_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PSYCHOLOGY_
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.101.11.058
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ У ПРОГРАММИСТОВ С РАЗЛИЧНЫМ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Научная статья
Забара И.В.1, *, Твердоступ К.Г.2
1 2 Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования, Симферополь, Россия
* Корреспондирующий автор (222325[at]ukr.net)
Аннотация
Статья посвящена изучению эмоционального выгорания у программистов с различными типами ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности. Описана структура и содержание компонентов различных типов ценностно-смыслового отношения программистов к профессиональной деятельности. Представлены различия в выраженности личностных черт у программистов с тем или иным типом отношения к профессиональной деятельности. Установлено, что взаимосвязь между личностными особенностями и эмоциональным выгоранием у программистов дифференцирована в зависимости от типа ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: программисты, отношение, профессиональная деятельность, эмоциональное выгорание, личностные черты.
THE RELATIONSHIP BETWEEN PERSONAL CHARACTERISTICS AND OCCUPATIONAL BURNOUT AMONG PROGRAMMERS WITH DIFFERENT AXIOLOGICAL ATTITUDES TO PROFESSIONAL ACTIVITIES
Research article
Zabara I.V.1, *, Tverdostup K.G.2
1 2 Crimean Republican Institute of Postgraduate Pedagogical Education, Simferopol, Russia
* Corresponding author (222325[at]ukr.net)
Abstract
The article studies occupational burnout in programmers with different types of axiological attitude towards professional activity. The study describes the structure and content of components of various types of axiological attitude of programmers to professional activity. The authors present the differences in the expression of personal traits in programmers with a particular type of attitude to professional activity. The article establishes that the relationship between personal characteristics and occupational burnout in programmers is differentiated depending on the type of axiological attitude to professional activity.
Keywords: programmers, attitude, professional activity, occupational burnout, personality traits.
Введение
Пандемия COVID-19 придала использованию цифровых ресурсов исключительное значение, многократно ускорила процессы цифровизации практически всех сфер человеческой деятельности. Президент России В.В. Путин поставил цифровизацию в ряду национальных приоритетов. На форуме «Открытые инновации» вице-премьер Д. Чернышенко назвал развитие кадрового потенциала одной из важнейших целей цифровой трансформации, так как «во всем мире и у нас в стране сейчас огромный спрос на цифровых специалистов» [12].
В сфере цифровых технологий программисты являются одними из ключевых фигур. Их труд приобретает все большую ответственность и общественную значимость, интенсифицируется и усложняется, что увеличивает эмоциональную напряженность, может приводить к стрессу и эмоциональному выгоранию.
Поиск причин и путей профилактики эмоционального выгорания у программистов становится насущной необходимостью, но работы, посвященные изучению этой проблемы, немногочисленны, что обусловило актуальность нашего исследования.
Методы и принципы исследования
В научной литературе отмечают как статические, так и динамические характеристики эмоционального выгорания (ЭВ). С одной стороны, эмоциональное выгорание - это состояние, имеющее определенные структурные компоненты - эмоциональное истощение, деперсонализацию, редукцию личностных достижений, а с другой - это процесс, развивающийся по ходу осуществления профессиональной деятельности [1]. Мы солидарны с В.В. Бойко в соотнесении его с механизмом развития стресса, включающим его основные фазы: «Напряжение», «Резистенцию», «Истощение» [2].
Предпосылками эмоционального выгорания у программистов, согласно научной литературе, выступают как определенные условия (социально-психологические и организационные), приводящие к неудовлетворенности и ощущению безысходности, так и особенности самой профессиональной деятельности, приводящие к психоэмоциональному напряжению, это отмечают К. Дементьева, А. Савельева, L. Alexander, N. McAllister и др.
Соотнесение предпосылок эмоционального выгорания у программистов с нематериальными мотивационными факторами показало, что эмоциональное выгорание связано с нереализованностью в профессиональной деятельности значимых мотивов программистов, определяющих творческую направленность, стремление к самореализации,
эмоциональное удовлетворение от работы, манифестирующих определенное отношение программистов к профессиональной деятельности, как утверждают А.А. Долныкова, F. Brooks, M.G. Weinberg и др. Кроме того, эмпирически доказано, что эмоциональное выгорание связано со снижением показателей творческой активности программистов. Можно предполагать взаимовлияние отношения к профессиональной деятельности и выгорания [10].
B.Н. Мясищев трактует психологические отношения как систему сознательных связей личности с объективной реальностью, характеризующуюся целостностью и избирательностью. Эта система вбирает опыт развития человека, определяет его переживания и направляет действия [9, С. 7].
Отношение программистов к профессиональной деятельности рассмотрено нами как многокомпонентный феномен, включающий когнитивный (осознание профессиональной деятельности как ценности, цели или средства), мотивационный (ценности, смыслы, потребности), эмоциональный (удовлетворенность профессиональной деятельностью) и поведенческий компоненты (результаты профессиональной деятельности) [6].
C.Т. Джанерьян на основании ценностей и смыслов субъекта выделяет отношение к профессиональной деятельности как к ценности-цели (ценностное отношение), как к цели (потребностно-технологическое отношение) и как к средству (средственное отношение) [5]. Ценностное отношение к профессиональной деятельности можно охарактеризовать как творческую направленность, деятельность по призванию, сопоставимую с личностными смыслами субъекта. Для потребностно-технологического отношения характерно слияние с профессией, приспособленность к решению технологических задач. Для средственного отношения профессиональная деятельность выступает средством удовлетворения потребностей субъекта, выступающими в качестве цели [5], [6].
В исследованиях, посвященных программистам, акцент делается на отношении, которое сближается с пониманием ценностного отношения к профессиональной деятельности, так как подчеркивается творческое отношение [4], [11], личностная значимость профессиональной деятельности для программистов, эмоции радости, испытываемые по отношению к ней [3]. Это отношение выступает фактором успешности в профессиональной деятельности, оно присуще высококлассным специалистам, поэтому и получает преимущественное внимание исследователей, хотя в публикациях профессионалов в IT сфере представлены и другие виды отношения -стремление к быстрейшему получению результата и вознаграждения или стремление к изучению новых инструментов программирования, акцентирование на процессе программирования, которые можно соотнести со средственным и потребностно-технологическим отношением согласно типологизации, предложенной С.Т. Джанерьян. В части исследований показано, что программисты могут руководствоваться не только мотивами творчества, стремлением к самореализации, личностному развитию в профессии, а и мотивами престижа, востребованности профессии, высокого материального вознаграждения, например, у В.В. Белоусовой, Д. Галич и др.
При изучении эмоционального выгорания у представителей преимущественно социономических профессий было установлено влияние различных личностных черт - тревожности, напряженности, сдержанности, нерешительности, конформизма, консерватизма, интровертированности, высокого уровня психологических защит и др. - на выраженность ЭВ, например, у Р.М. Айсиной, М.Ю. Гороховой, А.В. Мищенко и др.
Гораздо менее изучены личностные особенности, связанные с выгоранием, у представителей других типов профессий, в частности, у программистов. Кроме того, данные, полученные для представителей одной профессии, не могут в полной мере быть экстраполированы на представителей других профессий благодаря специфике содержания профессиональной деятельности.
Мы предположили, что взаимосвязь между выраженностью ЭВ и личностными особенностями у программистов вариативна в зависимости от типа отношения к профессиональной деятельности.
Целью данного исследования явилось изучение взаимосвязи между личностными особенностями программистов с тем или иным типом отношения к профессиональной деятельности и выраженностью у них эмоционального выгорания.
В исследовании приняли участие 96 человек, программисты-мужчины в возрасте от 23 до 62 лет, сотрудники различных предприятий и организаций Республики Крым.
На предыдущих этапах исследования мы установили типы отношения программистов к профессиональной деятельности - ценностный, потребностно-технологический, средственный, диффузный, и выделили группы программистов, реализующих тот или иной тип отношения на основании ведущего содержания когнитивного и мотивационного компонентов отношения [6].
Ценностный тип отношения присущ 24 программистам и характеризуются осознанием профессиональной деятельности как ценности и мотивами достижения, потребностно-технологический (31 человек) - осознания профессиональной деятельности как цели и мотивами преобразования и/или кооперации, средственный (22 человека) - как средства и мотивами коммуникации, конкуренции и/или утилитарным. Диффузному типу (19 человек) соответствует вариативность выраженности содержания когнитивного и мотивационного компонентов.
Для изучения эмоционального выгорания у программистов нами была использована «Методика диагностики эмоционального выгорания» В.В. Бойко [1]. Личностные особенности исследовались с помощью методики многофакторного исследования личности Р.Б. Кеттелла.
Исследование эмоционального выгорания позволило говорить о наличии сформированного ЭВ у части программистов и о тенденции его формирования по всей выборке программистов. Структура эмоционального выгорания у программистов была нами подробно описана [8]. Была установлена дифференцированность выраженности ЭВ у программистов в зависимости от типа отношения к профессиональной деятельности. Следует отметить, что наиболее высокий уровень выраженности ЭВ присущ программистам с ценностным отношением, а наименьший уровень - программистам с диффузным отношением относительно всей группы программистов. Программисты с диффузным отношением к профессиональной деятельности значимо моложе программистов с другими типами отношения.
Мы определили, что программисты с различным типом отношения к профессиональной деятельности различаются выраженностью личностных черт. У программистов с ценностным отношением к профессиональной деятельности по сравнению с программистами с другими типами отношения наиболее проявляются низкая нормативность (вср.= 3,6), прямолинейность (№р. = 4,5); у программистов с потребностно-технологическим отношением - консерватизм (01ср. = 3,8); у программистов со средственным отношением - замкнутость (Аср. = 4,2), нерешительность (Нср. = 4,5), подозрительность, «защита» (Ьср. = 7,2); у программистов с диффузным отношением -мечтательность (Мср. = 7,4), экстраверсия (Б2 = 6,3). Выраженность данных черт у программистов с диффузным отношением к профессиональной деятельности может быть обусловлена молодым возрастом и недостатком жизненного и профессионального опыта [7].
Основные результаты
С помощью корреляционного анализа Спирмена были установлены взаимосвязи между показателем выгорания и личностными особенностями программистов, реализующими различные типы отношения к профессиональной деятельности (Таблица 1).
Таблица 1 - Ранговые корреляции между эмоциональным выгоранием и личностными особенностями программистов с различными типами отношения к профессиональной деятельности (г критерий Спирмена)
Тип отношения Выгорание/личностные особенности
A B C F G H L N O Q3 Q4 F1 F2
Ценностный 0,76 0,66 0,74
Потребностно-технологический -0,67 -0,62 -0,73 -0,79
Средственный -0,82 0,70 -0,72 -0,70
Диффузный -0,88 0,92 -0,69 -0,88 0,64 0,65 0,69
Примечание: уровень значимости р<0,05
У программистов с ценностным отношением к профессиональной деятельности существуют корреляционные связи между эмоциональным выгоранием и проявлениями эго-напряженности (04), чувства вины (О), высокой тревожности (Б1). Данные черты (О, 04, Б1) составляют корреляционную плеяду (г>0,6; р<0,05), взаимно усиливая друг друга. Выраженность эмоционального выгорания у программистов с ценностным отношением к профессиональной деятельности связано с усилением комплекса личностных характеристик - эго-напряженности, высокой мотивации в сочетании с неуверенностью в себе, неудовлетворенностью собой, тревожностью, фрустрированностью, неудовлетворенностью достигнутым. Усиление данного комплекса, в свою очередь, может препятствовать реализации ценностного отношения к профессиональной деятельности, направленного на творчество, самоактуализацию и самореализацию в профессиональной деятельности.
У программистов с потребностно-технологическим отношением к профессиональной деятельности существуют корреляционные связи между эмоциональным выгоранием и проявлениями сдержанности (Б), низкого супер-эго (в), нерешительности (Н), интроверсии (Б2). Данные черты (Б, в, Н, Б2) составляют корреляционную плеяду (г>0,6; р<0,05), взаимно усиливая друг друга. Выраженность эмоционального выгорания у программистов с потребностно-технологическим отношением к профессиональной деятельности связано с усилением комплекса личностных характеристик - сдержанности, озабоченности, осторожности, низкой нормативности, несогласия с общепринятыми нормами, нерешительности, интроверсии. Усиление данного комплекса может вести к сложностям в социально-перцептивном аспекте взаимодействия и препятствовать реализации потребностно-технологического отношения к профессиональной деятельности, направленного на осуществление профессиональной деятельности через встроенность в технологический процесс, включенность и вовлеченность в общую деятельность.
У программистов со средственным отношением к профессиональной деятельности существуют корреляционные связи между эмоциональным выгоранием и проявлениями сдержанности (Б), подозрительности (Ь), прямолинейности (М), низкого самоконтроля (03). Черты Б, N 03 составляют корреляционную плеяду (г>0,6; р<0,05), взаимно усиливая друг друга. С одной стороны, выраженность эмоционального выгорания у программистов со средственным отношением к профессиональной деятельности связана с усилением фактора Ь (подозрительность, эгоцентричность, «защита»), являющегося отличительным для программистов со средственным отношением и соотносится с направленностью средственного отношения к профессиональной деятельности - использованием деятельности для удовлетворения собственных потребностей, с ней не связанных. С другой стороны, выраженность эмоционального выгорания связана с усилением комплекса личностных особенностей (озабоченность, прямолинейность, бестактность, следование своим побуждениям, внутренняя конфликтность представлений о себе), которые могут затруднять успешное удовлетворение своих потребностей в процессе профессиональной деятельности и профессионального взаимодействия.
У программистов с диффузным отношением к профессиональной деятельности существуют корреляционные связи между эмоциональным выгоранием и проявлениями замкнутости (А), высокого интеллекта (В), слабости Я (С), нерешительности (Н), чувства вины (О), высокой эго-напряженности (04), высокой тревожности (Б1). Черты А, В, С, Н составляют корреляционную плеяду (г>0,6; р<0,05), взаимно усиливая друг друга. Выраженность эмоционального выгорания связана с усилением комплекса личностных характеристик - замкнутости, необщительности, высокого интеллекта, эмоциональной неустойчивости, переменчивости, чувства вины, нерешительности, застенчивости.
Высокий интеллект имеет прямые корреляционные связи с неуверенностью в себе, чувством вины, высокой мотивацией, высокой тревожностью. Учитывая молодой возраст программистов с диффузным отношением к профессиональной деятельности, можно предположить, что для данного типа отношения существует тенденция развития ЭВ при наличии высокого профессионального потенциала и комплекса личностных особенностей, затрудняющих его реализацию в профессиональной деятельности.
Заключение
Результаты исследования подтвердили гипотезу, что личностные особенности, взаимосвязанные с выраженностью ЭВ у программистов, дифференцированы в зависимости от типа отношения к профессиональной деятельности.
Выраженность эмоционального выгорания у программистов с ценностным отношением к профессиональной деятельности взаимосвязана с такими личностными особенностями как высокая эго-напряженность, чувство вины, высокая тревожность; у программистов с потребностно-технологическим отношением - с такими особенностями как сдержанность, низкая нормативность, нерешительность, интроверсия; со средственным отношением - с такими особенностями как сдержанность, подозрительность, прямолинейность, низкий самоконтроль; с диффузным отношением - с такими особенностями как замкнутость, высокий интеллект, слабость Я, нерешительность, чувство вины, высокая эго-напряженность, высокая тревожность.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Бойко В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания / В. В. Бойко // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / под ред. Райгородского Д. Я. - Самара: изд. дом «БАХРАХ-М», 1999. - С. 161-169.
2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
3. Брукс Ф. Проектирование процесса проектирования: записки компьютерного эксперта / Фредерик Брукс. - М.: Вильямс, 2012. - 464 с.
4. Верещагина Л.А. Доминирующие потребности и профессиональные мотивы специалистов в сфере информационных технологий / Л. А. Верещагина, В. Е. Погребицкая, А. В. Чугаева // Петербургский психологический журнал. - №7. - 2014. - С. 1-30.
5. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ / С. Т. Джанерьян. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2004. - 480с.
6. Джанерьян С.Т. Особенности эмоционального выгорания у программистов с различными типами ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности / С.Т. Джанерьян, И.В. Забара // Педагогика и просвещение. - 2019. - № 2. - С. 32-40.
7. Забара И.В. Атрибутивные признаки различных типов отношения к профессиональной деятельности у программистов / И.В. Забара / Экспериментальные и теоретические исследования в XXI веке: проблемы и перспективы развития. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции (31 мая 2018): в 3-х чч. -Ростов-на-Дону: Изд-во Южного университета ИУБиП, 2018. - Ч. 1. - С. 120-125.
8. Забара И.В. Структура эмоционального выгорания у программистов с различным типом отношения к профессиональной деятельности / И.В. Забара / Сборник материалов международной научно-практической конференции (30 июня 2018) / Под ред. А.А. Коротких. - М.: Центр научного развития «Большая книга», 2018. - С. 48-52.
9. Мясищев В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев // Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356с.
10. Рудницкий В. А. Эмоциональное выгорание как фактор снижения творческой активности в деятельности инженеров-программистов компаний IT / В. А. Рудницкий, Е. И. Бараева, Т. Ю. Шлыкова, Е. А. Демьянчик // Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. статей. - Психологические науки. Выпуск 15. - Минск: РИВШ. - 2015. - С. 183-192.
11. Хахалин А.В. Мотивация персонала компьютерных проектных организаций: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / Андрей Владимирович Хахалин. - Москва, 2005. - 20с.
12. Число IT-специалистов увеличится в три раза к 2024 году // Российская газета. - 2020. - [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2020/10/19/chislo-it-specialistov-uvelichitsia-v-tri-raza-k-2024-godu.html (дата обращения 19.10.2020)
Список литературы на английском языке / References in English
1. Bojko V.V. Metodika diagnostiki urovnja jemocional'nogo vygoranija [Diagnostic technique for the level of emotional burnout] / V. V. Bojko // Prakticheskaja psihodiagnostika. Metodiki i testy [Practical psychodiagnostics. Techniques and tests] / ed. Rajgorodskogo D. Ja. - Samara: «BAHRAH-M», 1999. - P. 161-169. [in Russian]
2. Bojko V.V. Sindrom «jemocional'nogo vygoranija» v professionalem obshhenii [Syndrome of "emotional burnout" in professional communication] / V. V. Bojko. - SPb.: Piter, 1999. - 105 p. [in Russian]
3. Bruks F. Proektirovanie processa proektirovanija: zapiski komp'juternogo jeksperta [The Design of Design: Essays from a Computer Scientist] / Frederik Bruks. - Moscow: Williams, 2012. - 464 p. [in Russian]
4. Vereshhagina L.A. Dominirujushhie potrebnosti i professional'nye motivy specialistov v sfere informacionnyh tehnologij [Dominant needs and professional motivations of IT specialists] / L. A. Vereshhagina, V. E. Pogrebickaja, A. V. Chugaeva // Peterburgskij psihologicheskij zhurnal [Petersburg Psychological Journal]. - №7. - 2014. - P. 1-30. [in Russian]
5. Dzhaner'jan S.T. Professional'naja Ja-koncepcija: sistemnyj analiz [Professional Self-concept: system analysis] / S. T. Dzhaner'jan. - Rostov n/D: Publishing House Growth. un-ta, 2004. - 480p. [in Russian]
6. Dzhaner'jan S.T. Osobennosti jemocional'nogo vygoranija u programmistov s razlichnymi tipami cennostno-smyslovogo otnoshenija k professional'noj dejatel'nosti [Features of emotional burnout among programmers with various types of value-sense attitude to professional activity] / S.T. Dzhaner'jan, I.V. Zabara // Pedagogika i prosveshhenie [Pedagogy and education]. - 2019. - № 2. - P. 32-40. [in Russian]
7. Zabara I.V. Atributivnye priznaki razlichnyh tipov otnoshenija k professional'noj dejatel'nosti u programmistov [Attributive signs of various types of attitude to professional activity among programmers] / I.V. Zabara / Jeksperimental'nye i teoreticheskie issledovanija v XXI veke: problemy i perspektivy razvitija. Materialy XIV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (31 maja 2018) [Experimental and theoretical research in the 21st century: problems and prospects for development. Materials of the XIV All-Russian Scientific and Practical Conference (May 31, 2018)] : in 3 Chapters. - Rostov-on-Don: Publishing House of the Southern University of IUBiP, 2018. - Ch. 1. - P. 120-125. [in Russian]
8. Zabara I.V. Struktura jemocional'nogo vygoranija u programmistov s razlichnym tipom otnoshenija k professional'noj dejatel'nosti [The structure of emotional burnout among programmers with a different type of attitude to professional activity] / I.V. Zabara / Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (30 ijunja 2018) [Collection of materials from the international scientific and practical conference (June 30, 2018 )] / ed. A.A. Korotkih. -Moscow, Center for Scientific Development "Big Book", 2018. - P. 48-52. [in Russian]
9. Mjasishhev, V.N. Psihologija otnoshenij [Psychology of Relations] / V. N. Mjasishhev // Voronezh: NPO «MODJeK» 1995. - 356p. [in Russian]
10. Rudnickij V. A. Jemocional'noe vygoranie kak faktor snizhenija tvorcheskoj aktivnosti v dejatel'nosti inzhenerov-programmistov kompanij IT [Emotional burnout as a factor in reducing creative activity in the activities of software engineers of IT companies] / V. A. Rudnickij, E. I. Baraeva, T. Ju. Shlykova et al. // Istoricheskie i psihologo-pedagogicheskie nauki: sb. nauch. Statej [Historical and psychological and pedagogical sciences]. - Psihologicheskie nauki. [Psychological sciences]. Issue 15. - Minsk: RIVSh. - 2015. - P. 183-192. [in Russian]
11. Hahalin A.V. Motivacija personala komp'juternyh proektnyh organizacij [Motivation of the staff of computer design organizations] : autoref. dis....of PhD in Sociology : 22.00.08 / Andrej Vladimirovich Hahalin. - Moskva, 2005. - 20p. [in Russian]
12. Chislo IT-specialistov uvelichitsja v tri raza k 2024 godu [The number of IT specialists will triple by 2024] [Electronic resource] // Rossijskaja gazeta [Russian newspaper]. - 2020. - [Electronic resource] URL: https://rg.ru/2020/10/19/chislo-it-specialistov-uvelichitsia-v-tri-raza-k-2024-godu.html (accessed: 19.10.2020). [in Russian]