состоянии покоя девушки с низким УФП НП обладают наиболее привлекательным запахом, но после экзамена оценка их запаха резко снижается. Наиболее привлекательным запахом после экзамена обладают девушки с высоким УФП НП. У девушек наблюдается прямая зависимость привлекательности от силы запаха в состоянии покоя, т.е. при увеличении силы запаха, увеличивается его привлекательность, а во время

международный научный журнал «инновационная наука»

№11/2015

issn 2410-6070

экзамена наблюдается противоположный эффект - при увеличении силы запаха, резко снижается его привлекательность. Девушки с низким УФП НП имеют самый сильный запах, поэтому в состоянии покоя он оценивается как самый привлекательный, а после экзамена - как самый неприятный, это связано с повышением концентрации кортизола в слюне.

Юноши с высоким УФП НП получили наименьшую оценку запаховой привлекательности, как в состоянии относительного покоя, так и во время экзамена. Наиболее приятным запахом в состоянии покоя обладают юноши с низким УФП НП, но после экзамена их запах становится менее привлекательным (рис. 1).

0,5

-0,5

-1,5

£

■Девушки покой

Девушки экзамен

Юноши покой

Юноши экзамен

Высокий УФП Средний УФП Низкий УФП НП НП НП

Рисунок 1 - Запаховая привлекательность юношей и девушек с разным УФП НП в состоянии

относительного покоя и во время экзамена

В результате проведенного корреляционного анализа психофизиологических показателей у девушек было установлено, что уровень функциональной подвижности нервных процессов имеет достоверные корреляционные связи с работоспособностью головного мозга, динамичностью нервных процессов и привлекательностью запаховых образцов, собранных после экзамена. Так, у девушек с низким УФП НП отмечается низкая работоспособность головного мозга, низкая динамичность НП и низкие показатели запаховой привлекательности после экзамена (рис.2).

Рисунок 2 - Достоверная корреляционная связь психофизиологических показателей с уровнем кортизола у

девушек и их запаховой привлекательностью

0

международный научный журнал «инновационнаянаука» №11/2015 issn 2410-6070

Результаты корреляционного анализа для юношей также показали, что у юношей с низким УФП НП уменьшается работоспособность головного мозга и динамичность нервных процессов, преобладают процессы торможения над процессами возбуждения и повышается концентрация кортизола в слюне. УФП НП имеет достоверные корреляционные связи с показателями запаховой привлекательности - у юношей с низким УФП НП сила запаха уменьшается как в состоянии покоя, так и после сдачи экзамена, а привлекательность запаха увеличивается в обоих состояниях (рис.3).

Рисунок 3 - Достоверная корреляционная связь психофизиологических показателей с уровнем кортизола у

юношей и их запаховой привлекательностью

Выявленные достоверные корреляционные связи указывает на то, что запаховая привлекательность юношей и девушек зависит от основных свойств нервной системы.

Лица с высоким УФП НП более успешно справляются с переработкой информации по сравнению с обучающимися, имеющими низкий УФП НП. Это согласуется с литературными данными, указывающими на то, что студенты со слабой нервной системой имеют более низкий балл успеваемости и при выполнении когнитивной деятельности признаки утомления развиваются быстрее, чем у студентов с сильной нервной системой [2].

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что наиболее стрессогенной группой являются девушки с низким и частично со средним УФП НП. Студентки данных групп одинаково реагируют на экзамен достоверным повышением уровня реактивной тревожности, который указывает на то, что экзамен для них оказался серьезной стрессовой ситуацией, это подтверждается достоверным увеличением гормона стресса - кортизола, а также снижением запаховой привлекательности после экзамена.

Список использованной литературы:

1. Мошкин, М. П. Изменение запаха у студентов мужского пола при сдаче экзамена / Л. А. Герлинская, И. Е. Колосова, Н. А. Литвинова и др. // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. - 2006. -№ 10. - С. 1250-1259.

2. Литвинова, Н. А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и мышечной деятельности / Н.А. Литвинова. - Кемерово: Изд-во КемГУ, 2012. - 168 с.

3. Ackerl, K. The scent of fear / K. Ackerl, M. Atzmueller, K. Grammer // Neuro. Endocrinol. Lett. - 2002. - V. 23, N 2. - P. 79-84.

4. Bhutta, M. F. Sex and the nose: human pheromonal responses / M. F. Bhutta // J. R. Soc. Med. - 2007. - V. 100, N 6. - P. 268-274.

5. Engert, V. Differentiating anticipatory from reactive cortisol responses to psychosocial stress/ V. Engert, S.I. Efanov, A. Dushesne, S. Vogel, V. Corbo, J. Pruessner // Psychoneuroendocrinology. - 2013. - 38(8). - P. 13281337.

международный научный журнал «инновационная наука»

№11/2015

issn 2410-6070

6. Roberts, C. S. Good genes complementary genes human mate preferences. C. S. Roberts, A. C. Little// Genetica. - 2008. - V.134. - P. 31-43.

7. Savic, I. Brain response to putative pheromones in homosexual men/ I. Savic, H. Berglund, P. Lindstrom// Proc. Natl. Acad. Sci. USA. - 2005. - V102, №20. - P.7356-7361.

8. Wolfram, M. Cortisol responses to naturalistic and laboratory stress in student teachers: Comparison with a non-stress control day / M. Wolfram, S. Bellingrath, N. Feuerhahn, B.M. Kudielka // Stress and Health. - 2013. - 29. -P. 143-149.

© Ko^6yK ro.ro., 3y6pHKOBa K.ro., EegapeBa A.B., 2015

УДК 582

А.Х. Салихова

Аспирант Зкурса Биологического факультета Башкирского государственного университета Г. Уфа, российская федерация

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧВЕННЫХ ВОДОРОСЛЕЙ АЛЬГОФЛОРЫ ПРИРОДНОГО

ПАРКА «МУРАДЫМОВСКОЕ УЩЕЛЬЕ»

Аннотация

В данной статье впервые рассмотрены исследования почвенной альгофлоры на территории Природного парка «Мурадымовское Ущелье». Выявлено 25 видов и разновидностей водорослей. Почвенные водоросли различались не только видовым составом, но и обилием, спектром жизненных форм.

Ключевые слова Почвенные водоросли, видовой состав, жизненные формы.

В настоящее время одной из приоритетных экологических задач является проблема охраны биологического разнообразия, обеспечивающих человечество возобновляемыми ресурсами и поддерживающих экологическую стабильность окружающей среды [2].Стабильность и продуктивность экосистем в существенной степени зависят от интенсивности биологических процессов, протекающих в почвах, одним из показателей которых является биоразнообразие микроорганизмов [1,2,3].

Почвенные водоросли особо охраняемых природных территориях в основном изучаются на территориях заповедников и национальных парков [4,5,6], на территории Природного парка «Мурадымовское Ущелье» до настоящего времени в альгологическом отношении не изучалось. Знание об альгофлоре таких территорий позволяет получить «эталон», сравнение с которым даёт возможность выявить влияние экологических факторов антропогенного происхождения на сообщества почвенных водорослей [7].

Мурадымовское ущелье - природный парк на территории Республики Башкортостан. Образован Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан о Природном парке «Мурадымовское ущелье» №10 от 23 января 1998 года. В соответствии с геоботаническим районированием Башкирской АССР территория природный парк на землях Кугарчинского и Зилаирского районов на юге Республики Башкортостан в переходной зоне между низкогорьем западных краевых хребтов горнолесной зоны и Южно - Уральским пласкогорьем.

Целью данной работы является изучение биоразнообразия почвенных водорослей на территории Природного парка «Мурадымовское Ущелье».

Отбор проб проводился 2014году с июня по август, от уреза реки Большой Ик через пойму. Всего отобрано 10 почвенных проб. На каждом участке отбирали по 5 смешанных проб. При этом оценивали типы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.